ОГЛАВЛЕНИЕ


МИНИСТЕРСТВО ВНУТРЕННИХ ДЕЛ
О состоянии борьбы с преступностью и об укреплении правопорядка в России в современных условиях
(Совет Федерации рассмотрел и одобрил заключение по результатам парламентских слушаний "О состоянии борьбы с преступностью и об укреплении правопорядка в Российской Федерации в современных условиях".)
Опасное развитие ситуации определяется неблагоприятными качественными характеристиками преступности и прежде всего высокой степенью ее организованности, вооруженности, криминального рецидива и профессионализма, укреплением межрегиональных и международных преступных связей, корыстной направленностью, крайними формами противостояния преступных группировок как между собой при разделе сфер влияния, так и правоохранительным органам. За 1996 г. при исполнении служебных обязанностей погибло 319 и ранено 610 сотрудников милиции. Все чаще жертвами преступных посягательств становятся следователи, прокуроры, судьи, работники налоговой службы, налоговой полиции, таможенных органов и члены их семей.
Некоторое уменьшение количества зарегистрированных преступлений (около 2,63 млн преступлений в 1996 г. против 2,8 млн в 1994), во-первых, слишком незначительно и никак не компенсирует роста преступности более чем в 2 раза за предшествующие 3 года и, во-вторых, не отражает действительной динамики преступности, отличающейся высокой латентностью. В структуре преступности по-прежнему доминирующее место занимают тяжкие преступления (почти я0%). Особую тревогу вызывает рост бандитизма, заказных убийств, взрывов и других проявлений терроризма. За 1996 г. зарегистрировано 316 проявлений бандитизма, что на 4% больше, чем в 1995 г. На 28,8% по сравнению с 1995 г. возросло число преступлений, связанных с похищением людей (823 случая), на 24% — угроз убийством, нанесением тяжких телесных повреждений или уничтожением имущества. Совершено 138 захватов заложников, 886 криминальных взрывов, в результате которых погиб 141 человек и ранено 553.
Возрастающая техническая оснащенность и вооруженность преступников обусловливает общественную опасность насильственной преступности. Отмечается устойчивая тенденция контрабандного поступления оружия из зарубежных стран (Украины, стран Балтии и других), из регионов вооруженных конфликтов, его хищения из воинских частей и
с промышленных предприятий оборонного комплекса и его кустарного производства.
По-прежнему преобладающую часть в структуре преступности продолжают составлять посягательства на собственность. В истекшем году совершено 1,5 млн имущественных преступлений, более 80% из которых составляют кражи.
Корыстная направленность в значительной степени определяет общую мотивацию преступности в стране. Отмечается стремительный рост теневого сектора экономики и расширение противоправной хозяйственной деятельности. Рост зарегистрированных в 1996 г. экономических преступлений (13%) объективно отражает общую тенденцию усиления криминализации хозяйственного комплекса. Как и в предыдущие годы, продолжались масштабные действия по незаконному завладению государственной собственностью в ходе ее разгосударствления и приватизации, многочисленные корыстные злоупотребления при управлении ею, уклонения от налогообложения. Активизируются противоправные сделки по вывозу сырьевых, энергетических и других невосполняемых ресурсов за рубеж, по переводу экспортной валютной выручки на счета российских юридических и физических лиц в иностранных банках.
Опасность криминализации экономики усугубляется активным проникновением в нее организованных преступных сообществ. Они получают существенную финансовую поддержку от легальных или полулегальных собственных и контролируемых структур, а также в результате традиционного преступного промысла — рэкета, грабежей, разбоя. При этом значительная часть сконцентрированных в криминальной среде теневых капиталов по-прежнему направляется на дальнейшее воспроизводство как экономической, так и общеуголовной преступности, подкуп коррумпированных должностных лиц в структурах государственной власти.
Вред, наносимый преступностью, велик и постоянно возрастает, моральный и материальный ущерб, причиняемый ею, не восполняется, возрождение экономики из-за ограниченного участия иностранных инвесторов, опасающихся вкладывать свои ресурсы в криминализированную российскую экономику, замедляется. Тем не менее "цена преступности", несмотря на наличие методик ООН, разработанных около десяти лет назад, в России не определяется. Ввиду этого невозможно установить, во что обхо-
24
"СЛЕДОВАТЕЛЬ" 5 «1997
МИНИСТЕРСТВО ВНУТРЕННИХ ДЕЛ
дится населению, ооществу и государству нынешний уровень и масштаб различных преступных проявлений, а также невозможно определить социальные границы допустимого вреда от преступных деяний. Отсутствие объективных критериев не позволяет реально обосновать решения по приоритетному выделению необходимых объемов финансовых и иных ресурсов для эффективной борьбы с преступностью.
Устойчивую тенденцию к росту имеют наркомания и связанные с ней проявления преступности. Ежегодно примерно в 1,5 раза увеличивается контрабанда наркотиков. В 1996 г. при таможенном досмотре изъято около 6 тыс. кг наркотиков. В прошлом году зарегистрировано более 96 тыс. преступлений, связанных с наркотиками, против 79 тыс. в 1995.
Несмотря на сокращение уличной преступности (с 333 682 в 1993 г. до 219 211 в 1996), в том числе тяжкой, оперативная обстановка в общественных местах, на улицах городов и других населенных пунктов остается достаточно напряженной. Здесь по-прежнему совершаются каждое десятое убийство, шестое тяжкое телесное повреждение, пятый разбой, третий грабеж, значительное число других насильственных и имущественных преступлений, проявлений хулиганства.
На состояние преступности в стране существенное влияние оказывают изменения в социальной характеристике лиц, совершающих преступления. Преступность все более "омолаживается" и феминизируется, происходит ее интеллектуализация. Энергия все большего числа людей постепенно переводится в "деловое", но далеко не законопослушное русло. Так, в 1996 г. из выявленных 1618 тыс. лиц, совершивших преступления, 1250 тыс. совершили преступления впервые.
