<< Предыдущая

стр. 11
(из 21 стр.)

ОГЛАВЛЕНИЕ

Следующая >>

по какому-либо требованию, по которому лица, участ
вующие в деле, представляли доказательства и давали объясне
ния, не было принято решение суда (например, по иску о вос
становлении на работе незаконно уволенного работника и взы
скании оплаты за время вынужденного прогула суд взыскал
определенную денежную сумму в пользу истца, не указав, вос
станавливается ли он на работе. В такой ситуации условия для
разрешения обоих требований имелись, но ответа на одно из
них суд не дал);
суд, разрешив вопрос о праве, не указал размер присуж
денной суммы, имущество, подлежащее передаче, или дейст
вия, которые обязан совершить ответчик (например, по иску
о разделе совместно нажитого супружеского имущества суд
разделил его между супругами в равных долях, не указав в ре
шении, какое имущество присуждается истице, а какое — от
ветчику);
— судом не разрешен вопрос о судебных расходах.
Законом предусмотрен десятидневный срок для постановки
вопроса о вынесении дополнительного решения, т. е. до вступления решения в законную силу.
Дополнительное решение принимается по общим правилам принятия судебных решений и может быть обжаловано как вместе с основным решением, так и отдельно от него.
Если срок для подачи заявления о вынесении дополнительного решения пропущен по уважительным причинам, он может быть восстановлен по правилам ст. 112 ГПК.
Индексация взысканных судом денежных средств. По заявлению взыскателя или должника суд, рассмотревший дело, может произвести соответствующую индексацию взысканных судом денежных сумм на момент исполнения решения суда (ст. 208 ГПК).
183
Указанное заявление рассматривается в судебном заседании. Лица, участвующие в деле, извещаются надлежащим образом о времени и месте судебного заседания. Неявка в суд указанных лиц не является препятствием для разрешения вопроса об индексации судом денежных сумм.
На определение суда об индексации взысканных денежных сумм может быть подана частная жалоба.
Каким образом судебное решение вступает в законную силу?
Вступление решения суда в законную силу необходимо понимать как особое качество принятого по делу судебного решения, которое заключается в том, что решение становится обязательным как для участвующих в деле лиц, так и для самого суда, принявшего решение, а также для всех граждан и организаций, несмотря на то, что они в рассмотрении дела не принимали участие.
Это качество судебного решения вытекает из специфики судебного решения как акта правосудия.
Момент вступления решения в законную силу определен гражданским процессуальным законодательством (ст. 209 ГПК). Решение вступает в законную силу по истечении срока на апелляционное или кассационное обжалование (десяти дней), если они не были обжалованы. Если на решение была подана апелляционная (кассационная) жалоба или внесено апелляционное (кассационное) представление, оно вступает в законную силу с вынесением судом второй инстанции определения об оставлении жалобы (представления) без удовлетворения.
Решения, вынесенные судами по делам об оспаривании решений и действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, избирательных комиссий, комиссий референдума и должностных лиц, нарушающих избирательные права граждан, вступают в законную силу немедленно после их провозглашения, за исключением решений, вынесенных судами по делам об оспаривании результатов выборов или результатов референдумов.
В случае подачи апелляционной жалобы решение мирового судьи вступает в законную силу после рассмотрения районным судом этой жалобы, если обжалуемое решение не отменено. Если районный суд своим решением отменяет или изменяет
184
решение мирового судьи и выносит новое решение, оно вступает в законную силу немедленно (ч. 1 ст. 209 ГПК).
В случае подачи кассационной жалобы решение, если оно не отменено, вступает в законную силу после рассмотрения дела судом кассационной инстанции.
После вступления в законную силу решения суда стороны, другие лица, участвующие в деле, их правопреемники не могут вновь заявлять в суде те же исковые требования, на том же основании, а также оспаривать в другом гражданском процессе установленные судом факты и правоотношения.
Если после вступления в законную силу решения, которым с ответчика присуждены периодические платежи, изменяются обстоятельства, влияющие на определение размера платежей или на их продолжительность, каждая сторона вправе путем предъявления нового иска требовать изменения размера и сроков платежей.
Вступление решения в законную силу влечет определенные правовые последствия, которые заключаются в том, что решение приобретает ряд новых свойств.
Так, основным свойством законной силы судебного решения является его обязательность, т. е. вступившее в законную силу решение суда обязательно для всех государственных органов и организаций, общественных организаций, должностных лиц и граждан.
Для сторон и других лиц, участвующих в деле, свойство обязательности судебного решения означает, что они должны подчиниться судебному решению, вступившему в законную силу. Обязательность вступившего в законную силу решения для граждан, должностных лиц и организаций, которые не участвовали в деле, вытекает из авторитета суда как органа государства, осуществляющего правосудие.
