ОГЛАВЛЕНИЕ

Глава 5
Деятельность следователя по предупреждению преступлений
§1. Выявление причин и условий, способствующих совершению преступлений
В •соответствии со ст. 177 УПК. РФ, установив при производстве по делу обстоятельства, способствовавшие совершению преступления, следователь вправе внести в соответствующие организации, предприятия, учреждения или должностному лицу представление о принятии мер по устранению этих обстоятельств или других нарушений закона.
Представление подлежит рассмотрению с обязательным уведомлением следователя о принятых мерах в месячный срок.
Выявление по уголовному дело обстоятельств (причин и условий), способствующих совершению преступления, — процессуальное полномочие следователя.
Выявить причины и условия, способствовавшие совершению конкретного преступления, невозможно, не установив мотивы и поводы, толкнувшие лицо на это, не уяснив обстоятельств, в силу которых стало возможным совершение преступления в конкретном месте, именно таким способом и в установленное время.
В общем случае по уголовному делу следует обязательно установить следующие три группы фактических данных (обстоятельств):
условия формирования личности обвиняемого, под непосредственным воздействием которых возникли его антиобщественные взгляды;
мотивы и поводы к реализации деяния, под воздействием которых общая установка на совершение антиобщественных действий трансформировалась в конкретное преступное намерение, умысел на его исполнение;
объективные условия, способствовавшие реализации преступных намерений и достижению соответствующих результатов.
Как бы то ни было, «внешняя обстановка» сама по себе не способна привести к совершению преступления при отсутствии антиобщественной установки личности. Вместе с тем в условиях рынка значительный комплекс «внешних обстоятельств» объек-
тивно способствует формированию подобной установки.
Следователю целесообразно начать указанную работу с изучения и анализа прошлого обвиняемого: воспитание, условия быта, учеба, трудовая деятельность, круг общения, привычки, внешние проявления. Это позволит выявить как отрицательные, так и положительные стороны личности обвиняемого, подсказать возможности, а также пути и методы его перевоспитания, а следовательно — выбрать и оптимальную меру наказания.
Любое лицо подвержено комплексу факторов внешнего воздействия среды, как препятствующих созреванию умысла, ослабляющих действие антиобщественной установки, так и иных — воздействующих в противоположном направлении, выступающих мотивом совершения преступления. Даже ярко выраженная антиобщественная установка далеко не всегда приводит к совершению лицом преступления.
Задача следователя: из множестве факторов, влияющих на обвиняемого до и во время совершения деяния, выделить именно те из них, которые явились непосредственным поводом к преступлению.
Поводы (побуждения) совершения преступлений достаточно специфичны, как в отношении отдельных категорий обвиняемых, так и преступлений различной направленности. Ими, в частности, могут быть легкость, простота достижения преступного результата, возможность скрыться либо скрыть следы преступления; неправомерное поведение потерпевшего; подражание подростками взрослым.
Преступления корыстной направленности, как правило, детально, тщательно готовятся заранее (при этом нет, как правило, непосредственных поводов). Недостатки в хозяйственной деятельности предприятий и различного рода коммерческих структур облегчают совершение преступлений, но сами
ГЛАВА 5- Деятельность следователя по предупреждению преступлений
по себе их не порождают. Так, одним из условий, способствующих совершению преступлений против общественной безопасности, нередко является ненадежная служба органов внутренних дел.
В любом случае шаблонный подход к определению условий, способствующих совершению преступлений, должен быть исключен. Любое преступное деяние, каждый преступник строго индивидуальны.
Процессуальные способы установления и фиксации указанных причин и условий — те же, что и при установлении иных обстоятельств дела: допросы, осмотры, обыски, выемки, следственный эксперимент, опознание, экспертиза и др.
Вместе с тем, необходимым условием успешной работы в этом направлении является ее планирование с самого начала расследования. Намечается, в частности, круг лиц (свидетелей, очевидцев и т.п.), хорошо знающих обстановку вокруг происшествия: члены семьи обвиняемого, родственники, товарищи по работе, соседи, педагоги, работники жилищных органов. Круг их определяется в зависимости от характера и вида пре-
ступления. Ценным источником информации являются сами потерпевшие.
При расследовании хищений, преступлений в банковской сфере источником информации о причинах и условиях, способствовавших совершению преступлений, могут быть данные экспертизы.
Следственный эксперимент, обыск, выемка также несут информацию по данному вопросу.
Документы, в том числе личные (обвиняемого), переписка, компьютерные дискеты, характеристики, акты ревизий и другие материалы, как правило, служат важным источником для установления фактических данных, характеризующих обстоятельства, способствовавшие совершению преступления.
