<< Предыдущая

стр. 7
(из 13 стр.)

ОГЛАВЛЕНИЕ

Следующая >>

Определения следующей группы только перечисляют то, что встречается на практике, но ничего не объясняют. Кроме того, эта формулировка создает у читателя впечатление, что ему предлагают одно неизвестное («объект правоотношения») заменить другим неизвестным («тем,, по поводу чего» и т. д.).
Четвертое определение, примыкая к определениям второй группы, его конкретизирует и отмечает целевой характер понятия объекта правоотношения, но делает это попутно, сосредоточив все внимание на поведении участников правоотношения и объявив последнее единственным объектом правоотношения.
Дальнейшая разработка вопроса привела О. С. Иоффе к расчленению единого объекта на три — юридический, идеологический и материальный объекты.
На наш взгляд, нет необходимости отказываться от единства объекта правоотношения. То что О. С. Иоффе
' См там же, стр. 168—172.
2 С. Ф. Кечекьян. Правоотношения в социалистическом оо-
ществе, 1958, с. 140.
17&

называет юридическим и идеологическим объектами правоотношения, с нашей точки зрения, является различными способами воздействия правоотношении, как целого, на его субъектов, для достижения той цели, которая связана с вещами действиями, благами. По терминологии О С. Иоффе — это материальные объекты правоотношений.
Нам представляется, что надо увязать решение двух вопросов: об объектах гражданских правоотношений и об объектах норм гражданского права. Следует установить, чем являются и первые, и вторые, представляют ли они собой тождество, либо эти правовые понятия не совпадают.
Действующие нормы советского права направлены на регулирование социалистических общественных отношений в эпоху завершения строительства социализма и постепенного перехода к коммунизму.
Регулирование, осуществляемое нормами гражданского права, имеет в виду достижение определенных целей, связанных с имущественными либо неимущественными интересами граждан, социалистических организаций, государства. Эти цели связаны с вещами, действиями, материальными и нематериальными благами Для достижения указанных целей между заинтересованными сторонами по их соглашению, основанному на правовых нормах, либо в силу иных юридических фактов устанавливаются взаимные правомочия и юридические обязанности, направленные на те же вещи, материальные либо нематериальные блага и действия. Таким образом, и правовые нормы, и конкретные правовые отношения, которые на них опираются, преследуют одни и те же цели и направлены на одни и те же вещи, действия, материальные либо нематериальные блага.
Эти цели гражданских правовых норм и гражданских правоотношений и являются объектами и первых, и вторых.
Такое понимание объектов гражданско-правовых норм и гражданско-правовых отношений является дальнейшим развитием положения, выдвинутого О С. Иоффе («объектом гражданского правоотношения является
176

то, на что направлено или на что воздействует гражданское правоотношение».)1
Когда мы говорим, что объектами гражданских правоотношений являются цели, которые они преследуют, связанные с вещами, действиями, материальными и нематериальными благами, мы отнюдь не имеем в виду, что объекты правоотношений сводятся к самим вещам, действиям, материальным и нематериальным благам. Объектами правоотношений будут: передача данной вещи, совершение определенного действия или воздержание от такового, пользование определенным материальным и нематериальным благом и т д.
Например, если Гослитиздат заключил издательский договор с А на издание его повести, то объектом возникающего из договора правоотношения будет не сама повесть, а ее издание, т.е. совершение действий, связанных с данным произведением С учетом сказанного мы приходим к следующему определению.
Объектами гражданских правоотношении являются конкретные цели последних, направленные на вещи, продукты интеллектуального творчества, действия и блага, для достижения каковых целей субъекты правоотношений связываются комплексом правомочий и юридических обязанностей
Нам остается еще остановиться на некоторых спорных моментах учения о трудовых правоотношениях, поскольку наша работа связана не только с гражданскими, но и с трудовыми отношениями
Литература о трудовых правоотношениях насчитывает меньше работ чем о гражданских правоотношениях, но тем не менее содержит немало дискуссионных вопросов. Существуют и различные определения трудового правоотношения
' Вопрос о единстзе объекта права и правоотношения в литературе спорен Л С Явич в работе «Советское право—регулятор общественных отношений в СССР», 1957, с 92, считает, что объекты права и правоотношения—различны Этот же взпяд высказан С Ф Кечекьян в работе «Правоотношения в социалистическом обществе» 1458, ce 137, 138 Ю К Толстой в рецензии на работу Л С Явича — «Правоведение» 1958. с 124 высказывается в пользу единства этих понятий Мы считаем, что исходя из Предложенного нами. понимания объекта правоотношения, как его цели, можно говорить о единстве объекта права и правоотношения
W

Один автор писал, что трудовое отношение есть «выражающее товарищеское сотрудничество свободных от эксплуатации людей юридическое отношение, в котором одна сторона (трудящийся) обязана применять свою рабочую силу, включившись в личный состав предприятия (учреждения, хозяйства) и подчиняясь внутреннему трудовому распорядку последнего, а другая сторона обязана к уплате вознаграждения за труд и к обеспечению условий выполнения работы, безопасных для здоровья трудящегося и благоприятных для производительности труда».1
Другой автор считает социалистическое трудовое правоотношение юридическим отношением, в котором «одна сторона (трудящийся) обязана выполнять обусловленную работу, подчиняясь определенному трудовому режиму, а другая сторона (предприятие, учреждение, хозяйство) обязана оплачивать его труд по количеству и качеству, обеспечивать условия труда, безопасные для здоровья трудящихся и благоприятные для высокой производительности его труда, осуществлять заботу о материально-бытовых и культурных нуждах работников».2
Между обоими определениями имеются существенные различия. Первое исходит из того, что трудящийся, только тогда является субъектом трудового правоотношения, если он: 1) обязался выполнять известного рода работу по определенной должности, профессии, специальности, квалификации и 2) входит в коллектив определенного социалистического предприятия (учреждения, хо-
1 H. Г. Александров. Трудовое правоотношение, 1948,, с. 163. Впоследствии <1втор внес следующую поправку в это^ определение: «Трудящийся обязан не «применять свою рабочую силу, включившись в личный состав предприятия (учреждения, хозяйства)», а «выполнять известного рода работу по определенной должности (профессии, специальности), входя в коллектив определенного социалистического предприятия (учреждения, хозяйства)...». Учебник советского трудового права, 1954, с. 128.
О. В. Смирнов. Понятие трудового правоотношения. Ученые записки Туркменского университета, 1956, вып. V, с. 114 с небольшими поправками повторяет это же определение.
2 M. П. К а р п у ш и н. Социалистическое трудовое правоотношение. Кандидатская диссертация, 1955, с. 47. Это же определение с поправками см. в его печатной работе под тем же--названием, 1958, с. 37.
178

