<< Предыдущая

стр. 5
(из 13 стр.)

ОГЛАВЛЕНИЕ

Следующая >>

i «Известия» 9 февраля 1958 г. № 34.
123"

Упомянутое постановление Совета Министров РСФСР от 15 июля 1947 г. № 521, утвердившее новые
•ставки авторского гонорара за литературные произведе-тя, значительно увеличенные против существовавших ранее, обеспечило высокую оплату писательского труда и явилось фактором повышения материальной заинтересованности писателей в своем творчестве. Важное значение имеют новый типовой сценарный договор для художественных фильмов, типовый постановочный договор, ставки авторского гонорара за произведения, записанные на граммофонных пластинках и инструкция по их применению. Серьезные изменения в действующее законодательство РСФСР внесли упомянутое постановление Совета Министров РСФСР от 20 апреля 1957 г. № 325 «Об авторском гонораре за драматические и музыкальные произведения и инструкция по их применению.
Нормативные акты по авторскому праву в рассматриваемом периоде продолжают традиции советского авторского права Они проникнуты всемерной заботой о дальнейшем совершенствовании и развитии нашей науки, литературы и искусства, направлены на обеспечение условий для творческого роста авторов, на заботу о высокой оплате авторского труда и всемерное улучшение материально-бытовых условий, на основе сочетания интересов автора и социалистического общества.
Авторское право стремится к дальнейшему повышению роли издательств, театров, киностудий и т. п. предприятий и организаций в борьбе за качество продукции ^советских авторов, за создание произведений, достойных нашего великого народа и эпохи перехода к коммунизму. Бо^шое внимание авторское право уделяет обеспечению условий для успешной работы творческих союзов авторов, на обязанност i которых лежит не только oxpaiia имущественных и личных интересов авторов, но и забота с совершенствовании ими своего мастерства на основе неустанного повышения их идейно-политического уровня п творческой квалификации, путем оказания им действенной материальной и идейно-теоретической помощи. Творческие союзы авторов ведут свою работу на основе коллегиального обсуждения и дискуссий на заседаниях своих
-съездов, пленумов и исполнительных органов, решения которых являются обязательными для всех членов этих
J24

•союзов Большую роль в подъеме литературы и искусства «союзных и автономных республик играют декады и смотры литературы и искусства, конкурсы и (Ьестивали, проводимые в Москве.
§ 4. Сущность советского авторского права и его основные черты
Изучение основных решений партии, направленных на развитие науки, литературы и искусства, и нормативных актов по авторскому праву за 40 лет помогает уяснению сущности советского авторского права, его роли в строительстве социализма и коммунизма, путей дальнейшего совершенствования и принципиальных отличий от буржуазного авторского права.
Маркс, анализируя в условиях капитализма «нематериальное производство», рассматривал книги, картины и т. п. произведения авторского творчества как товары, потребительные стоимости, которые могут существовать отдельно от производителей и способны к обращению. Маркс считал их результатом первого вида нематериального производства в отличие от второго вида такового, когда продукт не отделим от акта, в котором он производится (труд врача, учителя, актера). Маркс писал, что в этих обоих видах нематериального производства капиталистический способ производства применяется в ограниченной степени, а в большинстве случаев сохраняются переходные формы — работа на торговый капитал, на книгопродавца, хотя эксплуатация авторов может достигать наивысшей степени 1
Эти положения Маркса, а также известный ленинский тезис, что капиталистическое производство начинается там, где средства производства сосредоточены в частных руках, а рабочие, лишенные средств производства, вынуждены продавать свою рабочую силу как товар, приводят И. А Грингольца к выводам, что автор продает не рабочею силу, а продукт труда, что труд автора сугубо индивидуален, не нуждается в особых орудиях производства, что автора нетьзя разорить посредсг-
' См К Маркс Теории прибаво" юй стоимости, 'i l M,
1955. ce 395—396
125

вом конкуренции, и он остается самостоятельным производителем.1
Приведенные соображения правильны только для периода промышленного капитализма. В эпоху империализма в положении авторов в капиталистических странах происходят существенные сдвиги (на что в дальнейшем указывает и И. А. Грингольц). Авторы продают капиталистам не готовый продукт труда, а по существу свою рабочую силу, которая создает по заказу капиталистов такие произведения, которые имеют большой спрос на рынке или нужны монополиям для иных целей. Труд автора перестает быть сугубо индивидуальным и в ряде отраслей допускает разделение. Автора можно довести до нищеты не посредством конкуренции, а путем бойкота его произведений издателями и другими предпринимателями.
В период господства монополий, таким образом, подавляющее большинство авторов перестает быть самостоятельными товаропроизводителями. Постепенно стирается и грань между первым и вторым видами нематериального производства. Благодаря кино и звукозаписи можно отделить продукт труда актера от того акта, в котором он производится. Такое же отделение стало возможным и по отношению к труду учителя (учебные фильмы, уроки иностранных языков по радио и т. д.).
В. И. Ленин с полной обоснованностью писал, что «свобода буржуазного писателя, художника, актрисы есть лишь замаскированная (или лицемерно маскируемая) зависимость от денежного мешка, от подкупа, от со-Д1ржачия».2
Отправляясь от капиталистических производственных отношений, буржуазное авторское право имеет основной задачей обеспечение максимальной прибыли издателям, хозяевам зрелищных предприятий и других организаций, использующих произведения науки, литературы и. искусства, и является, в первую очередь, правом предпринимателей, а не авторов. Положение большинства авторов в капиталистических странах не лучше, чем положение эксплуатируемых рабочих и служащих. Исключение" составляют те авторы, которые продают свой талант и со-
' И. А. Грингольц. Права автора сценического произведения. Кандидатская диссертация, 1953 г., ее. 20, 21.
• 2 В. И. Л е н и н. Соч, т. 10, с 30.
I26

