<< Предыдущая

стр. 2
(из 2 стр.)

ОГЛАВЛЕНИЕ

Экологи ческий
Кримина льный
Акмолинская
53
67
45
53
34
66
Актюбинская
43
54
29
42
36
52
Алматынская
50
62
38
49
40
61
Атырауская
55
40
62
57
81
35
Восточно-Казахстанская
67
83
81
80
19
72
Жамбылекая
42
31
57
45
47
31
Жезказганская
13
14
15
15
12
10
Западно-Казахстанская
34
22
19
24
87
20
Карагандинская
68
87
86
85
5
77
Кзыл-Ординская
26
10
10
10
91
9
Кошетауская
70
76
77
75
52
71
Костанайская
57
73
48
73
23
70
Мангистаунская
55
49
74
52
57
41
Павлодарская
71
91
93
90
7
73
Североказахстанская
26
17
22
16
62
15
Семипалатинская
55
43
67
53
73
37
Талдыкорганская
42
26
53
31
76
25
Торгайская
26
5
5
5
95
21
Южно-Казахстанская
44
57
33
56
26
50
г.Алматы
87
95
95
96
65
82
На основании данных табл. 2 автор определяет области Казахстана с высокой степенью риска инвестиционных вложений (Жезказганская. Торгайская. Северо-Казахстанская, Кзыл-Ординская, Западно-Казахстанская, Жамбылская. Талдыкорганская, Актюбинская. Южно-Казахстанская). Все остальные области республики по рейтингам инвестиционных рисков (табл.2) автор относит к низкорискованным социально-экономическим территориальным образованиям.
Формируя маркетинговые стратегии развития региональных рынков инвестиций, автор отмечает целесообразность создания финансовых



