<< Предыдущая

стр. 18
(из 21 стр.)

ОГЛАВЛЕНИЕ

Следующая >>

хождения;
просьба взыскателя о разрешении принудительного ис
полнения решения или об указании, с какого момента требует
ся его исполнение.
323
В ходатайстве могут быть указаны и иные сведения, в том числе номера телефонов, факсов, адреса электронной почты, если они необходимы для правильного и своевременного рассмотрения дела.
К ходатайству должны быть приложены документы, предусмотренные международным договором РФ, а если это не предусмотрено международным договором, то прилагаться следующие документы:
заверенная иностранным судом копия решения ино
странного суда, о разрешении принудительного исполнения
которого возбуждено ходатайство;
официальный документ о том, что решение вступило
в законную силу, если это вытекает из текста самого решения
(дело в том, что решения судов, осуществляющих правосудие
по нормам шариата, нравственности, обычаев, в законную
силу не вступают);
документ об исполнении решения, если оно ранее ис
полнялось на территории соответствующего иностранного го
сударства;
документ, из которого следует, что сторона, против ко
торой принято решение и которая не принимала участие в
процессе, была своевременно и в надлежащем порядке изве
щена о времени и месте рассмотрения дела;
заверенный перевод указанных в пп. 1—3 ч. 2 ст. 411
ГПК документов на русский язык.
Суд субъекта Федерации, получив такую просьбу, вызывает в судебное заседание ответчика, знакомит его с поступившими материалами и предлагает представить возражения. При этом суд не проверяет решение по существу, его законность, обоснованность и справедливость.
Суд устанавливает наличие необходимых документов, а также определяет, не нарушает ли данное решение суверенитет и безопасность РФ. Кроме того, суд выясняет, своевременно ли получила проигравшая сторона извещение о рассмотрении дела; не существует ли тождественное решение российского суда. И последнее, что устанавливает суд: может ли быть исполнено решение иностранного суда мерами принудительного исполнения, предусмотренными российским законодательством.
По данным вопросам вызванный ответчик (должник) вправе представлять возражения. Если возражений нет либо суд отклонил выдвигаемые возражения, он выносит определение, в резолютивной части которого указывает, что решение суда иностранного государства по конкретному делу принимается к исполнению, а также излагает суть исполняемого решения.
324
На основании данного определения выдается исполнительный лист, который направляется в суд по месту исполнения решения иностранного суда и передается судебному приставу-исполнителю. Взысканные денежные суммы судебный пристав-исполнитель переводит через соответствующий банк РФ за рубеж взыскателю в соответствующей валюте.
В ст. 412 ГПК предусмотрены основания отказа в принудительном исполнении решения иностранного суда. Подобный отказ допускается в случаях, когда:
решение по праву страны, на территории которой оно
принято, не вступило в законную силу;
сторона, против которой принято решение, была лише
на возможности принять участие в процессе вследствие того,
что ей не было своевременно и надлежащим образом вручено
извещение о времени и месте рассмотрения дела;
рассмотрение дела относится к исключительной подсуд
ности судов РФ;
имеется вступившее в законную силу решение суда
в РФ, принятое по спору между теми же сторонами, о том же
предмете и то тем же основаниям, или в производстве суда в
РФ имеется дело, возбужденное по спору между теми же сто
ронами, о том же предмете и по тем же основаниям до возбу
ждения дела в иностранном суде;
исполнение решения может нанести ущерб суверенитету
РФ, или угрожает безопасности РФ, либо противоречит публич
ному порядку РФ (если, например, иностранные решения будут
противоречить основополагающим принципам права, и прежде
всего, конституционным принципам, в частности обеспечиваю
щим основы конституционного строя, права и свободы челове
ка и гражданина, а также судебную власть в РФ);
истек срок предъявления решения к принудительному
исполнению и этот срок не восстановлен судом в РФ по хода
тайству взыскателя.
Определение об отказе в принудительном исполнении может быть обжаловано в вышестоящий суд (ч. 2 ст. 412 ГПК).
Основополагающим международно-правовым актом, регулирующим признание и приведение в исполнение решений международных коммерческих арбитражей, вынесенных на территориях других государств, является Конвенция «О признании и приведении в исполнение иностранных арбитражных решений», принятая 10 июля 1958 г. в Нью-Йорке, ратифицированная СССР и имеющая обязательную силу в Российской Федерации (ч. 4 ст. 15 Конституции РФ).
325
В соответствии со ст. 413 ГПК решения иностранных судов, которые не требуют принудительного исполнения, признаются без какого-либо дальнейшего производства, если со стороны заинтересованного лица не поступят возражения против этого.
