стр. 1
(из 4 стр.)

ОГЛАВЛЕНИЕ

Следующая >>

Глава 41 Расследование дорожно-транспортных происшествий
§1. Основные проблемы расследования ДТП
В России и за рубежом существует неоспоримая правовая концепция о том, что причины и проблемы ДТП в наиболее упрощенном виде вытекают из элементов системы «человек — автомобиль — дорога». Именно эти элементы приводят «систему» в движение и являются решающими. Однако, анализируя механизм ДТП, мы увидим более расширенный вид «системы»: «водитель — автомобиль — дорога — пешеход». Сочетание этих элементов в различной последовательности образует скоротечную динамику. ДТП.
По смыслу Правил учета дорожно-транспортных происшествий (далее — Правила учета) (утв. постановлением Правительства РФ от 29 июня 1995 г. №642), термин «дорожно-транспортное происшествие» (ДТП) означает «событие, возникшее в процессе движения по дороге транспортного средства и с его участием, при котором погибли или ранены люди, повреждены транспортные средства, груз, сооружения».
Однако следователю (дознавателю) необходимо учитывать, что не всякое «дорожно-транспортное происшествие» является «дорожно-транспортным преступлением», а лишь только то, которое содержит в себе все признаки состава преступления, предусмотренного соответствующими статьями УК РФ.
Причины ДТП подразделяются на субъективные и объективные. К субъективным факторам ДТП относят: нарушение правил дорожного движения (ПДД); нарушение правил безопасности движения и эксплуатации транспортных средств, включая оставление места' ДТП виновным участником дорожного движения: водителем, пешеходом, пассажиром, а равно иным участником дорожного движения.
Объективными причинами считают: недостатки в планировании улиц и автодорог, освещенности проезжей части в темное время суток, состояние дорожного покрытия, самых
различных средств регулирования, в том числе и дорожных знаков, тормозных, маневренных и других частей автотранспортных средств.
Выявление факторов и условий, их систематизация и обобщение, анализ, определение степени влияния ца механизм ДТП имеют большое значение. И при этом особенно важно, чтобы их взаимосвязь с происшествием была реальной, не мнимой.
Следователю (дознавателю), конечно, важно знать в основном те причины ДТП, которые способствовали его криминальному исходу, повлекшему наступление вредных последствий, за что предусмотрено уголовное наказание.
Если самодорожно-транспортное происшествие рассматривать как сложносоставное явление, то в целом условия и причины ДТП принято связывать с действиями водителей и других участников движения, а также состоянием транспортных средств и дорожными условиями.
Карточка учета дорожно-транспортного происшествия среди причин называет показатели, характеризующие состояние транспортного средства, состояние дороги, наличие средств регулирования дорожного движения и другие условия, в которых протекало движение, а также перечень нарушений Правил дорожного движения. Всего действующая карточка учета ДТП включает 76 таких показателей.
Наиболее распространенные формализованные причины ДТП относятся к действиям водителей транспортных средств. Среди них: превышение скорости в опасных условиях, выезд на полосу встречного движения, несоблюдение дистанции, управление транспортом в состоянии опьянения и другие.
Среди причин, связанных с поведением водителей, подлежат учету и такие, как физический недостаток водителя, сон за рулем, переутомление, недостаточная опытность водителя и некоторые другие. Всего в кар-
§ 1. Основные проблемы расследования ДТП
точке перечисляются 25 подобных причин.
Весьма своеобразно значение формализованных причин и факторов, имеющих отношение к характеристике транспортных средств и дорог.
Среди причин, относящихся к состоянию транспортных средств, — неисправные тормоза и рулевое управление, неисправные или неотрегулированные фары и иные световые приборы, измененный протектор шин и др. Эти причины проявляют себя в 3% дорожно-транспортных происшествий.
Что касается причин и факторов, связанных с дорогой (дорожные условия и оборудование дорог), то они согласно статистике (хотя фактически значительно чаще) оказывают влияние на 8% происшествий и весьма различны как по степени конкретизации, так и по своему возможному происхождению.
Самой же главной субъективной причиной почти всех ДТП является нарушение Правил дорожного движения (ПДД). Следователю (дознавателю) крайне важно знать, что само понятие «дорожное движение» в автотранспортном праве трактуется весьма широко. Под дорожным движением понимают сложную социально-техническую систему, включающую в себя пешеходов, водителей, пассажиров и различные транспортные средства, движение которых подчиняется определенным правилам.
Указанное определение может иметь существенное значение и на практике. Например, водители, перевозящие опасные, взрывоопасные или негабаритные грузы, должны помимо ПДД соблюдать и другие соответствующие правила, инструкции и положения, устанавливающие дополнительные требования безопасности, исходя из особенностей их транспортировки: минимальная дистанция между движущимися автомобилями, максимальная скорость движения, расположение на проезжей части и т.п. Однако все вышеозначенные документы не должны противоречить ПДД. Кроме того, и само содержание термина «дорожное движение» шире его понятий-ности: движение может происходить не только по «дорогам», но и в других местах: в поле, во дворе, на стройплощадке, автостоянке, на закрытой производственной территории, железнодорожных переездах и т.п.
ДТП, характеризующееся, как правило, скоротечностью происшествия, чаще всего вызываются комплексом субъективных и объективных факторов, причинная взаимо-
связь которых, как уже нами указывалось, бывает довольно сложной, что вызывает определенные затруднения у следствия в установлении состава, предусмотренного ст. 264, 266 и 268 УК РФ.
Прежде всего следует знать классификацию ДТП, подразделяющуюся не на 7, как ранее, а на 9 видов.
Столкновение — происшествие, при котором движущиеся транспортные средства столкнулись между собой или с подвижным составом железных дорог. К этому виду относятся столкновения с внезапно остановившимся транспортным средством (перед светофором, при заторе движения или из-за технической неисправности) и столкновения подвижного состава железных дорог с остановившимся (оставленным на путях) транспортным средством.
Опрокидывание — происшествие, при котором движущееся транспортное средство опрокинулось. К этому виду не относятся опрокидывания, обусловленные другим происшествием.
Наезд на стоящее транспортное средство — происшествие, при котором движущееся транспортное средство наехало на стоящее транспортное средство, а также прицеп или полуприцеп (наезд на внезапно остановившееся транспортное средство относится к столкновению).
Наезд на препятствие — происшествие, при котором транспортное средство наехало или ударилось о неподвижный предмет (опора моста, столб, дерево, мачта, строительные материалы,, ограждение и т.д.).
Наезд на пешехода — происшествие, при котором транспортное средство наехало на человека или он сам натолкнулся на движущееся транспортное средство. К этому виду относятся также происшествия, при которых пешеходы пострадали от перевозимого транспортным средством груза или предмета (доски, бревна, кирпичи и т.д.).
Наезд на велосипедиста — происшествие, при котором транспортное средство наехало на велосипедиста или он сам натолкнулся на движущееся транспортное средство.
