ОГЛАВЛЕНИЕ

В распоряжение газеты "Новости разведки и контрразведки" попал подготовленный вашингтонским Центром по стратегическим и международным исследованиям проект "Российская организованная преступность". Руководитель проекта — Уильям Уэбстер, бывший директор ЦРУ и ФБР.
В работе над проектом участвовали следующие ведомства США: министерство обороны, министерство энергетики, министерство юстиции, государственный департамент, федеральное бюро расследований, таможенная служба, отдел по военным международным исследованиям, университет национальной обороны, постоянный комитет по расследованиям сената и другие организации.
Новые экономические реформаторы России стоят перед труднопреодолимой проблемой, не имеющей исторических прецедентов.
Несмотря на назначение в марте 1997 г. кабинета, ориентированного на реформы, который начал подрывать гранитоподобное основание российских монополий, главные препятствия на пути экономических и политических реформ остались. Излагая принципиальные взгляды на роль России в мире в XXI столетии, кремлевский Совбез сделал вывод о том, что основная угроза российской безопасности исходит не от внешних врагов, а от чи-сто^у1^ннихс^иально.-экономическихп^обле.м_ "^ЕГтеченйе шестого по счету года валовой национальный продукт (ВНП) снизился на шесть процентов. Четверть населения едва сводит концы с концами, находясь за чертой бедности, составляющей 25 долларов в месяц. Средняя продолжительность жизни упала с 69 лет в 1990 году до 57,7 лет в 1996 году. Демографы прогнозируют, что в последующие три десятилетия население России уменьшится с 147 до 123 миллионов — уникальная убыль населения в стране в мирное время.
Несмотря на трудности, российский президент Борис Ельцин уверенно высказал в июле 1997 года прогноз о том, что экономика, наконец, достигла своего наихудшего состояния, и что в 1998 году будут наблюдаться значительные положительные сдвиги.
Однако большинство российских наблюдателей предостерегает от излишнего оптимизма. Множество других факторов, начиная параличом налоговой реформы, неудачами в реструктуриза-ции приватизированных компаний, недостаточной ликвидностью и хрупкостью банковского сектора и заканчивая завышенной оценкой потенциала фондового рынка — все это подтверждает необходимость осторожного подхода к прогнозированию быстрых перемен к лучшему.
Аналогичная неопределенность наблюдается применительно к другой крупной ельцинской про-
грамме — программе реформ в вооруженных силах, ситуация в которых стала еще хуже.
Четырнадцатого февраля 1997 года командующий Сибирским военным округом направил президенту Ельцину телеграмму, в которой проинформировал о том, что "офицеры и военнослужащие-уже находятся на грани выживания. Уже шесть месяцев никто не получает денег. Во многих семьях не хватает даже денег на хлеб". Последовавшее за ним донесение тогдашнего министра обороны Игоря Родионова президенту было еще более зловещим: "Россия вскоре достигнет черты, за которой мы уже не сможем управлять ракетами и ядерными системами".Четыре месяца спустя после этого смелого заявления Родионов был уволен под предлогом затягивания им реформ.
Симптомы упаднических настроений в армии очевидны. По данным самого министерства обороны, более пятисот военнослужащих покончили жизнь самоубийством в 1996 году и свыше тысячи были убиты при невыясненных обстоятельствах, включая дедовщину.
Не удивительно, что вооруженные силы погрязли в коррупции. Более ста генералов и адмиралов, замминистра обороны и еще двое других чиновников из руководства министерства обороны находятся сейчас под следствием в отношении коррупции и растраты имущества. В 1996 году военными было совершено почти шесть тысяч преступлений. Стала распространенным явлением продажа военного снаряжения иностранным государствам на черном рынке. Вырученные средства используются для покупки или строительства домов высшему командному составу. План президента Ельцина о сокращении вооруженных сил на 500 000 человек может быть воспринят в штыки "ястребами-националистами, а также коррумпированными генералами и армейскими чинами, наживающимися на нынешнем хаосе в армии.
Политические, социальные и экономические кризисы в России вызвали сильную озабоченность на Западе, однако связь между этими дилеммами и феноменом российской организованной преступности (РОП) слишком редко признается. То, что президент Ельцин охарактеризовал в 1994 году как "крупнейшее мафиозное государство в мире" и "преступную сверхдержаву", превратилось в то, что Григорий Явлинский, лидер либеральной фракции "Яблоко", называет "полукриминальной олигархией".
Слияние преступного капитала с коррумпированной государственной бюрократической машиной в России привело к тому, что председатель. Комитета по международным отношения конгресса США Бенджамин А. Гилмэн охарактеризовал как "поистине полностью оперившуюся клепток-ратию". Директора западных разведслужб сейчас имеют неоспоримые доказательства того, что синдикаты организованной преступности в России находятся под защитой правящей олигархии, появившейся в ранний постсоветский период и консолидировавшей свою власть во время болезни президента Ельцина в 1996 году. Юрий Лужков, могущественный мэр Москвы и кандидат на смену г-ну Ельцину в 2000 году, говорит, что Россия стоит сейчас перед фактом "безграничной кри-минализации экономики... и самого правительства".
