<< Предыдущая

стр. 18
(из 51 стр.)

ОГЛАВЛЕНИЕ

Следующая >>



444. Мухи на оконном стекле. Перед вами окно, застекленное с помощью 81
стеклянного квадратика. На нем сидят 9 мух, причем ни одна муха не находится с другой на
одной и той же прямой по вертикали, горизонтали или диагонали. Шесть из них совсем
сонные и сидят не двигаясь, зато каждая из 3 остальных переползает на соседний квадрат. И
все же после такого перемещения ни одна муха по-прежнему не находится на одной прямой
с какой-либо из остальных.

Какие 3 мухи переползли и на какие квадраты (свободные в настоящий момент)?

445. За ленчем. Клерки фирмы «Пилкинс энд Попинджей» решили, что они каждый день
будут садиться по трое за один и тот же стол до тех пор, пока какие-либо 3 человека не будут
вынуждены сесть за этот стол вторично. Такое же число клерков фирмы «Рэдсон, Робсон энд
Росс» решили проделать то же самое, но только не по 3, а по 4 человека. Когда они начали
осуществлять свой план, то обнаружилось, что клерки второй фирмы могут продолжать
пересаживаться ровно втрое дольше, чем их соседи.

Какое наименьшее число клерков могло служить в каждой из двух фирм?

446. «Кипучая» головоломка. Сколькими способами буквы слова EFFERVESCES25
можно разместить вдоль прямой так, чтобы два Е не оказались рядом? Разумеется, мы не
различаем между собой одинаковые буквы вроде FF, так как, переставляя их между собой,
мы не получим нового размещения.




Когда читатель это выяснит, он может попытаться найти ответ при тех же самых
условиях в случае, когда буквы расположены по кругу (см. рисунок). Разумеется, нас
интересует порядок букв, а не их место на окружности; кроме того, читать всегда следует по
часовой стрелке, как показано на рисунке.

447. Квадрат из плиток. Имеется 20 плиток, окрашенных в одни и те же 4 цвета
(взаимное расположение цветов показано на рисунке разной штриховкой).




Головоломка состоит в том, чтобы, выбрав 16 плиток, составить из них квадрат.
Четвертушки одного цвета должны примыкать друг к другу: белые к белым, черные к
черным и т. д. Нетрудно вырезать квадраты из бумаги или картона и покрасить их в любые
цвета, точно соблюдая при этом их взаимное расположение, указанное на рисунке.

448. Головоломка с тридцатью шестью буквами. Если вы попытаетесь заполнить
изображенный здесь квадрат повторяющимися буквами А, В, С, D, E, F так, чтобы ни одно А
не находилось на одной горизонтали, вертикали или диагонали с другим А, ни одно В — с
другим В, ни одно С — с другим С и т. д., то обнаружите, что сделать это невозможно.




Головоломка состоит в том, чтобы заполнить максимально возможное количество клеток.
Вероятно, читатель оставит незаполненными больше клеток, чем нужно.

449. Десять бочек. У купца было 10 бочек сахарного песку, из которых он сложил
пирамиду, как показано на рисунке. На каждой из бочек, кроме одной, был проставлен свой
номер. Оказалось, что купец случайно разместил бочки так, что сумма номеров вдоль
каждого ряда равнялась 16.




Не могли бы вы переставить бочки таким образом, чтобы сумма номеров вдоль каждого
ряда равнялась наименьшему возможному числу? Разумеется, центральная бочка (на рисунке
ею случайно оказалась бочка под номером 7) в счете не участвует.
450. Сигнальные огни. Два шпиона на противоположных берегах реки придумали
способ ночной сигнализации с помощью рамки (вроде той, что изображена на рисунке) и
трех ламп. Каждая из ламп могла светиться белым, красным или зеленым светом. Шпионы
разработали код, в котором каждый сигнал что-то означал. Вы, разумеется, понимаете, что
одна лампа, на какой крючок ее ни повесь, будет иметь только одно значение. Две лампы,
подвешенные на верхние крючки 1 и 2, неотличимы от двух ламп, подвешенных на крючки 4
и 5. Две красные лампы на крючках 1 и 5 можно отличить от ламп на крючках 1 и 6, а две
лампы на крючках 1 и 2 отличаются от двух ламп на крючках 1 и 3.

