<< Предыдущая

стр. 3
(из 4 стр.)

ОГЛАВЛЕНИЕ

Следующая >>

но
вки

[водит
елем]





2. Прав^
льность
о
цепки обстановк
ш


3. Прави
льность
>п
ринятого решен
ия.



Индивидуальные
Столкновение
заднее встречное угловое боковое перекрестное
Опрокидывание
при столкновении
при заносе на скользкой дороге при заносе на крутом повороте при технической
неисправности
Наезд на пешеходов
- при выходе из-за передней части автотранспорта
1ри выходе из-за задней части
автотранспорта
- переход дороги перед близко идущим автотранспортом
- выход на проезжую часть из-за объекта, припегающе-го к дороге
Причины и условия ДТП 1. Нарушение ПДД водителем
2. Нарушение ПДД пешеходом
3. Внезапные помехи на пути движения отказ системы управления, тормозов и т.д. неопытность водителя несоблюдение дистанции и интервала другие нетипичные (редкие) ситуации.
ГЛАВА 41 - Расследование дорожно-транспортных происшествий
Как усматривается из схемы, специфические особенности расследования вышеуказанных видов ДТП можно условно разделить на две группы: общие; индивидуальные.
Общие — это такие особенности, которые присущи всем видам ДТП. К ним следует отнести: 1. Поиск, сбор и фиксация вещественных доказательств;
II. Технические познания;
III. Знание и правильное применение правил дорожного движения.
Данные особенности при правильном применении в практической работе уже на первоначальной стадии позволяют следователю (дознавателю) найти ответы на такие вопросы, как: что случилось; где это произошло; как это произошло. 1. Первая особенность заключается в умении следователя (дознавателя) правильно определить границы поиска вещественных доказательств происшествия.
Поиск включает в себя своевременное обнаружение следов, которые могут быть оставлены также за пределами места происшествия, на придорожных объектах.
Их обнаружение обычно затруднено, из-за большого радиуса разброса, но они могут указывать на tq, что происходило до того или иного этапа происшествия.
Так, оставленный на бордюре след может указывать на то, что водитель полностью или частично потерял управление намного раньше, чем произошло ДТП, и что наезд был вызван попыткой водителя выйти из аварийной ситуации.
Кроме того, обнаруженные следы и другие вещественные доказательства могут быть сопоставлены с повреждениями транспортного средства и служить установлению, объективных причин ДТП и изобличению виновных лиц.
Сбор заключается в правильной упаковке и хранении добытых во время поиска вещественных доказательств, с тем чтобы по прошествии времени они не утратили своего значения.
Приведем пример. Недалеко от места ДТП была обнаружена гайка. Она не была упакована при изъятии в коробочку, отсутствовали надпись о месте обнаружения, дата,
подписи понятых. В ходе расследования было установлено, что причиной аварии послужил срыв гайки с пальца рулевой тяги и отказ рулевого механизма. Однако водитель отрицал это, ссылаясь на то, что неисправность возникла при- аварии. Гайка же была утеряна из-за плохой упаковки, что означало утрату вещественного доказательства в изобличении водителя и затруднило расследование.
Однако не всегда вещественные доказательства, собранные на месте ДТП, проясняют то, что произошло во время происшествия, но они часто помогают следователю сформулировать ключевые вопросы при допросе свидетелей, а также подтвердить или опровергнуть иные показания, данные другими участниками ДТП.
При отсутствии надежных свидетелей вещественные доказательства позволяют отсеять то, что не могло произойти, и ограничиться рассмотрением ряда более вероятных вариантов механизма ДТП.
Фиксация вещественных доказательств заключается в правильности привязки, фотосъемки и последовательности описания в протоколе осмотра (обнаружения) их нахождения на месте происшествия.
Таким образом, если следователь выработает в себе способность обнаруживать следы ДТП, непосредственно воспринимать обстановку, интуитивно улавливать сущность процесса его возникновения, прогнозировать ход предстоящего расследования и будет правильно руководствоваться принципами поиска, сбора и фиксации вещественных доказательств, то он сможет избежать утраты малозначительных на первый взгляд деталей, которые в дальнейшем могут сыграть решающую роль для установления и подтверждения истинных обстоятельств ДТП.
II. Вторая особенность — технические познания, выражающиеся в наличии хотя бы элементарных понятий о моделях автомобилей, их техническом состоянии, о том, какие неисправности влияют на безопасность движения, и т.д.