Наезд нагужевойтраиспорт— происшествие, при котором транспортное средство наехало на упряжных животных, а также на повозки, транспортируемые этими животными, либо сами упряжные животные или повозки, транспортируемые этими животными, ударились о движущееся транспортное средство.
ГЛАВА 41. Расследование дорожно-транспортных происшествий
Наезд на животных ˜ происшествие, при котором транспортное средство наехало на птиц, диких или домашних животных (включая вьючных и верховых) либо сами эти животные или птицы ударились о движущееся транспортное средство, в результате чего пострадали люди или причинен материальный ущерб.
Прочие происшествия — происшествия, не относящиеся к вышеперечисленным видам. К этой разновидности происшествий относятся: сход трамвая с рельсов (не вызвавший столкновения или опрокидывания); падение перевозимого груза и отброшенного колесом транспортного средства предмета на человека, животное или другое транспортное средство; наезд на лиц, не являющихся участниками движения; наезд на внезапно появившееся препятствие (упавший груз, отделившееся колесо); падение пассажиров с движущегося транспортного средства или в салоне движущегося транспортного средства в результате резкого изменения скорости или траектории движения и др.
Порядок учета и регистрации дорожно-транспортиых происшествий определяется также Правилами учета. В них предусмотрено, что к числу погибших относятся люди, не только умершие на месте происшествия, но и скончавшиеся от полученных травм в течение 7 суток с момента дорожно-транспортного происшествия. К раненым относят каждого пострадавшего в происшествии, который был госпитализирован или которому назначено амбулаторное лечение.
В государственную статистическую отчетность, осуществляемую МВД РФ, включаются все дорожно-транспортные происшествия, при которых были зарегистрированы погибшие или раненые. Остальные регистрируются и анализируются на региональном уровне, а также отдельными министерствами и ведомствами.
Следует, однако, иметь в виду, что как сами Правила дорожного движения (ПДЦ), так и Порядок учета и регистрации ДТП, включая Правила учета, имеют тенденцию к изменениям и дополнениям, а поэтому при их применении нужно иметь абсолютную уверенность в их точной редакции то есть достоверности.
Юридическая литература и практика к наиболее распространенным субъективным причинам ДТП относит:
превышение установленной скорости движения;
несоблюдение безопасной дистанции движения транспортных средств, то есть такой дистанции, которая позволяла бы, даже при резкой остановке идущей машины избежать столкновения, а также необходимый боковой интервал, обеспечивающий безопасность движения (п. 9.10 ПДД).
Неписаные правила здесь таковы: если скорость движения транспортных средств, движущихся в попутном направлении, равна 60 км/ч, то «безопасный» интервал составляет 33 м, то есть не меньше половины значения скорости (в км/ч). Однако при плотном интенсивном движении в смешанном транспортном потоке и неудовлетворительных условиях движения (дождь, гололед, снег) вышеуказанный интервал, на наш взгляд, должен равняяься по величине как минимум самой скорости движения: 25 км/ч — 25 м; 60 км/ч —60 м и т.д. В больших городах водители обычно пренебрегают правилом о соблюдении безопасной дистанции, что приводит к ДТП;
нарушение правил обгона в зоне ограниченной видимости, особенно на подъемах, спусках, в том числе на нерегулируемых перекрестках (примыкание второстепенной дороги (дорог) к главной), когда у водителя, движущегося по второстепенной дороге, при перепаде (уклоне) дороги отсутствует достаточная зона видимости и он не имеет возможности «обозревать» обгоняемый автомобиль; выезд на полосу встречного движения; управление автотранспортным средством в нетрезвом состоянии; несоблюдение очередности проезда; нарушение правил перестроения, поворота или разворота;
другие нестандартные причины (резкое торможение, неподача световых указателей маневра ( перестроения, поворота, разворота), игнорирование запрещающих знаков и т.д.
Задачи расследования
Расследуя ДТП, необходимо помнить о сложности всякого дорожно-транспортного происшествия. Несмотря на кажущуюся простоту (столкновение, опрокидывание, наезд и т.д.), каждое ДТП является сугубо индивидуальным автопроисшествием как по характеру, так и по совокупности фактических обстоятельств, комплексу причин, вызвавших его, а также непосредственной причинной связи между действием (бездействием) и наступившим отрицательным последствием.
§ 2. Осмотр места происшествия
Знание любого фактора (субъективного, объективного), а также механизма ДТП при их расследовании может иметь предопределяющее значение. Например, явное и существенное превышение скорости движения водителем может свидетельствовать:
а) об умышленном и (или) грубом превышении водителем скорости движения, ограниченной дорожными знаками (игнорирование соответствующих знаков);
6) неумышленное превышение скорости (не заметил знак);
в) о нахождении водителя в нетрезвом состоянии.
ДТП может быть обусловлено и только одними объективными факторами: внезапным выходом из строя рулевого управления, неожиданно выбежал на дорогу пешеход в нетрезвом состоянии и т.п.
Иначе говоря, следователь должен дать правильную юридическую квалификацию самому факту ДТП, с учетом совокупности причин и условий, факторов, способствовавших наступлению вредных последствий, последовательности их возникновения, техническому состоянию транспортного средства, действиям водителя (водителей), потерпевшего и т.п.
§ 2. Осмотр места происшествия и другие первоначальные действия следователя. Возбуждение уголовного дела
Уголовное дело по признакам ст. 264 УК РФ, а равно ст. 266 УК РФ и ст. 268 УК РФ, подлежит возбуждать по самому факту ДТП с учетом последствий, предусмотренных диспозициями указанных статей, и (или) наличия других признаков преступлений.
Осмотр места происшествия
Основные исходные данные для расследования ДТП можно получить только в результате своевременного и тщательного проведения осмотра места происшествия. Проведение остальных первоначальных следственных действий: осмотр машин) находящихся вне места происшествия, допрос очевидцев, пострадавших и водителя, организация розыска и задержания скрывшегося с места происшествия водителя, назначение экспертиз, очные ставки и т.д. — осуществляется уже после осмотра места происшествия.
Следователь обязан незамедлительно прибыть на место происшествия. Без ознакомления с обстоятельствами дела на месте и самого подробного осмотра места происшествия невозможно составить себе ясного представления о характере происшествия и о необходимости возбуждения уголовного дела, нельзя наметить правильный план его расследования.
Необходимость скорейшего выезда следователя на место происшествия обусловливается еще и тем, что на улице или дороге трудно сохранить длительное время в неизменном виде место происшествия. Улицу (дорогу) необходимо быстро «очистить» от
трупов людей и животных, от обломков разбитого транспорта, чтобы они не мешали нормальному движению. Это особенно важно на тех улицах (дорогах), где происходит интенсивное движение автотранспорта.
Нельзя оставлять на дороге автомашину, если в результате наезда или аварии она заняла проезжую часть, когда в данном месте нет возможности организовать объезд места происшествия для машин, курсирующих в ту или другую сторону. Движущиеся по дороге машины могут повредить важные для расследования следы, которые восстановить уже никогда не удастся. Наконец, следы на улице (дороге) особенно подвержены изменениям и порче под влиянием атмосферных явлений (дождь, снег, ветер). Вот почему совершенно недопустимо, чтобы следователь откладывал свое прибытие на место автотранспортного происшествия.
