<< Предыдущая

стр. 2
(из 2 стр.)

ОГЛАВЛЕНИЕ

37
-
15
Декрим.
Хищен.. ношение оруж.
65 168
219
-
-
-
Мрест., связ. с оруж.
121
110
-
779
875
Преет.. связ. с наркот.
20 53
139
216
280
768
Знак "-" означает отсутствие сведении.
Преступления, которые ей были совершены в прошлом, обычно так и остаются латентными. А значит и реальное число преступлений, совершенных организованными группами, не отражается в статистике, несмотря на привлечение их к уголовной ответственности за какие-то известные деяния. Тенденцию общего числа выявленных групп прежде всего следует рассматривать как динамику активности органов по борьбе с организованной преступностью. Но и здесь могут быть подводные камни.
В отсутствии законодательного определения организованной преступности и при традиционном стремлении советских и российских правоохранительных органов преувеличивать свои достижения (а впрочем этой болезнью страдают правоохранительные органыыи других стран), нельзя исключить того. что в графу "совершено организованной преступной группой" могли включаться обычные групповые деяния. А если учесть, что до 80 и более процентов преступлений, учтенных за организованными преступными группами, составляют кражи, грабежи, разбои, вымогательства и другие общеуголовные деяния (см. табл. 2), то напрашивается вывод: наиболее опасная законспирированная экономическая организованная преступность, причиняющая огромный вред обществу и государству. практически не выявляется, а значит, и статистика об организованной преступности является сдвинутой к ее примитивно уголовным формам.
Как бы критически ни оценивать имеющиеся данные, они показательны. Остается бесспорным интенсивный рост организованной преступности и ее криминальной активности в России. Даже на фоне усиленного роста всей преступности в стране, разрастание организованной преступности представляется беспрецедентным.
Как видно из графиков, практически нет ни одного криминологически значимого показателя, абсолютное значение которого не увеличилось бы за последние пять лет в несколько раз: общее число групп возросло почти в 17 раз, численность групп от 4 до К) человек и выше - более чем в 10 раз, длительность преступной деятельности oi 1 до 5 лет- в 20 раз, наличие межрегиональных связей - и 32 раза. коррумпированных
105
"' T ° ^2 Раза. Меньше всех увеличилось число преступлений, совершенных организованными преступниками (в 6 раз), но это вполне объяснимо их растущим умением не ос-1 тавлять следов своей преступной деятельности. Основной рост обозначился с 1992 г., когда старые государственные устои в политических целях разрушались, а новые не создавались.
1 4. Качественная характеристика
-:1?" /˜""^ Опираясь на приведенную статистику, а также на оперативную и журналистскую
f информацию, можно сказать, что опасность организованной преступности в России ^ усилилась повсеместно. Ныне преступные сообщества действуют практически во всех ^ субъектах федерации. Более половины из них имеют общеуголовную направленность. 1 Продолжается процесс их консолидации и расширения сфер влияния. В ее крими-\ нальные отношения в настоящее время вовлечены 40% предпринимателей и 66% всех коммерческих структур. Мафией установлен контроль над 35 тыс. хозяйствующих субъектов, среди которых 400 банков, 47 бирж, 1,5 тыс. предприятий государственного сектора'". Поборами мафии обложено 70-80% приватизированных предприятий и коммерческих банков. Размер дани составляет 10-20% от оборота, а нередко превышает половину балансовой прибыли предприятия. Экономические структуры, скрывающие свои доходы от налогообложения и допускающие другие противоправные действия, особо подконтрольны ей^.
\J Продолжается.сращивание группировок, действующих в сфере теневой экономики, ^ с преступными структурами традиционной уголовной направленности, тон в которых j задают несколько тысяч авторитетов преступного мира и около 260 так называемых j "воров в законе". На территории СССР их насчитывалось до 710 человек^. Именно ^ они формируют криминальную идеологию в среде преступных сообществ. Ядро будущих особенно общеуголовных группировок зачастую зарождается в местах лишения свободы, где производится вербовка новых членов, подбор исполнителей для готовящихся преступных акций. Вербовка^боевиков облегчается тем, что после освобождения их из мест лишения свободы, они оказываются неприкаянными и кроме мафии никому не нужными. К 1993 г. в местах лишения свободы сформировалось около 2,5 тыс. группировок такой направленности.
Процесс становления организованной преступности достиг такого качественного и количественного уровня, при котором группировки вынуждены отстаивать свои интересы перед конкурентами. Ожесточенная борьба между преступными кланами, вплоть до вооруженных столкновений и физического уничтожения соперников, приводит к появлению мощных криминальных синдикатов. Действующие в стране группировки объединились в 150 ассоциаций и фактически поделили страну на сферы влияния^. Упрощенно-примитивные преступления типа рэкета в их деятельности уступают место навязанной охране, крупномасштабным акциям, глубокому проникновению через коррумпированные связи в экономику, попыткам оказывать прямое влияние на политику государства в этой сфере.