зяйствй). Во втором определении от трудящегося —субъекта трудового правоотношения требуется, чтобы он обязался: 1) выполнять обусловленную работу и 2) подчиняться определенному трудовому режиму.
Ни одно, ни другое определение не дают ответа на вопрос, относятся ли члены промысловых артелей и члены колхозов к числу субъектов трудового правоотношения или нет.
Нам представляется, что нельзя правильно определить понятие трудового правоотношения, не решив вопроса о круге этих правоотношений и их субъектном составе, а потому мы полагаем, что оба определения нуждаются в коррективах.
Для ответа на первый вопрос надо решить, что является предметом трудового права, какие отношения оно регулирует и какие остаются за его пределами. Непосредственно с первым связан и второй вопрос — кто является субъектом трудовых правоотношений, все ли граждане, осуществляющие право на труд и обязанность трудиться, либо субъектный состав трудовых правоотношений уже, и отдельные категории трудящихся охватываются не трудовыми, а иными правовыми отношениями.
По первому вопросу были высказаны две противоположные точки зрения.
Д. М. Генкин утверждал, что все правовые отношения, основным содержанием которых является труд, должны относиться к трудовому праву (правоотношения по договору личного подряда, поручения, авторские и .изобретательские правоотношения) .1
М. М. Агарков, наоборот, исходил из того, что труд граждан социалистического общества, приложенный к социалистической собственности, образует доход, и считал трудовые отношения видом имущественных отношений, а трудовое право — частью гражданского права.2
Круг трудящихся, находящихся в трудовых правоотношениях, предложено было ограничить теми лицами, которые удовлетворяют следующим признакам: 1) включены в личный состав предприятия, 2) подчинены его
1 См. Д. A'L Генки н. Предмет и система советского трудового права. Советское государство и право. 1940, № 2, ce. 55—72.
2 См. М. М. Агарков. Предмет и система советского гражданского права. Советское государство и право, 1940, с. 56, № 8.
179

распорядку, 3) выполняют определенную трудовую функцию, то есть работы определенного рода, 4) связаны нормами выработки либо продолжительностью рабочего дня, 5) распределяют свои труд во времени соответственно существующему на предприятии расписанию и 6) следуют технологическим указаниям администрации в процессе своего труда. Первые четыре признака являются обязательными для трудового правоотношения, а последние могут и отсутствовать '
В субъективный состав трудовых правоотношении предлагалось включать не только рабочих и служащих, но и членов колхозов и промысловых артелей, исходя из того, что факт членства порождает обязанность участвовать личным трудом в производственной деятельности.2 Такой взгляд был преобладающим долгое время в литературе по трудовому праву. Объяснятся он тем, что отношения членства в колхозе и в промысловых артелях имеют много общих черт с трудовыми отношениями, рабочих и служащих, а существенные отличия членства не принимались во внимание. За последнее время рядом авторов был обоснован взгляд, что элементы членства создают особое отношение, которое неправильно будет отождествлять с трудовым отношением и нельзя регулировать нормами трудовою права.8
Однако и в настоящее время этот вопрос продолжает быть дискуссионным. А. Е. Пашерстник находит, что' колхозные трудовые отношения должны регулироваться
См К Г Александров Трудовое правоотношение, 1948,. ce 149—153
2 Тот ж& автор Там же, с 243 Автор в более поздних работах ограничивает круг субъектов трудовых правоотношений рабочими, служащими и членами промысловых артелей, не упоминая о членах колхозов
О В Смирнов Понятие трудовых правоотношений Ученые записки Туркменского университета 1956, вып V, с III — распространяет трудовые правоотношения, кроме рабочих, стужащих, членов промысловых артелей, и на колхозников
3 См Г К Москаченко Задачи науки трудового права в свете решений XX съезда партии. Социалистический Tpyi,. 1956, ^ 10, с 31
H Г Л ч с i- с ч н рог В -^г^ы ко-чфикации ззьс i^^a течьства о труде ^оьег^юе roci. icipcTBO и право, 1957, № 4, с 22
M П Карпушин Социалистическое трудовое правоотношение, 1958, ce 69—71, и др
183

