<< Предыдущая

стр. 2
(из 2 стр.)

ОГЛАВЛЕНИЕ

Арест не может быть наложен на предметы, необходимые физическому лицу и лицам, находящимся на его иждивении. Перечень таких предметов определяется законодательством РФ.
Наложение ареста на имущество может быть отменено лицом, вынесшим постановление об этом, если дальнейшая необходимость в нем отпала.
Значительная роль среди процессуальных действий должностных лиц таможенных органов РФ принадлежит проведению таможенных обследований. Они проводятся в порядке, изложенном в ст. 341 ТК. Должностные лица таможенных органов РФ вправе проводить таможенное обследование, имея достаточные основания полагать, что на подлежащих обследованию территориях, либо в помещениях лиц или в принадлежащих им транспортных средствах находятся товары и транспортные средства, являющиеся непосредственными объектами нарушения таможенных правил, или товары и транспортные средства со специально изготовленными тайниками, использованными для перемещения через таможенную границу РФ с сокрытием предметов, являющихся непосредственными объектами нарушения таможенных правил, или иные предметы, обладающие признаками вещественных доказательств, а также документы, необходимые для производства по делу о нарушении таможенных правил или его рассмотрения.
О проведении таможенного обследования должностное лицо таможенного органа РФ, в производстве или на рассмотрении которого находится дело о нарушении таможенных правил, выносит мотивированное постановление.
Таможенное обследование проводится в присутствии понятых, в нем участвует лицо, чьи территории, помещения или транспортные средства обследуются. В случае временного отсутствия такого лица таможенное обследование проводится в присутствии тех же лиц, при которых производится изъятие предметов (их перечень нами изложен выше).
В необходимых случаях для участия в проведении таможенного обследования могут приглашаться специалисты.
Перед началом таможенного обследования лицо, чьи территории, помещения или транспортные средства подлежат обследованию, под расписку знакомится с постановлением о его проведении. Затем должностные лица таможенного органа РФ предлагают этому лицу или лицам, его замещающим, добровольно показать территории, помещения или транспортные средства, где предположительно могут находиться предметы, для обнаружения которых проводится обследование, добровольно выдать эти предметы либо добровольно вскрыть помещения, емкости и другие места, где могут находиться вышеуказанные предметы. В случае отказа должностные лица таможенных органов РФ вправе сделать это самостоятельно, избегая при этом причинения не вызываемых необходимосяью повреждений запоров, дверей и т. д.
Обнаруженные в ходе таможенного обследования предметы, имеющие отношение к делу о нарушении таможенных правил, подлежат изъятию в порядке, предусмотренном ст. 337 и 338 ТК.
При проведении Таможенного обследования могут производиться измерения, применяться фото- и киносъемка, видеозапись, использоваться другие технические средства.
О проведении таможенного обследования составляется протокол.
В целях обнаружения следов правонарушения и вещественных доказательств, выяснения обстоятельств, имеющих значение для дела о нарушении таможенных правил, должностные лица таможенных органов РФ вправе также производить осмотр местности, помещений, товаров, транспортных средств, документов на них и иных предметов.
Согласно ст. 342 осмотр может проводиться как при составлении протокола о нарушении таможенных правил, при проведении таможенного обследования, при изъятии товаров, транспортных средств, документов на них и иных предметов, так и в виде самостоятельного процессуального действия.
Как самостоятельное процессуальное действие осмотр допускается в двух ситуациях. Во-первых, если товары, транспортные средства, документы на них и иные предметы оказались у должностного лица таможенного органа РФ в результате проведения таможенного контроля, производства таможенного оформления либо ранее проведенных процессуальных действий и, во-вторых, в иных случаях, когда имеется согласие владельца товаров, транспортных средств, документов на них и иных предметов на проведение осмотра.
Осмотр как самостоятельное процессуальное действие проводится в присутствии понятых. В его проведении могут участвовать лицо, привлекаемое к ответственности, специалист, свидетель.
В необходимых случаях при осмотре производятся измерения, применяются фото- и киносъемка, видеозапись, составляются планы, чертежи, схемы, берутся пробы и образцы, изготавливаются слепки и оттиски следов, снимаются копии с документов.
О производстве осмотра как самостоятельного процессуального действия составляется протокол.
