<< Предыдущая

стр. 6
(из 6 стр.)

ОГЛАВЛЕНИЕ

В соответствии со ст. 29 Основ гражданского судопроизводства с заявлением в суд вправе обратиться также прокурор в защиту прав и охраняемых интересов гражданина, не согласного с действиями должностного лица^
Жалоба на неправомерные действия должностного лица подается в районный (городской) народный суд по месту нахождения органа государственного управления или по месту работы должностного лица, чьи действия обжалуются. Подача жалобы оплачивается государственной пошлиной в размере 10 руб. Если лицо, чьи действия обжалуются, не работает в прежней должности, то дело в этом случае возбуждается по месту исполнения им прежних обязанностей. Согласно действующему законодательству (ст.ст. 114—116 ГПК РСФСР и соответствующие статьи ГПК других союзных республик) вышестоящие су-.ды вправе после возбуждения в народном суде дела изъять его из этого суда и принять к своему производству для разрешения по первой инстанции, учитывая сложность дела, специфику органа государственного управления, должность лица, чьи действия обжалуются, другие заслуживаю-вййа внимания обстоятельства. В отдельных случаях, в Целях более быстрого и правильного рассмотрения дела вышестоящий суд может передать его из одного суда в другой.
Жалобй может быть подана в суд в месячный срок, исчисляемый со дня получения гражданином отказа вышестоящего органа либо должностного лица в удовлетворении жалобы, или со дня истечения месячного срока после подачи жалобы вышестоящему органу или должностному лицу, если заявителем не был получен на нее ответ1.
Лицам, пропустившим указанный срок по причинам, признанным судом уважительными, пропущенный срок может быть восстановлен.
Жалоба подлежит рассмотрению судом в течение десятидневного срока со дня окончания подготовки дела к судебному разбирательству, которая должна быть проведена не позднее чем в семидневный срок со дня принятия жалобы к производству суда. Лишь в исключительных слу-
юсо' ^"У1"3 Президиума Верховного Совета СССР от 12 апреля мой г. «О порядке рассмотрения предложений, заявлений и жалоб
Ж^^г^о ^У*?? от 4 мгфта 1980 ^//Ведомости Верховного Совета СССР. 1968. № 17. Ст, 144; 1980. № ц. Ст. 192.
206
чаях, в частности, при необходимости собирания дополнительных Доказательств в другой местности, судья вправе мотивированным определением продлить срок подготовки дела к судебному разбирательству до двадцати дней.
Подготовка дел к судебному разбирательству по жалобам на действия должностных лиц проводится по правилам н в сроки, у казанные в ст.ст. 99, 141, 142 ГПК. В порядке подготовки дела к судебному разбирательству судья вправе истребовать соответствующие доказательства или выдать заявителю запрос на их получение и представление в суд.
Дело рассматривается судом по общим правилам гражданского судопроизводства.
В целях всестороннего, полного и объективного выяснения правомерности или неправомерности обжалуемых действий органа государственного управления или должностного лица суд'вправе признать обязательной явку в судебное заседание гражданина, подавшего жалобу, и руководителя органа государственного управления или должностного лица. В случае неявки в судебное заседание без уважительных причин гражданина, подавшего жалобу, должностного лица, чьи действия обжалуются, представителя суд вправе наложить на них, а также на должностное лицо предприятия, учреждения или организации, по вине которого не была обеспечена явка представителя в судебное заседание, штраф до 30 руб.
Неявка в судебное заседание по неуважительным причинам гражданина, подавшего жалобу, должностного ли-да, действия которого обжалуются, представителя не препятствует рассмотрению жалобы, если суд признает возможным разрешить дело в их отсутствие по имеющимся материалам. ;
Приказом Генерального прокурора СССР от 29 сентября 1987 г. признано обязательным участие в рассмотрении этих дел прокурора.
Если лицо, действия которого обжалованы, к моменту рассмотрения жалобы не работает в прежней должности, суд откладывает разбирательство дела на другое время я ставит вопрос о разрешении требования гражданина об устранении нарушения его права перед другим должностным лицом, к компетенции которого это относится. В случае отказа в удовлетворении требования жалоба рассматривается и на действия этого должностного лица, которое привлекается к участию в деле.
Если при рассмотрении судом жалобы на действия ор-
207
>»,
г'1 1|
* !