нормами трудового права, поскольку у нас существуют единые принципы социалистической организации труда и нет оснований рассматривать регулирование колхозного i руда вне этих принципов 1
Мы считаем более аргументированной и практически целесообразной первую точку зрения. В научных работах и в учебниках трудового права раньше настойчиво проводился взгляд, что регулирование труда в колхозах и промысловой кооперации (в последнее время говорилось о регулировании труда только в промысловой кооперации) должно осуществляться трудовым правом. Вопросами правового регулирования трудовых отношений в колхозах занимались, однако, специалисты по колхозному праву. Несомненно, что и в дальнейшем правовое регулирование труда в колхозах должно осуществляться нормами колхозного права, а разработка и изучение этих вопросов — наукой колхозного права. Хуже обстояло и обстоит дело с регулированием трудовых отношений в промысловой кооперации. Разработку этих вопросов взяли на себя представители науки трудового права, а практически эта обширная сфера отношений (кроме учебников по трудовому праву) не находила достаточного отражения в науке.
Мы считаем необходимым, чтобы этому вопросу было уделено серьезное внимание, учитывая важную роль промысловой кооперации в социалистическом хозяйстве. Поскольку отношения членства в промысловой кооперации не должны регулироваться трудовым правом, а в выделении кооперативного права, как специальной отрасли советского права, по-видимому, Необходимости нет, постольку правовое регулирование труда в промысловой кооперации должно, по нашему мнению, осуществляться советским гражданским правом, а цивилисты обязаны вести теоретическую разработку этих вопросов.
Спорным является и положение, состоят ли в трудовых правоотношениях такие категории трудящихся как преподаватели высших учебных заведений, получающие почасовую оплату, руководители кружков самодеятельности на предприятиях, в учреждениях и организациях,
См А Е Пашерстник О сфере действия и принципах
советского трудового права, Советское государство и пра-
во, 1957, № 10, ce 92—99
181

тренеры, уполномоченные по распространению театральных билетов, страховые агенты, эксперты бюро товарных экспертиз и др. категории работников, не включенных в штаты предприятий, учреждений и организаций.
К. А. Граве писал, что судебная практика неправильно такие правоотношения рассматривает как трудовые. Трудовой договор не только обязывает трудящегося к выполнению работы, а нанимателя к уплате вознаграждения, но создает служебную подчиненность (право устанавливать распорядок работы, переводить на другую работу и т. д.). В приведенных случаях эти признаки отсутствуют, а потому их нельзя рассматривать как трудовые. К. А. Граве предложил квалифицировать их как договоры трудового поручения.1
А. Л. Эпштейн считает такие договоры трудовыми, подтверждая это анализом ведомственных нормативных актов, которые регулируют эти договоры.
Существующие правовые нормы являются недостаточными, а потому А. Л. Эпштейн выдвигает предложение об издании нормативного акта, который регулировал "бы трудовые отношения нештатных работников и установил, что они могут привлекаться только для работ, оплата которых предусмотрена утвержденными фондом зарплаты; размеры оплаты их труда должны устанавливаться применительно к вознаграждению штатных работников. С нештатными работниками должно быть обязательным заключение письменных договоров, детально определяющих их права, обязанности и ответственность.2
Мы полагаем, что по действующему законодательству нет достаточных оснований, чтобы относить правовое регулирование отношений с указанными категориями работников к гражданскому праву. Однако следует считаться и с тем, что на практике бывают случаи, когда форма «трудового договора» или «трудового соглашения» применяется для обхода утвержденных ставок и фонда .заработной платы, а то и непосредственно в корыстных целях. Вследствие этого в каждом конкретном случае
' См К. А. Граве. Договор трудового поручения. Ученые
записки ВИЮН, 1947, вып. V, ее. 58—74.
2 А. Л. Эпштейн. Правовые вопросы регулирования труда
нештатных работников. Вопросы советского гражданского
и трудового права. Институт права АН СССР, 1952,
ce. 191—207.
482

надо решать вопрос о той или иной правовой квалификации этих отношений.
Следует признать, что в принципе подобные нештатные работники — явление нежелательное, и их сохранение возможно в дальнейшем только с соблюдением условий, на которые указывает А. Л. Эпштейн, причем несомненно необходим соответствующий нормативный акт, регулирующий отношения с ними.
Трудовое правоотношение является видом социалистического правоотношения и подпадает под признаки последнего, данные в предложенном нами определении. Трудовое правоотношение, как и всякое иное, представляет собой способ осуществления правовых норм. Правомочия и юридические обязанности в трудовом правоотношении также возникают двумя путями: либо по взаимному соглашению субъектов, основанному на правовых нормах, либо в силу иных юридических фактов. Обязанности, вытекающие из трудового правоотношения, выполняются сторонами добровольно, но, как и во всяком ином правоотношении, они обеспечены на случай неисполнения мерами государственного принуждения.
Чтобы дать определение трудового правоотношения, незачем повторять общие признаки правоотношения. Достаточно общей ссылки, что трудовое правоотношение есть вид правового отношения, и указать еще признаки которые специфичны только для трудового правоотношения.
Последнее всегда является сложным, каждый из субъектов имеет и правомочия и обязанности, но этот признак не специфичен, так как сложными являются и правоотношения, относящиеся к иным отраслям нашего права (колхозному, семейному и др.).
Трудовые правоотношения не знают деления на абсолютные и относительные; все они — относительные, но' и это не специфично для трудовых правоотношений, поскольку большинство отношений, регулируемых прочими отраслями права, также не знают этого деления.
Признаки «включения в личный состав» либо «вхождения в коллектив учреждения, организации, предприятия» специфичны для трудовых правоотношений, которые возникают со штатными работниками. Однако, нельзя игнорировать существование нештатных работников, а потому указанные признаки нельзя считать
183-