Однако возражения относительно признания этого решения могут быть заявлены заинтересованным лицом по месту его жительства или месту нахождения в суд субъекта в течение месячного срока после того, как ему стало известно о поступлении решения иностранного суда, и рассматриваются в открытом судебном заседании с извещением этого лица о времени и месте рассмотрения возражений (ч. 2, 3 ст. 413 ГПК).
По результатам рассмотрения возражений относительно признания решения иностранного суда выносится соответствующее определение. Отказ в признании решения иностранного суда, которое не подлежит принудительному исполнению, допускается при наличии оснований, предусмотренных пп. 1—5 ч. 1 ст. 412 ГПК.
В РФ признаются решения иностранных судов, не требующие по своему содержанию дальнейшего производства:
относительно статуса гражданина государства, суд кото
рого принял решение;
о расторжении или признании недействительным брака
между российским гражданином и иностранным гражданином,
если в момент рассмотрения дела хотя бы один из супругов
проживал вне пределов РФ;
о расторжении или признании недействительным брака
между российскими гражданами, если оба супруга в момент
рассмотрения дела проживали вне пределов РФ, и других пре
дусмотренных федеральным законом случаях.
В соответствии со ст. 416 ГПК указанные правила ст. 411—413 ГПК, за исключением ч. 2 ст. 411, пп. 1—4 и 6 ч. 1 ст. 412 ГПК, применяются также к решениям иностранных арбитражных судов (арбитражей).
В ст. 417 ГПК предусмотрены основания отказа в признании и исполнении решений иностранных третейских судов (арбитражей).
Так, в признании и исполнении решения иностранного третейского суда (арбитражей), независимо от того, в какой стране оно было вынесено, может быть отказано:
— по просьбе стороны, против которой оно направлено,
если эта сторона представит компетентному суду, в котором
испрашивается признание или приведение в исполнение, дока
зательство того, что:
326
одна из сторон в арбитражном соглашении была в какой-либо мере недееспособна или это соглашение недействительно в соответствии с законом, которому стороны его подчинили, а при отсутствии такого доказательства — в соответствии с законом страны, в которой решение было принято;
сторона, против которой принято решение, не была должным образом уведомлена о назначении арбитра или об арбитражном разбирательстве либо по другим причинам не могла представить доказательства, либо решение принято по спору, не предусмотренному арбитражным соглашением или не подпадающему под его условия, либо содержит постановления по вопросам, выходящим за пределы арбитражного соглашения. В случае, если постановления по вопросам, охватываемым арбитражным соглашением, могут быть отделены от постановлений по вопросам, не охватываемым таким соглашением, часть решения суда, в которой содержатся постановления по вопросам, охватываемым арбитражным соглашением, может быть признана и исполнена;
состав третейского суда или арбитражное разбирательство не соответствовали арбитражному соглашению либо в отсутствие такового не соответствовали закону страны, в которой имел место иностранный третейский суд (арбитраж);
решение еще не стало обязательным для сторон, или было отменено, или его исполнение было приостановлено судом страны, в которой или в соответствии с законом которой оно было принято;
— если суд установит, что спор не может быть предметом арбитражного разбирательства в соответствии с федеральным законом или признание и исполнение этого решения иностранного третейского суда (арбитража) противоречит публичному порядку РФ.
ГЛАВА 21. ПРОИЗВОДСТВО, СВЯЗАННОЕ
С ИСПОЛНЕНИЕМ СУДЕБНЫХ ПОСТАНОВЛЕНИЙ И ПОСТАНОВЛЕНИЙ ИНЫХ
ОРГАНОВ
Какова общая характеристика исполнительного производства ?
Право на судебную защиту в соответствии со ст. 46 Конституции РФ включает в себя не только принятие судом решения, но и своевременное его исполнение. Поэтому устранение последствий нарушения (оспаривания) субъективных прав и законных интересов и восстановление (защита) их является одной из важнейших задач правосудия.
Как известно, для функционирования любой судебной системы и системы государственной власти в целом необходимо надлежащее исполнение решений судов и соответствующих органов государственной власти.
Ведь какой бы эффективной ни была деятельность судов и иных внесудебных органов, их решения будут носить только декларативный характер в случае отсутствия отлаженной процедуры их исполнения, ибо не может быть признана действенной ст. 2 Конституции Российской Федерации в плане защиты нарушенных прав, если акт юрисдикционного или неюрисдик-ционного органа своевременно и правильно не исполняется.
Отсутствие в государстве действенного правового механизма, реализующего исполнение, в том числе и принудительное, решений суда и других внесудебных органов, сводит на нет защиту нарушенных прав и законных интересов физических и юридических лиц, снижает авторитет и эффективность указанных органов.
