стр. 1
(из 2 стр.)

ОГЛАВЛЕНИЕ

Следующая >>


Суставова Татьяна Леонидовна
Инвестиционная деятельность в трансформируемой экономике региона (на примере Сахалинской области)
Специальность 08.00.05 - Экономика и управление народным хозяйством
Автореферат
диссертации на соискание ученой степени кандидата экономических наук
Москва 1998 г.
PaGoia выполнена на кафедре теории и практики государственною ре1улнрования рыночной экономики Россннскон академии юсударственнон службы нрн Пре «идеи ie Российской Федерации.
Общая характеристика работы
Актуальность темы исследования определяется необходимостью в коренных преобразованиях инвестиционной сферы российской экономики. Снижение инвестиций в основной капитал не прекращается. Это свидетельствует о неадекватности макроэкономических преобразований, осуществляемых в стране, и проблем организационно-экономического механизма инвестиционного процесса. Экономическая наука призвана не только оценивать кризисное состояние инвестиционной сферы, но и прогнозировать результаты ее трансформации, обосновывать приоритетные направления инвестиционной деятельности в государстве в целом и в его регионах. Инвестиционная активность при этом рассматривается, как основной фактор экономического роста, зависящий прежде всего от экономической динамики, соотношения спроса и предложения, особенно на инвестиционных рынках, от уровня монополизации ведущих отраслей материального производства, наличия эффективных собственников и стратегических инвесторов.
Инвестиционный кризис охватил большинство регионов страны, все сферы ее экономики, стал одной из главных причин замедления процесса стабилизации и экономического роста. По данным ЦЭК при Правительстве РФ: при стабилизации ВВП (100.4% к уровню 1996 г.) снижение инвестиций в основной капитал в 1997 г. продолжилось и составило почти 6% по сравнению с 1996 г., при этом инвестиции в производственное строительство сократились на 2.2%, непроизводственное - на 13.2%. Удельный вес долгосрочных кредитов в общем объеме за 1997 г. не показал тенденции к росту и остался на уровне 3-4%, что в 10 раз меньше оптимальной для России пропорции.
Несмотря на принятую Правительством РФ в 1994 г. "Комплексную программу стимулирования отечественных и иностранных инвестиций в экономику Российской Федерации", проблема преодоления инвестиционного кризиса не решена. Это подчеркивает настоятельную необходимость для России реформы
инвестиционной сферы с целью формирования благоприятного для инвестиций климата. В условиях реформируемой экономики такая проблема может решаться лишь в русле оптимального сочетания рыночного механизма саморегулирования с гибким и активным воздействием на макро-, мезо- и микроуровнях, оказываемым государством на процессы, происходящие в экономике.
Первостепенной стала задача выработки эффективного механизма государственного воздействия на инвестиционную деятельность, с одной стороны, и, с другой, - выявления точек взаимодействия участников инвестиционного процесса, более полного использования экономических стимулов.
Принятые в 1992 - 1996 гг. региональные программы разрабатывались в иных социально-экономических реалиях. Предполагалось, что основная доля финансовой нагрузки должна была лечь на федеральный бюджет. К 1998 году ситуация изменилась. Федеральный бюджет не в силах обеспечить весь объем финансирования, предусмотренный в программах. Необходимы нетрадиционные источники финансирования, в формировании которых значительная роль должна принадлежать регионам.
Неравномерное региональное развитие Российской Федерации придает особое значение такой инвестиционной деятельности в регионах, которая была бы в органическом единстве с общегосударственными социально-экономическими приорететами. Разумеется от региона к региону она не может быть строго идентичной. Ее разнообразие по направленности, приоритетам и масштабам инвестиций предопределяется наличием обширного числа различных, а иногда и диаметрально противоположных природно-географических, социально-экономических и других факторов. Тем не менее группировка типовых вариантов активизации инвестиционной деятельности в регионах России осуществима.
Соискатель полагает возможным использовать результаты исследования, проведенного на примере Сахалинской области, при разработке концепций ин-
вестиционной деятельности в подобных ей по экономико-географическим характеристикам регионах. В этой связи важен выбор эффективного механизма государственного регулирования инвестиционной деятельности в регионе, учитывающего особенности островной области, инициирующего качественные сдвиги в воспроизводственном процессе и активно стимулирующего инвестиционную деятельность. Актуальность научного осмысления такого выбора очевидна. В теоретическом аспекте эта проблема находится в сопряжении с поиском путей совершенствования государственной региональной политики, а в практическом - с формированием в регионе благоприятного инвестиционного климата. Степень разработанности проблемы.