специфичными для всех трудовых правоотношений Их следует, по нашему мнению, заменить другим, указанным М. П. Карпушиным,—«трудящийся обязан выполнять обусловленную работу, подчиняясь определенному трудовому режиму».
Вряд ли в определении надо указывать на то, что оплата труда должна производиться по количеству и качеству (см. определение М. П. Карпушина). В качестве об-:щего принципа это общеизвестно, а в конкретных трудовых правоотношениях, как правило, применяются установленные ставки оплаты труда.
Остальные обязанности нанимателя правильно очерчены в определении Н. Г. Александрова. Добавление М. П. Карпушина «о принятии мер по удовлетворению материально-бытовых и культурных нужд» в такой общей, неконкретизированной форме вряд ли следует включать в определение.
Вместо этого надо, по нашему мнению, указать на юридическую обязанность предоставлять гарантии, компенсации, бытовое, культурное обслуживание, благоприятные условия работы для здоровья и производительности труда, согласно законодательству, коллективному и трудовым договорам.
Кроме того, в обоих определениях пропущено указание на то, что трудовое правоотношение является результатом регулирования общественных отношений нормами трудового права, о чем надо упомянуть.
Исходя из того, что субъектами трудовых правоотношений могут быть только рабочие и служащие, мы считаем, что этот признак является специфическим.
Указание в определении Н. Г. Александрова на то, что наши трудовые правоотношения выражают товарищеское сотрудничество свободных от эксплуатации людей, не специфично только для трудовых отношений и лежит в основе всего социалистического базиса, а потому включить это в определение трудового правоотношения не следует.
С учетом этих коррективов определение трудовых правоотношений примет следующий вид.
Трудовыми правоотношениями называются такие правовые отношения, участники которых рабочие, служащие и социалистические организации (граждане),
:184

согласно норм трудового права, коллективных и трудовых договоров, обязаны первые—выполнять обусловленную работу, подчиняясь установленному трудовому режиму, а вторые—уплачивать трудящимся заработную плату, предоставлять гарантии, компенсации, обслуживание и иные условия работы.
Исходя из приведенного понимания социалистических трудовых правоотношений их субъектами являются участники—рабочие, служащие и социалистические организации (граждане),—между которыми в силу норм трудового права, договоров и иных юридических фактов устанавливается комплекс корреспондирующих требований и обязанностей.
Правомочия в социалистических трудовых правоотношениях можно определить как возможности, предоставленные управомоченным субъектам в силу норм трудового права, коллективных, трудовых договоров и иных юридических фактов, совершать определенные действия либо воздерживаться от таковых по отношению к обязанным субъектам, а равно требовать добровольного исполнения обязанностей, вытекающих из правоотношений, во избежание применения мер принуждения, предусмотренным законом.
Наконец, юридическими обязанностями в социалистических трудовых правоотношениях будет необходимость для обязанных субъектов в силу норм трудового права, коллективных, трудовых договоров и иных юридических фактов добровольно выполнять по отношению к управомоченным субъектам действия и воздержание от действий, вытекающие из правоотношений, во избежание применения мер принуждения, предусмотренных законом.
Нам остается выяснить, что является объектами трудовых правоотношений.
В литературе по трудовому праву этот вопрос не разработан. Н. Г. Александров писал, что термин объект правоотношения в юриспруденции применяется для обозначения действий обязанного лица, а также того предмета, по поводу которого должно быть совершены эти действии. Однако действия обязанного субъекта, которые вправе требовать от него управомоченный субъект, составляют содержание обязанности, а от наименования содержания обязанности объектом права характеристика' содержания ничего не выигрывает. В тех же случаях,
185--

когда правоотношение возникает по «поводу вещи или объективированного продукта «духовного» производства) для такого правоотношения вещь и будет служить объектом правоотношения.'
М. П. Карпушин, приводя высказывания А. И. Денисова, О. С. Иоффе и других авторов по поводу общего понятия объекта правоотношения, говорит о сложности этого вопроса и считает, что объектом воздействия в правом отношении является воля его субъектов. Воздействуя на субъектов правоотношения, государство добивается определенного проявления их воли, а управомоченное и должное поведение выступает в таком случае как реализация правомочия и исполнение обязанности.2
Приведенные оба высказывания недостаточны для выяснения сущности объекта трудового правоотношения. Во втором из них имеется сближение понятия объекта с целью трудового правоотношения, но эта мысль не получила развития у автора. Мы считаем, что в трудовых правоотношениях, как и в гражданских правоотношениях, объектами являются те цели, которые ставят перед собой сами субъекты, вступая, в правоотношения по своей инициативе, либо которые выдвигает перед ними государство, если правоотношения возникают в силу правовых норм и соответствующих юридических фактов.
В трудовых правоотношениях этими объектами являются действия, направленные на организацию труда, получение и использование его результатов, ради чего субъекты связываются правомочиями и обязанностями.
В соответствии с этим мы считаем правильным следующее определение.
Объектами трудовых правоотношений являются конкретные цели таковых, направленные на организацию труда рабочих 'и служащих, получение и использование его результатов в соответствии с принципами социализма, для достижения каковых целей участники трудовых правоотношений связываются комплексом корреспондирующих требований и обязанностей.
1 См. Н. Г. Александров. Трудовое правоотношение, 1948, с. 260.
2 См. M. П. Карпушин. Социалистическое трудовое правоотношение, 1955, Кандидатская диссертация, ее. 228—232.
.386

§ 2. Понятие авторских отношений в СССР
Анализ некоторых вопросов общей теории социалистического правоотношения, а также гражданских и трудовых правоотношений был необходимой предпосылкой для исследования авторских правоотношений, которые являются результатом реализации, в основном, норма гражданского или трудового права.
Термин «автор» и в законодательстве, и в жизни применяется не только к творцам произведений науки, литературы и искусства, но и к создателям изобретений, технических усовершенствований и рационализаторских предложений. Авторское свидетельство является главным способом оформления прав изобретателя, однако правоотношения, возникающие в связи с созданием и использованием изобретений, обычно именуются изобретательскими.
Мы полагаем, что термин авторские правоотношения следует закрепить только за правоотношениями, возникающими в связи с созданием и использованием произведений науки, литературы и искусства.
Изобретательство имеет общие черты с авторской деятельностью в области науки, литературы и искусства. Основой в обоих случаях является творческая деятельность, направленная на строительство социалистической экономики и культуры. И те, и другие авторы обладают имущественными и личными правами, одинаково окружены вниманием и заботой партии и пользуются всенародным уважением и любовью.
Грани изобретательства и научной деятельности вплотную сходятся в научном открытии.
И изобретателей, и авторов произведений науки, литературы и искусства наше законодательство наделяет широкими имущественными и личными неимущественными правами.
В литературе мы встречаем ряд высказываний в пользу объединения авторского и изобретательского права, причем основным аргументом выставляется творческий характер деятельности изобретателей и создателей произведений науки, литературы и искусства и наличие
18Г