^^
По оценке Министерства внутренних дел России, организованная преступность контролирует до сорока процентов частных предприятий, шестьдесят процентов государственных предприятий и пятьдесят— восемьдесят пять процентов банков. Все говорят, что, по грубым прикидкам, две трети российской экономики находится под каблуком у преступных синдикатов.
С момента крушения коммунистического правления рэкет стал нормой. Большинство частных предприятий и коммерческих банков вынуждены (насильно в случае необходимости) платить организованной преступности дань в размере десять-тридцать процентов от прибыли. Берлинская не-правительртвенная организация "Транспаренс Интернациональ", специализирующаяся на борьбе с преступностью, поставила Россию по уровню преступности на четвертое место в один ряд с Колумбией, Нигерией и Боливией из числа пятидесяти стран, отраженных в результатах исследования за 1997 год.
Руководящие работники из мира бизнеса США рассматривают Россию как одно из наихудших мест в мире с точки зрения бизнеса, не только по причине укоренившейся преступности и коррупции, но и с точки зрения расторгаемости контрактов и неоднозначности в применении законов. Действующие в России рэкетиры узурпировали традиционно правительственные юридические функции и средства защиты.
В бывшем СССР действует почти восемь тысяч преступных группировок, из которых двести самых крупных являются сейчас международными конгломератами, соответственно двадцать шесть из которых учредили свои филиалы в США, где они договорились о распределении сферы влияния с американскими, сицилийскими и колумбийскими-преступными синдикатами. Их преступная деятельность была зафиксирована в семнадцати городах США.
Директор ФБР США Луис Фри засвидетельствовал перед комитетами конгресса, что российские преступные синдикаты установили рабочие отношения со своими партнерами еще в пятидесяти странах (в 1994 году таких стран было двадцать девять). Правоохранительные органы США и Европы рассматривают эту напасть как основную угрозу.
Предпринятое Центром стратегических и международных исследований двухлетнее изучение деятельности РОП и ее международных связей показало, что после падения СССР и появления Российской Федерации Комитет госбезопасности и его дочерние разведслужбы сократили свой численный состав почти на сто тысяч человек. Опыт, контакты и способности, связанные с раз-веддеятельностью, были в большом дефиците у преступных синдикатов, что обеспечило работой бывших сотрудников КГБ всех рангов и специализаций. Например, работавшие шпионами за границей были хорошо осведомлены о "надежных" финансовых каналах отмывания денег. КГБ также очистил свои тюрьмы от закоренелых преступников, многие из которых подались в США с поддельными паспортами и фиктивными биографиями.
Председатель подкомитета сената США по терроризму, наркотикам и международным операциям сенатор Джон Керри считает, что "реальная власть находится в руках российских крестных отцов и их союзников — бывших сотрудников КГБ, занимающих важные посты в секторах экономики независимо оттого, приватизированы они или все еще контролируются государством, а также в руках коррумпированных высокопоставленных политиков".
На всех уровнях российского правительства наиболее проворные члены верхушки старой номенклатуры, коррумпированные правительственные чиновники и нувориши-мафиози соревнуются друг с другом в борьбе за контроль над инструментами государственной власти, которые являются самым верным гарантом безбедного существования в постсоветской России. В российских городах коррумпированные мэры и берущие мзду городские советы нанимают к себе "крыши" в качестве защиты из числа частных агентств безопасности для прокручивания преступных сделок.
С момента коллапса СССР происходило разворовывание достояния России, и десятки миллиардов долларов перекочевали в безопасные закрома оффшорных банковских центров. Главными из тех, кто вкусил плоды приватизации, проводившейся на "аукционах", срежиссированных в пользу заранее определенных физических лиц или банков, были синдикаты организованной преступ-
_____^______
ности. По данным аналитического центра россий- j ской Академии наук, "пятьдесят пять процентов ка- . питала и восемьдесят процентов акций, имеющих i право голоса, было передано во время привати- 1 зации в руки отечественного и иностранного пре- 1 ступного капитала". Российский прокурор Юрий \ Скуратов сообщил, что только в одном 1996 году °; было совершено почти две тысячи преступлений, 1 связанных с приватизацией. 1
В начале 1996 года на совещании, спонсиро- i ванном МВД, главный специалист по экспорту ка- 1 питала заявил, что в предшествовавшие семь лет 1 из России было вывезено сто пятьдесят милли- j ардов долларов. Эта цифра сейчас приближает- 1 ся к двумстам миллиардов долларов. По некото- 1 рым российским оценкам она составляет триста i миллиардов долларов. Главари организованной ; преступности и их клиенты в новой номенклатуре 1 купили отборные объекты собственности — от Бу- 1 энос-Айреса до Берлина и от Туниса до Таилан- 1 да. Они страстно жаждут респектабельности, на- j чиная с дорогих гардеробов и загородных клуб- 1 ных тусовок и заканчивая дорогими, шикарными 1 школами-пансионами для своих детей. (
Банковские нормативные органы жалуются, что 1 они бессильны оштрафовать или закрыть банки, 1 факты преступной деятельности которых уже уста- 1 новлены. В 1997 году Центральный банк России 1 сообщил, что три коммерческих банка перевели 1 почти пятьсот миллионов долларов федеральных j бюджетных средств на рынок высокодоходных пра- 1 вительственных ценных бумаг. После чего банки 1 объявили об убытках на рынке, и правительство ока- 1 залось бессильным получить обратно свои деньги, 1 в том числе двести тридцать семь миллионов дол- 1 ларов, ассигнованных на финансирование выпуска 1 истребителей МИГ для продажи Индии. Попытки 1 расследовать этот случай привели к выстрелам, которые были сделаны по дому шефа российского Центробанка Сергея Дубинина.
