<< Предыдущая

стр. 2
(из 21 стр.)

ОГЛАВЛЕНИЕ

Следующая >>

язык судопроизводства);
законодательная урегулированность;
детальная разработка всей процедуры рассмотрения дела
в суде;
универсальность и императивность процессуальной фор
мы разрешения споров в суде.
Что такое гражданский процесс?
Гражданский процесс (гражданское судопроизводство) представляет собой совокупность урегулированных граждан-
22
ским процессуальным законом процессуальных действий по осуществлению правосудия по гражданским делам1.
Указанные гражданские процессуальные действия совершаются судом (единоличного судьи, суда первой, апелляционной, кассационной, надзорной инстанций), а также другими субъектами, привлеченными к участию в рассмотрении гражданского дела.
Гражданский процесс охватывает различные действия, однако все они имеют конечной целью своевременное и правильное осуществление правосудия по конкретному гражданскому делу (ст. 2 ГПК).
Под своевременным правосудием следует понимать процессуальную деятельность, осуществляемую в соответствии с установленными законом или судом сроками.
Правильное правосудие означает законное, обоснованное и справедливое разрешение спора о праве. Употребление в законе этих двух терминов для характеристики хода результатов гражданского судопроизводства не означает двух самостоятельных целей гражданского процесса, поскольку своевременность и правомерность отправления правосудия не противостоят друг другу, а образуют единое целое — быстрота не должна противоречить закону, а правильность юрисдикции не должна быть связана с бюрократической чиновничьей волокитой.
Гражданскому судопроизводству присущи две основные процессуальные функции:
рассмотрение и разрешение дела;
пересмотр судебных постановлений (судебных приказов,
решений и определений суда).
Эти функции суд должен осуществлять последовательно в указанном выше порядке. Рассмотрение и разрешение дела обязательно в производстве по любому делу, пересмотр же судебных постановлений будет зависеть от конкретных обстоятельств дела, таких, как обжалование заинтересованными лицами принятого судом решения или внесение представления прокурором в вышестоящую судебную инстанцию.
Каждая из перечисленных функций означает направленность процессуальной деятельности на решение такой задачи, как разбирательство дела по существу, проверка законности, обоснованности
' В юридической литературе термином «гражданский процесс» обозначают не только гражданское судопроизводство, но и гражданское процессуальное право, соответствующую отрасль юридической науки и учебную дисциплину. Однако следует иметь в виду прежде всего его настоящий смысл: гражданский процесс — это судопроизводство по гражданским делам, система гражданской процессуальной деятельности.
23
и справедливости постановления акта правосудия. Она отличается особым составом участников судопроизводства, своеобразием предоставленных им прав и обязанностей, спецификой процессуальной деятельности. Иными словами, любой функции свойственны особые типичные гражданские процессуальные правоотношения.
Гражданский процесс по каждому конкретному делу последовательно проходит несколько этапов, именуемых стадиями процесса.
Под стадией гражданского процесса необходимо понимать совокупность процессуальных действий, объединенных соответствующей целью судопроизводства (возбуждение дела, досудебная подготовка, судебное разбирательство, апелляционная и кассационная проверка законности и обоснованности судебного решения и т. п.).
Стадия гражданского процесса относится к движению дела, и цель судопроизводства может быть достигнута, если в результате совершения процессуальных действий будут созданы необходимые условия для перехода дела из одной стадии в другую.
Вместе с тем от стадий в гражданском процессе необходимо отличать процессуальные «институты», которые никакого отношения к движению дела не имеют. Ими могут быть, например, институты обеспечения иска, отводов и самоотводов, заочного решения и др.
Действующий ГПК дает основание различать семь стадий:
Возбуждение производства по делу, когда заинтересован
ное лицо обращается в суд и судья, приняв его документы, на
чинает процессуальную деятельность.
Подготовка дела к судебному разбирательству, в ходе ко
торой судья уточняет заявленные требования, помогает сторо
нам и третьим лицам в сборе необходимых доказательств
и привлекает к процессу заинтересованных лиц, экспертов, пе
реводчиков, свидетелей, проводит предварительное судебное
заседание, назначает дело к судебному разбирательству.
Судебное разбирательство, при котором суд (судья еди
нолично) рассматривает материалы дела в судебном заседании,
выслушивает вызванных лиц и разрешает дело по существу
принятием решения либо завершает производство по делу1.
1 Действующий закон наделяет судью широкими полномочиями по пересмотру собственных решений, определений и судебных приказов. Так, судья вправе слагать или уменьшать штраф, отменять судебный приказ, пересматривать заочное решение, отменять определения об оставлении заявления без рассмотрения в связи с неявкой в суд одной или обеих сторон, отменять решение о признании гражданина безвестно отсутствующим или умершим и др.