Бесспорно, что наиболее оптимальным результатом является добровольное исполнение актов судов и других органов, но в случае отказа исполнить указанные акты добровольно необходим эффективный механизм, обеспечивающий их принудительное исполнение. Несмотря на то что современное общество очень заинтересовано в правильном и своевременном исполнении таких актов, вместе с тем процессуальный механизм
328
их принудительного исполнения еще не отвечает в полной мере реалиям сегодняшнего дня.
Невозможность либо нежелание создания государством эффективного действенного аппарата принудительного исполнения решений юрисдикционных и неюрисдикционных органов может привести в конечном итоге к использованию взыскателем неправовых, в том числе и криминальных, способов их реализации, что, в свою очередь, может привести в целом к дестабилизации политической и экономической ситуации в стране, негативному влиянию на работу всех государственных органов.
Безусловно, что принятие 4 июня 1997 г. Государственной Думой Федерального Собрания РФ Федеральных законов Российской Федерации «О судебных приставах»1 и «Об исполнительном производстве»2 коренным образом изменило систему принудительного исполнения решений юрисдикционных и неюрисдикционных органов в России и послужило основанием для создания самостоятельной, независимой в организационном плане от суда службы судебных приставов-исполнителей.
Однако, несмотря на то что указанные Федеральные законы действуют уже давно, нарушения при исполнении актов судов и других органов продолжают носить систематический характер, продолжает оставаться низким и процент исполнения актов, на что оказывают влияние пробелы и противоречия в действующем законодательстве. Важным фактором остается высокая нагрузка на одного судебного пристава-исполнителя при осуществлении им профессиональных обязанностей, а также недостаточная профессиональная подготовка.
При росте количества исполнительных производств вместе с тем качество и своевременность исполнения решений продолжает оставаться на низком уровне.
Своевременное и полное исполнение судебных решений обеспечивает устойчивость судебного решения, гарантирует осуществление субъективных прав, признанных судебным решением, и выполнение подтвержденных им юридических обязанностей.
Содержание исполнительного производства состоит в действиях судебного пристава-исполнителя, направленных на понуждение лица выполнить судебное решение (вернуть долг, освободить жилое помещение, снести гараж и т. п.). Эти дейст-
1 СЗ РФ. 1997. № 30. Ст. 3590. 2СЗ РФ. 1997. № 30. Ст. 3591.
329
вия совершаются в определенной процессуальной форме и регулируются законом.
Для исполнительного производства характерно то, что действия по исполнению своих решений совершает не суд, а судебный пристав-исполнитель и специально созданный государством орган для принудительного исполнения судебных решений в лице службы судебных приставов, подчиненный органу не судебной, а исполнительной власти — Министерству юстиции РФ.
От остальных стадий гражданского судопроизводства исполнительное производство существенно отличается. Отличие заключается в том, что исполнительное производство возбуждается не только в связи с производством в суде гражданского дела. В исполнительном производстве исполняются также приговоры, определения, постановления по уголовным делам в части имущественных взысканий, исполнительные надписи нотариальных органов, решения арбитражных судов в предусмотренных законом случаях, решения Международного коммерческого арбитража и других третейских судов.
Поэтому в правоведении было высказано обоснованное мнение о том, что производство, возбуждаемое по исполнению указанных актов, нельзя рассматривать как часть гражданского судопроизводства (его стадию), поскольку в таком случае гражданского судопроизводства просто не существует. Исполнительное производство является самостоятельным производством, а регулирующие его нормы образуют самостоятельную комплексную отрасль права — исполнительное право1.
Поэтому вывод о том, что исполнительное производство не является стадией гражданского судопроизводства, а представляет собой самостоятельное производство, соответствует действующему законодательству.
В связи с вступлением России в Совет Европы (с 1 ноября 1998 г. нахождением под юрисдикцией Европейского суда по правам человека) на нее возложены дополнительные обязанности по защите прав и свобод человека и гражданина и приведения российского законодательства в сфере исполнительного производства в соответствие с нормами международного права.
В связи с этим необходимость в создании самостоятельной отрасли — гражданского исполнительного права уже давно назрела.
1 См.: Юков М. Г. Самостоятельность норм, регулирующих исполнительное производство. Проблемы совершенствования ГПК РСФСР. Свердловск, 1975. С. 91—97; Викут М. А., Исаенкова О. В. Исполнительное производство. Учебник. М., 2001, и др.
330
Какие источники права регулируют исполнительное производство?
Нормативную основу исполнительного производства составляют прежде всего Федеральные законы от 21 июля 1997 г. «О судебных приставах» и «Об исполнительном производстве»1, которые вступили в силу 5 ноября 1997 г.