гана государственного управления или должностного лица возникает спор о праве, подведомственный суду (например, спор о праве на часть принятого в установленном порядке в эксплуатацию жилого дома, в регистрации которого отказано, спор о праве на жилое помещение, в прописке в котором отказано), гражданину, подавшему жалобу, разъясняется, что этот спор может быть разрешен путем предъявления иска. Производство по жалобе в ртом случае оставляется без рассмотрения (ст. 42 Основ гражданского судопроизводства Союза ССР и союзных республик).
Признав обжалуемые действия неправомерными, суд обязывает своим решением соответствующее должностное лицо или орган устранить допущенное нарушение права гражданина (поставить на учет по улучшению жилищных условий, прописать на жилую площадь, зарегистрировать за заявителем охотничье оружие, автомашину, строение, выдать медицинское заключение о заболевании, дающем заявителю право на дополнительную жилую площадь по состоянию здоровья, принять ребенка в ясли, детский сад, конкретную школу, выдать копию документа, имеющегося в государственном предприятии, учреждении, организации, и т. д,).
.«Принимая решение, суд не может, ссылаясь на какие-либо исключительные обстоятельства, выходить за пределы указания, содержащегося в правовой норме (например, признать право гражданина на прописку в данной квартире по основаниям, не предусмотренным постановлением Совета Министров СССР от 28 августа 1974 г. № 678 «О некоторых правилах прописки граждан» и другими нормативными актами о прописке).
Копия решения суда (или другого нормативного акта) для устранения допущенных нарушений закона направляется руководителю органа государственного управления или должностному лицу, действия которых обжалованы, либо вышестоящему в порядке подчинения органу или должностному лицу. В силу ст. 15 Основ гражданского судопроизводства оно обязательно к исполнению. О мерах, принятых по исполнению решения, должно быть сообщено суду и гражданину, подавшему жалобу, не позднее чем в месячный срок со дня получения решения суда. За неисполнение решения суд вправе наложить на виновного в этом штраф в размере до 200 руб. При неисполнении решения в дальнейшем штраф налагается повторно каждый раз до 200 руб., в пределах 1000 руб. (ст. 406 ГПК),
208
Придя к выводу, что при рассмотрении должностным лицом жалобы гражданина не был соблюден установленный для этого порядок, имели место волокита, зажим критики, преследование за нее, а также иные нарушения законности, суд частным определением доводит об этом до сведения вышестоящего в порядке подчиненности должностного лица или органа, которые обязаны в месячный срок сообщить суду о принятых мерах. Обнаружив признаки преступления в действиях должностного или другого лица, суд сообщает об этом прокурору либо возбуждает уголовное дело.
Подача гражданином жалобы в суд в клеветнических целях влечет ответственность согласно действующему законодательству (п. 9 постановления Пленума Верховного Суда СССР от 18 апреля 1986 г. «О применении судами законодательства об ответственности должностных лиц за нарушение порядка рассмотрения предложений, заявлений, жалоб граждан и преследование за критику»').
Судебные издержки, связанные с рассмотрением жалобы (государственная пошлина, суммы, подлежащие выплате свидетелям, переводчикам и т. п.), взыскиваются с гражданина, если суд вынесет решение об отказе в удовлетворении его жалобы, или с органа государственного управления, либо с должностного лица, в случае признания их действий незаконными.
Глава 13
ДЕЛА ОБ УСТАНОВЛЕНИИ ФАКТОВ, ИМЕЮЩИХ ЮРИДИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ
В соответствии с ч. 4 ст. 4 Основ гражданского судопроизводства к компетенции суда отнесено, наряду с другими делами особого производства (о признании гражданина безвестно отсутствующим и об объявлении его умершим, о признании гражданина недееспособным вследствие душевной болезни или слабоумия и др.), установление фактов, от которых зависит возникновение, изменение или прекращение личных или имущественных прав граждан или организаций. Судебное рассмотрение этих дел
' См.: Сборник постановлений Пленума Верховного Суда СССР 1924—11986. М„ 1987. С. 117.
14 Заказ 2809-
209

способствует реализации таких конституционных прав гааждан, как право на пенсию, на возмещение вреда в сдучае утраты трудоспособности, а также потери кормильца, право наследования. Чаще всего заявления об установлении фактов подаются в суд в целях подтверждения права на пенсию или получения свидетельства о праве на наследство.
