стр. 1
(из 2 стр.)

ОГЛАВЛЕНИЕ

Следующая >>


САПАРОВ АКЫЛБАЙ ЕСБОЛОВИЧ

Стратегия инвестиционного программирования в регионе (на примере Республики Казахстан)

Специальность - 08.00.05 - Экономика и управление народным хозяйством

АВТОРЕФЕРАТ диссертации на соискание ученой степени кандидата экономических наук

Санкт-Петербург 1998

Работа выполнена в Санкт-Петербургском государственном университете экономики и финансов.

ОСНОВНЫЕ ИДЕИ И ВЫВОДЫ ДИССЕРТАЦИИ

Развитие рыночной экономики связано не только с углублением приватизационных процессов, формированием системы регулирования деятельности институциональных, индивидуальных и корпоративных участников рынка, но и с созданием условий для привлечения инвестиций в регионы при нормативно-правовом, экономическом, организационном обеспечении безопасности и достаточно высокого уровня доходности инвестиционных вложений в ценные бумаги, в инвестиционные проекты. В этих условиях формирование и соблюдение комплекса стратегических положений инвестиционного программирования в регионах, в Республике Казахстан, направленных на эффективное ресурсное и иное обеспечение программ инвестирования, гарантированности приемлемого уровня безопасности, доходности вложений, требуют формирования основ стратегии программного обеспечения выполнения региональных инвестиционных проектов, эффективного использования ресурсных потенциалов областей. регионов.
Условием создания системы стратегической ориентации процесса инвестирования народнохозяйственных объектов вложений средств, в ценные бумаги выступает повышение научной обоснованности решения ряда задач создания региональных рынков инвестиций, определения состава приоритетных программ и стратегической направленности развития инвестиционной деятельности.
Развивающийся в Республике Казахстан финансовый рынок характеризуется различной степенью участия его профессиональных и иных участников в инвестиционных процессах, а также разнообразием количественного и качественного направления средств, динамикой сбережений участников финансового рынка, его специализированного сегмента - инвестиционного рынка, заинтересованностью инвесторов в получении дохода на средне-, долговременные периоды. Эти обстоятельства предопределяют необходимость стратегических обоснований целесообразности осуществления программ инвестиционных вложений в областях, регионах Республики Казахстан.
Кроме того, функциональные стратегии инвестиционного программирования в деятельности таких социально-экономических систем как регион могут быть реализованы в условиях заингересованности объектов (элементов) рыночной и инвестиционной инфраструктуры в достижении высокой доходности при минимальных рисках вложений, проявлении тактической и стратегической самостоятельности в инвестиционном программировании своей деятельности, в условиях возрастания уровня конкуренции на внутренних и внешних инвестиционных рынках.
Одним из концептуальных положений программного обеспечения инвестиционных проектов, реализации стратегий программируемости
регионального инвестирования является создание таких условии надежности и безопасности реализации экономических интересов участников фондового и инвестиционного рынков, объектов инфраструктуры инвестиционного рынка. которые могли бы составить основу осуществления стратегий регионального инвестиционного программирования
Актуальность решения поставленных с диссертационной работе проблем особенно возрастает в процессе вывода рыночной экономики из депрессивного состояния и перевода ее на путь экономического роста на среднесрочную и стратегическую перспективу: эффективности деятельности и социально-экономического развития, областных территориальных образований.
В качестве основного инструментария стратегического воплощения формируемой в Республике Казахстан инвестиционной политики выступают объекты инфраструктуры инвестиционного рынка, обеспечивающие, наряду с органами управления регионами, республики, текущую стратегическую программированность направления инвестиций на приоритетные проекты, инвестиционные программы социальной, экономической и экологической значимости путем реконструкции системы региональных счетов. международных стандартов при оформлении сделок, проведении тендеров и инвестиционных конкурсов, качественной реорганизации и расширении инфраструктурного комплекса инвестиционного рынка, наполняющих инвестиционную деятельность нормативно-правовой обеспеченностью, формирующие новую систему бухгалтерского учета, определяющих правила и соблюдение цивилизованных рыночных отношений между участниками инвестиционного рынка.
Неэффективность системы управления инвестиционным процессом со стороны государства, не обеспечивающего должного уровня безопасности и доходности инвестиционных вложений, диктует необходимость на региональном (областном) уровне формировать группы социально и экономически значимых программ инвестирования по установленной приоритетности и целесообразности долевого или полного их финансирования из средств республиканского или местных бюджетов.
В этой связи актуальными являются решения проблем определения и реализации на региональном или областном уровнях Республики Казахстан стратегий инвестиционного программирования, увязывающих на основе анализа функциональных стратегий программной стандартизации. экономической, финансовой, организационно-правовых изменений. международного сотрудничества (привлечение в народное хозяйство иностранных инвестиций) ресурсы, сроки и объемы выполнения инвестиционных программ на среднесрочной и долговременной основах.
Вместе с этим программно-целевая ориентация рационального взаимодействия функциональных стратегии в целях эффективного
использования ресурсных потенциалов в стратегическом периоде, инвестиций и их безопасного обеспечения в процессе выполнения инвестиционных программ должна предусматривать не только размеры и источники их финансирования, соблюдение процедур программно-целевого планирования направления и использования инвестиционных вложений, но и определение альтернатив стратегии развития объектов инфраструктуры инвестиционного рынка, формирование стратегических концепций привлечения в регион, в республику и эффективного использования инвестиционных вложений.