Отмечается также существенное изменение мотивации преступлений. Если сравнительно недавно основная часть убийств и тяжких телесных повреждений, других посягательств на личность совершалась на бытовой почве, из хулиганских побуждений, то в последнее время заметно увеличение таких преступлений, как заранее организованные, в том числе н по криминальным заказам.
Интенсивной криминализации общества способствует продолжающийся процесс высвобождения из сферы общественного производства значительного числа лиц трудоспособного возраста, слабость социальной защищенности части населения. Именно из группы незанятого и безработного населения идет наиболее активное пополнение криминальной среды. В 1996 г. темпы роста преступлений, совершенных лицами, не имевшими постоянного источника дохода, составили 7,9°о, в том числе безработными — 4,3%, а их доля среди всех участвовавших в преступлениях увеличилась с 34% в 1993 г. до 48% в 1996.
Острой остается проблема криминализации подростковой среды. Несовершеннолетними и при их соучастии совершено 202,9 тыс. преступлений, в том числе 161,1 тыс. тяжких. За последние 5 лет резко увеличилось число умышленных убийств, разбойных нападений, грабежей. Подростки все чаще принимают участие в совершении бандитских нападений и рэкете. Усиливается влияние взрослых преступников, использующих подростков в интересах организованной преступности и криминального бизнеса.
В кризисном состоянии находятся пенитенциарные учреждения. Сотни тысяч людей, содержащихся в местах лишения свободы и в следственных изоляторах, питаются впроголодь, не обеспечены жизненно необходимыми условиями, соответствующими минимальным международным стандартам. Исправительное воздействие лишения свободы практически сведено к нулю. Пришла в упадок система социальной реадаптации.
Для выполнения федеральной целевой программы "Строительство и реконструкция следственных изоляторов и тюрем Министерства внутренних дел Российской Федерации, а такж^ строительство жилья для персонала указанных учреждений" (на период до 2000 г.), утвержденной Правительством РФ 3 ноября 1994 г., из федерального бюджета в 1996 г. выделено только 9% средств от расчетной потребности, а на 1997 г. запланировано выделение всего 4%.
При сохранении существующего положения с финансированием под угрозой неисполнения оказался Федеральный закон "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений" в части обеспечения до 1 января 1998 г. подозреваемым и обвиняемым приемлемых условий содержания.
Основные причины разгула преступности кроются в кризисном состоянии экономики и политической нестабильности общества, в правовом нигилизме, охватившем значительные слои населения и властные структуры всех уровней. Они коренятся в серьезных просчетах в правоприменитель-ной практике, прежде всего в низкой раскрываемос-ти тяжких преступлений. Самым негативным образом сказывается отсутствие системы предупреждения преступности н несовершенство правовой базы. Резкое имущественное расслоение, сосредоточение значительных имущественных ценностей в руках малой части населения при обнищании большинства, снижение социальных и правовых гарантий, потеря социальной ориентации и жизненных перспектив у многих граждан, особенно у молодежи — это питательная почва для растущей криминализации общества. С появлением элитновластной преступности гражданами утрачена вера во власть и в закон.
"СЛЕДОВАТЕЛЬ" 5 «1997
25
МИНИСТЕРСТВО ВНУТРЕННИХ ДЕЛ
Оценивая криминальную ситуацию в стране, участники парламентских слушаний отмечают, что нарастающему криминогенному потенциалу не противопоставляются эффективные формы и методы государственного и общественного контроля над преступностью. Некоторые инструменты социального контроля оказались утраченными либо бездействующими. Недостаточно научновыверенными и реалистичными оказались некоторые прогнозируемые оценки и положения Концепции судебной реформы 1991 г., объективно содействовавшие умалению контрольно-надзорной функции государства в сфере правопорядка. При отсутствии государственной стратегии борьбы с преступностью принимавшиеся локальные, разрозненные и, как правило, запоздалые усилия по стабилизации ситуации не смогли принести положительных результатов. Несмотря на многолетнюю тревожную реакцию населения, только на четвертом году радикальных реформ Президентом страны была утверждена Федеральная программа Российской Федерации по усилению борьбы с преступностью на 1994—1995 гг., ориентированная в основном на правоохранительные органы. Но и она не была подкреплена должными материальными и финансовыми ресурсами, в связи с чем во многом оказалась не реализована. Аналогичная ситуация складывается с программой усиления борьбы с преступностью на 1996—1997 гг. Расходы федерального бюджета на реализацию программы борьбы с преступностью в 1996 г. профинансированы только на 29% от утвержденного годового показателя за счет средств, выделяемых Министерству внутренних дел на основную деятельность. В 1 квартале 1997 г. указанная программа вообще не финансировалась. Ни в 1996, ни в 1997 г. средства в Государственный фонд борьбы с преступностью не поступали. При этом для пополнения фонда не используется в качестве внебюджетных источников конфискат и бесхозяйные вещи. Медленно совершенствуется правовая база борьбы с преступностью, особенно в плане установления ответственности за новые виды противоправных действий. С одной стороны, это создает условия для расширения криминальной активности, с другой — ограничивает возможность реагирования на такие действия правоохранительных структур. В результате, принимаемые органами правопорядка меры не изменили существенно отрицательную направленность процессов, происходящих в криминальной ситуации, а лишь смогли их частично смягчить.
Многие органы власти в центре и на местах самоустранились от участия в организации борьбы с преступностью и ее предупреждения. В этой связи назрела настоятельная необходимость возрождения в этой сфере управленческой функции государства, что
позволило бы контролировать криминогенную ситуацию в стране, удерживать ее в социально терпимых границах.
Органы прокуратуры, внутренних дел, налоговой полиции, таможенные органы еще не обеспечивают решительного пресечения преступлений и неотвратимости наказания. Значительная часть сообщений о преступлениях остается без надлежащего реагирования, широкое распространение получили необоснованные отказы в возбуждении уголовных дел, преждевременное их приостановление и неосновательное прекращение. Граждане зачастую не обращаются в правоохранительные органы, не веря в принятие теми мер реагирования. Многие опасные преступления остаются нераскрытыми (в 1996 г. их удельный вес составил 43°о, в том числе не раскрыто более 7500 убийств).