В силу ст.ст. 246—248 ГПК РСФСР и соответствующих статей ГПК других союзных республик суды могут принимать заявления об установлении фактов и рассматривать их в порядке особого производства, если: а) согласно закону такие факты порождают юридические последствия (возникновение, изменение или прекращение личных либо имущественных прав граждан или организаций); б) установление факта не связывается с последующим разрешением спора о праве, подведомственного суду; в) заявитель не имеет другой возможности получить либо восстановить надлежащие документы, удостоверяющие факт, имеющий юридическое значение; г) действующим законодательством не предусмотрен иной (внесудебный) порядок их установления.
йоД^ ГПК союзных республик нет единообразного изложения перечня фактов, подлежащих установлению в судеб-•он порядке. Так, в отличие от ГПК других союзных рес-ЩГ<$лйк в ГПК Казахской, Латвийской, Молдавской, Украинской, Узбекской, Эстонской союзных республик в числе фактов, подлежащих установлению в суде, не назван факт владения строением на праве личной собственности; в ГПК Латвийской, Украинской, Узбекской союзных республик не назван факт принятия наследства; в ГПК Казахской, Латвийской, Таджикской, Узбекской союзных республик не назван факт регистрации рождения; в ГПК Узбекской ССР в числе фактов, подлежащих судебному установлению, не назван факт происхождения ребенка от данной матери.
Следует в этой связи иметь в виду, что изложенный в ст. 247 ГПК РСФСР и соответствующих статьях ГПК Других союзных республик перечень фактов, подлежащих установлению в судебном порядке, не является исчерпывающим. Суды вправе устанавливать и другие факты, имеющие юридическое значение, например факты признания отцовства в отношении детей, родившихся до 1 октября 1968 г., факты установления и регистрации отцовства. В то же время факты, устанавливаемые в административном, а не в судебном .порядке, в соответствующих нормативных актах
210
указаны исчерпывающе. Согласно действующему законодательству в судебном порядке не могут рассматриваться, в частности, заявления об установлении: трудового стажа (Совету Министров СССР поручено до 1 ноября 1990 г. установить порядок подтверждения трудового стажа при отсутствии трудовой книжки*— ст. 74 Закона «О пенсионном обеспечении граждан в СССР»), причин и степени утраты трудоспособности; группы инвалидности и времени ее наступления; прохождения действительной военной службы в Вооруженных Силах СССР; нахождения на фронте; пребывания в партизанском отряде; получения ранения, контузии в боях при защите СССР или при исполнении иных обязанностей военной'службы; признания инвалидом Отечественной войны.
Рассмотрению в судебном порядке не подлежат заявления об установлении факта принадлежности лицу партийного, комсомольского, профсоюзного билетов,, военного билета, удостоверения личности военнослужащего, паспорта, свидетельств, выдаваемых органами загса.
Суд не вправе рассматривать также заявления об установлении факта принадлежности удостоверения к орд«|У или медали гражданину, имя, отчество или фамилия которого не совпадают с указанными в удостоверении, поскольку эти вопросы разрешаются органом, выдавшим удостоверение. В то же время суды вправе рассматривать дела об установлении факта принадлежности гражданам справок о ранениях и нахождении в госпитале в связи с рано-нием, извещений воинских,частей, военкоматов и других органов военного управления о гибели или пропаже бев вести граждан в связи с обстоятельствами военного времени, поскольку такие документы не относятся к удостоверяющим личность.
Согласно Правилам возмещения предприятиями, учреждениями, организациями ущерба, причиненного рабочим и служащим увечьем либо иным повреждением здоровья, связанным с исполнением ими трудовых обязанностей, утвержденным постановлением Совета Министров СССР от 3 июля 1984 г. № 690, степень утраты трудоспособности потерпевшим определяется врачебно-трудовыми экспертными комиссиями. Этими же комиссиями определяются и причины, а также группы инвалидности, время наступления инвалидности. К компетенции суда установление таких фактов не относится.