Помимо осмотра по делам о нарушении таможенных правил проводится предъявление товаров, транспортных средств, документов на них и иных предметов для опознания (ст. 343 ТК). Опознающими могут быть привлекаемые к ответственности физические и должностные лица, а также руководители, заместители руководителя предприятия, учреждения или организации, лица, занимающиеся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица, и свидетели.
Опознающий предварительно опрашивается об обстоятельствах, при которых он наблюдал опознаваемые предметы, и признаках, по которым он может произвести опознание.
Предъявление для опознания производится в присутствии понятых. Предметы предъявляются в группе однородных предметов. О проведении опознания составляется протокол.
Говоря об опознании как о процессуальном действии, на наш взгляд, нельзя не отметить одного существенного упущения, допущенного в ТК: в ней отсутствует статья, регламентирующая возможность опознания людей. Такое процессуальное действие, как представляется, существенно помогло бы таможенным органам РФ в борьбе с нарушениями таможенных правил. Считать же людей иными предметами, которые упоминаются в ст. 131 ТК, безусловно было бы юридическим нонсенсом.
В соответствии со ст. 344 ТК должностные лица таможенных органов РФ имеют право на основании письменного запроса бесплатно получать необходимую для производства по делу о нарушении таможенных правил или его рассмотрения информацию от государственных органов и лиц, включая информацию для служебного пользования или представляющую коммерческую или иную охраняемую законом тайну.
Должностные лица таможенных органов РФ обязаны использовать такую информацию только для разрешения дела о нарушении таможенных правил, не допускать ее разглашения, использования в личных целях, передачу третьим лицам, а также иным государственным органам (последняя возможна в случаях, прямо предусмотренных законодательными актами РФ).
Как отмечалось выше, при производстве и рассмотрении дел о нарушении таможенных правил может назначаться экспертиза. При необходимости ее проведения должностное лицо таможенного органа РФ, в производстве или на рассмотрении которого находится дело, выносит об этом постановление, в котором указываются основания для назначения экспертизы, фамилия эксперта либо наименование таможенной лаборатории или другого соответствующего учреждения, в которых должна быть проведена экспертиза, вопросы, поставленные перед экспертом, и материалы, представленные в распоряжение эксперта (ст. 346 ТК).
В случае назначения в качестве эксперта конкретного человека предварительно выясняются необходимые сведения о его специальности и компетентности.
Для проведения экспертизы в соответствии со ст. 347 ТК должностные лица таможенных органов РФ на основании специально вынесенного постановления могут получать у привлекаемых к ответственности лиц образцы подписи, почерка, брать пробы и образцы товаров и иных предметов. В необходимых случаях образцы и пробы для проведения экспертизы могут браться и у других лиц.
О взятии проб и образцов составляется протокол, в котором отмечается участие специалистов и присутствие понятых, если они присутствовали при проведении этого процессуального действия.
С постановлением о назначении экспертизы и с заключением эксперта лица, привлекаемые к ответственности, могут знакомиться после окончания производства по делу, а при его рассмотрении это право получают также адвокаты и представители, оказывающие юридическую помощь правонарушителям. Кроме того, указанные лица имеют право ходатайствовать о назначении дополнительной либо повторной экспертизы. Ходатайство рассматривает должностное лицо таможенного органа РФ, в производстве или на рассмотрении которого находится дело о нарушении таможенных правил. При отказе в удовлетворении ходатайства выносится мотивированное постановление либо мотивы отказа излагаются в постановлении о наложении взыскания за нарушение таможенных правил (ст. 348 ТК).
В тех случаях, когда исчерпаны другие меры для установления фактов и обстоятельств, имеющих существенное значение для дела о нарушении таможенных правил, на основании постановления, выносимого начальником таможни, начальником вышестоящего таможенного органа РФ или их заместителями либо руководителями структурных подразделений по борьбе с контрабандой и нарушениями таможенных правил регионального таможенного управления РФ или ГТК либо их заместителями, могут назначаться проведение ревизии, проверки финансово-хозяйственной деятельности лиц, привлекаемых к ответственности за нарушение таможенных правил, а также инвентаризации их товаров и транспортных средств. Данное положение предусмотрено ст. 345 ТК.
Государственный орган, предприятие, учреждение или организация, а также персональный состав ревизоров И специалистов, которым поручено проведение ревизии, проверки, инвентаризации, определяются или утверждаются должностным лицом таможенного органа РФ, назначившим их проведение.