весть монополиям и получают порой за это щедрую плату.
За последние годы в ряде буржуазных стран были приняты новые законы об авторском праве: в 1954 г. — в Египте,! в 1956 г.—в Великобритании2 и в Мексике,3 в .1957 г. — во Франции4 и в Индии.5
В отдельных случаях авторам удавалось добиться некоторых уступок у капиталистов (французский закон), но это не изменило общего эксплуататорского характера буржуазного авторского права. Е. А. Флейшиц правильно отмечает, что буржуазное авторское право было и остается «не правом авторов, а правом издательств, зрелищных и кинопроизводственных предприятий, радиокомпаний и других предпринимательских организаций».6
Новый французский закон 1957 года называется законом не об авторском праве, а о собственности литепа-турной и художественной. Это положение развивает § I закона.7
Египетский и индийский законы не дают определения авторского права, хотя перечисляют подробно личные неимущественные и имущественные права авторов.8
1 E'gvpte Loi sur le droit d'auteur du 24 Juin 1954 Le droit
d'auteur. 1455, pp 60—80 3 GrandeBretagne Loi sur le droit d'auteur du 5 novembre
1956 Le droit d'auteur, 1957. pp 33—42 53—62, 73 80; 93—
102, 121—125- 137—143 153—155 3 Mexique Loi federal s'ir le droit d'auteur du 29 decembre
1956 Le droit d'auteur, 1058, pp 5—11 21—27; 38—40 '' France Loi sur la propriete litteraire et artistique du 11 mars
1957 Le drou d'auteur, 1957, pp 116—121: 133—137
Inde Loi sur le droit d'auteur. ,№ 14 dii 4 Juin 1957 Le droit
d'auteur, 1957, pp 177—184; 201—208, 226—230
'в F А Ф л е и ui и n Предисловие к книге Д Сиджанского и С Кастанос Международная охрана авторского права, 1958, с 7
7 «Автоо произведения ту^овгого творчества пользуется по отношению к этому произведению, им одним созданному, правом нематериальной собственности исключительной и про-тивопотагаемоЛ всем Это право содержит свойства интепе-;-TvaniHbie и моратьны0, определяемые настоящим законоч Существование или заключение договора найма или служба dBTODd 1шоизв°дения духовного творчества не приносит никакого нарушения пользования правом, признанным первым абзацом. (Наш перевод) Le droit d'auteur 1957, p. 116.
s Egypte Loi sur le droit d'auteur du 24 Juin 1954, art 5—24. Le droit d'auteur 1955, pp 62—63 Inde Loi sur le droit d'auteur № 14 du 4 Juin 1957 art 17—29.
127

Мексиканский и английский законы рассматривают авторское право как исключительное право автора на произведение, причем английский закон дает определение природы авторского права.
Различие в определениях авторского права в законодательствах капиталистических стран отражает разногласия по вопросу о его природе в буржуазной науке, на чем мы остановимся в самых кратких чертах.
Буржуазная наука выдвинула многочисленные теории авторского права, рассматривающие его преимущественно как субъективное право автора.
Анализ ряда буржуазных теорий авторского права и разоблачение их классовой сущности дали в своих работах Е. А. Флейшиц,2 М. В. Гордон3 и Б. С. Мартынов.4
Это позволяет нам ограничиться лишь отдельными замечаниями по данному вопросу и остановиться на некоторых высказываниях в буржуазной литературе последних лет, которые не могли быть учтены в работах перечисленных авторов, относящихся к 1939—1940 гг.
Буржуазные теории авторского права можно объединить, несмотря на кажущееся разнообразие концепций и формулировок, в следующие группы: 1) теории авторской собственности, 2) теории авторского права как особых
1 Mexique. Loi federal sur le droit d'auteur du 29 decembi e-1956, art 1 Le droit d'auteur 1957, p 33. Grand e-B r e t a g n e Loi sur le droit d'auteur du 5 novembre-1956, art 1 Le droit d'auteur 1957, p. 33. В нашем переводе ст 1 английского закона гласит: «В настоящее законе термин авторское право по отношению к произведению понимается как исключительное право на основании и за исключениями постановлений настоящего закона совершать и разрешать другим лицам совершать определенные действия. относящиеся к этому произведению в Соединенном Королевстве или во всякой другой стране, в которой применяются постановления, относящиеся к этому закону».
2 Е А. Ф л е и ш и ц Личные права в гражданском праве Союза ССР и капиталистических стран Ученые труды Всесоюзного института юридических наук, вып. VI 1941, ce. 58—62, 153— 168
3 M В. Г о р д о н. Основные проблемы советского авторског» права. Докторскчя диссертация, 1940. ce. 114—145.
4 Б. С. M a p т ы н о в. Основные проблемы авторского права на литературные произведения Докторская диссертация, 1940,. ce. 95—173
128

имущественных прав автора, 3) теории авторского права как личных прав автора и 4) теории авторского права как сочетания имущественных и личных прав автора.1
Наибольшее распространение получила теория авторской собственности, представители которой стремились втиснуть субъективные права автора на созданное им произведение в рамки субъективных прав собственника.
Об авторской собственности писателей, композиторов и художников было прямо записано еще в декрете французского Конвента от 19/24 июля 1793 г.
Авторское право, как собственность автора, рассматривали представители немецкой идеалистической философии Гегель и Фихте.
Гегель писал, что приобретатель книги получает нa нее право собственности, но ее автор остается собственником того способа воспроизведения книги, которым могут воспользоваться все, не имеющие для этого особой подготовки. Этот способ воспроизведения автор сохраняет за собой как свое выражение.2
Фихте различал в книге элементы материальный и духовный. Последний, в свою очередь, Фихте делил на мысли, составляющие содержание книги, и способы их выражения. Покупатель книги становится собственником материального элемента и может усвоить содержание книги, если употребит для этого необходимый труд. Однако способ выражения мыслей, их взаимная связь, последовательность изложения и обороты речи составляют исключительную собственность писателя, на которую никто не вправе посягать.3
Теорию авторской собственности поддерживали также буржуазные экономисты А. Вагнер,4 А. Шеффле5'
1 Е. А. Ф л е и ш и ц объединяет первую и вторую группы теории См «Личные права в гражданском праве СССР и капиталистических стран».—Ученые труды ВИЮН. 1941, вып. VI,-ее. 153—157.
2 См. Hegel's Werke. Berlin, 1845, В. VIII, ss. 105—110.
3 J. G. Fichte's Sammtliche Werke. Berlin 1846, ss. 31—33.
4 A Wagner. Lehrbuch der Politischen Oeukonomie, Grundlegung, 1875, s. 571.
5 A.Schaffle. Die nationaloekonomische Theorie der ausschlis-senden Absatzverhaltnisse, 1861, s. 110.
12»