Суд вправе рассмотреть заявление об установлении
14*
211

факта регистрации рождения, если в органах загса не со-йанилась соответствующая запись и в восстановлении такой записи органами загса отказано. К компетенции суда отнесено установление неправильности записи о рождений органами загса. Пленум Верховного Суда СССР разъяснил в п. 6 постановления «О применении судами законодательства, регулирующего установление неправильностей . записей актов гражданского состояния» от 25 июня 1976 г., что вопрос об установлении неправильности сведений о возрасте, указанных в восстановленной записи акта о рождении, суд решает в зависимости от письменных и других доказательств, с достоверностью свидетельствующих о неправильности сведений о возрасте, зафиксированных в записи. В то же время суд не вправе устанавливать возраст гражданина. В соответствии с п. 18 Основных положений, определяющих порядок изменения, восстановления и аннулирования записей актов гражданского состояния, порядок и сроки хранения актовых книг, утвержденных постановлением Совета Министров СССР от 10 декабря 1976 г., в случаях, когда в документах, представленных заявителем органу загса с целью восстановления утраченной записи о рождении, и в материалах проверки отсутствуют сведения о возрасте лица, в отношении которого восстанавливается запись акта о рождении, или содержатся противо-^Йечйв^е данные, определение возраста производится кб-'йяс^й^ образуемой исполкомом районного (городского) Совета народных депутатов. Решение комиссии может быть обжаловано в соответствующий исполком районного (городского) Совета народных депутатов.
Суд не вправе устанавливать факт окончания учебного заведения. Дубликат диплома об окончании вуза или удостоверение взамен утраченного диплома выдаются в установленном порядке органами высшего образования.
Несомненный интерес представляет разъяснение Пленума Верховного Суда СССР в постановлении от 21 июня 1985 г. «О судебной практике по делам об установлении фактов, имеющих юридическое значение» о том, что факт родственных отношений устанавливается в судебном порядке, когда это непосредственно порождает юридические последствия, например, если подтверждение такого факта необходимо заявителю для получения в органах, совершающих нотариальные действия, свидетельства о праве на наследство, для оформления права на пенсию по случаю потери кормильца. Вместе с тем для рассмотрения в порядке особого производства не может быть принято заявление
212
об установлении факта родственных отношений, если заявителем преследуется цель подтверждения в дальнейшем права на жилую площадь или на обмен жилой площади. В случае отказа в удовлетворении требования о признании права на жилую площадь или на обмен жилой площади заинтересованное лицо может обратиться в суд с соответствующим иском (п. З)1.
Следует в этой связи иметь в виду, что само по себе нахождение с нанимателем в родственных отношениях не дает права на жилую площадь или на ее обмен. Значение для осуществления такого права имеют основания проживания родственника на жилой площади, ее размер и другие обстоятельства. Родственники нанимателя приобретают права, вытекающие из договора найма жилого помещения, при условии, если они, проживая совместно с ним, являются членами его семьи (ч. 2 ст. 26 Основ жилищного законодательства Союза ССР и союзных республик). Равным образом, совершеннолетний член семьи нанимателя вправе обменять приходящуюся на его долю жилую площадь с другим лицом при условии, что въезжающий в порядке обмена вселяется в качестве члена семьи нанимателя этого помещения (ст. 70 Жилищного кодекса РСФСР и соответствующие статьи жилищных кодексов большинства других союзных республик). Жилищные же кодексы Армянской, Туркменской и Узбекской союзных республик вообще такого правила не содержат. Все эти обстоятельства, в случае отказа в признании за членом семьи нанимателя права на жилую площадь или на обмен жилой площади, при возникновении спора и предъявлении иска подлежат проверке в судебном заседании.
Пленум обратил внимание также на то, что установление факта нахождения лица на иждивении умершего имеет значение для получения наследства, назначения пенсии или возмещения вреда, если оказываемая помощь являлась для заявителя постоянным и основным источником средств к существованию (п. 4). Согласно законодательству о порядке назначения и выплаты государственных пенсий вместе с заявлением о назначении пенсии в связи со смертью кормильца должны быть представлены документы о нахождении на иждивении умершего, например справка управления домами, жилищно-эксплуатационной конторы, сельского Совета. В подтверждение нахождения на ижди-
' См.: Сборник постановлений Пленума Верховного Суда СССР 1&24—1986. М., 1987. С. 395,
213
ввиии яаследодателя с целью получения свидетельства о •раве наследования могут быть представлены: справка местного Совета, управления домами или с места работы наследодателя о наличии у него иждивенцев, справка отдела социального обеспечения о назначении пенсии по случаю потери кормильца и т. п. (см., например, п. 105 Инструкции о порядке совершения нотариальных действий государственными нотариальными конторами РСФСР, утвержденной приказом министра юстиции РСФСР от 31 ян-варя 1975 г.). Пленум Верховного Суда СССР отметил в постановлении, что выдача соответствующим органом (в частности, жилищно-эксплуатационной организацией, исполкомом местного Совета) справки о том, что по имеющимся данным лицо не состояло на иждивении умершего, не исключает возможности установления в судебном порядке факта нахождения на иждивении.