В протоколах производства соответствующих следственных действий данные об этих «причинах и условиях» должны найти отражение. Свои выводы, исходя из оценки доказательств, следователь излагает в обвинительном заключении.
В любом случае следует пытаться выявить основные, а не косвенные причины преступления.
§2. Меры по устранению причини условий, способствующих совершению преступлений
Меры по устранению причин и условий, способствующих совершению преступлений, должны строго соответствовать закону, быть реально исполнимыми, экономически и юридически оправданными.
Если в процессе следствия выяснится, что Конституции или законам РФ не соответствует какой-либо отраслевой или иной локальный нормативный акт, необходимо через прокурора принять меры к его отмене. Этого же необходимо добиваться и в отношении ведомственных инструкций, облегчающих или способствующих совершению преступлений.
Какие бы меры ни были приняты, при этом не должны ущемляться законные права и интересы граждан и их объединений.
Перечислим конкретные разновидности мер по устранению причин и условий, способствующих совершению преступлений:
привлечение к уголовной ответственности лиц, допускающих неправомерные действия, халатность, создающих ненормальные условия в работе, что привело к расследуемому преступлению; -
непосредственное устранение в ходе расследования и проведения отдельных следственных действий обстоятельств и факторов, способствовавших совершению преступления;
внесение представлений об устранении соответствующих причин и условий и контроль за их реализацией;
профилактическая работа в трудовых коллективах, а также с руководством предприятий, организаций, учреждений (совещания, беседы, собрания, предостережения, лекции, выступления в печати, по радио и телевидению).
Приведем ряд примеров, иллюстрирующих эту деятельность следователя.
Если в ходе расследования он столкнулся с фактами нарушения должностными лицами действующих инструкций (по технике безопасности, производству банковских операций, техническому обслуживанию очистных сооружений), непосредственно «на месте» целесообразно принять меры к недопущению этого впредь (оптимальный вариант — путем немедленной подачи руководству, в
§ 2. Меры по устранению причин и условий, способствующих совершению преступлений
вышестоящую или контролирующую организацию соответствующей служебной записки).
Обнаруженные в ходе обысков и иных следственных действий предметы, орудия и иные объекты, запрещенные к обращению, подлежат изъятию независимо от их отно-: шения к делу.
Если в ходе производства очной ставки следователь установил, что явно незаконное распоряжение отдал руководитель, проходящий по делу как свидетель, то в прямой зависимости от характера нарушений и их последствий может возникнуть вопрос о привлечении руководителя к уголовной ответственности для недопущения впредь злоупотреблений и халатности.
Представление следователя может быть достаточно эффективным, если в ходе следствия будут приняты конкретные меры для полного выявления всех обстоятельств, способствовавших преступлению; собраны данные, характеризующие личность обвиняемого.
Меры «по устранению причин и условий» должны применяться в комплексе (разумном сочетании). Так, внесение представления отнюдь не исключает принятие иных мер профилактического характера.
Особо следует отметить, что все указанные выше меры должны приниматься не только по делам, направленным в суд, но и по прекращенным либо приостановленным производством делам.
Вносимые следователем представления по форме и содержанию должны отвечать конкретным требованиям.
В представлении излагается сущность дела, указываются лица, привлеченные к уголовной ответственности, отражается роль каждого обвиняемого; перечисляются основные доказательства и дается конкретная характеристика причин преступления. В заключение даются рекомендации о методах устранения этих причин и условий.
Шаблонные слова и формулировки (например, «недостатки воспитательной работы», «необеспечение сохранности материальных ценностей») — недопустимы. Если следователь не в состоянии сформулировать «конкретные меры» в силу недостаточности у него технических, экономических знаний, то ему следует предложить создать комиссию по их разработке.
В представлении целесообразно назвать должностных лиц, подлежащих привлечению к дисциплинарной и иным видам ответст-
венности; указать на недостатки в правовой, ревизионной работе. В отдельных случаях можно рекомендовать обсудить тот или иной вопрос с участием конкретных специалистов. Предложенные к реализации меры не должны сковывать инициативу коллективов самих предприятий, организаций и учреждений, но вместе с тем должны полностью обеспечить устранение причин и условий, способствующих совершению преступлений.
Адресата представления следует определять предельно точно и продуманно, с указанием конкретного лица, способного реализовать предложенные к исполнению меры.
Адресовать представления возможно в общественные организации, коммерческие структуры, в органы законодательной, исполнительной власти, религиозные объединений, правоохранительные органы.