При раскрытии и расследовании преступлении широкое распространение получили нарушения прав подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, несоблюдение процессуальных гарантий. В 1996 г. судами России оправдано более 5 тыс. человек, из-за нарушений законности и некачественного расследования возвращены на доследование уголовные дела в отношении почти 150 тыс. человек. В 1996 г. за нарушение законности и серьезные упущения по службе только из органов внутренних дел уволено 21 347 сотрудников; к уголовной и дисциплинарной ответственности привлечено: за превышение власти и служебных полномочий 868 человек, за злоупотребление властью и служебным положением 212 человек, за взяточничество 404 человека.
Судебная система далеко не во всех случаях оказывается в состоянии обеспечить своевременное и качественное рассмотрение дел. Из-за недостаточного финансирования и организационных просчетов, слабой научной обоснованности концептуальных подходов судебная реформа до последнего времени осуществлялась крайне неудовлетворительно. В судах наблюдается острая нехватка судейских кадров, многие суды размещены в неприспособленных либо плохо приспособленных для осуществления правосудия помещениях, не хватает средств даже на рассылку судебных повесток. Не преодолено кризисное положение с участием в судебных процессах народных заседателей.
Не изжита волокита при рассмотрении судами уголовных и гражданских дел. Это приводит к тому, что граждане длительное время не могут найти справедливое разрешение своих дел, многие подсудимые, в том числе несовершеннолетние, ожидают месяцами, а порой и годами, судебного рассмотрения. При волоките в рассмотрении гражданских дел, неэффективности системы судебного исполнения стали нс-единичными случаи решения возникающих проблем,
26
"СЛЕДОВАТЕЛЬ" 5» 1997
МИНИСТЕРСТВО ВНУТРЕННИХ ДЕЛ
п частности понуждения к выполнению обязательств, с помощью криминальных "разборок".
Снижение общего уровня деятельности правоохранительных органов и судов, многочисленные нарушения законности, допускаемые их работниками, — это во многом результат кадрового кризиса. Отток из этих органов опытных, обладающих высокоп-рофессиональной квалификацией работников не преодолен. Найти равноценную замену им, как правило, не удается. Многие работники милиции (в том числе и оперативно-розыскных служб), следователи — как органов внутренних дел, так и прокуратуры — не имеют высшего юридиччского образования. Такое положение с кадрами — результат не только низкого материального обеспечения, недостаточных правовых и социальных гарантий, но и непродуманных реорганизаций, неоднократных попыток сократить выплатыыи льготы в этих органах, что порождает нестабильность, неуверенность кадров и часто просто деморализует их. На ослаблении надзора за соблюдением законности сказалась также неопределенность правового статуса прокуратуры на старте радикальных реформ.
Серьезными издержками, снижающими эффективность правоприменения, страдает законотворчес-кий процесс. Целый ряд законопроектов на протяжении длительного времени остается без всякого движения. Криминологическая экспертиза законопроектов практически не проводится, нередко она подменяется получением по ним "замечаний" заинтересованных ведомств. Законопроекты для всеобщего сведения, как правило, не публикуются и их обсуждение не проводится. Неоправданным является лишение права законодательной инициативы Генерального прокурора РФ, обладающего наиболее полной информацией о состоянии законности и правопорядка в стране. С существенными недостатками был принят У К, однако подготовленные по инициативе правоохранительных органов его дополнения и изменения законодателями длительное время не рассматриваются. Недопустимо отстают разработка и принятие таких приоритетных законодательных актов, как У ПК, ГПК, Налоговый кодекс, закон об адвокатуре и некоторые другие.
По результатам парламентских слушаний можно сделать вывод, что проблема борьбы с преступностью, способность государства обеспечить конституционное право граждан на личную безопасность превратились в политические факторы, влияющие на авторитет власти и ход реформ в стране. Активное противодействие преступности остается одним из ключевых направлений политики национальной безопасности. В этой связи назрела настоятельная необходимость разработки и осуществления неотложных мероприятий по коренному перелому криминогенной ситуации в стране. Прежде всего необхо-
димо разработать общую концепцию обеспечения комплексной безопасности личности, общества и государства и концепцию Основ государственной политики в области борьбы с. преступностью. Их сущностью и основным направлением должны стать единство стратегии и действий всех ветвей государственной власти, вовлечение в борьбу с преступностью всего потенциала гражданского общества. В противном случае становится реальной опасность утраты контроля над преступностью, что чревато еще большим разгулом насилия, беззакония, а в итоге — социальным взрывом с вполне очевидными катастрофическими последствиями для государства и общества в целом.
Участники парламентских слушаний считают необходимым:
1. Признать уровень, масштабы и тенденции преступности в Российской Федерации, как представляющие реальную угрозу социально-экономическому развитию и стабильности государства, его национальной безопасности. Поэтому борьба с преступностью на ближайшее и отдаленное время должна стать приоритетной долговременной государственной задачей.
