<< Предыдущая

стр. 4
(из 6 стр.)

ОГЛАВЛЕНИЕ

Следующая >>

Органам санитарного надзора предоставлено право отбирать образцы продуктов питания, поступающих в торговую сеть и предприятия общественного питания. В случае обнаружения, что изъятые образцы не соответствуют требованиям, предъявляемым к изготовлению и хранению пищевых продуктов, органы санитарного надзора выносят постановление об уничтожении (или о переработке) всей партии продуктов. Методика и порядок отбора образцов содержатся в многочисленных административно-правовых актах. Наиболее подробно методика отбора образцов разработана в Государственных стандартах отбора проб и подготовки к испытаниям различного вида продукции. Так, например, ГОСТом 3622-68 на отбор проб и подготовки к испытанию молока и молочных продуктов устанавливается, что отбор жидких продуктов производится кружкой емкостью 0,5 л, а 0,25 л — черпаком или металлическим цилиндром с отверстием по концам диаметром 9 мм. Правила требуют, чтобы металлические приборы были изготовлены из нержавеющей стали, алюминия. Не допускается применение ржавых, неисправных или загрязненных приборов. 06-
112
разцы продуктов в мелкой расфасовке направляются в лабораторию в той же упаковке1.
Подробно разработана методика отбора проб и образцов службой по карантину растений, семенной инспекцией, инспекцией по торговле и качеству товаров и другими контрольными органами2.
При отборе образцов составляется протокол (акт), в котором указывается место и время его составления, в чьем присутствии он составлен, какие продукты и из какой партии подлежат проверке. Изъятые образцы направляются на исследование снабженные этикеткой и сопроводительными документами.
После исследования вещественных доказательств з лабораториях (иных исследовательских учреждениях), образцы отобранной продукции сохраняются в течение срока, указанного в соответствующей инструкции или ГОСТе. Уничтожение образцов после истечения срока хранения осуществляется лицами, которым образцы переданы на хранение. Уничтожение образцов оформляется актом или записью в специальной книге регистрации.
Представление вещественных доказательств гражданами и иными не уполномоченными специально на эти действия органами и лицами осуществляется в административном процессе главным образом с целью защиты своих субъективных прав: либо от предъявленных обвинений в совершении административного проступка, либо для удовлетворения своих требований в процессе. Право граждан на представление вещественных доказательств правоприменяющему лицу в защиту от предъявленных ему обвинений предусмотрено рядом актов. В наиболее обобщенном виде оно сформулировано в ст. 29 Положения об административных комиссиях РСФСР, которая предоставляет право правонарушителю при рассмотрении материалов дела заявлять различные ходатайства, одним из видов которых является ходатайство о приобщении к делу вещественных доказательств.
1 ГОСТ 3622-68. Отбор проб и подготовка к испытанию молока и молочных продуктов. Издание официальное, М., 1969.
2 См. «Справочник по карантину растений». Изд. МСХ СССР, 1969.
8 Заказ 6863 ИЗ
К сожалению, такого указания на право граждан и иных участников процесса, занимающих иное положение в нем (например, потерпевшие), представлять вещественные доказательства в защиту своих требований в правовых актах не содержится. Однако анализ некоторых из них позволяет сделать такой вывод. Так, например, администрация колхозов и совхозов в силу Указа Президиума Верховного Совета СССР от 11 января 1955 г. «Об ответственности за потраву посевов в колхозах и совхозах» имеет право направлять материалы о потраве в исполкомы сельских и поселковых Советов депутатов трудящихся для привлечения нарушителей к административной ответственности. В направляемых материалах они должны изложить доказательства виновности нарушителя. Одним из доказательств виновности нарушителя может быть принадлежащий ему скот или птица, задержанные представителями колхоза или совхоза на месте потравы посевов. Поэтому к заявлению о потраве прилагается акт о задержании скота или птицы, а последние, как вещественные доказательства по делу, задерживаются на основании ст. 1 Указа колхозом или совхозом до окончания дела.
После введения в 1969 г. в действие Положения о порядке проведения государственной аттестации качества промышленной продукции значительно возросло значение рассматриваемого способа отыскания вещественных доказательств. Этим актом и разработанными на его основе отдельными министерствами общими методическими указаниями о проведении государственной аттестации качества промышленной продукции было предоставлено право возбуждения дела перед Государственной аттестационной комиссией о присуждении изготавливаемой продукции Знака качества. Ходатайство о присвоении Знака качества рассматривается комиссией после соответствующего исследования образцов отобранной заявителем продукции. Эти образцы выступают в качестве вещественных доказательств по делу о присвоении Знака качества.
Несмотря на то что в административно-процессуальных актах нигде не упоминается о возможности представления вещественных доказательств лицами и органами, не участвующими в деле, практика идет по пути
114
использования полученных таким образом вещественных доказательств. Так, в 27 делах, возбужденных инспекцией по торговле и за качеством продуктов Одесской области в 1969 г., вещественные доказательства (неклейменые гири, неклейменые продукты питания, предметы в нестандартной упаковке) были доставлены гражданами.
Для того чтобы не допустить загромождения административного процесса не относящимися к делу предметами материального мира, административно-процессуальным законодательством, и в особенности практикой работы органов управления, выработаны определенные правила, регулирующие порядок использования в процессе вещественных доказательств, представленных не уполномоченными на это лицами.
Во-первых, по делам, связанным с применением диспозиции административно-правовой нормы, могут быть представлены только те вещественные доказательства, которые специально оговорены правовым актом. Так, в упоминаемых уже методических указаниях о проведении государственной аттестации промышленной продукции прямо и недвусмысленно указано, какие образцы и какой продукции могут быть представлены в комиссию по аттестации.
Во-вторых (особенно это касается процесса применения санкций административно-правовых норм) требуется присутствие понятых (или хотя бы присутствие незаинтересованного лица) при обнаружении и фиксации предмета, служащего впоследствии вещественным доказательством по делу. Органы управления, рассматривающие административные дела с использованием в них вещественных доказательств, довольно последовательно придерживаются этих условий.
Аналогично оценивают оформление вещественных доказательств и фиксацию их источников обнаружения многие административные комиссии при исполкомах районных (городских) Советов депутатов трудящихся.
Обычно, если вещественные доказательства доставляются лицами, не являющимися участниками процесса, органы управления обязаны предложить им написать подробное объяснение с обязательным указанием места и времени обнаружения тех или иных предметов, описанием предметов и перечислением свидетелей, ко-
8* 115
торые могут удостоверить факт и условия обнаружения этих предметов. Такая практика сложилась, в частности, в охотничьих инспекциях, органах лесоохраны, санитарных и ветеринарных инспекциях, транспортных и многих иных органах.
Представляется, что подобная практика правильна И нуждается в правовом закреплении. Правовое закрепление необходимо не только для того, чтобы знать источник и условия обнаружения материальных предметов, ставших вещественными доказательствами, но и для обоснования ввода этих предметов в дело в качестве вещественных доказательств. Как известно, в уголовном и гражданском процессах последнюю функцию выполняют постановления о приобщении к делу вещественных доказательств.
Оперативность рассмотрения административных дел органами управления и их относительная простота делают ненужными многие процессуальные акты, свойственные уголовному и гражданскому процессам, в том числе и постановления о приобщении к делу вещественных доказательств. Но поскольку правовое основание для ввода предметов материального мира, полученных от неуполномоченных лиц и органов, в административном процессе необходимо, оно должно выполняться в соответствии с требованием, предъявленным органами управления к лицам, представившим эти предметы, о подробном освещении обстоятельств и условий их обнаружения.
Обследование представляет собой одну из форм контрольной деятельности управленческих органов, которая заключается в ознакомлении разнообразными методами и средствами с теми или иными явлениями (объектами) с целью установления недостатков, подлежащих устранению или исправлению. Исходя из содержания этой формы контроля, можно прийти к выводу о том, что любой орган управления в процессе осуществления своих управленческих функций в отношении подчиненных ему органов, учреждений и организаций может произвести обследование их деятельности не нуждаясь в каких-либо дополнительных полномочиях. В тех же случаях, когда обследованию подвергаются неподчиненные организации и учреждения, то полномочия на эту форму контроля органов управления предусматриваются специаль-
116
ными нормативными актами. Чаще всего право на проведение обследования закрепляется в положении (уставе), определяющем правовой статус органа управления1, но может быть предусмотрено и иными актами2.
Порядок и методы проведения обследования содержатся в многочисленных правилах, инструкциях и методических указаниях. Специфика объектов, несомненно, влечет использование и применение в каждом конкретном случае обследования особых средств и методов, и все же, несмотря на их разнообразие, можно выделить несколько главных направлений обследования: проверку документации; проверку фактического состояния; про--верку уровня квалификации кадров.
Поэтому вещественные доказательства, необходимые для установления истины по тому или иному административному делу, могут быть обнаружены только при проведении такой части обследования, которая связана с проверкой фактического состояния (состояния землепользования, техники безопасности, технического состояния транспорта и т. д.).
Проверка фактического состояния осуществляется путем изучения проверяемых объектов (явлений) и сопоставления выявленных данных с требованиями нормативов и государственных стандартов. Для этой цели методические указания по проведению обследования, с одной стороны, рекомендуют наиболее целесообразные приемы и средства изучения объекта, с другой — содержат изложения требований нормативов и ГОСТов, которым должны отвечать проверяемые объекты.