Рассмотрение различных аспектов проблемы реформирования инвестиционной сферы, активизации инвестиционной деятельности нашло свое отражение в фундаментальных исследованиях Д. Кейнса, П. Массе, Д. Маури, П. Самуэльсона, В. Хойера и др. Созданию нового финансово-экономического механизма инвестиционной и инновационной деятельности посвящены работы В. И. Кушлина, В. П. Караваева, Д. С. Львова, Б. 3. Мильнера, В. В. Новожилова, Т. С. Хачатурова, а также В. Г. Лебедева, А. М. Марголина, Н.М. Мухетдино-вой, В. В. Перской, А. Н. Фоломьева и др. Однако вопрос исследования сущности региональной инвестиционной деятельности и механизма государственного воздействия на нее, учитывающего интересы самоуправляющихся структур, недостаточно изучен как отечественными, так и иностранными учеными. Хотя нельзя не отметить, что данный вопрос затрагивался в публикациях А. Лаврова, В. И. Лексина, П. А. Минакира, , А. Н. Попова, И. Тихомировой, А.Г. Шаповальянца и А.Н. Швецова, а также в исследованиях, выполненных в РАГС при Президенте РФ.
Указанные работы использовались в ходе исследования, также как материалы научных конференций, проводимых международными и российскими
организациями, в частности, распространяемые по сети ИНТЕРНЕТ, законодательные акты Российской Федерации, документы Правительства РФ, администрации Сахалинской области, российские статистические справочники и т.п.
Необходимость продолжения исследований по рассматриваемой проблематике с научным обоснованием механизма привлечения инвестиций и их эффективного использования, формирования конкурентной среды и благоприятного инвестиционного климата в регионе очевидна.
Цель диссертационного исследования заключается в разработке и научном обосновании механизма привлечения и эффективного использования инвестиций в экономику депрессивного региона, учитывающего региональную специфику источников финансирования и их соотношение между собой.
В ходе исследования применительно к регионам решались следующие задачи:
- уточнение теоретического понимания инвестиций и составляющих элементов инвестиционной сферы и инвестиционной деятельности;
- определение форм и методов государственного регулирования инвестиционной деятельности, учитывающих взаимосвязи федеральных и региональных органов власти с органами местного самоуправления;
- исследование структурных составляющих инвестиционного климата и их влияния на его оценку;
- определение особенностей и факторов развития инвестиционной деятельности в Сахалинской области;
- выявление перспектив активизации инвестиционной деятельности и предложение механизма привлечения и эффективной реализации инвестиций.
Объектом исследования является трансформируемая экономика региона, ее инвестиционный комплекс и происходящие в нем инвестиционные процессы (на примере Сахалинской области). Предмет исследования - экономические отношения, возникающие в
процессе привлечения и реализации инвестиций, факторы развития и регулирования инвестиционной деятельности в целях повышения ее эффективности.
Методология исследования. Теоретической и методологической основой исследования избраны современные методы познания, позволяющие рассматривать инвестиционный процесс в неразрывном единстве с другими экономическими процессами, развивающимися в ходе преобразований, научные труды отечественных и зарубежных ученых, раскрывающие закономерности инвестиционной сферы. Аналитической базой для обоснования концептуальных положений, обеспечения достоверности выводов и предложений явились: статистические данные Госкомстата Российской Федерации и его региональных органов, материалы Сахалинской администрации, ряда исследовательских институтов. При этом применялись методы логического, статистического и системного анализа, методы экспертных оценок и прогнозирования.
Научная новизна результатов исследования заключается в разработке автором механизма привлечения и эффективного использования инвестиций в депрессивных регионах, создающего в них возможность активизации инвестиционной деятельности и включающего организационный блок ее регулирования. Научная новизна характеризуется следующими теоретическими положе-
ниями:
- на основе новых методологических разработок, включающих административно-территориальный подход, применительно к условиям трансформируемой экономики дано определение региональной инвестиционной деятельности, главным объектом которой являются региональные инвестиции, финансируемые за счет бюджетных и внебюджетных источников федерального и регионального уровней, которые реализованы и(или) реализуются в течение определенного отрезка времени в народнохозяйственном комплексе конкретного региона, а также разработана схема региональной инвестиционной деятельности с обновленной классификацией составляющих указанную схему элементов;
- по результатам сравнительного анализа отечественного и зарубежного опыта, среди форм и методов государственного регулирования инвестиционной деятельности определены приоритеты для депрессивного региона в виде: территориально-отраслевого программирования и индикативного планирования, включая федеральные и региональные программы, оперативного мониторинга, бюджетного и внебюджетного управления и др.;
- конкретизированы применительно к региону технико-технологические, социально-экономические и организационно-управленческие компоненты инвестиционного климата (инвестиционный потенциал, инвестиционный риск и инвестиционное законодательство) и на базе метода экспертно-балльных оценок определено их влияние на его рейтинг;
- на основе всестороннего исследования социально-экономического положения Сахалина научно обоснована ведущая роль реальных инвестиций в поступательном развитии региона и определены стратегические направления их использования, в том числе нефтегазовых ресурсов , запасов угля, лесных, морских и речных биологических ресурсов, а также сделаны прогнозные оценки участия отечественных предпринимательских структур в региональной и межрегиональной инвестиционной деятельности;
- предложен механизм привлечения и эффективной реализации инвестиций в регионе, в частности путем создания на территории Сахалина "локальных" особых экономических зон и их развития на основе территориально-отраслевых программ.