корпораций, имеющими возможность осуществлять поручительство перед инвесторами, привлекать финансовые средства за счет эмиссии ценных бумаг. отбирать и проводить экспертизу инвестиционных проектов по установленным приоритетным направлениям, размещать на конкурсной основе иностранные кредиты. Активному использованию средств населения в инвестиционных целях, по мнению автора, могут способствовать: специальные региональные фонды сбережений населения с уставным капиталом за счет ликвидных активов региона (области) и институциональных инвесторов с безупречной репутацией; региональные агентства, обеспечивающие страхование закладных обязательств ипотечного кредитования жилищного строительства.
Диссертант считает, что стратегическому развитию инвестиционного рынка могут активно содействовать региональные финансово-промышленные группы (РФПГ), направляющие свой капитал на развитие регионального экономического пространства в рамках комплексных инвестиционных проектов.
Формирование РФПГ, как показано в диссертации, должно обеспечить создание устойчивой региональной финансовой структуры, способной равноправно взаимодействовать с аналогичными группами (объединениями) других регионов (областей) республики и быть конкурентоспособной на уровне международных финансово-инвестиционных образований.
Первоочередные шаги по формированию условий для структурной реорганизации и возобновления экономического роста, в соответствии с аргументацией автора, должны быть предприняты сначала в производстве, а затем - в области стабилизации бюджета и сбора налогов, в обеспечении большей информационной открытости денежных взаимоотношений юридических лиц с бюджетом, соединения процедур регистрации субъекта предпринимательства (выдачи ему патента или лицензии) и внесения в бюджет им единого налога.
По мнению диссертанта, стратегические направления эффективного использования имущественного комплекса региона должны составлять центральную проблему развития регионов (областей) республики с целью сохранения и создания новых рабочих мест, формирования инфраструктуры фондового рынка, развития малого предпринимательства. Маркетинговые стратегии региональных инвестиционных рынков должны в своей инвестиционно-финансовой ориентации включать: земельные участки не пригодные к сельскохозяйственному использованию, государственные акции; расширение объемов деловых услуг на основе малоэффективно используемой собственности.
В диссертации сделан принципиальный вывод о том, что создание благоприятных условий и механизмов накопления национального капитала и
его направленность на инвестиции позволит не только успешно реализовывать инвестиционные программы крупного корпоративного национального капитала, усиливать функции государства как стратегического инвестора, но и стимулировать, поддерживать инвестиционную деятельность малого и среднего бизнеса при постепенном росте притока иностранного капитала.
В соответствии с аргументацией автора, основополагающие принципы социально-экономических преобразований в регионе (области) и стратегического развития инвестиционной деятельности должны формироваться с учетом аналога, сходного типа регионального потенциала экономико-географического, природно-ресурсного характера, базисной схемы социально-экономического развития региона, определяющей исходные границы, раскрывающей взаимодействие структурных элементов региона, обеспечивающей сбалансированность составных элементов по значимости, возможности оперативной и стратегической переориентации на достижение главной цели социально-экономического развития, двухуровневость развития региона и региональных комплексов (рис. 1).
В диссертации приведены разработанные автором методические положения имитационной блок-схемы и взаимодействия элементов системы индикативного управления социально-экономическим развитием региона (области), основанных на: реализации объективизированных экономических, правовых и социальных стратегий достижения высокоэффективных границ развития региона; прогнозных оценок валового внутреннего продукта: инвестиционном плане, дифференцированном по источникам финансирования; прогнозных оценках основных статей доходов и расходов консолидированного бюджета; корректировках отклонений фактических показателей и факторов экономической и социальной направленности от планово-расчетных значений. Реализация предлагаемой автором для внедрения системы индикативного, программно-целевого управления развитием региона, объектов инфраструктуры инвестиционного рынка Республики Казахстан, в соответствии с представлениями соискателя, позволят органам управления экономикой, инвестициями на региональной основе финансировать наибольшее количество приоритетных социально-экономических программ, координировать разработки, размеры финансирования целевых социально-экономических программ отраслевой и территориальной направленности, достигать приемлемого финансового наполнения инвестиционной емкости территории (региона, области). учитывать вероятные потери инвестиционных средств, доходов от них
3. НАУЧНАЯ НОВИЗНА И ПРАКТИЧЕСКАЯ ЗНАЧИМОСТЬ РЕЗУЛЬТАТОВ. СТРУКТУРА ДИССЕРТАЦИОННОГО
ИССЛЕДОВАНИЯ
Научная новизна результатов исследования, выполненного автором, заключается в следующем:
•теоретически разработаны и раскрыты методологические основы формирования региональных инвестиционных программ и рационализации регионального инвестиционного рынка в условиях ограниченности собственных финансовых ресурсов у региональных органов управления;
•научно обоснована необходимость стратегической направленности развития инвестиционной деятельности в Республике Казахстан;
•разработаны методические положения и проанализирован комплекс факторов, влияющих на размеры инвестиционного потенциала и риски инвестирования региона, определены рейтинги составляющих региональный инвестиционный потенциал:
•предложены методические решения создания и реализации маркетинговой стратегии развития региональных инвестиционных рынков, формирования рационального механизма привлечения свободных средств населения, участников общественного рынка;
•на основе разработанной базовой схемы социально-экономических преобразований в регионе предложены основные принципы создания системы программно-целевого управления развития объектов инфраструктуры объектов инвестиционного рынка, адаптированной к условиям Республики Казахстан.
Практическая и научная значимость диссертационной работы заключается в том, что предлагаемые в ней решения методических задач имеют практическую направленность в процессе экономического анализа и формирования структурно-аналитических региональных инвестиционных программ. Научно-исследовательские положения диссертации по проблемам программирования и стратегической направленности развития инвестиционной деятельности, формирования маркетинговых стратегий развития региональных инвестиционных рынков, создания и эффективности функционирования стратегического программирования развития объектов инфраструктуры инвестиционного рынка могут быть использованы республиканскими и местными органами управления экономическими, инвестиционными, финансовыми процессами, деятельностью участников финансового рынка и его специализированного сегмента - инвестиционного рынка, а также властными структурами регионов, областей, городов. республики.
Структура диссертации сформирована таким образом, чтобы в наибольшей степени отразить актуальные и малоисследованные проблемы по теме работы. Структура диссертации включила главы, в которых приведены
теоретические положения программной и стратегической ориентации и реализации региональных инвестиционных программ.
В диссертацию вошли методологические, концептуальные и методические положения создания стратегий реализации региональных инвестиционных программ, формирования механизма привлечения средств в регион.
Цели и задачи диссертационной работы определили ее последовательность изложения, объем. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы, включает 131 страницу машинописного текста.
В первой главе «Теоретические положения стратегии инвестирования в регионе» раскрываются сушностные и методологические основы создания и развития регионального рынка инвестиций, деятельности объектов инфраструктуры инвестиционного рынка, разработки и внедрения региональных инвестиционных программ.
Вторая глава «Методические основы программирования и стратегических обоснований целесообразности региональных инвестиционных вложений» включила определение и научные обоснования влияния ресурсно-сырьевых, производственных, потребительских и иных факторов на объемы региональных инвестиционных потенциалов и безопасность (риски) инвестирования в областях, регионах, в республике, формирование рациональной маркетинговой стратегии развития региональных инвестиционных рынков.
В третьей главе «Методические принципы привлечения и эффективного использования инвестиций региона» изложены принципы развития социально-экономических преобразований в регионе и стратегий развития инвестиционной деятельности, отражены проблемы создания и эффективного функционирования, а также стратегического программирования социально-экономического развития объектов инфраструктуры инвестиционного рынка.
В заключении отражены основные результаты выполненного исследования в виде выводов и рекомендаций по решению проблем создания теоретических и методических положений формирования и рационального воплощения стратегий регионального инвестиционного программирования, эффективного развития объектов инфраструктуры инвестиционного рынка.
4. АПРОБАЦИЯ РАБОТЫ И ПУБЛИКАЦИИ ПО ТЕМЕ
ДИССЕРТАЦИИ
Основные положения диссертационной работы докладывались автором на научно-практических конференциях, посвященных приватизации государственной собственности, реализации эффективной политики в Республике Казахстан.
Основные положения диссертации опубликованы в следующих работах:
1. Оценки ресурсных потенциалов и рисков инвестиционных программ в регионах. - СПб.: ИСЭП РАН, 1997.- 1,5 п.л.
2. Программирование и стратегическое инвестирование в регионе. -СПб.: СП6ГУЭФ, 1998.- 1,2 п.л.
3. Стратегия формирования и развития финансово-кредитных объектов рыночной инфраструктуры. - Алматы: Изд-во Корина, 1998. - 3,0 п.л. - авт. 1,0 п.л В соавт. с Е.У.Темирхановым, И.К.Бейсембетовым, Е.К.Тлеужановым.

<< Предыдущая

стр. 2
(из 2 стр.)

ОГЛАВЛЕНИЕ