ОГЛАВЛЕНИЕ

МГИМО













КУРСОВАЯ РАБОТА

на тему:

Права авторов произведений литературы, науки, искусства.
Их защита.




















МОСКВА
1999



СОДЕРЖАНИЕ

I. Введение. 3
2. Объекты авторского права. 12
3. Права авторов. 22
4. Защита авторских прав. 34
5. Заключение. 42
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 45
Нормативные акты 45
Литература. 45



Введение.
За последние несколько лет в правовой жизни нашего общества в сфере создания и использования произведений науки, литературы и искусства произошли существенные изменения. С принятием 9 июля 1993 года закона РФ "Об авторском праве и смежных правах". Завершилось формирование российской системы авторского права как системы норм, предусматривающих очень высокий уровень охраны прав авторов, полностью соответствующий требованиям Бернской Конвенции об охране литературных и художественных произведений, являющейся своеобразным мировым эталоном защиты авторских прав.
Вопрос о принятии такого "сильного" закона был поднят давно как в связи с изменением политики государства в отношении человека, его прав и свобод, признанных высшей ценностью, так и в связи со стремлением России стать членом Бернского Союза.
Одним из принципов Бернской Конференции является принцип минимального объема охраны, что означает, что сама Конвенция устанавливает некоторые нормы авторско-правовой охраны, которые подлежат обязательному применению в странах, участвующих в ней. Долгое время СССР, а затем и Россия не могли присоединиться к Бернской Конвенции, так как национальное законодательство не обеспечивало такого высокого уровня охраны авторских прав. И лишь сегодня, когда уровень охраны, предоставляемый российским законодательством, достиг так называемого "уровня Бернской" Конвенции, появилась реальная возможность присоединиться к Бернской Конвенции, что Россия и сделала, став с 13 марта 1995 года полноправной ее участницей.
Признавая значимость этих правовых решений, необходимо выяснить наиболее важный для практики вопрос о том, как будут применяться нормы закона Конвенции? На какие события и факты распространяют они свое действие, в отношении создания и использования каких произведений они будут иметь силу, являются ли объектом охраны лишь произведения, созданные после даты вступления в силу закона или международного договора или же охрана предоставляется с обратной силой?
Общая теория права, определяя обратную силу закона как распространение его на случаи или факты, имевшие место до вступления его в силу, гласит, что по общему правилу действует принцип: "закон обратной силы не имеет". Сформулировав общий принцип, теория права оставила его конкретизацию за отдельными отраслями права в связи со спецификой их метода и предмета регулирования, предоставив им возможность самостоятельно определять те случаи и факты, на которые распространяют свое действие новые нормы права.
Особое внимание хотелось бы уделить, наиболее актуальным сегодня для России проблемам:
– присоединению к Бернской Конвенции – в связи с этим подробно проанализировать положения статьи 18 Бернской Конвенции, касающиеся порядка ее действия, показать возможности ее толкования на примере США и России, отметить значение присоединения без обратной силы;
– порядка действия во времени Закона РФ "Об авторском праве и смежных правах".
Интеллектуальная собственность (от англ. intellectual property) – исключительное право гражданина или юридического лица на результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации юридического лица, индивидуализации продукции, выполняемых работ или услуг (фирменное наименование, товарный знак, знак обслуживания и т.п.) ст.138 ГК РФ. Термин ИС впервые нормативно был закреплен в ст.2 Закона СССР "О собственности в СССР" от 6 марта 1990г. В российском законодательстве этот термин появился в п.4 ст.1 и в ч.2 п.4 ст. Закона РСФСР "О собственности в РСФСР" от 24 декабря 1990г. и в 1994 г. перекочевал в ГК РФ.
Отсутствие четко разработанной конструкции права собственности имело следствием и неопределенность категории ИС в общей системе правовых категорий. Это дало основания ряду авторов утверждать, что ИС – это скорее литературный образ, нежели юридический термин. Причиной указанной ситуации в российском гражданском праве является недостаточная степень дифференциации понятийного аппарата. Несмотря на то, что общая теория права требует при анализе правоотношения выделять объект и предмет, в российском гражданском законодательстве с дореволюционных времен последовательно проводится линия на объединение под одним термином "объект правоотношения "таких разнородных по своему содержанию понятий, как действия лиц и предметы материального мира, по поводу которых совершаются эти действия. До тех пор, пока ИС не пользовалась разветвленной системой защиты в нашей стране, такая терминологическая неточность составляла неудобства только для теоретиков, но была допустима на практике за неимением более четких правовых конструкций, обслуживающих эту область человеческой деятельности. В настоящее время, когда вплотную встал вопрос о соотнесении собственности, как вещно-правовой категории и ИС, как прав не некоторые виды нематериальных объектов, созданных разумом человека, необходимо последовательно разделять в гражданском правоотношении объект, как совокупность действий по поводу имущества и предмет, как осязаемую субстанцию по поводу которой возникают правоотношения и реализуются действия. Если исходить из этих позиций, то ИС подпадает под определение родового понятия изобретения. При этом исключительное право обладателя ИС складывается из не отчуждаемости права на имя, неприкосновенность произведения, а также в его возможности как разрешать, так и запрещать по своему усмотрению в рамках, предоставленных ему правом, другим лицам производить с материальными предметами действия в той последовательности, которая составляет результат интеллектуальной деятельности, присвоенный ее законным обладателем. В отличие от вещных прав ИС имеет срочный характер и территориально ограничена рамками стран – участниц соглашения об охране ИС.
В качестве аналога ИС в иностранном законодательстве используется термин "intellectual property" для обозначения имущества как совокупности прав на нематериальные ценности. Некорректный перевод термина "property" на русский язык как "собственность" при вступлении СССР во Всемирную организацию World Intellectual Property Organization (WIPO), учрежденную Стокгольмской Конвенцией 1967г, а также некорректное использование отечественным законодателем термина "собственность" для обозначения имущества (ст.214 ГК), привело к неразличимости бытового понятия собственности как совокупности материальных благ, принадлежащих определенному лицу и собственности в юридическом значении, как совокупности действий по владению пользованию и распоряжению материальными предметами.
В соответствии с Конвенцией об учреждении Всемирной организации интеллектуальной собственности (ВОИС), объектами интеллектуальной собственности являются: 1. литературные, художественные произведения и научные труды; 2. исполнительская деятельность артистов, фонограммы и радиопередачи; 3. изобретения во всех областях человеческой деятельности; 4. научные открытия; 5. промышленные образцы; 6. товарные знаки, знаки обслуживания и коммерческие наименования и обозначения.
К объектам промышленной собственности отнесены технические изобретения и научные открытия, промышленные образцы, товарные знаки и знаки обслуживания, наименования места происхождения товаров, фирменные наименования, коммерческие обозначения, пресечение недобросовестной конкуренции, торговые секреты, ноу-хау и др.
К объектам авторского права и смежных прав отнесены любые произведения науки, литературы и искусства, в число которых входят: письменные, устные, в виде изображения, звуко- или видеозаписи, радио- или телепередачи, базы данных или программы для ЭВМ, исполнительской деятельности артистов, продукции производителей фонограмм и др.
Охрана промышленной собственности в России производится на основании внутригосударственных и международных нормативных актов. К числу первых относятся Патентного закона РФ, Закон РФ о товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров, Закон РФ о правовой охране топологий интегральных микросхем, которые приняты Государственной Думой РФ 23 сентября 1992г. Правовая охрана новых сортов растений и пород животных осуществляется Законом РФ "О селекционных достижениях", от 6 августа 1993г. Среди многосторонних международных договоров, в которых участвует Россия, необходимо отметить Парижскую конвенцию по охране промышленной собственности 1883г., к которой СССР присоединился в 1965г., Вашингтонский договор о патентной кооперации 1970г., который был ратифицирован СССР, Мадридскую конвенцию о международной регистрации фабричных и товарных знаков 1891г., в которой Россия, как правопреемник СССР является участником с 1976г. Наиболее значительными международными организациями специализирующимися в области охраны промышленной собственности, участниками которых является Россия, можно назвать Парижский союз по охране промышленной собственности, Европейское патентное ведомство со штаб-квартирой в Мюнхене ФРГ и Евразийское патентное ведомство со штаб-квартирой в Москве.
Охрана научных открытий на территории России впервые была введена "Положением об открытиях, изобретениях и рационализаторских предложениях", принятым СМ СССР Постановлением от 24 апреля 1959 г. №435. Открытием признается установление неизвестных ранее объективно существующих закономерностей, свойств и явлений материального мира, вносящих коренные изменения в уровень познания. Закон " О привилегиях на разные изобретения и открытия в художествах и ремеслах", принятый в 1812 г. и просуществовавший с некоторыми изменениями до 1896 г., под открытием понимал разновидность изобретения, из которого можно непосредственно извлекать пользу, поэтому не может служить документом, подтверждающим охрану открытий в современном их значении. В настоящее время номинально действует "Положение об открытиях, изобретениях и рационализаторских предложениях, утвержденное Советом Министров СССР 21 августа 1973 г. в той части, в которой оно не противоречит Патентному закону РФ. Однако после упразднения Государственного комитета СССР по открытиям и изобретениям, в 1992 г. вновь созданное Ведомство Роспатент лишилось в своей структуре отдела регистрации открытий, который оперативно контролировал достоверность крупнейших научных достижений в фундаментальной науке.
Литературные, художественные произведения и научные труды, программы для ЭВМ и базы данных, исполнительская деятельность артистов, фонограммы и радиопередачи, как объекты ИС охраняются в России на основании Закона РФ "Об авторском праве и смежных правах", принятым 9 июля 1993г., и Закона РФ "О правовой охране программ для ЭВМ и баз данных", от 23 сентября 1992 г.
Личные неимущественные права автора – авторские правомочия, не имеющие имущественного характера и экономического содержания. В зарубежном и международном законодательстве для обозначения такого рода правомочий используется термин "моральные права" (moral rights) автора. Действующий ФЗ РФ "Об авторском праве и смежных правах" в редакции от 19 июля 1995 г. закрепил следующие виды Л.Н.П.А. (ст.15.1 и 17.1):
– право авторства – право считаться автором произведения. Оно является закреплением, юридическим признанием факта создания автором произведения. Это юридическая база всех иных авторских правомочий, в том числе имущественных.
– право на имя – право на выбор способа указания имени автора при использовании произведения. Закон определяет три возможных способа такого рода указания: подлинное имя, вымышленное имя псевдоним), без обозначения имени (анонимно). В том случае, если автор использует псевдоним или аноним, авторские права охраняет и защищает издатель, который выступает в роли законного представителя автора (ст. 182 ГК РФ). Если автор использовал свои произведения под псевдонимом или анонимом, то их последующее использование после его смерти должно носить такой же характер.
– право на обнародование – обеспечение первичного доступа к произведению неограниченного числа лиц. Смысл этого правомочия в том, что только автор должен иметь право определять степень готовности своего произведения к выходу на широкую публику. Юридической формой реализации этого правомочия выступает договор о первом использовании необнародованного произведения или акт передачи работодателю служебного произведения. Возможно частичное обнародование произведения, т.е. только его отдельных частей или отдельных элементов содержания (аннотация, автореферат диссертации и т.д.). Если автор после обнародования своего произведения по каким-либо причинам отказывается от его дальнейшего использования, он может применить свое право на отзыв произведения. В этом случае автор должен возместить своему контрагенту по договору использования произведения, причиненные ему таким решением убытки, включая упущенную выгоду.
– право на защиту репутации автора – право на защиту произведения от искажений или иных посягательств, наносящих (или способных нанести) ущерб чести и достоинству автора. Это право действует и тогда, когда само произведение не искажается и не перерабатывается, но к нему добавляются несогласованные с автором примечания, предисловия, послесловия, карикатуры и т.д., которые искажают творческий замысел автора, унижают или оскорбляют его. Право на защиту репутации автора юридически значимо и для тех ситуаций, когда объектом негативного воздействия на произведение является деловая репутация автора, а не только его честь и достоинство.
– право доступа – особое личное авторское право, заключающееся в том, что автор произведения изобразительного искусства в праве требовать от собственника этого произведения или его владельца на основе какого-либо иного вещного права (государственный музей, арендатор и т.п.) права изготовления копий (воспроизведения) произведения изобразительного искусства. Собственник ( или иной законный владелец) оригинала произведения изобразительного искусства вправе требовать от автора возмещения своих расходов, связанных с предоставлением автору права доступа.
Л.Н.П.А. носят абсолютный характер. Они охраняют автора от действий неопределенного круга лиц. В отличие от имущественных прав автора, Л.Н.П.А., по общему правилу, бессрочны. Исключение лишь одно – право доступа. Оно ограничено жизнью автора. Автор не может лишиться Л.Н.П.А. ни по закону, ни по договору. Л.Н.П.А. отражают последовательное развитие мировой практики правового регулирования авторских прав в направлении постепенного отказа от чисто экономического, вещного подхода к сути их защиты. Принципиально важную роль в этом процессе сыграла немецкая философия, в особенности воззрения И. Канта, трактовавшего авторские права не просто как форму собственности, обеспечивавшую экономическую выгоду для автора или владельца авторских прав. Он и его последователи стали рассматривать литературное или иное творческое произведение как продолжение и отражение личности автора и доказывать, что автор наделен естественным правом защиты своего произведения не просто как разновидности товара, а как неотъемлемой части своей личности.


