<< Предыдущая

стр. 3
(из 13 стр.)

ОГЛАВЛЕНИЕ

Следующая >>

В соответствии с вводным законом к «Основам»" 1928 г. Гражданский процессуальный кодекс РСФСР был дополнен следующими статьями ст 271-а ГПК, согласно которой допускается обращение взыскания лишь на доходы, извлекаемые при осуществлении авторского права, но отнюдь не на само авторское право, ст 187 п «а» ГПК, по которой решение суда о взыскании авторского гонорара подлежит немедленному исполнению, ст. 266 ГПК, в соответствии с которой, если взысканные судебным исполнителем суммы недостаточны для удовлетворения всех кредиторов должника, требования, возникающие из авторского права, относятся к первой очереди;. -ст 285 ГПК (в новой редакции), в соответствии с которой срок для исполнения решения о взыскании вознаграждения, причитающегося авторам или их наследникам (как равно и для взыскания заработной платы) устанавливается судебным исполнителем от 5 до 10 дней, ст 288 ГПК (в новой редакции), которая требует, чтобы при обращении взыскания на авторское вознаграждение (как равно и на заработную плату) все организации и лица давали судебному исполнителю по его требованию сведения о причитающемся должнику авторском гонораре; примечание 3 к ст 289 ГПК, которое устанавливает, что при обращении взыскания на вознаграждение, причитающееся автору произведения, соблюдаются т& же правила и те же пределы, которые уста-
1 Известия ЦИК от 25 августа 1928 г, № 197
2 Еженедечьник Нарко^прога РСФСР 1928 г, № 42—Циркуляр Г1авискусства, ,№ 6010
64

новлены для взыскания с заработной платы, ст 291 ГПК (в новой редакции), которая предусматривает, что в случае неисполнения предписания судебного исполнителя о производстве следуемых удержаний, учреждения и организации, обязанные уплатить должнику авторский гонорар, отвечают перед взыскателем в размере подлежавшей удержанию суммы.'
На основании ст. 6 закона об авторском праве-РСФСР от 8 октября 1928 r CHK РСФСР издал 15 января 1929 г постановление «О ставках вознаграждения за использование в промышленности произведений изобразительных искусств», по которому авторы таких произведении пользуются правом на вознаграждение, если они не зарегистрировали своих произведений согласно закона о промышленных образцах и не пользовались правами в порядке этого закона. -Художники, состоящие на службе в промышленном предприятии, и создающие в процессе выполнения трудового договора произведения для их использования в промышленных изделиях, пользуются авторским правом на эти произведения Трудовыми договорами определяется предельное количество выпускаемой предприятиями продукции, воспроизводящей произведения художника Последний не имеет права разрешить использование своих произведений целиком либо до тех пор, пока предприятие, где он работает, не выпустит всего количества продукции, обусловленной трудовым договором. Предусмотренные этим же постановлением ставки вознаграждения распространяются на случаи использования произведений живописи, ваяния,-архитектуры, рисунков, чертежей, фасонов, моделей, этикетов и проч в изделиях фабрично-заводской, кустарной и ремесленной промышленности, если только автор произведения не заключил с предприятием договора согласно «Основ» 1928 г. и закона об авторском праве РСФСР
Ставки вознаграждения установлены в процентном отношении к оптовой цене продукции, вырабатываемой
1 СУ РСФСР 1928 г , № 124, ст 788, перечисленные статьи ГПК РСФСР и соответствующие статьи ГПК Других союзных республик Постановлением ЦИК и CHK СССР от 6 февраля 1929 г претензии авторов И их наследников были также отнесены к первому разряду в отношении очередности удовлетворения (СЗ СССР 1920 г, № 31. ст 98)
65-

предприятиями, и дифференцированы по отраслям промышленности (текстильной, силикатной, резиновой, металлообрабатывающей, горнообрабатывающей и деревообделочной), а также и по видам материалов, из которых приготовляется продукция. При использовании произведений изобразительных искусств в других отраслях промышленности и из других материалов применяются ставки, относящиеся к сходным отраслям промышлен-sHocTH и материалам.1
10 апреля 1929 г. было издано постановление ЦИК и СНК СССР о передаче публичного исполнения музыкальных драматических и других произведений, а равно и лекций и докладов по радио. Согласно этого постаневления Наркомату почт и телеграфа, его местным органам и профессиональным союзам было предоставлено право передавать указанные произведения по радио и япюводам без уплаты за это особого вознаграждения как в пользу авторов и исполнителей, так равно театрам и другим зрелищным предприятиям.2
Во исполнение «Основ» 1928 г. и закона об авторском праве РСФСР 1929 г. Наркомпрос и Наркомторг РСФСР утвердили типовой издательский договор, опубликованный 19 апреля 1929 г. Согласно этого договора автор обязан в обусловленный срок передать (а по договору литературного заказа—написать произведение и передать) издательству исключительное право на издание и переиздание его произведения на определенный срок. Произведение по своему содержанию должно удовлетворять указанным условиям и быть в готовом для печати удобочитаемом виде. По предложению издательства автор обязан вносить в рукопись исправления и переделки в пределах условий договора, а равно держать по требованию издательства авторскую корректуру в обусловленные сроки. По получении извещения издательства о намерении переиздать произведение—сообщить в обусловленные договором сроки о своем разрешении или запрещении этого переиздания, а равно о намерении внести в произведение изменения.
В течение срока действия договора автор не имеет
' Приказы ВСНХ 1928/1929 г., № 10; Бюллетень финансового и хозяйственного законодательства 1929 г , № 21, ce. 51—52. 2 СЗ СССР, 1929 г., № 2, ст. 230.
66

права выпускать в свет свой труд в целом или в части без согласия издательства, за исключением опубликования в повременной печати, сборниках и альманахах (неболее 2,5 листов в каждом случае).
Если рукопись не будет сдана автором в обусловленный срок с добавлением льготных сроков (для произведений до 10 печ. листов—1 месяц и свыше 10 печ-лист.—2 месяца), а также при отказе автора от исправления своего труда по предложению издательства, вытекающему из договора, автор обязан возвратить по требованию издательства полученные по договору суммы,'
Издательство обязано в обусловленные договором сроки сообщить автору свои требования о внесении исправлений и переделок в рукопись либо о ее отклонения за непригодностью и предоставить автору достаточный срок для исправлений и переделок. В размерах и в сроки, обусловленные договором, издательство обязано уплатить автору гонорар. Если произведение не будет выпущено издательством в указанные в договоре сроки, автор имеет право на получение гонорара и расторжение договора.
Если предметом издательского договора являются учебники либо книги для детей, и эти произведения не будут допущены или одобрены ГУСом, договор расторгается, а автор получает от издательства 50% обусловленного гонорара с зачетом аванса. Если же произведение не будет выпущено в свет Главлитом, договор считается расторгнутым, но издательство не вправе требовать от автора выданные ему в счет договора суммы.
Издательство обязано выдать автору установленное договором количество экземпляров как бесплатно, так № по себестоимости.1
Типовые издательские договоры были изданы и некоторыми другими союзными республиками с большими или меньшими отклонениями от типового издательского договора РСФСР.
Существенное значение в деле помощи авторам в. реализации их имущественных прав, особенно при публичном исполнении произведений, и защите этих прав-в судах, имели авторские организации. Постановление ЦИК и СНК СССР от 14 июня 1929 г. указало, что каж-
* Еженедельник Наркомпроса РСФСР 1929 г., № 16—17.
67