В то же время теоретические и методические основы стратегического развития, формирования социально и экономически значимых программ инвестирования народнохозяйственных объектов, проектов, фондовых портфелей в настоящее время в экономической литературе разработаны недостаточно.
Решение методических проблем рационального осуществления инвестиционного процесса в регионе на основе программ и стратегических обоснований региональных инвестиционных вложений, научное обоснование рационального уровня программируемости направлений и использования инвестиционных средств, установление направлений и форм маркетинговой стратегии развития региональных инвестиционных рынков, создание механизма эффективного функционирования и стратегического программирования развития объектов инфраструктуры инвестиционного рынка в рамках выполнения социально и экономически значимых программ на средне- и долгосрочную перспективу также ждут своего решения.
Таким образом, актуальность темы исследования вытекает из необходимости решения таких важнейших экономических, финансовых. организационных, социальных и нормативно-правовых задач, как обоснование методологических и концептуальных положений стратегии регионального программирования инвестиций, социально-экономических преобразований в регионе и развития инвестиционной деятельности на стратегический период.
Актуальность темы диссертации, практическая потребность народного хозяйства Республики Казахстан, его финансового рынка в исследованиях по формированию и использованию в инвестиционном процессе региона. области стратегий инвестиционного программирования и развития объектов инфраструктуры инвестиционного рынка определили цель, задачи и предмет данного научного исследования.
Основной целью диссертационной работы является разработки теоретических и методических основ программирования и стратегических обоснований целесообразности инвестиционных вложений в регионе. эффективного функционирования и программной реализации социально-экономического развития объектов инфраструктуры инвестиционного рынка.
В соответствии с основной целью в диссертации сформулированы и обоснованы следующие задачи:
•раскрыть и проанализировать сущность и методологические положения рационализации функционирования и развития регионального рынка инвестиций, объектов инфраструктуры инвестиционного рынка, разработки и реализации региональных инвестиционных программ:
•сформировать теоретические положения стратегической ориентации развития инвестиционной деятельности с учетом макроэкономической ситуации, сложившейся в областях Республики Казахстан, эффективного взаимодействия элементов механизма государственной поддержки инвестиционной деятельности:
•определить и проанализировать комплекс факторов, влияющих на формирование размеров инвестиционных потенциалов и рисков областей, регионов Казахстана:
•предложить методические решения разработки и реализации маркетинговой стратегии развития региональных инвестиционных рынков, формирования механизма привлечения средств населения, участников общественного рынка, иностранных инвесторов, создания региональных финансово-промышленных объединений (групп), эффективного использования региональных имущественных комплексов:
•сформировать и концептуально обосновать необходимые социально-экономические преобразования в регионе в сочетании с повышением эффективности инвестиционной деятельности:
•определить основные принципы создания системы управления стратегическим развитием объектов инфраструктуры инвестиционного рынка.
Предметом исследования являются методологические и методические проблемы программно-целевой и стратегической ориентации инвестирования в регионе
Объектом исследования выступает инвестиционный рынок Республики Казахстан, а также региональные инвестиционные программы и маркетинговая стратегия развития региональных рынков.
Выбор данных объектов исследования продиктован необходимостью осуществления программированных и стратегических обоснований целесообразности инвестиционных вложений в сложившейся экономической ситуации в республики Казахстан, внедрения в регионах инвестиционных программ, ориентированных на экономический рост.
Методологической основой диссертационной работы, поставленных в ней проблем явились новейшие казахстанские и зарубежные научные работы и области управления, программирования и регулирования деятельности и развития участников рынка, законы Казахстана «О собственности». «О предприятиях в Республике Казахстан», Указы Президента и постановления Правительства о социально-экономическом развитии областей, республики.
В диссертации использованы также и такие общенаучные методы исследований, как анализ и синтез, дедукция и индукция, методы аналитического, имитационного моделирования. Выполненные в диссертации исследования базируются на достигнутом уровне экономической науки, нашедших свое отражение в трудах казахстанских и зарубежных ученых-экономистов.
В диссертации использованы результаты исследований и практической деятельности автора, данные экономического, правового и организационного развития инвестиционного процесса профессиональных участников рынка, объектов инфраструктуры инвестиционного рынка Республики Казахстан, его областей, регионов, а также основные теоретические положения и выводы современной экономической науки, официальные материалы статистических органов, данные об инвестиционной деятельности ряда хозяйственных общества и товарищества Казахстана и России.
Разработки теоретических и методических положений стратегии инвестиционного программирования в регионе, маркетинговой стратегии развития региональных рынков инвестиций, принципов привлечения и эффективного использования инвестиций, социально-экономических преобразований в регионе и развития инвестиционной деятельности, системы программно-целевого управления развитием объектов инфраструктуры инвестиционного рынка позволили автору сделать следующие выводы:
• намечаемые стратегические ориентиры рационального функционирования и развития рынка инвестиций, инвестиционной деятельности в регионе могут быть значимы и реальны, применимы в процессе инвестиционного программирования на основе: законодательной поддержки региональных инвестиционных банков и фондов: государственного стимулирования привлечения иностранных и отечественных инвестиций: использования эффективного механизма регулирования деятельности профессиональных участников инвестиционного рынка: создания системы стандартов бухгалтерского учета оценки недвижимости, операций с ценными бумагами: проведения инвестиционных конкурсов: формирования сети объектов инвестиционной инфраструктуры, осуществления региональных программ и проектов инвестирования:
• эффективное программирование развития инвестиционной деятельности в регионе обеспечивается: развитой инвестиционном инфраструктурой; установлением межрегиональных и международных связей: созданием свободных экономических, таможенных зон: уровнем международного и внутреннего рейтинга администрации области, региона. как активного сторонника привлечения инвестиций в регион, защитника прав инвестора; применением принципов адресности инвестирования, программно-
целевой ориентации инвестиционных проектов, соблюдения альтернативности, этапности и оптимизации инвестиционных программ в регионе:
• получение объективных оценок экономической целесообразности осуществления инвестиционных региональных программ возможно в соответствии с интегральным рейтингом инвестиционного потенциала региона (области), включающего ресурсно-сырьевую, производственную, инфраструктурную, институциональную, инновационную, потребительскую, интеллектуальную составляющие, а также интегральным рейтингом регионов (областей) инвестиционных рисков,
• повышение действенности маркетинговой стратегии развития региональных рынков инвестиций возможно в условиях инвестиционной привлекательности региональных программ, проектов, финансово-промышленных корпораций, рационализации механизма привлечения свободных денег в инвестиционные программы, проекты, эффективного использования имущественного комплекса региона, функционирования системы инвестиционной открытости региона:
• социально-экономические преобразования и развитие инвестиционной деятельности участников рынка в регионах, областях Республики Казахстан находятся в тесной зависимости от: формирования разноуровневой структурной схемы развития региона; взаимодействия элементов системы программно-целевого управления развитием объектов инфраструктуры инвестиционного рынка: индикативного управления социально-экономическим развитием региона (области).
2. ВКЛАД АВТОРА В ПРОВЕДЕННОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ Излагаемые в диссертации методологические основы формирования стратегии развития инвестиционной деятельности в регионе автор связывает с необходимостью: проведения активной республиканской и региональной политикой посредством нормативно-правового, организационного и финансового содействия программам государственного и частного инвестирования средств в объекты инфраструктуры рынка, в экономически и социально значимые проекты материальной и социальной сфер народного хозяйства: рационализации механизма регулирования деятельности участников инвестиционного рынка, развития его институциональной и инвестиционной инфраструктуры, создания и внедрения национальных и международных стандартов бухгалтерского учета, оценки стоимости объектов инвестирования, проведения операций с ценными бумагами: использования приемлемой для инвесторов налоговой системы: регулирования инвестиционных тендеров, конкурсов с установлением правил пользования природными ресурсами. Региональная специфика инвестиционного рынка, по мнению автора,
заключается в относительной ограниченности собственных финансовых ресурсов администрации региона (акима) и ее минимальном влиянии на республиканское законодательство при относительно максимальном вовлечении в экономический оборот прав на использование природных ресурсов и других имущественных прав.
Методологические основы формирования стратегии инвестиционного программирования в регионе, в соответствии с обоснованиями автора, должны включать: сближение систем регионального учета с международными стандартами бухгалтерского учета; процедуры применения международных стандартов при оформлении сделок, проведении тендеров и инвестиционных конкурсов в сфере учета и в оценочной деятельности: создание сети специализированных по направлениям деятельности объектов инфраструктуры инвестиционного рынка, включая инвестиционные банки и фонды, компании по оценке бизнеса, недвижимости, инвестиционных проектов; создание условий и нормативно-правовой базы, обеспечивающих привлечение иностранных инвестиций в экономику республики, регионов.
Автор считает, что для выработки целостной инвестиционной и структурно-организационной политики необходимы региональные инвестиционные программы (РИП), в основе которых положена разработка и осуществление комплекса мероприятий по формированию в регионе (области) благоприятного инвестиционного климата, инвестиционной инфраструктуры, осуществления конкретныхх инвестиционных проектов и программ, финансируемых как администрацией региона, так и из других источников. В то же время формой инвестиций региональных программ и проектов может выступать собственный и заемный капиталы, безвозмездные гранты и пожертвования, субсидии, контрактное покрытие инвестиционных ресурсов.