Представление во всех случаях подписывает следователь. Представления, основанием для вынесения которых послужили материалы общенадзорной практики прокуратуры либо данные обобщений этой практики, подписывает прокурор, руководитель регионального органа внутренних дел либо следственного подразделения.
Вносить представления допустимо кпк после, так и до окончания следствия. В целом ряде случаев (например, возможность совершения преступления с тяжкими последствиями) необходимо немедленно составлять представление, чтобы в кратчайшее время добиться нужных результатов.
Копия представления во всех случаях приобщается к уголовному делу либо к наблюдательному производству. В прилагаемой к обвинительному заключению справке указываются основные реквизиты представления.
При непоступлении ответа о принятых мерах от адресата представления необходимо направить ему напоминание либо обратиться в вышестоящий орган, и во что бы то ни стало добиться положительного результата.
Нельзя забывать, что само проведение расследования по делу является одной из мер по устранению причин и условий, способствующих совершению преступлений: помимо особого воспитательного (профилактического) воздействия, оно оказывает и определенное нейтрализующее влияние на потенциальных правонарушителей. Важно, чтобы следователь использовал эти возможности на всех стадиях производства предварительного расследования.
ГЛАВА 5. Деятельность следователя по предупреждению преступу
§ 3. Деятельность по предупреждению преступлений
Работа следователя .по предупреждению преступлений в регионе слагается из ряда мероприятий:
обобщение материалов о причинах и условиях, способствовавших совершению преступлений, и реализация на этой основе предупредительных мер;
принятие конкретных мер к предотвращению готовящихся и замышляемых преступлений;
контроль исполнения предложенных к реализации мер предупреждения преступлений.
При закреплении за следователем определенной территории (образовании следственных участков) к следователю непосредственно обращаются граждане, должностные и иные лица, в частности, с сообщениями о готовящихся преступлениях. Данная информация, как правило, передается в органы внутренних дел. Однако, медлить с принятием предупредительных мер нельзя, следователь сам обязан сделать все необходимое для предотвращения преступления.
Предотвратить намеченное к совершению преступление можно двумя способами: заставить (убедить) лицо отказаться от своих намерений либо сделать невозможным его совершение. Вызов лиц, замышляющих преступление, агентурная работа, проведение бесед в коллективах и с отдельными их членами, предостережение потенциальным правонарушителям, уведомление органов милиции, соответствующих учреждений о необходимости усилить охрану — все это способно предотвратить преступления.
На основе обобщения материалов и опыта реализации профилактических мер на целом ряде объектов могут быть предприняты акции, позволяющие устранить те или иные отрицательные явления. Такой анализ позволяет также следователю обнаружить просчеты в своей работе, исключить из практики неверные методы.
Обобщение материалов предупредительной работы следователя необходимо проводить одновременно (совместно) с обобщением следственной практики, статистических данных о состоянии и динамике преступности в регионе.
Цель подобного обобщения — как р< ние общих, так и частных задач: устано ние наиболее типичных условий, спосо вующих совершению различных престу ний в регионе; анализ криминогенной с ации на отдельных хозяйственных и др объектах, а также эффективности ранее i веденных мероприятий.
Нельзя проводить обобщение лиш1 материалам следственной практики. По мо уголовных дел, исходными данными ляются: статотчетность, материалы прове исполнения законов, публикации СМИ, лицейские сводки и другая информация
Обобщение позволяет выявить наиб< криминогенные объекты и микрорайон также отдельные категории граждан, на к( рые следует обратить особое внимание. О зультатах обобщений необходимо инфор] ровать соответствующего прокурора, а че него — администрацию региона. Выводы об щений следователь должен учитывать в да нейшем, при расследовании уголовных де
Не исключается целесообразность каждое направляемое представление зав ти контрольные карточки учета, в котор указываются: данные уголовного дела, которому внесено представление; коордш ты адресата представления; дата его вне( ния и краткое содержание. По выполнен предложений следователя карточка chhn ется с контроля и помещается в наблюл тельное производство.
При проведении этой работы не искл чены выезды следователя к «адресату» и с накомление на месте с реализацией предл жении представления.
Если они не исполняются, следовате. должен при содействии прокурора и выш стоящей организации «адресата» добиты проведения в жизнь мер по предупреждени преступлений.
Соответствующую контрольную рабо' следователя целесообразно проводить пост( янно. Результаты профилактики как в отн< шении отдельных предприятий, так и mhi рорайонов полезно сопоставлять, — это да возможность наглядно оценить деятельное того или иного руководителя по борьбе преступностью.