у них и имущественных, и личных прав 1
С таким предложением не согласны другие цивилисты.
В. И. Серебровский считает, что наряду с чертами сходства между авторским и изобретательским правом есть существенные различия. Объект первого может быть воспринят чрезвычайно широким кругом людей, а объект второго рассчитан на ограниченный круг потребителей. Выпуск литературного или художественного произведения в свет не требует совершения формальностей, а изобретение не может быть оформлено без соблюдения установленного порядка. Право на неприкосновенность существует у автора научного, литературного и художественного произведения, внедрение же в производство изобретения может сопровождаться приспособлением изобретения к конкретным производственным условиям, для чего не требуется согласие изобретателя.
Различны способы использования результатов труда и выплаты вознаграждения авторам произведений науки, литературы и искусства и изобретателям.
Изобретательское право представляет собой комплекс норм гражданского и административного права, причем нормы последнего занимают значительное место, тогда как в авторском праве нормы административного права играют второстепенную роль.2
Б. С. Антимонов и Е. А. Флейшиц, отмечая черты сходства авторского и изобретательского права, подчеркивают в качестве существенного различия непосредственную связь изобретательства с техникой, а как следствие этого — разграничение между обоими правовыми
1 Б. С Мартынов Права авторства в СССР. Ученые труды ВИЮН, 1947, с. 165, вып IX.
H А Райгородский Проект Гражданского кодекса СССР и изобретательское право Социалистическая законность, 1947, № 7, с 10
В Я H о н а с Изобретате'1ЬС1\ое правоотношение в советском гражданском праве Кандидатская диссертация, 1955, с 198 и др авторы
M В. Гордон (Советское право, 1955, ce. 18, 19) примыкает к этому взгляду, говоря об авторском праве в широком смысле слова
2 См В И Серебровскин Вопросы советского авторского права, 1956, ce 20—23
.488

институтами по объекту регулирования и ряд иных существенных особенностей.1
К этим правильным соображениям мы хотели бы добавить, что наличие творчества нельзя рассматривать как достаточное основание для объединения правовых институтов. Элемент творчества в той или иной мере вообще присущ труду советского человека—строителя нового коммунистического общества, свободного от эксплуатации и страха безработицы. Забота о рациональном использовании рабочего времени, повышении производительности труда, экономии материалов, улучшении качества продукции, совершенствовании работы государственного аппарата и общественных организаций,—все это многообразные объекты для приложения творчества советских людей. Разве не проникнут творчеством труд каждого честного рабочего и колхозника, врача и педагога, музыканта и драматического актера и других тружеников, если они любят свою работу и преданы родине. Нельзя поэтому считать творчество специфической особенностью труда только изобретателя, ученого и писателя, художника и композитора
Не может также служить основанием к созданию единого института авторства наличие имущественных и личных неимущественных прав и у автора, и у изобретателя. Все советские люди пользуются известной суммой личных неимущественных и имущественных прав, причем v изобретателя и автора произведений науки, литературы и искусства характер и объем этих прав не совпадают.
нрмкисимп пт TpopPTi^pplfHY ^ппР^яжрний НеЛЬЗЯ(
не считаться при решении данного вопроса п с потребностями практики, которая приводит к необходимости раздельного регулирования авторских и изобретательских отношений. Следует отметить, что и в нашем законодательстве не объединялись нормативные акты по авторскому и изобретательскому праву. Они издавались раздельно, причем в области авторского права широкая компетенция была предоставлена союзным республикам, тогда как в сфере изобретательского права действовало, в основном, общесоюзное законодательство
Все сказанное убеждает в необходимости раздель-
1 См. Б С Антимонов иЕ А Флейшиц Авторское право, 1957, с 8
189

ного существования авторского и изобретательского права.
Термин «авторские правоотношения» мы и считаем поэтому правильным использовать только для правоотношений, возникающих в связи с созданием произведений науки, литературы и искусства.
Авторским правоотношениям присущи все черты, характеризующие общее понятие о правоотношении. Авторские правоотношения являются прежде всего способом осуществления в жизни правовых норм.
Правоотношения между авторами и организациями, использующими их произведения, регулируются нормами гражданского либо трудового права.
В первом случае авторские правоотношения, как уже отмечено выше, могут быть и абсолютными, и относительными.
Во втором случае авторские правоотношения могут быть лишь относительными. Они возникают только одним путем: если произведение науки, литературы или искусства создается в порядке выполнения автором, состоящим штатным (а в отдельных случаях и внештатным) работником учреждения, организации или предприятия в силу служебного задания.
Авторские правоотношения и первой, и второй группы являются сложными; каждая сторона имеет и правомочия, и юридические обязанности. В частности, у авторов возникают имущественные правомочия, которые состоят в получении вознаграждения за свой труд, а также вытекающие из правоотношения личные неимущественные правомочия.
Объем и характер авторских правомочий и личных, и имущественных у авторов, состоящих и не состоящих на работе в социалистических организациях, существенно различен.
Значительно отличаются в авторских правоотношениях первой и второй группы и правомочия, принадлежащие учреждениям, предприятиям и организациям, а равно лежащие на них юридические обязанности.
Объектами обеих групп авторских правоотношений являются преследуемые ими цели, направленные на использование произведений науки, литературы и искусства. Для достижения этих целей субъекты связываются
190