Например, если гражданин признан судебным решением собственником земельного участка, никто не имеет права посягать на его собственность. Но вступившее в законную силу судебное решение обязательно для не участвующих в деле лиц лишь в границах спорного правоотношения, так как заинтересованные лица вправе обратиться в суд за защитой прав и законных интересов, спор о которых этим решением разрешен не был.
Кроме того, вступившее в законную силу решение обязательно и для самого суда, поскольку уже с момента оглашения решения суд может вносить в него только предусмотренные законом исправления, не меняющие содержание решения (ст. 200-202 ГПК).
185
Неопровержимость как свойство вступившего в законную силу судебного решения означает невозможность дальнейшего обжалования решения в апелляционном или кассационном порядке и, следовательно, невозможность его отмены или изменения в этом порядке.
Однако в случае восстановления пропущенного по уважительной причине срока на обжалование и принесения жалобы (представления) решение, хотя оно и вступило в законную силу, может быть пересмотрено судом второй инстанции.
Последствием вступления решения в законную силу является приобретение им также свойства исключительности, которое выражается в том, что такое решение исключает возможность вторичного рассмотрения и разрешения дела, в отношении которого было принято данное решение.
В ст. 209 ГПК прямо предусмотрено, что по вступлении решения в законную силу стороны и другие участвующие в деле лица, а также их правопреемники не могут вновь заявлять те же исковые требования, на том же основании, а также оспаривать в другом гражданском процессе установленные судом факты и правоотношения.
Особое значение для обеспечения стабильности гражданских (в широком смысле) правоотношений имеет свойство пре-юдициальности (предрешенности) вступившего в законную силу решения. Преюдициальность решения понимается как недопустимость для лиц, участвовавших в деле, и их правопреемников оспаривания, а для суда — исследования в другом процессе фактов и правоотношений, установленных вступившим в законную силу решением суда.
Свойство преюдициальности обусловлено общим правилом об обязательности вступившего в законную силу решения для всех граждан, должностных лиц и организаций, а также юрис-дикционных органов.
При этом необходимо отметить, что в силу свойства преюдициальности факты, установленные вступившим в законную силу решением суда по одному гражданскому делу, не могут оспариваться и не доказываются вновь при разбирательстве других гражданских дел, в которых участвуют те же лица, а также при разбирательстве дел арбитражным судом по вопросам об обстоятельствах, имеющих отношение к участвующим в деле лицам.
Вступившее в законную силу решение суда имеет преюдициальное значение и для суда, рассматривающего уголовное дело, однако Преюдициальность решения суда по гражданско-
186
му делу касается только вопроса о том, имело ли место событие или действие, но не вопроса виновности подсудимого.
Вступившее в законную силу судебное решение имеет преюдициальное значение также и для административных органов, органов местного самоуправления и др.
Вступившее в законную силу судебное решение подлежит исполнению и при неисполнении в добровольном порядке исполняется принудительно (ст. 210 ГПК). Данное правило и обязательность решения лежат в основе свойства исполнимости.
Указанное свойство приобретается лишь решениями об удовлетворении исков о присуждении.
Решения об отказе в удовлетворении иска и по искам о признании не могут исполняться принудительно. Кроме того, исполнимость как свойство законной силы не действует в случаях немедленного исполнения решения (ст. 210 ГПК).
В некоторых указанных законом случаях допускается возможность принудительного исполнения до вступления решения в законную силу.
В ГПК предусмотрены два вида немедленного исполнения: обязательное (в силу закона) и факультативное (по усмотрению суда). В ст. 211 ГПК перечислены основания для обязательного немедленного исполнения.
Факультативное немедленное исполнение может быть допущено по основаниям, указанным в ст. 212 ГПК.
В случаях обязательного немедленного исполнения в решении указывается, что оно подлежит немедленному исполнению. При факультативном немедленном исполнении вопрос о допуске немедленного исполнения должен быть обсужден и обоснован судом.
Суд может по просьбе истца обратить к немедленному исполнению решение, если вследствие особых обстоятельств замедление его исполнения может привести к значительному ущербу для взыскателя или исполнение может оказаться невозможным (ч. 1 ст. 212 ГПК).
При допущении немедленного исполнения решения суд может потребовать от истца обеспечения поворота его исполнения на случай отмены решения суда. Обоснование немедленного исполнения отражается в мотивировочной части определения, которое может быть обжаловано в частном порядке (ч. 3 ст. 212 ГПК).
Кроме того, вопрос о немедленном исполнении решения суда может быть также рассмотрен одновременно с принятием решения суда.
187
Каковы пределы действия законной силы судебного решения?
Пределы действия законной силы судебного решения рассматриваются в следующих двух аспектах: объективные пределы и субъективные пределы.
Объективные пределы действия законной силы судебного решения определяются рамками предмета судебного разбирательства, т. е. спорным правоотношением, хотя бы иск и подвергался изменению, или спорными фактами (в особом производстве).
Субъективные пределы законной силы судебного решения определяются тем, что судебное решение действует только в отношении лиц, участвовавших в деле, и их правопреемников.