Практическая значимость работы состоит в том, что сформулированные в ней выводы и предложения могут быть использованы как на федеральном, так и на региональном уровне:
- для решения долгосрочных, среднесрочных и текущих задач развития инвестиционной сферы Сахалинской области и ряда других регионов; - при выборе оптимальных путей формирования и реализации региональ-
ной инвестиционной политики;
- при формировании и реализации федеральных и региональных целевых инвестиционных программ, а также при отборе и реализации конкретных инвестиционных проектов;
- отечественными и иностранными предпринимателями для участия в региональной инвестиционной деятельности. Апробация результатов исследования.
Основные положения исследования в виде предложений и рекомендаций докладывались автором на совещаниях и заседаниях администрации Сахалинской области, слушаниях в Сахалинской областной Думе, а также на научных конференциях, дискуссиях, семинарах в Российской Академии Государственной Службы при Президенте Российской Федерации, в Южно-Сахалинском государственном педагогическом институте и Российско-Американской школе бизнеса (Сахалинское отделение) в 1995 - 1997 годах. Ряд рекомендаций был учтен при подготовке проектов нормативных документов областного значения и нашел отражение в публикациях общим объемом 2,5 печатных листа. Структура диссертации: Введение, глава 1, глава П, заключение, список использованных источников и литературы, приложения.
Содержание работы
Во введении обосновывается актуальность выбранной темы, научная новизна исследования, определены его цели и задачи, приводится апробация полученных результатов.
В первой главе "Теоретические основы и особенности региональной инвестиционной деятельности в переходный период" исследуются теоретические вопросы и экономические категории, определяющие содержание инвестиционной сферы и составляющих ее компонентов, раскрываются сущность региональной инвестиционной деятельности, взаимосвязь социально-экономических,
технико-технологических, организационно-управленческих условий инвестиционного климата и роль государственного регулирования инвестиционных процессов в регионе.
На основе анализа различных представлений о категории "инвестиции" в работе предложены теоретическое понимание категории "региональные инвестиции" и подходы к обоснованию концепции инвестиционной деятельности в регионе, определяются формы воздействия государства и его местных органов на процессы, происходящие в инвестиционной сфере, приводятся различные классификации инвестиций.
На основе проведенного анализа сделано заключение, что в трудах отечественных ученых-экономистов каких-либо определенных выводов о понятии "региональные инвестиции" применительно к субъекту РФ не обнаруживается, хотя известно, насколько заметное место в теории и практике централизованно планируемой экономики в бывшем СССР занимала проблема регионального размещения производительных сил и направления государственных капиталовложений в экономику бывших республик, краев и областей. То же констатируется и в отношении зарубежных экономистов, учитывая серьезность проработки некоторыми из них вопросов государственного регулирования инвестиций в экономику слаборазвитых административно-территориальных образований, например, в США, Канаде, Бразилии, Индии, Франции, ФРГ и ряде других стран.
В указанном аспекте в работе инвестиции рассматриваются в качестве, во-первых, общегосударственных и, во-вторых, региональных. При этом общегосударственными предлагается считать все и во всех существующих формах и видах инвестиции, состоявшиеся в течение определенного периода времени в экономике конкретного государства, соответственно, региональными - те инвестиции, которые независимо от их форм и видов были реализованы в течение определенного отрезка времени на территории конкретного административно-территориального образования, входящего в состав указанного государ-
ства. В этом случае сумма региональных инвестиций должна быть за определенный период времени равна объему общегосударственных инвестиций, естественно, при условии неизменности границ такого государства, а также границ и числа регионов, его составляющих. В математическом выражении приводимая в административно-территориальном аспекте классификация инвестиций представлена в виде формулы:
?Rn=Q
где, R -региональные инвестиции, осуществленные за конкретный период времени; п - число регионов;
Q - объем общегосударственных инвестиций за тот же период времени.' Отмечается, что в данном случае объем общегосударственных инвестиций носит функциональный характер. Чем больше объемы региональных инвестиций, длиннее учитываемый период времени, а также значительнее число регионов, тем выше объем общегосударственных инвестиций. В этой главе соискатель дает также обновленную классификацию инвестиций в регионе.