Нередко граждане обращаются в суды с заявлениями об установлении фактов регистрации рождения, усыновления (удочерения), брака, развода и смерти. Такие факты судье вправе устанавливать, если в органах загса не сохранилась соответствующая запись и в восстановлении ее ор-»'ая»мл. загса отказано* либо если она может быть восстановлена только на основании решения суда об установле-ямг фахта регистрации акта гражданского состояния. Необходимо в этой'связи иметь в виду, что восстановление запиоеД- актов гражданского состояния в отношении умерших не производится. Соответствующая запись в отношении умерших, в том числе по заявлениям Инюрколлегии, регистрируется органом загса на основании решения суда об установлении факта регистрации акта гражданского состояния (п. 7 Правил восстановления записей актов гражданского состояния, утвержденных Министерством юстиции СССР 7 октября 1977 г.).
Факт владения строением на праве личной собственности устанавливается судом, если у заявителя был право-устанавливающий документ о принадлежности строения, но он утрачен, и указанный факт не может быть подтвержден во внесудебном порядке. В обоснование этого заявителем должны быть представлены доказательства о невозможности получения им надлежащего документа либо о невозможности его восстановления.
Согласно п. 17 постановления Совета Министров СССР
' Бюллетень Верховного Суда РСФСР, 1983. № 7. С. 15. 214
«Об индивидуальном жилищном строительстве» от 5 октября 1981 г. законченные строительством индивидуальные жилые дома с надворными постройками принимаются в эксплуатацию государственными комиссиями в установленном порядке. Выстроенный дом считается принятым в эксплуатацию после утверждения материалов государственной приемочной комиссии исполкомом местного Совета. Поскольку строения, не законченные строительством или не принятые в эксплуатацию, не подлежат регистрации, факт владения ими не может быть установлен судом. Не подлежат судебному рассмотрению в порядке особого производства и заявления об установлении факта владения самовольно возведенным строением, а также строением, зарегистрированным ранее на имя другого лица или приобретенным заявителем по ненадлежаще оформленной сделке (установление действительности такой сделки производится в судебном порядке при наличии условий, предусмотренных ч. 2 ст. 47 ГК).
Нередко суды рассматривают в порядке особого производства дела об установлении факта несчастного случая. Согласно Положению о расследовании и учете несчастных случаев на производстве, утвержденному постановлением Президиума ВЦСПС от 13 августа 1982 г., контроль за правильным и своевременным расследованием несчастных случаев осуществляют профсоюзные комитеты и технические инспектора труда. В этой связи отказ в составлении акта о несчастном случае или выдаче другого официального документа по тем мотивам, что такой факт не подтвердился, судебному оспариваний» не подлежит и может быть обжалован в профсоюзные органы*. Суд вправе устанавливать факт несчастного случая лишь тогда, когда возможность его установления во внесудебном порядке исключается, что должно быть тюдтверждено соответствующим документом. • ..
В судах немало рассматривается дел об установлении факта принятия наследства • места открытия наследства. Как известно, свидетельства о праве на наследство выдаются нотариальным органом наследникам, принявшим наследство, т. е. фактически вступившим во владение наследственным имуществом, или подавшим заявление в нотариальную контору ио месту открытия наследства о принятии наследства. Доказательством вступления во владение наследственным имуществом могут быть справка жи-
Бюдлетеяь Верховного Суда РСФСР. 1983. № 7. С. 2. 215
лищно-эксплуатационной организации, справка исполкома;-местного Совета, другие документы, подтверждающие указанное обстоятельство. Суд вправе рассмотреть в порядке особого производства заявление об установлении факта принятия наследства и места открытия наследства, если орган, совершающий нотариальные действия, не может выдать заявителю свидетельство о праве на наследство по мотиву отсутствия или недостаточности соответствующих документов, необходимых для подтверждения в нотариальном порядке факта вступления во владение наследственным имуществом. Если надлежащие документы представлены, но в выдаче свидетельства о праве на наследство отказано, заинтересованное лицо вправе обратиться в суд не с заявлением об установлении факта принятия наследства и места открытия наследства, а с жалобой на отказ в совершении нотариального действия (ст. 271 ГПК РСФСР и соответствующие статьи ГПК других союзных республик) .