Каково содержание судебного определения?
Определения в гражданском процессе представляют собой постановления, которые принимает суд первой инстанции (коллегиально или единолично) по всем вопросам, возникающим в связи с разбирательством гражданского дела.
Определения могут быть вынесены на любой стадии разбирательства дела в суде первой инстанции (например, определение о возбуждении производства по делу, назначении дела к судебному разбирательству, об отводе судьи, о назначении экспертизы, допуске в процесс третьего лица, заявляющего самостоятельные требования, и проч.).
Свойства определения:
определение как акт правосудия обладает обязательно
стью для лиц, в отношении которых оно вынесено, и для суда
(судьи) его постановившего;
в отличие от судебного решения оно не обладает таким
свойством, как неизменяемость;
свойство исключительности присуще в полной мере
лишь определениям об отказе в признании заявления и о пре
кращении производства по делу;
определения не обладают свойством преюдициальное™;
в случае, когда содержащееся в определении предписа
ние нуждается в принудительной реализации, законодатель на
деляет его свойством исполнимости.
Разнообразие определений позволяет классифицировать их по разным критериям. Так, классифицируя определения по составу суда, следует выделить единоличные и коллегиальные определения.
188
В связи с тем что гражданским процессуальным законодательством предусмотрена возможность рассмотрения и разрешения гражданских дел как в коллегиальном составе судей, так и единолично судьей, единоличные определения могут быть вынесены судом первой инстанции вплоть до вступления решения в законную силу.
Классификация по способу изготовления и оформления предполагает деление определений на два вида: определения в форме отдельного процессуального документа и определения, заносимые в протокол судебного заседания (протокольные).
Как отдельный процессуальный документ определение должно содержать реквизиты, указанные в ст. 225 ГПК. Так же как и судебное решение, определение состоит из вводной, описательной, мотивировочной и резолютивной частей.
Во вводной части указываются следующие данные: дата и место вынесения, наименование суда, состав суда и секретарь судебного заседания, лица, участвующие в деле, предмет спора или заявленное требование, вопрос, о котором выносится определение.
В описательной части излагаются сущность разрешаемого вопроса, мнение и доводы участвующих в деле лиц. В мотивировочной части приводятся мотивы суда, обосновывающие решение судом рассматриваемого вопроса, и ссылка на закон, на основании которого вопрос решен судом.
В резолютивной части указываются, к какому решению по рассматриваемому вопросу пришел суд, а также срок и порядок обжалования, если обжалование определения допускается.
При разрешении несложных вопросов определение может быть вынесено судом или судьей после обсуждения на месте без удаления в совещательную комнату (устно). В таком случае в протоколе судебного заседания указываются вопрос, по которому выносится определение, мотивы, по которым суд пришел к своим выводам, дается ссылка на закон, а также постановление суда.
Такие определения еще называют устными, хотя этот термин не совсем верно отражает характер таких определений, поскольку они закрепляются письменно. Правильнее было бы назвать такие определения протокольными.
Вопрос о том, какие определения в какой форме выносятся, решается судом в зависимости от сложности разрешаемого вопроса и от особенности стадии гражданского процесса, в которой оно выносится.
189
Кроме того, классифицировать определения суда первой инстанции можно и по содержанию: на подготовительные, пре-секательные, заключительные и частные определения.
Так, подготовительные представляют собой такие определения, которыми разрешаются возникающие в течение всего разбирательства частные процессуальные вопросы, имеющие целью подготовить нормальное развитие процесса и обеспечить вынесение законного и обоснованного судебного решения.
Подготовительными определениями могут быть: о подготовке дела к судебному разбирательству; о привлечении в процесс новых лиц, участвующих в деле; о производстве осмотра на месте и проч. Такие определения могут быть приняты до окончания разбирательства дела.
В отличие от подготовительных пресекательные определения характеризуются тем, что они преграждают путь к возникновению производства и дальнейшему развитию судебного процесса по делу. Пресекательным является, например, определение об отказе в принятии либо возвращении искового заявления (ст. 134, 135 ГПК). Выносятся такие определения единолично судьей.
Определения, которые завершают производство в суде первой инстанции, называются заключительными. Основанием для вынесения заключительных определений может быть волеизъявление сторон (отказ от иска, мировое соглашение). Например, при отказе истца от иска производство по делу подлежит прекращению.
К определениям этого вида следует отнести определение об оставлении иска (заявления) без рассмотрения. При прекращении производства по делу и оставлении иска (заявления) без рассмотрения производство завершается без вынесения решения. К заключительным следует отнести и другие определения, которыми завершается производство в суде первой инстанции (например, определение о прекращении производства из-за неподведомственности дела суду общей юрисдикции).