и ряд буржуазных цивилистов: Лабуле,' Эйзенлор,2 Табашников,3 Дернбург,4 Копингер,5 Пуйе6 и другие.
Срочный характер имущественных правомочий авторов, ряд иных специфических особенностей авторского права и необходимость хотя бы внешней декларативной охраны личных имущественных правомочий авторов решительно расходились с общепризнанным в буржуазной науке пониманием права Собственности и вызвали возникновение иных теорий авторского права.
Некоторые буржуазные авторы взамен теории авторской собственности выдвинули конструкцию авторского права как особых имущественных прав, возникающих у автора в силу создания им произведения духовного творчества. Эти права дают автору возможность воспрепятствовать использованию созданного им произведения кем-либо без согласия автора, но отличаются от права собственности тем, что направлены на нематериальный объект.
Представителями этих теорий были Ренуар,7 Роген,8 Шершеневич,9 и другие.
Ряд других буржуазных цивилистов—Блюнчли,'0 Ортлоф,11 Гарейс,12 Гирке13 и прочие видели в авторском
1 Laboulaye. Etude sur la propriete litteraire en France et Anglettaire au XVIII siecle,, 1858, p. 22.
2 E i s e n l o h r. Das literarisch-artistische Eigentum und Verlagsrecht, 1855, s. 44.
3 И. Г. Т а б а ш н и к о в. Литературная, музыкальная и художественная собственность, 1878, с. 174.
4 Dernburg Das burgerliches Recht des deutschen Reiches und Preussens, 1910, B. VI, s. 38.
5 Copinger. The law of Copyright, 1909, pp. 2, 40—44.
* P o u i 11 e t. Traite theorique et pratique de la propriete litteraire et artistique, 1908, p. 26.
7 Renouard. Traite des droits d'auteur, 1838, p. 466.
e R o g u i n. La regle de droit, 1889, p. 308.
s Шершеневич. Авторское право на литературное произведение, 1891, с. 69.
10 В l u n t s с h l i. Deutsches Privatrecht, 1866, ss. 110—112.
11 0 r 11 о f f Das Autor und Verlagsrecht. Jahrbuch fur Dogmatik,
1861, B. V, ss. 288, 289, 316. лг G a r e i s. Das Juristische Wesen der Autorrechte sowie die
Firmen und Markenschutzes. Archiv fur Theorie und Praxis,
1887, B. XXXV, ss. 196—198. 13 G i e r k e. Zeitschrift fur das gesammte Handelsrecht, 1884,
B. XXIX, s. 271.
130

праве прежде всего личное право. Они считали, что это право—результат творческой деятельности автора, выраженной в произведении. Авторское право остается личным и не переходит в имущественное. Произведение автора они рассматривали как часть его личной сферы.
К последней группе теорий следует отнести концепцию «двойного» авторского права, признающую наличие у автора и личных, и имущественных прав, которые существуют параллельно. Сторонниками таких взглядов являются Колер,' Пикар,2 Остеррит,3 Альфельд, Эльстер5 и многие другие цивилисты.
К этой же группе надо отнести и Олянье, который считает, что автор дарит обществу свои творения, получая, в свою очередь, от одаряемых гонорар.6
Классификация теорий авторского права носит в значительной мере условный характер, так как не исчерпывает всего разнообразия формулировок, даваемых отдельными авторами. Кроме того подвижны и грани между упомянутыми теориями. Ряд сторонников «двойного» авторского права рассматривает его как соединение духовной собственности на произведение с личными неимущественными правами автора на последнее и т. д.
Различие во взглядах авторов и в формулировках нормативных актов—только словесное и не препятствует эксплуатации авторов издателями и другими предпринимателями.
Буржуазная литература последних лет имеет преимущественно прикладной характер. Основное внимание уделяется анализу законодательства и судебной практики в отдельных отраслях авторского права, особенно новых (кино, радио, телевидение и т. п.). .Вышли в свет пер-
1 К о h l e r. Das Autorrecht. Jahrbuch fur Dogmatik, 1880,.B. XVIII, s. 288.
2 Picard. Embriologie juridique. Journal de droit international1 prive, 1883, p. 586.
3 Osterriet h. Altes und Neues zur Lehre vom Urheberrecht, 1892, s. 78.
4 A 1 fei d. Urheber und Erfinderrecht, 1923, s. 3.
5 Elster. Urheber und Erfinder. Warenzeichen und Wettbe-
werbstrecht, 1928, ss. 6—8. * Olagnier. Le droit d'auteur, 1934, v. l, p. 5—42.
131