По результатам обследования составляется акт (протокол). Как правило, составляется единый акт, составной частью которого является освещение результатов проверки фактического состояния, но в некоторых случаях результаты проверки фактического состояния фикси-
1 См., напр., Инструкцию по обследованию электрических, теп-лоиспользующих установок и тепловых сетей промышленных предприятий, где сказано, что основной формой осуществления энергетического надзора является обследование предприятий («Справочник по электропотреблению в промышленности», «Энергия», 1969, стр. 420).
2 См., напр., постановление Совета Министров СССР «О порядке проведения работ на континентальном шельфе СССР и охране его естественных богатств» (СП СССР 1969 г. № 18, ст. 103).
117
руются в самостоятельном акте. Самостоятельный акт, в котором фиксируются результаты проверки фактического состояния, составляется в том случае, когда по выявленным нарушениям административное наказание назначается не обследующими органами, а уполномоченными на то органами иной системы. В тех случаях, ког-ка по выявленным в результате обследования нарушениям меры воздействия применяет орган, проводивший обследование, или вышестоящий орган этой же системы — составляется один акт с включением в него сведений о детальном состоянии проверяемого объекта. В качестве примера подобного акта можно указать на акты, составляемые инспекциями госсельтехнадзора, которым дано право:
а) лишать механизаторов прав на управление тракторами, комбайнами и другими самоходными сельскохозяйственными машинами сроком до 1 месяца за грубые нарушения правил технической эксплуатации, а также делать предупреждения и просечки в талонах;
б) налагать денежные начеты в размере до 10 руб. за нарушение правил технической эксплуатации1.
В актах обследования (или самостоятельных актах о фактическом состоянии) фиксируются нарушения и доказательства (в том числе вещественные) этих нарушений. При обследовании вещественные доказательства правонарушения не изымаются, а подробно описываются в акте2. Акты составляются с обязательным участием представителя администрации обследуемого предприятия, учреждения и организации3.
Обыск является редко встречающимся способом отыскания и изъятия вещественных доказательств. Общесоюзное административно-процессуальное законодатель-
1 См. «Положение о государственном надзоре за техническим состоянием машинно-тракторного парка в колхозах, совхозах и других государственных сельскохозяйственных предприятиях и организациях», «!(К.олос», 1970.
2 См. постановление Совета Министров СССР «О порядке проведения работ на континентальном шельфе СССР и охране его естественных богатств» (СП СССР 1969 г. № 18, ст. 103). Вместе с тем могут быть изъяты образцы продукции в качестве вещественных доказательств.
3 См., напр., Положение о техническом инспекторе профсоюзов, утвержденное Президиумом ВЦСПС 26 августа (1966 г.
118
ство предусматривает возможность проведения обыска только в двух случаях:
арестованных за мелкое хулиганство перед помещением их в место отбытия наказания1 и при задержании лица, совершившего скупку, продажу и обмен в небольших размерах валюты и скупку вещей у иностранцев2.
Незначительность разрешенной законодательством практики на проведение обыска в административном процессе породила у многих авторов мнение о том, что обыск вправе проводить только органы расследования с целью получения судебных доказательств3. Вряд ли можно согласиться с этим мнением. Помимо случаев проведения обыска в административном процессе, прямо предусмотренных законодательством, практике известны и иные действия управленческих органов, которые по своей правовой природе и направленности не могут быть ничем иным кроме обыска.
Содержанием обыска с точки зрения смыслового звучания и с точки зрения права является принудительное изучение помещений, сооружений, участков местности и отдельных граждан в целях отыскания и изъятия предметов, имеющих значение для дела4. Если при обследовании уполномоченные лица изучают обстановку на объекте и выявляют сведения, о существовании которых им ранее не было известно, то, как правило, замечает В. И. Попов, обыск «состоит в поисках и изъятии предметов, которые прячутся лицами, причастными к расследуемому делу»5. Такие действия производят долж-
1 См. постановление Президиума Верховного Совета СССР от 26 июля 1966 г. «О порядке применения Указа Президиума Верховного Совета СССР от 26 июля 1966 г. «О повышении ответственности за хулиганство» («ведомости Верховного Совета СССР» 1966 I. № 30, ст. 596).
2 См. постановление Президиума Верховного Совета СССР «О порядке применения Указа Президиума Верховного Совета СССР «Об ответственности за скупку, продажу и обмен в небольших размерах валюты и скупку вещей у иностранцев» («Ведомости Верховного Совета СССР» 1970 г. № 13, ст. 109).
3 См. «.Юридический словарь», Госюриздат, 1953, стр. 400; А. Р. Ратинов прямо утверждает, что не следует «...смешивать обыск как следственное действие и сходные на первый взгляд мероприятия административных органов» (А. Р. Ратинов, Обыск и выемка, Госюриздат, 1961, стр. 5).
4 См. А. Р. Ратинов, цит. раб., стр. 7.
5 В. И. Попов, Обыск, Алма-Ата, 1959, стр. 4.
119
ностные лица рыбоохраны (при расследовании дел о нарушении правил рыболовства), охотничьей инспекции (по делам о браконьерстве), лесной охраны (по делам о лесонарушении), милиции (по делам о мелких хищениях, мелкой спекуляции). Органам лесной охраны при расследовании дел о лесонарушении предоставлено право задерживать в лесу незаконно добытую продукцию, налагать арест на продукцию, вывезенную к месту потребления1.
С помощью обыска в делах о лесонарушении устанавливаются и отыскиваются не только предметы, ставшие объектом посягательства (лес, орехи, травы и т.д.), но и предметы, являющиеся орудием совершения административного проступка.
Должностными лицами органов рыбоохраны обыск применяется для отыскания орудий лова, незаконно выловленной рыбы, транспортных средств и иных предметов, играющих роль вещественных доказательств в административном процессе.
В некоторых союзных республиках введена административная ответственность за покупку наркотиков, мелкое хищение государственного и общественного имущества, а во всех — за незаконное изготовление и использование радиопередающих установок2. Трудно представить себе эффективность борьбы с этими проступками, если не предоставить должностным лицам милиции право производить обыск для установления покупки наркотиков, предметов мелкого хищения или изготовленных радиопередающих установок. Можно, правда, рассчитывать на их добровольную выдачу правонарушителями, но как надлежит поступить работникам милиции в случае отказа от добровольной выдачи? Думается, что про-
1 См. ст. 20 Инструкции о порядке привлечения к ответственности за лесонарушение в лесах СССР, утвержденной ГК. лесного хозяйства Совета Министров СССР 26 марта 1969 г. № 73, изд-во «Лесная промышленность», 1969.
2 См., напр., Указ Президиума Верховного Совета Литовской ССР от 29 апреля 1969 г. «Об усилении ответственности за мелкое хищение государственного и общественного имущества («Ведомости Верховного Совета и Правительства Литовской ССР», 1969 г.); Указ Президиума Верховного Совета УССР от 22 апреля 1960 г. «Об ответственности за незаконное изготовление и использование радиопередающих установок» («Ведомости Верховного Совета УССР» 1960 г. № 13, ст. 83).
120
ведение обыска в сложившейся ситуации является неизбежным. Отсутствие в законе разрешения органам милиции проводить обыски при борьбе с этими проступками приводит к тому, что свои действия по административным делам они вынуждены обосновывать ссылкой ,на уголовно-процессуальное законодательство и проводить обыск, руководствуясь правилами, установленными в УПК. В некоторых же случаях обыски проводятся без какого-либо правового обоснования.
Представляется, что проведение обыска, который даже диктуется необходимостью, может быть только в случаях, прямо «предусмотренных соответствующим законодательством. Нельзя делать обыск по административным делам, если законодатель прямо не разрешает органам управления эти процессуальные действия, равно как нельзя обосновывать обыск по этой категории дел ссылкой на уголовно-процессуальное законодательство. По нашему мнению, выход может быть найден в нормативном закреплении у ряда органов управления полномочий на проведение обыска с детальной разработкой порядка осуществления этого полномочия.
В порядке исключения правомочиями на обыск в административных делах должны быть наделены только те органы, которые не могут выполнить своей задачи без такого правомочия. К таким органам следует отнести:
а) милицию (по делам о мелкой спекуляции, мелком хищении государственного и общественного имущества, незаконном изготовлении и использовании радиопередающих установок, покупке наркотиков);
б) финансовые органы (по делам о нарушении правил регистрации некооперированных кустарей и ремесленников) ;
в) органы рыбоохраны (по делам о нарушении правил раболовства);
г) органы лесоохраны (по делам о лесонарушении и лесных пожарах);
д) органы охотоохраны (по делам о браконьерстве);
е) органы пожарной охраны (по делам о пожарах).
Обыску могут быть подвергнуты лица, которые подозреваются в совершении административного проступка, и эти подозрения основаны на каких-то определенных фактических данных. Такими фактическими данными могут быть показания свидетелей, задержание в момент совер-
121
шения проступка и т. п. обстоятельства. А. Р. Ратинов правильно замечает, что «интуиция и догадка основанием для обыска служить не могут»1.