Учитывая все это многообразие положений ламп на крючках и цвета сигналов, ответьте,
сколько можно послать различных сигналов?

451. Скованные узники. Жили-были когда-то 9 очень опасных узников, за которыми
приходилось внимательно наблюдать. Каждый будний день их выводили на работу, сковав
между собой, как показано на рисунке, который, кстати сказать, сделал один из охранников.
Никакие два человека не бывали скованы между собой дважды в течение одной и той же
недели. На рисунке показано, как узников выводят на работу по понедельникам.




Не могли бы вы разбить узников на тройки в оставшиеся пять рабочих дней недели?

Можно заметить, что номер 1 не может быть вновь скован с номером 2 (справа или
слева), номер 2 — с номером 3, но, разумеется, можно сковать номер 1 с номером 3.
Следовательно, наша головоломка весьма отличается от старой головоломки с 15
школьницами. Тот, кто потратит драгоценные часы досуга на поиски решения этой
увлекательной головоломки, будет с лихвой вознагражден за свои усилия.

452. Посадка в машину. Когда семья полковника Крэкхэма садилась в машину, чтобы
отправиться в путь, Дора спросила, сколькими способами они могли бы рассесться.
Путников было шесть человек, мест — тоже шесть (одно рядом с водителем, два спиной к
водителю и два на заднем сиденье по ходу машины), причем никакие два лица одного пола
не должны были сидеть рядом.

Поскольку водить машину умели только сам полковник, дядя Джейбз и Джордж, то
потребовалось всего лишь немножко поразмыслить.

Быть может, читатель сам захочет найти то решение, которое все семейство Крэкхэмов
признало к концу дня правильным?




453. Соревнование по стрельбе из лука. Три стрелка из лука, у каждого из которых
имеется по 6 стрел, поражают мишень, изображенную на рисунке. Попадание в «яблочко»
оценивается в 40 очков, а в каждое следующее от центра кольцо соответственно — в 39, 24,
23, 17 и 16 очков. Результаты оказались такими: мисс Дора Талбот — 120 очков, Реджи
Уотсон — 110 очков, миссис Финч — 100 очков. Каждая стрела попала в цель, но в
«яблочко» попала только одна стрела.

Не могли бы вы, исходя из этих сведений, определить, куда именно попали стрелы
каждого из участников?

454. Стрельба по мишени. Однажды к вечеру полковник Крэкхэм посетил Слокомбский
клуб токсофилов, где он откопал следующую небольшую задачку.
Три спортсмена выпустили по 6 стрел в мишень. Их результаты показаны на рисунке, где
видно, что все стрелы попали в цель. Попадание в «яблочко» оценивается в 50 очков,
попадание в ближайшее к «яблочку» кольцо — в 25 очков, а попадания в следующие по
порядку кольца — в 20, 10, 5, 3, 2 и 1 очко. По пробоинам видно, что одна стрела поразила
«яблочко», две попали в 25, три — в 20, три — в 10, три — в 1, а каждое из остальных колец
было поражено двумя стрелами. В результате все три спортсмена набрали одинаковое число
очков.

На следующее утро полковник спросил своих домашних, куда попали стрелы каждого из
участников. Много ли времени потребуется читателю, чтобы дать правильный ответ?