- Выраженный организованный межрегиональный и транснациональный характер носит преступность в области добычи и переработки драгоценных металлов и камней, в разграблении культурных ценностей, в наркобизнесе. Ныне российская наркомафия успешно может конкурировать с международными картелями поставщиков наркотических веществ не только внутри страны, но и за рубежом. В связи с отсутствием у нас уголовной ответственности за отмывание "грязных" денег, процесс легализации
'" См.: Оперативная обстановка в стране и меры по усилению борьбы с преступностью. М„ 1993, с. 3; Состояние правопорядка в России и результаты работы органов внутренних дел в 1993 году. М., 1994, с. II; Известия, 1994, 21 окт.; Аргументы и факты, 1994, № 48, с. 10. ^ См.: Известия, 1994, 26 янв.
^ См.: Белых В., Разинкин В. "Крестные отцы" и инопланетяне. - Известия, 1995. 27 янв. " См.: Известия, 1994, 21 окт.
106
преступно нажитых средств имеет не только внутренние источники, но и зарубежные, в том числе и от наркобизнеса, "своего" и "чужого".
Особенностью организованной преступности в России является ее коррумпи-рованность, охватившая практически все государственные структуры. На территории России было выявлено в 1989 г. - 6 в 1994 г. - 1034 преступные группировки, имеющих коррумпированные связи в органах власти и управления. Рост почти в 180 раз. Ежегодно значительная часть установленных взяточников, уличается в тесных связях с организованными преступниками. При расследовании 110 уголовных дел о хищениях более 100 млрд. руб. путем фальшивых авизо установлено, что в большинстве случаев это было связано с продажностью работников банков.
Организованные группы нелегально вывозят из страны топливно-энергетические ресурсы, сырье, готовую продукцию. Под особым вниманием мафии находится приватизация. По расчетам Аналитического центра РАН, 35% капитала и 80% "голосующих" акций перешло в руки криминальных организаций^. Большой интерес проявляют организованные преступники к коррумпированию правоохранительных органов. Ежегодно растет число уголовных дел по обвинению работников милиции в сотрудничестве с преступными группировками. В этом изобличаются даже перспективные начальники управлений по борьбе с организованной преступностью^.
В начале 1994 г. в средствах массовой информации была распространена «записка Аналитического центра по социально-экономической политике при администрации Президента РФ "Организованная преступность и перспективы прихода к власти в России национал-социалистов", в которой не бездоказательно утверждалось, что рост организованной преступности, сросшейся с органами МВД и местной исполнительной властью, ставит под угрозу политическое и экономическое развитие в России^. В общественное сознание внедряется идея, что мафия выполняет позитивную функцию в российском обществе, так как она является механизмом регуляции взаимоотношений в преступном мире.
Краткая криминологическая характеристика организованной преступности в России при всей неполноте собранных данных приводит нас к такому выводу: организованная преступность не является вымыслом правоохранительных органов. Она интенсивно растет, умело мимикрирует в слабо охраняемые законом^общественные отношения, видоизменяется, активно приспосабливается к неустоявшимся социально-экономическим и политическим условиям, захватывает наиболее прибыльные сферы криминальной деятельности, проникая в легальный бизнес, во властные структуры и политику, распространяет свою деятельность на различные регионы России, другие страны СНГ, Балтии, Восточной и Западной Европы, Северной и Южной Америки, объединяется с иными транснациональными преступными организациями.
5. Транснациональные угрозы
Российская транснациональная, организованная преступность не имеет специфического названия, как в США, Италии, Японии. Она еще относительно молода, но уже хорошо известна в мире. "Слава" к ней пришла не только из-за ее реальной преступной деятельности, но и благодаря множеству громких публикаций о ней в Европе и Америке. Стало очень модным пугать запад российской (русской) мафией. К сожалению, многие зарубежные исследования этого феномена^ базируются не на
" См.: Шабалин В., Роджерс Р. Организованная преступность. Вып. 9. Нососибирск, 1990, с. 1. ^ См.: Казаков М. Мафия против мафии. - Росс. газ., 1995, 26 июля; Война на два фронта. Милиции приходится бороться с преступниками и предателями. Интервью министра внутренних дел. - Росс. газ,, 1995,10 нояб.
^ См.: Российская мафия собирает досье на крупных чиновников и политиков. - Известия, 1994, 26 янв. ^ См., например: Johnson С. Russian Organized Crime, in Phil Williams, Carl Florenz, John Deal and Joseph Furloni (eds). Drug Trafficking and National Security (Boulder, Co: Westview Press, 1995): Serio Joseph, Organized Crime in the former Soviet Union: only the name is new, Criminal Justice International (July-August, 1993); Handelman S. The Russian Mafia. - Foreign Affairs (March-April 1994) и др.
107