2. Объекты авторского права.

Информация отличается от имущества (вещи) по своей сути. Информация и результаты интеллектуального труда – это отдельные объекты гражданских прав.
Под информацией можно понимать любые данные, которые где-то хранятся или куда-то передаются, независимо от формата их представления. Такое определение, по моему мнению, достаточно полно отражает ее суть, хотя есть и другие точки зрения. В законодательстве используется понятие “сведения” (ст. 2 Закона “Об информации, информатизации и защите информации”). Проф. Сергеев рассматривает информацию также как процесс сообщения сведений. Он считает, что информацию как объект права нужно понимать только в очень узком смысле обособленной информации как таковой. Только необщедоступная информация имеет ценность и может быть объектом права, иначе объектом передачи будет “не сведения, а их использование”. Его точка зрения обусловлена, как мне кажется, стремлением свести изменения в праве к минимуму, в то время как требуется более широкий анализ текущего положения дел. По моему мнению, термин “данные” более широк и больше подходит для использования в определении. Например, есть генератор случайных чисел, который вырабатывает данные, которые нельзя назвать сведениями о чем-то. Тем не менее, теоретически, такие данные также могут иметь ценность и нуждаться в охране. Ничто не сможет защитить такие данные от копирования, если они будут переданы по договору купли-продажи (как в действующем законодательстве) или, как предлагает Дозорцев, по договору оказания услуг.
Информация должна быть рассмотрена в двух аспектах. Необщедоступная информация имеет свою коммерческую ценность в силу ее неизвестности третьим лицам. Соответственно должна строиться и правовая охрана такой информации. В тоже время, есть общедоступная и общеизвестная информация, которая может иметь коммерческую ценность в силу ее представления в необходимой заказчику форме, и не являться результатом творческого труда. Для обработки информации, тем не менее, делаются определенные затраты. Такая информация также должна охраняться. Таким образом, при правовой охране информации может защищаться ее содержание, а может и ее форма.
Отдельными объектами гражданских прав являются результаты интеллектуального (творческого) труда и приравненные к ним объекты, которые называют интеллектуальной собственностью. Ее смысл и отличие от информации заключается в том, что человек, личность, в процессе творчества делает свой интеллектуальный выбор и создает тем самым уникальное произведение. Термин “интеллектуальная собственность” используется как в смысле “право интеллектуальной собственности”, так и в смысле объектов этого права.
Проф. Сергеев приводит такую структурную классификацию объектов права интеллектуальной собственности:
Литературная и художественная собственность;
Промышленная собственность;
Средства индивидуализации;
Нетрадиционные объекты:.
К нетрадиционным объектам проф. Сергеев относит и служебную и коммерческую тайну. Такую позицию надо считать некоректной, так как этот объект может и не быть результатом интеллектуальной деятельности.
Проф. Дозорцев выстраивает большую систему объектов исключительных прав, в которой описывает также соответствующие им средства охраны и их особенности.
Считаю, что выстраивать систему информационных объектов пока рано. Этот вопрос не настолько проработан, чтобы выстраивать систему. Ст.139 Гражданского кодекса РФ определяет признаки служебной и коммерческой тайны как особого объекта гражданских прав, а также предусматривает основания и формы их защиты. ГК рассматривает служебную и коммерческую (Ноу-хау) тайну, как необщедоступные сведения.
Исходя из структуры законодательства, можно выстроить следующую систему объектов интеллектуальной собственности:
авторского и смежных с ним прав:
Объекты произведения науки, литературы и искусства (подробный перечень в ст.7 Закона “Об авторском праве и смежных правах”);
программы для ЭВМ и базы данных;
архитектурные произведения;
Объекты смежных прав: фонограммы, исполнения, постановки, передачи организаций эфирного или кабельного вещания;
Объекты промышленной собственности:
Объекты патентного права: изобретение, полезная модель, промышленный образец, рационализаторское предложение;
Средства индивидуализации: фирменное наименование, товарный знак, знак обслуживания, наименование места происхождения товара;
Селекционные достижения;
Топологии ИМС (значение данного объекта постепенно снижается);
Научные открытия;
защита против недобросовестной конкуренции в данной сфере.
В принятых после части первой кодекса законах “Об информации, информатизации и защите информации” и “О международном информационном обмене” законодатель выделяет некий новый объект права собственности – “информационный ресурс”, который состоит из “документов”. В рассматриваемых законах подтверждается распространенная теория, согласно которой информация или произведение, зафиксированные на материальном носителе, являются сложной вещью, состоящей из произведения и носителя. В качестве примера такой точки зрения см. статью Ю. Фогельсона, в которой он рассматривает экземпляр программы для ЭВМ как вещь.
Возражения против такой теории встречают наибольшее количество критики со стороны юристов. Однако эти возражения направлены не столько против самой этой теории, хотя она и имеет ряд существенных недостатков, сколько против результатов ее использования в законе “Об информации”. Сводятся они к следующему.
“Документ”, а также “экземпляр произведения” как сложные вещи не должны сами по себе являться объектами собственности, т.к. авторские права или права на распространение информации не связаны с правами на материальный носитель. К вещи можно отнести только материальный носитель, на котором зафиксирована информация. Согласно ст.134 ГК РФ, сложная вещь состоит из разнородных вещей. Поскольку информация – не вещь, она не может быть частью сложной вещи. Понятие “экземпляра произведения”, как копии произведения, изготовленной в материальной форме, введено в Законе “Об авторском праве и смежных правах” для того, чтобы определить термин “воспроизведение”. В этом законе четко разделены личные авторские права, имущественные права автора и право собственности на материальный носитель, нет попытки распространить право собственности не только на материальный носитель, но и на само произведение. Именно так сделано в Законе “Об информации”.
С этой точки зрения, заслуживает самого пристального внимания определение электронного документа, которое дает проф. Сергеев– это набор данных, записанных в компьютерочитаемом виде, для которых выполнено следующее условие: существует признанное участниками электронного документооборота или утвержденная компетентным органом процедура, позволяющая однозначно преобразовать эти данные в документ традиционного режима”.
Такое определение отражает сущность электронного документа, и позволяет отделить материальный носитель от собственно информации. Единственное мое замечание к такому определению в том, что к слову “записанному” желательно еще добавить “или передаваемому”, потому что документ в какой-то момент времени может и не быть записанным в память. На основе такого подхода, можно разработать и определение понятия “документ” в целом.
Еще одно значительное упущение в Законе “Об информации” заключается в том, что там говорится лишь о фиксировании информации на материальном носителе, в то время как понятие “представление в объективной форме”, которое используется для защиты произведений в Законе “Об авторском праве и смежных правах” гораздо шире. Это приводит к тому, что информация, которая, например, передается по каналу связи и не зафиксирована на каком-либо носителе, не является документом и лишается правовой защиты.
Почему требуется отделить информацию от вещи? Дело в том, что имущество и имущественные права (то есть объекты права собственности) по сути своей отличаются от информации по ряду существенных признаков. Прежде всего, информация может быть скопирована и воспроизведена много раз, а вещь не может быть скопирована одним нажатием кнопки. Если у меня есть два кирпича, то есть имущество, и я один продам, останется один. Если у меня есть компьютерная программа, или просто текст, информация, нажатием на пару кнопок можно сделать ее копию и продать. Различные информационные объекты также могут иметь особые статусы, например официальности или ограничения доступа, которые отличаются от обычных вещных прав. Традиционное право собственности не подходит для защиты таких объектов.
Ст. 209 Гражданского кодекса явно говорит о том, что права собственника распространяются на имущество. Информация к имуществу в кодексе прямо не относится. Имуществом являются вещи и имущественные права. К вещам в доктрине права относят “предмет внешнего (материального) мира, находящийся в естественном состоянии в природе или созданный трудом человека” [Юридический словарь ИПС “Кодекс”] Таким образом, информация, как и интеллектуальная собственность – это отдельные объекты гражданских прав.