вдые-томы всемирной энциклопедии авторского права и дэазные справочники.2 Теоретическим проблемам авторского права уделяется меньше внимания и ничего существенно нового в этой области нет.
Французская и англо-американская доктрины по-прежнему преимущественно поддерживают теорию авторской собственности.
Д. Сиджанский и С. Кастанос в работе, опубликованной в Лозане в 1954 г., пишут, что «кроме Франции, Англии и Соединенных Штатов другие страны более или менее отказались от теории права собственности в применении к авторскому праву».3 Однако это утверждение устарело, так как более поздние работы говорят о возрождении теорий духовной собственности и в Федеральной Германской республике. На это указывает Де Боор в «Письме из Германии»» приводя взгляды Губмана. Об оживлении идеи духовной собственности в Федеральной Германской республике пишет Г. Ребер, анализируя : взгляды не только Губманна, но также Лемана, Ермеке я других сторонников этой теории.5
1 См. G. L у о n-C aen et P. Lavigne. Traite theorique et
pratique de droit de cinema francais et compare, Pars, 1957, vv. l,
'11.
^Q. Roeber. Die Urheberschaft am Film. Baden-Baden, 1956.
R. S a rant e et M. Qorlin. Droit la cinematographie. Paris, 1955.
'H. Hunter, Hauff e. Der Kunstler und sein Recht. Berlin, 1954.
. J. H. R e n o u l d. Droit d'auteur. Contrat d'adaptation. Bruxelles, 1955.
E. Schulze. Urheberrecht in der Musik lind die deutsche Urheberrechtgesellschaft (GEMA), Berlin, 1956 и др. работы, См. World Copyright an encyclopedia in four volumes by H. L. Pinner. Leiden, v. 1, 1953, v. 11, 1955. K. Haertel, G. Schneider. Taschenbuch der Urheberrechts. Berlin, 1955.
P. Monnet. Nouveau memento de la propriete litteraire pour la France et l'etranger. Paris, 1954. R. W i n с о г. How to secure copyright. New-Vork. 1957, и другие издания.
3 Сиджанский и Кастанос. Международная охрана авторского права (русский перевод). 1958, с. 51.
4 De Boor. Lettre d'Allemagne.—Le droit d'auteur 1955, p. 154. • s G. R о e b e r. Urheberrecht oder geistigen Eigentum. Baden-Baden, 1956, ss. 9—14.
t32

Поскольку теории авторской собственности пользуются популярностью во Франции, США, Англии и ФРГ, мы полагаем, что их можно считать ведущими в капиталистическом мире. Ряд современных цивилистов даже названия своих работ по авторскому праву связывают с этими теориями.
«Успехи» теории авторской собственности не дают, однако, оснований для суждения о характере законодательства об авторском праве тех стран, которые следуют за этой теорией. Французский закон 1957 г. о собственности литературной и художественной, хотя и отстаивает в первую очередь интересы предпринимателей, а не авторов, все же несколько прогрессивнее законодательств других буржуазных стран, не признающих теории авторской собственности.
Большинство буржуазных цивилистов либо воздерживается от социально-политической оценки авторского права (как и других институтов своего гражданского права), либо маскирует их классовый характер. Однако отдельные ученые, хотя и с идеалистических позиций, выступают с резкой критикой своего авторского права и тех интересов, которые оно охраняет.
Р. Саватье пишет, что «подлинное назначение искусства в том, чтобы служить идеалу, тогда как потребность в деньгах подчиняет художника богатым людям, которые за свои деньги требуют от художника такого удовлетворения своих потребностей, которое зачастую не согласуется с идеалом художника».2 В другом месте той же работы Саватье пишет, что «торговец литературой заставляет под своим именем работать «негра», то есть художника или писателя — раба, вдохновение и творчество которого он себе ложно присваивает. Эта ложь существует. Есть эксплуатируемые писатели. Бесполезно отрицать
1 См. H. Desbois. La propriete litteraire et artistique. Paris,
1953.
A. F r a n с о n. La propriete litteraire et artistique en Grand-Bretagne et aux Etats-Unis, 1955.
Ph. Wittenberg. The law of litterary property. New-York» •I 957. H. H u b m a n n. Das Recht des Schopferischen Geistes. Berlin,
1954.
'R. Plaisant. Propriete litteraire et artistique. Paris, 1954 и другие авторы. "2 R. S'a vatier. Le droit de l'art et des lettres 1953, p. 14.
133

паразитическую эксплуатацию подобных неизвестных писателей и художников»'
Эта яркая характеристика положения автора определяет и сущность авторского права в капиталистических странах.
В основе советского авторского права лежат социалистические производственные отношения, что обусловливает его принципиально иную сущность.
Произведения науки, литературы и искусства в нашей стране имеют своим назначением не извлечение прибыли, а развитие социалистической культуры для построения коммунистического общества.
Для авторов же создание этих произведений является осуществлением права на труд и на вознаграждение по-принципу социализма, а также обязанности трудиться на пользу общества.
Между авторами и социалистическими организациями, осуществляющими воспроизведение и распространение их произведений, существуют отношения не эксплуатации, а товарищеского сотрудничества и взаимной помощи в деле совершенствования произведения и обеспечения наилучшего его использования обществом. Требования рентабельности и хозяйственного расчета не снимаются с этих организаций, но имеют ограниченное значение. Государство расходует большие средства на издание и постановку произведений, а также всемерно поддерживает материально советских авторов и их объединения.
В нашей стране авторский гонорар, являясь вознаграждением за труд, представляет собой распределение доли национального дохода в пользу авторов соответственно количеству и качеству труда, затраченного ими на создание произведений, используемых обществом.
Регулирование авторской деятельности в нашей стране представляет собой сложный процесс. Его целью является привлечение к авторскому творчеству широких народных масс и создание произведений высокой научной, литературной и художественной ценности, которые могут быть использованы для строительства коммунизма.
«В условиях социалистического общества наука является величайшей творческой силой, силой созидания, она служит человеку, народу, его счастью. Советские
i Op. cit., p. 39.
I34

ученые порадовали нашу Родину великими открытиями ц научными достижениями».'
Однако мы в то же время не отказываемся от использования достижений передовой мировой науки и ставим их также на службу коммунистическому строительству.
«Советские писатели, художники, композиторы, деятели театра и кино порадовали народ новыми крупными достижениями. Они активно участвуют в общей борьбе за торжество великих идеалов коммунизма, за воспитание нового человека...».2
Вместе с тем мы широко используем для строительства коммунизма сокровища прогрессивной мировой литературы и искусства.
Не нужны нам произведения, враждебные марксизму-ленинизму, имеющие низкий идейный уровень, использующие идеалистические и формалистические концепции, либо слабые по форме. Они могут нас интересовать только тогда, если являются идейным оружием наших врагов, с которым мы должны быть хорошо знакомы.
Советское авторское право является одним из важных факторов регулирования авторской деятельности. Выражая волю всего народа и директивы Коммунистической партии по вопросам науки, литературы и искусства, нормы авторского права, обеспечивают их проведение в жизнь.
Авторское право направлено также на создание авторам произведений науки, литературы и искусства необходимых материальных и идеологических условий для развития и совершенствования своего творчества. Правовые нормы устанавливают высокую оплату авторского труда, льготы и преимущества в отношении жилой площади, уплаты налогов, обеспечения на случай болезни и старости. Авторское законодательство охраняет и имущественные и личные права авторов, но, наряду с правами, законодательство возлагает на авторов и юридические обязанности, на анализе которых мы остановимся в последующих главах.
Регулирование авторской деятельности в нашей стра-
1 H. С. Х p у щ е в. Речь на приеме советской интеллигенции
8 февраля 1958 г. «Известия» 9 февраля 1958 г. № 34.
л Н. С. Х p у щ е в. Та же речь.
13&