24
Пересмотр в апелляционном порядке не вступившего в за
конную силу решения мирового судьи, когда вскоре после его
вынесения суд второй инстанции по жалобе лица, участвующе
го в деле, или по представлению прокурора в ходе пересмотра
проверяет его законность и обоснованность.
Пересмотр в кассационном порядке не вступившего в за
конную силу решения, когда вскоре после его вынесения суд
второй инстанции по жалобе лица, участвующего в деле, или
по представлению прокурора в ходе пересмотра проверяет его
законность и обоснованность.
Пересмотр актов правосудия судом надзорной инстанции,
заключающийся в том, что законность вступивших в законную
силу судебных приказов, решений и определений проверяется
в судебном порядке вышестоящими судебными инстанциями.
Пересмотр вступивших в законную силу решений и опреде
лений по вновь открывшимся обстоятельствам, представляющий
собой исключение из общих правил, в силу которых суд, разре
шивший дело, проверяет законность и обоснованность собст
венного акта независимо от времени его вынесения с обнаруже
нием особых фактов — вновь открывшихся обстоятельств.
Кроме того, производство в суде первой инстанции (первые три из вышеуказанных стадий) в зависимости от предмета и задач судебной деятельности подразделяется также и на виды: исковое, особое, производство, возникающее по делам из публичных правоотношений, приказное производство и производство, связанное с исполнением судебных постановлений и постановлений иных органов.
Исковое производство представляет собой судопроизводство по разрешению споров о праве посредством иска. Оно предназначено для защиты нарушенных или оспариваемых субъективных гражданских прав граждан и организаций.
По действующему закону исковое производство является основным видом гражданского судопроизводства, детально регламентированным ГПК. Гражданские дела других видов судопроизводства рассматриваются по правилам искового производства, но с некоторыми изъятиями и дополнениями, обусловленными природой рассматриваемых дел и задачами, стоящими при этом перед судом.
Предмет рассмотрения в особом производстве составляют бесспорные дела, при которых не нужна защита субъективных прав, а цель их разбирательства — охрана законных интересов граждан.
Производство по делам, возникающим из публичных правоотношений, фактически является административным судопроиз-
25
водством (административной юрисдикцией), которое в соответствии со ст. 118 Конституции РФ в перспективе должно составить автономную процессуальную форму, существующую наряду с гражданским процессом, но по сложившейся традиции пока что функционирующей в составе гражданского судопроизводства в качестве одного из его видов. Цель разрешения дел, возникающих из публично-правовых отношений, заключается в судебном контроле за действиями и актами исполнительной власти.
Приказное производство представляет собой самостоятельный и упрощенный вид гражданского судопроизводства, в котором защищается субъективное право, основанное на бесспорных документах (доказательствах). Задача суда состоит в удовлетворении данного права и выдаче исполнительного документа для его принудительной реализации.
Производство, связанное с исполнением судебных постановлений и постановлений иных органов (выдача исполнительных листов, приостановление, прекращение исполнительного производства и др.).
Какова роль гражданского процессуального права в системе отечественного права?
Российское право представляет собой систему, в которой принято различать государственное право (конституционное право, судоустройство и др.), материальное право (уголовное, гражданское, семейное, трудовое, кооперативное, административное, международное (частное и публичное), предпринимательское, финансовое и др.) и процессуальное право (гражданский1 и уголовный процессы).
Гражданское процессуальное право как элемент системы российского права соотносится с каждым из перечисленных звеньев, но взаимодействует с ними по-разному.
В соответствии с Конституцией РФ (глава 7) самостоятельными ветвями государственной власти в России провозглашены учреждения Конституционного Суда РФ, Верховного Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда РФ (ст. 125, 126, 127), а также установлены основы судебной власти: требования, предъявляемые к судьям при их назначении, их независимость, несменяемость и неприкосновенность.
1 Наличие арбитражного судопроизводства Конституцией РФ не предусмотрено (ч. 2 ст. 118).
26
В данной главе также указаны такие конституционные начала, которые имеют решающее значение для отправления правосудия по гражданским делам: открытость разбирательства дел, состязательность и равноправие сторон в судопроизводстве1.
Федеральный конституционный закон «О судебной системе Российской Федерации» определяет звенья судебной системы, а также полномочия различных судебных инстанций.
Данные нормы конституционного права имеют основополагающее для гражданского процессуального права значение: процессуально-правовое регулирование гражданского производства происходит с обязательным учетом этих норм. Например, наличие судебной власти служит одним из факторов, обусловливающих законную силу решений суда. В соответствии с системой судов строятся родовая подсудность гражданских дел и виды пересмотра судебных постановлений2.
Влияние данных отраслей права имеет двусторонний характер. Это объясняется тем, что функционирование гражданского процесса придает конституционным нормам жизненность, что в конечном счете и определяет их правовую ценность. Поэтому конституционные права и свободы граждан реальны только потому, что возможны их судебная защита и принудительное осуществление гражданскими процессуальными средствами.