2. Предложить Правительству Российской Федерации:
— разработать в кратчайшие сроки с привлечением министерств и ведомств, правоохранительных органов, научных учреждений и общественности Основы государственной политики в области борьбы с преступностью, определить в них в качестве определяющего компонента долговременные меры социальной профилактики преступности;
— особое внимание обратить на последовательную реализацию международно признанного принципа приоритетности государственной защиты прав и законных интересов несовершеннолетних, рассматривая задачу предупреждения преступности несовершеннолетних как общесоциальную проблему, угрожающую необратимыми криминогенными последствиями;
— установить обязательный порядок выделения специальных разделов в отношении несовершеннолетних при разработке и приняяии законодательных актов и социальных программ;
— разработать новое Положение о Государственном фонде борьбы с преступностью, предусмотрев наделение его правами осуществления финансово-хозяйственной деятельности на основе реализации и лизинга конфискованного и бесхозного имущества, а также порядок расходования средств фонда преимущественно на цели борьбы с преступностью;
— предусмотреть возможность создания в целях борьбы с преступностью смешанных государственно-общественных н частных фондов на федеральном, региональном и муниципальном уровнях;
"СЛЕДОВАТЕЛЬ" 5*1997
27
МИНИСТЕРСТВО ВНУТРЕННИХ ДЕЛ
— обеспечить при формировании федерального бюджета на 1998 г. и последующие годы приоритетное и полное финансирование федеральной судебной системы и правоохранительных органов, учреждений и органов, исполняющих наказания;
— рассмотреть на своем заседании причины невыполнения федеральных программ усиления борьбы с преступностью, обеспечить их финансирование и контроль за их выполнением;
— принять действенные меры по строительству новых и реформированию действующих учреждений уголовно-исполнительной системы и следственных изоляторов с учетом требований Конституции Российской Федерации, уголовно-исполнительного и уголовно-процессуального законодательства, Федерального закона "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняямых в совершении преступлений";
— осуществлять финансирование уголовно-исполнительной системы путем перечисления средств на счета Главного управления исполнения наказаний Министерства внутренних дел Российской Федерации;
— ускорить решение вопроса о присоединении Российской Федерации к Европейской конвенции об отмывании, выявлении, изъятии и конфискации доходов от преступной деятельности (1990 г.);
— создать механизм контроля за полнотой поступления налогов и других обязательных платежей в бюджеты и государственные внебюджетные фонды. С этой целью ввести в проект Налогового кодекса понятие информационных ресурсов налоговой системы, подключить в качестве информационно-контрольного звена в механизм налогового контроля организуемые в настоящее время информационно-аналитические центрыыпри органах исполнительной власти субъектов Российской Федерации;
— обобщить опыт создания следственно-оперативных бригад дляярасследования наиболее тяжких и социально опасных преступлений.
3. Рекомендовать палатам Федерального Собрания Российской Федерации:
— рассматривать в первооччредном порядке законопроекты, направленные на защиту конституционных прав граждан, на противодействие организованной и насильственной преступности, коррупции в государственном аппарате. Приоритетными должны стать проекты УПК, Налогового кодекса и Кодекса об административных правонарушениях, проекты федеральных законов о борьбе с терроризмом, о борьбе с коррупцией, о борьбе с организованной преступностью, об ответственности за легализацию преступных доходов, о внесении изменений и дополнений в УК; о мировых судьях, об адвокатуре, о судебном департаменте, о военных судах, о военной
полиции; о законодательной инициативе Генерального прокурора РФ;
— ускорить ратификацию заключенных Российской Федерацией Европейской конвенции о взаимной правовой помощи по уголовным делам (1959 г.) и Европейской конвенции о выдаче (1957 г.);
— поручить председателю Комитета Совета Федерации по конституционному законодательству и судебно-правовым вопросам в порядке законодательной инициативы внести на рассмотрение Государственной Думы Федерального Собрания проект Федерального закона "О порядке реализации требований статьи 124 Конституции Российской Федерации".
4. Предложить органам государственной власти субъектов Российской Федерации разработать региональные программыыборьбы с преступностью, в том ччсле специальные программы предупреждения преступности несовершеннолетних, объединить усилия государственных и общественных организаций, частных охранных и детективных структур, средств массовой информации в интересах целенаправленного осуществления профилактики правонарушений.
5. Рекомендовать Генеральному прокурору РФ принять дополнительные мерыыпо усилению координации деятельности правоохранительных органов, направленной на повышение эффективности борьбы с преступностью, в этих целях сформировать при Координационном совещании руководителей правоохранительных органов России рабочий аппарат, в котором предусмотреть создание постоянно действующих комиссий и рабочих групп по актуальным проблемам.
6. Обратить внимание руководителей правоохранительных органов на серьезные упущения в организации работы по предупреждению и раскрытию преступлений, связанных с организованными преступными группами, бандитизмом, терроризмом, похищением людей, заказными убийствами, коррупцией, преступлениями в сфере экономиччских отношений, на распространенность нарушений законности и злоупотреблений среди работников правоохранительных органов, а также на необходимость повышенияятребовательности к подчиненным подразделениям по обеспечению конституционных прав и свобод граждан, принятия решительных мер по повышению согласованности и эффективности функционирования всей правоохранительной системы, усиления сотрудничества с правоохранительными органами государств—участников СНГ и международныыи правоохранительными структурами, особенно в борьбе с наркобизнесом, терроризмом и организованной преступностью в сфере экономики.
28
"СЛЕДОВАТЕЛЬ" 5 «1997
УГОЛОВНОЕ ПРАВО
Понятие устойчивости банды
Последние годы отчетливо прослеживается тенденция усиления в общей структуре преступности доли ее организованных форм. При этом на современном этапе организованная преступность стала не просто серьезнейшей проблемой, но и фактором, напрямую посягающим на основы национальной безопасности государства.
Эффективность борьбы с организованной преступностью зависит от многих факторов. Одним из ключевых является достижение высокого уровня теоретической разработки положений уголовного права, касающихся соучастия в целом и его организованных разновидностей в частности. Применение закона будет правильным и точным лишь тогда, когда понята правовая природа тех явлений, которые этот закон регламентирует.
Одним из видов преступлений, совершаемых в соучастии, является бандитизм. Данный состав, при его видимой простоте, изучен недостаточно, и содержит довольно много нерешенных вопросов. Все это приводит к ошибкам при квалификации действий обвиняемых. Приходится констатировать, что в течение длительного времени норма УК, устанавливающаяяответственность за бандитизм (ст. 77 УК РСФСР, 1961 г.) практиччски не применялась. Действия виновных, фактически, представляющие собой бандитизм, квалифицировались поэпизод-но — как убийство, разбойное нападение, вымогательство и т.п. Не в последней степени указанные ошибки были обусловлены недостаточным уровнем разработки в теории уголовного права ряда фундаментальных для соучастия, и в частности, для бандитизма, положений.