На основании Закона РФ «О судебных приставах» Министерство юстиции РФ образует службу судебных приставов в системе его органов. Судебный пристав является должностным лицом, состоящим на государственной службе. Закон четко определяет задачи судебных приставов:
обеспечивать установленный порядок деятельности всех
отечественных судов;
обеспечивать исполнение судебных актов и актов других
органов, предусмотренных Федеральным законом «Об испол
нительном производстве» (ст. 1).
При вступлении в должность судебный пристав приносит присягу. В зависимости от исполняемых обязанностей судебные приставы подразделяются на судебных приставов по обеспечению порядка деятельности судов и судебных приставов-исполнителей, исполняющих судебные акты и акты других органов.
Требования судебного пристава-исполнителя обязательны для всех органов, организаций, должностных лиц и граждан на территории Российской Федерации. Действия судебного пристава-исполнителя могут быть обжалованы вышестоящему должностному лицу или в суд.
Однако обращение с жалобой к вышестоящему должностному лицу не препятствует обращению в суд. Рассмотрение таких жалоб осуществляется по правилам ст. 441 ГПК, предусматривающей порядок производства по жалобам на действия (бездействие) судебного пристава-исполнителя по исполнению судебного постановления, постановления государственного или иного органа либо на отказ в совершении таких действий взыскателем или должником.
Организационное и методическое руководство деятельностью службы судебных приставов возложено законом на Министерство юстиции РФ и его органы.
Надзор за исполнением законов при осуществлении судебными приставами своих функций в соответствии с Федеральным законом «О прокуратуре Российской Федерации» осуще-
СЗ РФ. 1997. № 30. Ст. 3590, 3591.
331
ствляют Генеральный прокурор РФ и подчиненные ему прокуроры (п. 4 ст. 19 Закона «О судебных приставах»).
С Законом РФ «О судебных приставах» тесно связан Закон РФ «Об исполнительном производстве». Сферой действия Закона РФ «Об исполнительном производстве» является определение условий и порядка принудительного исполнения судебных актов и актов других органов. Он также содержит правила, в которых закреплены основные положения и общие условия совершения исполнительных действий. Законом предусмотрена система органов принудительного исполнения.
Каковы основные положения исполнительного производства?
Осуществление функций по исполнению судебных актов и актов других органов возложено на судебных приставов-исполнителей, которые объединяются в районные, межрайонные или соответствующие им согласно административно-территориальному делению субъектов Российской Федерации подразделения судебных приставов. Эти подразделения возглавляются старшим судебным приставом.
При невыполнении его требований судебный пристав-исполнитель применяет меры, предусмотренные Законом «Об исполнительном производстве». Так, в соответствии со ст. 87 Закона за невыполнение законных требований судебного пристава-исполнителя и нарушение законодательства Российской Федерации об исполнительном производстве виновные граждане и должностные лица подвергаются судебным приставом-исполнителем штрафу в размере до ста минимальных размеров оплаты труда.
За уклонение без уважительных причин от явки по вызову судебного пристава-исполнителя или к месту совершения исполнительных действий виновный подвергается принудительному приводу, о чем выносится соответствующее постановление. Постановление судебного пристава-исполнителя утверждается старшим судебным приставом. Это постановление может быть обжаловано в соответствующий суд в десятидневный срок.
В случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, требования судебных актов и актов других органов о взыскании денежных средств исполняются иными органами и организациями (например, налоговыми органами, банками и другими кредитными организациями). Однако эти органы, организации и лица не являются органами принудительного исполнения.
332
Неисполнение банком или иным органом (организацией) требований судебных актов или актов других органов является основанием для наложения судом общей юрисдикции штрафа на банк или другую кредитную организацию.
Исполнительными документами в соответствии со ст. 7 Закона являются:
исполнительные листы, выдаваемые судами на основа
нии принимаемых ими судебных актов, решений Международ
ного коммерческого арбитража и иных третейских судов; ре
шений иностранных судов и арбитражей; решений межгосу
дарственных органов по защите прав и свобод человека;
судебные приказы;
нотариально удостоверенные соглашения об уплате
алиментов;
удостоверения комиссии по трудовым спорам, выдавае
мые на основании ее решения;
оформленные в установленном порядке требования ор
ганов, осуществляющих контрольные функции, о взыскании
денежных средств с отметкой банка или иной кредитной орга
низации о полном или частичном неисполнении в связи с от
сутствием на счетах должника денежных средств, достаточных
для удовлетворения требований взыскателя, если законодатель
ством РФ не установлен иной порядок исполнения указанных
исполнительных документов;
постановления органов (должностных лиц), уполномо
ченных рассматривать дела об административных правонару
шениях;
постановления судебного пристава-исполнителя;
постановления иных органов в случаях, предусмотрен
ных федеральным законом.