Тесное взаимодействие материального права (гражданского, семейного, трудового, кооперативного и других отраслей циви-листического цикла) с гражданским процессуальным правом в целом представляет собой соотношение и неразрывную связь содержания (материального) и формы (процессуального) в их философском понимании.
Однако ни гражданский процесс, ни цивилистические отрасли материального права не могут существовать и нормально функционировать друг без друга. Гражданское процессуальное право, как и гражданский процесс, предназначено для защиты субъективных прав и законных интересов граждан и организаций, без них процесс и юридические нормы, его регламентирующие, сами по себе становятся бессодержательными, а потому и бессмысленными в социальном и юридическом отношениях.
Заявленные требования суд рассматривает на основе применения соответствующих норм материального права.
1 Конституция Российской Федерации: Научно-практический коммента
рий/ Под ред. Б. Н. Топорника. М.: «Юристь», 1997. С. 597—637.
2 См.: Савельева Т. А. Судебная власть в гражданском процессе. Саратов,
1997. С. 42.
27
Воздействие гражданского процессуального права на гражданское и другие отрасли материального права связано с тем, что гражданский процесс обеспечивает принудительное осуществление нарушенных или оспоренных субъективных гражданских прав, семейных, трудовых и других материальных прав физических и юридических лиц. Гражданское процессуальное право определяет пути защиты прав, формы привлечения к ответственности, а также действенность материальных прав в конфликтных ситуациях.
Аналогично строится взаимодействие гражданского процессуального права с административным и финансовым правом.
Намного меньше контактов у гражданского процессуального права с уголовным правом. В гражданском процессе используются уголовно-правовые санкции в отношении недобросовестных свидетелей и экспертов, а также должников, преступное поведение которых препятствует своевременному и законному принятию судебных постановлений. Совершение участником процесса преступления в ходе разбирательства гражданского дела признается гражданским процессуальным фактом, служащим основанием для пересмотра этого дела по вновь открывшимся обстоятельствам.
Взаимодействие гражданского процессуального права с арбитражным процессом строится следующим образом. Современный арбитражный процесс имеет принципиальное сходство с гражданским процессом в исковом производстве, составе участников процесса, едином правовом регламенте института доказывания, процессуальных сроках, процессуальной ответственности, мерах защиты и др.
Многие нормы Арбитражного процессуального кодекса (далее — АПК) текстуально повторяют нормы ГПК. Налицо единство основ (принципов и процессуальных порядков судебной деятельности) гражданского и арбитражного процессов. Если исходить из положений Конституции РФ, то арбитражный процесс необходимо рассматривать не как самостоятельную отрасль права, а как подотрасль гражданского процессуального права. Видимо, поэтому ст. 118 Конституции РФ обоснованно не выделяет арбитражную процессуальную форму как самостоятельную форму защиты права.
Другой подотраслью гражданского процессуального права следует признать третейское судопроизводство. Оно также регламентирует исковую защиту нарушенного и оспариваемого права в состязательном судопроизводстве. В первую очередь речь идет о коммерческом арбитражном судопроизводстве с участием иностранных лиц.
ГЛАВА 2. ПРИНЦИПЫ ГРАЖДАНСКОГО ПРОЦЕССУАЛЬНОГО ПРАВА
Каково понятие принципов гражданского процессуального права?
Принципы гражданского процессуального права представляют собой основные идеи, исходные положения или ведущие начала процесса, закрепленные в нормах права. В принципах процесса, как и в принципах любой отрасли права, отражается социально-политическое состояние общества, природа государства и права. В них сосредоточены взгляды законодателя на характер и содержание судопроизводства на данном этапе.
Принципы гражданского процессуального права, имея общеобязательный характер, способствуют укреплению единства и взаимодействия отдельных этапов процесса, соединяя их в единое целое, формируя определенное общественное правосознание.
Какова система принципов гражданского процесса?
Принципы гражданского судопроизводства подразделяются на организационные (судоустройственные), определяющие устройство судебной системы и общие начала отправления правосудия, и функциональные (судопроизводственные), регулирующие конкретную процессуальную деятельность каждого участника гражданского процесса.
Таким организационным принципом гражданского процессуального права является принцип законности. Применительно к гражданскому процессу он означает строгое и неуклонное соблюдение всеми субъектами правоотношений порядка судебного производства по гражданским делам в целях защиты прав и законных интересов физических и юридических лиц.
Реализация принципа законности в гражданском судопроизводстве воплощает положение ст. 2 Конституции РФ о признании, соблюдении и защите прав и свобод человека и гражданина1. Любое лицо, чьи права нарушены, может обратиться
1 Конституция Российской Федерации. М.: Юрайт-М., 2000. С. 4.
29
в судебные органы по вопросу защиты нарушенных либо оспариваемых прав, свобод и законных интересов.