Во время обыска обычно стремятся обнаружить вещественные доказательства, которые являлись бы: а) либо средством совершения проступка; б) либо объектом противоправной деятельности; в) либо предметами, имеющими на себе следы противоправной деятельности.
Методика проведения обыска по административным делам, на наш, взгляд, ничем не отличается от методики, разработанной и взятой на вооружение криминалистами при расследовании преступлений2. Это объясняется общностью правовой природы и направленностью обыска в уголовном и административном процессе.
Каждый факт проведения обыска уполномоченным должностным лицом управленческих органов подлежит фиксации и отражению в процессуальных документах. Однако в полной мере такая фиксация производится только при проведении обыска по основаниям, прямо указанным законодателем. В частности, при проведении обыска у нарушителя Указа Президиума Верховного Совета СССР от 25 марта 1970 г. «Об ответственности за скупку, продажу и обмен в небольших размерах валюты и скупку вещей у иностранцев» составляется протокол личного обыска по специальной форме.
Личный обыск производится в присутствии двух понятых, и они присутствуют при составлении протокола. Помимо понятых протокол подписывается лицом, проводившим обыск, и задержанным. Изъятые вещи во время обыска должны быть тщательно описаны, с указанием их индивидуальных признаков.
В тех случаях, когда законодатель молчаливо (путем установления перед некоторыми управленческими органами задач, выполнение которых предполагает производство обыска) допускает возможность проведения этими органами данной процессуальной меры, о ее проведении можно узнать косвенным путем из содержащихся в протоколе сведений. Дело в том, что заполнение некоторых пунктов протоколов о нарушении, составленных органами рыбоохраны, лесной охраны, финансовыми и
1 А. Р. Р а т и н о в, цит. раб., стр. 31.
2 См. «Криминалистика», «Юридическая литература
1963. 122
рядом иных органов, предполагает предварительно проведение обыска. Такое условие предполагает, в частности, ответ на вопросы: где и какие изделия выявлены (п. 3 протокола о нарушении правил регистрации кустарей и ремесленников, форма которого утверждена Министерством финансов СССР 8 сентября 1960 г.); вид и количество изъятой у лесонарушителя продукции в лесу или по пути следования из леса, а также продукции, на которую наложен арест на месте потребления (п. 9 акта о лесонарушении, форма которого утверждена Государственным комитетом лесного хозяйства Совета Министров СССР 26 марта 1969 г.)1. Несомненно, что сведения об обыске и обнаруженных предметах, полученные из протоколов о нарушениях, явно незначительны. Поэтому в тех случаях, когда во время обыска обнаруживаются и изымаются вещественные доказательства, в дополнение к протоколу составляются иные процессуальные документы. Так, работники лесной охраны составляют акты освидетельствования заготовленной древесины и мест рубки; работники рыбоохраны — акты задержания, осмотра и оценки предметов лова и транспортных средств, расписку в принятии на хранение отобранного рыболовного имущества2. »
Закрепление за отмеченной выше группой управленческих органов права на проведение в строго ограниченных случаях обыска и, как следствие этого, фиксация результатов обыска только в одном процессуальном документе — протоколе, позволило бы избежать этой обильной документации, которая загромождает и усложняет административный процесс.
Судьба обнаруженных при обыске вещественных до-
1 В прежних формах актов о лесонарушении и нарушении правил охоты (например, в акте о лесонарушении, форма которого была утверждена Главлесоохраной при СНК СССР в июне 1941 года) был специальный пункт, куда заносились сведения об обыске и его результатах (см. А. А. Степанов, Борьба с лесонарушениями в административном, судебном и арбитражном порядке, Гослесбумиз-дат, 1952, стр. 72).
2 См. приложение № 1—5 к Инструкции о порядке привлечения к ответственности за лесонарушение в лесах СССР, изд. Госкомитета лесного хозяйства Совета Министров СССР, 1969 г.
123
казательств определяется ведомственными актами1, что не мешает, впрочем, однообразному решению данного вопроса. По общему правилу, обнаруженные вещественные доказательства изымаются. Они заносятся в опись изъятого имущества, в которой делается оценка и подробное описание. Если среди изъятых доказательств встречаются скоропортящиеся продукты (рыба, птица), последние должны быть сданы в торговую сеть по описи и действующим приемным ценам.
Предметы, изготовленные с нарушением действующих стандартов и вследствие этого не подлежащие использованию в народном хозяйстве и реализации, подлежат уничтожению, о чем составляется подробный акт с участием представителя незаинтересованной организации.
Остальные вещественные доказательства хранятся до окончательного решения дела. Правила хранения разрабатываются и утверждаются соответствующими министерствами и ведомствами, используя в качестве образца Инструкцию о порядке реализации конфискованного и бесхозного имущества и имущества, перешедшего по праву наследования к государству, утвержденную Министерством финансов СССР 20 марта 1965 г. Обязанности по хранению возлагаются на органы, изъявшие вещественные доказательства. В исключительных случаях они могут быть переданы на хранение другой организации или лицу, у которого были обнаружены. При передаче на хранение вещественных доказательств другой организации или лицу, у которого они были обнаружены, составляется расписка о принятии вещей на ответственное хранение. В расписке указывается: фамилия, имя и отчество лица, принявшего предметы на ответственное хранение, наименование организации, в которой он работает, и занимаемая должность, а также номер паспорта.
Вещественные доказательства хранятся в опломбированном виде. На каждое из них привешивается бирка с указанием на ней номера, даты протокола, наименования, количества и времени поступления на хранение.
1 См., напр., Инструкцию о порядке учета, хранения и реализации незаконно применяемых средств -лова рыбы, утвержденную Укргосрыбводом 2 октября 1961 г.
124
Вещественные доказательства, изъятые при обыске, хранятся до решения вопроса об ответственности нарушителя, после чего либо конфискуются, либо возвращаются владельцу1.
Выемка, как и обыск, применяется в качестве способа обнаружения вещественных доказательств по делам, связанным с применением административно-правовой санкции2. Выемка представляет собой действие уполномоченного на то лица по изъятию у кого-либо определенных, имеющих значение для дела предметов с последующим оформлением этого изъятия.
По своей природе выемка и обыск весьма схожи, и это дало повод ряду криминалистов говорить об их тождестве либо рассматривать выемку как следствие (или заключительную стадию) обыска3. Несмотря на ряд общих признаков выемки и обыска, выемка является самостоятельным способом обнаружения вещественных доказательств. При выемке производится принудительное изъятие совершенно определенных предметов, местонахождение которых известно. Поскольку местонахождение предметов, выступающих в качестве вещественных доказательств, заранее известно, постольку исключается необходимость обыска.
Выемка производится уполномоченными на то должностными лицами и в случаях, предусмотренных административно-правовыми нормами. Административно-правовые нормы предоставляют полномочия на выемку небольшому кругу лиц, но он все же шире, нежели круг лиц, которым законом предоставлено право на обыск. К лицам, которые обладают полномочиями на выемку ве-
1 Так, напр., ст. 13 Инструкции о порядке учета, хранения и реализации незаконно применяемых средств лова рыбы устанавливает, что орудия лова, запрещенные для любительского лова, возвращению гражданам не подлежат и подлежат конфискации. Если они пригодны для применения, то реализуются государственным и общественным организациям, в противном случае подлежат уничтожению.
2 Так, напр., в п. «е» ст. 4 Положения о государственной инспекции по качеству товаров и по торговле Министерства торговли УССР записано право представителей инспекции на выемку неправильных весовых и измерительных приборов... как доказательств злоупотреблений (СП УССР 1965 г. № 8, ст. 113).
3 См., напр., Р. Д. Р а х у н о в, Вещественные и письменные доказательства в советском уголовном процессе («Ученые записки ВИЮН» 1959 г № 10, стр. 240).
125
щественных доказательств, административное законодательство относит: санитарных инспекторов1, ветеринарных инспекторов2, представителей инспекции по качеству товаров и торговле3, работников лесного хозяйства4 и представителей некоторых иных органов. Право указанных лиц на выемку обеспечивается возможностью обращения их за содействием (если они встретятся с сопротивлением или неподчинением) к органам внутренних дел.
Выемка — это принудительный акт, и она должна быть произведена при наличии достаточных к тому оснований. Такими основаниями являются достоверные данные о том, что в распоряжении определенных лиц или организаций имеются предметы, с помощью которых совершается административный проступок, или которые являются результатом противоправного поведения. Обычно такие данные содержатся в жалобах и заявлениях граждан и заинтересованных органов, но могут быть получены и из других источников (книга жалоб и заявлений, выступленля печати, собственно полученные информации и т. д.).
Методика проведения выемки довольно проста. После того как уполномоченному должностному лицу стало известно о том, что в распоряжении органа или гражданина имеются предметы, могущие служить вещественными доказательствами, он предлагает им выдать эти предметы. Предметы могут быть изъяты целиком (в полном количестве) либо отдельные экземпляры или образцы. При изъятии отдельных экземпляров (образцов) остальные остаются на ответственном хранении органа или лица, у которого произошла выемка. Судьба предметов, изъятых при выемке и выступающих в роли вещественных доказательств, различна. Если выемка предметов произведена с целью последующего их ис-
1 См. Положение о государственном санитарном надзоре в СССР (СП СССР 1963 г. № 20, ст. 199).
