ОГЛАВЛЕНИЕ

Глава 1. Общая комплексная характеристика преступления, предусмотренного ст. 210 УК РФ
1.1.Социальные предпосылки установления уголовной ответственности за организацию преступного сообщества
Понятие преступного сообщества и идея установления уголовной ответственности за его организацию,руковод-ство и участие в таком сообществе в научном обиходе существуют уже не менее десяти лет.Обсуждение вопроса о необходимости криминализации перечисленных деяний началось в самом конце 80-х годов.когда появились первые результаты скоордированных исследований проблем организованной преступности органами Прокуратуры СССР,МВД СССР и КГБ СССР и их научными учреждениями,а в среде ученых юристов и в обществе в целом в условиях гласности впервые об этом явлении открыто заговорили как о реальной угрозе обществу.а в законодательной сфере намечалось важные событие- принятие новых Основ уголовного законодательства Союза ССР и союзных республик.проект которых к тому времени был уже готов и опубликован.
В 1989 г.на заседании "круглого стола".посвященного проблемам организованной преступности и состоявшегося во Всесоюзном научно-исследовательском институте проблем укрепления законности и правопорядка (Прокуратура СССР ^его участники доктор юридических наук(В.В.Лунеев) предлагали включить понятие преступного сообщества непосредственно в статью Основ уголовного законодательства о соучастии.определив его как " предусмотренное в
"?"n^''
-<^"
7ГО^овяим"знкийе^^ст6йчивое"бОЁединенйе'ииц,"организовавшихся для совместной преступной деятельности",1) а такл№ включить в Основы специальную статью под названием " Организация преступного сообщества,руководство им и участие в нем". 2) В своем выступлении автор подчеркивал.что рамками этого состава должны быть такие признаки,как наличие в сообществе строгой соподчинен-ности (иерархии).финансовой базы.жесткой дисциплины с законом молчания.совместной преступной деятельности.осуществляемой на определенной территории или в определенной сфере в корыстных целях".3) Эти признаки сохранили свое принципиальное значение до настоящего времени.
В начале 90-х годов проблема настойчиво выходит на высший общегосударственный уровень и приобретает отчетливо различМз!й политический аспект.В таком аспекте речь идет, конечно, не об уголовно-правовой дефиниции преступного сообщества и не об уголовно-правовой норме, устанавливающей ответственность за данные преступление.а о явлениях более масштабного характера-об угрозе безопасности государства.с чем проблема преступных сообществ находится в органической и совершенно очевид-
?
ной связи.Тревожу по данному поводу забил уже состоявшийся в декабре 1992 г.Съезд народных депутатов Российской Федерации,который в первых же строчках своего постановления "О состоянии законности.борьбы с преступностью и коррупцией" конста^тировал.что состояние законности и правопорядка в России приняло кризисный характер.что преступность растет,приобретает качественно новые.организованные и все более опасные формы.межрегиональный и международный характер,реально угрожая безопасности государства. Проблема организованной преступности несколько раз
.- ^^
"рас^йат^ивалас^ "Rd ^^вездах "йародных ^депутатов^^ос-
сии.однако до ее решения было далеко. Мало того,что были отмечены/поистине угрожающие тенденции в этом явлении.Поэтому через три года,но уже под эгидой созданной в 1991 году Криминологической Ассоциации состоялось второе широкое обсуждение вопросов,связаных с организованной преступностью и борьбы с ней.В обсуждении приняли участие специалисты- научные сотрудники,а также практические работники органов внутренних дел,безо-пасности<прокуратуры,государственной таможенной и налоговой служб<народные депутаты Российской Федерации.
В стране сложились поистине катастрофическое положение: государство, общество утратили контроль над преступностью.
Она проникла в алмазо- и золотодобывающую,нефтяную,перерабатывающие отрасли промышленности,кредитно-финансовую систему.Под ее полным контролем находятся все сферы криминального бизнеса: наркобизнес,контро-банда.проституция и др.