Согласно ст. 6 Основ гражданского судопроизводства гражданские дела возбуждаются в суде по заявлениям не только лиц, обращающихся за защитой своих прав или охраняемых законом интересов, но и прокурора, а также организаций и отдельных граждан, когда по закону они могут обращаться в суд за защитой прав и интересов других 'лиц. Это правило полностью применимо и к случаям возбуждения дел об установлении фактов. Например, с заявлением об установлении факта признания отцовства или факта отцовства могут обратиться в суд не только мать ребенка и сам ребенок по достижении совершенно'-летия, но и его опекун (попечитель), а также другие лица, которым законодательством союзных республик предоставлено право подать в суд такое заявление (ч, 3 ст. 16, ч. 2 ст. 26 Основ законодательства Союза ССР v союзных республик о браке и семье). Если заявителем поданы в суд заявления об установлении нескольких фактов, имеющих юридическое значение, все эти заявления согласно ст. 128 ГПК РСФСР и соответствующим статьям ГПК других союзных республик могут быть объединены и рассмотрены в одном производстве. Другие требования в этом же производстве разрешаться не могут.
При установлении фактов нарушения прав граждан на получение пенсии и пособия, права личной собственности, наследственных прав, других прав и охраняемых законом интересов суды, руководствуясь ст. 38 Основ гражданского судопроизводства, вправе вместе с решением об уста-
216
новлении факта, имеющего юридическое значение, вынести частное определение и направить^ его соответствующим организациям или должностным лицам для принятия необходимых мер по устранению недостатков.
Суды рассматривают и другие категории гражданских дел, помимо изложенных—по спорам, одной из сторон в которых является колхоз, межколхозная организация, государственно-колхозное предприятие, организация или их объединение (за исключением случаев, когда разрешение таких споров отнесено законом к ведению административных или иных органов), дел о признании гражданина безвестно отсутствующим, объявлении умершим, о признании гражданина ограниченно дееспособным или недееспособным и многие другие. Разрешая, например, дела по спорам, возникающим из договоров, одной из сторон в которых является колхоз, межколхозное и другое межхозяйственное предприятие, организация с участием колхозов, суды, руководствуясь соответствующими нормами Основ гражданского законодательства, гражданских кодексов союзных республик, других нормативных актов, относящихся к регулированию этих отношений, призваны способствовать борьбе с бесхозяйственностью, повышению ответственности за выполнение заданий продовольственной программы. Если договор, заключенный колхозом, межколхозным и другим межхозяйственным предприятием, организацией с участием колхозов, противоречит закону, он должен признаваться недействительным с последствиями, предусмотренными ст. 14 Основ гражданского законодательства. . Пленум Верховного Суда СССР в постановлении от 5 апреля 1985 г. «О практике применения судами законодательства при разрешении споров, возникших в связи с заключением, изменением и расторжением хозяйственных договоров с участием колхозов, межколхозных, государственно-колхозных предприятий, организаций, объединений» обратил внимание на то, что при рассмотрении этих дел судам следует исходить из необходимости развития сотрудничества сторон в достижении конечного результата — производства сельскохозяйственной продукции в нужном количестве, ассортименте и высокого качества, укрепления хозяйственного расчета, пресечения местнических и ведомственных тенденций, идущих вразрез с общегосударствен-
217
жыми интересами, устранения нарушений самостоятельное-то колхозов'.
Большие задачи стоят перед судами в условиях перехода страны к регулируемой рыночной экономике. Правильное применение судами в этой ситуации действующих гражданско-правовых норм, а в дальнейшем—и готовящихся хаконодательных актов, призвано способствовать обеспечению четкой работы хозяйственного механизма в условиях развивающихся рыночных отношений на основе комплексной регламентации новых экономических связей (договорных и обязательственных, товарно-денежного обмена и т. п.).