Частные определения не разрешают процессуальных вопросов, а носят лишь сигнализационный характер. Если в процессе разбирательства суд установит нарушения законности в деятельности организаций и их руководителей, нарушения правил общежития гражданами, он должен вынести частное определение и направить копию соответствующему должностному лицу или организации для принятия мер по устранению обнаруженных недостатков. В течение месяца со дня получения копии частного определения адресат должен сообщить суду о принятых мерах.
190
Согласно ст. 17.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях оставление должностным лицом без рассмотрения частного определения суда либо непринятие мер по устранению указанных в определении нарушений закона влечет наложение административного штрафа в размере от пяти до десяти минимальных размеров оплаты труда. Дело о таком административном правонарушении рассматривается судьей на основании протокола, составленного судебным приставом (ст. 23.1, 28.3 КоАП).
В случае несообщения о принятых мерах виновные должностные лица могут быть подвергнуты штрафу в размере до десяти минимальных размеров оплаты труда. Данный вид штрафа является мерой не административной, а процессуальной ответственности, и налагается он по правилам ст. 105 ГПК.
Если при рассмотрении гражданского дела либо жалобы на неправомерные действия должностных лиц, ущемляющих права граждан, суд обнаружит в действиях стороны, других участников процесса, должностного или иного лица признаки преступления, он сообщает об этом прокурору (ч. 3 ст. 226 ГПК).
Частные определения не обжалуются.
Как вступает определение суда в законную силу?
Законная сила определений суда первой инстанции имеет некоторые особенности.
Так, отдельно от решения в законную силу вступают определения, которые преграждают движение дела, и определения, указанные в законе как объекты частного обжалования. Остальные определения вступают в законную силу вместе с решением.
Также немедленно вступают в законную силу определения суда об удовлетворении заявлений о пересмотре решения, определения и постановления по вновь открывшимся обстоятельствам.
Однако последствия вступления определения в законную силу отличаются от последствий вступления в законную силу решения.
Например, определения о подготовке не обладают свойством исключительности, в то время как констатирующие определения обладают этим свойством. Кроме того, большинство определений суда первой инстанции обладают свойством обязательности, а те определения, которые обжалуются отдельно от решения, дополнительно обладают еще и свойством неопровержимости.
191
Определения суда первой инстанции также не обладают свойством преюдициальное™, поскольку содержащиеся в определении выводы не являются окончательными, и суд вправе их корректировать в гражданском процессе, не отменяя их.
Вступая в законную силу, определения суда первой инстан-.ции приобретают свойство исполнимости, однако в ряде случаев исполняются немедленно (например, определения об обеспечении иска, о рассмотрении дела в закрытом судебном заседании).
В ГПК установлен срок обязательной высылки лицам, участвующим в деле, но не явившимся в судебное заседание, копий определения суда о приостановлении или прекращении производства по делу, оставлении заявления без рассмотрения, который составляет три дня со дня вынесения соответствующих определений (ст. 227 ГПК).
ГЛАВА 13. ЗАОЧНОЕ ПРОИЗВОДСТВО
Является ли заочное производство необходимостью в разрешении споров?
Судебная практика свидетельствует о том, что ответчики не всегда стремятся участвовать в состязательном гражданском судопроизводстве. Сложившееся положение обусловлено рядом причин, в том числе и осознанием ответчиками законности и доказанности предъявляемых к ним исковых требований, неумением защититься от предъявленного иска, незнанием процессуальных правил судопроизводства, нежеланием прибегать к дорогостоящей помощи адвокатов и т. п.
Поэтому в результате подобной неявки ответчиков суды вынуждены откладывать разбирательство дела (и нередко многократно) со всеми вытекающими отсюда отрицательными последствиями (нарушение сроков рассмотрения дел, увеличение судебных расходов и др.).
Законодатель в результате принятия Федерального закона от 30 ноября 1995 года «О внесении изменений и дополнений в Гражданский процессуальный кодекс РСФСР» возродил в российском гражданском процессе заочное производство, позволяющее суду рассматривать иски в упрощенном порядке и без ответчика.
Данное упрощение порядка гражданского судопроизводства непосредственно связано с отсутствием ответчика, который не выступает в судебном заседании, не заявляет ходатайства, не оспаривает утверждений истца и т. п. Вместе с тем неявка истца в суд такие процессуальные последствия не вызывает.
Таким образом, заочное производство представляет собой установленный порядок судебного производства в отсутствие ответчика.
То есть заочное производство возможно, если ответчик не сообщил об уважительных причинах неявки и не просил о рассмотрении дела в его отсутствие (ч. 1 ст. 233 ГПК). Заочное производство представляет собой исключение из общих правил состязательного гражданского судопроизводства. Заочным может быть только рассмотрение и разрешение исков. Особое производство и производство по делам, возникающим из публичных правоотношений, не регламентированы как заочные.
193
Каковы условия ведения заочного производства?