К выезду на место происшествия следователь должен быстро, но тщательно подготовиться.
К участию в осмотре целесообразно привлечь специалистов: автотехника, криминалиста, судебного медика. Организацию движения на месте ДТП, его охрану необходимо поручить сотрудникам ГАИ. Весьма желательно присутствие водителей, причастных к дорожно-транспортному происшествию.
Прибыв на место происшествия, следователь должен:
1) с помощью сотрудников ГАИ обеспечить безопасность проведения осмотра, ибо
628
ГЛАВА 41. Расследование дорожно-транспортных происшествий
он осуществляется на проезжей части, где, как правило, невозможно полностью закрыть движение;
2) выяснить, не подвергалась ли изменению обстановка места происшествия;
3) обеспечить оказание помощи пострадавшим, вплоть до вызова скорой помощи или транспортировки пострадавших в ближайшее лечебное учреждение;
4) зафиксировать обстановку автопроисшествия, составив схему ДТП с участием понятых и водителя (водителей).
К подбору понятых следователь должен подходить с особой осторожностью. Надо предварительно убедиться в том, что понятые не являются лицами, заинтересованными в исходе дела. Понятых следует выбирать из лиц, имеющих водительские удостоверения, разбирающихся в обстановке дорожно-транспорткого происшествия и способных дать подробные показания о виденном при осмотре места ДТП, в том числе и о вещественных доказательствах. Следует учитывать, что понятые могут быть допрошены в суде в качестве свидетелей.
Итак, прежде чем удалить с проезжей. части транспортные средства и другие объекты, мешающие восстановлению нормального движения, надо зафиксировать взаимное положение машин, следов и иных вещественных доказательств путем фотографирования, замеров и т.д. Фотографирование целесообразно производить с возвышенного места, например, с крыши грузовой машины. В случае если весь нужный участок дороги не умещается в один кадр, то последовательно фотографируются отрезки места ДТП, причем таким образом, чтобы на каждой паре снимков имелись перекрывающие друг друга участки, что дает возможность в последующем сложить отдельные кадры в панорамный снимок.
Начинать же осмотр места происшествия следует все-таки не с осмотра трупов и не с потерпевшей аварию техники, а с того участка дороги (улицы), на котором могли сохраниться следы происшествия, требующие быстрой фиксации во избежание их порчи.
Надо «привязать» место ДТП на схеме к определенному недвижимому объекту. Замеры производят от правого тротуара или обочины по ходу движения транспорта. Положение колес, точки начала и окончания следов торможения, волочения и т.п. следует очертить на асфальте мелом. Их тоже надо
замерить. Причем по длине проезжей части исходными точками могут быть обозначения пешеходной дорожки, линия «стоп», перпендикуляр, угол дома, километровый, телеграфный столб и иные ориентиры. Дорожную обстановку, положение объектов и их координаты также фиксируют на схеме ДТП.
Приступая непосредственно к осмотру, необходимо стремиться к тому, чтобы:
как можно быстрее восстановить нормальную работу транспорта;
осмотреть прежде всего менее устойчивые следы, к которым относятся:
а) следы, указывающие на точку наезда или место столкновения машин; б) следы ырови;
в) следы вещества, которым был загружен транспорт;
г) следы масла автомашины. Сюда же относятся следы в виде осколков фар, частей одежды и обуви пострадавшего.
Затем следователь переходит к осмотру следов протектора, торможения, повреждений на машинах и т.д.
Осмотр следов торможения
При работе со следами торможения надо иметь в виду, что начало фактического торможения не совпадает с началом видимого следа (машина уже замедляет движение, а рисунок протектора еще не отражает этого процесса на дороге). Длину тормозного пути замеряют от начального видимого отпечатка протектора (а при его отсутствии — от начального следа скольжения) до окончания четко видимого следа протектора ( или следа скольжения). Точное значение длины тормозного пути данного транспортного средства имеет существенное значение, так как эта величина является исходной при вычислении скорости движения машины в момент аварии, определении полного остановочного пути и установлении технической возможности предотвращения вредных последствий. Нельзя оставить без внимания внешний вид (отражение) тормозного пути, на котором бывают: отпечатки четко выраженного рисунка протектора; следы скольжения колес по асфальтовому покрытию (след «ЮЗ»); признаки смещения, когда отпечаток рисунка протектора переходит в след скольжения или наоборот.
Если следы правых и левых колес различны по длине, то замеряют отдельно длину каждого следа. Тормозной след может
§ 2. Осмотр места происшествия
быть не сплошным, а прерывистым. Фиксировать нужно как длину каждого следа, так и расстояния между ними.
Специфические особенности обнаружения и фиксации следов протекторов покрышек колес автомашин.
Эти особенности в наиболее обобщенном и упрощенном виде сводятся к следующим основным моментам.
1) При движении машины по прямой линии протекторы покрышек передних и задних колес большинства автомашин прокладывают на дороге колею одинаковой или почти одинаковой ширины и поэтому задние колеса стирают полностью или частично отпечатки рисунка, оставленные протекторами покрышек передних колес, и на грунте сохраняются следы протекторов покрышек только задних колес. Для того чтобы разыскать отпечатки протекторов всех четырех покрышек, необходимо отыскать такой участок дороги, где машина сделала поворот (например, при наезде на обочину). При повороте машины на грунте запечатлеваются следы протекторов покрышек всех четырех колес.
2) Сстепень пригодности следов протекторов покрышек колес автотранспорта для исследования зависит не только от характера грунта, но и от его состояния.
Так, лучше всего следы запечатлеваются на мягком грунте — в густой грязи, во влажном песке, в размягченном во время жары асфальте или гудроне. В этих случаях на дороге остаются четкие негативные (вдавленные) следы рисунка протекторов покрышек. Выпуклые части протектора имеют в негативных следах вид углублений, а углубления между выпуклыми частями протекторов — вид выпуклостей. Гораздо хуже следы рисунка протекторов покрышек запечатлеваются на сухой, твердой дороге. На твердом асфальте, как правило, остаются позитивные (поверхностные) следы, иногда едва различимые, в виде лентообразных полос. Эти следы выступают более отчетливо в тех случаях, когда, например, машина проехала через лужу или грязь и затем оставляет на сухом асфальте отпечатки мокрых или грязных протекторов. Очень хорошие, пригодные для целей идентификации поверхностные следы на твердом грунте остаются в тех случаях, когда машина проехала через какое-нибудь красящее или опыляющее вещество, например, через муку, краску, мел. Тогда на неко-
тором расстоянии от того места, где машина пересекла краситель, на дороге остаются отпечатки протекторов покрышек с достаточно четким рисунком.
Однако в поверхностных следах отпечатки оставляют только выпуклые части протекторов, а углубления между ними вовсе не фиксируются.