В связи с принятием Верховным Советом СССР 15 мая 1990 г. Закона СССР «О пенсионном обеспечении граждан в СССР» существенно меняется компетенция судов в рассмотрении споров, связанных с выплатой сумм государственных пенсий. Как известно, в пункте 156 Положения о порядке назначения и выплаты государственных пенсий, утвержденного постановлением Совета Министров СССР от 3 августа 1972 г. № 5902 указано, что жалобы по пенсионным вопросам рассмотрению в судебных органах не подлежат. Разрешение жалоб на отказ в назначении пенсий, неправильное определение размера пенсии этим Положением отнесено к компетенции исполнительного комитета районного (городского) Совета народных депутатов.
.& Законе СССР «О пенсионном обеспечении граждан в СССР» но новому решен вопрос и о подведомственности споров, связанных с назначением пенсии.
Этот Закон представляет собой важную пенсионную реформу по существенному улучшению материального обеспечения пенсионеров, наименее социально защищенной части населения страны. В Законе сказано, что он в соответствии с Конституцией СССР гарантирует всем нетрудоспособным гражданам СССР право на материальное обеспечение за счет общественных фондов потребления путем предоставления трудовых и социальных пенсий. Социальная защищенность пенсионеров гарантируется и путем регулярного пересмотра размеров пенсий по мере изменения стоимости жизни и повышения эффективности экономики страны.
Пенсионное обеспечение по названному Закону производится органами социального обеспечения. В целях за-
1 Сборник постановлений Пленума Верховного Суда СССР 1924— 1986. М., 1987. С. 338.
• СП СССР. 1972. № 17. С. 86.
218
щиты интересов трудящихся предусмотрен контроль профессиональных союзов за правильным применением Закона и за расходованием средств, выделяемых на пенсионное обеспечение и социальное обслуживание пенсионеров.
Пенсии назначаются комиссиями по назначению пенсий, образуемыми районными (городскими) или соответствующими им Советами народных депутатов. Стаж работы для назначения трудовых пенсий определяется на основании записей в трудовой книжке. В порядке, установленном Советом Министров СССР, стаж работы при отсутствии трудовой книжки или соответствующих записей в ней может быть подтвержден на основании свидетельских показаний (пункт 6 постаяовления Верховного Совета СССР от 15 мая 1990 г. «О порядке введения в действие Закона СССР «О пенсионном обеспечении граждан в СССР»).
Жалоба на решение комиссии по назначению пенсии может быть подана в районный (городской) Совет народных депутатов либо в районный (городской) народный суд, который рассматривает ее с соблюдением правил, предусмотренных Законом «О порядке обжалования в суд неправомерных действий органов государственного управления и должностных лиц, ущемляющих права граждан». Для совершения отдельных процессуальных действий Законом СССР «О пенсионном обеспечении граждан в СССР» предусмотрены некоторые особенности. Так, если согласно ст. 4 Закона СССР «О порядке обжалования в суд неправомерных действий органов государственного управления и должностных лиц, ущемляющих права граждан» жалоба может быть подана в суд лишь после обжалования действий органа государственного управления или должностного лица вышестоящему в порядке подчиненности органу или должностному лицу, то в соответствии с Законом СССР «О пенсионном обеспечении граждан в СССР» жалоба в суд может быть подана по усмотрению заявителя непосредственно в суд.
Установив, что отказ в назначении пенсии или определение ее размера являются неправомерными, суд выносит решение, обязывающее отдел социального обеспечения устранить допущенное нарушение прав пенсионера. Об исполнении решения суда по жалобе должно быть сообщено суду и заявителю не позднее чем в месячный срок со дня получения копии решения.
Суды обязаны обеспечить при рассмотрении жалобы по делам, связанным с назначением пенсий, строжайшее со-
219
блюдение Закона СССР «О пенсионном обеспечении граждан в СССР». Установив существенные недостатки в работе органов и должностных лиц, повлекшие затяжку назначения и выплаты пенсии, суды должны выносить частные определения с целью устранения недостатков.
Деятельность судов по осуществлению правосудия по гражданским делам должна всемерно содействовать решению экономических и социальных задач, обеспечивать защиту трудовых, жилищных, имущественных, пенсионных и иных прав и охраняемых законом интересов граждан и организаций.