Такая защита прав возможна на каждом уровне судебной системы в соответствии с установленной подведомственностью и подсудностью. То есть спор о нарушенном праве может быть рассмотрен либо судом общей юрисдикции, либо арбитражным судом. Принцип законности реализуется на каждой стадии рассмотрения дела в строгом соответствии с процессуальным законодател ьством.
Только установленный законодателем процессуальный порядок исследования обстоятельств по делу способствует установлению судебной истины по делу и защите нарушенного права.
Нередко нарушение установленного процессуального порядка приводит к неправильным оценкам и выводам, поэтому гражданское процессуальное законодательство в целях защиты нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов предоставляет возможность неоднократной перепроверки принимаемых судебных постановлений в апелляционной, кассационной и надзорной инстанциях, что в большой степени гарантирует соблюдение законности.
Принцип осуществления правосудия только судом. Этот принцип основан на положении ст. 118 Конституции, в которой указано, что правосудие в Российской Федерации осуществляется только судом. Судебная власть осуществляется посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства1.
В развитом обществе только суд является гарантом защиты прав граждан и вершит правосудие. И наоборот, только по судебной системе можно определить, насколько развито государство и насколько защищены права граждан и организаций в нем.
Достаточно сопоставить гражданское процессуальное право, действовавшее 25 лет назад, и новое процессуальное законодательство, действующее с 1 февраля 2003 г., чтобы понять, какое правовое общество было в то время и сейчас.
В то время некоторые гражданские, административные, семейные, жилищные спорные вопросы (например, об определении порядка пользования жилым помещением) рассматривались не профессиональными судьями, а общественными формированиями по месту жительства или работы сторон (в домовых комитетах, товарищеских судах).
Конституция Российской Федерации. М.: Юрайт-М, 2000. С. 38.
30
Так, Указом Президиума Верховного Совета РСФСР от И марта 1977 г. было утверждено Положение о товарищеских судах и Положение об общественных советах по работе товарищеских судов1, которое действовало до 1 января 1995 г., а ст. 26 ГПК РСФСР предусматривала подведомственность гражданских дел товарищеским судам в соответствии с положением о них2.
Согласно п. 6 постановления Пленума Верховного Суда СССР № 10 от 1 декабря 1983 г. «О применении процессуального законодательства при рассмотрении гражданских дел в суде первой инстанции» (с изменениями от 3 апреля 1987 г.) на рассмотрение товарищеских судов могли быть направлены материалы лишь о гражданско-правовых спорах, указанных в Положениях о товарищеских судах3.
Кроме того, правосудие в судах осуществлялось с участием народных заседателей, которые, формально обладая правами судьи, в то же время не являлись профессионалами в области юриспруденции и не могли в должной степени влиять на ход процесса.
Многие дела также были отданы на рассмотрение органам исполнительной власти либо прокуратуры (рассмотрение вопросов о применении санкций за административные правонарушения, вопросы принудительного выселения и др.). Такое неправильное распределение судебных функций между административными и иными несудебными органами свидетельствует об отсутствии у общества правового государства.
С принятием нового комплексного законодательства о судопроизводстве общество все больше и больше насыщается постулатами правового государства. Так, введены институты суда присяжных и мировых судей, установлены разумные сроки судопроизводства, нет ограничений в правах на судебную защиту конституционных и гражданских прав, расширены права физических и юридических лиц в стадиях обжалования судебных решений.
Совершенно очевидно, что, развивая принцип осуществления правосудия только судом, в настоящее время Российская Федерация постепенно становится все более и более правовым государством. Продолжение совершенствования судебной сис-
1 ВВС РСФСР. 1977. № 12. Ст. 254.
2 ВВС РСФСР. 1964, № 24. Ст. 407.
3 Сборник постановлений Пленумов Верховных судов СССР и РСФСР по
гражданским делам. М., 1994.
31
темы является признаком движения в таком развитии. Наряду с созданием института мировых судей, совершенствованием деятельности судов общей юрисдикции и арбитражных судов продолжают создаваться и совершенствоваться конституционные суды субъектов Федерации (уставные), планируется создание административных судов.
Таким образом, создавая единую и сильную судебную систему, государство становится действительно правовым.
Принцип назначения судей на должность. В чем преимущества этого принципа по сравнению с действовавшим ранее принципом выборности судей?
Основной отличительный признак между двумя указанными принципами — это устранение партийных органов и организаций от процесса выдвижения кандидатов на эту должность и экономичность. Основным критерием подбора кандидатур при выборности являлся признак преданности идеям и догмам правящей партии. Кроме того, при выборности судьи предполагалось голосование народа за одну кандидатуру, чем нарушался сам принцип выборности — выбора из определенного числа кандидатов.