3) Изучение следов протекторов покрышек машины на дороге имеет и другое криминалистическое значение. По этим следам в некоторых случаях можно определить направление и скорость машины, взаимное расположение автотранспортных средств в момент столкновения и непосредственно перед этим, поведение водителя во время происшествия ( применил ли тормоз, пытался ли объехать препятствие и т.п.). Для того чтобы следы протекторов покрышек на дороге не ввели в заблуждение, следователь ( в тех случаях, когда участвовавшие в происшествии машины находятся на месте происшествия) должен убедиться в том, что имеющиеся следы принадлежат именно данным машинам. Это достигается путем сличения рисунков протекторов покрышек задних колес автомашин с соответствующими отпечатками на следах, сличения дефектов на этих покрышках с их отпечатками в следах и, наконец, путем удостоверения непрерывности следа от места стоянки машины до того пункта дорожного участка, до которого следователь считает нужным произвести осмотр места происшествия.
4)При небольшой скорости движения легкового и негруженного грузового автотранспорта по рыхлому грунту, на мокром песке, грязи, мокром снеге дно следа протекторов покрышки имеет вид зубцов, обращенных своей утолщенной частью в сторону, обратную движению; в сторону движения обращены пологие стороны зубцов. Механизм образования этих зубцов таков: колесо, двигаясь по грунту, надавливает на него, и мелкие частицы грунта прилипают к выпуклостям рисунка протекторов, затем участки покрышки с приставшими к ним частицами грунта приподнимаются, и под своей тяжестью частицы отпадают, ложась последовательно одна за другой. Чем выше подымается соответствующий участок покрышки, тем реже падают частицы грунта, почему в сторону движения и образуется более тонкий пологий слой грунта, в связи с чем и получается след в форме зубца, обра-
ГЛДВА41. Расследованиедорожно-транспортныхпроисшестеий
щенного своей пологой частью в сторону движения.
5) При более быстром движении машин любых марок ( в том числе и грузовых) на сыпучем грунте (сухой снег, пыль, сухая мелкая земля, сухой песок) обрауются иные следы, позволяющие судить о направлении движения; по обе стороны следа располагаются частицы грунта в виде веера, который острой стороной обращен в сторону движения, а расходящимися концами — в сторону, обратную движению. Чем больше скорость движения машины, тем шире крылья веера, образуемого пылью или песком, вылетающими из-под колес автомашины и ложащимися по обе стороны следа.
6) Нагруженная машина будет продолжать двигаться по инерции дольше, чем ненагруженная.
На продолжительность движения машины по инерции оказывает влияние и состояние дороги. На скользкой или мокрой дороге машина будет продолжать движение дольше, чем по сухой. При этом надо учитывать, что резкое торможение на мокрой обледенелой дороге чрезвычайно опасно как для самой машины, так и для окружающих, так как при этом машину заносит и она непроизвольно меняет направление движения. Если машина шла до этого на большой скорости, она в результате заноса может перевернуться. Если вследствие заноса машина резко изменила первоначальное направление движения, она может врезаться в другие машины, выехать на тротуар, сбить прохожих и т.п. На сухом асфальте движение машины по инерции будет происходить дольше, чем по булыжнику или грейдерной дороге.
7) Если машина скрылась с места происшествия и видны ее следы на дороге, то осмотр дорожного участка надо начинать в том направлении, в котором машина уехала. На этом отрезке дорожного участка следователь в некоторых случаях может по следам колес определить место, где машина останавливалась, например, для смены скатов или для их перестановки. Иногда в том направлении, в котором машина скрылась, можно (на дороге, обочинах или кюветах) обнаружить утерянные детали этой машины. Такой осмотр нередко превращается в преследование «по горячим следам».
При осмотре места происшествия могут обнаружиться и другие вещественные доказательства:
а) осколки стекла (фар, ветровых или боковых стекол автомашины), которые следует сфотографировать, а затем принять меры к их идентификации;
б) отдельные детали автомобиля (колпак колеса, ободок фары, подфарники и т.д.), в том числе отломанные; их также надлежит подробно описать в протоколе осмотра и сфотографировать, а затем приобщить к уголовному делу;
в) краска, облупившаяся с машины, скрывшейся с места происшествия, или следы вещества, которым была гружена машина. Эти вещества должны быть изъяты и сохранены для последующей криминалистической экспертизы. В одних случаях простое сличчние формы куска засохшей краски, отпавшей от кузова машины, с соответствующим повреждением окраски на кузове заподозренной машины позволяет прийти к неосп.оримому выводу, что краска отпала именно от данной машины. В других случаях химическая экспертиза позволяет судить о полном совпадении состава красок. Химическая же экспертиза позволяет установить полное совпадение составов образцов вещества, оставшегося на месте происшествия, с составами образцов вещества, имеющегосяяна заподозренной машине;
г) отдельные предметы, принадлежащие водителю или пассажирам автомашины, участвующей в автотранспортном происшествии и скрывшейся с места происшествия. Эти предметы иногда выпадают из машины в момент столкновения или наезда и могут служить целям розыска виновного;
д) грунт (почва) и его части (частицы), осыпавшиеся с колес (крыльев, подкрылков и т.а'.), могут быть идентифицированы с грунтом, изъятым с места происшествия, что может однозначно указывать, каким автомобилем совершено ДТП, создана аварийная ситуация и т.д.
Осмотр трупа на месте его обнаружения
Указанный осмотр необходимо производить только с участием судебно-медицинского эксперта, при этом сначала труп фотографируют.
Осуществляя наружный осмотр трупа, следователь обязан точно установить его местонахождение на дороге, сориентировав его (очертив на схеме) по отношению к окружающим предметам (столб, обочина доро-
§ 2. Осмотр места происшествия
ги, дом, остановка и т.п.). Тщательный анализ расположения трупа, его позы, места нахождения крови, волос, мозгового вещества, одежды, точек наезда и других объектов позволяет воспроизвести механизм случившегося. Наличие, характер и расположение повреждений на теле погибшего позволяют восстановить положение пострадавшего в момент аварии (например, шел ли пешеход по проезжей части или машина наехала на лежащего человека).
Труп должен быть измерен. Также должно быть измерено расположение удара или переезда колес по отношению к верхней и нижней точкам трупа для того, чтобы иметь возможность восстановить, в каком положении находился потерпевший по отношению к нанесшей удар машине в момент наезда. Это особенно важно при расследовании автотранспортных происшествий, при которых не было очевидцев, когда восстановление картины происшествия возможно только на основании изучения следов, оставленных на трупе и на полотне дороги.
Следует различать повреждения, нанесенные ударом машины, от повреждений, явившихся результатом волочения трупа по земле (ссадин в виде множества параллельно расположенных полос). Нужно также отличать повреждения, образовавшиеся на трупе вследствие удара о камни, об асфальт при падении отброшенного машиной тела потерпевшего.
Характерными для автотранспортных травм являются отпечатки ткани одежды на теле потерпевшего. Вследствие давления, оказанного колесом машины на одежду потерпевшего, узор ткани (ччлка, костюма, платья) нередко отпечатывается на коже трупа. \
При наружном осмотре трупа следует обращать внимание на органы зрения и слуха потерпевшего и отмечать дефекты, которые могут свидетельствовать о его слепоте •(например, катаракты на глазах) или глухоте (повреждены барабанные перепонки).