В мае 1997 года президент Ельцин развернул свою шестую по счету антикоррупционную кампанию. На этот раз указ № 484 требует, чтобы высшие правительственные чиновники (но не члены 1 Государственной Думы) ежегодно подавали дек- 1 ларации о своих доходах и владеемой ими соб- 1 ственности налоговым инспекторам и в отделы j кадров. Этот указ дает каждому уйму времени, что- j бы осуществить трансферт своих авуаров за ру- t беж или родственникам. Борис Березовский, за-меститель секретаря Совета безопасности пре-зидента Ельцина, является мультимиллиардером (журнал "Форбс" поставил его с учетом его сум- мы в три миллиарда долларов на сто девяносто третье место в мире). .Однако общая заявленная им сумма составляет тридцать девять тысяч дол-ларов, _j
Организованная преступность разрабатывает правила, которые принудительно и безжалостно 1 выполняются — в отличие от законов, принимае- 1 мых Госдумой. За год в среднем совершается 1 пятьсот заказных убийств. До сих пор ни одно из 1 них раскрыто не было. Нет ни одной правоохра- 1 нительной организации, которая могла бы обес- 1 лечить защиту от всемогущественных синдикатов. 1 Собственная кремлевская аналитическая служ- \
ба президента Ельцина подготовила в январе 1994 j i
j года доклад, основанный на исследованиях, про-. веденных по всей России, в котором говорится, что i правоохранительные органы были "сильно ском-1 прометированы организованной преступностью". 1 В 1996 году МВД вынесло восемьсот пятьдесят \ семь обвинительных актов в отношении коррум-1 пированных чиновников, и в процессе расследо-1 вания находились тысячи других дел. Лишь незна-1 чительное их число доходит до суда. Чиновники, i которых просят оказать услуги мафии, стоят пе-1 ред "серебряным или свинцовым выбором": со-1 трудничать и брать деньги или быть убитым. Лю-1 бой "неподмазанный" человек внутри правитель-1 ства вызывает подозрение у коррумпированных 1 чиновников. , j Синдикаты организованной преступности про-; двигают своих собственных кандидатов на гос-1 службу, обеспечивают финансирование и, если из-1 бираются их кандидаты, приобретают статус пар-1 ламентской неприкосновенности. Также они мо-1 гут покупать на черном рынке посты в качестве 1 помощников членов Думы за четыре тысячи или 1 пять тысяч долларов. Оргпреступность способна ( оказывать прямое влияние на любые попытки лик-1 видировать ее коррупционистскую практику, Джон 1 Дейч, будучи директором ЦРУ, сообщил конгрессу, 1 что "связь между правительственной элитой и пре-1 ступными элементами препятствует российскому [ правительству реализовать свои возможности в 1 удовлетворении ожиданий народа, связанных с 1 вопросами социальной справедливости, равенства . 1 возможностей и улучшения жизненного уровня". ' 1 Если проблема преступности в России не бу-1 дет решена, это ускорит дальнейшую нестабиль-1 . ность в крупной ядерной державе, обусловив уг-1 розу для остального мира. 1 По мере продолжающегося обнищания России 1 и неуплаты налогов, необходимых правительству j для выплат солдатам, ученым, конструкторам оружия и гражданским служащим, миллионы рабочих получают сейчас зарплату в виде производимой 1 ими продукции. Отчаяние, вызванное невыплатой 1 зарплаты, вывело на улицы на общенациональную 1 забастовку двадцать седьмого марта 1997 года 1 миллион восемьсот тысяч рабочих, которая стала ; единственной крупнейшей антиельцинской акци-1 ей протеста во время президентства Ельцина.