не не сводится к изданию законов об авторском праве ie их осуществлению. Гигантская творческая деятельность. десятков и сотен тысяч трудящихся в области науки, литературы и искусства есть прежде всего результат политики Коммунистической партии, которая находит свое отражение не только в законодательстве, но и в непосредственной деятельности государственных органов и общественных организаций. Они создают материальную базу и обеспечивают прочие необходимые условия для расцвета всех отраслей интеллектуального творчества.
Партия воспитывает авторов в духе марксистско-ленинской идеологии советского патриотизма, служения народу, высокой принципиальности, уверенности в победе коммунизма. «Главным методом партии в деле воспитания художественной интеллигенции был и остается метод убеждения, разъяснения важнейших задач коммунистического строительства. Партия глубоко вникает в процессы художественного творчества, горячо поддерживает все передовое, прогрессивное, развивает творческую инициативу и активность деятелей искусства».1 Партия стремится помочь развертыванию принципиальной товарищеской критики прежде всего в творческих организациях авторов, критики, проникнутой желанием помочь художнику занять правильные позиции, понять. недостатки своего произведения и их преодолеть. Глубоко анализируя состояние отдельных отраслей науки»,. литературы и искусства и даже отдельные произведения,. и подмечая имеющиеся недостатки, партия дает справедливую оценку его положительных и отрицательных сторон, способствуя этим творческому росту авторов и совершенствованию отраслей нашей культуры.
Директивы партии оказывают также и непосредственное влияние на писателей, работников науки и искусства, мобилизуя их творчество на осуществление конкретных задач коммунистического строительства.
Партия направляет деятельность и тех социалистических организаций, которые должны издавать, ставить. на сцене, экранизировать и использовать иными способами произведения авторов.
ЦК партии, анализируя деятельность советских издательств и других учреждений и организаций, осуще-
«Путь советской музыки—путь народности и реализма».— «Правда 16 июня 1958 г. № 167 .
136

«ствляющих использование произведений авторов, вскрывает имеющиеся недостатки в работе и помогает их ликвидации.
Однако ни директивы партии, ни нормы права, в которых они воплощены, нисколько не посягают на свободу авторского творчества, на выбор авторами формы, жанра, стиля. Советские авторы создают произведения отнюдь не по указке партии или закона. Подлинные советские авторы любят народ, идут вместе с ним и до конца преданы делу коммунизма. Они творят совершенно свободно, только по велению своего сердца.
На авторскую деятельность косвенно влияет также план и связанный с ним бюджет нашего государства. Степень влияния плана на отдельные отрасли авторского творчества различна.
Народнохозяйственный план влияет не только на основные направления советской науки, но и на профиль каждого научного учреждения, его тематику, а также предполагает координацию научной работы в масштабе СССР и каждой союзной республики. Это создает огромные преимущества для советской науки, обеспечивая возможность тесной увязки научной работы с задачами коммунистического строительства и сосредоточения усилий ряда научно-исследовательских учреждений и тысяч научных работников на решении важнейших научных проблем.
Созданию советских искусственных спутников земли, межпланетной ракеты и другим великим научным достижениям последних лет мы обязаны великому труду и бессмертному научному подвигу советских ученых, инженеров и рабочих, а также руководству Коммунистической партии и преимуществам советского общественного и государственного строя, к числу которых относится и планирование науки.
План косвенно влияет и на темпы развития литературы и искусства. Издательская деятельность зависит и от количества бумаги, пропускной способности полиграфических предприятий, роста библиотечной сети, покупательной способности 'населения и т. д.
Развитие авторского творчества в области драматургии, музыки, хореографии, кинематографии, телевидения, сценического и смежных с ними отраслей искусства стимулируется также и ростом числа зрелищных предприя-
137

tu и, киностудий, телевизионных центров, кинотеатров? и т. д., а равно количеством запланированных театральных постановок, намеченных к выпуску кинофильмов и т. д.
Создание произведений архитектуры, живописи и иных видов изобразительных искусств значительно активизируется огромными масштабами строительства,. особенно зданий и сооружений общественного пользования, развитием музейной сети, ростом закупок кар--uiH, скульптур, и т. п. произведений.
Использование произведений науки, литературы и;
искусства, происходит на началах хозяйственного расчета. Однако в ряде случаев, если этого требуют интересы социалистической культуры, государство принима-ег на себя полностью или частично расходы,, связанные с использованием произведений обществом. Ряд театров, издательств и других культурных учреждений получает' государственные дотации, а научно-исследовательские' учреждения, выставки, музеи содержатся за счет государства.
Авторское право регулирует отношения, возникающие между авторами произведений науки, литературы № искусства и теми учреждениями, организациями, предприятиями и лицами, которые используют эти произведения. Специально анализу авторских отношений посвящены последующие главы работы, а пока мы ограничимся лишь предварительными замечаниями по этому вопросу.
Некоторые субъективные права возникают у автора и пользуются охраной государства уже с момента создания произведения и даже отдельных фрагментов, эскизов и т. д. Однако их круг не велик и ограничивается субъективными личными правами — авторства, на воспроизведение и опубликование произведения и на его неприкосновенность.
Если же автор заключит договор на использование произведения с социалистическими организациями (или гражданами), либо если используют произведение без его согласия, у автора, как правило, возникает правомочие на получение вознаграждения.
Произведение пользуется охраной авторского права, если оно является продуктом трудовой творческой дея-
138