Технические неисправности можно условно разделить на два вида: основные; иные.
Основные неисправности подразделяются на три типа: 1) неисправности тормозов;
§ 6. Специфические особенности расследования столкновений и опрокидываний
2) поломка деталей рулевого механизма и привода; 3) повреждение шин. Следователю надо знать, что сейчас на автомобилях имеются тормоза: пневматические; гидравлические; механические.
1. Различаются несколько видов неисправности тормозов:
нарушение герметичности трубопроводов;
разрушение резиновых манжет в колесном тормозном цилиндре;
повреждение манжет в главном тормозном цилиндре.
Нарушения герметичности трубопроводов могут возникнуть как в процессе эксплуатации, так и во время сборки. При движении по дорогам с разным покрытием можно повредить, пробить трубопровод выбрасываемыми из-под колес предметами. При сборке можно смонтировать гибкую систему (резиновый тормозной шланг) таким образом, что он будет тереться во время поворотов о колеса, и это в конечном счете повредит его, вызвав отказ тормозов.
Отказ тормозной системы можно разделить на частичный и полный.
1. Частичному отказу могут послужить следующие причины:
наличие смазки на тормозных накладках, обычно вследствие неисправности сальника;
нарушение крепления накладок к колодкам и заклинивание тормозного барабана;
наличие грязи в тормозной магистрали, что мешает отходу колодок от тормозного барабана.
2. Полный отказ возникает по следующим причинам:
утечка тормозной жидкости из системы; разрыв резиновых шлангов и трубопровода.
Чтобы выявить указанные неисправности, следователю необходимо более тщательно производить осмотр автотранспорта, отражая все увиденное (разрывы, потеки жидкости и т.д.) в протоколе осмотра. Но зачастую надо производить их изъятие, с тем чтобы в дальнейшем имелась возможность проведения экспертизы и установления причин, послуживших ДТП.
2. Отказ рулевого привода ведет к серьезным последствиям, так как автомобиль становится неуправляемым.
Он может резко свернуть в любом направлении и съехать с дороги или столкнуться с другим автомобилем.
Поломки деталей рулевого привода могут происходить из-за: усталого разрушения; удара о какой-либо предмет на дороге; неисправности вследствие плохого крепления регулировочных гаек, что приведет к ослаблению и срыву;
плохой затяжки гаек рулевых пальцев тяг, которая приводит к их срыву и выпадению пальца из соединения.
Для выявления этих неисправностей следователь обязан:
произвести визуальный осмотр автомобиля;
проверить крепление рулевых тяг; проверить, как работает рулевое колесо с приводом и рулевыми тягами;
проверить, нет ли люфта в пальцах рулевых тяг и их соединениях.
При этом все обнаруженное должно найти правильное отражение в протоколе осмотра.
3. Повреждение шин любого колеса может вызвать резкое изменение движения автомобиля.
Повреждения шин могут возникать по следующим причинам:
неправильный ремонт и сборка (плохо надета покрышка на диск или плохо надето стопорное кольцо и т.д.); неправильная вулканизация камеры; наличие дефектов в новой покрышке; механические повреждения в процессе эксплуатации или непосредственно перед происшествием (разрывы (но не проколы) вследствие наезда на острые предметы).
При возникновении повреждения автомобиль будет заносить в сторону поврежденной шины. Так, если повреждается передняя левая шина, то автомобиль отклоняется влево и, вероятно, столкнется со встречно идущим автомобилем своим правым передним крылом. Это значит, что во время столкновения спущенная шина не полнит дальнейших повреждений при ударе. Если же шина получает повреждения при столкновении, то это не является причиной аварии.
Специфическими причинами ДТП могут служить неисправности, которые можно поименовать «иные». Это: поломка отдельных деталей; неисправность работы поворотов, стоп-сигналов; неисправность стеклоочистителя; грязные рассеиватели фар; разбитое или отсутствующее зеркало заднего вида и т.д.
1. Поломка отдельных деталей может происходить из-за усталости металла, что обусловлено неправильной конструкцией детали (самодельные шаровые опоры и т.д.) или заводским браком.
Поломку таких деталей можно выявить путем осмотра. Они имеют характерные особенности:
зернистость структуры в месте излома, локализованную на небольшой части поврежденной поверхности; остальная часть может быть совершенно гладкой;
на деталях могут иметься следы грязи, коррозии, жидкого битума и т.д.