При понимании инвестиций как динамичной категории, проявляющей себя в инвестиционной деятельности, исследователь рассматривает различные ее формы, в том числе и в региональном аспекте.
Исходя из определения инвестиционной активности (деятельности) В.В. Перской, как "вложения инвестиций (инвестирование) и совокупности практических действий по их реализации "^ диссертант выделяет в инвестиционном процессе прединвестиционную стадию и стадию реализации инвестиций и раскрывает их сущность как экономических категорий. Сначала, накопленные предварительно (за счет различных источников - собственных, заемных, привлеченных средств) ресурсы преобразуются во вложения (затраты) в объекты
' Примечание: проблема экспорта капитала и глобальных инвестиций в данном случае не рассматривается. ' Перская В.В. Экономическая устойчивость и инвестиционная активность - М„ РАГС, 1995, с12.
инвестиционной деятельности; затем в процессе производства эти вложения дают прирост капитальных стоимостей, характеризуя реализацию инвестиций. В свою очередь прирост капитальных стоимостей ведет к появлению новой потребительной стоимости и получению дохода или иного эффекта от инвестирования. Если эффект от вложения отсутствует, то цель инвестирования не достигнута и следует выяснять, где произошел сбой.
С учетом вышесказанного соискатель предлагает считать региональной инвестиционной деятельностью хозяйственную деятельность, главным объектом которой являются региональные инвестиции, финансируемые за счет бюджетных и внебюджетных источников федерального и регионального уровней, которые реализованы и(или) реализуются в течение определенного отрезка времени в народнохозяйственном комплексе конкретного региона. Для характеристики и более глубокого понимания инвестиционной деятельности в регионе в диссертации предлагается ее схема (рис. 1), отражающая вышеуказанные две стадии инвестиционной деятельности. При этом деятельность в первой ее стадии может, во-первых, относиться к инвестициям, осуществляемым за пределами данного региона, и, во-вторых, являться продолжением осуществляемой за пределами региона хозяйственной деятельности по инвестициям в его экономику. В работе подчеркивается, что помимо хозяйствующих субъектов, как отечественных, так и иностранных, в региональной инвестиционной деятельности участвует и государство на федеральном, региональном и местном уровнях. Представляя народнохозяйственный комплекс региона, как целостную систему взаимосвязанных рынков, соискатель доказывает, что инвестиционная деятельность проявляется в функционировании и взаимодействии системообра-зующих региональных рынков таких, как: рынок материальных ресурсов, рынок подрядных работ, рынок долгосрочных финансовых ресурсов для обеспечения инвестиционного процесса. Сделан вывод, что на современном этапе главная особенность региональной инвестиционной деятельности заключается в не-


Рис. 1 Структурная схема инвестиционной деятельности в регионе
развитости и несовершенстве региональных инвестиционных рынков.
По мнению диссертанта, предложенная схема не может рассматриваться как бесспорная, но она позволяет структурировать региональную инвестиционную деятельность и определить ее особенности, дать ей качественную характеристику, в первую очередь, в виде оценки регионального инвестиционного климата.
Соискатель рассматривает инвестиционный климат, как совокупность социально-экономических, технико-технологических, организационно-правовых условий и факторов, с одной стороны, содействующих инвестиционной деятельности, а, с другой, препятствующих ей. В работе подчеркивается, что инвестиционный климат может определяться в разных масштабах: мировых, континентальных, государственных и региональных. Он может также формироваться в отношении отдельных отраслей экономики в выше названных территориальных рамках, а также групп конкретных предприятий или отдельных производств. Но главное, конечно, состоит в том, что оценка инвестиционного климата, в частности, через выявления рейтинга инвестиционного потенциала и риска в отношении стран, регионов и отраслей является по сути характеристикой инвестиционной деятельности, осуществляемой на их территории в определенной период времени. При этом указанные условия и факторы не обязательно должны иметь региональные масштабы и характер, поскольку важнейшим фактором, определяющим состояние инвестиционного климата в регионе, выступают государство, его экономическая политика, изменения макроэкономической ситуации в стране.