В диссертации отмечается уменьшение размеров государственного инвестирования в 1997 голу и увеличение (до 60%) доли инвестиционных вложений средств компаний. Значительную часть средств, предназначенных для осуществления региональных инвестиционных программ, по мнению автора, следует направлять на формирование сети специализированных инвестиционных объектов рыночной инфраструктуры, на выполнение мероприятий по созданию высокого международного рейтинга региона как потребителя инвестиций, на реализацию экономически и социально значимых региональных программ и проектов. Диссертант обосновывает необходимость создания системы инвестиционных банков, а также коммерческих банков. уполномоченных правительством для финансирования инвестиционных программ как гарантов возмещения отечественных и иностранных инвестиций для приоритетных региональных (областных) программ и проектов. Программированная направленность развития инвестиционной
деятельности в регионе определяется автором диссертации в соответствии с намечаемыми объемами инвестирования, со спецификой и решаемыми стратегическими задачами, с учетом рационализации механизма поддержки инвестиционной деятельности в регионе на основе последовательности процедур программно-целевого планирования выполнения этапов процесса регионального инвестирования, методов разработки и выбора инвестиционных подпрограмм, оценки их эффективности.
Механизм поддержки инвестиционной деятельности в регионе (области), в соответствии с представлениями автора, должен формироваться исходя из принципов адресности, перехода от предоставления льготных кредитов, имеющих низкую степень возвратности, к предоставлению конкретных льгот, поручительств или гарантий, как дополнительного средства привлечения частных инвестиций. В соответствии с программно-целевыми принципами последовательность формирования региональных инвестиционных программ должна включать установление целей и приоритетов, конкретизацию решения основных задач и проблем, разработку и внедрение системы нормативно-правовых, экономических, финансово-инвестиционных мероприятий, ресурсное обеспечение.
Согласно аргументации автора, недостаточность бюджетных ассигнований в региональные программы должна быть компенсирована действием особого механизма реализации инвестиционных программ, предполагающих использование специальных гарантийных фондов и дифференцированных кредитных ставок, включая гибкую инвестиционную поддержку, ориентированную на производственную и инновационную сферу, льготное налогообложение прибыли, полученной за счет инновационных мероприятий, наличие системы патентного и лицензионного обслуживания хозяйствующих субъектов, введение дополнительных стимулов для развития предпринимательства в депрессивных регионах.
Автор выдвинул и обосновал в диссертации положение о необходимости разработки и выбора наиболее эффективных функциональных подпрограмм нормативно-правового, инфраструктурного, информационного, кадрового и иного характера, обеспечивающих осуществление региональной инвестиционной программы. В состав критериев оценки и выбора оптимальных подпрограмм автор включает их правовую обеспеченность, соответствие республиканскому законодательству, соответствие требуемого уровня управления инвестиционными проектами имеющимся навыкам управления, компетентности в процессах регулирования региональными инвестициями.
В диссертации разработка и практическая реализация региональных инвестиционных программ (РИП) представлены в виде цикла, включающего в себя такие независимые фазы, как: концептуальная (идеологическое концептуальное обеспечение РИП, анализ потенциала и инвестиционной
емкости регионального рынка, формирование инвестиционной политики в регионе); непосредственное создание РИП (разработка РИП и комплекса мер ее обеспечивающих, формирование органов исполнения программы); реализация РИЛ (осуществление мероприятий программы, контроль, анализ и корректировка их исполнения, профессиональное сопровождение обеспечения РИП).
Диссертант наиболее ответственным этапом формирования аналитически обоснованных РИП считает проведение всестороннего, системного анализа инвестиционного потенциала регионов (областей) и в целом Республики Казахстан на основе экспертных рейтинговых оценок ресурсно-сырьевого, инфраструктурной освоенности региональной территории, потребительского, институционального, интеллектуального, инновационного факторов развития. Автор с группой специалистов экспертов интегральные рейтинги инвестиционного потенциала регионов и в целом республики устанавливал с учетом международного опыта, группировок статистических показателей по регионам (областям) с помощью корреляционно-регрессионного анализа, выделения в каждой группе индикативных показателей. Каждому из регионов (областей) Казахстана присваивался ранг (от 1 до 20) в ряду инвестиционных потенциалов. Каждому из рангов диссертант присвоил пять подуровней, характеризующих локальные особенности регионального инвестирования. Коэффициенты экспертной оценки определялись соискателем умножением соответствующего ранга на количество подуровней. Значения интегральных рейтингов при этом находились в пределах 100 (20 х 5) и минимальной величины, равной пяти.
С учетом всех факторов развития инвестиционной активности регионов (областей) интегральные и частные рейтинги инвестиционных потенциалов представлены в табл. 1. Наиболее высокий интегральный рейтинг инвестиционного потенциала (табл. 1) наблюдается в Павлодарской, Карагандинской, Восточно-Казахстанской, областях и городе Алматы. Отдельные составляющие инвестиционного потенциала каждого региона (области), по мнению автора, свидетельствуют о том, что за счет ресурсно-сырьевого факторов можно значительно повысить инвестиционный потенциал практически во всех областях Республики Казахстан. Наиболее характерны в этом отношении рейтинги Актюбинской, Атырауской, Костанайской, Павлодарской, Западно-Казахстанской, Восточно-Казахстанской и Карагандинской областей (табл. 1). Во всех остальных областях республики эти ресурсные возможности развития могут быть обеспечены за счет производственного и интеллектуальных факторов.
В диссертации автором также аналогичным экспертным методом определены определены интегральные рейтинги регионов (областей) по уровню инвестиционных рисков различных видов (табл. 2).
Таблица I Рейтинг областей (регионов) и городов Казахстана по инвестиционному потенциалу по состоянию на 0101 971
Наименопяине областей и городов
Основные составляющие