2 См. Ветеринарный устав СССР (СП СССР 1968 г. № 1, ст. 2).
3 См., напр., Положение о Государственной инспекции по качеству товаров и по торговле Министерства торговли УССР.
4 См., напр., постановление Совета Министров УССР от 28 апреля 1967 г. «О порядке приобретения, учета, сбережения и пользования охотничьими ружьями и боеприпасами к ним» (СП УССР 1967 г. №4, ст. 43).
126
следования или экспертизы и выявилась невозможность дальнейшего их использования, то они подлежат уничтожению. Об этом составляется соответствующий документ или делается запись в специальной книге. Чаще всеготакпостулаютпо отношению к пищевым продуктам, неисправным и не подлежащим восстановлению весам и измерительным приборам, а также к предметам, пользование которыми запрещается отдельным гражданам. Вещественные доказательства, изъятые при выемке органами рыбной, охотничьей и лесной охраны, хранятся и реализуются в том же порядке, что и доказательства, обнаруженные во время обыска.
Автотранспортные средства, изъятые Госавтоинопек-цией за повторное управление ими в нетрезвом виде или за иные проступки1, хранятся в органах милиции до окончательного решения дела в суде. Суд вправе изымать автотранспортные средства. Они впоследствии подлежат реализации в установленном порядке с возмещением собственнику вырученных денег за вычетом затрат по реализации. Такой же порядок установлен и в отношении изъятого огнестрельного оружия у лиц, нарушающих правила хранения и пользования оружием, и лиц, систематически нарушающих общественный порядок, злоупотребляющих спиртными напитками, и т. д.2
Остальные вещественные доказательства, которые являлись либо орудием совершения проступка, либо объектом противоправного поведения, после их изъятия по общему правилу подлежат конфискации без какого бы то ни было возмещения собственнику стоимости конфискованных вещей.
Выемка вещественных доказательств оформляется актом (либо протоколом) выемки. Поскольку в законе нет прямого указания правил составления и оформле-
1 См., напр., Указ Президиума Верховного Совета РСФСР от 19 июня 1968 г. «Об усилении административной ответственности за нарушение правил движения по улицам городов, населенных пунктов и дорогам и правил пользования транспортными средствами» («Ведомости Верховного Совета РСФСР» 1968 г. № 26, ст. 1009).
2 См., напр., постановление Совета Министров УССР от 28 апреля 1967 г. «О порядке приобретения, учета, сбережения и пользования охотничьими ружьями и боеприпасами к ним в УССР» (СП S6CCP 1967 г. №4, ст. 43).
127
нйя актов выемки1, практика пошла по двум направлениям:
а) при выемке у государственных и общественных организаций акт (протокол) составляется уполномоченным лицом в присутствии официальных представителей данных организаций. Так, акт выемки кулинарных изделий для лабораторного исследования (форма акта разработана и утверждена главным санитарно-противо-эпидемическим управлением Минздрава СССР) составляется в присутствии директора предприятия (или лиц, его заменяющих) и лица, ответственного за калькуляцию. Они же обязаны подписать акт. Протокол выемки проб для лабораторного исследования (форма разработана и утверждена тем же органом) составляется в присутствии представителя администрации предприятия и лиц, ответственных за хранение или использование изъятых продуктов2;
б) при выемке вещественных доказательств у граж-дан протокол составляется в присутствии понятых и лиц, у которых производится выемка.
Основной частью акта (протокола) выемки, на наш взгляд, следует считать описательную, в которой описываются изымаемые предметы. Целесообразно охарактеризовать и индивидуализировать каждый изымаемый предмет, а в некоторых случаях (особенно по делам о незаконном изготовлении и сбыте наркотических средств, о покупке самогона и иных алкогольных напитков) зафиксировать его признаки и особенности, которые могут с течением времени исчезнуть или измениться.
Сведения об иностранной валюте и советских деньгах (по делам о мелкой спекуляции, о покупке валюты у иностранцев в незначительном размере, о нарушении
1 Так, уже упомянутое Положение о государственной инспекции по качеству товаров и торговле Министерства торговли УССР требует, чтобы каждый факт выемки оформлялся соответствующим актом (см. п. «е» ст. 4 Положения).
2 В некоторых социалистических странах правила проведения выемки и оформления результатов выемки по административным делам регламентируются нормами, содержащимися в УПК- Подобное решение представляется довольно удачным. По сути дела, цели выемки в административном процессе и уголовном совпадают. Методика их проведения почти одинакова.
128
правил торговли), если они имеют значение лишь как материальные ценности, заносятся в протокол с указанием общей суммы и количества купюр.
Осмотр в административном процессе представляет собой процессуальное действие, совершаемое уполномоченным лицом с целью: а) обнаружения вещественных (и иных) доказательств; б) их восприятия, изучения и оценки; в) выяснения обстоятельств, имеющих значение для дела1. Административно-процессуальное законодательство полномочия на проведение осмотра в его полном объеме предоставляет небольшому кругу лиц. Как правило, к числу их относятся лица, обладающие правом применения административно-правовой санкции по делам, которые они возбуждают и расследуют. Это ветеринарные инспектора, инспектора гостехнадзора и некоторые иные должностные лица.
В принципе административное законодательство в зависимости от объема полномочий на проведение осмотра различает две группы лиц: одна из них проводит осмотр с целью выяснения обстоятельств, имеющих значение для дела я обнаружения доказательств, для предварительного их изучения и оценки; вторая — обладает полномочиями для окончательного изучения и оценки собранных доказательств.
И так как в данный момент осмотр нас интересует с точки зрения способа обнаружения вещественных доказательств, анализу будут подвергнуты действия, совершенные при осмотре первой группой лиц, не касаясь вопроса о методах выяснения ими иных обстоятельств, имеющих значение для дела.
Осмотр как процессуальное действие необходимо отличать от осмотра, являющегося технической операцией, проводимой рабочими и служащими при выполнении своих служебных обязанностей. Несомненно, что такое процессуальное действие, как осмотр, включает элементы технического осмотра (обыкновенного визуального или иного наблюдения), но определяющим в нем все же является то, что процессуальный осмотр производится специально уполномоченными на то ли-

1 См. В. П. К о л м а к о в, Следственный осмотр, «Юридическая литература», 1969, стр. 18.
9 Заказ 6863 129
цам-и для обнаружения доказательств по уже возбужденному или могущему быть возбужденным административному делу, что иаходит свое последующее закрепление в процессуальном документе1.
Есть определенные различия между осмотром как самостоятельным процессуальным действием и осмотром, входящим составной частью в обследования, проводимые контрольно-надзорными органами. При обследовании осмотр проводится в комплексе с иными действиями (проверкой документов и т. д.), не связан с конкретным административным делом, носит профилактическо-предупредительный характер, в то время как рассматриваемый нами осмотр основан на имеющихся данных, дающих возможность предполагать, что в результате этого процессуального действия будут обнаружены вещественные доказательства.
Осмотр имеет большое значение для правильного и объективного решения дела как о применении диспозиции, так и о применении санкции. Поэтому в ряде случаев административно-процессуальные акты ставят ос-• мотр на первое место в системе мер, которые должны применять должностные лица для получения доказательств2. Осмотр предполагает самую высокую активную деятельность уполномоченного лица и его глубокую наблюдательность. От того, насколько тщательно проведен осмотр, во многом зависит обнаружение вещественных доказательств, а иногда оказывается, что
1 Например, право на осмотр судна при аварийном случае (см. Положение о порядке расследования аварий морских судов, утвержденное Министерством морского флота 12 февраля 1957 г.) предоставлено только капитану порта, его заместителям, помощникам и инспекторам портового надзора. Больше никто не имеет права производить это процессуальное действие («Сборник нормативных актов по морскому транспорту», «(Транспорт», 1968, стр. 104, 244).
2 Наиболее четко проводится различие между обследованием и осмотром в Наставлении по работе районных инспекций государственного пожарного надзора.
Так, напр., в Наставлении по работе районных инспекций государственного пожарного надзора Украинской ССР (Киев, 1965) излагается методика и порядок проведения обследования, порядок и оформление осмотра как процессуального действия, проводимого с целью обнаружения доказательств и уяснения обстоятельств пожара, указывается, что «исследование пожара производится путем детального осмотра места пожара, опроса потерпевших, очевидцев и других сведущих лиц».
130
осмотр является единственным средством обнаружения подобных доказательств. Поэтому в нормативных актах содержится прямое указание на обязательность проведения осмотра по некоторым административным делам. В большей степени это замечание относится к делам о применении санкции1. Такие административные проступки, как лесонарушения, браконьерство, нарушение правил пожарной безопасности, автодорожные нарушения, и многие аналогичные проступки могут быть расследованы надлежащим образом в том случае, если осмотр проведен своевременно и качественно. С этой целью законодатель требует от органов и лиц, которые столкнулись с правонарушением, сохранять обстановку правонарушения без изменений до прибытия уполномоченных должностных лиц. Такое требование, в частности, содержится в Положении о расследовании и учете несчастных случаев на производстве, утвержденном постановлением ВЦСПС 20 мая 1966 г. Статья 11 этого акта устанавливает, что «мастер, получивший сведения о несчастном случае... обязан сберечь до расследования обстановку на рабочем месте и состояние оборудования такими, какими они были в момент случая (если это не угрожает жизни и здоровью окружающих работников, не вызывает аварии и не нарушает производственного процесса, который по технологическим условиям должен вестись беспрерывно)». Обязательность проведения осмотра может быть предусмотрена законодателем при решении некоторых дел о применении диспозиции административно-правовой нормы. Так, например, в Инструкции о порядке ликвидации отработанных карьеров нерудных полезных ископаемых и передаче их землепользователям для дальнейшего использования в народном хозяйстве устанавливается, что решение о ликвидации карьера может быть принято после личного осмотра объектов членами комиссии и обнаружения доказательств, свидетельствующих о невозможности дальнейшей эксплуатации карьера2. Но,
1 См., напр., Положение о Бассейновой водной инспекции УССР, в котором записана обязанность работников водной инспекции производить осмотр мест загрязнения и засорения водоемов (см. «Спра^ вочник мелиоратора», Киев, 1967, стр. 81).