СОДЕРЖАНИЕ
Предисловие . . . ................. 3
Раздел 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
§ 1. Конституционное право граждан на судеб ную защиту . . ............ 5
§ 2. Подведомственность и подсудность граждан ских дел ................ 6
§ 3. Возбуждение гражданских дел в суде . . . II \/§ 4. Основные принципы гражданского судопро изводства ................ 13
§ 5. Сроки рассмотрения гражданских дел и со вершения процессуальных действии в ходе судо производства .. ............ 24
§ 6. Лица, участвующие в деле ....... 30
§ 7. Подготовка дела к судебному разбиратель ству . . . .............. 33
§ 8. Судебное разбирательство . . ..... 40
§ 9. Судебное решение . . ........ 58
§ 10. Рассмотрение гражданских дел судами кас сационной инстанции . . ........ 62
§ 11. Рассмотрение гражданских дел судами над зорной инстанции ............. 69
§ 12. Исполнение судебных решении ..... 79
Раздел 2. РАССМОТРЕНИЕ СУДАМИ ГРАЖДАНСКИХ ДЕЛ ОТДЕЛЬНЫХ КАТЕГОРИЙ
Глава 1. Дела по спорам, возникающим из трудовых
правоотношений ............. 83
§ 1. Дела по искам о восстановлении на работе рабочих и служащих ........... ее
§ 2. Дела по спорам об оплате труда рабочих и служащих , . ............. 95
$ 3. Дела по искам о возмещении рабочими и служащими материального ущерба, причиненного предприятиям, учреждениям, организациям . . 99 § 4. Рассмотрение трудовых споров колхозников 106
221
§ 5. Порядок исполнения решений по трудовым
делам . . .............. 113
Глава 2 • Дела, возникающие из жилищных
правоотношений ............. 114
§ 1. Дела по спорам между нанимателями и най-модателями в домах государственного и общественного жилищного фонда ......... 114
§ 2. Дела по спорам между гражданами и жи-
лищно-строительными кооперативами ..... 126
Глава 3. Дела, связанные с применением брачно-
семейного законодательства . . ...... 137
§ 1. Дела о расторжении брака ....... 137
§ 2. Дела об установлении отцовства .... 143
§ 3. Дела о взыскании алиментов на детей . . 146
Г.лава 4. Дела по спорам о праве собственности
на жилой дом . . ........... 1^'0
Глава 5. Дела по спорам, связанным с деятельностью
садоводческих товариществ ......... 158
Глава в. Деда по искам о наследовании ....... 164
Глава 7. Дела о возмещении вреда ......... 167
- , § 1. Дела о возмещеиии вреда, причиненного повреждением здоровья ........... 167
., ' § 2. Дела о возмещении вреда, причиненного ле-
;:;.. сонарушениямн . . ........... 172
Глава 8. Дела по спорам, возникающим из авторских
правоотношений ............. 177
Глава 9. Дела по спорам, связанным с открытиями, изобретениями, рационализаторскими
предложениями и промышленными образцами 184
Глава 10. Дела по спорам, возникающим из перевозки
грузов и багажа ............ 189
Глава 11. Дела о защите чести и достоинства ..... 193
Глава 12. Дела по жалобам на неправомерные действия органов государственного управления
и должностных лиц, ущемляющих права граждан 198
Глава 13. Дела об установлении фактов, имеющих
юридическое значение ........... 209
Трубников П. Я.
Т 77 Защита гражданских лит., 1990.—224 с. 15ВМ 5-7260-0463-9

прав в суде.—М.: Юрид.
В практическом пособив его автор анализирует основные принципы • етад» гражлаяскогв судопроизводства, а также подробно останавливается и» порядке —ссяотреви» суда—гражданских дел отдельных категория: возникающих яз жилищных правоотвошеиий; по спорам, свя-запвын с деятельностью садоводческих товариществ; по искам о пргчи. веиив вреда, о наследовании, о ващнте честя • достоинства граждан и др.
Для работников суда, прокуратуры, адвокатуры, юрисконсультов, преподавателей и студентов юридических учебных заведений.
1203021300-127
-КБ 19-15-1990
Т
012(01)-90 15В N 5-7260-ОШ-9

<< Предыдущая

стр. 6
(из 6 стр.)

ОГЛАВЛЕНИЕ