455. Сакраменто — край богатый. Семья Крэкхэмов уютно устроилась в «Голубом
борове» в Подлбери. Здесь им посчастливилось встретить еще одного постояльца, который
явно бился над решением какой-то головоломки. Полковник вступил с ним в беседу и
выяснил, что головоломка называется «Сакраменто — край богатый».
— Вам, должно быть, известно,— сказал незнакомец,— выражение «Сакраменто — край
богатый, золото гребут лопатой». Так вот, на одном участке земли размечено 36 кругов, в
каждом из кругов стоит мешок, содержащий столько долларов, сколько указано на схеме.
Разрешается брать любое число мешков, лишь бы не проходить дважды по одной и той же
прямой.

Какую наибольшую сумму можно собрать?

456. Семеро детей. Четыре мальчика и три девочки садятся случайным образом в один
ряд.

Какова вероятность того, что два ребенка на концах ряда окажутся девочками?

ИГРОВЫЕ ГОЛОВОЛОМКИ
457. Крестики-нолики. В эту старинную игру умеет играть каждый ребенок. Квадрат
расчерчивают на 9 клеточек. Каждый игрок по очереди ставит в свободную клеточку свой
знак (крестик или нолик), стараясь выстроить три своих знака по одной прямой. Тот, кто
сумеет добиться этого, выигрывает. Если играют два хороших игрока, то каждая партия у
них неизменно должна оканчиваться вничью, поскольку никто из них не сможет выиграть
(если только его соперник не допустит случайный промах).
Можете ли вы доказать это утверждение? Можете ли вы быть уверены, что не проиграете
встречу с самым лучшим игроком?




458. Игра в подкову. Вот небольшая игра под стать крестикам-ноликам. В нее играют
двое. У одного игрока имеются две белые фишки, у другого — две черные. Играя по
очереди, каждый из игроков ставит фишку на свободный кружок (см. рисунок), где она и
остается. Когда все фишки расставлены, игроки могут их только передвигать вдоль линий от
точки к точке, а проигрывает тот из них, чьим фишкам некуда ходить. На нашем рисунке
играющий черными только что поставил свою фишку вниз. Теперь играющий белыми
передвигает свою нижнюю фишку в центр и выигрывает. Черным следовало бы поставить
свою вторую фишку в центр и добиться тем самым победы.

Какой из игроков должен победить в этой игре?

459. Перевертывание кости. Для этой игры нужна одна игральная кость. Первый игрок
называет любое число от 1 до 6, а второй бросает кость. Затем они по очереди
перевертывают кость в любую сторону, но не больше, чем на четверть полного оборота за
один раз. К числу очков, названному первым игроком, прибавляется число очков, выпавших
на верхней грани после бросания кости и каждого ее поворота. Выигрывает тот из игроков,
которому удается при очередном повороте достичь суммы 25 очков или вынудить
противника при следующем повороте превзойти 25 очков.




Приведу примерную партию. Игрок А называет 6, а игрок В, подбросив кость, получает 3
очка (как на рисунке), после чего сумма очков становится равной 9. Затем A повертывает
кость вверх гранью с 1 очком, сумма становится равной 10 очкам, игрок В повертывает кость
вверх гранью с 3 очками (сумма равна 13 очкам). Игрок А повертывает кость вверх гранью с
6 очками (сумма очков 19). Игрок В повертывает кость с 3 очками (сумма очков 22). Игрок А
повертывает кость вверх гранью с 1 очком (сумма очков 23). Наконец, игрок В
переворачивает кость вверх гранью с 2 очками, достигает суммы 25 очков и выигрывает.
Какое число должен назвать А, чтобы выиграть с наибольшими шансами? Помните, что
числа на противоположных гранях кости всегда дают в сумме 7, то есть расположены парами
1—6, 2—5, 3—4.

460. Три кости. Мэйсон и Джексон играли в кости. У них было три кости, и выигрывал
тот игрок, у которого сумма выпавших очков равнялась одному из двух чисел, названных им
перед началом игры. Мэйсон назвал 7 и 13, и один из его удачных бросков показан на
рисунке.