2 См. Инструкцию о порядке ликвидации отработанных карьеров нерудных полезных ископаемых и передаче их землепользователям
9* 131
представляется, и в тех случаях, когда законодатель не возлагает прямой обязанности проведения осмотра на должностное лицо по тому или иному административному делу, осмотр (места правонарушения, места исследуемогх» события, и т. д.) должен быть проведен.
Обнаружение вещественных доказательств во время осмотра находит свое оформление в составляемом протоколе осмотра. В некоторых случаях этот акт носит иное название, хотя по своей сущности он предназначен для фиксации результатов осмотра1. Наиболее четко установлены правила протоколирования результатов осмотра по делам о применении санкций. В протоколах данной категории дел обычно указывается место и дата осмотра, время его начала и окончания, должность и фамилия лица, составляющего протокол; фамилия, имя и отчество каждого лица, участвующего в осмотре. Далее в протоколе фиксируется фактическая сторона осмотра— содержание осмотра и обнаруженные при его производстве доказательства. В конце протокола перечисляется и описывается все изъятое при осмотре2. Протоколы осмотра по делам о применении диспозиции составляются в произвольной форме.
Практика протоколирования осмотров по делам о применении диспозиции пошла по пути заимствования формы протокола, встречающейся в делах об административной ответственности. В частности, по такой форме составляются акты осмотра земельных участков при отводе земель, протоколы осмотра органами государственной водной инспекции сооружений для очистки воды при вводе в эксплуатацию предприятий, цехов и агрегатов и ряд иных аналогичных документов.
К протоколам осмотра могут быть приложены иные документы (карты, схемы, зарисовки, выкопировки). В
для дальнейшего использования в народном хозяйстве, утвержденную Госкомитетом Совета Министров БССР по охране природы 22 июня 1962 г. (см. «Сборник законов, постановлений и положений по охране природы в БОСР», ^Урожай», Минск, 1967, стр. 80).
1 Так, капитанами порта и иными уполномоченными лицами результаты осмотра фиксируются в акте об аварийном случае и техническом акте.
2 Такие элементы отражаются в протоколах осмотра мест пожаров, автопроисшествий, лесонарушений, нарушений правил и требований по разработке и охране минеральных ресурсов и т, д.
132
тех случаях, когда по техническим или иным причинам вещественные доказательства изъять нельзя или в этом нет необходимости, к протоколам прилагаются их подробные описания. Отдельные нормативные акты допускают возможность использования вместо описания вещественных доказательств их фотографий и эскизов. Такая возможность предоставлена лицам, проводящим осмотр места аварии на морском транспорте. Пункт «в» ст. 20 Положения о порядке расследования аварий морских судов закрепляет правило о том, что к протоколу прилагаются «при необходимости эскиз или фотография поврежденных деталей, выкопировка с карты с обозначением места аварии и последовательным расположением судов». Это правило представляется очень интересным, и его реализация в значительной мере способствует быстрому и объективному решению дела. Поэтому не случайно во всех делах о морских авариях, рассмотренных капитанами морских портов Одессы, Херсона, Николаева, в которых в качестве вещественных доказательств выступают предметы, не подлежащие по каким-либо причинам изъятию, обязательно находят себе место фотографии или эскизы этих предметов.
Досмотр производится таможенными органами для установления законности ввоза в СССР или вывоза за границу грузов, проверки их качества и правильности начисления таможенной пошлины1. Выявленные во время досмотра предметы или вещи, перемещаемые через границу с нарушением таможенных правил, могут служить вещественным доказательством в административных делах, если против нарушителей не возбуждено уголовное преследование.
Указом Президиума Верховного Совета СССР от 19 марта 1971 г. «О внесении дополнения в Воздушный кодекс Союза ССР» специально уполномоченным должностным лицам органов гражданской авиации, милиции, таможенных учреждений и пограничных постов предоставлено право досмотра ручной клади, багажа и пассажиров для обнаружения предметов и грузов, могущих причи-
1 См., напр., ст. 2 Правил досмотра таможенных грузов и перевозки их из одних таможенных учреждений в другие («Сборник нормативных материалов длр таможенных учреждений», М.., 1963, т. I, стр. 77).
133
нить вред жизни и здоровью пассажиров и членов экипажей гражданских воздушных судов или нарушить безопасность их полетов1.
Предметы и грузы, выявленные во время досмотра, становятся вещественными доказательствами по делу о привлечении пассажира к административной ответственности в силу ч. II п. «а» ст. 4 постановления Совета Министров СССР от 2 января 1963 г. «О дальнейшем ограничении применения на железнодорожном, морском и воздушном транспорте штрафов, налагаемых в административном порядке»2.
Досмотр является самостоятельным способом обнаружения вещественных доказательств в административном процессе. От обыска и осмотра он отличается тем, что при досмотре происходит сличение фактического наличия проверяемых предметов (а также их состояния) с данными, содержащимися в сопроводительных документах (декларациях, провозных ведомостях и т. д.)3, либо с данными, содержащимися в специальных нормативных актах4. Обыск (а иногда и осмотр) проводится по известному уже факту правонарушения, в то время как при досмотре уполномоченные органы никакими официальными сведениями о совершенном административном проступке не располагают. Досмотр имеет предупредительно-профилактический характер, и только факт обнаружения вещей и предметов, незаконно перемещаемых через нашу государственную границу или запрещенных к перевозке на воздушном судне в силу ст. 96 Воздушного кодекса СССР, служит поводом для возбуждения административного преследования. Мысль о предупредительном характере досмотра пронизывает большинство нормативных актов, посвященных организации его проведения. В частности, ст. 51 Правил пропуска через государ-
1 См. «Ведомости Верховного Совета СССР» 1971 г. № 13, ст. 142.
2 СП СССР 1963 г. № II, ст. 6.
3 Так, ст. 19 Правил таможенного контроля за предметами ручной клади и багажа лиц, следующих через государственную границу СССР, устанавливает, что до начала досмотра каждое лицо обязано заполнить таможенную декларацию, в которой указываются точные сведения о перевозимых предметах.
4 Имеются в виду акты, которыми запрещен (или разрешен) ввоз (вывоз) отдельных предметов в СССР. Такие акты принимаются Советом Министров СССР и Министерством внешней торговли
134
ственную границу СССР товарных и пассажирских поездов, а также выгрузки и перевозки по железным дорогам СССР грузов, подлежащих таможенному контролю, указывает, что «отправляемый за границу подвижной состав подлежит во всех случаях тщательной проверке и таможенному досмотру в целях выявления скрытых мест, в которых могут быть перевезены предметы контрабанды».
Полномочия таможенных органов на проведение досмотра определены Таможенным кодексом СССР, а методика и порядок — правилами и инструкциями, изданными Министерством внешней торговли и его органами. Особенностью правил и инструкций является то, что большинство из них Министерство внешней торговли и его органы согласовывали с различными иными ведомствами, в том числе с Прокуратурой СССР и Верховным Судом СССР. Несомненно, этот шаг оправдан. Досмотр имеет принудительный характер и связан со вторжением в сферу личных и имущественных интересов граждан (в том числе и иностранцев) и организаций. Порядок и условия такого вторжения должны устанавливаться не только заинтересованными в этом органами, но и органами, призванными к защите прав и охраняемых законом интересов граждан и организаций. На наш взгляд, согласование правил досмотра со сторонними органами позволило до минимума ограничить принудительный его характер.
Наше законодательство различает следующие виды досмотра: личный, имущества и грузов, международных почтовых отправлений, транспортных средств. Элементы принуждения наиболее ярко проявляются во время личного досмотра, ибо суть его состоит в принудительном исследовании одежды и тела гражданина в поисках предметов, ввоз, провоз или вывоз которых запрещен. И необходимо указать, что изучение практики работы таможенных органов Украины, Молдавии и некоторых пунктов и постов Белоруссии свидетельствует о том, что личный досмотр как средство обнаружения доказательств в административном процессе применяется крайне редко. Обычно личный досмотр проводится работником таможни (контролером, инженером) по прямому указанию начальника (или заместителя начальника) таможни в тех случаях, когда есть основание предпола-
135
гать, что прибывший из-за границы или выезжающий туда гражданин совершает уголовно наказуемую контрабанду. Кроме того, возможность производства личного досмотра ограничивается еще и тем, что перед его началом лицу, подлежащему досмотру, предлагается предъявить скрытые от таможенного контроля предметы, валюту и иные ценности. И только после отказа от предъявления контрабанды производится личный досмотр.