При разбирательстве гражданского дела по правилам заочного производства закон предусматривает четыре обязательных условия:
ответчик должен быть надлежащим образом извещен
о времени и месте судебного заседания;
ответчик в суд не явился без уважительных причин и не
просил о рассмотрении дела в его отсутствие;
истец согласен на рассмотрение и разрешение дела
в порядке заочного производства в отсутствие ответчика;
истцом не изменен предмет или основание иска, не
увеличен размер исковых требований.
При несоблюдении любого из указанных условий заочное производство неправомерно.
В соответствии с ч. 2 ст. 233 ГПК вынесение заочного решения допускается и тогда, когда в процессе участвуют несколько ответчиков и все ответчики не явились в судебное заседание по неуважительным причинам.
В гражданском процессе для заочного производства характерно своеобразное проявление принципа диспозитивности: с одной стороны, у истца как бы шире диспозитивные полномочия, а с другой — он ограничен в правах на гражданско-правовую защиту, лишен возможности распоряжаться исковыми средствами защиты права.
Каков порядок проведения судебного заседания при заочном производстве?
Учитывая, что вопрос о заочном производстве может решаться только в случае неявки ответчика, этот вопрос обсуждается на этапе в судебном заседании сразу же, когда суд выслушал секретаря судебного заседания о явке вызванных по делу лиц.
Установив неявку ответчика по делу и выяснив мотивы такой неявки, суд в начале судебного заседания разъясняет явившемуся истцу его право на разбирательство дела в исковом производстве или в порядке заочного производства, т. е. истцу предоставляется право выбирать порядок разбирательства его искового требования.
При согласии истца суд выносит определение о заочном разбирательстве данного иска (ч. 1 ст. 233 ГПК). Если истец не согласен на рассмотрение дела в порядке заочного производства, то суд обязан отложить рассмотрение дела и напра-
194
вить ответчику извещение о времени и месте нового судебного заседания.
Истец в заочном производстве не вправе изменять предмет и основание иска и увеличивать размер исковых требований. В противном случае суд обязан отложить разбирательство дела и вновь вызвать в судебное заседание ответчика, так как изменение элементов или цены иска допустимо в суде лишь в присутствии ответчика.
В заочном производстве судебное заседание строится так же, как и в состязательном судопроизводстве, за исключением перечисленных особенностей (ст. 234 ГПК). Суд в исследовании обстоятельств дела ограничен доказательствами, имеющимися в деле, поскольку он хотя и учитывает доводы и ходатайства обеих сторон, однако в основном это будут материалы истца. Доказательственные материалы ответчика в деле существуют в виде документов или вещей.
Поэтому в целом такой порядок не вполне обеспечивает объективное и всестороннее выяснение действительных обстоятельств дела, спорных правоотношений сторон. Вместе с тем он целесообразен и необходим, поскольку дисциплинирует ответчика, повышает его ответственность за собственное поведение и способствует своевременному разрешению гражданских дел.
Проведенное судебное заседание заканчивается вынесением решения, которое закон называет заочным.
В чем своеобразие заочного решения?
В гражданском процессе заочное решение представляет собой разновидность постановлений, выносимых судом первой инстанции, и имеет такую же структуру, как и решения, выносимые в состязательном судопроизводстве. В соответствии со ст. 198 ГПК его содержание подразделено на вводную, описательную, мотивировочную и резолютивную части.
В связи с этим своеобразие данного акта правосудия отражено уже в его наименовании: заочное решение.
В описательной части суд обязательно отмечает, что дело рассмотрено без ответчика и соблюдены указанные ранее четыре условия правомерности заочного производства.
В мотивировочной части решения суд излагает суть разбираемого спора о праве со слов истца и анализирует в основном доказательства, соображения и доводы истца. В тех случаях, когда неявившийся ответчик представил письменные или вещественные доказательства либо письменное объяснение, они обязательно учитываются судом.
195
В резолютивной части решения суд излагает не только, как он разрешил заявленные требования, как распределил судебные расходы, но и указывает срок и порядок подачи заявления об отмене этого решения суда (ст. 234 ГПК).
Вместе с тем в ст. 237 ГПК установлена возможность обжалования заочного решения, в соответствии с которой ответчик вправе подать в суд, принявший заочное решение, заявление об отмене этого решения суда в течение семи дней со дня вручения ему копии этого решения.
Кроме того, заочное решение суда может быть обжаловано сторонами также в кассационном порядке, а заочное решение мирового судьи — в апелляционном порядке в течение десяти дней по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения суда, а в случае, если такое заявление подано, то в течение десяти дней со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления.
Таким образом, закон определил два срока и порядка обжалования заочного решения:
один — кассационный (апелляционный), общий как для
истца, так и для ответчика;
другой — специальный, только для ответчика.
Таким образом, диспозитивные полномочия у ответчика в этой части шире, нежели у истца. Для того чтобы ответчик мог ознакомиться с актом правосудия и обжаловать его, на суд возложена обязанность в трехдневный срок выслать ответчику копию заочного решения с уведомлением о вручении.