Так, ни в науке, ни в практике не дано четких дефиниций "устойчивости" и "организованности" банды, не установлено соотношение между этими понятиями. Ч. 3 ст. 35 УК РФ 1996 г. устанавливает, что "преступление признается совершенным организованной группой, если оно совершено устойчивой группой лиц, заранее объединившихся для совершения одного или нескольких преступлений", то есть ее устойчивость является одним из элементов организованности. В то же время в ст. 209 УК 1996 г. банда определяется как "устойчивая вооруженная группа", признак организованности не упоминается вообще. Пленум Верховного суда РФ в п. 2 Постановления №9 от 21.12.93 г. "О судебной практике по делам о бандитизме" определил банду как "устойчивую организованную вооруженную группу из двух и более лиц, предварительно объединившихся для совершения одного иди нескольких нападений на граждан либо на предприятия, учреждения, организации", то есть, по сути дела, уравнял устойчивость и организованность в качестве императивных признаков банды. При этом Верховный суд так и не сформулировал понятий "устойчивость" и "организованность".
На первый взгляя может показаться, что проблема соотношения устойчивости и организованности достаточно формальна, имеет лишь сугубо теоретический интерес, не представляя какой-либо серьезной практической значимости. Фактически же, это далеко не так, поскольку отсутствие единого подхода к данной проблеме обусловливает "размытость" критериев банды, что, в свою
оччредь, приводит к ошибкам при квалификации действий виновных.
Представляется, что "устойчивость" и "организованность" — нетождественные понятия. Императивным признаком банды, наряду с количчственным показателем, вооруженностью и целью совершения нападений (данные признаки закреплены непосредственно в диспозици-и ст. 209 УК 1996 г.), на наш взгляд, является именно устойчивость, то есть совокупность всех параметров, обусловливающих стабильное функционирование банды в течение достаточно длительного времени. Современный уголовный закон воспринял данный подход, определив в ст. 209 УК банду как "устойччвую вооруженную группу". Следует отметить, что ряд ученых пытается охарактеризовать устойчивость с помощью субъективных понятий, относящихся скорее к области правовой психологии, нежели чисто уголовного права — таких, как "сплоченность", "спаянность" уччстников, наличие между ними "тесных связей" и т.п. Думается, что при всей важности признаков, характеризующих субъективные взаимоотношения соучастников, предпочтение следует отдавать тем показателям, которые в максимальной степени можно проследить объективно, не отдавая на откуп произвольному восприятию правоприменителя.
На наш взгляд, можно выделить 3 компонента устойчивости.
1. Предварительную договоренность членов банды на совершение преступлений. Наличие данного компонента вытекает из самой сущности соучастия и характеризует банду как разновидность преступления, совершаемого в соучастии.
2. Длительность существования банды. В теории и практике совершенно обоснованно отмечается, что не будет устойчивой группа, которая совершила ряд преступлений в течение явно незначительного промежутка времени, например, в течение ночи. В данном случае очевидно, что подобная группировка не имеет какой-либо повышенной, по сравнению о другими, степени общественной опасности.
Длительность — оценочное понятие. Необходимо каждый раз устанавливать, был ли срок существования группы продолжительным настолько, чтобы ее участники сложились в стабильно функционирующий коллектив. Установление каких-либо определенных временных рамок в данном случае невозможно.
В ряде случаев длительность существования банды может служить показателем устойчивости банды сама по себе, — то есть когда банда существует в течение очень долгого времени (например, года или более).
3. Организованность. На наш взгляд, организованность следует считать именно компонентом более широкого понятия — устойчивости.
Организованность представляет собой совокупность признаков, характеризующих структурное построение банды, и является внешним атрибутом ус+ойчивости.
Организованность, в свою очередь, складываетсяяиз ряда признаков, как-то: —более или менее постоянный состав участников:
"СЛЕДОВАТЕЛЬ" 5*1997
29
УГОЛОВНОЕ ПРАВО
—составление, хотя бы в общих чертах, плана преступной деятельности; —распределение ролей;
—наличие материальной базы — транспортных средств, оружия и боеприпасов, убежищ, тайников; —договоренность об условных паролях и кличках; —наличие руководителя или лидирующей группы; —подчинение групповой дисциплине и указаниям руководителяя
Данные признаки банды, как правило, присутствуют все в совокупности. Однако возможна ситуацияя когда банда существует и без одного или даже ряда этих признаков. Верховный суд СССР в ч. 3 п. 13' Постановления Пленума № 14 от 30.11.90 г. "О судебной практике по делам о преступлениях против личной собственности" указал, что распределение ролей является, наряду с другими, признаком устойчивости и организованности преступной группы. К сожалению, приходится констатировать, ччо правоприменительная практика крайне прямолинейно восприняла указание Верховного суда. Стало традицией автоматически усматривать признак организованности в действиях соучастников, имеющих чисто техническое распределение ролей. С другой стороны, организованность также автоматически не вменяется тогда, когда участники группы, имеющей стабильный состав и совершающей длительное время однородные или тождественные преступления, не распределили между собой роли. Такой формальный подхода известном смысле облегчает работу правоприменителя, освобождая его от поиска иных доказательств организованности преступной группы, но совершенно не соответствует смыслу закона и необходимости точной квалификации действий обвиняемых.
Несомненно, распределение ролей является важным показателем (и доказательством) организованности, однако его отсутствие не может само по себе исключать организованносяь. Более того, в небольших по численности преступных группах (состоящих из двух-трех человек) распределение ролей в принципе довольно проблематично либо оно носит сугубо технический характер. Как правило, все участники таких групп выполняют
весь комплекс действий по непосредственному выполнению объективной стороны состава преступления, достигая при этом достаточно высокого уровня. Общественная опасность содеянного от отсутствия распределения ролей не становится ниже. Поэтому, на наш взгляд, распределение ролей не является обязательным элементом организованности, хотя его наличие существенно облегчает доказывание организованности.
