ОГЛАВЛЕНИЕ

НАСЛЕДСТВЕННОЕ ПРАВО: КАКИМ ЕМУ БЫТЬ
В настоящее время на рассмотрении Государственной Думы РФ находится проект части третьей Гражданского кодекса РФ, содержащей раздел VI "Наследственное право". Некоторые положения Законопроекта предполагают существенные изменения порядка наследования имущества, а также имущественных прав и обязанностей.
В разделе VI "Наследственное право" Законопроекта введена ст.1155, непосредственно определяющая, что наследование имущества умершего (наследства, наследственного имущества) является универсальным правопреемством, предполагающим переход этого имущества к другим лицам в неизмененном виде как единого целого и в один и тот же момент, если иное не предусмотрено положениями ГК РФ. Говоря о переходе имущества и моменте перехода, разработчики проекта имеют в виду переход права собственности на наследство,
В состав наследства в соответствии со ст. 1157 Законопроекта входят принадлежавшие наследодателю на момент открытия наследства вещи, включая деньги и ценные бумаги, иное имущество, а также имущественные права и обязанности. Не входят в состав наследственного имущества согласно ч.2 данной статьи:
- права и обязанности, неразрывно связанные с личностью наследодателя, в частности, право на алименты, право на возмещение вреда, причиненного жизни и здоровью гражданина;
- личные неимущественные права и другие нематериальные блага;
- права и обязанности, переход которых по наследству не допускается ГК и другими законами РФ.
Иначе, чем в действующем разделе VII ГК РСФСР, в ст. 1161 Законопроекта определен круг лиц (субъектов гражданского права), которые могут быть наследниками. К наследованию могут призываться:
- граждане, находящиеся в живых в день открытия наследства, а также зачатые при жизни наследодателя и родившиеся живыми после открытия наследства;
- юридические лица, существующие на день открытия наследства;
- Российская Федерация, субъекты РФ, муниципальные образования, иностранные государства и международные организации.
Расширение круга лиц, призываемых к наследованию, обусловлено изменением правового статуса административно-территориальных и национальных образований на территории России и приданием им статуса равноправных субъектов федерации; формированием института муниципальных территориальных образований; изменением правового статуса и полномочий юридических лиц различных форм собственности и организационно-правовых форм.
Иначе, чем в ст.531 ГК РСФСР, в Законопроекте определен круг лиц, не имеющих права наследовать, - "недостойные наследники" (ст.1162). Отстраняются от наследования как по завещанию, так и по закону лица, которые умышленно лишили жизни наследодателя или совершили покушение на его жизнь. Исключение составляют лица, в отношении которых завещатель совершил завещание уже после того, как они покушались на его жизнь. Безусловно, что вина этих лица совершении указанных преступлений должна быть установлена судом.
Сохранено в Законопроекте положение о том, что завещание должно быть составлено в письменной форме и удостоверено нотариусом или иными должностными лицами, прямо указанными
в законе. Несоблюдение правил о письменной форме завещания и его удостоверения влечет недействительность завещания. Однако в ст.1175 Законопроекта допускается изложение гражданином последней воли в простой письменной форме или на словах в исключительных случаях, а именно, когда гражданин, находящийся в явно угрожающем его жизни положении и в силу сложившихся чрезвычайных обстоятельств лишен возможности сделать нотариально удостоверенное письменное завещание. Завещание, изложенное в простой письменной или в устной форме, должно быть соответственно собственноручно написано и подписано гражданином или лично им оглашено в присутствии 2-х свидетелей. При этом из содержания документа или устного волеизъявления должно быть ясно, что они представляют собой завещание. Завещание, совершенное в чрезвыччйных обстоятельствах, подлежит обязательному исполнению лишь при условии утверждения его судом по требованию заинтересованныхлицлибо свидетелей, присутствовавших при изложении завещателем последней воли. Требование об утверждении такого завещания должно быть заявлено указанными лицами до истечения срока, установленного для принятия наследства. Кроме того, п.2 рассматриваемой статьи устанавливает, что если гражданин, совершивший завещание в чрезвычайных обстоятельствах, получит впоследствии возможность сделать без серьезных затруднений завещание в письменной форме с его надлежащим удостоверением и в течение месяца не воспользуется этой возможностью, то завещание, сделанное им в чрезвычайных обстоятельствах, не будет считаться совершенным.