Особое внимание уделено в Законе РФ «Об исполнительном производстве» стадии возбуждения исполнительного производства (ст. 9).
Судебный пристав-исполнитель обязан принять к исполнению исполнительный документ от суда или другого органа, выдавшего его, либо взыскателя и возбудить исполнительное производство. Однако, прежде чем принять такое решение, судебный пристав-исполнитель должен проверить, не истек ли срок предъявления исполнительного документа к исполнению и отвечает ли исполнительный документ предъявляемым к нему требованиям.
В трехдневный срок со дня поступления исполнительного документа судебный пристав-исполнитель выносит постановление о возбуждении исполнительного производства. При этом
333
судебный пристав-исполнитель устанавливает срок не более пяти дней для добровольного исполнения, о чем указывает в постановлении. В целях обеспечения реального исполнения исполнительного документа по имущественным взысканиям по заявлению взыскателя судебный пристав-исполнитель вправе описать имущество должника и наложить на него арест.
Постановление о возбуждении исполнительного производства может быть обжаловано в соответствующий суд в десятидневный срок (п. 6 ст. 9 Закона).
В соответствии со ст. 13 Закона исполнительные действия должны быть совершены и требования, содержащиеся в исполнительном документе, исполнены судебным приставом-исполнителем в двухмесячный срок со дня поступления к нему исполнительного документа.
В Законе «Об исполнительном производстве» определено место совершения исполнительных действий: место жительства должника-гражданина, место его работы или место нахождения имущества. Если должник — организация, то исполнительные действия совершаются по месту ее нахождения или месту нахождения ее имущества.
При определенных условиях судебный пристав-исполнитель может совершать исполнительные действия на территории, на которую не распространяются его функции, если в процессе исполнения возникла такая необходимость. В этом случае судебный пристав-исполнитель составляет акт и направляется на «чужую» территорию, где в течение суток уведомляет службу судебных приставов о необходимости продолжить исполнительные действия на их территории.
Районная служба судебных приставов либо содействует прибывшему судебному приставу-исполнителю, либо отказывает ему в этом и берет исполнение исполнительного документа на себя. Споры о месте совершения исполнительных действий между службами судебных приставов, подразделениями и судебными приставами-исполнителями не допускаются.
Судебным приставом-исполнителем исполнительные действия совершаются в рабочие дни с 6 до 22 часов по местному времени. В нерабочие дни совершение исполнительных действий допускается только в случаях, не терпящих отлагательства, или в случаях, когда по вине должника их совершение в другие дни невозможно.
Однако с 22 до 6 часов совершение исполнительных действий допускается, если создается угроза жизни и здоровью граждан. Совершение исполнительных действий в нерабочие дни
334
и в ночное время должно быть письменно разрешено старшим судебным приставом-исполнителем.
В Законе РФ «Об исполнительном производстве» содержится перечень оснований для отложения, приостановления (обязательного и факультативного), прекращения исполнительного производства, а также перечень оснований применения мер принудительного исполнения.
Кто является участником исполнительного производства ?
Лицами, участвующими в исполнительном производстве, являются:
— стороны (взыскатель и должник).
Взыскатель — лицо, в пользу которого вынесены решения и должны быть совершены определенные действия, т. е. в интересах которого ведется исполнительное производство.
Должник — лицо, чья обязанность совершить определенные действия подтверждена судебным решением, т. е. лицом, против которого осуществляется исполнение. При соучастии каждый из взыскателей или должников по отношению к другой стороне может поручить участие в исполнительном производстве одному из них;
— представители сторон.
Однако должник не вправе действовать через представителя, если по исполнительному документу на него возложены обязанности, которые он может исполнить только лично. Представителями в исполнительном производстве не могут быть лица, не достигшие 18 лет, а также судьи, следователи, прокуроры, работники службы судебных приставов и аппарата суда;
переводчик;
понятые;
специалисты.
Если судебным приставам-исполнителям препятствуют в совершении исполнительных действий или угрожает опасность их жизни или здоровью, им оказывают содействие работники милиции.
Каков порядок исполнения исполнительных документов?
Закон РФ «Об исполнительном производстве» детально урегулировал порядок обращения взыскания на имущество должника-гражданина (глава 4) и должника-организации (гла-
335
ва 5), а также порядок обращения взыскания на заработную плату и иные доходы должника (глава 6). Особое внимание уделено в законе исполнению исполнительных документов по спорам неимущественного характера (глава 7).