дое учрежденное в одной из союзных республик общество драматических писателей и композиторов или иное общество, имеющее целью охрану интересов авторов, вправе открывать на территории СССР отделения и агентства, иметь уполномоченных и совершать все действия, необходимые для обеспечения и охраны прав своих членов.'
28 июня 1929 г. Президиум ЦИК СССР утвердил Положение об Институте Маркса и Энгельса, которому предоставил исключительное право издания собрании сочинений и отдельных произведений Маркса и Энгельса Это право Институт частично может передавать другим учреждениям и, в частности, издательствам
В соответствии с законом об авторском праве РСФСР от 8 октября 1928 r Наркомпрос РСФСР 8 августа 1929 г. издал инструкцию о порядке регистрации, устанавливающей время появления в свет произведений, являющихся предметом авторского права При регистрации надо было отмечать в реестре время а) первого издания, б) первого публичного исполнения, в) первой публичной экспозиции произведения изобразительных искусств, если до этого оно не было воспроизведено полиграфическим способом Регистрация производится по заявлению авторов (а после по смерти—наследников), издательств—в отношении повременных изданий, энциклопедических словарей и кинопроизводственных предприятий—в отношении кинофильмов. К заявлению о регистрации должны быть приложены по два экземпляра произведения либо фотоснимков с него, либо несколько увеличенных снимков с кадров и доказательства времени появления произведения в свет (афиши, программы и т п). При отсутствии таких доказательств в регистрации может быть отказано.
1 C3 СССР 1929 г, № 40, ст 355
2 C3 СССР 1929 г, .V» 42, ст 373 Последующими нормативными актами Музею Революции СССР было предоставлено автор ское право на издание и распространение фотографических снимков с предм°тов хранящихся в музее материалов музея, альбомов, путеводигелей методических справочников (C3 СССР 1930 г,№ 18 ст 20), Телеграфному агентству СССР и телеграфным агентствам союзных республик дано авторское право на информацию распространяемую при посредстве всех видов связи 1С i СССР 1935 г , №'5 ст 36 б)
68

Отказ в регистрации мог быть обжалован в коллегию Наркомпроса РСФСР, решение которой являлось окончательным. За регистрацию и выдачу выписки из реестра установлен был особый сбор 1 Регистрация не получила применения на практике 11 ноября 1S29 г Народным комиссариатом труда СССР было издано постановление «Об условиях труда работников искусств, печати и просвещения, обслуживающих нанимателя по отдельным заданиям», согласно которого к этим категориям творческих работников должно применяться общее законодательство о труде с рядом изъятий.
Постановление распространяется на работников изобразительных искусств (художников, скульпторов, \'\чейных специалистов ч проч), печати (корреспондентов, репортеров, фельечсьистов, очеркисюв и проч ) и просвещения (лекторов, руководителей экскурсий, инструкторов). при условии, если эта работа является для них основным источником существования Данное постановление не подлежит применению к рабкорам, селькорам и тому подобным корреспондентам, сотрудничающим в периодической печати r пооядке общественной работы;
к лицам, заключившим с издательствами договоры, предусмотренные законодательством об авторском праве; к сотрудникам, получающим твердое повременное вознаграждение, или обязанным выполнять определенную норму выработки; к работникам искусств, выполняющим кратковременную работ, (например, выступающим в эстрадных программах садов, в кинотеатрах, клубах и т д ) и к работникам, выполняющим заказы частных лиц, удовлетворяющие личные нужды заказчика и членов его семьи Для работников, на которых распространяется это постановление, вводятся расчетные книжки особой формы, установленной наркомтрудом союзной республики Общие коллективные договоры учреждений и предприятий, распространяются на них лишь в случаях и в пределах, прямо оговоренных в коллективных договорах
Размер и порядок отаты устанавливается по соглашению сторон, но не ниже общих расценок, принятых в данной организации дчя подобных сдельных работ.
1 Еженедельник Наркомпроса РСФСР, 1929 r , № 43
69

Заказанная, но не принятая работа оплачивается в размере 50 % нормальных расценок. Недобросовестно выполненные работы вовсе не оплачиваются.
Увольнение работников, подпадающих под действие этого постановления, производится по основаниям, предусмотренным общим законодательством о труде, с изъятиями, указанными в постановлении; их рабочее время не нормируется и не учитывается, выполнение заданий в нерабочие дни не влечет за собой повышения оплаты, Раз в году этим работникам предоставляется оплачиваемый отпуск в двенадцать рабочих дней; социальное страхование их регулируется особыми правилами, конфликты между работниками и предприятиями рассматриваются на общих основаниях, установленных трудовым законодательством.1
ВЦСПС 9 января 1430г. за №7 предложило всем профессиональным организациям при устройстве на клубных площадках и сценах спектаклей и прочих зрелищ с оплатой за вход оплачивать авторский гонорар на общих основаниях Со спектаклей и других зрелищ без взимания входной платы, но с платными исполнителями—исчислять авторский гонорар из расчета 5 % с суммы вознаграждения исполнителей. Если зрелища устраиваются без взимания платы и без оплаты исполнителей, то авторский гонорар—исчислять по 25 коп. с каждого листа пьесы и по 50 коп. с каждого отделения концерта, но не свыше 1 рубля за концерт.
Клубы до 150 мест, обслуживаемые самодеятельными кружками, без взимания платы за вход и без оплаты исполнителей, не уплачивают гонорара, как равно и организации, устраивающие спектакли и концерты в порядке культобслужпвания. Детализация приведенных положений дана в соглашении Культотдела ВЦСПС с Московским обществом драматических писателей и композиторов и Союзом драматических писателей.2
31 января 1930 г. Наркомфин РСФСР опубликовал перечень видов выморочного имущества, которое поступает в распоряжение кооперативных и других общественных организаций. Согласно этого перечня неуплаченный
1 Известия Нар^омтруда 1929 г, № 48—49. э Газета «Труд», 1930 г., № 18.
70

яонорар и огчисления от сбора со спектаклей, являю вдиеся выморочными, передаются Литературному фонду.1
В целях предупреждения и ликвидации случаев так называемого принудительного соавторства, которое навязывалось иногда автору со стороны руководящих работников театров и других зрелищных организаций в лич-яых корыстных целях, а также для борьбы с протекционизмом во взаимоотношениях последних с авторами
Совет по делам искусств и литературы при Наркомпросе РСФСР своим циркуляром от 16 февраля 1930 г. воспретил постановку произведений, созданных лицами, от которых в той или иной мере или форме зависело составление репертуара или режиссерско-постановочная работа в данном зрелищном предприятии, в соавторстве с лицом хотя бы и не работающим в этом предприятии или органе, которому оно подчинено Исключения из этого правила допускались при наличии разрешения Совета по делам искусств и литературы Наркомпроса с предварительным заключением в каждом отдельном случае авторских организаций.2
30 марта 1930 r. CHK СССР в целях создания благоприятных условий дг1я работы художников предложил CHK союзных республик остановить минимальный предел авторского гонорара художников за 'воспроизведение и\ картин, рисунков и скульптур в виде открыток, альбомов и т п., при опредетенном тираже3
CHK РСФСР на этом основании 26 августа 1930 г. предложил Наркомпро(у РСФСР издать от своего имени инструкцию о минимальных ставках авторского гонорара на произведения изобразительных искусств4
22 сентября 1930 г. Наркомпрос РСФСР издал эту инструкцию, которая установила минимальные ставки авторского гонорара и нормы тиражей на воспроизведение и издание произведений изобразительных искусств.
-Ставки эти были дифференцированы в зависимости от видов произведений и способов воспроизведения и изда-яия таковых.5
По вопросу о взыскании авторского гонорара за ис
1 Постановления и распоряжения НКФ РСФСР, 1930 г, № 11. а Бюллетень Наркомпросч 1930 г № 7
3 СЗ СССР 1930 г № 21, ст 237
4 СУ РСФСР 1930 г, № 42, ст 506
s Бкплетень Нарломпроса 1930 г, № 34
71