Эти особенности обусловливаются тем, что трещины от усталости существуют некоторое время до полной поломки детали.
При осмотре такой детали следователь должен особое внимание обратить на то, имеются ли в местах излома какие-либо изгибы или вмятины, так как если излом произошел вследствие удара о какие-либо предметы, то эти особенности будут присутствовать, что будет указывать на механическое повреждение, а не разрушение, вызванное усталостью металла.
Таким образом, имея технические познания, следователь сможет уже на месте ДТП правильно к объективно подойти к осмыслению истинных причин и механизмов происшествия.
III. Третья особенность заключается в знании и правильном применении Правил дорожного движения относительно совершенного ДТП.
Правила дорожного движения как подзаконный акт помогают установить взаимосвязь между нарушениями правил безопасности движения и наступлением тех или иных вредных последствий.
Отсутствие причинной связи между нарушением ПДД и наступившими последствиями исключает уголовную ответственность лица, совершившего ДТП. К его действиям в таком случае могут применяться меры административной ответственности.
Правила дорожного движения определяют основу должного поведения водителя на дороге и в то же время представляют широкие возможности в выборе наиболее разумных, обеспечивающих безопас-
ность движения действий при управлении транспортным средством. Так, водителю предоставлено право выбрать скорость с учетом интенсивности движения, дорожных условий и т.д., но при этом он обязан в случае возникновения опасности принять необходимые меры по предотвращению ситуации.
Таким образом, если следователь сумеет взаимно увязать эти два элемента и доказать, что нарушение одного из них находится в причинной связи с другим, это будет считаться нарушением ПДД. Отсутствие причинной связи не влечет уголовной ответственности.
Как в настоящее время, так и в будущем «писаные» правила могут служить конкретным нормативом, вполне достаточным для оценки действий водителя, совершившего ДТП.
Индивидуальные специфические особенности того или иного вида происшествия позволяют более полно воспроизвести событие ДТП и установить причины и условия, способствующие этому.
При помощи индивидуальных особенностей следователь сможет найти ответы на такие вопросы:
как автомобили столкнулись и что послужило причиной;
где автомобили столкнулись и при каких условиях;
с какой скоростью двигался каждый автомобиль перед происшествием.
Механические повреждения и следы, оставленные на автомобиле и дороге, составляют картину ДТП. Изучение этих следов позволяет определить, что действительно произошло.
Все многообразие столкновений, опрокидываний и наездов на пешеходов может быть разделено по типам, которые, в свою очередь, имеют свои особенности.
Столкновение транспортных средств
Столкновение имеет пять основных типов: заднее столкновение — столкновение с задней частью остановившегося автомобиля;
встречное столкновение — когда автомобили, следуя точно навстречу друг другу ударяются передними частями;
угловое столкновение — удар одного автомобиля об угол другого, когда длина со-проикасающихся поверхностей автомобилей при ударе составляет более 15 см;

боковое столкновение — столкновение автомобилей боковыми сторонами, когда длина соприкасающихся поверхностей автомобилей составляет менее 15 см;
перекрестное столкновение, когда автомобили сталкиваются под прямым углом.
На основе анализа повреждений определяется тип столкновения, который указывает на взаимоположение автомобилей в момент столкновения.
До столкновения каждый автомобиль двигался в своем направлении относительно друг к другу. После столкновения автомобили могут перемещаться и поворачиваться в положения (в которых они окажутся при полной остановке), не имеющие ничего похожего на их положение при столкновении.
Положение в момент происшествия свидетельствует о том, какой автомобиль поворачивал перед другим или какой автомобиль действительно ударил в другой.
При заднем столкновении имеются следующие особенности:
после такого столкновения автомобили могут остановиться в сцепленном состоянии, если это произошло в движении, или отскочить друг от друга, если один из автомобилей стоял;
у одного автомобиля будут повреждения сзади, у другого в передней части;
следы повреждений на одном автомобиле будут совпадать с повреждениями другого.
Встречное столкновение происходит редко, так как водители стремятся увернуться от встречного удара, но они все-таки происходят и имеют свои особенности:
при таких столкновениях автомобили останавливаются на месте столкновения или отскакивают на равное расстояние, если их вес и скорости были одинаковы;
при неодинаковом весе и скорости более легкий или двигавшийся с меньшей скоростью будет отброшен назад от места столкновения;
автомобили при таком столкновении не вращаются и обломки занимают небольшую площадь дороги.