Д. А. Александров и С. С. Дмитриев правильно обращают внимание на то, что «личный досмотр является чрезвычайно ответственным актом; решение о производстве личного досмотра имеет право принимать только начальник таможни или его заместитель. Личный досмотр допустимо производить только в тех случаях, когда таможня располагает убедительными данными о том, что предметы контрабанды скрыты на самом подозреваемом»1. Законодатель не раскрывает, что следует понимать под «убедительными данными», предоставляя возможность таможенным органам в каждом конкретном случае самостоятельно оценивать сложившуюся ситуацию и определять значимость имеющейся информации о наличии у того или иного лица предметов контрабанды.
.Порядок призводства личного досмотра и фиксации его результатов предусмотрен ведомственной Инструкцией Главного таможенного управления2. Пункт 24 Инструкции указывает, что производство личного досмотра в обязательном порядке оформляется актом, в котором подробно описываются способ и место сокрытия предметов, их наименование, количество, сумма и т. п. Акт производства личного досмотра составляется в двух экземплярах, один из которых направляется в Главное таможенное управление, а второй — остается в делах таможни. Решение о личном досмотре лица оформляется посредством особой записи начальника таможни на декларации этого лица.
Второй вид личного досмотра предусмотрен Указом Президиума Верховного Совета СССР от 19 марта 1971 г. «О внесении изменения в Воздушный кодекс Со-
1 Д. А. Александров, С. С. Дмитриев, Таможенное дело в СССР, изд-во В/О «Международная книга», 1949, стр. 176.
2 См. «Сборник нормативных материалов для таможенных учреждений СССР», вып. 3, т. 1, М., 1962.
136
юза ССР». Указом устанавливается, что при наличии достаточных оснований подозревать пассажира в намерении незаконно провести взрывчатые, наркотические, сильнодействующие и ядовитые вещества, оружие и воинское снаряжение допускается досмотр ручной клади и багажа, а в виде исключения — и личный досмотр пассажиров гражданских воздушных судов как на внутренних, так и на международных линиях. Досмотр производится в аэропорту либо на воздушном судне специально уполномоченными должностными лицами органов гражданской авиации, милиции, таможенных учреждений и пограничных войск.
Различия личного досмотра, предусмотренного Указом Президиума Верховного Совета СССР от 19 марта 1971 г., и личного досмотра, проводимого таможенными органами в целях борьбы с контрабандой, состоят в различии целей и объектов досмотра. Объектом личного досмотра, производимого таможнями, может явиться любое лицо, пересекающее государственную границу любым видом транспорта. Его цель — обнаружение и изъятие любых предметов, запрещенных либо ограниченных к ввозу в СССР или вывозу за границу. Объектом личного досмотра, предусмотренного Указом Президиума Верховного Совета СССР от 19 марта 1971 г., может быть только лицо, в отношении которого имеются достаточные основания предполагать, что оно намерено перевезти грузы, которые создают угрозу безопасности полета, охране жизни и здоровья пассажиров и членов экипажей гражданских воздушных судов. Поэтому целью такого досмотра является обнаружение и изъятие не любых предметов, а специально оговоренных ч. 1 ст. 96 Воздушного кодекса СССР.
Следовательно, личный досмотр, совершаемый таможенными органами в отношении лиц, пересекающих государственную границу, является средством осуществления контроля за выполнением правил монополии внешней торговли, в то время как личный досмотр, введенный Указом Президиума Верховного Совета СССР от 19 марта 1971 г., представляет средство обеспечения нормального функционирования воздушных линий и обеспечения безопасности жизни пассажиров и членов экипажей.
Совет Министров СССР своим постановлением от
137
6 декабря 1971 г. утвердил Правила производства досмотра ручной клади, багажа и личного досмотра пассажиров гражданских воздушных судов в целях обеспечения безопасности полетов, охраны жизни и здоровья пассажиров и членов экипажей этих судов1.
Согласно Правилам личный досмотр может производиться после предъявления билетов для регистрации соответствующему воздушно-транспортному предприятию. Ему предшествует предложение пассажиру предъявить опасные грузы и предметы. Личный досмотр производится по мотивированному решению, изложенному в письменном виде, специально уполномоченных должностных лиц гражданской авиации (например, начальников смен службы перевозок), милиции и некоторых иных органов. Они вправе либо самостоятельно произвести личный досмотр, либо поручить его проведение подчиненным им лицам. На воздушном судне, находящемся в полете, личный досмотр может быть произведен по решению командира судна лицами, входящими в состав экипажа. Личный досмотр производится с участием двух понятых. Пассажиры, уклоняющиеся отличного досмотра, к перевозке не допускаются. В том случае, когда пассажир уклоняется от личного досмотра во время полета, досмотр может быть осуществлен принудительно.
¦Каждый случай личного досмотра оформляется актом и регистрируется в специальном журнале. Форма акта личного досмотра утверждена Министерством гражданской авиации по согласованию с Прокуратурой СССР и иными заинтересованными ведомствами. В акте фиксируются: место и время его составления; лица, принявшие решение о личном досмотре и осуществившие его; лицо, подвергшееся личному досмотру; описываются изъятые предметы с их характеристикой, место их нахождения, объяснения нарушителя, его ходатайства и т. д.
Правила требуют от должностных лиц, производящих личный досмотр, вежливого и внимательного отношения к пассажиру и предупреждают их о недопущении в отношении пассажира действий, унижающих его достоинство. Кроме того, должностные лица обязаны при-
СП СССР 1971 г. № 20, ст. 148.
138
нять необходимые меры, обеспечивающие отправку пассажира тем рейсом, на который у него имеется билет, или очередным рейсом, если при досмотре пассажира опасные грузы и предметы не обнаружены1.
Досмотр ручной клади и багажа производится в присутствии пассажира. В случаях, не терпящих отлагательства, он может быть произведен в отсутствие пассажира. В этом случае досмотр производится с участием двух понятых. Пассажиры, уклоняющиеся от предъявления к досмотру ручной клади и багажа, не допускаются к перевозке или к переезду через границу. Каждый случай досмотра личной клади и багажа, при котором обнаружены не разрешенные к перевозке предметы, оформляется актом и регистрируется в журнале.
Некоторой особенностью обладает досмотр транспортных средств. Транспортные средства личного пользования осматриваются в присутствии их владельцев, а средства коллективного (общего) пользования — в присутствии уполномоченного представителя команды, экипажа и т. д. Досмотр обособленных помещений и мест (особенно тех, которые могут быть заперты на замки) производится в присутствии лиц, ответственных за эти помещения.
Досмотр почтовых международных отправлений производится в соответствии с Правилами, утверждаемыми Министерством внешней торговли по согласованию с Министерством связи СССР (ст. 108 Таможенного кодекса Союза ССР).
Обнаруженные при досмотре запрещенные к перевозке или пересылке предметы, а также предметы, не указанные в сопроводительных документах, подлежат задержанию и изъятию (ст. 99 Таможенного кодекса Союза ССР). О каждом случае задержания и изъятия предметов, провозимых с нарушением таможенных правил, составляется соответствующий документ. Форма и содержание документа разработаны Министерством внешней торговли СССР. При досмотре международных почтовых отправлений составляется протокол задержания предметов контрабанды в международном почтовом
1 В случае отказа пассажира от полета или от продолжения полета по причине задержки с отправкой, вызванной досмотром, воздушно-транспортное предприятие обязано по его требованию полностью возместить стоимость билета.
139
отправлении, при досмотре грузов, имущества и транспорта— протокол задержания предметов и валюты. В случае обнаружения в почтовом отправлении валюты составляется акт. Протоколы (акты) производства досмотра (кроме досмотра почтовых отправлений) составляются в присутствии понятых и владельца (хранителя, сопровождающего) груза. Протокол (акт) задержания контрабанды в международном почтовом отправлении составляется в присутствии представителя почтамта (отделения перевозки почты). В случае отказа лица, у которого обнаружена контрабанда, подписать или получить протокол задержания предметов контрабанды об этом в протоколе делается соответствующая отметка, заверенная подписями лиц, присутствовавших при задержании предметов контрабанды. Исправления в протоколе не допускаются, а в случае необходимости их внесения они должны быть оговорены и подписаны всеми лицами, участвующими в составлении протокола. В протоколе подробно описывается способ и место сокрытия предметов от таможенного досмотра, указывается наименование задержанных предметов, их отличительные признаки, количество, вес или стоимость.
На задержанные предметы контрабанды составляется опись, в которой подробно указывается наименование предметов, количество, качество, вес, цена, отличительные признаки. Опись составляется в трех экземплярах. Один экземпляр находится в деле, второй — находится с предметами контрабанды, третий — передается в бухгалтерию таможни. Вещественные доказательства совершенной контрабанды хранятся отдельными партиями, каждая из которых должна иметь ярлык с указанием номера дела. В силу ст. 103 Таможенного кодекса СССР, вещественные доказательства по делу о контрабанде подлежат конфискации. После вступления в силу постановления о применении мер административного воздействия выявленные вещественные доказательства подлежат реализации в месячный срок, за исключением тех доказательств, реализация которых проходит в особом порядке (например, скоропортящиеся продукты). После передачи вещественных доказательств на реализацию по описи, при которой хранились предметы, делается отметка со ссылкой на номер и дату акта их реализации. Данный экземпляр описи также приобщается к делу о контрабанде.