полнение музыкальных произведений при совершении религиозных обрядов Пленум Верховного Суда РСФСР разъяснил 6 апреля 1930 г , что труд авторов религиозно-музыкальных произведений, предназначенных к исполнению в домах культа, не является трудом общественно-полезным. Создаваемые религиозно-музыкальные произведения содействую^ усилению влияния служителей к проповедников религиозных вероучений на трудящихся, а поэтому авторское право на эти произведения, исполняемые при совершении религиозных обрядов, судебной защите не подлежит '
Во исполнение закона РСФСР от 8 октября 1928 г об авторском праве Наркомпрос РСФСР постановлением от 8 июня 1930 г. установил ставки авторского гонорара за нарушение авторского права взамен возмещения убытков.
Если произведение было издано без согласия автора, то издательство уплачивает гонорар автору в повышенном размере против обычных ставок, причем размеры штрафных ставок гонорара дифференцированы по видам произведений литературы и науки. Штрафные ставки предусмотрены также за заимствование из произведений без согласия автора, если получение такого согласия было обязательным силу закона; если нарушены установленные законом пределы заимствования или не указан его источник; за перепечатку литературных произведений или репродукций; за использование в музыкальном произведении текста чужого литературного произведения-с нарушением установленных правил; за переделку произведения из одной формы в другую без согласия автора, если последнее являлось необходимым согласно закона; за публичное исполнение неизданных произведений, снятие копии со скульптурного произведения механически—контактным способом, либо помещение произведения на публичной выставке, если все эти действия были совершены без разрешения автора. Гонорар за нарушение авторского права уплачивается организациями, предприятиями и лицами, допустившими нарушение, с правом регресса для организаций к виновные лицам.2
1 Сборник разъяснений Верховного Суда РСФСР, 1935 r. с 123
2 Бюллртень Наркомпроса 1930 г , № 19.
72

Согласно постановления ЦИК и СНК СССР от 23 ноября 1930 г. по договорам социалистических организаций с авторами о сдаче им работ по составлению всяко-то рода проектов, архитектурных, инженерных и иных технических планов, чертежей и рисунков заказчики л»44-ют право (если в договоре не установлены иные условия), без дополнительного вознаграждения неограниченно использовать все эти произведения для своих нужд, переуступать их третьим лицам и воспроизводить в печати.'
Постановление ВЦИК и СНК РСФСР от 30 ноября 1930 г. установило основания и порядок пенсионного обеспечения писателей и композиторов. Для получения права на пенсию эти лица должны были: состоять членами профсоюзов, достичь шестидесятилетнего возраста независимо от наличия трудоспособности, либо быть нетрудоспособными с отнесением к одной из трех групп инвалидности и иметь не менее 10 лет стажа творческой деятельности при Советской власти, при условии что эта деятельность являлась главным или единственным источником существования, причем содержание их творческой продукции не противоречило общественно-политиче-CKmi задачам нашей литературы или музыки. Право на пенсию получали также те писатели и композиторы, которые потеряли трудоспособность до достижения 60 лет, имели стаж творческой деятельности при Советской власти не менее пяти лет, но создали произведения, представляющие собой большую ценность. Если трудоспособность была у1рачена в непосредственной связи с собиранием материала для произведения, либо вследствие ранения на тч>чве кассовой борьбы, либо во время военных действий и т. -л., право на пенсию возникало независимо от стажа творческой деятельности. Пенсия назначалась в размере среднего месячного заработка, но не свыше установленного законом предела. Ходатайство о назначении пенсии возбуждались по заявлению заинтересованных лиц соответствующими общественными организациями перед Наркома юм социального обеспечения РСФСР с представ (енисм ссзт1етс1В\ющих "икументов Права на пенсию не и^ели .тт Щ1ениыр избиратстьных прав и подверг-И1И<_ся высылке пи ссы п<е. Право на пенсию имели чле-
1 СЗ СССР 1930 г , № 58 ст ь13
73

ьы семей умерших авторов, состоявшие на их иждивенш* и не имеющие достаточных средств к существованию.1
На основании закона об авторском праве РСФСР от 8 октября 1928 г. Наркомпрос РСФСР 27 июня 1932 г. разъяснил, что уступка авторского права на постановку и публичное исполнение неизданных сценических произведений должна оформляться постановочным договором.2
Разъяснением Наркомпроса РСФСР от 17 ноября 1932 г. в соответствии с тем же законом об авторском праве были установлены ставки авторского гонорара за демонстрацию художественных фильмов, уплачиваемого! кинотеатрами в виде процентных отчислений с сумм фактических сборов (за вычетом налога) как с немых, так и со звуковых фильмов, с распределением гонорара между авторами сюжета, сценария, монтажных листов и музыкального сопровождения "'
Постановлением от 29 декабря 1932 г Наркомпрос РСФСР установил следующие положения, регулирующие взаимоотношения кинодраматургов с кинофабриками Последние должны согласовывать с авторами сценариев кандидатуру режиссера фильма, с правом отвода кандидата автором сценария. По рассмотрении сценария кинофабрика обязана сообщить свое решение автору, который вправе его обжаловать. После принятия сценария" кинофабрикой изменения могут производиться лишь с" согласия автора. Монтажный сценарий подлежит согласованию с автором литературного сценария. Договором должен быть обусловлен порядок согласования работы режиссера с автором. Если сценарий не будет сдан в производство в течение года, договор прекращается, и автор вправе распорядиться сценарием по своему усмотрению.4
Президиум Верховного Суда РСФСР в постановлении от 3 августа 1932 г. указал, что в практике судов допускались нарушения прав авторов, предоставленных им законом, и невнимательное отношение к их жалобам. Верховный суд предложил оказывать авторам и их организациям всяческое содействие в целях стимулирова-
1 СУ РСФСР 1930 г, № 61, ст 760.
2 Основные директивы и законодательство о печати. Сое"" Л Фогелевич, 1937 г, ее 100—101.
3 Бюллетень Наркомпроса РСФСР, 1932 г., № 66
4 Известия ЦИК от 13 февраля 1933 г , № 43.
74

мия литературного и художественного творчества и, в частности, выполнять указание закона об освобождении авторов от пошлины, их споры рассматривать в десятидневный срок, наравне с исками о заработной плате, принимать меры к скорейшему взысканию присужденных авторам сумм и присуждать 5 процентов с удовлетворенной суммы иска на вознаграждение представителей авторов—агентов Всероскомдрама, не состоящих штатными сотрудниками.'
22 октября 1932 г. Президиум Верховного Суда РСФСР указал, что на иски Всероскомдрама о взыскании авторского гонорара распространяется трехлетний срок исковой давности.2
В целях упрощения взыскания авторского гонорара за публичное исполнение Президиум Верховного Судз РСФСР 14 января 1933 г. разъяснил, что таковой надо взыскивать не в судебном порядке, а путем исполнительных надписей нотариальных контор на ведомостях, заверенных администрацией зрелищных предприятий.3
Вследствие имевшихся сведений о волоките при взыскании авторского гонорара за публичное исполнение 45-й Пленум Верховного Суда СССР 20 ноября 1933 г. указал, что взыскание последнего надлежит производить "путем судебных приказов или нотариальных исполнительных надписей, согласно законодательству союзных республик; судебный исполнитель обязан немедленно по получении исполнительного документа обратить взыскание на кассу зрелищного предприятия и на его счет в Банке, причем авторский гонорар в отношении очередности взыскания приравнивается к заработной плате.4
Тот же Пленум Верховного Суда СССР 20 октября 1933 г. разъяснил, что автор музыкального произведения, записанного на граммофонную пластинку, пользуется правом на авторское вознаграждение, так как граммофонная запись есть новый самостоятельный способ воспроизведения и распространения произведения, не воспрещенный законом.5
' Сборник разъяснений Верховного Суда РСФСР 1935 г, с 207
2 Сборник разъяснений Верховного Суда РСФСР 1935 г., с 41
3 Сборник разъяснений Верховного Суда РСФСР 1935 г., с. 194
4 Сборник действующих постановлений Пленума Верховного Cv
да СССР (1924—1951 гг), 1952 г, ее 151, 152. s Сборник действующих постановлении Пленума Верховного
Суда СССР (1924—1951 гг), 1952 г, с. 151.
75