Ранее одним из признаков устойчивости банды признавалась (правда, далеко не всеми учеными) неоднократность нападений — фактическая или хотя бы планируемая. Обосновывая указанный тезис, данные специалисты подчеркивали, что при совершении одного преступления преступная группа не в состоянии достичь устойчивости. Практика, однако, доказала обратное. Вряд ли можно не считать устойчивыми группы, совершающие одно, но очень серьезное, требующее длительной подготовки, преступление (нападение на особо охраняемый объект, угон воздушного судна и т.п.). Другим аргументом в пользу признания неоднократности нападений элементом организованности служил довод относительно того, что бандитизм определялся как вид преступной "деятельности", а деятельность в обязательном порядке должна складываться из нескольких действий, но никак не из одного. На это вполне резонно можно возразить, что подготовка к совершение преступления, в частности, такие действия, как подбор соучастников, оружия, тайников для укрытия похищенного и т.п., также являются преступной деятельностью. Правоту данного подхода признал и Верховный суд РФ в упомянутом Постановлении своего пленума № 9 от 21.12.93 г.
Таким образом, устойчивость банды складывается из трех обязательных компонентов:
—предварительной договоренности о совершении нападений;
—более менее длительного времени существования; —организованности.
В.Ю. Стельмах,
начальник штаба В-Уфалейского ГОВД, старший лейтенант милиции
Налоговые преступления и ответственность за их совершение в новом УК РФ
Средства, поступающие от сбора налогов, являются важнейшим источником формирования доходной части государственного бюджета и бюджета органов самоуправления. Поэтому уклонение от уплаты налогов и других обязательных платежей является достаточно опасным преступлением, причиняющим вред финансовым интересам государства.
В связи с изменением экономических отношений в обществе появились новые виды преступлений. В Уголовном кодексе Российской Федерации (УК) предельно четко расписаны составы новых преступлений и определены за них меры наказания. Многообразие форм
собственности и их юридическое равноправие, свобода предпринимательства, осуществление приватизации, становление товарного, финансового и фондового рынков, качественная перемена роли государства в регулировании экономических отношений сопровождаются серьезными изменениями в составлении, характере и динамике экономической преступности. И это требует иных, современных подходов к уголовно-правовой охране формирующейся социально ориентированной рыночной экономики, прав и законных интересов участников экономической деятельности. По новым видам преступлений, касающимся в ос-
30
"СЛЕДОВАТЕЛЬ" 5*1997
УГОЛОВНОЕ ПРАВО
ионном сферы экономики, написана практически заново гл. 22. Порой трудно угадать за какой чертой начинается преступление. Особо наглядно это видно на системе налогообложения. Где уклонение от уплаты налога лишь злоупотребление, наказуемое в административном порядке, а где это уже уголовное преступление? 1. Уклонение гражданина от уплаты налога Налоговая система России включает в себя множество федеральных налогов, уплачиваемых организациями и гражданами. Под налогом, сбором, пошлиной и другим платежом понимается обязательный взнос в бюджет соответствующего уровня или во внебюджетный фонд, осуществляемый плательщиками в порядке, определяемым законом (ст. 2 Закона "Об основах налоговой системы в РФ" от 27.12.91). В ст. 198 УК предусмотрена уголовная ответственность за уклонение от уплаты налога из числа тех налогов и платежей, которые обязаны уплачивать граждане (физические лица), а именно — подоходного налога: условия, размеры, порядок уплаты подоходного налога с граждан установлены Законом "О подоходном налоге с физических лиц" от 07.12.91 с последующими изменениями.
1.1. Закон РФ "О подоходном налоге с физических лиц"
Согласно Закону, плательщиками (субъектами) подоходного налога являются физические лица как имеющие, так и не имеющие постоянного места жительства в РФ, достигшие 16-летнего возраста, обязанные в соответствии с законодательством представлять декларацию о налогах. К этим лицам относятся граждане РФ, иностранные граждане и лица без гражданства. Закон делит плательщиков налога (независимо от того, являются они гражданами РФ) на две категории: имеющих постоянное местожительство в РФ и не имеющих его. К физическим лицам, имеющим постоянное местожительство в РФ, относятся лица, проживающие в РФ в общей сложности не менее шести месяцев, то есть 183 дня в календарном году.
При налогообложении учитывается совокупный доход, полученный как в денежной (национальной или иностранной валюте), так и в натуральной форме. Доходы, полученные в натуральной форме, учитываются в соста-ье совокупного годового дохода по свободным (рыночным ценам).
Лица, имеющие постоянное место жительство в РФ, уплачивают налог в течении года у источников выплаты им доходов, а по окончании года декларируют свой совокупный годовой доход, полученный из всех источников, налоговому органу; в соответствии с прогрессией ставок налога лицу предлагается доплатить налог сверх тех сумм, которые были удержаны или уплачены в течение года, либо возвращается излишне уплаченный налог налогоплательщику.
Не имеющие постоянного места жительства в РФ уплачивают налог в течении года у источников выплаты по прогрессивным ставкам или по твердой ставке, если это касается заработной платы и подобных выплат, по окончании года деклараций о годовых доходах налоговому органу не предоставляют.
Объектом налогообложения является совокупный доход, полученный в календарном году у лиц от источни-
ков в РФ или установленный законом порядок уплаты налогов физическими лицами. Получения физическими лицами дохода от выполнения ими работ по гражданско-правовым договорам, в том числе при осуществлении предпринимательской деятельности, сумма валового дохода для целей налогообложения уменьшается на сумму дополнительно подтвержденных плательщиками расходов, непосредственно связанных с извлечением этого дохода.
Субъективная сторона —прямой умысел. Субъект — налогоплательщик. Цель — присвоение суммы, которая должна быть перечислена в бюджет в виде налогов.
Непосредственный объект — общественные отношения, складывающиеся в сфере государственного регулирования налогообложения и формирования доходной части государственного бюджета.
Предмет — декларация о доходах. Это официальный документ установленного образца, который заполняется налогоплательщиком и подается в государственную налоговую инспекцию.
Декларация о доходах и расходах представляется по форме, установленной Государственной налоговой службой.