комплексом корреспондирующих правомочии и юридических обязанностей.
В соответствии с перечисленными признаками, мы предлагаем следующее определение.
Авторскими правоотношениями называются такие правоотношения, которые возникают в силу правовых норм, договоров и иных юридических фактов между авторами произведений науки, литературы и искусства и социалистическими организациями (гражданами) по поводу создания и использования этих произведений, в целях развития социалистической культуры и реализации прав авторов.
В нашей литературе по авторскому праву не поддерживается деление авторских правоотношений на гражданские и трудовые.'
В. И. Серебровский считает, что «хотя отношения в связи с созданием и использованием произведения могут возникать на основе трудовых отношений автора с соответствующей организацией, все же эти отношения регулируются нормами авторского, а не трудового права».2
Б. С. Антимонов и Е. А. Флейшиц пишут, что «когда произведение создается автором в силу трудового договора, перед нами два правоотношения: одно регулируется трудовым правом, другое — авторским: 1) не авторским, а трудовым правом регулируется вознаграждение, получаемое автором за использование произведения; 2) процесс создания произведения поставлен в рамки, определяемые трудовым распорядком соответствующей организации; 3) та же организация вправе использовать произведение в соответствии с его назначением, вытекающим из трудового договора с автором; 4) авторское право на произведение сохраняется за автором. Отдельные временные его ограничения обусловлены интересами организации, с которой автор состоит в трудовых отношениях».3
Эти положения нам представляются не убедительными. Предлагаемая конструкция искусственно расчленяет
1 Такое деление было выдвинуто нами в статье «Некоторые вопросы авторского права в Таджикской ССР»—Ученые записки Таджикского университета Труды юридического факультета, 1955, вып. 3, ce 77 и 78
2 В И Серебровский, Вопросы советского авторского права, 1956, с. 19
3 В С. Антимонов и Е А Флейшиц Авторское право, 1957, с 64.
191

единое правоотношение между социалистической организацией и автором, создающим произведение в порядке выполнения служебного задания, на два правоотношения— трудовое и авторское Мы рассматриваем авторское правоотношение как единый комплекс встречных правомочий и обязанностей субъектов правоотношения То обстоятельство, что регулирование такого авторского правоотношения осуществляется нормами и трудового, и гражданского (авторского) права совершенно естественно, но оно не нарушает единства и целостности правоотношение и отнюдь не превращает его в два самостоятельных правоотношения. Если регулирование отношений между социалистической организацией и автором по поводу использования созданного последним произведения осуществляется нормами различных отраслей права, то возникающее правоотношение мы должны называть гражданским и та трудовым в зависимости от того, какие нормы права превалируют в его правовом регулировании
Мы полагаем, что всесторонний анализ оснований возникновения авторских правоотношений, их субъектов, объектов, правомочий и обязанностей как связанных, так и не связанных с трудовыми отношениями, покажет, какая точка зрения является более обоснованной
Деление авторских правоотношений на две группы представляет не только теоретический интерес, но имеет и важное практическое значение
Первая группа авторских правоотношений, возникающих из гражданских авторских договоров и иных гражданско-правовых оснований, подчинена гражданско-правовому режиму (включая и сроки исковой давности)
Вторая группа авторских правоотношений, возникающих обычно с авторами — штатными работниками (а иногда и с нештатными работниками), подпадает под действие режима, остановленного нормами трудового права (включая также сроки исковой давности)
Следовательно, та или иная правовая квалификация конкретного авторского правоотношения влечет за собой применение соответствующего правового режима, что имеет существенное значение для участников авторского правоотношения
Возьмем Только один пример "Если автору был выдан аванс, а произведение не было им закончено, хотя автор
192

не проявил недобросовестности в исполнении работы, то в случае признания авторских отношений, возникшими из трудовые договора, аванс подлежит возврату, а если же они будут квалифицированы как вытекающие из издательского договора заказа, аванс остается у автора на законном основании
Рассмотрению этих вопросов посвящены обе послeдующие главы
193

ГЛАВА III. ГРАЖДАНСКИЕ АВТОРСКИЕ ПРАВООТНОШЕНИЯ
§1. Основания возникновения гражданских авторских правоотношений
Ряд вопросов, относящихся к гражданским авторским правоотношениям, детально разработан в монографиях, диссертационных работах и статьях советских цивилистов старшего и младшего поколения. Нет надобности повторять то, что уже сделано другими, а потому мы ограничимся рассмотрением вопросов, по нашему мнению, спорных либо недостаточно исследованных.
Гражданские авторские правоотношения, как мы уже говорили, делятся на абсолютные и относительные.
Для возникновения абсолютных гражданских правоотношений правообразующим фактом является создание произведения либо его части, облеченных в любую объективную форму, доступную восприятию. Мы уже отметили, что эти абсолютные правоотношения порождают у авторов только личные неимущественные правомочия, а у обязанных субъектов — соответствующие этим правомочиям юридические обязанности.
Иные юридические факты являются основаниями возникновения относительных, конкретных гражданских авторских правоотношений. Исключительное многообразие затрудняет выделение классифицирующего признака и позволяет дать только примерный перечень этих оснований.
194

Анализируя основания возникновения конкретных гражданских и трудовых авторских правоотношений в связи с использованием только произведений науки и литературы, мы указывали на следующие правообразующие факты, влекущие за собой возникновение гражданских авторских правоотношений:
1) заключение издательского договора на готовое произведение,
2) издание произведения без согласия автора,
3) издание чужого произведения, выданного кем-либо за свое,
4) переделка произведения из одной формы в другую, если она требует в силу закона согласия автора и
5) наследование авторского права.1
В. И. Серебровский, приведя этот перечень, указал, что нами пропущено такое важное основание, как соавторство.2
Дело в том, что данный нами перечень имел примерный характер. В нем отсутствуют и такие правообразующие факты как перевод произведения на другой язык, публичное исполнение произведений литературы и науки и использование чужого произведения с нарушением пределов заимствования, предусмотренных законом. Что же касается соавторства, то, как будет сказано далее, отношения между соавторами мы не относим к числу авторских правоотношений. Последние возникают не между соавторами, а между ними и теми организациями (или лицами), которые используют произведение, созданное соавторами.
Еще более сложным будет создание перечня и классификации оснований возникновения гражданских авторских отношении (также примерного), которые охватили-бы произведения не только науки и литературы, но также' и искусства.
На первый взгляд кажется, что для такого перечнд' классифицирующим признаком может быть характер' произведений и что следует поэтому исходить из основ-
' См. В И. К о p е ц к il и. Некоторые вопросы авторского права в Таджикской ССР. Ученые записки Таджикского университета. Труды юридического факультета, 1956, вып. 3, с. 77.
2 См. В. И. Серебровский. Вопросы советского авторского <права, 1956, ce. 27—28.
195.