Постановлением ЦИ1< и СНК СССР от 27" марта' 1933 г. «Об улучшении жилищных условий научных работников» последним было предоставлено право на дополнительную комнату, а при отсутствии—па дополнительные 20 кв. м жилой площади, с оплатой в одинарном размере, а равно прочие льготы.1
Действие этого постановления было в дальнейшем распространено на писателей,2 композиторов,3 художников и скульпторов.4
В 1933 году при секции драматургов Оргкомитета Союза советских писателей было организовано управление по охране авторских прав, которое, кроме охраны авторских прав драматургов и композиторов, выполняло обязанности по сбору авторского гонорара за публичное исполнение. До образования этих организаций их функции осуществлялись Всероссийским обществом драматургов и композиторов (Всероскомдрам), которое было организовано в 1930 г. в результате слияния существовавших еще до революции Московского общества драматических писателей и композиторов (МОДПИК) и Ленинградского (Петербургского» общества драматических и музыкальных писателей (Драмсоюз). Задачи и методы работы Всероскомдрама и этих дореволюционных обществ коренным образом отличались. Всероскомдрам охранял права авторов и взыскивал для нл\ вознаграждение за публичное исполнение не путем частных соглашений с театрами, как дореволюционные общества, а на основе утвержденных законом ставок и ставил своей задачей привлечение авторов к активному участию в социалистическом строительстве.
1 СЗ СССР 1933 r, №23, ст. 228
» Постановление ЦИК и СНК СССР от 7 июня 1933 г. (СЗ
СССР 1933 г , № 43, ст 252)
3 Постановление СНК СССР от 2 октября 1933 г. (СЗ СССР"
1933 r , № 62, ст 373)
< Постановление СНК СССР oi 4 февраля 1935 г (СЗ СССР
1935 r, № 10, ст 73)
Аналогичные (постановления были изданы ВЦИК и СНК РСФСР от 20 сентября 1933 г (СУ РСФСР 1933 г, № 50 ст 217) от 20 тоября 1433 г (Ci РСФСР 1933 г, № 59, ст 273), инструкция НККХ и НКЮ РСФСР от 21 октября 1933 r, № 248 «О жилищных правах и льготах научных работников и писателей» (Бюллетень Наркомата коммунального хозяйства РСФСР, 1938 г , № 22) 76

В дальнейшем, в 1933 г. Всероскомдрам был реорганизован и на правах секции включен в Оргкомитет Союза советских писателей. Взимание авторского гонорара за публичное исполнение и функции по охране прав драматургов и композиторов были поручены вновь созданному Управлению по охране авторских прав.i
В соответствии с постановлением ЦК ВКЛ(б) от 23 апреля 1932 г. «О перестройке литературно-художественных организаций» было образовано Оргбюро Союза советских писателей, которое подготовило созыв съезда в августе 1934 года.
Первый съезд Союза советских писателей принял устав Союза, утвержденный СНК СССР 17 февраля 1935 г. Устав отметил, что решающим условием роста литературы, ее художественного мастерства, идейно-политической насыщенности и практической действенности является тесная связь литературного движения с политикой партии, включение писателей в активную работу по социалистическому строительству и глубокое изучение ими конкретной действительности. Устав Союза подчеркнул, что основным методом советской литературы и критики является метод социалистичекого реализма, требующий правдивого, исторически конкретного изображения действительности в ее революционном развитии, которое должно сочетаться с задачей переделки и воспитания людей в духе социализма. При этом социалистический реализм обеспечивает полную возможность творческой инициативы художника в выборе разнообразных форм, стилей и жанров.
Задачами Союза являются также выдвижение новых кадров писателей из среды рабочих, колхозников » красноармейцев; творческое соревнование и взаимная помощь писателей; всемерное развитие братских национальных литератур; интернациональное воспитание писателей, дальнейшая разработка проблем социалистического реализма и создание высокохудожественных произведений, достойных великой эпохи социализма.
Членами Союза могут быть писатели, стоящие на платформе Советской власти, участвующие в социалиста-
1 См Б H Городецкий. Правовое положение писателей и композиторов, М, 1946 г, ее. 135—136.
ТТ

ческом строительстве, создавшие произведения, имеющие самостоятельное значение Прием в члены Союза (или в кандидаты) производится всесоюзным или республиканским правлением.
Союз советских писателей СССР пользуется правами юридического лица.1
28 июля 1934 г. СНК СССР постановил образовать При Союзе советских писателей СССР Литературный фонд СССР,2 и 20 февраля 1935 i утвердил устав последнего а Задачами Лигературного фонда являются улучшение культурно-бытового обслуживания писателей, оказание материальной помощи растущим писательским кадрам, содействие творческой работе путем предоставления членам заимообразно средств на время создания новых произведений, финансирование творческих командировок для собирания литературных материалов и т д. Средства Литературного фонда составляются из отчислений издательств (с сумм выплаченного авторского гонорара), зрелищных предприятий (от валового сбора со спектаклей), взносов членов Союза, доходов от имущества фонда и ассигнований по государственному бюджету Литературному фонду были присвоены права юридического лица
Приказом Наркомпроса РСФСР ог 29 сентября "1934 г № 750 во изменение и дополнение разъяснения "Наркомпроса от 2/11—1924 г4 были введены новые став» ки авторского гонорара за публичное исполнение для либретто опер с музыкой иностранных композиторов, для цирковой и концертно-эстрадной программ и проч Ставки эти применялись при отсхтствии соглашения с авто--рами 5
8 декабря 1934 г ЦК Профсоюза работников искусств одобрил тариф на оплату авторского гонорара за издаваемые музыкальные и \1\зыкально-теоретические "произведения Ставки гонорара были дифференцированы. В случаях заказа музыкальных произведений ставки определялись в зависимости от квалификации композито-
' СЗ СССР 1935 г , II отдеч, Js° 4, ст. 35 а СЗ СССР 1934 г, J\° 39, ст 311
3 СЗ СССР 1935 г, II отдел, № 4, ст 26
4 Известия ПИК СССР, 2 февраля 1924 г, №27.
5 Бюллетень Наркомпроса 1934 г, № 30 ,
78