В главе проанализированы способы и методы оценки инвестиционного климата в регионе, дается группировка регионов России по качеству потенциала и степени риска с учетом законодательных условий, рейтинг инвестиционной привлекательности Сахалинской области и еще 7 регионов подобных ей по экономико-географическим характеристикам (Камчатская, Магаданская, Республи-
ка Тыва, Таймырский, Корякский, Чукотский и Эвенкийский автономные округа). В исследовании в качестве составляющих инвестиционной привлекательности регионов России рассматриваются три самостоятельные характеристики: инвестиционный потенциал, инвестиционный риск и инвестиционное законодательство. Делается вывод, что регионы, имеющие более высокий потенциал, в большинстве своем являются менее рисковыми и наоборот. Отмечено появление новых центров притяжения инвестиций, например, "пояс инвестиционной благоприятности", протянувшийся от Белгородской области на западе до Свердловской на востоке.
Что же касается Сахалинской области и подобных ей регионов, то они не входят в 20 первых регионов по суммарным запасам минерально-сырьевых ресурсов (кроме Магаданской области), по производству валового национального продукта, по собственным доходам бюджета, по уровню развития совместного и иностранного предпринимательства, по соотношению доходов и прожиточного минимума, по результатам научно-технической деятельности и по уровню образования населения (кроме Камчатской и Магаданской областей). Ни один из 8 указанных регионов не оказался в списке регионов с наибольшим ростом потенциала за 1996 - 1997 годы (без ресурсной составляющей).
Говоря в целом об инвестиционном климате в избранной группе российских регионов, занимающих в силу природных факторов и причин исторического порядка почти эксклавное положение в Российской Федерации, соискатель полагает возможным рассматривать его, как только формирующийся, со слабо выраженными положительными факторами и тенденциями.
Диссертант считает, что формы и методы государственного регулирования имеют решающее значение для региональной инвестиционной деятельности. В главе дано их представление как хозяйственного инструмента, проявляющегося в виде различных форм государственного воздействия организационно-правового, административного, экономического характера, и дающего
Таблица •). Формы воздействия государства на инвестиционную деятельность (ИД) в регионе

Страна или группа стран
Инвестиц. стратегия
ДИД
ПИД
ПН ИД
Критерии эффектна
Источники <
шнансирования
Механизм стимулирования

А
Р




1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
Великобритания Германия Франция США Япония Страны АТР в том числе Китай Россия
0 0 0 0
0 0 0
0 0 ПП
'
1,2.3 4,6 2 5,6 6,7 2.8 9
1.2,3 1,3.4 1,3 1,3 1.3,4 1.2,3 1.2
0 0
0 0 0 0 0
0 0 0 0 0
0 0 0 0 0 0
0 0
0 0 0
0 0 0 0
0 0 0
0 0
0 0
110 111 112,113 114 114 111 11S 116











0
0 0
-

0 0
0

' - наличие
0 - отсутствие A - атакующая Р - реконструктивная
ДИД - децентрализация гос управления ИД ПИД - программирование ИД
ПН ИД - приоритетные направления ИД:
1 - зоны помощи
2 - промышленные зоны
3 - зоны развития
4 - социально-экономическая инфраструктура
5 - городские предпринимательские зоны
6 - инновационные центры
7 - расширение экспорта
8 - торговые зоны
9 - обеспечение саморазвития
Критерии эффективности:
1 - прибыль
2 - увеличение производственных мощностей
3 - создание рабочих мест
4 - повышение качества товаров
Источники финансирования:
1 - целевые субсидии
2 - ссуды
3 - региональные облигационные займы
4 - гранты и премии
5 - федеральные займы
6 - кредиты региональных администраций
7 - иностранные инвестиции
Механизм стимулирования ИД:
8 - налоговые льготы
9 - льготные кредиты
10 - софинансирование
11 - администрирование 110- институт спонсора контролера
111 - специальный совет по инвестициям
112 - организации регионального развития
113 - региональные институты участия
114 - сокращение государственного воздействия
115 - государственная инвестиционная корпорация
116 - государственный инвестиционный фонд
Источники Местное самоуправление в зарубежных странах, под общей ред. Н П Медведева, А И. Ракитова, А Ю Федорова, В В. Бенкевича,
С И Жупанова - М , "Юридическая литература", 1994 The making of the East Asia miracle // Word Bank Potay Research Bulletin - 1993 - 4. № 4 - Англ
13
право самостоятельного выбора поведения хозяйствующим субъектам. В этом контексте в диссертации анализируется опыт регулирования инвестиционных процессов на уровне регионов в зарубежных странах, определены основные используемые ими инструменты государственной поддержки региональных инвестиционных программ: целевые субсидии, займы, банковские кредиты, проведено сравнение с российским инструментарием. Результаты этого анализа представлены в таблице № 1. Соискатель отмечает, что стратегии и инвестиционные программы регионов разрабатываются за рубежом при самом непосредственном участии представителей деловых кругов, которые и являются в основном исполнителями этих программ. С учетом этого сделан вывод о неоднозначности форм и методов государственного регулирования, осуществляемого за рубежом и в России, применительно к инвестиционной деятельности на региональном уровне.