Ст.139 Гражданского Кодекса РФ дает определение служебной и коммерческой тайны: "Информация составляет служебную или коммерческую тайну в случае, когда информация имеет действительную или потенциальную коммерческую ценность в силу неизвестности ее третьим лицам, к ней нет свободного доступа на законном основании, и обладатель информации принимает меры к охране ее конфиденциальности. Сведения, которые не могут составлять служебную или коммерческую тайну, определяются законом и иными правовыми актами"
Законодательством устанавливаются особые категории конфиденциальной информации, например личная и семейная тайна, тайна усыновления, врачебная тайна. Один из проблемных вопросов в этой области – персональные данные. Статья 23 Конституции РФ гарантирует "право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту своей чести и доброго имени". Какая информация относится к категории такой тайны? Согласно Закона "Об информации..." информация о гражданах (персональные данные) – это " сведения о фактах, событиях и обстоятельствах жизни гражданина, позволяющие идентифицировать его личность". Такие сведения законом относятся к категории конфиденциальных. Перечень объектов, которые включаются в это понятие, должен устанавливаться Правительством, а работа с такими данными – лицензироваться. Судя по данным, которые есть у меня, такой перечень Правительством не утверждался, порядок лицензирования не устанавливался.
Под "сведения, позволяющие идентифицировать его личность" следует понимать конкретные идентификационные признаки, напр. отпечатки пальцев. В какой-то степени к ним можно отнести адрес, телефон, E-Mail. Под частной жизнью следует понимать интимные подробности, а не должность, или, например, номер группы студента. Можно опираться на сложившуюся практику работы с подобной информацией. Например, номер телефона, по умолчанию является открытой информацией; для того, чтобы его не сообщали по "09" гражданину нужно написать заявление. Но есть и другие примеры. Так, постановлением Правления Пенсионного фонда РФ отделениям Пенсионного фонда запрещено разглашать персональные сведения из хранимых учетных данных.
Права граждан и организаций на получение информации определяют круг объектов, которые являются принципиально открытыми, например, тексты законов, экологическая информация. Таких объектов в разных отраслях очень много, наверное, нет смысла создавать какой-то перечень. Остановлюсь лишь на одном важнейшем моменте. Необходимо отличать право на получение информации вообще и права на конкретный экземпляр документа.
Особую категорию представляет собой официальная информация. Понятие официальности и статус официальных документов нигде четко не определен. Исходя из современного понимания этого термина можно сказать, что статус официальности документа содержит его достоверность, то есть непосредственное выражение воли субъекта, издавшего документ. Субъекты, владеющие таким документом, не вправе его изменять или перерабатывать. Особый статус официальной информации дает право ссылаться на документ, как на подтверждение воли издавшего документ или как на информацию, достоверность которой гарантирована.
Аудиовизуальное произведение – один из видов произведений, охраняемых авторским правом. Во-первых, в их создании участвует большое число авторов. Во-вторых, для их создания требуются большие материальные затраты, которые обычно осуществляют не авторы, а изготовители – физические или юридические лица, оплачивающие создание а.п.
Авторами а.п. считаются только следующие лица: режиссер-постановщик; автор сценария; автор музыкального произведения специально созданного для этого а.п. Все остальные лица, внесшие творческие вклады в создание а.п. (автор романа, положенного в основу сценария, оператор-постановщик, художник-постановщик , автор слов использованной песни ) не считаются авторами а.п.
Далее, установлена презумпция, что авторы а.п., заключая авторский договор или трудовой договор с изготовителем а.п., предоставляют по нему изготовителю исключительное право на воспроизведение, распространение, публичное исполнение, передачу в эфир или по кабелю а.п., а также право на дублирование а.п. или снабжение его субтитрами. Вместе с тем, указанные договоры могут ограничить предоставление этих прав, либо даже совсем исключить предоставление авторских прав изготовителю.
Но если таких особых указаний в договорах нет, то все упомянутые права переходят к изготовителю, причем на весь срок действия авторского права. Следует считать, что переходящее к изготовителю право распространения произведения включает в себя право проката.
Практически к изготовителю не переходит лишь право на переработку (переделку) произведения. Несмотря на переход к изготовителю практически всех имущественных авторских прав на использование а.п., закон предусматривает право автора музыки, использованной в а.п. (композитора), на получение вознаграждения при публичном исполнении а.п.
Изобретение – новая совокупность приемов и способов действий в любой области человеческой деятельности, направленная на достижение поставленной цели. И., в отличие от приобретения, обозначает обретение автором определенного жизненного блага не путем присвоения ранее существовавших материальных и нематериальных ценностей одним из известных способов, а в результате творческой, в первую очередь мыслительной деятельности, самовыражения автора. Как результат духовного творчества, изобретение всегда нематериально, однако с его помощью могут создаваться материальные предметы: произведения искусства, науки, техники и пр. Изобретениями называли свои музыкальные композиции Витали, Бах и другие композиторы. В зависимости от того, в какой области творчества действует автор, изобретение может защищаться авторским правом на художественные, литературные, научные произведения и патентным правом, которое охраняет изобретения, имеющие технический характер. Термин И. стал преимущественно применяться к техническим новшествам с XII в., когда в промышленно передовой для того времени Англии создавались новые отрасли производства и развивалась практика передачи технологий. В настоящее время термин И. употребляется исключительно для обозначения новых способов решения научных и технических задач. Упомянутые задачи могут решаться как техническими средствами, например, путем создания нового оборудования, изготовления ранее неизвестного вещества, так и путем внедрения новых методов организации труда. И. охраняется авторским правом с момента создания изобретения и патентным правом с даты выдачи патента. Патентной охране в России в соответствии с п.2 ст.4 Патентного закона подлежат И., содержащие устройство изделия, способы выполнения действий над материальными объектами, структуру вещества, штаммы микроорганизмов, культуры клеток растений и животных полученные искусственным путем, а также применение известных ранее устройства, способа, вещества, штамма по новому назначению. Законодатель не распространяет патентную охрану на изобретения, представляющие собой организационные решения, к которым в соответствии с п.3 ст.4 Патентного закона РФ отнесены: научные теории и математические методы; методы организации и управления хозяйством; условные обозначения, расписания, правила; методы выполнения умственных операций; алгоритмы и программы для вычислительных машин; проекты и схемы планировки сооружений, зданий, территорий, решения, касающиеся только внешнего вида изделий, направленные на удовлетворение эстетических потребностей; топологии интегральных микросхем. Несмотря на то, что понятие И. является родовым для всех объектов патентного права, его формально-логическое определение отсутствует в законодательстве. Для того, чтобы отграничить способы решения технических задач техническими средствами от организационных способов решения тех же задач, применяется определение И., как технического решения задачи в одной из областей хозяйственной деятельности человечества, осуществленного с помощью технических средств.
Законодатель устанавливает три признака патентоспособности И.: новизна, изобретательский уровень и промышленная применимость. Новизна И. определяется через неизвестность точно такого же технического решения на дату регистрации заявки на патент в патентном ведомстве. Новизна определяется по приоритету И. Новизна бывает абсолютная и относительная. Под абсолютной новизной И. понимается неизвестность технического решения во всем мире. Относительная новизна определяется через неизвестность предложенного технического решения в стране патентования. В большинстве стран, в том числе и в России действует принцип абсолютной мировой новизны И. В США § 102 Раздела 35 Свода законов предпочтение отдано относительной новизне. Поэтому в США невозможно оспорить патент на известное в другой стране техническое решение, если будет доказано, что на момент выдачи патента в США не было сведений о существующем в мире сходном техническом решении.
3. Права авторов.