Иначе, чем в действующем гражданском процессуальном законодательстве, определена очередность удовлетворения требований взыскателя (ст. 78).
Урегулирован в исполнительном производстве и вопрос, связанный с исполнительским сбором (глава 10). Так, в случае неисполнения исполнительного документа без уважительных причин в срок, установленный для добровольного исполнения, судебный пристав-исполнитель выносит постановление о взыскании исполнительского сбора в размере семи процентов от взыскиваемой суммы или стоимости имущества должника.
При неисполнении исполнительного документа неимущественного характера сбор взыскивается с должника-гражданина в размере пяти минимальных размеров оплаты труда, с должника-организации — пятьдесят минимальных размеров оплаты труда.
В ст. 82 Закона также предусмотрены расходы по совершению исполнительных действий (например, на хранение, перевозку, реализацию имущества должника, оплату работы переводчиков, понятых, специалистов, розыск должника и др.).
Законом РФ «Об исполнительном производстве» судебным приставам-исполнителям предоставлены широкие права, осуществление которых оформляется постановлениями.
В качестве вознаграждения судебный пристав-исполнитель, обеспечивший реальное и своевременное исполнение исполнительного документа, получает денежную сумму в размере пяти процентов от взыскиваемой суммы или стоимости имущества, но не более десяти минимальных размеров оплаты труда. При исполнении исполнительного документа неимущественного характера судебный пристав-исполнитель получает вознаграждение в размере пяти минимальных размеров оплаты труда.
В ст. 428—446 ГПК также регламентируются вопросы выдачи судом исполнительного документа, выдачи его дубликата, установлены сроки предъявления исполнительных документов к исполнению, определяется порядок восстановления пропущенного срока для предъявления исполнительного документа к исполнению, вопросы отложения исполнительных действий, приостановления, прекращения исполнительного производства, возвращения исполнительного документа взыскателю, поворота исполнения решения, а также дается перечень имущества
336
граждан, на которое не может быть обращено взыскание по исполнительным документам.
Поворотом исполнения решения называется восстановление через суд прав ответчика, нарушенных исполнением впоследствии отмененного судебного решения. Вопрос о повороте исполнения судебного постановления разрешается судом, которому дело передано на новое рассмотрение и который по своей инициативе обязан рассмотреть вопрос о повороте исполнения решения суда и разрешить дело в новом решении или определении суда.
Поворот исполнения решений производится при наличии следующих условий:
решение суда было исполнено;
после этого оно отменено;
вынесено новое решение, которым в иске отказано пол
ностью или в части, либо определение о прекращении произ
водства по делу или оставлении иска без рассмотрения (ст. 443
ГПК).
Поворот исполнения постановления возможен только после вступления нового судебного решения в законную силу, и он исполняется по всем правилам исполнительного производства. Однако поворот исполнения не допускается во всех случаях, если истец действовал добросовестно.
Если же отмененное решение было основано на сообщенных истцом ложных сведениях или представленных им подложных документах, то поворот исполнения допускается, в том числе и по алиментным делам.
ГЛАВА 22. ПРОИЗВОДСТВО ПО ДЕЛАМ
ОБ ОСПАРИВАНИИ РЕШЕНИЙ ТРЕТЕЙСКИХ
СУДОВ И О ВЫДАЧЕ ИСПОЛНИТЕЛЬНЫХ
ЛИСТОВ НА ПРИНУДИТЕЛЬНОЕ ИСПОЛНЕНИЕ
РЕШЕНИЙ ТРЕТЕЙСКИХ СУДОВ
В чем заключается сущность третейского судопроизводства ?
Гражданскому процессуальному праву России известны третейский суд и его производство по рассмотрению гражданских дел.
Третейский суд представляет собой суд, избранный по соглашению сторон для разрешения конкретного уже возникшего спора гражданско-правового характера, с обязательством подчиниться решению этого суда.
В ст. 11 ГК говорится, что третейский суд в соответствии с правилами подведомственности осуществляет защиту нарушенных или оспариваемых гражданских прав.
Третейский суд является самым первым судом в истории общества и наиболее демократично формируемым органом разбирательства споров. О третейском судопроизводстве писал еще Гомер в поэме «Илиада». И некоторые исследователи обоснованно утверждают, что третейский суд предшествовал государственному.
В настоящее время в мире существует много различных третейских судов (негосударственных коммерческих арбитражей). При всем разнообразии исходное положение у них едино: две стороны спора о праве просят третьего рассмотреть и разрешить их конфликт. Отсюда и название третейского суда — суд третьего.
Поэтому, выбирая третейского судью, обращающиеся лица заранее согласны подчиниться его решению. Если в российском законодательстве избираемые сторонами судьи и суды именуются третейскими, то за границей российские третейские суды принято называть арбитражем. В России государственный коммерческий суд назван арбитражем, а арбитраж в западном смысле назван третейским судом.