В исследовании подчеркивается, что практически во всех регионах РФ продолжает набирать силу начавшийся в 1991 г. процесс децентрализации принятия решений в области инвестиций и передачи регулирующих функций от правительственных структур непосредственно предприятиям, а в рамках самих исполнительных органов от федерального правительства к региональным и местным органам власти. При этом, однако, экономическая эффективность инвестиций остается низкой и тенденции к возрастанию не имеет^
Соискатель придерживается точки зрения, что государственная инвестиционная политика в РФ и другие формы государственного воздействия на инвестиционный процесс осуществляются в основном на федеральном уровне, в этих условиях актуальной становится задача выработки и проведения каждым регионом своей региональной инвестиционной политики. Основным ее инст-
Примечание: В соответствии с федеральной инвестиционной программой 1996 г. было предусмотрено ввести в действие 278 объектов производственного назначения (по уточненному перечню Минэкономики России), из них 120 объектов - за счет федерального бюджета на безвозвратной основе и 76 объектов - на возвратной основе, а введено всего 2.
рументом должны стать региональные целевые программы комплексного развития и в их составе инвестиционные программы. Ряд регионов России уже значительно продвинулся по этому пути. При всем разнообразии общим для всех их инвестиционных программ является определение и осуществление системы мер, обеспечивающей преодоление инвестиционного кризиса, то есть по сути такие программы являются антикризисными.
Оптимальным вариантом реализации инвестиционных программ является такой, при котором создаются условия для образования источников накопления инвестиционных ресурсов. В связи с этим актуальность приобретают проблемы поиска новых форм осуществления региональной инвестиционной политики, как на федеральном, так и на региональном уровнях, при оптимальном сочетании методов государственного и рыночного регулирования.
В условиях трансформируемой экономики вырабатываемая региональная инвестиционная политика на федеральном уровне должна максимально учитывать специфику каждого из регионов, обеспечивать перенос ответственности за развитие малого предпринимательства, социальной инфраструктуры при соответствующей государственной поддержке на региональный уровень, стимулировать разработку инвестиционных программ в регионах с особо своеобразными условиями. В этом можно убедиться на примере федеральной целевой Программы экономического и социального развития Дальнего Востока и Забайкалья на 1996-2005 годы, которой присвоен статус "Президентской программы".
Во второй главе "Механизм привлечения и эффективного использования инвестиций в экономике Сахалинской области" излагаются теоретические представления автора о путях и методах преодоления инвестиционного кризиса и повышения эффективности используемых инвестиционных ресурсов в этом регионе. Анализируются также основные факторы и специфические черты инвестиционной деятельности в регионе, рассматриваются основные направления
ее регулирования. Особое внимание уделяется организационно-экономическому механизму реализации инвестиционных программ Сахалинской области, который должен обеспечивать привлечение и эффективное использование инвестиций, предлагается структурная схема этого механизма.
Сахалинская область России имеет стратегическое значение. Особенность экономико-географического положения этого региона состоит в его удаленности от основного экономического, а, следовательно, инвестиционного потенциала России. С другой стороны, - Сахалин находится в непосредственной близости к странам Азиатско-Тихоокеанского региона (АТР). Объективно это предопределяет целесообразность высокой степени экономического взаимодействия Сахалина со странами АТР. В диссертации оспаривается тезис Дальневосточной программы, где связям со странами АТР придается слишком большое значение. По мнению соискателя, односторонняя ориентация на рынки АТР нерациональна. Необходима диверсификация внешнеэкономических связей, особенно в инвестиционном сотрудничестве.