яого деления на произведения науки, литературы и искусства. Однако при внимательном рассмотрении оказывается, что решающую роль в возникновении и реализации авторских правоотношений играет не характер произведения, а способ воспроизведения и использования.
В большинстве случаев одно и то же произведение может быть доведено до сведения общества различными способами. Например, драма может быть издана и распространяться как произведение печати, поставлена в театре и исполняться публично, ее можно экранизировать и демонстрировать в кино, транслировать средствами радио и телевидения и т. п. Применение каждого из этих способов организации использования драмы (как равно и других произведений) вызывает возникновение тех или иных авторских отношений и соответствующее их правовое регулирование.
В силу этих соображений считаем, что именно способ воспроизведения и использования произведении науки, литературы и искусства надо выбрать критерием интересующей нас классификации.
Применяя указанный критерий, мы получим следующий примерный перечень и классификацию оснований возникновения гражданских авторских правоотношений.
1. ИЗДАНИЕ ПРОИЗВЕДЕНИИ АВТОРА СПОСОБАМИ ПОЛИГРАФИИ
Гражданские авторские правоотношения этой группы возникают при издании: научных работ, произведений художественной литературы, всех жанров и видов, включая переводы и переделку повествовательных произведений в драматические, в киносценарии и, наоборот, драматических произведений в киносценарии и, наоборот, а также произведений изобразительных искусств, живописи, рисования, графики, ваяния, архитектуры, произведений музыкальных, вокальных, хореографических и иных, если они допускают воспроизведение средствами полиграфии.
Правоотношения этой группы возникают либо на основании издательских договоров на готовые произведения, либо из договоров заказа, а равно и тогда, если произведения были изданы без договора и без согласия
196

автора, либо если были нарушены пределы допустимого использования чужого произведения без согласия автора, установленные законом или договором.
2 СОЗДАНИЕ И ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРОИЗВЕДЕНИЙ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНЫХ ИСКУССТВ И ФОТОГРАФИИ ИНЫМИ СПОСОБАМИ, КРОМЕ ПОЛИГРАФИИ
Эти авторские правоотношения возникают в результате использования произведений изобразительных искусств и фотографии для экспозиции в музеях, на площадях и т. д., а равно при их воспроизведении в изделиях промышленности, в строительстве и иных прикладных целях.
Перечисленные гражданские авторские правоотношения возникают, как правило, также в результате авторских договоров, а равно в случаях неправомерного использования произведения без договора с автором и без согласия последнего, либо при нарушении пределов и условий использования произведений, установленных законом и договором.
3 ПУБЛИЧНОЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРОИЗВЕДЕНИЙ АВТОРОВ
Гражданские авторские правоотношения этой кате-тории возникают в случае заключения с автором постановочного договора на постановку и публичное исполнение подлежащего созданию либо готового произведения любого жанра и формы, которое ранее не исполнялось для публики за плату, а равно не было издано. Кроме того, авторские правоотношения возникают и вследствие публичного исполнения произведений уже исполнявшихся ранее или изданных, причем в этих случаях публичное исполнение осуществляется без договора с автором и без получения его согласия, но с уплатой гонорара по установленным ставкам.
Гражданские авторские правоотношения вследствие публичного исполнения произведения возникают и в случае неправомерного публичного исполнения без согласия автора произведения, которое ранее не было издано и не исполнялось для публики с взиманием платы за вход.
197

4. ПЕРЕДАЧА ПРОИЗВЕДЕНИЙ ЗРИТЕЛЯМ И СЛУШАТЕЛЯМ ТЕХНИЧЕСКИМИ СРЕДСТВАМИ (КИНО, РАДИО,ТЕЛЕВИДЕНИЕ)
Возникновение гражданских авторских правоотношений этой группы происходит в результате заключения с авторами договоров на создание киносценариев и музыки для кинофильмов, а равно договоров на создание произведений для радиовещания и телевидения.
В отношении киносценариев и музыки для кинофильмов гражданские авторские правоотношения возникают и в том случае, если эти произведения будут неправомерно использованы кинопроизводственным предприятием без договоров с автором и без его согласия. Иначе обстоит дело с передачей произведений путем радиовещания и телевидения. В силу правовых норм приведенных выше можно без согласия автора и зрелищного предприятия транслировать исполняемые публично произведения без уплаты гонорара и автору, и зрелищному предприятию.
5. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРОИЗВЕДЕНИЙ АВТОРОВ ДРУГИМИ АВТОРАМИ ДЛЯ ПЕРЕДЕЛКИ ИЗ ОДНОЙ ФОРМЫ В ДРУГУЮ, А РАВНО ПЕРЕВОДА НА ДРУГОЙ ЯЗЫК
Указанные способы использования произведений автора в соответствии со ст. 9 «Основ» вызывают возникновение авторских правоотношений не всегда, а лишь в следующих случаях: а) если произведение, созданное путем использования другого произведения, является, новым,. существенно отличным от оригинала и будет использовано одним из указанных выше способов, б) если повествовательное произведение было переделано в драматическое, киносценарий и, наоборот, а равно драматическое произведение было переработано в киносценарий и, наоборот, как с согласия, так и без согласия автора оригинала и его правопреемников и в) если при использовании' чужого произведения были нарушены установленные законом пределы и условия этого использования.
Предлагаемые перечень и классификация оснований
198