338
На первый взгляд кажется, что перепутаны всего лишь названия, однако на практике это порождает определенные сложности как с западными странами, так и в нашей стране, поскольку Нью-Йоркская конвенция 1958 г. не распространяется на решения государственных судов. Слово «суд» за границей применяется только к государственным структурам, а слово «арбитраж» — только к структурам внесудебного разрешения спора, т. е. арбитраж — это процедура внесудебного предпринимательского разрешения спора.
Третейский суд может создаваться для рассмотрения и разрешения отдельного, разового дела, после разрешения которого он прекращает существование (т. е. случайный суд, суд ad hoc). Третейский суд может быть институционным и постоянно действующим, когда заранее в установленном порядке сформированы состав третейских судей и сторонам предоставляется возможность выбирать из объявленных лиц судью для своего дела.
Бесспорно, что постоянно действующие третейские суды более предпочтительны. Если, например, судьей ad hoc может стать человек без юридического образования и опыта судейской работы, то в постоянно действующие суды включаются авторитетные юристы, профессионалы высокой квалификации, что сказывается на качестве их работы.
В настоящее время в России принят Федеральный закон от 24 июля 2002 г. № 102-ФЗ «О третейских судах в Российской Федерации» (далее — Закон), который регулирует порядок образования и деятельности третейских судов, находящихся на территории Российской Федерации. Действие данного закона не распространяется на международный коммерческий арбитраж.
Кроме того, при Торгово-промышленной палате РФ созданы и действуют Международный коммерческий арбитражный суд и Морская арбитражная комиссия, предназначенные для разбирательства споров в области международной торговли и мореплавания.
Также институционными третейскими судами для разрешения экономических споров являются Третейский суд при Союзе юристов России, Третейский суд Ассоциации российских банков, Третейский суд Союза акционерных обществ, Третейский суд при Московской товарной бирже и др.
Третейские суды, представляющие собой общественные образования и не обладающие судебной властью, поскольку не осуществляют правосудие, успешно функционируют наряду с судами общей юрисдикции и арбитражными судами.
339
Потребность в третейской процессуальной форме защиты субъективных прав может возникнуть в случаях, когда спорящие стороны по тем или иным причинам не устраивает гражданская юрисдикция государства. Например, иностранные лица, проживающие в какой-либо стране, предпочитают возникший между ними юридический спор разрешать в третейском порядке, а не в официальном суде иностранного государства.
Обращение к третейским судьям может быть вызвано также недоверием к профессиональной квалификации государственных судей, их незнанием особенностей подлежащего разрешению хозяйственного (экономического, торгового) спора.
Однако названные случаи довольно редки, значительно чаще в третейских судах разрешаются споры, возникающие в международном частном праве. Такие споры, по общему правилу, неподведомственны национальной государственной юрисдикции, а могут быть рассмотрены на международно-договорной основе третейскими судами (международным коммерческим арбитражем).
Третейское судопроизводство создано для рассмотрения и разрешения споров о праве и потому является исковым. Для него обязательны иск, истец, ответчик, исковые средства защиты права, что сближает производство третейских судов с гражданским процессом. Можно говорить о том, что третейское судопроизводство составляет подотрасль российского гражданского процессуального права. Сказанное относится только к третейским судам, созданным и действующим на основании отечественных законов.
Юрисдикционные органы, сформированные на международно-договорной основе, не могут быть включены в национальную судебную систему.
Имеются ли преимущества третейского суда перед государственной судебной системой?
К числу преимуществ третейского суда перед государственным арбитражным судом следует отнести прежде всего быстроту и экономичность третейской процедуры, а также предоставляемую участникам спора возможность выбора судей.
Процедура третейского разбирательства основана на принципах защиты интересов конкретных участников имущественного оборота.
В третейских судах отсутствуют апелляционные, кассационные и надзорные инстанции, а спор по существу и оконча-
340
тельно разбирается избранным сторонами составом суда (или единоличным судьей) в одной инстанции.
Стороны вправе выбрать себе судей как из числа лиц, значащихся в списке постоянно действующего третейского суда, в который включены наиболее авторитетные и известные практики и ученые, так и любых иных лиц, обладающих необходимой для этого квалификацией. Назначенные каждой из сторон судьи избирают затем возглавляющего их председателя состава.
Такие судьи независимы от сторон спора и, не будучи их представителями, обеспечивают объективное и квалифицированное рассмотрение спора.
Размер третейского сбора существенно ниже размера госпошлины, подлежащей уплате в государственных арбитражных судах.