Вопрос о правовом режиме сферы информации представляется весьма интересным в связи с целым рядом обстоятельств.
Во-первых, связанные с этим проблемы (по крайней мере, в России и, по крайней мере, по сравнению с прочими институтами, такими, например, как имущество или продукты интеллектуальной деятельности) исследованы слабо.
Во-вторых, благодаря первым обстоятельствам, в законодательстве и практике появились ряд причудливых конструкций, которые претендуют на универсальность регулирования оборота всякого рода информации.
И, в третьих, приемлемое решение вопроса о правовом режиме оборота информации, под которым следует понимать такое, которое будет способствовать получению наибольшего позитивного эффекта от использования информации, как в социальном, так и в экономическом смысле, представляется чрезвычайно своевременным в свете растущей интеграции России в международную информационную систему.
Отправной точкой для разговора о правовом режиме информации является признание уникальности этого объекта правового регулирования, отличающего его в равной степени как от имущества, так и от объектов интеллектуальной деятельности. В последнем случае информация в отличие от объектов интеллектуальной собственности не является объектом творческой деятельности человека, не обладает таким признаком, как оригинальность.
Следующая посылка, из которой нужно было бы исходить, состоит в том, что информация представляет собой сложное явление, и правовое регулирование этого явления в различных ситуациях должно быть различно. Не может существовать единого правового режима информации. Так же как установлено специфическое регулирование для определенных видов имущества или определенных объектов интеллектуальной собственности, так же должны быть разработаны собственные правила получения, хранения, обработки, предоставления и распространения и для определенных видов информации в определенных ситуациях.
В свете изложенного, может быть, более продуктивным окажется путь обсуждения частных проблем, связанных с информационными процессами, приглашением к чему и является эта статья. В ней будет рассмотрен частный аспект описанной проблемы, связанный с треугольником "авторское право – информация – конкуренция", и в отношении частного случая – программы телепередач.
В специальном законодательстве, принятом в последнее время, – Федеральных законах "Об информации, информатизации и защите информации" и "О международном информационном обмене" проприетарная концепция (а точнее та ее разновидность, которая считает информацию вещью) господствует безраздельно. Интересно, что эти законодательные порывы, по крайней мере в настоящее время, не оставили заметного следа в правоприменительной практике российских судов, которые с большим желанием готовы признать информацию интеллектуальной собственностью. Российская судебная практика по делам, в которых речь идет о соотношении авторского права, правового регулирования информации и антимонопольного законодательства, только начала складываться. И, несмотря на то, что существует значительное количество спорных моментов, уже сейчас в России наметились те тенденции, которые будут еще долгое время влиять на решения арбитражных судов.
Авторское право – часть гражданского права, регулирующая личные неимущественные и имущественные отношения по поводу использования произведений науки, литературы и искусства.
А.п. устанавливает, что лицо, создавшее произведение наукам, литературы или искусства, т.е. автор приобретает на свое произведение определенные личные и имущественные права. Эти права, подобно праву собственности и другим вещным правам, имеют исключительный характер: они запрещают использовать произведение любому третьему лицу (кроме автора). Использование произведения осуществляется на основе авторских договоров.
Авторское право, принадлежащее автору, включает в себя личные права (они всегда принадлежат автору и непередаваемы; их действие не ограничено каким-либо сроком), а также имущественные права. Последние имеют срочный характер и могут переходить от автора к другим лицам (по закону) или предоставляться другим лицам (по договору).
А.п. возникла в первой четверти 17-века в Великобритании как право издателя на издание зарегистрированной книги, т.е. как право на изготовление копий (отсюда англ. термин – copyright, в настоящее время означающий авторское право). В настоящее время существуют две системы авторского права: англо-американская и континентальная (европейская).
По англо-американской системе автором может считаться как физическое, так и юридическое лицо; авторские права (правомочия), в основном сводятся к имущественным правам, которые могут свободно передаваться или переходит по закону к другим лицам.
По континентальной (европейской) системе (Франция, ФРГ и др. страны) автором может быть только физическое лицо; авторские права четко делятся на личные и имущественные. Личные права всегда принадлежат только автору, а имущественные – могут предоставляться другим лицам, но – с ограничениями.
Действующее российское авторское право строится по модели континентальной системы; оно ближе всего к праву ФРГ.
Источниками российского а.п., прежде всего, является закон Российской Федерации от 9 июля 1993г. " Об авторском праве смежных правах" (в ред. от 19 июля 1995г.). Важное значение для а.п. имеют нормы ГК РФ.
Произведения иностранных авторов, впервые опубликованные за рубежом, охраняются в России авторским правом только на основе международных договоров России по а.п. Россия является участницей Всемирной конвенции об авторском праве, Бернской конвенции об охране литературных и художественных произведений (с 13 марта 1995г.), а также целого ряда двухсторонних соглашений (с Австрией, Венгрией, Швецией и др. странами).
На основе этих конвенций и двухсторонних соглашений иностранные авторы пользуются в России национальным режимом, т.е. теми же правами, что и российские авторы.
Объектом (или – предметом) а.п. являются произведения науки, литературы и искусства. Под произведением понимается результат творческой деятельности, выраженный в объективной форме. Практически охраняются только оригинальные результаты, не повторяющиеся при параллельном творчестве. Оригинальность проявляется в форме выражения творческого результата (язык, образы, последовательность изложения и т.п.). Содержание произведения (идея, метод, принцип, открытие, факты, содержащиеся в произведении) сами по себе а.п. не охраняет. Примеры произведений, охраняемых авторским правом: произведения художественной и научной литературы (включая сюда математические формулы и программы для ЭВМ), драматические, музыкально – драматические и сценарные произведения; хореографические произведения и пантомимы; музыкальные произведения, в том числе – с текстом; аудиовизуальные произведения, т.е. кино-, телефильмы и т.п.; произведения живописи, скульптуры, графики, дизайна и другие произведения изобразительного искусства; произведения архитектуры; фотографические произведения; географические, геологические и другие карты, планы, а также пластические произведения, относящиеся к различным наукам. Объектами авторского права являются также переводы, переработки и составные произведения (сборники, базы данных и т.п.) Любая часть произведения, являющаяся оригинальным творческим результатом, охраняется а.п.
А.п. на произведение не связано с правом собственности на материальный объект, в котором произведение выражено. В частности, передача права собственности или других вещных прав на такой материальный объект не означает предоставления получателю авторских прав.
А.п. на произведения возникает автоматически, с момента создания произведения ( выражения его в объективной форме, дающей возможность другим лицам ознакомиться с произведением ).
Никакой регистрации произведения в государственных или иных органах не требуется. Не требуется и публикации произведения: а.п. охраняет и неопубликованные работы.
Знак охраны авторского права (буква "С" в окружности, наименование правообладателя, год первого выпуска произведения в свет), часто проставляемый на произведении, правового значения не имеет: он лишь оповещает о наличии авторских прав.
А.п. принадлежащее автору, называют первоначальным субъективным авторским правом. Оно состоит из отдельных прав (правомочий): личных (право авторства, право на имя, право на обнародование, право на защиту репутации) и имущественных (исключительное право на использование произведения способами, указанными в законе).
Право авторства есть право признаваться автором; нарушение этого права – присвоение другим лицом авторских прав преследуется как по гражданскому праву, так и по уголовному праву (ст.146 УК РФ).
Право на имя – это право обозначать произведение своим подлинным именем, вымышленным именем (псевдоним) или вообще опускать ссылку на имя автора (анонимное использование).
Право на обнародование – это право допустить к ознакомлению с произведением широкий круг лиц. Обычно это право реализуется только один раз, но при определенных условиях обнародование может быть отозвано (право на отзыв).
Право на защиту репутации и есть право препятствовать искажению произведения, способного нанести ущерб чести и достоинства автора.
Личные права не ограничены каким – либо сроком действия. После смерти автора их осуществляют наследники автора. Личные права к другим лицам перейти не могут.
Исключительные имущественные авторские права состоят в праве автора осуществлять использование произведения следующими способами: воспроизведение, например, тиражирование (право на воспроизведение), распространение, например, продажа, сдача в прокат экземпляров произведения (право на распространение, публичный показ произведения, публичное исполнение произведения, например, в театре, на эстраде (право на публичное исполнение), сообщение произведения путем передачи в эфир, т.е. по радио или телевидению (право на передачу в эфир). Имущественное авторское право относится как к произведению, выраженному в первоначальной форме, так и к произведению, переведенному на другой язык или переработанному (инсценировка, переделка). Имущественные авторские права могут переходить от автора к другим лицам по закону, например, на служебные произведения; они могут быть также предоставлены авторам другим лицам на основе авторского договора.