тельности автора, который сам в результате своих трудовых усилий создал произведение, а не поручил это, хотя бы под своим руководством и наблюдением, другим лицам; это произведение должно существенно отличаться от других аналогичных произведений и быть отменено печатью индивидуальности автора.
Вознаграждение автора по своему характеру может быть различным: или авторский гонорар, или заработная плата. И тот и другой вид вознаграждения автора является трудовым и должен соответствовать количеству и качеству труда, однако между авторским гонораром и заработной платой есть существенные различия. Как правило, заработная плата устанавливается авторам, находящимся в штате учреждений, организаций и предприятий в соответствии со ставками, утвержденными в установленном порядке. Заработная плата регулируется трудовым законодательством и уплачивается даже в тех случаях, если автор еще не создал произведения, и вне зависимости от того, принято ли произведение к использованию или нет. Автор — штатный работник — получает наравне с другими работниками также гарантии и компенсации, предусмотренные трудовым законодательством.
Авторский гонорар, как правило, уплачивается только в случае принятия произведения к использованию соответствующей социалистической организацией, хотя допущено и авансирование по договорам авторского заказа. Уплата авторского гонорара регулируется гражданским правом. Хотя размер авторского гонорара должен устанавливаться с учетом количества и качества затраченного труда, однако практически не всегда достигается эта соизмеримость. Авторский гонорар, как правило, уплачивается тогда, если произведение принято к использованию социалистической организацией. Не исключены случаи, когда общественно-полезное произведение, на которое автор затратил много труда, не принимается к использованию, так как уже заключен договор с другим автором на аналогичное произведение. Размер авторского гонорара зависит в значительной мере от тиража и переизданий. Обычно большими тиражами издаются, а также переиздаются произведения высокого качества, но бывает и иначе. Собрание сочинений Ньютона пользуются меньшим спросом, чем собрание сочинений Шолохова не потому, что оно ниже по качеству, а в силу того, что со-
139

чинения Ньютона нужны небольшому кругу специалистов, а Шолохова читают широкие народные массы. Тираж зависит также от злободневности произведения. Пользуются большим спросом произведения развлекательного характера, приключенческая литература и проч. Граммофонные пластинки с так называемой легкой музыкой покупают больше, чем с произведениями Баха и т д. Следовательно, тираж и степень спроса, определяющие в конечном счете сумму авторского гонорара, далеко не всегда являются верными критериями достоинства произведения.
Кроме авторского гонорара, никаких гарантий и компенсаций автор, отношения которого с социалистической организацией регулируются гражданским правом, не получает. В ряде областей авторского творчества — наука, архитектура, прикладное изобразительное искусство, кино,—преимущественно применяется оплата автору заработной платы, и авторские отношения регулируются большей частью трудовым законодательством. В других отраслях авторской деятельности преобладает система авторского гонорара, и авторские отношения чаще регулируются нормами гражданского права.
Гражданско-правовая или трудовая форма регулирования отношений между авторами и социалистическими организациями, как правило, устанавливается государством в зависимости от специфики той или иной отрасли авторского творчества. В отдельных случаях выбор первой или второй 'формы предоставлен усмотрению сторон — автора и социалистической организации.
Удельный вес норм гражданского права в регулировании авторских отношений выше удельного веса норм трудового права, однако и последние представляют собой достаточно ощутимую величину.
Нормы гражданского права применяются, главным образом, в договорных отношениях авторов с социалистическими организациями (кроме трудовых договоров), при предъявлении исков о возмещении ущерба, причиненного нарушением авторского права, при использовании авторами жилищных льгот, при наследовании авторского» права и т. д.
Среди нормативных актов по авторскому праву мы 'встречаем законы, определяющие основные положения авторского права, постановления советов министров.
140

СССР и союзных республик, относящиеся к гонорарному законодательству и отдельным вопросам авторского права, приказы и инструкции министерств, утверждающие" типовые авторские договоры, отдельные ставки авторского гонорара и регулирующие некоторые иные вопросы авторских отношений.
Важную роль в правовом регулировании авторских ol ношении играют типовые авторские договоры. Они имеют нормативный характер и содержат элементы и императивные и диспозитивные. Общее начало, относящееся ко всем авторским типовым договорам, таково, что если условия конкретного договора ухудшают положение авторов по сравнению с типовым договором, такие условия недействительны, и надлежит руководствоваться типовы-вьш договором. Однако, если в конкретные договоры с авторами включены условия, улучшающие положение авторов по сравнению с условиями, предусмотренными законодательством и имеющими императивный характер" (например, повышенные ставки авторского гонорара), подобные условия также недействительны и должны быть. приведены в соответствие с законом.
Типовые авторские договоры — издательский, постановочный, сценарный и иные, несмотря на специфику каждого из них, содержат ряд общих черт. Это позволило» И А. Грингольцу, а затем А. И. Ваксбергу, выдвинуть-обоснованные предложения о создании единого договорного типа — авторских договоров.
Существенную роль в регулировании авторских отношений играют и нормы трудового права. В литературе^ было высказано в свое время предложение считать авторское право частью трудового права,2 которое, однако,. не получило поддержки.
Ряд авторов — работники научно-исследовательских учреждений, професоорско-преподавательский состав высших учебных заведений, архитекторы, работающие в архитектурных мастерских, работники искусств, состоящие
1 И. А. Грингольц. Права автора сценического произведения в СССР Автореферат кандидатской диссертации, 1953, с 14
А И Ваксберг Некоторые вопросы советского авторского права—Советское государство и право, 1954, № 8, ce 40, 41
aД M Генки и. Предмет трудового права «Государство и псаво» 1940 г, № 2
14li