140
Г. Оценка вещественных доказательств
Роль вещественных доказательств в установлении объективной истины в административном процессе велика и беспрерывно возрастает. Это обусловлено тем, что при рассмотрении административных дел начинают шире применять разнообразные научно-технические средства для проведения экспертиз (химической, товароведческой, технической и т. д.), расширяя тем самым круг предметов материального мира, могущих быть вещественными доказательствами. Вместе с тем нельзя и переоценивать роль этого вида доказательств. Мы разделяем точку зрения М. М. Выдри о том, что «в теории доказательств советского права вещественные доказательства не имеют каких-либо преимуществ перед другими доказательствами... Роль и значение их могут быть правильно оценены только при самом тщательном и критическом сопоставлении со всеми обстоятельствами дела, со всеми доказательствами, собранными^ в ходе расследования и рассмотрения дела»1. Это замечание М. М. Выдри вызвано тем, что в уголовно-процессуальной науке весьма авторитетна идея о доминирующей роли вещественных доказательств по сравнению с иными доказательствами. М. М. Гродзинский, В. Громов, И. Н. Якимов и ряд других процессуалистов полагают, что преимущество вещественных доказательств состоит в их объективном характере, в то время как в показаниях человека содержится информация субъективного свойства2. Действительно, предметы материального мира, являясь вещественными доказательствами, объективно и адекватно запечатлевают те или иные события или явления, в то время как показания потерпевшего, свидетеля и иных участников процесса основаны на субъективном восприятии, преломлении и оценке состоявшегося факта. Однако это не делает вещественные доказательства более достоверными по сравнению с иными видами доказательств. Сами по себе отдельно взятые
1 М. М. В ы д р я, Вещественные доказательства в советском уголовном процессе, Госюриздат, 1955, стр. 28.
2 См., напр., М. М. Гродзинский, Учение о доказательствах и его эволюция, Харьков, 1925; В. М. К а з, Доказательства в советском уголовном процессе, Саратов, 1960, стр. 99.
141
вещественные доказательства очень и очень мало могут «рассказать» о деле и дать ключ к принятию правильного решения. Несомненно, что административные дела (особенно те, которые связаны с применением санкций) по сравнению с.большинством уголовных и гражданских дел по своей сущности просты и особой сложности не представляют, но и они могут быть решены прежде всего путем анализа всех имеющихся по делу доказательств. Только в редких случаях законодатель допускает возможность вынесения правоприменительного акта, основываясь на одних вещественных доказательствах, особо оговаривая такую возможность. Так, согласно ст. 1 Правил охоты на территории УССР один только факт обнаружения у гражданина ружей, капканов и иных средств охоты в охотничьих угодьях вне установленных сроков охоты рассматривается как браконьерство и нарушитель привлекается к административной ответственности1. Точно так же лишь один факт обнаружения продажи некачественных пищевых товаров, равно как и изготовления кустарем товаров, не указанных" в регистрационном удостоверении, считается достаточным доказательством применения к нарушителю административных санкций2. Вещественные доказательства рассматриваются «главными» доказательствами (а иногда и единственно необходимыми) в тех делах о применении административно-правовой диспозиции, которые связаны со списанием или выбраковкой каких-либо материальных ценностей.
Но, как правило, вынесению обоснованного и законного акта предшествует кропотливая и настойчивая работа по собиранию, исследованию и оценке всех имеющихся доказательств по делу. Так, обнаруженные рыбинспектором сети в запретном для лова рыбы месте являются вещественным доказательством браконьерства. Вместе с тем вынести обоснованное решение по делу, опираясь на одно вещественное доказательство, невозможно, как невозможно вынести постановление о выдаче ордера на жилую площадь, опираясь на факт наличия
1 СП УССР 1959 г. № 7, ст. 9.
2 См. Правила регистрации некооперированных кустарей и ремесленников, утвержденные постановлением Совета Министров СССР от 30 июня 1949 г.
142
комнаты, непригодной для жилья. В первом случае нужны доказательства принадлежности сетей определенному лицу и того, что сети поставлены этим лицом. Во втором случае необходимы доказательства нуждаемости в жилье, доказательства о том, что заявитель состоит в очереди на получение квартиры и иные доказательства. Следовательно, вещественные доказательства не играют какой-то особой роли в раскрытии объективной истины и принятии обоснованного акта.
Поэтому, разрешая административное дело, право-применяющий орган основывает свой правоприменительный акт на собранных и проверенных доказательствах, исходя не из каких-либо формальных признаков этих доказательств, а из того, насколько доказательства достоверны и способны установить их соответствие действительности.
Глава V
ДОКУМЕНТЫ КАК ИСТОЧНИК
ДОКАЗАТЕЛЬСТВ В АДМИНИСТРАТИВНОМ ПРОЦЕССЕ
А. Понятие документов и их роль как источника доказательств
Документ — это результат отражения фактов, событий, явлений объективной действительности и мыслительной деятельности человека посредством письма, графики, фотографии, звукозаписи или другим способом на специальном материале (бумаге, фотопленке, папирусе, пергаменте и др.)1.
Документы являются средством хранения и передачи во времени и в пространстве различной информации, поэтому они прочно вошли в обиход государственной и личной жизни, а во многих случаях ведение документации стало обязательным. Подсчитано, что в СССР ежегодно готовится около четырех миллиардов листов только специальных документов2. Практически невозможно решение ни одного административного дела и принятие по нему правоприменительного акта (особенно в делах о применении диспозиции административной нормы) без использования и учета информации, содержащейся в документе.
Все это делает документ одним из важнейших, а в
1 См. Краткий словарь Совета Министров архивной терминологии (изд. Главного архивного управления при СМ СССР, 1968 г., М.—Л., стр. 19—20). К документам относятся не только предметы, испытавшие на себе непосредственное воздействие человека, направленное на закрепление информации, но и предметы, содержащие информацию, полученную от ЭВМ; начальным источником этой информации всегда является человек.
2 См. В. К о п а р е в, Документ управления, «Наука и жизнь» 1970 г. № 9, стр. 40.
144
случаях, указанных законодателем, — обязательнейшим источником доказательств в административном процессе1. В связи с этим оперативность и обоснованность решения большинства административных дел зависит от умения должностных лиц и обслуживающего персонала отыскать среди обширной документации документы, служащие источником доказательств.
Административно-процессуальное законодательство содержит следующие критерии, с помощью которых про-делывается эта операция.
а) Доказательственное значение в административном процессе могут иметь лишь документы, изданные в пределах полномочий (компетенции) соответствующего органа (лица). Документы, изданные вне пределов компетенции органов государства или общественной организаций, а также сверх фактической осведомленности и полномочий граждан, не могут выступать в качестве доказательств в административном процессе.
б) В том случае, когда этого требует законодатель, документы должны быть изданы в установленном порядке и с соблюдением установленной формы2. Нарушение порядка издания акта и несоблюдение требуемой формы влечет за собой в случаях, прямо указанных законодателем, признание документа ничтожным.
Информация, содержащаяся в таком документе, не имеет доказательственного значения3. Когда такое ука-
1 См., напр., Инструкцию по делопроизводству в исполкомах сельских, поселковых Советов депутатов трудящихся Украинской ССР (ЗП УРСР 1971 г. № 2, ст. 18).
2 С 1 июля 1970 г. вступили в силу 27 государственных стандартов- на управленческую документацию. Это означает, что документы, на которые есть стандарты, могут быть изданы только в форме, предписываемой стандартом. Работа по созданию стандартов и на другие виды документов продолжается.
3 Р. Ф. Васильев правильно указывает в связи с этим, что «неправомерно... установление или применение правовых норм, предусматриваемое руководителями министерств и ведомств в документах, издаваемых в форме писем, циркуляров, телеграмм, записок и т. д. Эти документы должны опротестовываться» (Р. Ф. Васильев, Правовые акты органов управления, изд-во МГУ, 1970, стр. 92, 93).
Оформление правовых актов, как справедливо подчеркивает С. С. Алексеев,— это работа политического характера, неразрывно связанная с осуществлением правовой пропаганды, задачами коммунистического воспитания в нашей стране. (С. С. Алексеев, Общая теория социалистического права, вып. 3, Свердловск, 1966, стр. 17).
10 Заказ 6863
145,
зание в законе отсуствует, документы, изданные с нарушением формы или вне установленного порядка, признаются оспоримыми и их доказательственное значение определяется правоприменяющим лицом в каждом конкретном случае и при сопоставлении с иными доказательствами.
В административном процессе правоприменяющее лицо при определении допустимости того или иного документа в виде доказательства связано нормами административного права, требующими от органов управления совершения некоторых действий (в том числе и принятия индивидуального акта) только при наличии документов определенного содержания или определенной формы. Использование в административном процессе в качестве доказательств документов, изданных с нарушением формы и порядка принятия, усложняет процесс и ведет к затягиванию рассмотрения дела. Использование подобного рода документов вольно или невольно ведет к ущемлению и нарушению прав граждан. В частности, заслуживает осуждения практика привлечения к административной ответственности и применения санкций на основании докладных записок или представлений, поступающих в органы управления от должностных лиц или представителей общественности1.