Организованная преступность стала представлять реальную угрозу интересам безопасности государства. Новый Закон Российской Федерации от 8 июля 1992года " О федеральных органах государственной безопасности "объявил борьбу с организованной преступностью,коррупцией и наркобизнесом одной из приоритетных задач органов госбезопасности.
На этот период преступные сообщества переходят на
^/
более высокомт уровня организации.Здесь значимо уже
само сообщество-структура как одно целое,стоящее как бы над отдельными членами сообщества.Речь идет уже не только об объединении усилий при совершении конкретных деяний.но и об общей программе действий.целях,задачах.выработке общих норм поведения.Деятельность таких
. ^..... сообществах членов в этих случаях выходит за рамки
совершения только конкретных деяний<наказуемых по действующему уголовному закону.Появляется потребность в обеспечивающей поддержание и развитие сообщества деятельности: в "отмывании"преступных доходов,их приумножении^ координации деятельности разных членов сообществах выработке общей линии поведения^страте-
\^
гии:тактики деятельности,в определнии характера взаимоотношений с другими сообществами.
Таким образом<мы считаем возможным определить преступные сообщества как многоуровневые объединения криминальных групп.контролирующие источники противоправных.а также отдельных видов правомерных доходов на территориях или в сферах социальной практики.Сообщества вовлекают в свою орбиту значительное количество лиц,как сознательных участников.так и используемых "втемную".Это - высшая по уровню развития форма соучастия.главный совокупный субъект организованной преступности.как единство теневой экономики,коорупции и уголовщины.
Взаиообусловленная,слаженная деятельность преступных сообществ основания на принципах самоорганизации рынка.где спрос рождает предложение.стихийно сложившиеся связи приобретают устойчивый и постоянный характер.Свобода действий партнеров ограничивается не управлением из единого центра или сговором сторон.а совпадением или несовпадением интересов.
В своем выступлении Ю.Н.Адашкевич подчеркивал.что к специфическим чертам преступных сообществ,определяющим
их в качестве объекта деятельности специальных службу
<!^
должны быть отнес^как высокий уровень конспирации.использование пробелов уголовного и уголовно-процессуального права,реализация принципа дискретности
"^ "
-отве"1'ственяости7най:ичй<=-'"коо^уипирОЁанных"связ6и^в 'аппарате власти и управления^ том числе в правоохранительных органах.создание преступниками структур внутренней безопасности.вплоть до сообственных служб безопасности.часто возглавляемых бывшими сотрудниками правоохранительных органов,пространственный размах.проникновение в средства массовой информации в целях создания благоприятного мнения о себе и своей идеологии,а также компрометирование. неугодных лиц,в том числе работников правоохранительных органов.
При этом автор счел признать признаками преступного
7м^ ^
сообщества^ как устойчивый.постоянный.плановый.конспиративный характер деятельности в виде преступного промысла: наличие организационно-управленческих и обеспечивающих структур.иерархии руководства.единых норм по-ведения^сращивание теневой экономической деятельности с уголовщиной^связь с коорумпированными чиновниками органов политической власти.хозяйственного управления, правоохранительной системы^создание системы планомерной нейтрализации всех форм социального контроля^при-менение специальных методов разведки и контрразвед-ки^наличие централизованных крупных денежных фондов: тенденция к постоянному расширению сфер деятель-ности^наличие сфер влияния и контроля.
По последнему признаку он выделил два вида сообществ: региональные преступные сообщества.контролирующие на определенной территории преступный бизнес.а также отдельные виды легального бизнеса^отраслевые преступные сообщества.контролирующие определенные сферы обществе-ной практики.
В 1994 году 24 мая Указом Президента Российской Федерации была утверждена Федеральная программа по усилению борьбы с преступностью на 1994 - 1995 годы й^где
-^-
подчеркнуто^то преступность становится все более организованной и профессиональной.Совершенно увеличилась и возрастает агрессивность совершаемых преступлений и причиненный им^ ущерб,повышается уровень самозашиты преступников от разоблачения^ противоправную деятельность вовлекаются все новые участники.