Здесь основной вопрос для выяснения — на какой стороне дороги произошло столкновение. Место столкновения в этом случае определяется по расположению автомобилей и по следам скольжения колес до удара и после него с учетом перечисленных особенностей.
Угловое столкновение является наиболее распространенным ДТП и имеет свои особенности:
при таком столкновении после удара автомобили обычно вращаются, оставляя следы шин;
при столкновении левыми углами происходит вращение против часовой стрелки и автомобили отскакивают друг от друга;
при соприкосновении правыми углами — по часовой стрелке;
разброс зависит от площади соприкосновения, массы автомобилей, скорости и состояния дорожного покрытия.
При таком столкновении следователь должен выяснить: на какой стороне от осевой линии дороги произошло столкновение, так как обломки, остатки стекла, разлитого масла и грязи могут распространяться на сравнительно большой площади, и это еще одна характерная особенность углового столкновения.
Однако место столкновения можно определить примерно, если следователь будет помнить, что при таком столкновении каждый автомобиль перемещается с места столкновения в сторону своей стороны дороги.
Боковое столкновение, как и угловое, является самым распространенным и требует тщательного расследования и знания особенностей, к которым относятся следующие:
при боковом столкновении повреждения автомобилей обычно незначительны и автомобили останавливают сами водители;
при столкновении автомобили не вращаются;
достоверными фактами, указывающими место столкновения, являются куски осыпавшейся грязи (отвалившейся от крыльев), осколки стекла и следы скольжения шин;
характер царапин и вмятин боковин кузова, их направление могут указывать направление автомобилей.
при таком столкновении автомобили не перемещаются на противоположную сторону дороги и нахождение обоих автомобилей на той или иной полосе указывает, на какой из них произошло ДТП.
Перекрестное столкновение характеризуется тем, что:
следы торможения будут свидетельствовать о направлении движения;
у одного автомобиля вмятины будут с передней части, у другого — с боковой;
ГЛАВА 41. Расследование дорожно-транспортных происшествий
следы скольжения шин после столкновения будут отражать силу и скорость движущихся автомобилей.
При рассмотрении данного столкновения следователю необходимо решить, какой из столкнувшихся автомобилей выехал первым на перекресток. В этом случае имеются три следующих варианта:
1) оба выезжают на перекресток с постоянной скоростью (без торможения);
2} один выезжает на перекресток с постоянной скоростью, а другой тормозит;
3) оба выезжают на перекресток и тормозят.
Для первого случая необходимо: измерить расстояние от места (точки) столкновения до линий, ограничивающих перекресток; это позволит определить в дальнейшем скорость автомобилей;
исходя из скорости можно будет определить время, которое потребовалось каждому автомобилю для проезда от границы перекрестка до места столкновения.
Время будет указывать, какой автомобиль выехал на перекресток раньше, а какой позже.
Во втором случае определение скорости по торможению и его протяженности от границы перекрестка до места столкновения указывает на того, кто выезжал первым на перекресток.
В третьем случае, когда оба автомобиля до места столкновения находились в заторможенном состоянии, длина тормозного пути будет указывать на скорость и того, кто первым выезжал на перекресток.
Опрокидывание транспортных средств
Опрокидывание очень просто отличить от других ДТП по особенностям повреждений, следам, оставляемым на проезжей части и за ее пределами.
Опрокидывание можно условно разделить на четыре типа: при столкновении; при заносе на скользкой дороге; при заносе на крутом повороте; при технической неисправности. Особенностями первого опрокидывния являются:
следы повреждений на автомобилях, которые характерны для столкновений; оставленные на месте столкновения следы, (осыпавшаяся грязь, осколки, следы торможения и т.д.);
следы переворота, бокового юза колес и разброс деталей, осколков, грязи будут охватывать большую, чем при обычном столкновении, территорию;
при опрокидывании, происшедшем в результате столкновения, повреждаются передняя и боковая облицовка, капот и т.д.; при других опрокидываниях этого не наблюдается.