В Законопроекте не изменен перечень завещаний, которые приравниваются к нотариально удостоверенным, установленный в ст.541 ГК РСФСР. Однако в соответствии со ст. 1173 Законопроекта установлен особый порядок их совершения. Такие завещания должны быть подписаны завещателем в присутствии свидетеля, который также подписывает завещание. Приравненное к нотариально удостоверенному завещание должно быть, как только для этого представится возможность, направлено лицом, удостоверившим его, через учреждение юстиции нотариусу по месту жительства завещателя. Кроме того, п.5 данной статьи обязывает должностное лицо, уполномоченное на удостоверение завещания, принять все меры для приглашения к завещателю нотариуса в случае, если гражданин, намеривающийся совершить завещание, выска-жетжелание пригласитьдля этого нотариуса и имеется реальная возможность выполнить это желание.
Предлагается также ввести понятие закрытого завещания, означающее, что завещатель вправе совершить завещание, не предоставляя при этом никому, включая нотариуса, возможности ознакомиться с его содержанием. Такое завещание должно быть собственноручно написано и подписано завещателем. Закрытое завещание передается в заклеенном конверте нотариусу лично завещателем в присутствии 2-х свидетелей, которые ставят на конверте свои подписи. Затем конверт, подписанный свидетелями, запечатывается в их присутствии нотариусом в другой конверт, на котором нотариус учиняет надпись, содержащую сведения о лице, от которого нотариусом принято закрытое завещание, о месте и дате его принятия и о фамилии, имени, отчестве и месте жительства каждого свидетеля.
По представлении нотариусу свидетельства о смерти лица, совершившего закрытое завещание, нотариус не позднее чем в течение 15 дней вскрывает конверт с завещанием в присутствии 2-х свидетелей и пожелавших при этом присутствовать заинтересованных лиц. По вскрытии конверта текст .содержащегося в нем документа сразу же оглашается нотариусом, после чего нотариус составляет и подписывает вместе со свидетелями протокол, удостоверяющий вскрытие конверта и содержащий полный текст завещания.
В случаях, когда при составлении, подписании или удостоверении завещанияядолжны присутствовать свидетели, ими не смогут быть, а также не смогут подписывать завещание вместо завещателя в соответствии с п.З ст. 1170 Законопроекта:
1 ) нотариус или иное лицо, удостоверяющее завещание;
2) лицо, в пользу которого оставлено завещание или сделан завещательный отказ, супруг такого лица, его дети и родители;
3) граждане, не обладающие полной дееспособностью;
4) неграмотные;
5) лица, имеющие судимость за дачу ложных показаний;
6) граждане с такими физическими недостатками, которые не позволяют им в полной мере осознавать существо происходящего;
7) лица, не владеющие в достаточной степени языком, на котором составлено завещание.
Очевидно, что указанные лица не могут быть свидетелями по причине их заинтересованности в совершении завещания или по причине их необъективности, пристрастности, недобросовестности либо возможности своими показаниями ввести в заблуждение соответствующие органы и лица при привлечении их в качестве свидетелей по конкретному наследственному делу.
Законопроект предусматривает новый порядок призвания к наследству при наследовании по закону. При этом изменяется очередность призвания к наследству и вводится новый правовой институт - степень родства.