Допускается свободное использование произведения в личных целях (перезапись гражданином для себя звукозаписи, видеозаписи, телепередачи, изготовление копии журнальной статьи на своем ксероксе и т.п.). Такое свободное использование не распространяется, однако, на воспроизведение программ для ЭВМ, баз данных, нотных текстов и воспроизведение книг целиком.
Произведение может быть свободно использовано в виде цитаты. Опубликованные в газетах и журналах статьи по текущим экономическим, политическим и социальным вопросам и переданные в эфир произведения того же рода могут быть воспроизведены в газетах или переданы в эфир, если только такое свободное использование прямо не запрещено автором.
В обзорах текущих событий могут быть использованы произведения, которые становятся увиденными или услышанными в ходе освещения таких событий.
Допускается по запросам отдельных физических лиц в учебных и исследовательских целях репродуцировать в единичном экземпляре отдельные статьи и малообъемные произведения, опубликованные в сборниках и периодических изданиях.
Организации эфирного вещания вправе свободно записывать правомерно использованные ими произведения, при условии, что такая запись производится самой организацией эфирного вещания и будет уничтожена в течение 6 месяцев после ее изготовления.
Действие имущественных авторских прав прекращается, по общему правилу, через 50 лет после смерти автора; при этом неполный календарный год продлевается до 31 декабря.
Для произведений, созданных в соавторстве, срок охраны исчисляется, исходя из даты смерти того соавтора, который пережил остальных соавторов. Если произведение опубликовано анонимно, то оно охраняется в течение 50-ти лет с даты публикации. После истечения срока охраны произведение становится общественным достоянием и может свободно использоваться всеми гражданами и организациями.
Если охраняемое авторским правом произведение неправомерно используется, то автор или иной владелец исключительных авторских прав может потребовать от нарушителя прекращения правонарушения, признания факта нарушения им авторских прав и выплаты ему причиненных нарушением убытков.
Вместо взыскания убыток, которые, как известно, должны быть доказаны владельцем исключительных прав, от нарушителя может быть потребована так называемая законная компенсация в сумме до 50 000 минимальных размеров оплаты труда. Конкретная сумма этой компенсации устанавливается судом или арбитражным судом с учетом всех обстоятельств правонарушения. Потерпевший может требовать также конфискации "пиратских" экземпляров произведений, либо передачи их в свою пользу (в счет возмещения убыток), а также конфискации материалов и оборудования, используемых при правонарушении.
В некоторых сферах культуры и информации происходит массовое использование большого числа ранее известных произведений (радио, телевидение, концертные залы и т.п.). При этом заключение индивидуальных авторских договоров на использование произведений, как правило, малообъемных сильно затруднено или даже фактически неосуществимо.
РАО – общественная некоммерческая организация. Оно заключило несколько договоров с российскими авторами, чьи произведения чаще всего используются на радио, на телевидении, на эстраде. В основном это авторы текстов песен и музыки песен. Кроме того, РАО имеет несколько десятков договоров с аналогичными авторскими обществами. В соответствии со всеми этими договорами РАО приобрело право выдавать различным организациям – пользователям право на использование произведений на радио, телевидении, на эстраде и т.п.
Опираясь на полученные таким образом права, РАО заключает с организациями – пользователями авторские договоры, в соответствии с которыми передает пользователям неисключительное право на использование всех соответствующих произведений (например, песен). После заключения таких договоров, организации – пользователи используют определенные произведения, за что выплачивают РАО периодически (обычно – один раз в квартал ) определенные договором суммы, а также сообщают РАО списки использованных ими произведений. На основе этих списков РАО распределяет вознаграждение для отдельных авторов.
Авторские договоры о предоставлении авторских прав, регулируются законом РФ "Об авторском праве и смежных правах" от 9 июля 1993 г. и ГК. К А.д. применяются, в частности, все нормы раздела III ГК "Общая часть обязательственного права".
Сторонами А.д. могут быть граждане и юридические лица. По А.д. одна сторона – лицензиар (автор, его наследник, или иной правопреемник) предоставляет другой стороне – лицензиату право использовать произведение теми способами, которые указаны в договоре.
Право использовать произведение может предоставляться по договору либо как исключительное, либо как неисключительное. В первом случае лицензиар не вправе предоставлять право аналогичного использования произведения третьим лицам (а потому лицензиат получает монопольное право на такое использование). Во втором случае лицензиар может предоставить аналогичное право использования другим лицам.
Кроме того, если лицензиат получил исключительные права, то он может преследовать любых третьих лиц – нарушителей авторских прав; если же он не приобрел исключительных авторских прав, то никаких претензий к нарушителям он предъявлять не вправе.
Если из договора прямо не вытекает, как было предоставлено право на использование – как исключительное или как неисключительное, то считается, что было предоставлено неисключительное право.
Объем предоставляемых по договору прав может быть самым различным. Лицензиар (автор или иной правообладатель) может предоставить по А.д. все правомочия, перечисленные в п.2 и 3 ст.16 закона "Об авторском праве и смежных правах" (право на воспроизведение, право на распространение, право на публичное исполнение, право на передачу в эфир, право на перевоз, право на переработку и т.д.), либо лишь некоторые из них, причем или полностью, или частично. Обычно А.д. предусматривает предоставление лишь одного или нескольких авторских правомочий, причем, лишь частично. Так, в договоре может быть указано, что автор предоставляет издательству право тиражировать свое произведение в книжной фирме и распространять экземпляры произведения.
Допускаются авторские договоры заказа – договоры на уже задуманные автором, но еще не написанные произведения. Произведение, являющееся предметом договора заказа, должно быть точно описано в самом договоре (вид, жанр, объем и т.п.).
Вопрос о том, можно ли признать программы телевизионных передач объектами авторского права, имеет давнюю историю. Впервые он возник еще в 1992 году, то есть еще до принятия ныне действующего Закона РФ "Об авторском праве и смежных правах" (тогда разъяснение о телерадиопрограммах как объектах интеллектуальной собственности дали РАИС и Министерство печати и информации). В 1994 году проблема стала предметом рассмотрения Судебной палаты по информационным спорам при Президенте России.
Проблема не случайно рассматривалась органом, призванным содействовать Президенту Российской Федерации "в защите прав и свобод в сфере информации"2 , так как признание или непризнание программ телепередач объектами интеллектуальной собственности окажет серьезное влияние на возможность свободного доступа к этой важной информации со стороны телезрителей и радиослушателей.
Перечень объектов, права на которые включаются в понятие "интеллектуальной собственности", содержится в подписанной в Стокгольме и ратифицированной СССР 19 сентября 1968 года Конвенции, учреждающей Всемирную организацию интеллектуальной собственности3 . Среди прав, относящихся к интеллектуальной собственности, права на программы телевизионных и радиопередач отдельно не выделены.
Однако, перечень, данный в статье 2 Стокгольмской конвенции, не является исчерпывающим и включает также "все другие права, относящиеся к интеллектуальной деятельности в производственной, научной, литературной и художественной областях".
Стокгольмская конвенция в силу положений пункта 4 статьи 15 Конституции Российской Федерации является частью правовой системы страны. Но в таком качестве она может дополняться нормативными актами, относящимися к внутреннему законодательству России, в частности, Гражданским кодексом Российской Федерации. Статья 138 Гражданского кодекса устанавливает, что исключительное право (интеллектуальная собственность) граждан и юридических лиц на результаты интеллектуальной деятельности признаются в случаях и в порядке, установленном Гражданским кодексом Российской Федерации и другими законами.
Переходя ко второму подходу, когда программы передач признаются объектами авторско-правовой охраны, следует остановиться на двух моментах: наличии творческой деятельности при создании программ передач и возможности применения статьи 8 Закона Российской Федерации "Об авторском праве и смежных правах".
Следующим моментом, важным для решения вопроса о том, возможно ли признание программ телепередач объектом авторского права, является то, относится ли программа теле- и радиопередач к сообщениям, носящим информационный характер (Бернская конвенция об охране литературных и художественных произведений в статье 2 упоминает другой термин: "сообщения о новостях дня или сообщения о различных событиях, имеющие характер простой пресс-информации").
Необходимость толкования термина "сообщения, носящие информационный характер" вынуждает нас обратиться к положениям Закона Российской Федерации "О средствах массовой информации". Статья 2 указанного закона содержит легальные определения целого ряда понятий, в том числе такого, как "массовая информации", под которой понимаются предназначенные для неограниченного круга лиц сообщения и материалы.
Критерии, используемые для индивидуализации объектов интеллектуальной собственности совершенно не подходят к информации. Последняя не создается в результате субъективной творческой деятельности, а существует объективно и независимо от сознания человека. Таким образом, если информацию и возможно индивидуализировать, что с моей точки зрения сомнительно, то критерии для этого придется изобрести заново.