В некоторых случаях преступник, совершивший наезд, перемещает труп потерпевшего и придает ему такое положение, которое исключало бы ответственность водителя. Тщательный осмотр места происшествия, выявление следов крови на различных участках дороги, а также других следов перемещения трупа позволяют установить, откуда и куда был перемещен труп.
Судебно-медицинскому эксперту, участвующему в наружном осмотре трупа, должны быть поставлены вопросы о происхождении повреждений, являются ли они прижизненными или посмертными, был ли потерпевший в трезвом состоянии. Могут быть заданы вопросы и о прижизненных физических недостатках. Окончательные ответы эксперт может дать только после судебно-медицинского вскрытия трупа.
Осмотр и изъятие одежды потерпевшего
На трупе и его одежде могут оказаться предметы, имеющие значение вещественных доказательств. Например, на руке потерпевшего могут быть часы, разбитые и остановившиеся в момент наезда и точно зафиксировавшие времяяавтотранспортного происшествияя В одежде могут остаться осколки стекла от разбитой фары или чешуйки краски, в которую была выкрашена машина. Одежда потерпевшего сама по себе может служить вещественным доказательством, поскольку на ней бывают поврежденияя грязь, следы протекторов. Также по одежде может быть впоследствии опознан труп. Поэтому изъять одежду следует сразу же или вскоре после помещения потерпевшего в лечебное учреждение. До ее изъятия следователь должен поставить администрацию в известность о необходимости сохранения одежды в том виде, в каком она Поступила в лечебное учреждение, и чтобы эта одежда ни при каких условиях не подвергалась чистке, стирке и т.п.
Во всех случаях следует добиться, чтобы труп потерпевшего был опознан. Для этого прежде всего необходимо проверить, нет ли при нем документов, удостоверяющих личность. С этой целью исследуются все карманы в одежде потерпевшего и подкладка его головного убора. В случае обнаружения документов, снабженных фотокарточками, необходимо сличить лицо потерпевшего с имеющимисяяна документах фотоснимками во избежание возможных ошибок ( при потерпевшем в силу разных причин могут оказаться не принадлежащие ему документы).
Если документов при потерпевшем не окажется, следует организовать опознание его на месте происшествия или в морге. Если труп не опознан, необходимо тут же при осмотре дактилоскопировать его с целью последующего запроса органов милиции о личности
ГЛАВА41. Расследование дорожно-транспортных происшествий
неизвестного. В дальнейшем понадобится проверить заявления, поданные в органы милиции об исччзнувших лицах. Для обеспеченияявозможности опознания убитого в будущем (после его захороненияя он должен быть сфотографирован по правилам сигна-летической фотографии после соответствующего туалета трупа. В этих случаях должно быть дано специальное указание судебно-медицинскому эксперту о туалете трупа, то есть о приведении его в прижизненный вид. Это должно быть сделано в морге. Целесообразно в этих случаях срезать с головы трупа прядь волос и сохранить ее при деле для возможного опознания в будущем по цвету волос.
Иногда на месте ДТП выявляется картина, прямо противоположная логике событий, схеме и механизму ДТП. Так, несоответствие характера наблюдаемых ран на теле человека количеству крови на месте его обнаружения, различия в образцах грунта, изъяяых с обуви пострадавшего, могут служить основанием для выдвижения различных версий.
Тщательный и полный осмотр трупа следует продолжить в морге. Учитывая возможность различных объяснений случившегося, участие следователя при производстве судебно-медицинской экспертизы в интересах расследования должно быть признано обязательным.
Осмотр транспортных средств
Данное следственное действие производится с целью:
а) выявить следы, образовавшиеся во время аварии;
б) восстановить механизм происшествия; в) установить техническое состояние транспортного средства.
Выявление следов и повреждений на машине, часто не представляет трудностей: они достаточно хорошо видны. Надлежит описать размеры, форму, расположение и характер разбитой фары, подфарника, повреждения бампера, крыла, лобового стекла, выступающих частей автомашины. Но словесная, характеристика повреждений не дает полного представления о них, поэтому они должны быть обязательно сфотографированы.
Обнаруженные на машине следы крови и пальцев рук ( когда не известно, кто управлял машиной), частицы мозгового вещества, обрывки одежды — все подобные следы необходимо осмотреть, сфотографиро-
вать, закрепить, изъять и процессуально оформить в протоколе осмотра вещественных доказательств.
Анализ следов с целью восстановления механизма происшествия целесообразно проводить с участием специалиста, автотехника и криминалиста. «Чтение» следов начинается с обнаружения места нанесения первого удара. После окончания осмотра иногда целесообразно здесь же на месте происшествия вынести постановление и вызвать экспертов для проведения криминалистической и автотехнической экспертиз, с тем чтобы выяснить механизм образования следов по взаимному расположению объектов на местности и повреждениям на машине (машинах). Установление технического состояния транспортных средств требует специальных познаний. Ввиду этого осмотр проводят, как правило, с участием специа-листа-автотехника (автоэксперта).
Осмотром должно быть зафиксировано состояние: а) тормозной системы, б) рулевого управления, в) шин, г) осветительных средств. Описание повреждений аварийного происхождения должно быть конкретным и доступным для понимания всеми участниками процесса, с указанием механизмов и деталей, влияющих на безопасность движения, с приложением фотоснимков общего вида разрушений и серии узловых снимков, в том числе и снимков отдельных агрегатов.
В протоколе осмотра машины отмечается также вид и распределение груза в кузове машины.
Если водитель, совершив ДТП, скрылся с места аварии, то в процессе осмотра приходится решать дополнительные задачи:
1) обнаружить и зафиксировать доказательства, которые, возможно, придется использовать при розыске машины, а именно: данные о ширине колес, характере рисунка протектора, строении осколков стеклянной арматуры, структуре масла, капли которого обнаружены на месте аварии, виде вещества, являющегося частью груза, перевозимого на машине; при помощи экспертного исследования указанных объектов можно будет получить данные о модели машины;
2) получить сведения о круге лиц, среди которых следует искать водителя-преступника:
§ 3. Концептуальные основы дальнейшего расследования ДТП
633
3) обнаружить и закрепить следы, изъять предметы, позволяющие провести идентификацию человека (следы рук, ног, части одежды и т.п.) и машины.
Освидетельствование водителя
Для проверки состояния водителя используют индикаторы, находящиеся в распоряжении сотрудников ГАИ. Результаты применения индикаторов не имеют доказательственной силы, так как их реакция не является специфичной. Она может наступить и по другим причинам (болезни зубов, желудка, принятия лекарств и т.д.). Факт опьянения устанавливается только путем проведения судебно-медицинской экспертизы, которая и должна быть назначена, особенно при положительной реакции индикатора.
Процессуальное оформление результатов осмотра места происшествия.