! i ^ м^
' Согласно российской статистике, в 1994 году в 1 России была 5691 организованная преступная ', группировка. В 1996 году—уже восемь тысяч. В них входило примерно сто тысяч постоянных чле- " нов. ООН в 1994 году на своей всемирной конференции по организованной международной пре-
^ступности определила общую численность РОП около трех миллионов че- ___________________ ловек, составляющих 5700
Только в Москве, по дан- ' ным МВД, имеется 189 дей- ствующих преступных орга- низаций, двадцать три из которых имеют междуна- родные связи. В целом по России МВД оценивает ко-
\
личество преступных организаций в 3500. Из 189 преступных организаций, действующих в международном масштабе, 151 занимается совершением преступлений, связанных с насилием. МВД также отмечает появление в последнее время тенденции образования алЬянсов между московскими группировками и группировками других регионов, что ведет к увеличению торговли наркотиками и оружием в Московской области. МВД также утверждает, что для отмывания незаконных прибылей орг-преступность создала или купила собственные юридические фирмы, банки и прочие приносящие доход предприятия. По данным МВД, на начало 1996 года оргпреступность контролировала 860 фирм и 40 совместных предприятий только в Москве.
Из доклада вытекает, что Россия представляет собой криминально-синдикалистское государство. Его отличительные черты: s коррумпированность чиновников всех уров-& ней от министра до налогового инспектора и мел-* кого клерка;
и постоянство "профессиональных" преступни-^ ков;
е отношение бизнесменов к законодательству - как к некоему препятствию, которое так или ина-к че необходимо обойти.
Если коррумпированная бюрократия, организованная преступность и "коммерция без правил" сольются в России в единое целое, то общеприемлемые контакты США и других государств с формирующимся российским криминально-синдикалистским государством станут невозможны.
Действительно, как сможет правительство США определить, выступает ли российское правительство в своих национальных интересах или в интересах личного обогащения?
Тридцать процентов сотрудников милиции обеспечивают "крышу" коммерческим структурам.
Участковые инспекторы "держат" коммерческие киоски, оперативники защищают ТОО и АО, а их начальство присматривает за банковскими структурами.
До увольнения в июне 1996 года президентом Ельциным генерала Александра Коржакова (ныне члена Государственной Думы), возглавлявшего службу безопасности президента, Коржаков, по мнению многих, руководил крупнейшей "крышей" в России.
"Крыши" действуют не только в крупнейших городах, но и по всей РФ и в бывших советских республиках, включая прибалтийские. Разнообразие "крыш" в современной деловой России иллюстрируется замечанием одного московского уголовного авторитета: "Работать стало невозможно, в одном месте "крышу" обеспечивают милиционеры, в дру-
гом — КГБ, в третьем — ребята Коржакова или группы "Альфа". Кто может во всем этом разобраться?"
Учитывая глубину проникновения и распространенность "крыш", они вполне могут стать постоянным атрибутом посткоммунистической России, а также вполне могут перерасти в интегрированные элементы российского государства, общества, бизнеса и промышленности. Некоторые обозреватели считают, что это уже происходит.
Россия не может полагаться на внутренние инвестиции для стимулирования роста своей экономики, поскольку имеет место массовое бегство капитала.
Директор российского ФСБ Николай Ковалев утверждает: "Огромная часть юридических лиц переводит до 80 процентов своей выручки в твердой валюте за границу ежемесячно. И эти средства не возвращаются. Этот процесс рассматривается нашими экспертами как "отмывание денег". Однако, как правило, мы не имеем юридических оснований для возвращения этих денег или даже для получения доступа к подозрительным счетам".
Общее бегство капитала из России с 1991 года оценивается в 300 млрд. долларов. Министр внутренних дел Анатолий Куликов сообщил, что "только в последние пять лет наши бизнесмены скрыли за границей от 150 до 300 млрд. долларов".'
Бывший советник президента США по национальной безопасности Збигнев Бжезинский полагает, что порядка 65 процентов из 120 млрд. долларов, которые Россия получила от западных стран, преимущественно из Германии и международных кредитных организаций, вернулись на секретные счета на Западе.
Проблема бегства капитала настолько существенна для российской экономики, что заставила Куликова предложить следующее: "По-моему, ' нам нужно серьезно подумать об амнистии для преступных денег за границей и об их возвращении в Россию".
Для того, чтобы стимулировать российскую экономику, создать новые предприятия и модернизировать устаревшие технологии и инфраструктуры, необходимы вливания капитала. Однако страх перед российской оргпреступностью отпугивает многих иностранных инвесторов.
В апреле 1997 года в обращении к российско-американскому деловому совету заместитель секретаря казначейства США Суммерс отметил, что Россия привлекает всего 47 долларов иностранных инвестиций на душу населения в сравнении с 326 долларами на душу населения в Польше и 585 долларами в Чили. По его словам, взятки и выплаты рэкетирам составляют 15 процентов общих доходов в России.