Порядок декларирования источников денежных средств описан в Постановлении Правительства "Об утверждении положения о порядке декларирования источников денежных средств, используемых юридическими и физическими лицами при совершении платежей по сделкам приватизации государственной и муниципальной собственности" от 28.02.95 № 206.
Согласно ст. 20 Закона, декларация о доходах, сумма начисленного и уплаченного налога, документально подтвержденные произведенные расходы, связанные с извлечением этих доходов, другие документы и сведения, подтверждающие достоверность указанных в декларации данных, должны быть поданы по окончании каждого календарного года не позднее 1 апреля в налоговый орган по месту жительства. Такие декларации о фактически полученных доходах подают граждане, имевшие в этот период доходы помимо основного места работы, а также граждане, не имевшие основного места работы и получившие в течение этого года какие-либо доходы.
Основное место работы — организация, в которой хранится трудовая книжка работника и где он состоит в трудовых и приравненных к ним отношениям, выполняет в рамках этих отношений соответствующие обязанности.
Трудовые и приравненные к ним обязанности — выполнение гражданином работ по конкретной квалификации, должности, специальности на основании заключенного им с организацией трудового договора (контракта) или трудовой функции в связи с членством в кооперативе, крестьянском (фермерском) хозяйстве, общественной или религиозной организации, адвокатуре, в связи со службой или учебой.
Лица, не имеющие постоянного места жительства в РФ, освобождаются от представления декларации о совокупном годовом доходе. От представления декларации освобождаются физические лица, которые и течение года имели доходы только по месту основной работы (службы, учебы) и физические лица, облагаемый совокупный
"СЛЕДОВАТЕЛЬ" 5*1997
31
УГОЛОВНОЕ ПРАВО
доход которых от организаций и других работодателей в истекшем году не превысил доход, исчисление налогов с которого производится по минимальной ставке. Лица, занимающиеся частной практикой и получающие доходы от индивидуальной предпринимательской деятельности, ряд других категорий граждан обязаны представить декларацию независимо от размера полученного дохода.
Помимо предоставления декларации о совокупном годовом доходе, в соответствии с Законом, могут быть установлены и иные случаи подачи декларации о доходах. Ст. 18 названного Закона предписывает подачу декларации о доходах физическим лицам, у которых появились доходы от предпринимательской деятельности. Декларация, в которой указывается размер полученного дохода за каждый месяц деятельности и размер ожидаемого дохода в конце текущего года, должна быть представлена ими в налоговый орган в 5-дневный срок по истечении месяца со дня появления таких источников.
А.П. Кузнецов в своей монографии систематизирует виды уклонения от уплаты налога, их более 60-ти. Перечислим основные из них: — связанные с сокрытием выручки или дохода; — связанные с использованием фондов предприятий; — связанные с использованием расчетных счетов; — совершаемые путем манипуляций с издержками; — совершаемые посредством злоупотреблений в личных интересах;
— совершаемые посредством подделки документов; — совершаемые посредством планомерного учреждения новых структур;
— совершаемые путем формального увеличения числа сотрудников;
— совершаемые путем неправомерного ведения деятельности;
— совершаемые посредством несоблюдения порядка регистрации и хранения денежных средств.
1.2. Уголовная ответственность за уклонение гражданина от уплаты налога
В ст. 198 У К предусматривается уголовная ответственность за уклонение от уплаты налога путем непредставления декларации о доходах в случаях, когда подача декларации является обязательной, или за включение в декларацию заведомо искаженных данных о доходах и расходах — это объективная сторона преступления. Она характеризуется деянием в форме действия или бездействия. Бездействие — уклонение от уплаты налога. Совершается это уклонение путем непредставления декларации о доходах в налоговую инспекцию в установленные сроки. Преступление в форме уклонения следует считать совершенным (окончательным) по истечении установленного законом срока представления декларации. Преступление в форме включения в декларацию заведомо искаженных данных о доходах и расходах будет окончательно не с момента заполнения декларации, а в случае представления таковой в соответствующий налоговой орган. Составление такой декларации образует стадию приготовления к преступлению и, в соответствии с нормами действующего законодательства, не является уголовно наказуемой (ст. 15 и 30).
Включение в декларацию заведомо искаженных данных о доходах или расходах может выразится, например,
во внесении в нее заниженных сведений о доходах или завышенных о расходах. Искажения, которые не свидетельствуют о намерении лица уклонится от уплаты налогов, не образуют состава рассматриваемого преступления.
Хятя в законе нет непосредственного указания на преступные последствия, наличие их вытекает из смысла ст. 198, поскольку уклонение причиняет государству имущественный ущерб в форме упущенной выгоды. Между уклонением и ущербом есть причинная связь.
Составной частью объективной стороны преступления являются последствия в виде уклонения физического лица от уплаты налога в крупном размере, если сумма налога превышает 200 минимальных размеров оплаты труда. В этом случае наказывается штрафом в размере от 200 до 500 минимальных размеров оплаты труда или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от 2-х до 5-ти месяцев либо обязательными работами на срок от 180-ти до 240 часов, либо лишением свободы на срок до одного года.
Если имеет место неуплата нескольких видов налогов, то размер уклонения исчисляется из общей суммы неуплаты. При исчислении суммы неуплаченного налога учитывается изменение минимального размера оплаты труда за период, в течении которого налог не уплачивался.
В примечании к ст. 198 разъясняется, что особо крупным размером признается уплата налогов, превышающая 500 минимальных размеров оплаты труда.
Ч. 2 ст. 198 определяет ответственность за квалифицированный вид уклонения от уплаты налогов: лицом уже ранее судимым за такое уклонение либо совершенное в особо крупном размере. Предусматривается наказание штрафом в размере от 500 до 1000 минимальных размеров оплаты труда или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от 5 до 12 месяцев либо лишением свободы на срок до 3-х лет.
Ст. 198, предусматривающая ответственность за уклонение гражданина от уплаты налога, содержит две части в отличие от ст. 162 УК РСФСР (уклонение от подачи декларации о доходах). Судя по санкциям обеих частей, наказание усилено ибо в отличие от УК РСФСР предусматривает в том числе и лишение свободы. 2. Уклонение от уплаты налогов с организаций По действующему законодательству РФ юридические лица уплачивают налоги, относящиеся к разным территориальным уровням.