Статьями 1184-1189 устанавливается следующая очередность призвания к наследству наследников по закону:
- наследники первой очереди: дети, супруг и родители умершего (внуки на-следодателя и их прямые потомки наследуют по праву представления);
- наследники второй очереди: полнородные и неполнородные братья и сестры наследодателя (дети братьев и сестер наследодателя - его племянники и племянницы наследуют по праву представления);
- наследники третьей очереди: дед и бабка умершего как со стороны отца, так и со стороны матери;
- наследники четвертой очереди: полнородные и неполнородные братья и сестры родителей наследодателя - его дяди и тети (двоюродные братья и сестры наследодателя наследуют по праву представления);
- наследники последующих очередей: при отсутствии у умершего наследни-
ков первой, второй, третьей и четвертой очередей право наследовать по закону получают родственники наследодателя третьей, четвертой, пятой и шестой степени родства, при этом наследники каждой последующей очереди наследуют при отсутствии наследников предшествующих очередей,
Степень родства определяется числом рождений, отделяющих родственников друг от друга, при этом рождение самого наследодателя в это число не входит. Таким образом, могут призываться к наследованию:
1) в качестве родственников третьей степени родства прадеды и прабабки наследодателя;
2) в качестве родственников четвертой степени родства дети родных племянников и племянниц наследодателя (двоюродные внуки и внучки) и родные братья и сестры его дедов и бабок (двоюродные деды и бабки);
3) в качестве родственников пятой степени родства дети его двоюродных внуков и внучек (двоюродные правнуки и правнучки), дети его двоюродных братьев и сестер (двоюродные племянники и племянницы) и дети его двоюродных дедов и бабок (двоюродные дяди и тети);
4) в качестве родственников шестой степени родства дети его двоюродных правнуков и правнучек (двоюродные праправнуки и праправнучки), дети его двоюродных племянников и племянниц (троюродные внуки и внучки) и дети его двоюродных дядей и тетей (троюродные братья и сестры).
Несколько по-новому изложено в Законопроекте понятие права на обязательную долю в наследстве. В СТ.535 ГК РСФСР правом на обязательную долю в наследстве вне зависимости от содержания завещания обладают несовершеннолетние или нетрудоспособные дети наследодателя (в том числе усыновленные), а также нетрудоспособные супруг, родители (усыновители) и иждивенцы умершего. Размер обязатель-нойдоли не может быть менее 2/3 доли, которая причиталась бы каждому из указанных лиц при наследовании по закону.
Иждивенцы наследодателя, относящиеся к наследникам по закону и не входящие в круг наследников призываемой к наследованию очереди, наследуют вместе с наследниками этой очереди. При этом граждане признаются иждивенцами, если они являются нетрудоспособными к моменту открытия наследства и не менее года до смерти наследодателя находились на его иждивении вне зависимости от того, прожи-
вали они совместно с наследодателем или нет. В соответствии с Законопроектом эти иждивенцы наследуют не более 1/4 части наследства, а если наследо-датель обязан был их содержать по закону, то они наследуют наравне с наследниками призываемой очереди.
Наследниками по закону также признаются проживавшие совместно с на-следодателем иждивенцы, не относящиеся к наследникам первой, второй, третьей, четвертой и последующих очередей. Такие иждивенцы наследуют вместе с наследниками призываемой к наследованию очереди, но не более 1/4 части наследства. При отсутствии у умершего других наследников указанные иждивенцы наследуют в равных долях.
Причитающиеся нетрудоспособным иждивенцам наследодателя доли наследственного имущества в Законопро^ екте не составляют института обязательной доли. В Законопроекте право на обязательную долю в наследстве установлено в ст.1193. Этим правом наделены несовершеннолетние или нетрудоспособные дети наследодателя, а также его нетрудоспособные супруг и родители. Они наследуют, независимо от содержания завещания, не менее половины доли, которая причиталась бы каждому из них при наследовании по закону. Право на обязательную долю в наследстве удовлетворяется прежде всего из оставшейся незавещанной части имущества наследодателя, даже если это приведет к уменьшению прав на эту часть имущества других наследников по закону. «
Кроме того, предполагается предоставить суду право с учетом имущественного положения и степени нуждаемости в завещанном имуществе нетрудоспособных наследников, в том числе нетрудоспособных иждивенцев, уменьшить размер их обязательной доли или отказать им в ее присуждении. Такое полномочие суд может использовать только в случае, если осуществление права на обязательную долю в наследстве повлечет невозможность исполнить завещание в отношении имущества, которым наследник, имеющий право на обязательную долю, при жизни наследодателя не пользовался, а наследник по завещанию пользовался для проживания (жилой дом, квартира, иное жилое помещение, дача и т.п.) или в качестве основного источника получения средств к существованию (орудия труда, творческая мастерская и т.п.).