И наконец, выборы в период существования этого принципа носили публично-формальный характер. Все это привело к выводу о том, что принцип выборности должен применяться к должностям, имеющим отношение к деятельности, так или иначе затрагивающей политическую жизнь страны, региона, местности и т. д. Там же, где работа предполагает устранен-ность от политики, экономики, предпринимательства и т. д., отбор и трудоустройство судей предпочтительнее проводить по принципу назначения на должность.
Вместе с тем принцип назначения судьи имеет свои недостатки. Это, например, возможность назначения с использованием принципов «телефонного права», угодничества и т. п. Но для устранения таких негативных моментов, сопровождающих процесс назначения, Законами «О статусе судей в Российской Федерации» и «О дополнительных гарантиях социальной защиты судей и работников аппаратов судов Российской Федерации» разработан определенный механизм контроля.
Так, прежде чем лицо назначается на должность судьи, оно должно сдать квалификационные экзамены на предмет пригодности его к профессиональной деятельности судьей, затем его кандидатура рассматривается на квалификационной коллегии судей — профессиональном органе судей региона, — которая дает соответствующую рекомендацию.
32
Перед назначением на должность кандидатура будущего судьи рассматривается в законодательных (представительных) органах соответствующих субъектов Российской Федерации и лишь потом утверждается Президентом РФ. Если по каким-либо причинам происходит отказ в назначении на должность судьи, кандидат имеет право судебного обжалования такого отказа.
Таким образом, принцип назначения, на должность судьи, установленный в ст. 128 Конституции РФ и регулируемый федеральным законодательством, реализует права граждан на независимое и беспристрастное судопроизводство, ибо назначенный судья является профессионалом, независимым от политической и иной конъюнктуры, и имеет все предпосылки для правильного рассмотрения и разрешения гражданских дел.
Законодателем установлен определенный возрастной, образовательный и профессиональный ценз при назначении на должность судьи. Так, судьей районного (городского) суда может быть гражданин Российской Федерации, достигший двадцатипятилетнего возраста, имеющий высшее юридическое образование, стаж работы по юридической профессии не менее пяти лет, не совершивший порочащих его поступков. Ценз к кандидатам в судьи вышестоящих судебных инстанций более требователен.
Судьями судов субъектов РФ могут быть граждане, достигшие тридцатилетнего возраста, а судьями Верховного Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации — достигшие тридцатипятилетнего возраста и имеющие стаж работы по юридической профессии не менее десяти лет (ст. 4 Закона РФ «О статусе судей в Российской Федерации»). Федеральным законом могут быть установлены и дополнительные требования к кандидатам в судьи всех судов.
В отличие от назначаемых судей, мировые судьи назначаются законодательным (представительным) органом субъекта Федерации либо избираются населением округа. Порядок назначения (избрания) мировых судей регулируется как федеральным законодательством, так и законодательством субъекта Федерации. Следовательно, в процессуальной деятельности мировых судей также имеет место принцип назначения на должность этих судей на тех же основных условиях, что и для судей федеральных судов (сдача экзамена, получение рекомендации квалификационной коллегии судей региона и т. д.).
В то же время законодателем не исключен принцип выборности этой категории судей, но с обязательным применением
33
механизма контроля, установленного федеральным законодательством для назначения на должность судьи.
Независимо от принципа прохождения предварительной процедуры вступления в должность судьи (назначение или выборность) все они обладают единым статусом и различаются между собой лишь полномочиями, компетенцией и сроками пребывания в должности. Прекращение полномочий судьи допускается только по решению квалификационной коллегии судей или по истечении срока полномочий.
Принцип сочетания единоличного и коллегиального состава суда при рассмотрении гражданских дел. Реализуя принцип осуществления правосудия только судом, гражданские дела рассматриваются судом в составе либо одного судьи (единолично), либо коллегии судей (коллегиально).
До вступления в силу нового ГПК коллегиальный состав суда по определенной категории гражданских дел мог состоять из судьи и двух народных заседателей. Этот способ отправления правосудия был вызван политической необходимостью осуществления принципа контроля и участия народа в отправлении правосудия.
Однако произошел обратный процесс, при котором народные заседатели, не обладая познаниями в области юриспруденции, были лишь формальными участниками процесса, реально не оказывали помощь судьям в отправлении правосудия по конкретным делам, а в последние годы возникли проблемы с их явкой в суд, из-за чего нарушались сроки рассмотрения гражданских дел. Таким образом, институт народных заседателей сам изжил себя. С 1 февраля 2003 г. новый ГПК установил коллегиальное рассмотрение гражданских дел только с участием судей-профессионалов.
В ст. 14 ГПК установлен порядок судопроизводства, при котором дела в судах первой инстанции рассматриваются судьями единолично, а в случаях, предусмотренных федеральным законом, — коллегиально в составе трех профессиональных судей. Рассмотрение дел в кассационном порядке осуществляется судом в составе трех судей, а в порядке судебного надзора — в составе не менее трех судей.