Сахалинская область обладает значительным природным и производственным инвестиционным потенциалом, но уровень значимости этих природных ресурсов неодинаков: рыбные ресурсы по своим запасам и разнообразию являются основой развития рыбохозяйственного и биофармацевтического комплексов федерального значения, нефть и газ - нефтегазового и газохимического комплексов межрегионального значения, лесные ресурсы - основой регионального экспортного потенциала. С учетом этого в работе рассматривается два варианта дальнейшего развития инвестиционной деятельности на Сахалине:
1. Традиционный, при котором промышленно-сырьевая ориентация хозяйственного комплекса Сахалина и его инвестиционного обеспечения не претерпит существенных изменений. Следовательно, регион по-прежнему будет специализироваться на добыче сырьевых ресурсов. Реализация этого варианта возможна при условии сохранения существующей схемы финансовых отноше-
ний с федеральным центром.
2. Второй вариант предусматривает активную структурную перестройку экономики региона и повышение эффективности инвестиционной деятельности с активным внедрением в нее рыночных отношений. Этот вариант более предпочтителен, поскольку обеспечивает повышение эффективности производства, уровня жизни населения, предотвращение загрязнения природной среды. В диссертации отмечается, что переход от первого ко второму варианту объективно возможен.
Для рассматриваемых вариантов диссертантом определены следующие приоритетные направления инвестиционной деятельности региона, сформированные в основном под воздействием природно-сырьевого потенциала острова и его географического положения:
- необходимость ускорения крупномасштабных работ на шельфе о. Сахалин в рамках проектов "Сахалин 1-4", что позволяет значительно увеличить добычу и транспортировку нефти и газа для удовлетворения внутриобластных, межрегиональных потребностей и поставок на экспорт;
- осуществление газификации основных энергетических и коммунально-бытовых объектов южных и центральных районов, что может дать большой экономический эффект с одновременным улучшением экологической обстановки в регионе;
- значительное увеличение объемов переработки нефти и газа, благодаря созданию благоприятных условий для предпринимательства в этой отрасли и созданий предпосылок для увеличения экспорта ее продукции;
- обеспечение научно-обоснованного менеджмента в лесопромышленном комплексе;
-обновление рыболовецкого флота путем приобретения по лизингу средне- и малотоннажных автономных промысловообрабатывающих судов, оснащенных современной аппаратурой и технологическим оборудованием для
предварительной переработки сырья; -развитие биофармацевтической промышленности. В работе дается прогнозная оценка региональных инвестиций в экономику острова. Отмечается, что методы экстраполяции среднегодовых темпов прироста в этой оценке в полной мере не применимы, поскольку в конце 90-х годов и начале следующего столетия объем инвестиций только в нефтедобычу должен многократно превысить совокупный объем инвестиций, сделанных в экономику Сахалина в течение предыдущих нескольких десятилетий. В связи с этим, диссертант ограничивает период прогнозной оценки 15 годами, то есть инвестиционным сроком, определенным заключенными соглашениями о разделе продукции, учитывая возможные инвестиции в другие отрасли сахалинской экономики, рассчитанные методом экстраполяции среднегодовых темпов их роста за период начиная с 1960 по 1990 гг. Это позволило определить, что, начиная с 1998 г. до 2010 г., совокупный объем региональных инвестиций в экономику острова составит 5000-5100 млн. долл. США, то есть в десятки раз превысит их объем за предыдущие 30 лет. Планируемые на первое десятилетие XXI века ежегодные отчисления в бюджет области только по указанным соглашениям оцениваются 90 млн. долл. США.
Но пока областной бюджет далеко недостаточен для обеспечения комплексного социально-экономического развития области. Его дефицит растет от года к году и составляет одну пятую от потребностей, что не позволяет заметно улучшить положение дел в социальной сфере и в охране окружающей среды.
При оценке социально-экономического положения, сложившегося в области в конце 90-х годов, соискателем установлено, что на стимулирование инвестиционных процессов и осуществление на этой основе структурной перестройки островной экономики оказывает влияние ряд факторов, прежде всего общегосударственного значения: отсутствие четкого разграничения функций между федеральными и региональными, в том числе Сахалинскими органами
власти; невыполнение в установленные сроки мероприятий Федеральной целевой программы экономического и социального развития Дальнего Востока и Забайкалья; сложная экологическая ситуация в районах добычи природных ресурсов и местах их переработки и др.
К существующим объективным факторам, влияющим на социально-экономическую нестабильность в регионе, добавляются криминальные и другие подобные тенденции, вызывающие иррациональное использование природно-сырьевых богатств острова. Преодоление подобных негативных тенденций становится первостепенной задачей.
Проведенное исследование позволяет считать, что предпринимаемые администрацией области меры по стабилизации финансового положения экономики региона не принесли желаемых результатов в первую очередь из-за недостатков структурно-инвестиционной политики, которая не стимулирует инвестиции в высокоэффективные и конкурентоспособные производства.