Является ли защита прав и законных интересов ответчика в заочном производстве формальной?
Сущность заочного производства в гражданском процессе состоит в рассмотрении и разрешении исковых требований в отсутствие ответчика, которая заключается в своеобразной гражданской процессуальной санкции по отношению к недисциплинированному должнику.
Поэтому в любом случае возможность заочного разбирательства дела должна побудить ответчика явиться по вызову в суд и активно отстаивать свои права и законные интересы в состязательном судопроизводстве.
Вместе с тем было бы ошибкой полагать, что защита прав и законных интересов ответчика в заочном производстве юридически не обеспечена.
Как в состязательном, так и в заочном производстве суд призван защищать нарушенные или оспариваемые права граж-
196
дан и организаций независимо от того, выступают они в гражданском процессе истцами, ответчиками или третьими лицами.
Для достижения этой цели суд обязан устанавливать действительные обстоятельства дела, выяснять, кто из спорящих сторон прав, а кто виноват, и в соответствии с доказанными фактами и нормами права принимать законное и обоснованное решение. Поэтому, несмотря на то что в судебной практике абсолютное большинство исков судами удовлетворяются, в принципе не исключена возможность, что суд откажет истцу в удовлетворении заявленных требований и тем самым защитит права и законные интересы ответчика.
В гражданском процессуальном кодексе также предусмотрен ряд специальных процессуальных средств обеспечения законных интересов ответчика в заочном производстве. В частности, к ним можно отнести то, что суд извещает ответчика о заявленном истцом правопритязании, когда высылает ему копию искового заявления.
Также суд извещает ответчика о времени и месте судебного заседания. Поэтому во всех случаях ответчик не лишен возможности представить суду свои письменные возражения, ходатайства, соображения и доводы, и если они представлены, то, несомненно, будут анализироваться и учитываться судом в ходе рассмотрения дела.
Помимо этого, закон ограничивает истца в изменении пределов предъявленного иска, предмета и основания иска и его размеров. Ответчику высылается копия заочного решения в трехдневный срок, и он вправе обжаловать решение как в упрощенном порядке в суд, вынесший заочное решение, так и в кассационном (апелляционном) порядке в суд второй инстанции.
ГЛАВА 14. СУДОПРОИЗВОДСТВО
ПО ДЕЛАМ, ВОЗНИКАЮЩИМ ИЗ ПУБЛИЧНЫХ ПРАВООТНОШЕНИЙ
В чем сущность судопроизводства по делам, возникающим из публичных правоотношений?
Любое демократическое государство невозможно без ограничения произвола чиновников, без действенных гарантий правомерности и справедливости в работе государственного аппарата. Подобные гарантии способна дать только судебная власть, и потому желательно действия каждого субъекта исполнительной и законодательной ветвей власти поставить под контроль суда.
В Российской Федерации такой контроль протекает в рамках гражданского судопроизводства при разбирательстве дел, возникающих из публичных правоотношений.
Необходимость судебного контроля за действиями органов исполнительной и законодательной властей вытекает из принципа разделения ветвей власти как основного начала осуществления в целом государственной власти. Правовой институт, регулирующий судебный порядок рассмотрения и разрешения споров в сфере публичных правоотношений между гражданами и организациями, с одной стороны, и органами исполнительной и законодательной властей, с другой стороны, получил название административной юрисдикции.
Сущность данного вида судопроизводства предопределяет его самостоятельность в системе гражданского процессуального права. По правилам данного производства судами рассматриваются и разрешаются дела не только из административно-правовых отношений в собственном смысле, но и из государственно-правовых (избирательных), финансово-правовых (налоговых) и некоторых других отношений.
В чем проявляется особенность процессуальных правоотношений по делам, возникающим из публичных правоотношений?
Общее для всех дел данной категории заключается в том, что они связаны с деятельностью различных управленческих
198
и законодательных структур либо с работой различных должностных лиц. В судебном заседании суд рассматривает правовой конфликт, возникший в публичных правоотношениях.
В гражданском судопроизводстве в юридических отношениях, с одной стороны, обязательно участвуют орган управления, законодательный орган или должностное лицо, с другой — гражданин. Они противопоставлены друг другу конфликтной ситуацией, и предметом их разбирательства служат нарушенные субъективные права и свободы гражданина, гарантированные Конституцией РФ, законами и другими нормативными правовыми актами.
В судебном рассмотрении возникшего конфликта стороны занимают равноправное процессуальное положение, поэтому в данном случае имеет место спор о праве имущественного или неимущественного характера, и его своеобразие состоит в том, что он подлежит разрешению на основании норм административного (избирательного, налогового) права в порядке гражданского судопроизводства.
Рассматривая такие споры, суд осуществляет прямой контроль за правовыми актами исполнительной и законодательной властей.
В чем общие особенности дел, возникающих из публичных правоотношений?