Один судья из состава судебной коллегии является председательствующим по делу.
Принцип независимости судей. При осуществлении правосудия судьи независимы и подчиняются только Конституции Российской Федерации и федеральному закону (ст. 120 Конституции). Этот принцип фактически придает неограниченную
34
власть суду в процессе отправления правосудия. Но эта видимая «неограниченность» ограничена законом.
Почему в этом принципе усматривается неограниченность судебной власти . при отправлении правосудия? Потому что, рассматривая то или иное дело, судья применяет и оценивает не только доказательства, но и сами законы, нормативные правовые акты, которые регулируют спорное правоотношение и которые иногда противоречивы в применении к конкретным обстоятельствам.
Помимо положений Конституции принцип независимости судей нашел свое подтверждение в федеральном законодательстве — Законе РФ «О статусе судей Российской Федерации» (ст. 1, 9, 12, 16)1.
Независимость судей предполагает:
запрет, под угрозой ответственности, чьего бы то ни
было вмешательства в деятельность по осуществлению право
судия;
установленный порядок приостановления и прекраще
ния полномочий судьи;
право судьи на отставку;
неприкосновенность судьи;
определенную систему взаимоотношений органов судей
ского сообщества;
государственное материальное и социальное обеспече
ние, соответствующее статусу судьи;
несменяемость и невозможность перевода на другую
должность или в другой суд без согласия судьи;
невозможность прекращения или приостановления пол
номочий судьи иначе как по основаниям и в порядке, установ
ленным законом;
невозможность привлечения к административной и дис
циплинарной ответственности, к какой-либо иной ответствен
ности за выраженное судьей при осуществлении правосудия
мнение и принятое решение, если вступившим в законную
1 Закон РФ от 26 июня 1992 г. № 3132-1 «О статусе судей в Российской Федерации» (в ред. Закона РФ от 14 апреля 1993 г. № 4791-1; Указа Президента РФ от 24 декабря 1993 г. № 2288; федеральных законов от 21 июня 1955 г. № 91-ФЗ, от 17 июля 1999 г. № 169-ФЗ, от 20 июня 2000 г. № 89-ФЗ); см.: Куницын А. Р., Пискарев И. К. Настольная книга федерального судьи: Судебная практика. Комментарии. Образцы документов. Информационные материалы. М.: НОРМА; Издательская группа НОРМА-ИНФРА-М, 2002. С. 591-608.
35
силу приговором суда не будет установлена его виновность в преступном злоупотреблении;
— ответственность лиц, виновных в оказании незаконного
воздействия на судей, присяжных, народных и арбитражных
заседателей, участвующих в осуществлении правосудия, а так
же в ином вмешательстве в деятельность суда.
Независимость судей обеспечивается также обязанностью судьи:
неукоснительно соблюдать Конституцию РФ и другие
законы при исполнении своих полномочий;
во внеслужебных отношениях избегать всего того, что
могло бы умалить авторитет судебной власти, достоинство су
дьи или вызвать сомнение в его объективности, справедливо
сти и беспристрастности;
не заниматься политической и предпринимательской
деятельностью;
не совмещать работу в должности судьи с другой опла
чиваемой работой, кроме научной, преподавательской, литера
турной и иной творческой деятельности.
Принцип равенства всех перед законом и судом является не только конституционным, но и универсальным в гражданском процессе. С одной стороны, главные участники судопроизводства — это стороны, которые имеют противоположные правовые позиции, и задача оуда — реализовать принцип равенства сторон, с тем чтобы не проявилось превосходство в защите своей позиции одной из сторон.
С другой стороны, правовым равенством в судебном заседании обладают все субъекты гражданских правоотношений, которым предоставлена возможность в каждой стадии судопроизводства отстаивать свою позицию законными способами.
В то же время при наличии спорных правоотношений и процессуальном равенстве участников процесса суд, применяя нормы материального права, своим решением пресекает нарушение материального права и восстанавливает в этой отрасли права равенство сторон.
Нормы гражданского процессуального права устанавливают равенство как для граждан независимо от пола, расы, национальности и других личных характеристик, так и организаций независимо от их организационно-правовой формы, формы собственности, подчиненности и других обстоятельств (ст. 6 ГПК).
Принцип государственного языка. В Российской Федерации государственным языком является русский язык (ст. 68 Конституции). В ст. 9 ГПК предусмотрено, что ведение гражданского судопроизводства осуществляется на русском языке.
36
В то же время законодатель предусмотрел возможность рассмотрения гражданских дел на государственном языке той республики, в которой ведется судопроизводство. При такой ситуации участникам процесса, не владеющим языком республики, обеспечивается переводчик.
В отличие от прежнего ГПК новый не предусмотрел возможность пользоваться языком, на котором общается большинство населения.