российских научных и статистических материалах, а на газетных статьях западных авторов, на отдельных и иногда ложныы фактах, как это было в "Тайме" от 18 ноября 1993 г., где сообщалось о массовой (исчисляемой тысячами) преступной торговле человеческими органами в России, что было воспроизведено в некоторых справочных документах ООН, подготовленных к Всемирной конференции об организованной преступности (Неаполь, 1994) и к Девятому Конгрессу ООН (Каир, 1995)" . К сожалению, это не вызвало протеста у российских делегаций, возглавляемых в первом случае бывшим в то время министром внутренних дел В. Ериным, а во втором - тоже уже бывшим его первым заместителем Е. Абрамовым,
Объективная оценка опасности российской транснациональной организованной преступности показывает, что наибольшую угрозу она представляет не столько западным странам, сколько своему родному отечеству. Более того, Россия оказалась недостаточно подготовленной для борьбы с организованной преступностью других стран. В одном из подготовительных документов к Всемирной конференции по организованной преступности не безосновательно отмечалось: "Преступные группы стремятся проникнуть в экономику стран, находящихся на переходном этапе не только вследствие ее потенциала, но и из-за того, что это сопряжено с меньшим риском для них"^.
Россия открыла уникальные возможности для транснациональной организованной преступности. Они укладываются в несколько "нет" и несколько "есть".
В России нет: необходимых законов о борьбе с организованной преступностью вообще, а транснациональной, в особенности; законов, преследующих за отмывание "грязных" денег; надежно работающей правоохранительной системы; жесткого валютного, финансового, банковского, налогового и иного экономического контроля; хорошо обустроенных границ и четко налаженной таможенной и миграционных служб; государственного, осознания опасности "своей" и "чужой" транснациональной организованной преступности; политической воли для борьбы с ней.
В России есть: огромные природные и иные ресурсы; не поделенная государственная собственность; высокие технологии вооружений и средств массового уничтожения, включая химические и ядерные материалы; незаполненный рынок для незаконных товаров и услуг; беспрецедентная продажность должностных лиц и других государственных чиновников, в том числе и в системе уголовной юстиции; нищенское положение значительной ччсти населения; масса выброшенныы государством людей, в том числе и высококлассных специалистов, жаждущих выжить любым путем; боязнь властей, некоторых политиччских и общественных деятелей прослыть "авторитарными" и установить жесткий социально-правовой контроль над криминальной экономической деятельностью. В международных документах Всемирной конференции по организованной преступности справедливо подчеркивалось, что "в странах, в которых ранее существовали тоталитарные системы, отмечается большое нежелание принимать какие-либо меры, которые... связаны с новым введением контроля над обществом"^.
Все сказанное давно оценили американская и итальянская мафии, колумбийские картели, японская якудза. китайские тирады, азербайджанские, армянские, грузинские, прибалтийские, турецкие, вьетнамские, корейские преступные организации, а также многие западные коммерческие фирмы, не блещущие хорошей репутацией, которые "бросились ловить рыбу в мутной экономической и законодательной воде" России.
^ Проблемы и опасности, которые создает органичовапная транснациональная преступность в различных регионах мира. Справочнын документ. Всемирная конференция на уровне министров по организованной преступности. Неаполь. 21-23 ноября 1994 г. - Е/СО. 88/2. 18 1994, р. 26; Рабочий документ, подготовленный Секретариатом. Девятый Конгресс ООН по предупреждению преступности и обращению с правонарушителями. Каир, 29 апреля - 8 мая 1995 г. - A/CONF. 169/5 30 March 1995, p. 13. ^ Б/CONF. 88/1. 29 September, 1994. p. 5.
^ Проблемы и опасности, которые создает организованная преступность в различных регионах мира..., р. 35. 108
Как бы трудно ни проходило осознание национальных и транснациональных угроз научной общественностью, политическими партиями и законодателями, как бы ни сталкивались интересы различных социальных слоев и групп в этом кардинальном для нашего времени вопросе, неотложность его решения становится до предела очевидной. (БЬе, кто не на словах, а на деле заинтересован в продолжении развития цивилизованной рыночной экономики и укрепления российской государственности, должны объединить свои усилия в установлении надежного контроля над мафией. Суть его триедина: 1) криминализация организованной общественно опасной деятельности, 2) перекрытие каналов легализации преступных доходов, 3) законообуслов-ленный подрыв экономического могущества преступных сообществ.
Конкретные нормы для решения этих задач есть в международных документах, законодательных актах демократических стран, в давно подготовленных российских законопроектах, прошедших международную экспертизу. Для этого нужна лишь
политическая воля пс^йт^ческих сил.

<< Предыдущая

стр. 2
(из 2 стр.)

ОГЛАВЛЕНИЕ