в штате промышленных предприятий и создающие художественные произведения, используемые в изделиях промышленности, штатные работники печати, которые пишут фельетоны, очерки и др. произведения в силу служебного задания — таков неполный перечень авторов, отношения которых с учреждениями, организациями и предприятиями, где онч работают, регулируются трудовым правом и лишь частично нормами гражданского {авторского) права.
Нормы трудового права, регулирующие эти авторские отношения, имеют значительные пробелы. Применят ется общее законодательство о труде, которое не учитывает специфики правового регулирования авторских отношений, и отдельные случайные ведомственные акты. Приведенные нами выше постановление Совета Народных Комиссаров РСФСР «О ставках вознаграждения за использование в промышленности произведений изобразительных искусств» и постановление Народного комиссариата труда СССР «Об условиях труда работников искусств, печати и просвещения, обслуживающих нанимателя по отдельным заданиям» устарели и фактически почти не применяются. В результате отношения социалистических организаций с авторами, создающими произведения в силу служебных заданий, не урегулированы должным образом и предоставлены усмотрению отдельных ведомств и организаций. Этот пробел должен быть восполнен.
В регулировании авторской деятельности участвуют также нормы административного права. Инструкции ' и иные нормативные акты, регулирующие деятельность издательств, театров и других зрелищных предприятий, киностудий, организации по радиовещанию, телевидению и прочих, оказывают существенное влияние при отборе произведений и авторов, с которыми заключаются договоры на использование произведений (издание, публичное исполнение, передача средствами кинематографии, радио и телевидения). Нормы административного права оказывают известное влияние и на деятельность творческих союзов авторов, состоящих при союзах фондов, управлений по охране авторских прав и проч., хотя непосредственное управление их деятельностью осуществляется самими членами творческих союзов через избираемые ими органы.
142

Частично регулируют авторские отношения нормы гражданского процессуального права, приравнивающие, как мы видели ранее, авторов в отношении ряда процессуальных льгот к рабочим и служащим.
Нормы финансового права регулируют налоговое обложение авторов, устанавливая для них существенные льготы, о которых мы упомянули ранее.
Наконец, уголовное право предусматривает уголовную ответственность за сознательный выпуск чужого произведения под своим или чужим именем, либо за умышленное использование произведения вопреки воле его автора. Однако, практического применения нормы уголовного права об ответственности за нарушение авторского< права почти не имеют.
Таким образом, нормы права, охватывающие многообразные стороны авторской деятельности и использования ее результатов, относятся к различным отраслям права В этом комплексе ведущую роль играют нормы гражданского права, а поэтому авторское право в целомь рассматривается как институт гражданского права.
Определяющее значение для нашего авторского права имело до сих пор общесоюзное законодательство vs нормативные акты Российской Федерации.
«Основы» авторского права СССР 1928 г. оставили широкий простор для законодательства союзных республик. Согласно ст. ст. 17 и 19 «Основ» в компетенцию союзных республик входит издание нормативных актов,, регулирующих: издательский договор на литературные-произведения (его обязательное содержание, предельный? срок действия, нормы гонорара при определенном тираже, срок выпуска издания) ; издательские договоры на произведения музыкальные, изобразительных искусств, фотографии, а также постановочные договоры, порядок возмещения убытков, причиненных нарушением авторского права.
На основе общесоюзного закона ряд союзных республик издал республиканские законы или постановления советов министров об авторском праве.
Судебная практика по вопросам применения законодательства об авторском праве не отличается последовательностью и нередко противоречива. Отсутствуют руководящие указания Пленума Верховного Суда СССР по этой категории дел, если не считать двух действующих
143

указаний Пленума от 20 ноября 1933 г., не имеющих, существенного значения.
В литературе имеется ряд определении советского авторского права. В одних определениях авторское право рассматривается с субъективной стороны и определяется как совокупность личных и имущественных прав автора на созданные им произведения науки, литературы и искусства.'
В других определениях выдвигается на первый план объективная сторона авторского права, и оно рассматривается как совокупность правовых норм, регулирующих отношения, возникающие в связи с созданием и использованием произведений авторов.2
М. В. Гордон а своей монографии определяет советское авторское право как «особую часть гражданского права, регулирующую отношения лиц и организаций, связанные с созданием и использованием новых произведений литературы и искусства».3
В монографии Б. С. Антимонова и Е. А. Флейшиц сначала определяется советское авторское право в объективном смысле как «совокупность норм, установленных Советским государством для регулирования определенного круга общественных отношений, именно тех, которые возникают в связи с созданием авторами произведений науки, литературы и искусства и их использованием».4
1 Учебник гражданского права для вузов 1944, т. II, с. 223. То же для юридических шкод, 1940, с. 251 и последующие издания учебника для юридических школ 1945 и 1947 гг. Б. С. Л1 а р т ы н о в. Право авторства в СССР. Ученые труды ВИЮН. вып. IX, 1947 г. и др.
* Учебники гражданского права для вузов 1944, т. II, с. 223;
1951, т. II, с. 351. То же для юридических школ 1950, с. 545. А. И. В а к с б е р г. Издательский договор по советскому гражданскому праву. Автореферат кандидатской диссертации, 1954 г., с. 5. И. А. Грингольц. Права автора сценического произведения в СССР. Кандидатская диссертация, 1953 г., с. 13. И. А. Грингольц пишет «Советское авторские право как правовой институт представляет собой совокупность норм, регулирующих отношения, которые возникают с созданием и использованием (изданием, публичным исполнением, публичным показом) произведений науки, литературы и искусства», но делает оговорку, что такое определение носит сугубо предварительный характер,
3 M. В. Гордон. Соеетское авторское право 1955, ce. 17,18. ,4 Б. С. А н т и м о н о в и Е. А. Флейшиц. Авторское право, 1957, с. 5.
144