4. Защита авторских прав.

Законы об авторском праве отдельных стран обычно предусматривают охрану произведений собственных граждан, а также произведений, опубликованных на территории своих стран. Но национальное законодательство по авторскому праву не обеспечивает охраны произведений иностранных граждан (за исключением тех довольно редких случаев, когда эти произведения впервые публикуются на территории страны, предоставляющей охрану). Между тем культурный обмен, призванный опосредствовать авторское право (купля-продажа книг и других произведений печати и т.п.) давно уже приобрел международный характер. Отсюда стремление отдельных государств заключить международные соглашения, которые обеспечили бы их гражданам охрану авторских прав за рубежом.
Бернская конвенция установила, что в каждой стране Бернского Союза авторские права иностранцев – граждан стран Союза должны охраняться точно так же, как и авторские права своих граждан.
6 сентября 1952 г. принята Всемирная конвенция об авторском праве – новая многосторонняя международная конвенция в области авторского права; цель ее – привлечение к международной охране авторских прав как можно большего числа государств. Новая конвенция не установила почти никаких норм-предписаний о том, каково должно быть содержание авторского права (хотя отдельные нормы такого рода в нее включены).
Новая конвенция вступила в силу 16 июня 1955 г. Она имела чрезвычайно большой успех: через десять лет после вступления в силу ее участниками были уже 50 стран, а на 27 мая 1973 г. (момент присоединения к Конвенции Советского Союза) в ней участвовало 64 государства – столько же, сколько в Бернской конвенции, заключенной на 66 лет ранее.
Авторы, получающие охрану по Конвенции. Всемирная конвенция не создает законодательства по авторскому праву, собственного «права». Конвенция исходит из того, что в каждом государстве-участнике имеются свои национальные законы об авторском праве. Эти законы, как сказано в ст. 1, должны обеспечивать «достаточную и эффективную охрану прав авторов и всех других обладателей авторских прав на литературные, научные и художественные произведения».
После вступления того или иного государства в Конвенцию охрана авторских прав, установленная национальными законами, не отменяется и не заменяется конвенционными нормами, а продолжает свое действие.
Всемирная конвенция предусматривает и объем охраны, который должен предоставляться произведениям. В ст. II Конвенции говорится, что произведения пользуются в каждом другом Договаривающемся государстве «охраной, которую такое государство предоставляет произведениям своих граждан, впервые выпущенным в свет на его собственной территории».
Второй основополагающий принцип Конвенции: иностранные произведения должны приравниваться к произведениям своих граждан, или, иными словами, им должен предоставляться «национальный режим».
Произведения делятся на «старые» и «новые» не по дате создания, а в зависимости от даты их публикации. Так, произведение К. Симонова «Япония-46» было впервые опубликовано в 1976 г., через тридцать лет после фактического его создания (1946 г.), но нет никакого сомнения в том, что это произведение должно охраняться во всех странах, участвующих в Конвенции, так как оно было опубликовано после 26 мая 1973 г.
Таким образом, на дату вступления СССР во Всемирную конвенцию существовали лишь «старые» произведения, не подлежащие охране; но постепенно стали появляться «новые», охраняемые по Конвенции, а к настоящему времени вопрос о делении произведений на «старые» и «новые» не очень актуальный.
По законодательству некоторых стран-участниц Конвенции (в частности, США и Мексики) опубликованные произведения пользуются охраной по авторскому праву лишь в случае, если на них стоит особый символ – знак охраны авторского права.
Знак охраны авторского права проставляется на изданиях, предназначенных для продажи. Он состоит из трех элементов:
буквы (c) (начальная буква английского слова Copyright – авторское право) в окружности; наименование (имени) обладателя авторского права; года первого выпуска произведения в свет, например: ©, Издательство «Юридическая литература», 1988 г. При отсутствии любого из этих элементов знак охраны теряет свое правовое значение. Знак охраны может быть недействительным также и в случае, если он составлен неточно.
В ст. IV Всемирной конвенции установлено, что срок охраны произведений, на которые распространяется действие Конвенции, должен составлять как минимум время жизни автора и 25 лет после его смерти.
Вместе с тем Всемирная конвенция допускает, что фотографии и произведения прикладного искусства могут охраняться в течение меньшего срока, но не менее 10 лет.
Конвенция допускает возможность исчисления срока охраны по авторскому праву с момента первого выпуска произведения в свет или с момента регистрации произведения (до выпуска в свет). Такой срок охраны не может быть короче 25 лет с даты первого выпуска или регистрации произведения.
В отношении сроков охраны Конвенция устанавливает еще одно важное правило – возможность «сравнения сроков». Оно состоит в том, что, хотя, по общему правилу, срок охраны иностранного произведения устанавливается по национальному законодательству соответствующей страны, однако может быть установлено, что Договаривающееся государство не будет охранять произведение в течение более длительного срока, чем срок, применяемый в стране, где произведение выпущено в свет.
Одним из наиболее интересных документов в этой области является Доклад рабочей группы по интеллектуальной собственности (сентябрь 1995 г.), подготовленный в рамках действий по созданию Национальной информационной инфраструктуры США. Цель работы – разработать необходимые изменения в законодательстве по интеллектуальной собственности, связанные с развитием НИИ. Главным образом, рассмотрению подвергся Закон об охране авторских прав, в который рекомендуется сделать ряд поправок, необходимых для его функционирования в информационном обществе.
Конвергенция компьютерной и телекоммуникационной технологии создала серьезные проблемы в области охраны авторских прав, поскольку электронное копирование и распространение информации стало обычным делом.
НИИ авторам доклада представляется как совокупность различных сетей, объединяющая разнообразные технические устройства, обрабатывающие и передающие информацию в интерактивном режиме. Ее завершение откроет перед пользователями огромные возможности и колоссальные ресурсы с образовательной, коммерческой, развлекательной, культурной информацией. Однако потенциальные возможности НИИ не будут реализованы в полной мере, если авторские права разработчиков информационных продуктов и услуг не будут защищены как внутри страны, так и в международном масштабе. Никакие технические средства не создадут НИИ, если она не будет наполнена интересным содержанием. Цифровые копии работ неотличимы от оригинала, есть возможность вносить изменения в работы и публично их распространять. Одни произведения можно комбинировать с другими, например на компакт-диске.
Существуют различные точки зрения на защиту прав в новых условиях. Некоторые считают, что эта защита должна быть ослаблена в условиях НИИ. Общественность хочет иметь свободный доступ к информации, а закон должен отражать эту общественную потребность. Однако такая точка зрения не учитывает, что защита прав поощряет творчество авторов и создание необходимых обществу произведений. Другие утверждают, что технологический прогресс оправдывает снижение уровня защиты авторских прав. Поскольку компьютерные сети делают чрезвычайно простым нелегальное копирование и распространение информации, то, считают сторонники этой точки зрения, закон должен легитимизировать эту ситуацию или оказаться перед лицом повсеместных правонарушений. Этот аргумент не верен, поскольку компьютерные сети также позволяют незаконный перевод крупных сумм денег и другие преступления, что не делает их легитимными.
Проблемы, связанные с интеллектуальной собственностью, имеют три аспекта –правовой, технологический и образовательный.
Основной целью закона об охране авторских прав является не вознаграждение автора за труд, а обеспечение прогресса науки и искусств. С этой целью закон закрепляет за авторами права на их работы, но поощряет других свободно использовать идеи и информацию, в них содержащиеся.
Обязательным требованием для защиты авторского права является фиксация идей в вещественном виде. Причем средства фиксации могут быть самыми разнообразными. В цифровом виде работа записывается в виде последовательности двоичных цифр, что соответствует выдвинутым требованиям. Достаточно зафиксированными для защиты прав судами признаются и интерактивные работы, например видеоигры, в которых игрок может самостоятельно менять последовательность действий. Другое дело трансляция, которая сама по себе не является фиксацией. Поэтому она до тех пор не защищена авторским правом, пока не записывается одновременно с передачей в эфир или по кабелю. Считается достаточной фиксацией и появление информации в памяти компьютера при получении электронной почты по сетям.
Некоторые ограничения на исключительные права владельца авторского права применяются только к опубликованным работам. Закон дает определение "публикации", чтобы провести различие между опубликованными и неопубликованными работами. "Публикация" – это распространение копий или грамзаписей работы общественности путем продажи или другими способами передачи собственности, или путем ренты, лизинга или аренды. Публичный показ работы еще не означает ее публикацию – любая форма распространения, при которой материальный объект не меняет владельца – показ по телевизору, например, – не является публикацией, независимо от того, сколько людей видело эту работу. Делается также упор на то, что публикация должна быть публичной. Сохраняется ранее заложенная традиция, в соответствии с которой распространение работы в ограниченном круге лиц не является публикацией.
Работы, которые подпадают под действие закона об охране авторских прав, подразделяются на 8 категорий: литературные, музыкальные, драматические произведения, пантомима и хореография, картины, графические и скульптурные работы, аудиовизуальные работы, звукозапись, архитектурные работы. Мультимедийные работы не входят отдельно в этот перечень, однако подпадают под действие закона в силу того, что в них входят элементы названных категорий.
Авторские права на произведение принадлежат автору в соответствии с законом. При этом важно понимать разницу между собственностью на авторские права и собственностью на копии работы.
С помощью компьютеров право на копирование будет использоваться особенно часто. Например, когда просматривается документ, находящийся в другом компьютере, на нем существует изображение, по сути копия. Согласно американским законам, помещение защищенного авторским правом материала в память компьютера является репродукцией этого материала, поскольку репродукция может, используя терминологию закона, "восприниматься, репродуцироваться или передаваться с помощью машины или других средств". Когда работа помещается, заносится в компьютер, – будь то на твердый диск, дискету или в оперативную память, – на очень короткий период, делается копия. Когда печатная работа "сканируется" и трансформируется в цифровой вид, также делается копия в виде цифрового файла. То же самое касается других работ, включая фотографии, звукозапись, видеоизображение.