ров, которые подразделялись на три категории—высшую, первую и вторую.
При издании готовых произведений соответственно» их качеству и видам ставки авторского гонорара были детально разработаны.
Вследствие нарушения рядом руководителей зрелищных предприятий порядка и сроков уплаты авторского' гонорара, что наносило ущерб авторам произведений, Прокурор СССР предложил привлекать к уголовной ответственности руководителей зрелищных предприятий, виновных в систематической задержке авторского гонорара за публичное исполнение и за непредставление в авторские организации сведений об исполненных программах 2
Законодательство об авторском праве периода I926—1935 п. характеризуется следующими чертами.
Принципы марксизма-ленинизма, решения и директивы партии, оплодотворяющие советское авторское право со дня его возникновения, получают дальнейшее развитие и конкретизацию в законодательстве 1926—1935гг. Решения съездов партии, XVII партийной конференции и постановление ЦК партии от 23 апреля 1932 г. «О перестройке литературно художественных организаций» широко охватывали коренные вопросы строительства социалистической культуры Еще больше возросла руководящая и направляющая роль партии в развитии науки,. художественной литературы и искусства. Партия требовала активизации научной работы во всех областях знания, правильного понимания и учета классовой борьбы в литературе и искусстве, помощи и поддержки молодым рабоче крестьянским писателям, а в то же время бережного отношения к дореволюционным писателям-попутчикам. Перед пролетариатом была поставлена задача завоевать гегемонию в области художественной литературы, но вместе с тем объявлялась борьба и с пренебрежительным отношением к культурному наследию прошлого
В борьбе за коммунизм необходимо было, наряду с" художественной литературой, всемерно использова r'y театр и кино, создавать новый революционный репертуар
i Л Г Фогелевич Основные директивы и законодатель-
ство о печати, 1937 г, ее 86—96
а За социалистическую законность, 1935 г, № 8

и широко разнизать кинематографию под pуководством и контролем партии и государства. В области издательской деятельности партия призывала к упорной работе за улучшение изданий классиков марксизма-ленинизма, учебников и учебных пособий, за создание массовой литературы для крестьянства, детей, молодежи и литературы на языках народов нашей страны. Партия подчеркивала необходимость ликвидации имеющихся недостатков в нашей печати и постоянной заботы о ее ео-1 вершенствовании. j
Ставя очередные задачи строительства социалистической культуры, решения и директивы партии направляли развитие законодательства по авторскому праву и были для соответствующих организаций надежным ориентиром при применении ими диспозитивных норм авторского права.
Хотя в двадцатых годах частные издательства еще продолжали существовать и получили даже правовую регламентацию к приведенном выше декрете, процесс вытеснения нэпмяиов из издательского дела и предпринимательства в области театра и кинематографии не прекратился. После некоторого оживления деятельности частного капитала в период новой экономической политики его ликвидация полностью была закончена. Все формы эксплуатации авторов были навсегда уничтожены.
В то же время росло значение социалистических издательств. Их роль не ограничивается уже только обязательствами, предусмотренными издательским договором—изданием произведений и уплатой авторам следуемого гонорара. Издательства, кроме того, помогают авторам устранять недостатки в их произведениях путем редакторской правки и квалифицированной консультации. Эта сторона деятельности издательств была особенно важна для авторов из рабочих и крестьян; в дальнейшем она получила еще большее распространение и развитие.
Законодательство об авторском праве периода 1926—1935 гг. не ограничивается правовым регулированием отношений в области науки и художественной литературы. Постепенно око охватывает и все другие стороны авторской деятельности—издание произведений музыкального и изобразительных искусств, публичное исполнение, авторские отношения в области кинемато

графии и фотографии. Значительную роль в этом право-творчестве играли постановления Наркомпроса РСФСР. \ Необходимость совершенствования законодательства по авторскому праву вызвала издание нового общесоюзного закона—«Основ» 1928 г., которые действуют до сих пор.
После введения в действие «Основ» 1928 года развитие авторского права продолжалось. Широкая законодательная компетенция, предоставленная «Основами» 1928 г. союзным республикам, была использована большинством последних для создания республиканских законов и ряда других нормативных актов по авторскому праву.
«Основы» 1928 г. и подавляющее большинство прочих законов и подзаконных актов, регулирующих авторские отношения, являются гражданско-правовыми актами, однако в законодательстве по авторскому праву 1926—1935 гг. мы встречаем также и нормы трудового права. К этим последним надо отнести упомянутые постановления СНК. РСФСР от 8 января 1929 г. «О ставках вознаграждения за использование в промышленности произведений изобразительных искусств» и постановление Наркомтруда СССР от 11 ноября 1929 г. «Об условиях труда работников искусств, печати и просвещения, обслуживающих нанимателя по отдельным заданиям».
Ряд приведенных нормативных актов периода 1926—1935 гг. посвящен вопросам улучшения материально-бытовых условий работников науки, литературы и искусства. Сюда относятся постановления: об усилен" ных пенсиях за выдающиеся заслуги в области науки, литературы и искусства, о пенсиях писателям и композиторам, об улучшении быта ученых; о создании благоприятных условий для работы художников; о процессуальных льготах автором в связи с приведением авторского гонорара к заработной плате; о льготах писателям, работникам искусств и научным работникам по оплате жилых помещений и проч.
Законодательство об авторском праве 1926—1935 гг, последовательно расширяет круг имущественных и личных неимущественных правомочий авторов, повышает ставки авторского гонорара, увеличивает перечень объектов авторского права, удлиняет сроки авторского права, устанавливает наследование авторского права, предусмат-
81

ривает льготы и преимущества авторов по типовому издательскому и другим авторским договорам.
Имущественные и личные права авторов всемерна охраняются; за нарушение их вводятся возмещение убытков, штрафные ставки авторского гонорара, а в злостных случаях и уголовная ответственность.
Всесторонне защищая интересы автора и охраняемого права, законодательство 1926—1935 гг., в свою очередь, предъявляет требования к авторам в отношений идейной направленности, содержания и формы их произведений согласно издательского и других авторских до1 говоров.
Советское авторское право, сложившееся к 1936 году, в своих основных положениях действует и по настоящее время. Его дальнейшее развитие во вторую эпоху победившего социализма и постепенного перехода к коммунизму заключается "в том, что в существовавшее уже авторское право вносятся дополнения и изменения в порядке общесоюзного и республиканского законодательства.
§ 3. Советское авторское право в эпоху завершения строительства социализма и постепенного перехода к коммунизму (1936—1958 гг.)
В результате грандиозных успехов индустриализации страны, социалистического переустройства сельского хозяйства и мощного подъема всех отраслей культуры советский народ, руководимый Коммунистической партией, построил социализм, и наша страна вступила во вторую эпоху своего развития — эпоху завершения строительства социализма и постепенного перехода к коммунизму,
Мы отмечали, что нельзя провести четкую календарную границу между обоими эпохами истории советского общества. Построение социализма, которым заканчивается первая эпоха, не может быть приурочено к определенной хронологической дате. Это—процесс, который заканчивается в современную нам эпоху, когда одновременно и завершается строительство социализма и происходит постепенный переход к коммунизму. Границу между первой и второй эпохой, по нашему мнению правильнее рассматривать как промежуток в течение-
62