Каковы шансы Мэйсона на выигрыш при очередном бросании? Какие два числа должен
назвать Джексон, чтобы шансы игроков на успех сравнялись?

461. Игра в 37. Вот красивая игра-головоломка, которая проста и в то же время
чрезвычайно увлекательна. Большинству из вас может показаться, что у обоих игроков
равные шансы на выигрыш и кто победит — дело случая. Однако в этой игре есть одна
тонкость, зная которую, можно выигрывать с уверенностью.




Положите на стол пять костяшек домино, у которых число очков равно соответственно 1,
2, 3, 4, 5 (см. рисунок). Двое игроков играют по очереди. Первый игрок кладет монету на
произвольную костяшку, например на 5, что дает ему 5 очков; затем второй игрок
перекладывает монету, скажем, на 3 и, прибавив 3 к 5, получает при этом 8 очков; затем
первый игрок кладет монету на 1 и получает сумму очков, равную 9, и т. д. Тот игрок,
который наберет 37 или принудит своего противника превзойти эту сумму, выигрывает.
Помните, что при каждом ходе вы обязаны класть монету на другую костяшку.

462. Игра в 22. Разложите 16 карт, как показано на рисунке. Двое игроков по очереди
переворачивают по одной карте, прибавляя ее значение к общей сумме очков. Выигрывает
тот, кому удастся набрать 22 или вынудить соперника превзойти эту сумму. Например, игрок
А переворачивает четверку, игрок В переворачивает тройку (набрав 7 очков), игрок А
переворачивает четверку (набрав 11 очков), игрок В переворачивает двойку (счет становится
равным 13 очкам). Затем игрок А переворачивает туза (14 очков), игрок В — тройку (17
очков). При любом ходе игрока А игрок В на следующем ходу набирает 22 очка и
выигрывает.
Другой вариант. Предположим, что партия развивалась следующим образом: 3—1, 1—2,
3—3, 1—2, 1—4, счет стал 21, и второй игрок снова должен выиграть, поскольку не осталось
ни одной карты с 1 очком и первый игрок на следующем ходу вынужден превзойти сумму 22
очка.

Кто из игроков может всегда выиграть и как он должен при этом действовать?

463. Игра в девять квадратов. Начертите простую диаграмму, изображенную на
рисунке, и возьмите коробок спичек. Длина стороны большого квадрата равна трем спичкам.
Игра состоит в том, чтобы, выкладывая поочередно по одной спичке, окружить большее
число малых квадратиков, чем окружит ваш противник. Замкнув маленький квадратик, вы не
только получаете одно очко, но и ходите снова вне очереди26. Здесь изображена одна из
партий. Я и мой противник выложили по шесть спичек, а поскольку начинал я, то теперь моя
очередь ходить.




Какой ход будет для меня наилучшим? Если я пойду на FG, то мой противник пойдет на
BF и выиграет очко. Далее, поскольку он получает право внеочередного хода, то он пойдет
на EF, а затем на IJ и на GK. Если теперь он пойдет на CD, то мне не останется ничего
лучшего, как пойти на DH (получив при этом одно очко); но, поскольку я должен буду снова
ходить вне очереди, все остальные квадратики достанутся моему противнику. В результате я
проиграю с «разгромным» счетом 8 : 1.

Как я должен пойти вместо «рокового» хода на FG? Во многих партиях игры в 9
квадратов есть над чем подумать. Ни одна из партий не может закончиться вничью.

464. Десять карт. Разложите десять игральных карт, как показано на рисунке. Играют
двое. Первый игрок может перевернуть любую карту. Затем второй игрок может перевернуть
две соседние карты или одну карту и т. д. Выигрывает тот из игроков, который перевернет
последнюю карту.




Помните, что вначале первый игрок должен перевернуть одну карту, а затем каждый из
игроков перевертывает либо одну, либо две соседние карты.

<< Предыдущая

стр. 18
(из 51 стр.)

ОГЛАВЛЕНИЕ

Следующая >>