Далее, авторы определяют субъективное авторское право, как «комплекс отдельных правомочий, закрепленных за автором законом: ст. ст. 7 и 18 Основ авторского права СССР и дополняющими их нормами законов союзных республик об авторском праве».'
Нам представляется, что в перечисленных определениях авторского права (и объективного и субъективного) нет достаточного отражения его специфики v роли в строительстве социалистической культурад.
Мы считали необходимым указание в самом определении на специфику советского авторского права и на цель, которую оно преследует.2
В. И. Серебровский в своей монографии детально подчеркивает эти моменты и определяет советское авторское право «как систему правовых норм, регулирующих отношения, возникающие в связи с созданием и использованием произведений науки, литературы и искусства, в целях всемерной охраны интересов авторов и стимулирования их творческой деятельности на создание полноценных в идейно-теоретическом и художественном отношениях произведений, а также наиболее широкого распространения среди трудящихся произведений, могущих служить развитию и укреплению многонациональной социалистической культуры, построению коммунистического общества».3
На наш взгляд, это определение правильно выражает сущность советского права, его специфику и цели, но велико по своим размерам. Определение, данное нами в упомянутых статьях, после сокращения мы формулируем следующим образом.
Советское авторское право есть совокупность правовых норм, регулирующих отношения, возникающие при
Б. С. Антимонов и Е. А. Флейшиц. Авторское право, 1957, с. 41.
В. И. Корецкий. Некоторые вопросы авторского права в Таджикской ССР. Ученые записки Таджикского университета, Труды юридического факультета, 1955, вып. 3, с. 84. Он же. К пересмотру законодательства об авторском праве, Те же «Труды», 1956, вып. 4, с. 76. В. И. С е р е бр о в с к я н. Вопросы советского авторского права, 1956, с. 11.
145

создании и использовании таких произведении науки,-литературы и искусства, которые являются результатом' трудовой творческой деятельности авторов и способствуют развитию социалистической культуры.
Являясь важным фактором строительства социалистической культуры и всемерно охраняя интересы авторов, наше авторское право нуждается, однако, в дальнейшем' совершенствовании.
Законодательство по авторскому праву еще отстает от директив партии в этой области Имеется ряд существенных пробелов в правовом регулировании трудовых отношений с авторами, состоящими в штате учреждений организаций и предприятий и создающими произведения в силу служебных заданий (научные работники, художники и скульпторы, произведения которых используются в промышленных изделиях, архитекторы и др ). Почти. отсутствуют нормативные акты, регулирующие авторские отношения в сфере радиовещания, телевидения, звукозаписи. Не разрешен законом вопрос об авторских правах артистов, занятых исполнительской деятельностью. Недостаточно разработаны ставки и техника применения:
гонорарного законодательства, в результате чего оплата авторов иногда бывает завышена и не соответствует принципу социализма; имеет место и заниженная оплата авторского труда. Существенный сдвиг в деле упорядочения ставок авторского гонорара, сделанный в инструкции по применению постановления Совета Министров-РСФСР от 20 апреля 1957 г. № 325, утвержденной 5 ноября 1957 г № 1208, необходимо развить дальше.
До сих пор наше авторское право представляет собой преимущественно кодекс личных и имущественных-прав авторов и в меньшей мере — их юридических обязанностей Необходимо дополнить его нормами, устанавливающими повышенную ответственность авторов за выполнение последних
Настало время пересмотреть компетенцию государственных органов СССР и союзных республик в деле издания нормативных актов по авторскому праву и устранить излишнюю м^ожр^твенность таковых.
Ко1ифи1-3111 ! ь ^ p?PoTLi ра''р"рн'чщиеся в СССР и в союзных респ\ бликах, ставят на очередь вопросы кодификации авторского права и его совершенствования. Нормы советского авторского права оказали большое
146

влияние на возникновение и развитие законодательства об авторском праве стран народной демократии
Оставаясь в рамках нашей работы, мы не можем рассмотреть последнее и ограничимся отдельными замечаниями.
Социалистический характер авторского права явствует из законодательства каждой народно-демократической республики, но наиболее выпукло выражен в ст. I болгарского закона: «Настоящий закон регулирует отношения, связанные с произведениями литературы, науки и искусства, с целью содействия строительству и расцвету социалистической культуры Народной Республики Болгарии, облегчения внедрения и распространения указанных произведений среди трудящихся, а также обеспечения и защиты интересов авторов, с тем чтобы эти интересы были в согласии с интересами народа» 1
Аналогичную формулировку мы встречаем в более тюзднем чехословацком законе об авторском 'праве2 Не содержит определения авторского права новый румынский указ об авторском праве от 18 июня 1956 г.3
Один из буржуазных авторитетов в области авторского права Г. Дебуа, анализируя болгарский, польский и чехословацкий законы об авторском праве и ссылаясь на упомянутые ст. I болгарского и чехословацкого законов, пишет, что «все три закона проникнуты одной идеологией» (подразумевается социалистической — В. К.) и добавляет, что «юристы западных стран не должны оставаться безразличными к эволюции законодательства Восточной Европы».4
Новые законы об авторском праве были изданы также в Албании (декрет-закон от 24 сентября 1947 г), в Румынии (декрет от 27 июня 1956 r ) и Югославии (закон от 9 июля 1957 г.). Венгрия и Германская Демократическая Республика сохранили прежние законы об авторском праве, дополнив их отдельными нормативными актами, однако и в этих странах авторское право перестало
1 Закон, принятый IV Сессией Народного Собрания Народной Республики Болгарии 1 ноября 1951 г—Гражданское законодательство Народной Республики Болгарии, 1952, с 201.
2 Бюллетень чехословацкого права 1954, № 1, см § 1
3 Le droit d'auteur 1957, pp 156—160 < H Desbois L'evolution legislatif dans les Etats de Г Europe orientale Le droit d'auteur, 1957, p 42
147


быть правом издателей и других предпринимателей и носит социалистический характер.
В развитии законодательства об авторском праве народно-демократических республик Европы И. А. Грингольц предлагает выделить четыре этапа: 1) использование старого законодательства, 2) проведение нового гонорарного законодательства и договорного регулирования при сохранении старых законов, 3) принятие новых законов об авторском праве и 4) издание на основе последних нового гонорарного законодательства, охватывающего все стороны авторского творчества. И. А. Грингольц считает,. что «на всех этих этапах развивается социалистическое авторское право... Изменение законодательства происходит только тогда, когда налицо обе предпосылки: объективная — социально-экономические преобразования п субъективная — изменение в сознании творческой интеллигенции».1

<< Предыдущая

стр. 5
(из 13 стр.)

ОГЛАВЛЕНИЕ

Следующая >>