На основе статистических данных инвестиционный климат оценивается в работе, как неблагоприятный, что позволило соискателю изложить нетрадиционные формы и механизмы привлечения финансовых ресурсов с целью осуществления приоритетных инвестиционных проектов Сахалинской области. К их числу, в первую очередь, отнесены такие проекты, которые могут рассматриваться как своеобразные территориально-отраслевые "точки роста" региональной экономики.
По мере развития экономики области значительно возрастает уровень ее интеграции с другими субъектами РФ в Дальневосточном регионе, и участия в интеграционных процессах в АТР. В этой связи в исследовании анализируется опыт создания свободной экономической зоны (СЭЗ) в Сахалинской области. Отмечается, что проект создания СЭЗ на Сахалине не был основательно проработан ни по типу зоны, ни по ее специализации. Он оказался противоречивым и страдает многими недостатками. Однако, иностранный капитал удалось при-
влечь в регион даже формальным объявлением СЭЗ. (См. таблицу № 2)
Таблица 2. Количество предприятий с иностранными инвестициями (ПИИ) в Сахалинской области (по данным областного комитета гос. статистики)
Показатели
1990
1991
1992
1993
1994
1995
1996
1997 ожид.
Количество зарегистрированных ПИИ (на конец года)
8
61
148
219
290
312
384
445
Количество действующих ПИИ (на конец года)
8
61
70
III
109
104
94
123
Уставный капитал, млн. долл.
н.д.
и.д.
97.9
109.5
118.9
131.9
104.3
147
Доля иностранного партнера в%
н.д.
н.д.
42.5
43.1
43.2
44.9
45.1
46.7
Для справки: количество зарегистрированных малых предприятий
н.д.
409
825
1623
1406
1403
2390
3230
В диссертации обосновывается, что Сахалинская область, в решении проблем экономического роста, главным системообразующим фактором которого является инвестиционная деятельность, должна разработать и иметь собственную инвестиционную стратегию.
По мнению диссертанта, дальнейшее развитие Сахалинской области с учетом предыдущего опыта должно идти по пути создания и развития эффективно управляемых, как указано выше, "точечных" (локальных) СЭЗ. Каждая такая зона должна иметь территориально-отраслевую программу (ТОП) комплексного развития, включающую в себя инвестиционную программу. В этом случае наиболее благоприятным будет такой сценарий развития региональной инвестиционной политики, при котором активное стимулирование отечественных и иностранных инвестиций будет сочетаться с регулированием их размещения в отраслевом и территориальном разрезах. Соискатель подчеркивает главный принцип государственного регулирования - сочетание рыночных механизмов хозяйствования с экономическим государственным регулированием в инвестиционной сфере и последовательным повышением роли предпринимательских структур в организации и обеспечении инвестиционного процесса.
В соответствии с принципами федерализма соискатель делает попытку найти ту грань между централизованным и децентрализованным распределением и использованием регионального валового продукта, которая бы обеспечивала создание достаточных источников и стимулов инвестиционной деятельности) следовательно и экономического роста. В связи с этим выдвигаются следующие задачи:
- поддержка баланса интересов всех участников инвестиционного процесса, инициаторов проектов, потенциальных инвесторов, государства и инвестиционных посредников;
- использование многоуровневой системы налогообложения;
- разработка финансового баланса региона, который, во-первых, учитывал бы параллельное развитие двух процессов: укрепление собственной финансовой базы региона и формирование рыночных отношений, особенно в инвестиционной сфере; во-вторых, определял бы общие масштабы финансовых ресурсов, необходимых для регионального процесса воспроизводства, их основные источники и направления использования.
В исследовании рассматриваются возможные пути привлечения инвестиций в экономику области. Это формирование собственной финансовой базы, обеспечивающей стабильное воспроизводство, эффективное и возмездное использование инвестиционных ресурсов и сбалансированной инвестиционной сферы. В эффективном управлении формированием и реализацией финансовых ресурсов для выполнения региональной инвестиционной программы диссертант видит одну из главных задач в работе администрации региона. Учитывая это, он специально останавливается на таких вопросах, как роль в развитии Сахалинской области финансово-промышленных групп, коммерческих банков, институциональных инвесторов. Особое внимание в работе уделяется проблемам инвестиционной результативности денежной приватизации. Делается вывод о необходимости расширения прав регионов при выборе механизмов приватизации.

стр. 1
(из 2 стр.)

ОГЛАВЛЕНИЕ

Следующая >>