Дела, возникающие из публичных правоотношений, подлежащие рассмотрению и разрешению судом, перечислены в ст. 245 ГПК, и к ним относятся дела:
по заявлениям граждан, организаций, прокурора об ос
паривании нормативных правовых актов полностью или в час
ти, если рассмотрение этих заявлений не отнесено федераль
ным законом к компетенции иных судов;
по заявлениям об оспаривании решений и действий
(бездействия) органов государственной власти, органов местно
го самоуправления, должностных лиц, государственных и му
ниципальных служащих;
по заявлениям о защите избирательных прав или права
на участие в референдуме граждан Российской Федерации
и иные дела, возникающие из публичных правоотношений
и отнесенные федеральным законом к ведению суда.
Перечисленные дела существенно отличаются друг от друга, но все они рассматриваются и разрешаются по общим правилам гражданского судопроизводства, т. е. по правилам искового производства, но с некоторыми изъятиями и дополнениями.
199
Так, наиболее существенными являются следующие правила:
это неисковые производства, так как в них нет ни ист
ца, ни ответчика, ни третьих лиц. Обязательными участниками
выступают заявитель, с одной стороны, и должностные лица
или представители соответствующего органа управления или
местного самоуправления — с другой;
в данном производстве не применяются исковые сред
ства защиты права (иск, встречный иск, мировое соглашение
и т. п.);
все дела рассматриваются и разрешаются единолично
судьей.
В соответствии со ст. 246 ГПК дела, возникающие из публичных правоотношений, рассматриваются и разрешаются судьей единолично, а в случаях, предусмотренных федеральным законом, коллегиально по общим правилам искового производства. Единственный в настоящее время случай коллегиального рассмотрения судом в составе трех профессиональных судей и регулируемый гражданским процессуальным кодексом в ст. 260 ГПК — это дела о расформировании избирательных комиссий, комиссии референдума;
предметом судебного исследования служат официальные
документы должностных лиц, управленческих и законодатель
ных органов;
обязанность доказывания возлагается на административ
ные и законодательные органы, должностных лиц, и участие
гражданина в судебном доказывании составляет его процессу
альное право, а не обязанность;
судья при удовлетворении заявления гражданина, орга
низации либо прокурора обладает полномочиями: признать не
действующими нормативные правовые акты; признать неза
конным административный акт и обязать орган в полном объ
еме устранить допущенное нарушение прав и свобод
гражданина или препятствия к осуществлению его прав и сво
бод и др.;
судебные решения реализуют сами управленческие и за
конодательные структуры, не применяя правила исполнитель
ного производства.
При рассмотрении и разрешении дел, возникающих из публичных правоотношений, не применяются правила о заочном производстве. Кроме того, при рассмотрении и разрешении дел данной категории суд не связан основаниями и доводами заявленных требований.
Суд может признать обязательной явку должностных лиц, и в случае неявки указанные лица могут быть подвергнуты штра-
200
фу в размере до десяти минимальных размеров оплаты труда (ст. 246 ГПК).
Уровень гражданской процессуальной регламентации данного производства в целом значительно выше, чем у искового производства. Так, законом определены сроки обращения в суд заинтересованных лиц и судебного разбирательства, состав участников, предмет, средства и распределение обязанностей по доказыванию, полномочия судьи и др.
Все это свидетельствует о том, что судебный контроль в сфере дел, возникающих из публичных правоотношений, развивается в рамках гражданского судопроизводства, с превращением его в дальнейшем в административную юрисдикцию как самостоятельную четвертую ветвь правосудия (наряду с конституционным, гражданским и уголовным судопроизводством)1.
Каковы особенности производства по делам
0 признании не действующими нормативных
правовых актов полностью или в части?
В системе разделения государственной власти на три ветви (ст. 10 Конституции РФ) на судебную власть возложен контроль за законностью нормативных правовых актов как исполнительной, так и законодательной властей, которыми создаются новые юридические нормы (решения, инструкции, постановления, распоряжения и т. п.), не соответствующие Конституции РФ или федеральным законам.
В связи с этим важное значение имеет внесение в ГПК норм, регулирующих производство по делам об оспаривании нормативных правовых актов. В новом ГПК этому посвящена глава 24 «Производство по делам о признании не действующими нормативных правовых актов полностью или в части», включенная в подраздел III — «Производство по делам, возникающим из публичных правоотношений».
Впервые законодательно не только закреплено право судов общей юрисдикции рассматривать данную категорию дел (это право было предусмотрено в ст. 115, 116, 231 прежнего ГПК РСФСР, некоторых федеральных законах), но и урегулированы особенности рассмотрения и разрешения таких дел.
Оспаривание нормативных актов, регулируемое главой 24 ГПК, представляет собой так называемый «абстрактный нормо-
1 См.: Власов А. А. Какой будет административная юрисдикция? // Рос
сийская юстиция. 2002. № 11. С. 17—19.