Соответственно процессуальная документация судебного заседания ведется на принятом в суде языке общения. Те же участники, которые не владеют языком судопроизводства, вправе представлять суду процессуальные документы на родном языке и выступать также на любом свободно избранном языке общения, а также пользоваться услугами переводчика (ст. 9 ГПК).
В военных судах гражданское судопроизводство проводится на государственном языке Российской Федерации.
Принцип гласности. Конституция РФ (ст. 123) провозгласила принцип гласности, указав, что разбирательство во всех судах открытое. Гражданское процессуальное законодательство (ст. 10 ГПК) основывается на этом принципе.
Прежнее процессуальное законодательство реализовывало этот принцип только посредством допуска в зал судебного заседания любого гражданина, достигшего 16 лет. Однако как только стороны пытались фиксировать процесс посредством магнитофонной записи, суды запрещали им это делать.
Новый гражданский процессуальный закон расширил действие принципа гласности и ввел положение, при котором лица, участвующие в деле, и граждане, присутствующие в открытом судебном заседании, имеют право в письменной форме, а также с помощью средств аудиозаписи фиксировать ход судебного разбирательства. А с разрешения суда допускается фотосъемка, видеозапись, трансляция судебного заседания по радио и телевидению.
Однако ряд положений Конституции РФ устанавливает применение некоторых принципов и положений с оговоркой. Например, в п. 3 ст. 17 Конституции указано, что осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц. В ст. 23 Конституции также говорится о том, что каждый имеет право на личную и семейную тайну, на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений.
Статья 29 Конституции, гарантируя свободу поиска, получения и передачи информации любым законным способом,'
37
а значит, и посредством получения информации в судебном заседании, вместе с тем указывает на наличие перечня сведений, составляющих государственную тайну, который определен соответствующим федеральным законом.
Все эти положения Конституции обязали законодателя установить определенные условия, при которых невозможно проведение открытого судебного заседания.
Законодатель установил следующие условия закрытого судебного разбирательства:
По делам, содержащим сведения, составляющие госу
дарственную тайну, тайну усыновления (удочерения) ребенка,
а также по другим делам, если это предусмотрено федераль
ным законом.
Если необходимо сохранение коммерческой или иной
охраняемой законом тайны. Если это связано с неприкосно
венностью частной жизни граждан или имеются иные основа
ния, не допускающие их гласного обсуждения.
Нарушение этих правил может помешать правильному разбирательству дела либо повлечь за собой разглашение государственных, профессиональных и иных тайн, в результате чего могут быть нарушены права и законные интересы гражданина.
Если имеются основания рассматривать гражданское дело в закрытом заседании, то суд обязан вынести об этом мотивированное определение, а участники процесса и иные лица, которым в судебном заседании могут стать известны сведения, составляющие тайну, должны быть предупреждены судом об ответственности за их разглашение.
В зале закрытого судебного заседания могут присутствовать лишь лица, участвующие в деле, их представители и при необходимости — свидетели, эксперты, специалисты, переводчики.
Однако принцип публичности распространяется на объявление решений судов как открытого, так и закрытого судебных заседаний. Исключение из этого правила составляют решения, затрагивающие права и законные интересы несовершеннолетних.
Функциональные принципы гражданского судопроизводства регулируют процессуальную деятельность его участников.
Принцип судебной истины (принцип, определяющий процессуальную деятельность).
В соответствии с данным принципом суд может законно применять юридическую норму не к каким-то абстракциям, а к конкретным юридическим фактам, полно и правильно установленным в предусмотренном законом порядке (в порядке судебного доказывания).
38
Без исследования обстоятельств дела немыслима судебная правоприменительная деятельность. Именно поэтому закон возложил на суд обязанность устанавливать действительные обстоятельства дела, права и обязанности сторон (ст. 12 ГПК) как условие законного и обоснованного разрешения гражданского дела.
Для судебного познания характерны следующие черты:
нацеленность исключительно на юридические факты;
проведение в гражданской процессуальной форме, т. е.
в установленном законом порядке;
ограниченность в основном материалом, представляе
мым сторонами;
проведение исключительно с целью законного и обос
нованного разрешения гражданского дела в рамках спорного
правоотношения.
Поэтому итоги судебного познания целесообразно именовать судебной истиной, тем самым подчеркивая ее специфичность.
Своеобразие судебной истины определяется и тем, что суд исследует не все обстоятельства, имеющие значение для дела, а лишь представленные ему спорящими сторонами (ст. 12 ГПК). Суд обязан принимать без доказывания лишь общеизвестные факты и факты, установленные вступившим в законную силу решением или приговором (ст. 61 ГПК).
Кроме того, гражданскому процессу известны и так называемые доказательственные презумпции, когда из одних установленных фактов предполагается существование других. В. связи с этим последние не доказываются, их включение в судебное решение означает, что в него вносятся допустимо возможные сведения.