Интегральный рейтинг инвестиционного потенциала
Ресурсно-сырьевой
Производственный
Потре6и-тельский
Инфраструктурный
Интеллектуальный
Институциональный
Инновационный
Акмолинскм
58
63
42
82
63
27
49
78
Актюбинская
48
74
53
26
42
68
17
54
Алматынская
54
42
47
58
81
24
68
58
Атырвуская
43
75
28
53
4
13
58
73
Восточио-Ка)ахс1а11ская
74
93
79
64
68
52
77
82
Жамбылская
42
17
67
42
37
87
9
37
Жезказганская
32
5
82
23
77
17
14
8
Западно-Казахстанская
37
89
24
5
9
8
53
68
Карагандинская
80
95
93
68
88
37
84
93
Кзыл-Ординская
21
8
5
9
13
48
28
33
Кошегауская
60
57
58
85
58
73
64
22
Костанайская
59
76
63
76
53
42
88
18
Мангистауская
46
35
33
34
28
61
72
62
Павлодарская
86
81
97
72
93
77
93
86
Северо-Казахстаиская
33
52
17
14
32
34
37
42
Семипалаггинская
46
47
14
37
75
58
44
47
Талдыкорганская
39
26
36
46
24
84
32
28
Торгайская
10
14
7
17
19
5
5
5
Южно-Казахстанская
50
9
72
91
47
91
23
14
г.Алматы
88
38
87
95
98
99
99
98

Таблица 2
Рейтинг областей, регионов и городов Казахстана по уровню инвестиционных рисков по состоянию на 01.01.97 г._________
Наименование областей и городов
Виды «нвестиционных рисков

Интеграль ныН рейтинг риска
Экономн чески и
Политич еский
Соцналь ный

стр. 1
(из 2 стр.)

ОГЛАВЛЕНИЕ

Следующая >>