5. Заключение.
Изначальной задачей Бернской Конвенции было поставить под охрану максимальное количество произведений, которые до заключения первой многосторонней Конвенции по авторскому праву никак на международном уровне не охранялись. Именно поэтому был введен механизм охраны с обратной силой, то есть охране подлежали не только произведения, созданные после латы вступления Конвенции в силу, но и созданные до этого момента. Конвенцией было сформулировано правило, которое, на мой взгляд, является воплощением общетеоретического принципа "закон обратной силы не имеет" применительно к авторскому праву: произведение не может быть вновь поставлено под охрану, если оно перешло в общее достояние вследствие истечения срока предоставленной охраны в стране, где такая охрана истребуется. При закреплении обратной силы Конвенции разработчиками принимались во внимание возможности стран, заключающих Конвенцию и присоединяющихся к ней. Именно поэтому была предусмотрена возможность заключения специальных Конвенций, в соответствии с которыми может применяться "правило об обратном действии", а если таковых нет, Конвенция допускает определение каждой страной для себя условий применения этого принципа. Помимо этого, для определенных стран существует возможность истолковать нормы о порядке действия Конвенции, как не обязывающие предоставлять охрану с обратной силой.
В отличие от Бернской Конвенции целью Всемирной Конвенции об авторском праве было охватить максимальное количество стран, национальное законодательство которых не позволяло сразу присоединиться к Бернской Конвенции, но они вполне могли повысить уровень охраны до уровня Всемирной Конвенции. При этом, всё же в целях обеспечения большего количества стран-участниц, Конвенция не предусматривает предоставления охраны с обратной силой, так как многие государства были бы не в состоянии присоединиться с обратной силой даже к Всемирной Конвенции.
На национальном уровне вопрос об обратной силе не менее важен. Законодатель, учитывая экономическую, политическую и социальную ситуацию в стране определяет, будет ли иметь закон обратную силу, а если будет, то на какие случаи и факты он будет распространяться. Однако, учитывая то, что нормы международного права сильнее норм национального законодательства, на мой взгляд, совершенно необходимо соблюдать принцип, сформулированный пунктом 2 статьи 18 Бернской Конвенции произволения, ставшие общим достоянием в результате истечения срока охраны не подлежат возвращению в сферу частного права.
Необходимо акцентировать внимание на соответствие формулировки переходной нормы действительной воле, намерению законодателя. Неточность формулировок порождает возможность неоднозначного толкования, что может привести не только к трудностям в практике применения авторско-правовых норм, но и к полному извращению воли законодателя, что в конечном итоге отразится на жизни общества в целом.
Перечисленные примеры иллюстрируют не только различие подходов, к сожалению, возникшее как в теории, так и на практике, но и, что гораздо важнее, степень развития рынка информационных услуг, который "дорос" до необходимости создания своей нормативной регламентации.
За неимением удовлетворительной нормативной базы эту задачу взяли на себя судебные органы. Причем особенно приятно то, что им приходится решать те же проблемы, которые одновременно возникают, например, и в Европейском Союзе.
Показанные особенности информационных объектов требуют серьезной работы по систематизации, осмыслению их значения, прежде чем будет выработана стройная система понятий, на основе которой можно будет формулировать законодательство. Однако уже сейчас не вызывает сомнений, что информация должна занять достойное и соответствующее практике общественных отношений место среди объектов авторского права.