Установление а Законопроекте данного положения корреопондируется с нормой СТ.216 части первой ГК РФ,
закрепляющей, что переход права собственности на имущество от первоначального собственника к другому лицу не является основанием для прекращения иных вещных прав на это имущество, принадлежащее лицам, не являющимся его собственниками. Таким образом, при возникновении конкуренции прав собственности на обремененное вещными правами наследника по завещанию наследственное имущество между наследником по закону, имеющим право на обязательную долю, и наследником по завещанию преимущество по решению суда отдается наследнику по завещанию как лицу, имеющему право получить в наследство имущество, на которое он имел вещные права при жизни наследодателя.
Учитывая все вышеизложенное, можно отметить следующие отличия действующего порядка определения обязательной доли от предлагаемого в Законопроекте:
1) правом на обязательную долю обладают только несовершеннолетние или нетрудоспособные дети наследодателя, а также его нетрудоспособные супруг и родители;
2) размер обязательной доли уменьшен с размера не менее 2/3 до размера не менее 1/2 от той доли, которая бы по закону причиталась указанным наследникам;
3) нетрудоспособные иждивенцы наследодателя не имеют права на обязательную долю, а составляют круг лиц признаваемых наследниками по закону и призываемых к наследованию в установленной доле вне зависимости от очередности наследования.
Особое внимание в Законопроекте уделено вопросам наследования различных видов имущества и имущественных прав:
- прав на стоимость доли в. хозяйственных товариществах и обществах, пая в производственном и потребительском кооперативе;
- вещей, ограниченно оборотоспо-собных;
- невыплаченных сумм заработной платы, пенсий, пособий и платежей в возмещение вреда;
- имущества, предоставленного государством или муниципальным образованием безвозмездно или на льготных условиях;
- государственных наград и почетных знаков.
Из приведенного перечня видно, что указанным видам имущества и имущественных прав уделено в Законопроекте особое внимание в силу их специфического правового режима и неурегули-
рованности порядка их наследования в действующем законодательстве РФ.
Безусловно, Законопроект содержит ряд положений, которые требуют уточнения и законодательного закрепления сложившейся практики разрешения вопросов наследования. В частности, не урегулирован вопрос оценки наследственного имущества. Так, в Законопроекте используется понятие стоимости, но не указывается, как эта стоимость должна определяться: например, наследуемая квартира может быть оценена по остаточной стоимости на основании документов, выдаваемых бюро технической инвентаризации, или в соответствии с рыночной стоимостью аналогичной квартиры, которая сложилась в месте нахожденияянаследуемой квартиры, или 8 соответствии с заключением независимых оценщиков. В ст. 1216 Законопроекта, устанавливающей ответственность наследников по долгам наследодателя и порядок предъявления требований кредиторами в отличие от ст. 554 ГК РСФСР, нет нормативного закрепления наступления права кредиторов предъявляяь претензии независимо от наступления срока соответствующего требования. Хотелось бы надеяться, что разработчики Законопроекта и депутаты Государственной Думы РФ до его принятия внесут соответствующие изменения в положения, допускающие неоднозначное толкование или правовые коллизии, Необходимость же скорейшего принятия части третьей ГК РФ продиктована реалиями складывающихся общественных отношений и их неурегулированностью соответствующими нормами действующей части ГК РСФСР.
Юрий ВЛАСОВ, начальник Управления юстиции администрации Московской области, генерал-майор юстиции



ОГЛАВЛЕНИЕ