§ 5. Особенности предупреждения преступлений несовершеннолетних
§4. Работа следователя с населением
Население привлекается следователем в следующих целях:
обнаружения и пресечения преступлений; розыска и задержания преступников; выявления фактов, характеризующих обвиняемого; установления потерпевших, и свидетелей; розыска похищенного имущества, орудий преступления, вещественных и иных доказательств; содействия в проведении следственных действий; устранения причин и условий, способствовавших совершению преступления.
Работа с населением может носить как единовременный, так и перманентный характер.
Средства (способы) привлечения населения к активному сотрудничеству: обращения к населению (учащимся, пенсионерам, трудящимся) на собраниях по месту жительства либо работы или учебы; обращения к объединениям граждан, в т.ч. частным сыскным агентствам и членам ДНД; обращение по радио, телевидению, через печать; агентурная работа.
Во всех случаях важно правильно выбрать момент контакта следователя с населением, с тем, чтобы не нарушить тактический план расследования и не разгласить преждевременно данные следствия.
Следует иметь в виду, что в любом случае ^представителям населения нельзя поручать ^проведение самостоятельных следственных
действий и действий, входящих в исключительную компетенцию работников милиции, выполнение действий, сопряженных с опасностью для жизни и здоровья.
Средства массовой информации, а также листовки используются, как правило, в тех случаях, когда сообщение носит срочный характер и необходимо дать соответствующую информацию подавляющей части населения (возможности телевидения позволяют сочетать устную информацию с передачей изображения).
Такого рода сообщения должны содержать минимум исходных данных, необходимых для ответа на поставленные вопросы. Сообщение не должно раскрывать состояния, целей, задач, собранных данных, стратегии, тактики и других определяющих преступника сведений следствия, создавать представление о беспомощности следователя, носить сенсационный характер, содержать сведения интимного характера.
Следует иметь в виду, что в соответствии с Федеральным законом РФ «Об оперативно-розыскной деятельности» (Собрание законодательства РФ, 1995. № 33 ст. 3349) предусмотрена возможность заключения контрактов с отдельными гражданами о содействии органам, осуществляющим такого рода деятельность.
§ 5. Особенности предупреждения преступлений несовершеннолетних
Особенности эти определяются включением в Раздел V Общей части УК РФ Главы 14 «Особенности уголовной ответственности и наказания несовершеннолетних» Речь идет, в ' частности, о широком применении к несовершеннолетним принудительных мер воспита-. тельного характера и особых условиях освобождения их от наказания (ст. ст. 90—92 УК РФ). Помимо общих оснований при назначении наказаний несовершеннолетнему учиты-.ваются условия его жизни и воспитания, уровень психического развития, иные особенности личности, а также влияние на него
-старших по возрасту лиц. ' Согласно ч. 2 ст. 90 УК РФ могут быть ''назначены следующие принудительные меры ^воспитательного воздействия: предупреждение, передача под надзор родителей или лиц
•их заменяющих, либо специализированного
государственного органа; возложение обязанности загладить причиненный вред; ограничение досуга и установление особых требований к поведению несовершеннолетнего. Указанные меры средствами уголовного воздействия не являются. В процессе проведения следственных действий по делу с участием несовершеннолетнего в поле зрения следователя должен находиться комплекс конкретных обстоятельств, характеризующих не только личность обвиняемого, но и все, что связано с условиями его жизни, учебы, досуга, взаимоотношений с окружающими лицами.
В случае необходимости ставится вопрос о привлечении к ответственности либо ограничении дееспособности его родителей, опекунов, попечителей.
Соответствующие представления должны содержать все данные, подлежащие установ-
102
ГЛАВА 5. Деятельность следователя по предупрехедению преступлений
лению в соответствии с УПК. Оценки недостатков в воспитательной и другой работе не должны носить общий характер. В то же время никакие просчеты взрослых не должны снимать ответственности с самих несовершеннолетних за их действия.
В некоторых случаях полезно доводить до сознания подростка то обстоятельство, что лишь факт несовершеннолетия позволил освободить его от ответственности, либо — смягчить наказание.
Не следует ограничиваться профилактической работой по отдельным делам. Целесообразно ежегодно обобщать материалы по делам о несовершеннолетних, выявлять наиболее типичные правонарушения и способы их совершения. Соответствующую информацию целесообразно доводить до сведения администрации регионов, а также информировать о криминогенной ситуации население через средства массовой информации.



ОГЛАВЛЕНИЕ