При опрокидывании на скользкой дороге особенностями являются:
следы юза, оставленные на дороге; способствующие опрокидыванию соприкосновения с различными участками дороги, имеющими различный коэффициент сцепления;
следы соприкосновения деталей опрокинутого автомобиля с дорожным покрытием, которые будут указывать на путь движения автомобиля до происшествия;
следы удара на дороге будут свидетельствовать о месте начала опрокидывания;
следы обширного разброса деталей, битого стекла, грязи и т.д. могут указывать на характер опрокидывания;
протяженность следов опрокидывания в зависимости от покрытия (снег, гололед, снежный накат и т.д.) могут свидетельствовать о скорости автомобиля до опрокидывания.
Опрокидывание на крутом повороте чаще всего происходит из-за неправильного выбора водителем скорости движения и это характеризуется следующими особенностями:
происходит резкий занос на полосу встречного транспорта или обочину;
водитель пытается занять свою полосу движения, но не справляется с рулевым управлением, тормозит и опрокидывается.
Опрокидывание может происходить при неправильной загрузке автомобиля или при неполной загрузке (автоцистерны).
Технические неисправности могут влиять на опрокидывание автомобиля в следующих случаях: , отрыв одного из передних колес; неисправности рулевого механизма (обрыв пальца рулевой тяги);
неисправности тормозной системы (когда одно из передних колес или одна сторона колес срабатывает раньше, чем остальные колеса);
при поломке одной из шаровых опор передней подвески (при большом износе или вследствие усталости металла, заводского брака).
§ 6. Специфические особенности расследования столкновений и опрокидываний
Основной характерной особенностью для всех опрокидываний обычно является большая поверхность повреждений, которая значительно превышает поверхность повреждений даже при сильных столкновениях.
Следователь также должен помнить, что при опрокидывании автомобиля деформация металла характеризуется многими направлениями, в то время как при столкновении металл деформируется только в одном направлении.
Наезд на пешеходов
Как и все виды происшествий, наезд имеет несколько типов:
1) наезд при выходе из-за передней части автомобиля;
2) наезд при переходе дороги в неустановленном месте;
3) переход дороги перед близко идущим автомобилем;
4) неожиданный выход на проезжую часть из-за расположенного вблизи дороги объекта, остановившегося транспортного средства и т.д.
Большинство случаев наездов на пешеходов при их многообразии сводится к тому, что пешеходы допускают грубые нарушения правил дорожного движения.
Удельный вес ДТП по вине пешеходов весьма значителен и поэтому требует особого внимания от следователя при юридической оценке их действий, в противном случае могут возникнуть вредные тенденции: с одной стороны, уклонение виновных лиц от уголовной ответственности, а с другой — необоснованное привлечение к ней.
Нарушения, допускаемые пешеходами имеют свои специфические особенности:
1) они совершаются в определенном, четко обозначенном процессе — в дорожном движении;
2) они связаны с созданием аварийной ситуации, при которой водитель лишается возможности нормально управлять транспортным средством;
3) создание аварийной ситуации вызывается непосредственными действиями — перемещением по проезжей части дороги или расположением на ней.
Вина пешехода в ДТП наступает лишь в том случае, если в его действиях имеются нарушения ПДД, вызвавшие аварийную ситуацию и наступление вредных последствий. Основными причинами допускаемых пешеходами нарушений являются:
невнимательность; рассеянность;
легкомысленный расчет, что нарушение ПДД не повлечет последствий; нахождение в нетрезвом виде. Вот почему следователю необходимо давать оценку действиям не только водителей, допустивших наезд, но и пешеходов. К сожалению, нередки случаи, когда такой оценки не дается, особенно если пешеход пострадал.
Оценка действий водителя при наезде на пешеходов должна исходить из следующих обстоятельств :
1) с какого времени и места он воспринимал аварийную ситуацию;
2) принял ли он меры по предотвращению ДТП;,
3) своевременны ли и эффективны были действия по предотвращению ДТП;
4) в каком состоянии находился водитель в момент ДТП;
5) отношение к наступившим последствиям.
В некоторых случаях можно произвести следственные эксперименты, результаты которых могут быть использованы также и экспертизой. С помощью таких экспериментов определяют: а) фактическую скорость движения транспорта, когда отсутствуют объективные данные для экспертных расчетов; б) видимость и обзорность в разных условиях; в) фактическую скорость движения пешехода или время пребывания его в поле зрения водителя; г) эффективность торможения, то есть величину тормозного пути или замедления транспортных средств; д) время реакции водителя.