1935—1938 гг., когда происходило формирование новой эйохи.
i Для советского права в целом и, в частности, для авторского права начало современной эпохи, как это пред-
-лоркил И. Б. Новицкий в «Истории гражданского права» (1@57 г.), следует приурочить к 1936 г., когда создавалась и была принята новая Конституция СССР.
г) Советское авторское право в период вступления СССР в полосу завершения строительства социалистического общества (1936—середина 1941)
В июне 1936 г. после большой подготовительной работы Пленум ЦК ВКП(б) и Президиум ЦИК СССР одобрили проект новой Конституции СССР. После всенародного обсуждения Конституция была принята VIII Чрезвычайным съездом Советов 5 декабря 1936 г. Эта Конституция знаменовала собой новый исторический рубеж в развитии социализма в нашей стране. Нельзя переоценить и огромное международное значение новой Конституции, ставшей путеводной звездой для трудящихся всего мира. Для советского законодательства Конституция 1936 г. явилась отправной базой дальнейшего развития и совершенствования.
Другой важной вехой, определившей строительство социалистической экономики и культуры был XVIII съезд ВКП(б) в марте 1939 г., отметивший, что в результате успешного выполнения второго пятилетнего плана в <ХСР была разрешена основная историческая задача второй пятилетки — окончательно ликвидированы все эксплуататорские классы и причины, порождающие эксплуатацию. Вместе с тем была завершена коллективизация сельского хозяйства и окреп колхозный строй. Выполнена, в основном, главная хозяйственная задача второй пятилетки — завершение технической реконструкции народного хозяйства. Съезд подчеркнул, что теперь СССР может практически поставить основную экономическую задачу — догнать и перегнать в экономическом отношении наиболее развитые капиталистические страны Европы и США.
Съезд отметил, что в третьем, пятилетии СССР вступил в полосу завершения строительства бесклассового

социалистического общества и постепенного перехода от социализма к коммунизму ,. когда решающее значение приобретает дело коммунистического воспитания трудящихся и преодоления пережитков капитализма. Необходимо было обеспечить значительный подъем культурного-уровня трудящихся города и деревни и сделать новый шаг вперед в поднятии культурно-технического уровня рабочего класса до уровня работников инженерно-технического труда.'
Решения XVIII съезда ВКП(б) указали дальнейшие. пути развития социалистической экономики и культуры, науки, литературы и искусства и поставили тем самым' новые задачи и перед авторским правом.
По вопросам издательской работы и литературной критики ЦК ВКП(б) принял следующие решения.
13 июля 1940 г. ЦК ВКП(б) вынес постановление,. отмечающее серьезные недостатки в работе Гослитиздата и укачал, что порядок заключения договоров на основе так называемых творческих заявок привел к засорению редакционного портфеля негодными рукописями и большим -убыткам. ЦК ВКП(б) предложил при заключении договоров иметь готовую и проверенную рукопись автора, а также ликвидировать существовавший порядок прохождения рукописей в Гослитиздате, при котором судьба книги зависела от единоличного решения редактора и даже случайного рецензента, который, не несет никакой ответственности за рецензию.
ЦК ВКП(б) предложил дирекции Гослитиздата подобрать постоянные кадры квалифицированных, проверенных рецензентов и обеспечить выпуск, главным образом, классической литературы и лучших современных произведений советской и иностранной литературы, причем основные издани i выпускать тиражом не менее-50 тыс. экз 2
В конце 1940 г ЦК ВКП(б) вынес постановление, о том, что литературная критика и библиография находятся в крайне запущенном состоянии, причем большинство критиков не занимается вопросами советской литературы и не влияет на ее формирование Для '
' КПСС в резолюциях и решениях , 1953 г, изд. 7, ч II, ее 879, 880, 883, 884, 885, 905.
1 О партийной и советской печати Сборник документов 1954 г, ее 481, 482
<4

коренного улучшения литературной критики и библиографии ЦК ВКП(б) предложил провести ряд конкретных мер по линии газет, журналов Академии наук СССР и других научно-исследовательских учреждений, наркоматов, Библиотеки имени Ленина и Всесоюзной книжной палаты.'
В рассматриваемый период издается ряд новых нормативных актов по авторскому праву.
СНК СССР 23 марта 1938 г. принял постановление об организации Комитета по делам кинематографии при CIIK СССР,2 а 4 сентября 1938 г. утвердил положение о Комитете.3 Этими актами правительства на Комитет было возложено руководство производством фильмов, их размножением и прокатом, развитием киносети, выпуском киноаппаратуры, кинопленок и других материалов научно-исследовательской работой в области кинематографии и т п. В состав.3 Комитета был предусмотрен сценарный отдел, который должен был обеспечивать кинематографию сценариями н широко привлекать квалифицированные кадры к их созданию.
Постановление СНК СССР от 23 марта 1938 г. «Об улучшении организации производства кинокартин» указало на крупные недостатки в производстве художественных фильмов (невыполнение программы выпуска, брак,. разбазаривание средств п т. д.) 4 Вслед за этим в постановлении от 27 ноября 1938 г «Об улучшении организации производства научных и учебно-технических кинокартин» СНК СССР отметил, что система планирования тематики этих картин носит случайный характер, недостаточно отражает очередные задачи социалистического строительства в городе и деревне и указал, что в дальнейшем планы производства кинокартин будет утверждать СНК СССР.5
Оплата кинорежиссеров и кинооператоров была установлена за каждую постановку художественной кинокартины в зависимости от ее характера, качества и метража в пределах- для режиссера от 6 до 50 тыс. руб., а для кинооператоров — от 12 до 15 тыс. руб. Точный раз-
1 Тот ас сборник ее 487—490 3 СП СССР 1938 г, № 13, ст 81
3 СП СССР 1938 r, № 40, ст 232
4 СП СССР 1938 г, Ns 13, ст 82. "' СП СССР 1938 г , № 54, ст 305
8&-

-мер вознаграждения и прочие условия работы по постановке фильма должны были определяться трудовыми договорами с этими работниками на основе типового договора
Постановлением СНК СССР от 23 декабря 1938 r № 1349 были отменены с 1 января 1939 г процентные отчисления в пользу авторов за публичное исполнение кинофильмов с сумм валового сбора Взамен этого было установлено предельное вознаграждение для авторов сценариев в размере до 40 тыс руб , а для композиторов — до 15 тыс. руб Кроме того, было введено дополнительное вознаграждение автору сценария и композитору, которое уплачивалось после осуществления постановки кинокартины, по шкале в зависимости от числа выпущенных копий 1
23 февраля 1939 г. Комитетом по кинематографии при СНК СССР был утвержден типовый сценарный договор Практика его применения показала, что условия договора приводили к уравниловке в оплате авторского труда, порождали безответственное отношение авторов к своим обязанностям и излишнюю трату государственных средств. Эти недостатки были отмечены в приказе Комитета по делам кинематографии от 13 декабря 1940 г № 603, которым был утвержден новый типовый сценарный договор Последний мог заключаться только на основе приложенного к договору либретто, излагавшего сюжет, определявшего материал и жанр сценария, тогда как предшествующий типовой договор требовал представления лишь авторской заявки. В новом типовом договоре были четко определены обязанности сторон, сроки выполнения и последствия нарушения договора Этот типовый договор применялся для сценариев к художе ci венным фильмам2
26 декабря 1940 r Комитет по делам кинематографии при СНК СССР утвердил типовой договор для сценариев к научным и учебно-техническим фильмам Его отличия от указанного выше типового договора, в основном, сводятся к тому, что вместо либретто к договору требуется приложить аннотацию или развернутую заявку, и что работа по созданию сценария должна увязываться авто
i? H Городецкий. Упомянутый сборник, с 64 2 Б H Городецкий Упомяя\ тый сборник, с 65
˜8б