Законодатель установил, что о каждом административном проступке должен быть составлен протокол (акт)2. Порядок составления протокола (с участием понятых, с предоставлением права нарушителю дать свое объяснение) создает необходимые гарантии против необоснованного привлечения к ответственности, которые совершенно отсутствуют при рассмотрении дела на основании докладных и им подобных документов, выступающих в качестве доказательств.
в) Фиксируемая в документе информация должна
1 Такие факты имели место в деятельности административных комиссий. Так, например, административная комиссия Ивановского райисполкома Одесской обл. в сентябре 1970 г. на основании докладной записки главного санитарного врача и главного врача района наложила штраф за нарушение санитарного состояния на восемь человек.
2 См., напр., ст. 14 Указа Президиума Верховного Совета СССР от 21 июня 1961 г. «О дальнейшем ограничении применения штрафов, налагаемых в административном порядке».
146
иметь значение для административного дела. Она должна быть доступна проверке, а источник информации — известен или может быть установлен. Поэтому не может рассматриваться в качестве доказательства анонимное письмо, хотя и содержащее весьма ценную информацию по делу1. Это не исключает возможности проведения проверки сведений, указанных в анонимном письме, но в случае подтверждения их доказательством все равно будет не письмо, а информация, полученная в результате проверки. С другой стороны, по нашему мнению, не может иметь доказательственного значения документ, содержащий все необходимые реквизиты, в том числе указание на автора (исполнителя) документа, если в нем содержится информация, не поддающаяся проверке, —¦ предположения, догадки.
Правоприменяющим лицам довольно часто приходится сталкиваться с документами, содержащими два вида информации по делу: доступной проверке и не поддающейся проверке. В первую очередь это относится к характеристикам, выдаваемым по требованию управленческих органов при решении дела о привлечении нарушителя к ответственности, ибо в них наряду с объективной информацией о производственной и общественной деятельности нарушителя содержатся предположения и догадки о совершенном нарушении.
Следовательно, понятие документа в административном процессе не совсем полно совпадает с общим понятием документа. Документ, являющийся источником доказательств в административном процессе (а таковыми являются все документы, за исключением протоколов, актов, опросов, в которых фиксируются показания потерпевших, свидетелей, заинтересованных лиц и т. д.),в
1 Мы не можем согласиться с мнением В. И. Ремнева о том, что наше законодательство допускает возможность подачи анонимной жалобы. При этом он ссылается на примечание к ст. 3 Правил о порядке рассмотрения и разрешения жалоб и заявлений в учреждениях и предприятиях Эстонской ССР (В. И. Р е м н е в, Право жалобы в СССР, стр. 72). Но, как явствует из текста примечания, речь идет не о возможности подачи анонимной жалобы, а об особом порядке ее регистрации. Законодатель прямо указывает: <4Анонимные и коллективные заявления регистрируются в журнале по особому реестру» (см. «Ведомости Верховного Совета Эстонской ССР» 1958 г. № 12, ст. 184).
10*
147
отличие от документа вообще, представляет собой способ, выполняемый в установленном законом порядке и форме, сохранения и передачи информации о существенных обстоятельствах административного дела, источник которой известен, а сама информация может быть проверена.
Сущностью этого способа является отображение фактов, событий, явлений объективной действительности и мыслительной деятельности человека посредством письма, графики, фотографии, звукозаписи или иным путем на специальном материале, что дает возможность воспринять содержащуюся информацию1. Поэтому в зависимости от вида фиксации информации документы, участвующие в административном процессе, подразделяются на:
а) письменные (исполненные с помощью букв);
б) пинтографические, исполненные с помощью условных графических изображений —схем, чертежей);
в) звукодокументы;
г) фотодокументы;
д) документы, выполненные ЭВМ или с помощью аналогичной техники;
е) документы, выполненные иным путем (рисунки, эскизы, наброски).
Наибольшее значение в правоприменительной деятельности вообще и по применению административно-правовых норм в частности имеют письменные документы. Это обстоятельство привело к тому, что некоторые филологи и правоведы отождествляли письменный документ с документом вообще.
Но письменность — это один из способов фиксации информации. Правильно замечает в связи с этим
1 Некоторые криминалисты рассматривают документы как разновидность вещественных доказательств (см., напр., С. В. К у р ы л е в, Основы теории доказывания в советском правосудии, Минск, 1969, стр. 176). Представляется более оправданной точка зрения тех ученых, которые рассматривают документы в качестве самостоятельного источника доказательств. Наиболее последовательную при этом позицию занимают авторы «Теории доказательств в советском уголовном процессе», видящие критерий разграничения вещественных доказательств и документов в способе сохранения и передачи информации об обстоятельствах дела (см. «Теория доказательств в советском уголовном процессе. Часть особенная», стр. 207).
148
Е. Н. Копьева, что «любой способ фиксации Является документированием»1 и поэтому сведение документов только к письменным было бы неверным.
Бурное развитие автоматизированных систем управления в середине 1970 г. повлекло за собой увеличение числа документов, выполненных механическим способом (фото-, звуко-, светоспособами и ЭВМ).
Решение дел, связанных с применением диспозиции административно-правовой нормы, облегчается использованием новейшей электронно-вычислительной и организационной техники, которая выдает разнообразную информацию, предварительно быстро и оперативно ее обработав и проанализировав. Увеличение и усложнение объема управленческой деятельности уже в настоящее время делают немыслимым принятие решений по важнейшим вопросам без использования документов с информацией, выдаваемой электронно-вычислительной техникой.
Несколько иначе сложилось положение с использованием документов, выполняемых механическим путем, в качестве доказательств по делам, связанным с применением административно-правовой санкции. По существу, сделаны лишь первые попытки применения в процессе привлечения к административной ответственности фотодокументов. Это объясняется тем, что законодатель основное внимание уделяет письменным и текстографи-ческим документам. Фотодокументам отводится роль вспомогательных, иллюстративных доказательств. Должностные лица исходят из того, что «главным» доказательством законодатель считает протокол, ибо, когда он отсутствует, дело о привлечении к административной ответственности не должно возбуждаться, а отсутствие или наличие фотодокумента существенного влияния на ход дела не оказывает. Конечно, фотоснимки, как бы мастерски они пи выполнялись, не могут заменить протокола о нарушении, тем не менее их применение может в значительной степени способствовать вынесению обоснованного акта. При помощи фотоснимков можно проверить полноту и точность записей в протоколе, и, кроме
1 Е. Н. Копьева, Основные свойства документов как доказательств по уголовным делам, «(Вопросы борьбы с преступностью по советскому законодательству», Иркутск, 1969, стр. 101.
149
того, с их помощью могут быть зафиксированы такие детали, словесное описание которых (тем более на ограниченном пространстве протокола) затруднительно или вообще невозможно.
В качестве доказательств в административном процессе могут использоваться документы официального и личного происхождения. Однако личные документы допускаются в качестве доказательств только тогда, когда законодатель не устанавливает обязательности исполь- ¦ зования официальных. Так, при рассмотрении дела о самовольном строительстве доказательствами правомерности совершенных деяний могут быть только официальные документы:
а) решение исполкомов об отведении земельных участков под строительство, акты о предоставлении застройщикам земельного участка;
б) проекты и сметы, утвержденные и зарегистрированные в установленном порядке;
в) разрешение органов государственного архитектурно-строительного контроля1. Документы личного происхождения (письма, доверенности, домашние договоры и т. д.) во внимание в этом случае приниматься не будут. Допустимость документов личного происхождения для использования в качестве доказательств в административном процессе определяется законодателем при установлении им порядка рассмотрения той или иной категории дел.
Среди официальных документов наибольшее применение имеют документы, изданные управленческими органами. Это, с одной стороны, объясняется тем, что среди документов официального характера административная документация занимает доминирующее положение, а с другой — тем, что с ее помощью происходит наделение, закрепление, лишение и подтверждение наличия прав у органов (отдельных лиц) или фиксация определенного состояния их в сфере советского государственного управления, что является обычно предметом рассмотрения в административном процессе. В нашей административно-правовой литературе при исследовании
1 См. постановление Совета Министров УССР от 30 декабря 1950 г. «О мерах борьбы с самовольным строительством в городах и поселках городского типа УССР» (СП УССР 1950 г. № 24, ст. 72).
150
документов, создаваемых органами управления, главное внимание уделяется документам, которые связаны с установлением и применением норм права, т. е. актам управления1. Это вполне естественно, ибо с помощью актов управления регулируются отношения, складывающиеся в процессе исполнительно-распорядительной деятельности. Но актами управления не ограничивается документация исполнительно-распорядительных органов. Они создают большое количество иных документов, без которых невозможно нормальное их функционирование и выполнение возложенных обязанностей. В их числе документы фиксирующего, подготовительного и исполнительного характера.
В первую очередь среди них могут быть названы:
протоколы, в которых фиксируются записи о проведенной работе и принятых решениях коллегиальных органов или отдельных лиц, которым предоставлено право оформлять свои решения протоколами;

<< Предыдущая

стр. 4
(из 6 стр.)

ОГЛАВЛЕНИЕ

Следующая >>