Организации (юридические лица) уплачивают в бюджет соответствующего уровня или во внебюджетные фонды:
— налог на добавленную стоимость; — акцизы на отдельные группы и виды товаров; — налог на прибыль; — земельный налог;
— налог на имущество предприятий; — и ряд других налогов.
Обратимся к законодательству РФ, определяемому порядок и условия уплаты налога организациями, 2.1. Законодательство о налогах с организаций К налогоплательщикам — юридическим лицам (субъектам налогообложения) относятся:
32
"СЛЕДОВАТЕЛЬ" 5*1997
УГОЛОВНОЕ ПРАВО
— предприятия и организации (в том числе бюджетные), включая созданные на территории РФ предприятия с иностранными инвестициями;
— международные объединения и организации, осуществляющие деятельность на территории РФ;
— компании, фирмы, любые другие организации, образованные в соответствии с законодательством иностранных государств, которые осуществляют предпринимательскую деятельность в РФ через постоянные представительства или иностранные юридические лица, а также подразделения предприятий и организаций при условии, что они имеют отдельный баланс и расчетный счет.
Уточненный перечень налогоплательщиков-организаций содержится в законах по каждому виду налога.
Объектналогообложения — юридические факты (действия, события, состояния), которые обуславливают обязанность субъекта заплатить налог.
В Законе "Об основах налоговой системы в РФ" ст. 11 и 12, устанавливают права и обязанности налогоплательщиков. В случае наличия объекта налогообложения, налогоплательщик обязан уплачивать налоги в размере установленном законом налоговой ставки (нормы налогового обложения) и в определенные сроки. Невозможность уплаты налога является основанием для признания в установленном законом порядке юридического лица, осуществляющего предпринимательскую деятельность, банкротом. В случае ликвидации юридического лица в судебном порядке или по решению собственника обязанность по уплате недоимки по налогу возлагается на ликвидационную комиссию.
Ст. 24 указывает на бесспорный порядок взыскания недоимок по налогам с юридических лиц может быть применен в течение 6-ти лет с момента образования указанной недоимки.
В соответствии с Законом "О государственной налоговой службе" от 21.03.91, контрользасоблюдением налогового законодательства, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет государственных налогов и других платежей, установленных законодательством РФ и республик, входящих в состав РФ, возложен на Государственную налоговую службу.
Налоговые санкции для организаций, нарушивших налоговое законодательство, предусмотрены в ст. 13, соответствующие руководители привлекаются в установленном порядке к дисциплинарной, административной или уголовной ответственности.
По разъяснению Высшего арбитражного суда РФ (Письмо от 23. II.92 №С-13/ОП-329) налогоплательщик не освобождается от ответственности за нарушение налогового законодательства и в том случае, если это произошло по причине неопытности, небрежности или счетной ошибки соответствующих чиновников.
Плательщики самостоятельно исчисляют большинство налогов, исходя из величины налогооблагаемой базы с учетом предоставления льгот и установленных ставок налога и уплачиваются поквартальным расчетам в 5-дневный срок со дня, установленного для предоставления бухгалтерского отчета за квартал, а по годовым расчетам - в 10-дневный срок со дня установленного для предо-
ставления бухгалтерского отчета за год. Установлены и другие сроки уплаты, например, налог на добавленную стоимость, акцизы, плата за землю. В установленный срок, плательщики налога представляют налоговым органам по месту своего нахождения расчеты сумм налога по формам, утвержденным Государственной налоговой службой, подписанные руководителем организации и главным бухгалтером, бухгалтерские отчеты и балансы.
Налогоплательщик обязан предоставить письменное пояснение мотивов отказа от подписания актов проверки, производимых налоговыми органами (при несогласии с фактами, изложенными в акте проверки), также сообщить налоговым органам в 10-дневный срок о принятии решений по ликвидации юридического лица (в случае принятия решения компетентного органа о такой ликвидации или реорганизации).
2.2. Уголовный кодекс об уклонении от уплаты налогов с организаций
Объективная сторона рассматриваемого преступления выражается в уклонении от уплаты налога с организаций:
— путем включения в бухгалтерские документы заведомо искаженных данных о доходах или расходах;
— путем сокрытия других объектов налогообложения, совершенном в крупном размере.
Сокрытие объекта налогообложения может совершаться как действием, так и бездействием.
Бездействие — уклонение от уплаты налога. Но способ, при котором совершается это бездействие (подлог документов), — это действия. Лицо может не указывать конкретные объекты либо вносить в соответствующие документы ложные сведения об этих объектах.
Заведомо искаженные данные о доходах или расходах — не соответствующие действительности данные, включение которых в бухгалтерские документы преследует цель уклонения от уплаты налогов.
Способы уклонения от уплаты налогов или иных обязательных платежей различны и во многом зависят от вида уплаченного налога. Такие действия, как уклонение от явки в налоговые органы, отказ от дачи пояснений об источниках доходов и их фактическом объеме, непредставление документов и иной информации о деятельности организации по требованию налоговых органов не могут расцениваться, как сокрытие объектов налогообложения.
Состав преступления отсутствует и в том случае, если имеет место лишь неуплата налогов — при достоверном отражении в документах в официальных документах объектов налогообложения. В этих случаях (неуплата налогов явилась следствием неосторожной вины) возможна ответственность по ст. 293 (халатность).
Субъективная сторона — прямой умысел. Цель — оставление в распоряжении организации суммы, которая должна быть перечислена в бюджет в виде налогов. Цель и мотив совершения такого деяния не имеет значения для квалификации преступления.
В качестве субъектов рассматриваемого преступления чаще всего привлекаются к ответственности директора коммерческих предприятий, товариществ с ограниченной ответственностью, главные бухгалтера этих хозяйствующих объектов, руководители их юридических
"СЛЕДОВАТЕЛЬ" 5*1997
33



ОГЛАВЛЕНИЕ