Одной из тенденций современной преступности является стремление криминальных структур проникнуть и закрепиться в экономике,политике.В сфере экономической деятельности и территориями преступная среда организуется и вооружается,вовлекает в свою деятельность государственный аппарат.проникает в структуры власти и управления.
17 мая1996 года Правительством Российской Федерации была принята Федеральная Целевая Программа по усилению борьбы с преступностью на 1996 - 1997годы^где отмечено,что несмотря на принимаемые меры,криминогенная ситуация в стране продолжает оставаться сложной.В ряде регионов высокими темпами развиваются организованная преступность и коорупция.Не снижается количество преступных группировок с межрегиональными и международными связами.
Продолжают расширяться масштабы преступного проникновения в сферу экономики.
На совершение корыстно-насильственных преступлений будут ориентированы интересы организованных преступных групп,отличающихся высокой степенью сплоченности и вооруженности,жесткой дисциплиной.дерзостью преступлений.
В конце 1996 года Правительством Российской Федерации в целях обеспечения выполнения Межгосударственной программы совместных мер борьбы с организованной преступностью - участников Содружества Независимых Государств был^ принят^ Национальный план Российской Феде-
^
рации по реализации Межгосударственной программы совместных мер борьбы с организованной преступностью и иными видами опасных преступлений на территории государств- участников Содружества Независимых Государств на период до 2000 года.
Незадолго до введения в действие УК РФ 1996г.впервые установившего уголовную ответственность за сам факт создания преступного сообщества^ на Правительственном уровне констатировалась.что в стране продолжает скрытое существование и активно влияет на оперативную обстановку накопленный за предыдущие годы огромный криминогенный потенциал.
Уголовный кодекс Российской Федерации.принятый Государственной Думой 4 мая 1996 года и введенный в действие с 1 января 1997 года,1) посвятил преступному сооб-
^
ществу несколько норм расположенней в Общей части УК
ст.35 озаглавленныи"Совершение преступления группой лиц,группой лиц по предварительному сговору,организованной группой или преступным сообществом( преступной
о
организацией),данному понятию посвящена часть 4,которая гласит: "Преступление признается совершенным преступным сообществом( преступной организацией),если оно совершено сплоченной организованной группой(организа-цией),созданной для совершения тяжких или особо тяжких преступлений,либо объединением организованных групп,созданным в тех же целях",а в Особенную часть включенсистатья 210 следующего содержания: "Организация преступного сообщества( преступной организации):
1) Создание преступного сообщества( преступной организации) для совершения тяжких или особо тяжких преступлений.а равно руководство таким сообществом(органи-зацией)или входящими в него структурными подразделениями.а также создание объединения организаторов.руково-
^
дителей или иных представителей организованных групп в целях разработки планов и условий для совершения тяжких или особо тяжких преступлений^
2) Участие в преступном сообществе^ преступной орга-низации^либо в объединении организаторов,руководителей или иных представителей организованных группу
3) Деяния,предусмотренные частями первой или второй настоящей статьи.совершенные лицом с использованием своего служебного положения.
Установление строгой уголовной ответственности за само создание преступного сообщества в современных условиях имеет под собой прочные не только политико-правовые.но и нравственные основания.
Человек.его права и свободы являются высшей ценностью, а признание.соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность такого государства(ст.2 Конституции РФ).
Раз правовое государство не может.не имеет права не принять адекватных мер,для обеспечения общественной ^ безопасности. ( Черномырдин) ^^^^^^-^ ^^* " ^^^^^г ^^^
Эти меры призван^ играть в определнном смысле"опере-жающую" роль в борьбе с организованной преступностью: уголовная ответственность за сам факт организации преступного сообщества- мера,которая расчитана на пресечение организованной преступной деятельности"на дальних подступах",когда преступлений.ради которых создается сообщество.еще не совершено и в этом смысле конкретного вреда еще не причинено.Однако,это ответственность не за мысли и намерения.а за вполне конкретные общественно опасные действия.выразившиеся в сколачивании формирований со вполне определенной целью и поэтому создающие реальную угрозу жизненноважным общественным отношениям.Наличие этой цели и предопреде-
.. ^ -
ляет повышенную общественную опасность деяния.о котором идет речь.