Оценка обстановки места происшествия осуществляется после установления фактических обстоятельств, относящихся к дорожной обстановке: интенсивность, равномерность и скорость движения транспорта на дороге или улице, где произошло происшествие, характера дороги (напряженности пешеходного движения в определенное время суток, общего состояния дороги, ее ширины, рядности (полос) движения, наличие уклонов, подъемов, поворотов, вида покрытия). Тщательным образом исследуется видимость с места водителя. Она определяется не только освещенностью, состоянием погоды, профилем пути, наличием деревьев и т.п., но и в зависимости от расположения других машин на проезжей части. Сопоставление и анализ указанных обстоятельств позволяет правильно оценить дорожную обстановку на месте аварии и облегчить дальнейшее расследование.
Достоверное уяснение обстановки места происшествия самим следователем (дознава-телем) зачастую определяет его субъективный и объективный подход к расследованию ДТП. Так, следователь, оценив сложный характер рельефа (местности) дороги в месте ДТП,
аварийно-опасный участок.дороги в месте происшествия, отсутствие соответствующего предупреждающего знака, освещения и т.п., делает вывод о том, что, будучи сам на месте водителя, совершившего аварию, вряд ли бы предотвратил ее. «Внутренне» следователь предрасположен к водителю, уже интуитивно предполагая его невиновность.
Однако сразу после осмотра места ДТП, проведения всех вышеуказанных первоначальных (главных) следственныхдействий не следует делать каких-либо прогнозов и выводов, в том числе и тогда, когда интуиция явно указывает на невиновность водителя. Следует помнить, что и сам факт невиновности субъекта должен быть доказан следствием.
Процессуальное оформление результатов осмотра места происшествия имеет специфику, которая заключается в том, что фиксации подлежат размеры, расстояния, взаимное положение объектов, повреждения на машине, то есть информация, словесное описание которой представляет значительные трудности. Поэтому протокол осмотра обязательно должен быть дополнен и иллюстрирован фотоснимками, схемами, планами, чертежами.
Помимо общих требований, предъявляемых к процессуальным документам, в протоколе осмотра ДТП должно найти отражение: а) описание места аварии, б) состояние погоды в момент осмотра, в) характеристика дороги и проезжей части, г) следы торможения, д) координаты точек наезда, столкновения или опрокидывания транспортных средств, расположения объектов, раскрывающих механизм происшествия.
При описании места аварии отмечают название улицы и способ регулирования движения на ней, фиксируют ширину проезжей части, размещение дорожных знаков, указателей, остановок транспорта и переходов, состояние проезжей части дороги (сухая, мокрая, заснеженная, обледенелая, скользкая и т.п.), приблизительно величину радиусов поворота, подъема, уклона. Необходимые точные данные нужно запросить в дорояных учреждениях.
§ 3. Концептуальные основы дальнейшего расследования ДТП. Следственные версии и следственные действия
Произведя осмотр места ДТП, выполнив вышеуказанные важнейшие первоначальные следственные действия и приняв решение о
возбуждении уголовного дела, следователь (дознаватель) должен составить план дальнейшего расследования.
ГЛАВА 41. Расследование дорожно-транспортных происшествий
С этой целью намечаются вероятные версии ДТП с учетом причин уже наступивших последствий.
Практика расследования ДТП показывает, что наиболее типичными их причинами являются:
1) нарушение водителем либо другим участником дорожного движения Правил дорожного движения (ПДД);
2) нарушение им (ими), а равно другими ответственными лицами Правил эксплуатации транспортных средств;
3) грубая неосторожность самого потерпевшего;
4) самоубийство пострадавшего (очень редко, но имеют место случаи, когда потерпевший сам «бросается» под колеса транспортного средства);
5) случайное стечение обстоятельств, не охватываемое предвидением водителя и других участников дорожного движения;
б) умышленное убийство с использованием механического транспортного средства в качестве орудия убийства;
7) инсценировка ДТП с целью сокрытия другого, как правило, более тяжкого преступления.
Из каждой вышеозначенной версии вытекают другие, так называемые частные версии. Так, при проверке того обстоятельства, что преступление стало возможным вследствие нарушения водителем Правил дорожного движения, выдвигаются такие версии:
а) сознательно и грубо нарушены Правила дорожного движения;
б) хотя водитель своевременно воспринял опасность продолжения движения, но легкомысленно рассчитывал ее предотвратить;
в) водитель неправильно оценил дорожную ситуацию либо не предвидел возникающую (возникшую) опасность, хотя исходя из конкретных обстоятельств дела не должен был, мог, но и обязан был ее предвидеть;
г) неправомерные (неправильные) действия водителя стали ответной реакцией на нарушение правил дорожного движения другими лицами и т.д.
Выдвигая ту или иную версию, следователю надо помнить, что всякий состав преступления должен иметь соответствующие признаки: объект преступления, включая предмет преступления, объективную сторону преступления, субъект и субъективную
сторону. Отсутствие хотя бы одного из указанных основных признаков преступления ведет к отсутствию противоправного деяния, как самого преступления.
Объектом преступления, предусмотренного ст. 264 УК РФ, является безопасность дорожного движения и эксплуатации транспортных средств.
Предмет преступления — автомобиль, трамвай или другое механическое транспортное средство. Под последним понимается любое транспортное средство, кроме мопеда, приводимое в движение двигателем, включая тракторы и самоходные машины. Не является транспортным средством двух- или трехколесное транспортное средство, приводимое в движение двигателем с рабочим объемом не более 50 куб. см и имеющее максимальную скорость не более 50 км/ч. К мопедам приравниваются велосипеды с подвесным двигателем и другие транспортные средства с аналогичными характеристиками.
Объективная сторона преступления выражается: в нарушении конкретных пунктов Правил дорожного движения или эксплуатации транспортных средств; в наступлении тяжкого или средней тяжести вреда здоровью человека, либо в причинении крупного ущерба, либо в наступившей смерти человека или нескольких людей; в причинной связи междудеянием и наступившими вредными последствиями.
Субъективная сторона характеризуется неосторожным отношением к наступившим последствиям: лицо предвидит причинение тяжкого или средней тяжести вреда здоровью человека (крупного ущерба), но самонадеянно рассчитывает на их предотвращение (легкомыслие), либо не предвидит наступления вышеуказанных последствий, хотя должно было и могло их предвидеть (небрежность).
Субъектом преступления является вменяемое лицо, достигшее 16-летнего возраста, управляющее транспортным средством. При этом отсутствие водительского удостоверения и (или) навыков управления транспортным средством не влияет на решение вопроса о привлечении такого лица как «водителя» к уголовной ответственности.
Итак, определив все квалифицирующие признаки состава преступления, их причинную связь, следствие должно произвести проверку версии (версий) определенными следственными действиями: допрос водите-
§ 3. Концептуальные основы дальнейшего расследования ДТП
ля (водителей), потерпевшего, свидетелей; путем назначения судебно-медицинской, криминалистической и автотехнической экспертиз; проведением следственных экспериментов, а в необходимых случаях и очных ставок.