Он добавил, что "инвестиции не будут происходить при таком уровне неопределенности и при такой степени страха". Министр внутренних дел Германии утверждает, что иностранные компании в России выплачивают от 10 до 20 процентов сво-
их прибылей российским преступным группиров- / кам. Единственная компания, получающая суще- \. ственные капиталы с Запада — это Газпром, ус-^ тойчивый гигант, обладающий политическим вли- ^ янием. \
Российское правительство стремится улучшить 1 климат для иностранных инвестиций. Директор ФСБ Ковалев отметил, что "российские преступники действуют по хорошо налаженной схеме. В управленческие структуры СП внедряется свой \ человек, который внимательно изучает финансо- ; вое положение конкретной фирмы. После этого силовыми методами осуществляется овладение ; активами". Ковалев работает над созданием спе- ^ циального подразделения ФСБ по обеспечению \ безопасности иностранных инвесторов. Ковалев указывает, что "если такая программа будет ут- -верждена правительством, мы готовы заняться за- \ щитой иностранных бизнесменов, включая их фи- • зическую безопасность". 1
Поданным Центрального банка России, 71 процент банков в Москве допустил различные нарушения банковского законодательства в 1995 году. 414 банков были оштрафованы, у 74 отозваны лицензии. Уголовно наказуемые преступления в банковском секторе составили 2005, что почти вдвое превышает уровень 1994 года. По оценкам ЦРУ, половина из 25 крупнейших российских банков связана с организованной преступностью. Недоверие к российским банкам привело к тому, что россияне хранят 18,5 процента своих общих средств дома в иностранной валюте, преимущественно в долларах США.
Одним из наиболее значимых препятствий для борьбы правоохранительных органов с коррумпированными банками является тайна банковских операций. Министр внутренних дел Куликов признал в марте 1997 года, что "сегодня у нас нет права вмешиваться в так называемые коммерческие и банковские тайны". Отсутствие государственного контроля за финансовыми потоками в конечном счете оборачивается эпидемией заказных убийств и ростом правонарушений.
В настоящее время Россией управляет олигархия из шести банкиров и бизнесменов во главе с неоднозначной фигурой Бориса Березовского, который в числе прочего является заместителем секретаря Совета безопасности России (освобожден от этой должности осенью 1997 года. — НРиК). Считается, что Березовский руководит усилиями по установлению безналогового режима в Чечне, от которого может выиграть его предпринимательская деятельность. Растущая концентрация контроля над финансами, промышленностью, СМИ, спецслужбами и даже самим Кремлем оказывается в руках немногих лиц, является тревожной для демократии в России тенденцией.
В большинстве случаев фигуры РОП ищут респектабельности, являясь членами лучших клубов западных стран, отправляя своих детей в дорогостоящие частные школы. Двадцать процентов уча-
щихся швейцарского колледжа, стоимость обучения в котором достигает 75000 долларов в год, — русские. Несмотря на внешнюю респектабельность, члены РОП не чураются применять насилие, которое в России значительно выше, чем в США.
Заказные убийства являются наиболее серьезной проблемой российских правоохранительных органов. В 1996 году было зарегистрировано 580 таких случаев. Только 70 из них раскрыто.
Стоимость заказного убийства в России колеблется от одной тысячи до ста тысяч долларов — в зависимости от значимости предполагаемой жертвы.
i^yiiigiiiiiiii^ilgiiilllM
В декабре 1996 года бывший директор департамента разведки Джеймс Вулси предупредил, что находящиеся на посту и отставные сотрудники российской СВР, а также чиновники министерства внутренних дел и министерства обороны "очень тесно связаны с группировками РОП".
Отставные и действующие сотрудники служб разведки и безопасности связаны с группировками РОП по крайней мере тремя путями: через использование методов разведки в преступных целях; через свои возможности защищать деятельность РОП изнутри самого правительства; через свои связи с зарубежными компаниями на основании операций, проводившихся КГБ во вре-. мена развала СССР в конце 80-х.
Первым аспектом связи между РОП и разведкой является использование РОП методов работы разведорганов. Развал СССР привел к значительному сокращению числа работников КГБ. Новое российское правительство сократило или отправило на пенсию 100 тысяч сотрудников, что привело к тому, что потерявшие место специалисты "обретали" новый дом в группировках РОП, которым требовался их опыт.
Полиция и разведслужбы Запада установили факт объединения оргпреступности и отдельных лиц из бывшей советской разведслужбы и служб безопасности. Бывший дериктор ЦРУ Дейч подтвердил: "Я согласен с тем, что в рядах РОП присутствуют бывшие сотрудники КГБ". Второй помощник директора ФБР Алан Ринггольд заявил на конференции в Маниле, что многие преступные группировки из бывшего СССР пользуются членством и опытом бывших советских разведслужб и служб безопасности.