201
контроль» (в отличие от «конкретного нормоконтроля», осуществляемого судами при рассмотрении конкретного дела), т. е. проверку соответствия определенного нормативного акта другому нормативному акту, имеющему большую юридическую силу, безотносительно к спору о защите субъективных прав каких-либо заинтересованных лиц.
Какова подсудность и подведомственность дел о признании не действующими нормативных правовых актов полностью или в части?
Новый ГПК внес определенность во многие проблемы, касающиеся дел об оспаривании нормативных актов и вызывавшие различное их толкование в судебной практике, в том числе (учитывая положения АПК РФ, введенного в действие с 1 сентября 2001 г.) в вопросы подведомственности и подсудности дел данной категории.
Так, дела об оспаривании нормативных правовых актов ниже уровня федеральных законов в порядке «абстрактного нормоконтроля» (оспаривание федеральных законов по основанию их противоречия Конституции РФ возможно в силу ст. 125 Конституции РФ в Конституционном Суде РФ) подведомственны в настоящее время как судам общей юрисдикции, так и арбитражным судам.
В соответствии со ст. 192 Арбитражного процессуального кодекса РФ (далее — АПК) арбитражным судам предоставлено право рассматривать заявления граждан, организаций, иных лиц, а также прокурора, государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов о признании недействующими нормативных правовых актов, принятых государственным органом, органом местного самоуправления, иным органом, должностным лицом, регулирующих отношения в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Вместе с тем в п. 1 ст. 29 АПК предусмотрено, что дела об оспаривании нормативных правовых актов подведомственны арбитражным судам, если их рассмотрение отнесено к компетенции арбитражного суда федеральным законом.
В настоящее время подведомственность дел об оспаривании нормативных актов арбитражным судам предусмотрена только Налоговым кодексом Российской Федерации (п. 2 ст. 138), Федеральным законом «О рынке ценных бумаг» (ст. 43), Федеральным законом «О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации» (ст. 13). Таким образом, во всех осталь-
202
ных случаях независимо от того, кто обращается с таким заявлением и какого содержания оспариваемый нормативный акт, дела об оспаривании нормативных правовых актов подведомственны судам общей юрисдикции.
Согласно п. 3 ст. 251 нового ГПК не подлежат рассмотрению в суде общей юрисдикции и заявления об оспаривании нормативных правовых актов, проверка конституционности которых отнесена к исключительной компетенции Конституционного Суда РФ.
В силу пп. «а», «б» ч. 2 ст. 125 Конституции РФ к исключительной компетенции Конституционного Суда РФ относится проверка соответствия Конституции РФ федеральных законов, нормативных актов Президента РФ, Совета Федерации, Государственной Думы, Правительства РФ, конституций республик, уставов, а также законов и иных нормативных актов субъектов, изданных по вопросам, относящимся к ведению органов государственной власти субъектов РФ.
Подсудность дел об оспаривании нормативных правовых актов, рассматриваемых судами общей юрисдикции, определена в ст. 24, 26, 27 ГПК.
Согласно п. 2 ст. 27 ГПК к подсудности Верховного Суда РФ отнесены дела об оспаривании нормативных правовых актов Президента РФ, Правительства Российской Федерации и иных федеральных органов государственной власти.
По сравнению со ст. 116 ГПК РСФСР в ГПК РФ расширен перечень нормативных актов, которые могут быть оспорены в Верховном Суде РФ. Впервые в этот перечень включены нормативные правовые акты Президента РФ и Правительства РФ. Хотя возможность обжалования нормативных актов Правительства РФ в общих судах появилась с 3 января 1998 г., в связи с принятием Закона РФ «О Правительстве РФ», родовая подсудность таких дел законом установлена не была, что нередко вызывало определенные разночтения в судебной практике.
Необходимо отметить, что возможность оспаривания нормативных правовых актов Президента РФ появилась впервые. Ранее Верховный Суд РФ отказывал в принятии подобных заявлений.
Что касается подсудности дел об оспаривании нормативных правовых актов судам субъектов РФ, то здесь перечень оспариваемых нормативных актов не изменился. Так, согласно п. 2 ст. 26 ГПК суд субъекта РФ вправе рассматривать в качестве суда первой инстанции дела об оспаривании нормативных правовых актов органов государственной власти субъектов Рос-
203
сийской Федерации, затрагивающих права, свободы и законные интересы граждан и организаций.
Исключение из указанной нормы по сравнению со ст. 115 прежнего ГПК указания об оспаривании нормативных правовых актов должностных лиц субъектов РФ не означает сужение сферы судебной защиты в данной области, поскольку понятие органа государственной власти включает в себя и высшие должностные лица этих органов.
Все остальные дела данной категории подсудны районным судам. К ним относятся дела об оспаривании нормативных правовых актов органов местного самоуправления.

<< Предыдущая

стр. 11
(из 21 стр.)

ОГЛАВЛЕНИЕ

Следующая >>