В ГПК включены и юридические фикции1. В отличие от презумпций2 фикции не основаны на предшествующем опыте или известных фактах, а возникают по воле законодателя для защиты нарушенных прав и законных интересов физических и юридических лиц (ст. 79, 118, 119 ГПК). Например, если сторона уклоняется от участия в экспертизе либо не представляет экспертам необходимые материалы и документы для их исследования, а без этого невозможно провести экспертизу, то
1 Фикция — вымысел, плод воображения // Даль В. И. Толковый словарь
великорусского языка. М.: Русский язык, 1998. Т. 4. С. 534.
2 Презумпция — это закрепленное в нормах права предположение о нали
чии или отсутствии юридических фактов.
39
суд вправе признать факт, для выяснения которого экспертиза была назначена, установленным или опровергнутым.
Кроме того, фикция — это заведомо неистинное положение, принимаемое за истинное, тогда как презумпция исходит из высокой степени вероятности и истинности, являясь предположением истины. Так, юридической фикцией может также являться норма, согласно которой днем смерти лица, объявленного умершим, считается день вступления в силу решения суда о признании последнего умершим.
Из этого следует, что судебная истина существенно отличается от объективной истины в ее философском понимании. Вместе с тем это не означает отказа от истины в судопроизводстве. Речь идет в данном случае лишь о своеобразии судебной истины.
Содержание принципа судебной истины составляют нормативно закрепленные требования прежде всего к суду, а также к лицам, участвующим в деле, и к другим участникам процесса полно и всесторонне установить обстоятельства дела. Гражданский процессуальный кодекс не только формулирует требование отыскивать истину, но и определяет пути ее достижения в ходе судебного доказывания.
Гарантиями установления истины по делу будут являться гражданская процессуальная форма и принцип состязательности.
К решению данной задачи привлекаются все участники производства в суде первой инстанции. Стороны обязаны обосновывать свои требования и возражения (ст. 56 ГПК), а суд определяет, какие обстоятельства имеют значение для дела, какой стороне надлежит их доказывать, выносит обстоятельства на обсуждение, даже если стороны на какие-либо из них не ссылались.
Указанное правило распространяется на прокурора, органы местного самоуправления и иных субъектов, защищающих права других лиц от своего имени. Свидетели, эксперты и переводчики должны добросовестным выполнением своих функций в гражданском процессе также способствовать отысканию истины по делу.
Гражданский процессуальный кодекс отводит суду особую роль в решении задачи установления обстоятельств дела. Функции суда в данном случае заключаются в следующем:
определять предмет доказывания по делу;
излагать в принимаемом решении все выясненные
обстоятельства и обосновывать свой вывод о фактической сто
роне дела соответствующими доказательствами.
40
Ошибки в установлении истины закон определяет как основания к отмене решения с направлением дела на новое рассмотрение судом первой инстанции (ст. 362 ГПК).
Принцип диспозитивности является одним из краеугольных камней гражданского процесса. Это принцип, определяющий процессуальную деятельность.
Основным движущим началом гражданского судопроизводства служит инициатива участвующих в деле лиц. В соответствии с принципом диспозитивности гражданские дела возбуждаются, развиваются, изменяются, переходят из одной стадии процесса в другую и прекращаются под влиянием исключительно инициативы участвующих в деле лиц. Этот принцип пронизывает все стадии гражданского процесса.
Соблюдение принципа диспозитивности заключается в предоставлении сторонам и субъектам, защищающим права и законные интересы других лиц (прокурору, органам государственной власти и местного самоуправления, организациям и гражданам, выступающим на основании ст. 46 ГПК), свободы распоряжения материальными правами и процессуальными средствами их защиты.
Любое субъективное право как мера возможного поведения предполагает возможность управомоченного лица свободно распоряжаться данным правом и'защищаться в установленном законом порядке. Без этих полномочий субъективное право реализовать невозможно. Все это относится и к процессуальным правам участников судопроизводства.
Необходимость в установлении специального принципа, обеспечивающего свободу распоряжения, связана со спецификой гражданских процессуальных правоотношений, в которых суд занимает руководящее положение и реализует властные полномочия. Любой акт диспозитивного характера должен быть санкционирован судом.
Исходя из этого, принцип диспозитивности представляет собой юридическую конструкцию, обеспечивающую свободу участников процесса в распоряжении материальными правами и средствами их защиты в условиях осуществления судебной власти.
В связи с этим невозможно не согласиться с А. Т. Боннером, правильно понимающим данный принцип как нормативно-руководящее положение гражданского судопроизводства, определяющее движущее начало и механизм процессуального движения'.
1 См.: Боннер А. Т. Принцип законности в советском гражданском процессе. М., 1989. С. 18.

<< Предыдущая

стр. 2
(из 21 стр.)

ОГЛАВЛЕНИЕ

Следующая >>