Кроме того, в третейских судах лучше учитывается специфика предпринимательских отношений, обеспечивается соблюдение коммерческой тайны, так как разбирательство, по общему правилу, носит закрытый характер, решения третейского суда чаще всего не публикуются, а если и публикуются, то без указания спорящих сторон, а также иных сведений, позволяющих определить стороны.
В процессе рассмотрения спора активнее используется принцип состязательности сторон. Важнейшими основаниями для принятия решения третейским судом являются договоры, торговые обычаи.
Какова компетенция третейского суда?
По соглашению сторон в Третейский суд при Торгово-промышленной палате РФ могут передаваться споры, подведомственные арбитражным судам в соответствии с Федеральным конституционным законом «Об арбитражных судах в РФ», Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации, межгосударственными соглашениями и международными договорами.
Право на обращение в третейский суд принадлежит юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, зарегистрированным в Российской Федерации и других странах, входящих в СНГ.
Третейское разбирательство споров граждан также регулируется настоящим Законом. На разрешение третейского суда могут быть переданы любые споры о праве между гражданами, за
341
исключением споров, возникающих из трудовых и брачно-се-мейных отношений.
Соглашение сторон о передаче спора на рассмотрение третейского суда оформляется в виде третейского соглашения. Третейский суд образуется по выбору сторон в составе одного судьи или нескольких судей. В качестве третейского судьи может быть избран любой совершеннолетний дееспособный гражданин.
Третейский суд не связан процессуальными правилами, установленными ГПК. Но он не может решить дело, не выслушав объяснения стороны, кроме случаев, когда она уклоняется от явки в суд. Решение третейского суда выносится большинством голосов, излагается письменно и подписывается всеми судьями.
Если должник не исполняет добровольно решения третейского суда, взыскатель может обратиться в этот суд с просьбой о выдаче исполнительного листа. На практике третейское разбирательство споров между гражданами не получило применения.
Какие постоянные третейские суды действуют в России?
Международный коммерческий арбитраж явление не новое в правовой действительности. Третейские торговые суды известны с древнейших времен. Они были хорошо известны римскому праву, действовали в средние века и широко распространились с развитием международной торговли в XVIII—XIX веках.
Во второй половине XX в. практика бурно развивающегося многонационального экономического и научно-технического сотрудничества способствовала формированию теории и практики международного коммерческого арбитража.
В юридической практике повсеместно стали очевидны преимущества третейского судопроизводства: простая и достаточно быстрая процедура рассмотрения споров; возможность сторон избирать процедуру судопроизводства и применяемое материальное право; возможность согласовывать взаимоприемлемый язык судопроизводства; окончательность разрешения дела, завершенность любого арбитражного производства в одном суде, отсутствие многих судебных инстанций; конфиденциальность судопроизводства, что важно для сохранения коммерческой тайны; конвенциальное регулирование признания и исполнения решений, что обеспечивает высокий уровень их реализации.
342
И конечно, то, что конфликтующие стороны сами формируют состав третейских судей, усиливает доверие к принимаемым ими решениям.
То, что коммерческих арбитражей (третейских судов) много и они весьма разнообразны, придает особую актуальность вопросам унификации судопроизводства. С этой целью разрабатываются различные регламенты, призванные оптимизировать порядок^ защиты нарушенных или оспариваемых прав. Так, к Нью-Йоркской конвенции о признании и приведении в исполнение иностранных арбитражных решений 1958 г. присоединились Россия, Украина, Беларусь. В 1992 г. страны СНГ подписали Соглашение о порядке разрешения споров, связанных с осуществлением хозяйственной деятельности.
Каковы основные источники права третейских судов?
Под эгидой ООН в 1976 г. был разработан Типовой закон о международном коммерческом арбитраже ЮНСИТРАЛ. Генеральная Ассамблея ООН рекомендует использовать ЮНСИТРАЛ для разбирательства и урегулирования споров странами с различными правовыми, социальными и экономическими системами, для гармонизации международных хозяйственных отношений.
Типовой закон содержит рекомендации по регулированию процессуальной формы судопроизводства, в нем отражены основные положения исковой формы защиты права. При высоком авторитете ЮНСИТРАЛ необходимо иметь в виду, что сила регламента имеет договорной характер, в национальные законодательства его нормы не входят.
По соглашению сторон в Международный коммерческий арбитраж могут передаваться две категории споров:
споры из договорных и иных гражданско-правовых от
ношений, возникающие при осуществлении внешнеторговых и
иных видов международных экономических связей, если ком

<< Предыдущая

стр. 18
(из 21 стр.)

ОГЛАВЛЕНИЕ

Следующая >>