Допрос водителя (водителей]
Водитель, причастный к автопроисшествию, как правило, является лицом, заинтересованным в исходе дела. Поэтому, он зачастую дает показания в наиболее выгодном «ракурсе», с целью избежать ответственности или ее смягчить. Так, водитель «занижает» избранную им скорость движения, «искажает» поведение потерпевшего и т.д. В таких случаях надлежит тщательно проверить достоверность сведений путем допроса свидетелей, самого потерпевшего, проведением очных ставок, назначением различных экспертиз.
Следователю очень важно знать нетипичные случаи из следственной практики. Так, иногда расположение транспортных средств на проезжей части после ДТП может иметь самый непредсказуемый характер, а механические повреждения «невообразимый» вид. Случается, что сама схема ДТП по месту расположения самих транспортных средств благоприятна для виновного водителя (оба автомобиля находятся на полосе движения впоследствии виновного водителя, имеются следы торможения одного автомобиля, а другого — отсутствуют и т.д.). Иначе говоря, может создаться первоначально ложное впечатление о том, что виноват тот водитель, который выехал на полосу встречного движения, да к тому же у него отсутствуют следы торможения. Однако истинная картина ДТП может быть прямо противоположной. Возможно, что водитель выехал на полосу встречного движения, уходя от лобового удара. Отсутствие следов торможения может свидетельствовать не о том, что водитель не производил экстренного торможения, а напротив: у него вообще «не хватило» установленного «времени реакции водителя» на сам процесс торможения и т.п.
Следует помнить неписаные правила следствия.
Первое. По месту расположения ТС на самом месте ДТП нельзя определить механизм образования его.
Второе. По самой силе механических ударов, множественности «осколков» отТС так-
же нельзя предполагать воображаемую картину ДТП.
Третье. Нельзя пытаться воспроизвести сам механизм и причины происшествия по одной лишь схеме и осмотру его места. Чаще всего при тщательном дальнейшем расследовании выясняется прямо противоположное: виноват тот водитель, чья машина на месте ДТП имела самое «невинное» местонахождение. Это бывает наиболее вероятным при столкновении трех и более транспортных средств, особенно в условиях гололеда, ограниченной видимости (тумана, дождя, града) или плотном и интенсивном движении, как в темное время суток, так и днем.
Задача следователя — не делать поспешных умозаключений и выводов. Механизм образования ДТП, его причины должны подтвердиться именно комплексом необходимых следственных действий.
Допрос свидетелей-очевидцев
Это следственное действие также представляется чрезвычайно важным. Допрос — не только подтверждение следственной версии, но и процессуальное следственное действие, имеющее определенную доказательную силу, как на предварительном следствии, так и в суде.
В методологическом плане допросы свидетелей, именно как очевидцев ДТП, условно принято разграничивать на четыре группы.
Первая группа вопросов: как и при каких обстоятельствах наблюдалось ДТП.
Вторая — каково было поведение и состояние потерпевшего.
Третья — каковы были действия водителя и характер управляемого им транспортного средства.
Четвертая — как выглядела фактическая обстановка именно в момент происшествия, которую следователь не может выявить в процессе осмотра самого места происшествия: расположение транспортных средств в момент аварии, направление и характер их движения, условия видимости и т.п.
Перед непосредственным проведением допроса следователю целесообразно спланировать его тактику:
а) какие вопросы задать в первую очередь, а какие во вторую и третью (последовательность вопросов);
636
ГЛАВА 41. Расследование дорожно-транспортных происшествий
б) учитывать, заинтересован ли свидетель-очевидец в исходе дела (родственник, приятель или знакомый обвиняемого водителя, возможно, и ехавший с ним в автомобиле);
в) важно знать: объективно ли представляет себе свидетель обстановку происшествия, кто, по его мнению, является его виновником и почему;
г) является ли очевидец сам водителем и каковы его знания ПДД;
д) тактика самого допроса может быть самой разнообразной: от второстепенных вопросов к главным и наоборот.
План допроса может и нарушаться, если свидетель — откровенный, грамотный человек: он сам даст те показания, на которые следователь и не рассчитывает. Психология такого свидетеля, как правило, не умещается в стандартные рамки допроса.
Между тем типовая форма допроса свидетеля должна минимально сводиться к следующим вопросам:
1) где находился свидетель во время происшествия;
2) откуда именно наблюдал событие;
3) каково было расстояние от него до конкретной точки на месте происшествия;
4) каковы были условия освещения и видимости; 5) каково состояние его зрения. К протоколу допроса целесообразно приложить схему с указанием места нахождения свидетеля и расположения объектов, о которых он сообщает.
Для выяснения поведения пострадавшего пешехода необходимо установить: в каком направлении и откуда двигался пострадавший; как он двигался (медленно, бегом, ускоренным шагом и т.п.); было ли его движение равномерным или какую-то часть пути он шел, а затем бежал; не выскочил ли он из-за движущегося транспорта, не обходил. ли стоявшие транспортные средства; в каком месте произошел наезд; где упал пострадавший после удара; был ли он протащен капотом, буфером, рамой, кузовом, колесами и на какое расстояние.
В целях выяснения действий водителя и характера движения управлявшейся им машины необходимо установить: какова, по мнению свидетеля, была скорость движения автомобиля; как двигался автомобиль (прямо, с отклонением вправо, влево, под углом и т.п.); был ли в машине кто-либо, кроме водителя; чем и как был загружен автомо-
биль; что делал водитель после происшествия (подавал назад, двигался вперед), оказывал ли он помощь пострадавшему и т.п.
Для установления фактической обстановки в момент происшествия нужно выяснить путем допросов свидетелей расположение других машин в момент аварии, скорость их движения и примерное количество рядов, наличие помех, ограничивающих видимость ( для водителя) тех или иных объектов.
Опыт показывает, что выяснить указанные вопросы легче, если свидетели допрашиваются непосредственно на месте происшествия.
Криминалистическая экспертиза
Чаще всего она назначается с целью установления механизма образования следов, возникших на транспортном средстве (столкновение, наезд, опрокидывание) и (или) одежде потерпевшего, следов износа, излома узлов и деталей за время эксплуатации транспортного средства.
На разрешение криминалистической экспертизы могут быть поставлены следующие технические вопросы:
а) какова последовательность возникновения различных следов, а том числе и направление приложенной силы при их образовании;
б) каково взаимное расположение объектов (ТС) во время их непосредственного контакта (удара, излома, разрыва, скольжения и т.п.);
в) какова величина угла, под которым произошло столкновение ТС;
г) каково направление движения ТС, исходя из следов, обнаруженных и изъятых с места происшествия (ДТП);
д) каковы причины износа деталей (узлов) ТС и примерное время их эксплуатации;
е) возможна ли идентификация машины по отпечаткам протектора, по отдельным частям и деталям, отломившимся во время автоаварии.
Перечень указанных вопросов, поставленных на разрешение криминалистической экспертизы, разумеется, может быть значительно расширен и зависит от специфики, многоэпизодности и сложности ДТП.