Установление уголовной ответствености за создание преступного собщества имеет непосредственное отношение к задаче борьбы с коорупцией<которая( задача) также имеет явственный политический аспект.потому что.как подчеркивал Президент Российской Федерации еще в 1992г.это явление "препятствует проведению экономических реформ".1) что и составляет глубинный смысл в^ей современной российской действительности.(Закон о коо-рупци^й-)
Преступление.предусмотренное ст.210 УК.имеет значительное сходство по своему составу с бандитиз-мом(ст.209 УК).Оба деяния представляют из себя угрозу общественной безопасности.то есть имеют один объект и одинаковое(непосредственное)отношение к организованной преступности.представляя из себя высшую.наиболее опасную форму преступного соучастия^оба тяжких умышленных преступления имеют отчетливо выраженный формаль-ный(усеченный) состав и сходную объективную сторону,которая выражается в организации(создании)устойчи-вого.сплоченного криминального формирования: аналогичны и цели создания таких формирований- совершение тяжких и особо тяжких преступлений. По сути дела единственным.но в высшей степени важным отличием преступного сообщества в смысле ст. 210 УК от банды (ст. 209 УК)зак-лючается в том,что последняя представляет из себя вооруженное преступное сообщество.тогда как преступное сообщество в смысле ст.210 УК- это"невооруженная банда".Несколько различны и цели преступлений.-нреступле-дий-.предусмотренных ст.ст.209 и 210 УК. Если банда формируется для нападения на граждан или орйганизации.то есть для совершения насильственных преступлений(и
-.-./ ^-
только насильственных),то преступные сообщества в смысле ст.210 УК создаются для совершения тяжких и особо тяжких преступлений независимо от их характера^ также для разработки планов и условий совершения таких преступлений-ка^уещееся малозначительным различие имеет громадное значение.Бандитизм рассматривался в качестве тяжкого преступления вс&гда<тогда как организация преступного сообщества признано^ преступлением впервые за всю историю российского уголовного законодательства.Это обстоятельств^ лишний раз подтверждает тот факт, что существующая в настоящее время криминогенная обстановка в истории российского общества и государства сложилась тоже впервые и что борьба с преступностью вместо противостояния государства и отдельных личностей все больше принимает характер противостояния организации-государства как политической организации общества и крупномасштабных структур мафиозно-гангстерского характера.
1) Организованная преступность.Под ред. А. И. Долговой<С. В. Дьякова-М: Юридическая литература.1989г. С. 301
2)Там же<с.302
3)Там же <с.302
4) Организованная преступность-2.Под.ред 7А.И.Долговой<С.В.Дьякова-^ Криинологическая Ассо-циация<1993г. С. 3^10^100-101^118-120.
5) Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета РФ. 1992. N51. СТ. 3018^
6)Собрание законодательства РФ Мб от 30 мая 1994г.СТ403
7)Федеральная целевая программа по усилению борьбы с преступностью на 1996-97годы.Утверждено Правительством РФ от 17 мая 1996r.N600 (Российская газедта,1996г.24 июля
8)Собрание законодательства РФ от 27 мая 1996Г.М22 СТ. 2696
9)Собрание законодательства РФ от 17 июня 1996r.N25. СТ. 2954
10)Собрание законодательства от 16 декабря 1996Г.М51 СТ. 5799 - 5800
11)Указ Президента РФ от 4 апреля 1992г.Ы361 "О борьбе с коррупцией в системе государственной службы". (Ведомости Съезда народных депутатов РФ и Верховного Совета РФ 1992Г.Ы17. СТ. 923.



ОГЛАВЛЕНИЕ