ром с научным консультантом. Указания последнего по-специальным вопросам обязательны для автора Сценарий должен сдаваться с заключением и визой научного консультанта
В целях содействия творческой деятельности композиторов и улучшения их материально-бытового положения постановлением СНК СССР от 20 сентября 1939 г. № 1511 был образован Музыкальный фонд СССР и утвержден его устав Средства этого фонда образуются от отчислений музыкальных издательств в процентном отношении к сумме выплаченного авторского гонорара за музыкальные и музыковедческие работы, процентных. отчислений от валового сбора с музыкальных спектаклей. и эстрадных концертов, а также от вступительных и членских взносов и проч
Основные задачи Музыкального фонда, вопросы членства и прочие положения его устава аналогичны положениям устава Литературного фонда.1
25 сентября 1939 г СНК СССР утвердил положение о Комитете подетам искусств при СНК СССР, который осуществчял руководство всеми видами искусств, кроме* ьино Комитет утверждал репертуар театров и концертных учреждений союзного подчинения, наблюдал за дел-т.ельностью организации, объединяющих работников различных отраслей искусств, осуществлял государственный контроль над зрелищами, репертуаром, звуковой записью,. произведениями живописи, скульптуры и т. п.
В соответствии с указаниями правительства Комитет устанавливал порядок применения норм авторского права, уплаты гонорара за публичное исполнение и показ произведений искусства В союзных республиках были созданы управления и отделы по делам искусств при:
совнаркомах и исполнительных комитетах Советов депу татов трудящихся
Постановлением СНК СССР от 20 декабря 1939 г. № 2078 за выдающиеся работы в области науки и искусства были учреждены ежегодные премии имени И В Сталина Деятелям науки, искусства и литературы, получившим Сталинские премии, согласно постановлению СНК СССР от 26 марта 1941 г, присваивалось одновременно звание «Лауреат Сталинской премии».
i СП СССР 1939 г, № 53, ст 400
87

Премии и звания присуждались СНК СССР по представлениям Комитетов по Сталинским премиям.1 Впоследствии комитеты были преобразованы в Комитеты по Ленинским премиям и соответственно изменены присваиваемые звания.
Порядок уплаты издательствами, редакциями журналов и зрелищными предприятиями отчислений в Литературный фонд СССР был установлен инструкцией Наркомфина СССР от 19 декабря 1939 г. № 814/164, согласно которой взносы в Литературный фонд производятся в виде процентных отчислений в установленных законом размерах всеми издательствами и редакциями журналов л уплачиваемого ими авторского гонорара и всеми зрелищными предприятиями, с сумм полученной входной платы с посетителей или поспектакльной оплаты. Инструкция указывает размеры, порядок и сроки уплаты
ВРНОСОВ.2
12 июля 1940 г. за № 495/78-Ю-О/1/87 была издана инструкция НКФ СССР, Комитета по делам искусств дри СНК СССР и Оргкомитета Союза советских художников СССР о порядке уплаты отчислений в Художественный фонд СССР, согласно которой отчисления в этот фонд вносят все учреждения, организации и предприятия, уплачивающие вознаграждение художникам всех специальностей, в том числе и скульпторам, за выполненные ими художественные работы. Эти отчисления производятся в установленных законом размерах как с заработной платы, так и с авторского гонорара, независимо от того, выплачивается ли вознаграждение на основании письменного договора (трудового или авторского), устного соглашения или иных отношений (заданий), и вне зависимости от формы расчетов (наряды, оплата по счетам и т. д.). Размеры, порядок и сроки уплаты этих начислений Художественному фонду указаны в инструкции.3
'Приказом ОГИЗа от 22 февраля 1940 г. были утверждены основные измерительные единицы полиграфической продукции (авторский лист, у чет но-издательски и
» СП СССР 1040 r, .№ 1, ст 6, № 32, ст 814, № 11, ст 177, № 11, ст 176 и др
2 См Авторское право на литературные произведения Сборник официальных магериалоа 1953 г, ее. 100—102
3 Cvi тот же сборник, ce 102—105
?8

лист ii проч.), инструкция по исчислению объема литературного произведения в авторских листах, а также инструкция по определению объема книжно-журнальных и изобразительных издании в учетно-издательских л1!ста\.1
Уплата авторского гонорара и отчислений в фонды домами Советской Армии, юатрами и ансамблями производились на общих основаниях за исключением спектаклей и иных зрелищных мероприятий, проводимых &-порядке культурной шефской работы, либо силами самодеятельных кружков, без взимания входной платы и без оплаты исполнителей.2
В течение 1936—1941 гг., в основном, сохраняется законодательство об авторском праве предшествующего' периода. Новые нормативные акты были направлены на регулирование авторских отношений в области кинематографии, созданы при СНК СССР Комитет по делам кинематографии и Комитет по делам искусств, изданы типовые киносценарные договоры, установлен новый порядок оплаты авторов киносценариев, образованы Музыкальный и Художественный фонды для помощи ав-_ торам.
д) Советское авторское право в период Великой Отечественной войны (середина 1941—1945)
В этот период на первый план выдвинулась функция обороны нашей страны Все внимание партии н правительства, все силы советского народа п ресурсы страны бы.ш направлены на разгром врага На достижение победы было направлено также творчество авторов произведений науки, литературы, искусства.
Наши писатели и работники искусств создали ряд выдающихся произведений, достойных героической эпохи, мобилизовавших советских людей на ратные и трудовые подвиги. Советские ученые и изобретатели внесли огромный вклад в дело создания военной техники и помогли обеспечить победу. Работа редакции газет была также подчинена задачам разгрома интервентов.
3 См. «Авторское право». Тот ме сборник, ос 57—63 2 См Б. Н. Городецкий. ^ "смянутый сборник с 98
89'

Управление пропаганды и агитации ЦК ВКП(б) в письме о работе районных газет от 3 марта 1942 г. ставит их основной задачей воспитание ненависти к врагу, мобилизацию трудящихся на помощь фронту и тылу и на конкретных примерах показывает как должно строиться содержание газеты в военное время.1
Положение о работе военных корреспондентов на фронте, утвержденное тем же Управлением пропаганды
-и агитации в 1942 г., перечисляя их задачи и обязанности, подчеркивает, что главной задачей является показ 'бойцов и командиров Арми-и и Флота, хорошо владеющих военной техникой, их военной сметки, инициативы, ненависти к врагу, дисциплины, стойкости и самоотверженности 2
В области правового регулирования авторской деятельности в период войны продолжали издаваться нормативные акты по отдельные вопросам, дополнявшие ранее действовавшее законодательство или вносившие в него частичные изменения.
29 января 1943 г. ОГИЗ утвердил Временное положение об авторской и издательской правке. Положение определяет авторскую я издательскую правку как изменение или исправление набранного текста против оригинала или предыдущей корректуры. Авторская правка производится автором, издательская — работником издательства. Исправление ошибок, допущенных по вине типографии, называется типографской правкой. Положение устанавливает нормативы авторской и издательской правки в процентном отношении к объему произведения, дифференцированные по видам произведений, а также порядок учета авторской и издательской правки, расчеты за таковую и санкции, в случае нарушения установки нных норм правки.3
Указ Президиума Верховного Совета СССР от 30 апреля 1943 г. «О подоходном налоге с населения» устанавливает льготный порядок обложения заработков литера-
-к-ров и работников искусств, по установленной шкале. I Еалог взимается по каждому месту выплаты. С литера-
1-1 О партииной и советской печати Сборник документов, 1954 г, ее. 491—498.
2 О партийной и советской печати Сборник документов, 1954 г, ce. 499—500.
3 «-.^торское право». Тот же сборник, ее. 76—81.
90