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Нормативные акты
Гражданский кодекс Российской Федерации. М.: Контакт, 1996.
Закон Российской Федерации «Об авторском праве и смежных правах» (в ред. от 19 июля 1995 г.) // Вед. СНД РФ и ВС РФ. 1993. Собр. законодательства РФ. 1995.
Закон Российской Федерации «О правовой охране программ для электронных вычислительных машин и баз данных» // Ведомости СНД РФ и ВС РФ. 1992.
Патентный закон Российской Федерации // Вед. СНД РФ и ВС РФ. 1992.
Бернская конвенция об охране литературных и художественных произведений. Парижский акт от 24 июля 1971 г., изм. 2 октября 1979 г. Женева: ВОИС. 1990.
Всемирная конвенция об авторском праве. Пересмотрена в Париже 24 июля 1971 г. // Права на результаты интеллектуальной деятельности. Авторское право. Патентное право. Другие исключительные права: Сб. норм. актов. М., ДЕ-ЮРЕ. 1994.
Договор о патентной кооперации. Подписан в Вашингтоне 19 июля 1970 г. Официальный русский текст // Ведомости Верховного Совета СССР. 1978.
Конвенция, учреждающая Всемирную организацию интеллектуальной собственности. Подп. в Стокгольме 14 июля 1967 г., изм. 2 окт. 1979 г.Женева. 1990.
Конвенция об охране интересов производителей фонограмм от незаконного воспроизведения их фонограмм от 29 октября 1971 г. Женева: ВОИС. 1972.
Парижская конвенция по охране промышленной собственности. Официальный русский текст. Женева: ВОИС. 1990.

Литература.
Белов В.В. и др. Интеллектуальная собственность. М., Юрист. 1997.
Богуславский М.М. Международное экономическое право: М., Межд. отн. 1986.
Воронкова М. "Срок действия авторского права".// Рос. юстиция. 1995. №2.
Гаврилов Э.П. "Об обратной силе действия Закона об авторском праве и смежных правах", Российская юстиция, 1995. №2.
ВенгеровА. Правовой узел современности//0бщ.науки и совр. 1992. №4. С. 23.
Рассудовский В. Интеллектуальная собственность и инновационное предпринимательство// Российская юстиция. 1994. №12. С. 10.
Городов О. «Собственность» и «интеллектуальная собственностью.// Интеллектуальная собственность. 1994. № 9,10.
Жуков В. Гражданское законодательство и институт интеллектуальной собственности.// Вопро-сы изобретательства. 1989. № 8.
Дюма P. Литературная и художественная собственность. Авторское право Франции. – М., Междунар. отношения, 1989.
Защита программного обеспечения. Под ред. Д. Гроувера. – М., Мир. 1992.
Изобретательское право. Отв. ред. Н.В. Миронов. – М., Юрид. лит. 1986.
Интеллектуальная собственность. Основные материалы: В 2 ч.// Отв. ред. Л.Б. Гальперин. Новосибирск: Наука. Сибирская издательская фирма, 1993.
Права на результаты интеллектуальной деятельности. Авторское право. Патентное право. Другие исключительные права: Сб. норм. актов. М.: ДЕ-ЮРЕ, 1994.
Сергеев А.П. Право интеллектуальной собственности в Российской Федерации. – М., ТЕИС, 1996.



ОГЛАВЛЕНИЕ