Второй аспект связи РОП и служб безопасности — подкуп сотрудников разведки и служб безопасности со стороны группировок РОП. Криминальные элементы выбирают своей целью службы безопасности с тем, чтобы контролировать, подкупать и иными способами препятствовать действиям правоохранительных органов. Поражающе низкий уровень зарплаты сотрудников российских служб безопасности является основной причиной коррумпированности. Сотрудники разведки, занима-
ющиеся продажей западных предметов потребления на "блошиных" рынках — это достижение демократической России!
Третий аспект связи РОП и безопасности касается участия КГБ в нарождении новых форм хозяйствования в стране. КГБ был одним из немногих учреждений, который первым почувствовал приближающийся развал коммунистической системы. С середины 80-х годов советская разведка знала, что система двигалась на пути к развалу. Внутри страны органы КГБ ослабили давление на преступные группы и отказались от какой бы то ни было видимости соблюдения социалистической законности и приступили к принятию воровского кодекса и других неписаных законов российского подпольного мира.
Когда в 1991 году советская система рухнула, КГБ и другие органы безопасности уже находились на пути создания "формирований" и даже СП со старыми и вновь образованными преступными организациями и прочими темными фигурами. Это касается не только элементов внутренней безопасности, например, собственных органов КГБ и МВД, но и службы внешней разведки КГБ, Первого Главного управления (ныне СВР). В ЛГУ было принято решение использовать широкую международную коммерческую деятельность российских фирм посредством усиления неофициальной крыши для своего зарубежного присутствия в целях разведки. Элементы внешней разведки КГБ, литературно говоря, "вошли в бизнес". Хотя зарубежная деятельность КГБ и предназначалась для разведывательных операций, она использовалась коррумпированными чиновниками для личного обогащения, что приводило к участию и к сотрудничеству с преступными организациями.
Многие аналитики сейчас соглашаются с президентом Борисом Ельциным в том, что Россия стала "супердержавой преступности" не только из-за отсутствия адекватных законов и якобы существующей стадии экономического развития, именуемой "стадией баронов-разбойников". В российский бизнес глубоко проникли бывшие высокопоставленные чины КГБ, которые фактически способствовали его созданию и развитию в конце 80-х годов и перевели значительную часть этой организации в преступный мир.
Западные страны озабочены перспективами разгула преступности в России. По ряду причин она не может применять меры для подавления бандитизма.
Нынешняя ситуация в России угрожает национальной безопасности США по трем причинам. Во-первых, из-за создания среды, в которой в Россию снова может вернуться авторитарный режим, который займет враждебное положение по отношению к Западу. Во-вторых, содействие увеличивающейся транснационализации деятельности РОП. В-тре-
тьих, уничтожение и без того хрупкого контроля над материалами ядерного деления, создание возможности их перевода в преступные страны.
Первая опасность, исходящая от деятельности РОП, направлена в адрес самой России. По мере того, как сценарий преступно-синдикалистского государства становится все более реальным, увеличивающаяся часть бюджетных средств России будет ассигноваться на борьбу с РОП. Если проблема оргпреступности останется на нынешнем уровне, то коррумпированные бюрократы и главари оргпреступности разберутся и с этими ограниченными средствами, расхитив их.
Проблема, стоящая перед преступно-синдицированным государством России, заключается в первую очередь в стабильности. Говоря политическим языком, неверное использование госструктур для личного обогащения и увеличения власти со стороны некоторых лиц ведет к разочарованию и потере веры среди населения. Разочарование в таких структурах, которые предназначены для наблюдения за социальной защитой граждан, ведет к социальным катаклизмам. Сегодня эта ситуация налицо в России. Мафия уже сейчас становится серьезной влиятельной политической силой в России.
Все это способствует тому, что часть населения начинает оглядываться с обманчивым вожделением на годы сталинского режима. Многие российские пенсионеры считают, что при Сталине люди по крайней мере имели работу, а Россия была гордой страной, на столе всегда был хлеб.
Криминальная ситуация дестабилизировала российское государство. Она ослабила приток западных инвестиций и способствовала возникновению "новых русских", сделавших громадные состояния в то время, как другие живут в тяжелых экономических условиях, постоянно сталкиваясь с финансовыми проблемами. Эта ситуация привела к укреплению позиций коммунистов на выборах в Думу в декабре 1995 года. Президентские выборы 1996 года показали, что позиции коммунистов и других партий, выступающих против реформ, усиливаются. Особенно ясно это было в первом туре голосования, когда кандидат коммунистов Геннадий Зюганов чуть-чуть проиграл президенту Ельцину.
Преступно-синдицированная Россия опасна США еще и потому, что в ней все слышнее голос националистических политических групп, выступающих с антизападными заявлениями. Одно из таких движений — Патриотический союз — имеет тесные связи с коммунистами, военно-промышленным комплексом и другими сторонниками бывшего советского режима. Возврат к авторитарному правлению является одной из возможных опасностей, которые коренятся в дестабилизации в России.
В этой связи крайне важным становится вопрос о преемнике президента Ельцина. Либеральный политик Григорий Явлинский, украинец по происхождению, описывает "новую правящую элиту" как "ни демократическую, ни коммунистическую, ни консервативную, ни либеральную, ни красную, ни зеленую. Это просто жадные и цепкие люди".