торов и работников искусств подоходный налог удерживается учреждениями, предприятиями и организациями при выплате гонорара.'
Приказом Комитета по делам кинематографии СССР от 12 марта 1943 г. № 119 в типовой сценарный договор, утвержденный 13 декабря 1940 г., было внесено дополнение, что при досрочной сдаче сценария автор получает премию от 5 до 10 процентов обусловленного договором' вознаграждения. В таких же размерах авторский гонорар подлежит уменьшению при просрочке автора в сдаче сценария.2
Приказом Комитета по делам искусств при СНК СССР от 11 августа 1943 г. № 286 установлены дифференцированные нормы оплаты авторского гонорара за репертуар разговорных жанров цирка.3
Приказом того же Комитета от 7 января 1944 г. № 11 вменено в обязанность всем театрам и другим зрелищным организациям указывать на всех афишах и. анонсах фамилии авторов текста, музыки, переводчиков^ и проч.4
, Инструкцией НКФ СССР № 142-а и Комитета по дела^ искусств при СНК СССР № СП-175/3 от 17 марта 1944 г. установлен порядок уплаты отчислений в Музыкальный фонд СССР. Издательства и другие организации, выпускающие музыкальные произведения и музыковедческие работы, производят отчисления с сумм уплачиваемого ими авторского гонорара, а зрелищные предприятия — с полученного валового сбора или поспек-такльнои оплаты. Размер, сроки и порядок отчислении оказаны в инструкции.5
Приказом Комитета по делам искусств при СНК СССР от б июня 1944 г. № 286 были установлены нормы авторского гонорара по договорам заказа за драматические и иные произведения. Ставки авторского гонорара за написание пьес зависят и от того, является ли пьеса одноактной или многоактной, и кем заказана пьеса: Комитетом по делам искусств при СНК СССР, республикан-
' Ведомости Президиума Верховного Совета СССР 1 мая
1943 г
"t Б. H Городецкий, упомянутый сборник, ее 68—69
3 Б H Городецкий, тот же сборник, с. 79.
4 Б H Городецкий, тот же сборник с 25.
5 Авторское право, тот же сборник, ее. 105—106.
91

•.ским управлением, театрами союзного, республиканского или местного подчинения. Если пьеса была написана по государственному заказу и после постановки общественность признала, что она имеет значительную художественную ценность, автору выдается премия в размере от 50 до 100 процентов договорной суммы.1
Постановлением СНК РСФСР от 12 июля 1944 г. .№ 540 были установлены новые ставки авторского гонорара и нормы тиража за литературно-художественные произведения и научные труды. Ставки были дифференцированы в зависимости от видов произведении науки и .литературы и их качества («от» и «до»); областным и краевым издательствам предложено выплачивать авторский гонорар по ставкам, ниже указанных в постановлении на 25—30%. Ставки установлены за первое издание. Выпуск произведений с тиражом, превышающим нормы, установленные этим постановлением, рассматривается .как повторное издание. Второе, третье и последующие издания оплачиваются ниже первого, по убывающей шкале. Если произведение переработано автором не менее чем на 25% его объема, авторский гонорар оплачивается как за первое издание.2
Постановлением СНК СССР от 25 июля 1944 г. председателю Комитета по делам кинематографии при СНК СССР было разрешено повышать размер авторского вознаграждения за литературный сценарий в зависимости от его качества до 50% основной суммы после выпуска на экран картины, поставленной по этому сценарию. Этим же постановлением повышен предельный размер основного вознаграждения композитору за оригинальную музыку к художественным фильмам до 25 тыс. рублей, а по музыкальным фильмам — до 35 тыс. рублей.3
Приказом Комитета по делам искусств при СНК СССР от 7 сентября 1944 г. № 490 установлены ставки оплаты всех видов музыкальных произведений по заказам Комитета и учреждении, входящих в его систему. Приказ предусматривает порядок уплаты авторского гонорара, а также ставки, дифференцируемые в зависимости от качества произведений и от того, является ли
' Б. Н. Городецкий. Тот же сборник, ее. 78 и 79. •2 Авторское право. Тот же сборник, ее. 82—85. 3 Б. Н. Городецкий Тот же сборник, с. 84.
-Q9

заказчиком Комитет по делам искусств при СНК СССР, республиканское управление по делам искусств и театры союзного подчинения либо прочие театры, концертные и эстрадные организации. За произведения, созданные по заказу Комитета по делам искусств при СНК СССР и республиканских управлений и имеющие особую художественную ценность, по решению этих органов могло уплачиваться дополнительное вознаграждение в размере от 20 до 40% основной ставки.'
GHK РСФОР 28 декабря 1944 г. за № 857 принял постановление, что нотариальные конторы должны выдавать исполнительные надписи по документам, устанавливающим задолженность учреждений, организаций и предприятий по отчислениям от авторского гонорара, от валового сбора и проч., причитающимся литературному, музыкальному и художественному фондам. 'В постановлении указан перечень документов, подлежащих представлению, для получения исполнительных надписей.2
Приказом Комитета по делам искусств при СНК СССР от 13 марта 1945 г. № 126 были повышены ставки авторского гонорара за музыку к опере, предусмотренные приказом Комитета от 7 сентября 1944 г. № 490, а приказами того же Комитета от 3 января 1945 г. и от 10 апреля 1945 г. № 7 установлены дополнительно ставки авторского гонорара за либретто для опер, оперетт, балета и за литературные произведения для эстрады.
16 февраля 1945 г. за № 70 Комитет по делам искусств при СНК СССР утвердил положение о Всесоюзном управлении по охране авторских прав (ВУОАП). Основной задачей последнего является охрана прав авторов при использовании их произведений учреждениями, организациями и предприятиями и сбор установленных отчислений от авторского гонорара, валового сбора и проч. для литературного и музыкального фондов. Кроме того, это управление ведет регистрацию авторов, имеющих право на авторский гонорар за публичное исполнение произведений; разрабатывает теоретические вопросы и проекты нормативных актов по авторскому праву, представляя последние в Комитет по делам искусств при СНК
' Б. Н. Г о p о д е ц к и и. Тот же сборник, ее. 79—92. 2 Авторское право. Тот же сборник, ее. ИЗ—114.
93

СССР; наблюдает за правомерностью использования авторского права авторами, разрешает конфликты между соавторами по поводу раздела авторского гонорара и оказывает юридическую помощь авторам по вопросам издания и публичного исполнения их произведений. Директор управления назначался председателем Комитета по делам искусств при СНК СССР. В союзных республиках были организованы республиканские отделения или управления, подведомственные Всесоюзному управлению по охране авторских прав.' Действующее положение о ВУОАП утверждено 1 июня 1954 г. Секретариатом Союза советских писателей, в ведении которого перешел ВУОАП.
Постановлением от 29 августа 1945 г. № 2214 СНК СССР разрешил Комитету по делам кинематографии предельный размер основного вознаграждения за оплату киносценариев увеличить до 80 тыс. рублей. Комитет, в свою очередь, письмом от 8 сентября 1945 г. за № 7-60-24 разрешил начальникам управлений кинематографии при СНК союзных республик и директору сценарной студии повысить лимиты на оплату оригинальных киносценариев для полнометражных художественных фильмов до-60 тыс. руб. и соответственно увеличить пределы оплаты авторского гонорара для других видов сценариев. Оплата киносценариев сверх этих лимитов требовала в каждом отдельном случае разрешения председателя Комитета па делам кинематографии СССР.
Законодательство об авторском праве периода 1941—1945 гг. свидетельствует о том, что даже во время Великой Отечественной войны не прекращалась нормотворческая деятельность государства в области авторского права. Из упомянутых нами нормативных актов, изданных в этот период, не потеряло своего значения до" настоящего времени (в части научных произведений) постановление СНК РСФСР от 12 июля 1944 г. № 540 о-ставках авторского гонорара. Важную роль сыграло w создание Всесоюзного управления по охране авторских прав при Комитете по делам искусств, впоследствии переданного Союзу Советских писателей.

<< Предыдущая

стр. 3
(из 13 стр.)

ОГЛАВЛЕНИЕ

Следующая >>