возникновения гражданских авторских правоотношений являются примерными, а не исчерпывающими.1
§ 2. Авторские договоры как главное основание возникновения авторских правоотношений
Мы уже отмечали, что гражданские авторские правоотношения возникают главным образом из авторских договоров, которые заключаются авторами с социалистическими организациями и лишь в отдельных случаях с гражданами.
В литературе принято выделять следующие виды авторских договоров: издательские, постановочные, киносценарные и прочие, причем для первых трех видов авторских договоров, как уже сказано ранее, имеются типовые нормативные договоры.
Значительное разнообразие авторских договоров вызывает, на наш взгляд, необходимость расширить этот перечень за счет расшифровки «прочих». Способ организации общественного использования произведений авторов, положенный нами в основу классификации авторских правоотношений, является подходящим критерием и для классификации авторских договоров. Последние можно подразделить на следующие группы:
1) договоры на создание и распространение произведении науки, литературы и искусства воспроизводимых средствами полиграфии (издательские договоры);
2) договоры на создание и использование произведений изобразительных искусств и фотографии (без применения средств полиграфии) ;
3) договоры на создание, постановку и публичное исполнение драматических, музыкальных, вокальных и прочих произведений (постановочные договоры) ; ,
' См. В. И. Корецкий К .пересмотру законодательства об авторском праве. Ученые записки Таджикского государствен^ ного университета, т. XI, вып. 4, 1956, ce. 77—79. В этой статье мы выделяли в особую рубрику авторские правоотношения, вытекающие из неправомерного использования произведений автора. Однако, поскольку неправомерное использование произведения может быть связано с любым из перечисленных способов его воспроизведения, постольку мы сочли правильным включить неправомерное использование произведений в каждую из перечисленных групп оснований возникновения авторских правоотношений.
199

4) договоры на создание произведений, используемых для кинофильмов, звукозаписи, радио и телевизионных постановок и передач (включая киносценарные договоры) и
5) договоры на переработку произведений из одной формы в другую для последующего общественного использования.
Предлагаемая классификация авторских договоров не является исчерпывающей. Дальнейшее развитие науки, литературы и искусства и изобретение новых способов воспроизведения, размножения и передачи произведении науки, литературы и искусства зрителям и слушателям будет вносить новые и новые изменения в этот перечень..
Каждая из перечисленных групп авторских договоров имеет и общие черты с другими группами договоров и свои специфические особенности, следствием чего является наличие и общих и отличительных признаков в авторских правоотношениях, вытекающих из этих договоров.
В нашей литературе, преимущественно в диссертационных работах, много внимания уделено вопросам издательского договора.1
Отдельные работы посвящены постановочному2 и киносценарному3 договорам. Вопросы, относящиеся к этим трем договорам, детально освещены в перечисленных монографиях М. В. Гордона,4 В. И. Серебррвского,0 Б. С. Антимонова и Е. А. Флейшиц,6 а равно в журнальных статьях.
1 А. И. В а к с б е p г. Издательский договор по советскому-гражданскому праву. Кандидатская диссертация, 1954. Он же. Издательство и автор, 1957. Второе издание, 1958. M. И. Никитина. Издательский договор на литературное произведение в советском авторском праве. Кандидатская диссертация, 1954.
2 И. А. Грингольц. Права автора сценического произведения в СССР. Кандидатская диссертация, 1954.
3 Б. П. Орлов. Основные вопросы киноавторского права. Кандидатская диссертация, 1954.
H. A. Райгородский. Авторское право на кинематографическое произведение, 1°58.
* М. В. Гордон. Советское авторское право, 1655.
;' В. И. С е p е б p о в с к и и. Вопросы советского авторского
. права, 1956.
6 В. С. А н т и м о н о в и Е. А. Ф л е и ш и ц. Авторское право,. 1957.
200

Несравненно менее исследованы в литературе остальные виды договоров, указанные в нашем перечне.
а) Договоры на создание и распространение произведений науки, литературы и искусства, воспроизводимых средствами полиграфии (издательские договоры)
В эту группу входят издательские договоры на произведения как уже созданные, так равно и подлежащие созданию (договоры заказа), если они допускают возможность их воспроизведения и размножения средствами полиграфии.
Основное место в договорах этой группы занимают издательские договоры на произведения науки и художественной литературы. Им посвящены упомянутые диссертационные работы, главы из монографий и ряд журнальных статей. Мало внимания уделено в нашей литературе издательским договорам на произведения изобразительных искусств, если не считать одной диссертационной работы' и нескольких статей, а также издательским договорам на музыкальные произведения, которые лишь вскользь затрагиваются в отмеченных выше работах.
Правовое регулирование издательских договоров осуществляется «Основами», причем ст. 17 п. «а» относит к компетенции союзных республик издание норм, устанавливающих обязательное содержание и важнейшие условия этого договора. Закон об авторском праве РСФСР посвятил издательскому договору ст. ст. 17—29 и возложил утверждение типового издательского договора на литературные произведения на народные комиссариаты просвещения и торговли РСФСР, которые и утвердили таковой в 1929 г.2
Вопрос о природе издательских договоров возбуждает споры. Согласно ст. 16 «Основ» «авторское право в части и в целом может быть отчуждаемо по издательскому
1 В. А. К а б а т о в. Советское авторское право на произведения изобразительных искусств. Кандидатская диссоциация. 1954 г.
2 Еженедельник Наркомпроса РСФСР, 19 апреля 1929 г., № 16—17.
201

<< Предыдущая

стр. 7
(из 13 стр.)

ОГЛАВЛЕНИЕ

Следующая >>