Потенциальная угроза, которая беспокоит спецподразделение по борьбе с РОП, состоит в том, что ядерные материалы могут ввозиться в США через "преступные" государства для террористической деятельности. Спецподразделение также признает растущую угрозу, вызванную сочетанием упавшего уровня жизни среди большинства россиян и уязвимостью мест хранения ядерных материалов. В попытке избежать экономических трудностей работники атомных электростанций или охранники ядерного оружия могут предоставить ядерные материалы в распоряжение террористов или "преступных" государств.
Живым примером волнений среди служащих атомных станций стала забастовка в Санкт-Петербурге более 400 работников из-за невыплаты зарплаты. Несколько рабочих заняли центр управления станцией, угрожая отключить подачу энергии городу, если зарплата не будет выплачена. Российское правительство в этом случае быстро пошло на уступки, но работники десятков других, более изолированных объектов остаются без оплаты их труда. До тех пор, пока положение на этих объектах — в том числе физическая и экономическая безопасность—не улучшится, возможность незаконной передачи ядерных материалов остается опасно высокой.
Спецподразделение полагает, что в России вполне вероятно воровство и вывоз контрабандой материалов ядерного деления за границу. Директор ФБР Луис Фри публично выразил свою озабоченность по поводу того, что российские банды "готовы покупать и продавать ядерные материалы". Спецподразделение отмечает, что до сего времени кражи ядерных материалов в основном осуществлялись мелкими преступниками, которые похищали неподходящие по качеству для оружия материалы, полагая, что их можно продать.
Законная необходимость периодической перевозки ядерных материалов с объекта на объект в пределах страны дает канал для скрытого присвоения материалов, предназначенных для оружия. Недостаток охраны и мер предосторожности этих преступных предприятий создает риск потенциального вреда здоровью детей, которые могут контактировать с материалами, не зная об этом. ^
В равной степени зловещей выглядит опасность в отношении системы национальной безопасности и охраны правопорядка, обусловливаемая транснациональными операциями и альян-сами групп РОП. По данным ФБР, группы РОП сейчас поддерживают отношения со своими преступными партнерами в 50 странах, тогда как всего два года назад таких партнеров было 29. В целом сейчас во всем мире функционирует почти 200 крупных групп РОП.
Группы РОП имеют в своем распоряжении уникально опасную возможность приобретения перевозки ядерных материалов.
Преступный климат в России часто сравнивают с эпохой "воров в законе" в истории США. Это — аналогия, вводящая в заблуждение. Группы РОП прячут втихомолку миллиарды денег за рубежом и изредка реинвестируют свои доходы на подпитку отечественной экономики, осуществляемой посредством строительства современной инфраструктуры.
Коррупция, пронизавшая все этажи российской бюрократии, является главной сложностью в борьбе с ОП в России.
РОП серьезно подрывает процессы демократизации и экономической либерализации в России.
Эрозия правительства, осуществляемая РОП, грозит сорвать совместные усилия в сфере поддержания мира, нераспространения ядерного. оружия и экономической реструктуризации.
РОП распространила свои щупальца во все сферы российской экономики, окутав аурой ле-гитимности всю свою многочисленную в своих проявлениях деятельность, включая манипулирование банковской системой и финансовыми рынками России.
В отсутствие эффективных судов, рабочей юридической системы и соответствующего осуществления коммерческого и договорного права преступные элементы стали де-факто вершителями судеб. Рэкет фактически узурпировал традиционные правовые функции и средства защиты, присущие правительству.
Усилия внутри России, направленные на борьбу с ОП со стороны правительства, СМИ и пр., остаются до настоящего времени слабыми, зачастую побочными из-за страха и взяточничества и часто сводятся на нет заказными убийствами.
Группа изучения российской организованной преступности установила, что нижеследующие пункты являются существенно важными с точки зрения понимания характера и угрозы РОП; * Если перестать осуществлять контроль за « Россией, то есть опасность, что она превратится <• в "преступно-синдикалистское государство", < контролируемое коррумпированными прави-« тельственными бюрократами, политиками, биз-" несменами и преступниками, с которыми нор-* мальные отношения будут невозможны. » РОП представляет себе прямую угрозу инте-» ресам национальной безопасности США из-за е усиливающейся нестабильности в крупной, име-^ ющей ядерное оружие, державе.
Группа изучения РОП рекомендует предпринять следующие шаги:
» Из уст президента США общественность дол-й жна услышать, что РОП представляет собой уг-<' розу национальной безопасности. «• Развитие свободного рынка в России, осно-«•• ванного на законности, " должно быть определе-* но как единственная * долгосрочная полити-<» ческая возможность ' решения проблемы РОП '? и должна проходить с красной нитью во всех « политических решениях США.