Автотехническая экспертиза
Ее назначают только после осмотра места происшествия, осмотра машины и прове-
§ 3. Концептуальные основы дальнейшего расследования ДТП
дения ряда других следственных действий. Если не представилось возможным установить следы машины, повреждений на ней, взаимное положение предметов, точки столкновения, поведение пострадавшего, то назначение автотехнической экспертизы часто оказывается беспредметным. Возможности экспертизы предопределяются в первую очередь подготовкой исходных фактических материалов, подлежащих исследованию. Исходные данные для расчетов берутся из протокола осмотра, схемы дорожного происшествия, постановления о назначении экспертизы и других материалов, предоставленных ему следователем.
Компетенция и возможности автотехнической экспертизы более подробно исследуются ниже.
Судебно-медицинская экспертиза
На разрешение данной экспертизы следует поставить также и обычные вопросы: а) каковы причины смерти пострадавшего; б) каков характер телесных повреждений, их локализация (очаг);
в) когда (между какими часами) наступила смерть потерпевшего;
г) наступила ли смерть пострадавшего в результате ДТП или она последовала до автопроисшествия (инсценировка гибели в ДТП).
Судебно-медицинская экспертиза может также установить:
а) имел ли место факт переезда человека или же повреждения получены им в результате удара;
б) в каком положении находился потерпевший в момент ДТП;
в) в каком физиологическом состоянии он находился в момент автоаварии ( в трезвом или в состоянии опьянения, в наркотическом или болезненном состоянии и т.п.);
г) имеются ли на теле потерпевшего повреждения, характерные для тех технических повреждений, которые обычно (при сравнимых обстоятельствах) причиняются в соответствующих случаях водителям, пассажирам и пешеходам во время ДТП;
д) имеют ли место следы волочения потерпевшего, причем пожизненные или посмертные;
е) возможен ли факт того, чтобы труп был «отброшен» от места столкновения ТС с уча-
стниками дорожного движения на «такое-то» расстояние;
ж) как быстро наступила смерть потерпевшего.
В особых случаях (многоэпизодность ДТП; столкновение и (или) опрокидывание нескольких единиц ТС; тяжкие последствия, гибель людей), исходя из общности задач расследования, фактических обстоятельств дела конкретного ДТП следует использовать возможность проведения комплексных экспертиз: автотехнической, криминалистической и судебно-медицинской.
Следственный эксперимент. Наиболее часто он проводится для определения скорости, с которой двигался потерпевший, и (или) места (точки), с которого наиболее вероятно начал свое движение до точки его непосредственного контакта (удара) с ТС.
Готовясь к следственному эксперименту, следователь решает для себя такие вопросы: допустимо ли проведение эксперимента в дорожных условиях, при которых имело место происшествие; не будет ли нарушено транспортное и пешеходное движение; как обеспечить безопасность проведения следственного эксперимента; какие средства регулирования движения следует использовать при проведении эксперимента и другие вопросы безопасности дорожного движения.
Следует учитывать, что экспериментом нельзя определить точную величину скорости, поэтому задача состоиит в определении нижней и верхней границ практически реальной в конкретных дорожных условиях скорости движения пострадавшего. Целесообразно: а) проводить эксперимент не с одним, а с несколькими лицами, чтобы обеспечить максимальную возможность, полноту и объективность экспериментального исследования; б) подбирать лиц, которые бы соответствовали потерпевшему по возрасту, состоянию здоровья, росту, одежде и обуви; в) проводить эксперимент в дорожных условиях, приближенных к тем, которые имели место в момент происшествия.
Следственный эксперимент может также проводиться с целью установления скорости движения по тормозному пути (с учетом коэффициента сцепления) и технической возможности предотвращения происшествия.
21 Руководство для следователей
ГЛАВА 41. Расследование дорожно-транспортных происшествий
§4. Подготовка и назначение автотехнической экспертизы
До назначения экспертизы следователь проводит обязательную и кропотливую подготовительную работу по устранению противоречий, содержащихся в материалах дела, а также восполняет недостающие данные.
Следователь должен хорошо разобраться в протоколах и схемах осмотра места ДТП и ТС.
Самое главное для следователя — это уяснение механизма совершения ДТП. Он должен знать все его детали. Допросы свидетелей, водителя и других лиц, причастных к автопреступлению, все протоколы допросов не должны иметь «белых» пятен, неясностей и противоречий.
Допрашивая водителя и готовясь выносить постановление о привлечении в качестве обвиняемого, следователь не только должен, но и обязан иметь полное н углубленное представление о характере самого происшествия.
Когда имеются противоречия в показаниях, которые невозможно устранить допросами и очными ставками, целесообразно на месте происшествия с максимальной точностью воспроизвести все обстоятельства случившегося. Каждый участник и свидетель рассказывают, что они сами видели, слышали, восприняли. После необходимых уточнений и перекрестных вопросов устанавливают действительный механизм происшествия. Эти следственные действия фиксируют в отдельных протоколах и иллюстрируют схемами.
Подготовка к назначению экспертизы заканчивается вынесением постановления. В его описательной части излагаются обстоятельства и механизм происшествия с указанием всех необходимых сведений, которые эксперт будет использовать в качестве исходных.
Вопросы ставятся понятные, непосредственно относящиеся к данному происшествию, их нельзя связать с юридической оценкой обстоятельств и установлением вины участников.
Примерный перечень вопросов, относящихся к исследованию технического состояния транспорта, может быть следующим:
1. Каково техническое состояние транспортного средства, участвовавшего в происшествии? (Этот вопрос нужно ставить, когда эксперт непосредственно осматривал
транспортное средство или когда соответствующее заключение госавтоинспектора вызывает сомнение.)
2. Возможно ли получение транспортным средством повреждений, перечисленных в протоколе осмотра, и каков механизм их образования?
3. Определить некоторые элементы механизма происшествия в момент его непосредственного совершения, исходя из обнаруженных повреждений (например, какими именно частями произошло столкновение, его угол, положение транспортного средства и пешехода на проезжей части и т.д.)
4. Возможно ли произвольное (без вмешательства водителя или другого лица) изменение режима работы рулевого механизма, рулевых приводов, ножного и ручного тормозов, других агрегатов и механизмов и могло ли это повлиять на безопасность движения?
5. Установить причину разрушения отдельных деталей (технически неправильная эксплуатация, ремонт и обслуживание, производственно-технический брак, конструктивные недостатки и нарушение технических условий при изготовлении, в процессе работы, недоброкачественность деталей, усталость металла и т.д.) и время его возникновения: в момент происшествия, до него или после?
6. Могли ли водители и другие лица, ответственные за ремонт, обслуживание и эксплуатацию транспорта, обнаружить неисправность и разрушения деталей, узлов и механизмов во время обслуживания и ремонта, перед выпуском на линию и во время работы?
7. Есть ли причинная связь между-неис-правностями и разрушениями, с одной стороны, и происшествием — с другой ( в частности, какое из этих обстоятельств является непосредственной причиной происшествия)? >

стр. 1
(из 4 стр.)

ОГЛАВЛЕНИЕ

Следующая >>