Заключение.
В результате проведенного нами курсового исследования мы можем сделать следующие выводы и заключения. Порядок проведения указанных действий и оформление их результатов определяются законодательством РФ. Их результаты сообщаются проверяемому лицу не позднее чем в пятидневный срок после их завершения.
Строгое и неуклонное выполнение условий проведения процессуальных действий, определенных ТК,— гарантия соблюдения законности и установления истины по делам о нарушении таможенных правил.
Обязательным условием выполнения указанных требований является составление протоколов при производстве отдельных процессуальных действий, а также при доставлении (ст. 330 ТК) и административном задержании лиц (ст. 331 ТК), привлекаемых к ответственности за нарушение таможенных правил. В ТК указано, что эти протоколы составляются по формам, устанавливаемым ГТК. В ст. 349 и 351 ТК установлены требования к протоколам.

В ст. 350 ТК содержится перечень лиц, которым в обязательном порядке должны вручаться копии соответствующих протоколов. Копия протокола о доставлении лица в таможенный орган РФ вручается под расписку этому лицу.
Копия протокола административного задержания вручается под расписку лицу, подвергнутому административному задержанию.
Копия протокола процессуального действия вручается под расписку или высылается физическому лицу, должностному лицу, руководителю или заместителю руководителя либо иным работникам предприятия, учреждения или организации, а также лицу, занимающемуся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица, у которых:
проведено изъятие товаров, транспортных средств, документов и иных предметов;
наложен арест на товары, транспортные средства и иное имущество;
проведено таможенное обследование территории, помещений или принадлежащих им транспортных средств.
В соответствии со ст. 356 ТК по окончании производства по делу о нарушении таможенных правил должностное лицо таможенного органа РФ, у которого оно находилось в производстве, передает материалы дела начальнику этого органа или его заместителю, а должностное лицо ГТК — уполномоченному должностному лицу этого комитета. При этом должны быть соблюдены процессуальные сроки.
Дело в отношении физического лица или должностного лица должно быть передано не позднее чем за пятнадцать дней до истечения срока наложения взыскания и не позднее месяца — в отношении предприятия, учреждения или организации, а также лица, занимающегося предпринимательской деятельностью без образования юридического лица.

Библиография:


Нормативные акты.

1. Конституция РФ от 12 декабря 1993 г.
2. Таможенный Кодекс РФ от 18 июля 1993 г.\\ Ведомости Съезда народных депутатов РФ и Верховного Совета РФ. 1993. № 31. Ст. 1224.
3. Закон РФ “ О валютном регулировании и валютном контроле” от 9 октября 1992 г. \\ Ведомости Съезда народных депутатов и Верховного Совета РФ.1992 г. №49. 4. Закон РФ от 21 мая 1993 г. "О таможенного тарифе" // Ведомости съезда народных депутатов РФ и Верховного Совета РФ, 1993, № 23.Ст.821.
5. Закон РФ “О государственной границе Российской Федерации” от 1 апреля 1993 г.\\ Ведомости Съезда народных депутатов РФ и Верховного Совета РФ.№ 17.Ст. 594.
6. Женевская конвенция 1958 года “ О территориальном мире и прилежащей зоне.
7. Конвенция “О создании Совета Таможенного сотрудничества” .\\ Ведомости Съезда народных депутатов РФ и Верховного Совета РФ.1991 г.№ 38.Ст. 1096.
8. Указ Президента РФ от 18 июля 1992 г. "О неотложных мерах по организации таможенного контроля в Российской Федерации" // Ведомости съезда народных депутатов РФ и верховного Совета РФ, 1992, № 4.
9. Положение о Государственном таможенном Комитете Российской Федерации // утверждено Указом Президента РФ от 25 октября 1994г.\\Собрание законодательства РФ, 1994, № 27.Ст. 2855.
10. Положение “ О представителях Государственного таможенного комитета РФ в зарубежных странах”. утверждено Правительством РФ 4 декабря 1995 г.== Собрание законодательства РФ. 1995г. № 50. Ст. 4992.

Литература.

1. Берков Е.А., Галанжин Е.Ф. Учебное пособие в помощь слушателям, изучающим таможенное дело. ,М., 1988.
5. Козырин А.Н. Таможенное право России. Общая часть. М., 1995.
6. Круглев А.С. Задачи таможенников России // Внешняя торговля. 1992, № 4/5.
7. Круглов А.С. Российская таможенная служба: итоги работы и перспективы // Таможенные Ведомости. 1993, № 1.
8. Лисов А. Таможенное регулирование внешней торговли в условиях перехода к рынку // Внешняя торговля. 1993, № 1.
9. Таможенная служба в Российской Федерации // Авторы и составители документов Габричидзе Б.Н., Зобов .Е. М., 1993.
10. Габричидзе Б.Н. Вступительная статья к сборнику “ Таможенное законодательство”., БЕК, М., 1994.
11. Круглов А.С. Таможня сегодня\\ Закон. 1993., № 11.
12. Алехин А.П., Кармолицкий А.А., Козлов Ю.М. Административное право РФ., М., 1996.
Драганов В.Г. Что нового в кодексе?\\ Закон. 1993. № 12.
Сандровский К.К. Таможенное право. Киев. 1974 г.

<< Предыдущая

стр. 2
(из 2 стр.)

ОГЛАВЛЕНИЕ