Чтобы ослабить проявление коррупции в российском правительстве, политика и действия США должны сместить акцент с поддержки политических деятелей на поддержку тех сегментов в российском правительстве, которые работают, призывая соблюдать букву закона. Укрепление законности приведет к более быстрому появлению жизнеспособной рыночной экономики в России, свободной от насильственной и вымогательской деятельности групп РОП.
Россия должна работать в направлении создания прочной и недвусмысленной юридической системы с целью осуществления справедливых положений гражданского, уголовного и договорного права, направленного на возвращение в свои руки контроля над вынесением судебных решений, которые в настоящее время выносят группы РОП. Американская поддержка реформ должна укреплять систему обучения и обменов, осуществляемых в настоящее время, финансируемых через Национальный фонд демократии, Министерство юстиции и Агентство международного развития. Эти программы, а также аналогичная работа в частном секторе и в научных кругах должны продолжаться и расширяться с учетом соответствующих выводов Конгресса.
Аналогичная работа должна осуществляться в частном секторе в поддержку легитимного законодательства в российской промышленности, бизнесе, торговле. В особенности помощь российскому правительству должна быть оказана в выработке единых нормативных правил в отношении ведения бизнеса, профессиональных стандартов для определения отраслей и требований к выдачей регулярному возобновлению лицензий и прочих разрешений на проведение хозяйственной деятельности.
Во избежание попадания, денежных средств в руки ОП и для обеспечения того, чтобы эти средства доходили до соответствующего адресата, должны быть реализованы строгие требования, касающиеся обеспечения прозрачности использования Россией иностранной помощи, а также многосторонних кредитов и экспортного финансирования.
Соединенные Штаты должны начать обсуждение на уровне встречи восьмерки инвестиционного договора об отказе выдачи экспортных кредитов западным фирмам, осуществляющим деятельность в России с фирмами, контролируемыми ОП.
Поскольку деятельность РОП требует реагирования со стороны многочисленных американских правительственных служб, выполняющих разнообразные функции и задания, поэтому решения о том, что должно возобладать — задачи судебного преследования или задачи внешней политики — должны приниматься в зависимости от конкретного
случая.
Поскольку бизнесмены часто становятся мишенями в деятельности РОП, более значительные усилия следует приложить в обеспечении их соответствующей информацией. Иностранная коммерческая служба Министерства торговли в связке с
Консультативным советом по вопросам заграничной безопасности Госдепартамента должны работать с остальными американскими структурами и российским правительством в предоставлении рекомендаций и поддержки бизнесменам, обеспечивая их в особенности альтернативами выплаты вымогаемых сумм преступным элементам в России.
В помощь инвесторам со стороны Соединенных Штатов и других стран должна быть создана совместно используемая открытая база данных по РОП, включающая сочетание рассекреченных материалов и материалов из открытых источников. Эта база данных могла бы быть подкреплена секретной базойданных, предназначенныхтолькодля правительственных структур США. Необходимо также рассмотреть вопрос о диапазоне транснациональной деятельности РОП, вопрос о базе данных, поддерживающих совместное использование разведцанных различными группами, подобными Р-8, Европол и "группой шести государств", которой фиксировались бы транснациональные аспекты угрозы РОП.
Разведслужбам США следует дать указание о ликвидации значительных пробелов в разведцанных о РОП. Их элементы должны использовать хорошо проверенные, рабочие ноу-хау и спецнавыки по вербовке информаторов внутри РОП или инициировать случаи предательства на самых разных уровнях среди людей, могущих предоставлять достоверную информацию о том, как работают, не работают, сотрудничают и не сотрудничают различные элементы РОП.
Взаимное проникновение российских сотрудников бюрократического аппарата, бизнес-предприятий и преступных организаций становится более важным, чем когда-либо, причем правоохранительные и разведорганы США должны полностью сотрудничать и делиться плодами своей деятельности во благо американской политики, безопасности и коммерческих интересов.
Тесная связь правительства США с коррумпированными элементами российского политического истеблишмента создает риск серьезных общественных неурядиц внутри России. США должны избегать появления неклассифицированной поддержки, которая, как правило, рассматривается в качестве клептократического истеблишмента. Такая связь усиливает растущее восприятие населением того факта, что демократические политические системы и системы рыночной экономики являются лишь кодовыми словами, обозначающими ненасытный характер криминального мира. США должны рассматривать это восприятие посредством увеличения своей общественной дипломатии при обсуждении конкретных случаев, связанных с деятельностью РОП.
Американское правительство должно поддерживать не только высокопоставленных реформаторов, но также и реформаторов вне правительства. США должны сохранять спокойствие перед лицом официальной враждебности, высказываемой в адрес лидеров, занимающихся правами человека, подобных Сергею Ковалеву из Фонда имени Сахарова, или перед лицом сфабрикованных обвинений против защитника окружающей среды капитана Никитина. •



ОГЛАВЛЕНИЕ