Называя величину скорости движения транспортного средства, свидетели, как правило, могут допустить и допускают ошибки. Поэтому, чтобы избежать их, нужно сделать следующее. На месте происшествия необходимо поставить свидетеля на ту точку, откуда он наблюдал случившееся. Затем мимо него несколько раз пропускают на различных скоростях транспортное средство, участвовавшее в ДТП ( или другое, но такой же марки и тех же габаритов). Свидетелю дается задание, чтобы он указал на тот режим движения транспортного средства, который он воспринял во время ДТП. Данный эксперимент нужно проводить несколько раз и найти среднеарифметическую величину ско-
ГЛАВА41. Расследованиедорожно-транспортныхпроисшествий
рости по тем режимам движения, на которые указал свидетель.
Для определения экспертным путем скорости движения транспортного средства по показаниям водителя нужно, чтобы он несколько раз проехал на месте происшествия, управляя тем же транспортом ( или другим такой же марки) с той скоростью, которая была перед и во время ДТП. При этом следователь должен сидеть в кабине и, заслонив чем-нибудь спидометр от водителя, наблюдать и фиксировать его показания. После следует определить среднеарифметическую величину скорости движения.
Экспериментальное определение предельной (максимальной) скорости движения на длинных подъемах производится с помощью секундомера. Разделив длину подъема на время его преодоления, получим нужный результат.
Необходимость в следственном эксперименте на видимость и обзорность обычно возникает, если происшествие было совершено на перекрестках, в темное время, при искусственном освещении улиц и дорог, в условиях тумана, на пересеченной местности (при чередовании коротких подъемов и спусков), на дорогах с частыми поворотами, на узких улицах, лесных дорогах и т.д. Кроме того, он необходим, когда водитель ссылается на то, что случившееся невозможно было предотвратить из-за плохой или недостаточной видимости и обзора.
Устанавливать фактическую скорость движения пешехода необходимо на месте происшествия или рядом с ним, в сходных условиях. Если есть данные, что пешеход двигался быстро, то подбирают несколько человек
одного с ним возраста и физического развития. В других случаях, при средних и малых скоростях движения, можно воспользоваться услугами самих участников и свидетелей, так как они лучше воспроизведут характер и скорость движения пешехода.
На отрезке пути, равном пройденному пешеходом, несколько раз пропускают каждого участника эксперимента, измеряя время секундомером. Разделив сумму результатов на их количество, получим среднеарифметическую величину времени, необходимого для преодоления участка пути, а затем делением длины пути на среднее время — искомую скорость движения пешехода.
Кроме этого, при оценке действий водителя следователю необходимо учитывать, что, управляя автомобилем, водитель при возникновении аварийной ситуации во избежание наезда на пешехода и предотвращения вредных последствий должен:
1) оценить обстановку;
2) принять решение;
3) воздействовать на систему управления;
4) снизить скорость путем торможения;
5) изменить направление движения или остановиться.
Все это требует определенного времени, а так как все происшествия происходят в движении транспортного 'средства и пешехода, то обстановка усложняется и водителю отводится меньше времени для избежания наезда.
Все приведенные выше особенности следователь должен учитывать при расследовании данного вида происшествий, что избавит его от ошибок и даст возможность объективно провести расследование.
§7. Отдельные советы и рекомендации следователю
В упрощенном и обобщенном виде советы и отдельные рекомендации следователю, по мнению авторов, должны сводиться к таким основным моментам:
1. Исследование и уяснение механизма ДТП
Исследование и уяснение механизма ДТП начинается с изучения момента возникновения опасности.
Момент возникновения опасности — это: начало опасной ситуации, которая при
отсутствии активных действий со стороны водителя перерастет в аварийную;
точка в пространстве, с которой водитель мог воспринимать источник опасности;
момент во времени, когда водитель мог и должен был воспринять симптомы источника опасности, сигнализирующие о принятии экстренных мер;
начало формирования системы причинных связей среди элементов «водитель — автомобиль — дорога — пешеход»;
§ 7. Отдельные советы и рекомендации следователю
действия (бездействие) пешехода на полосе движения транспортного средства на расстоянии, которое: а) позволяет водителю предотвратить ДТП; б) .позволяет пешеходу изменить свое месторасположение, чтобы освободить водителю пространство для безопасного проезда или маневра;
включение в контакт с транспортным средством дефектов дорожного покрытия (как источника опасности), которые деформируют динамику действий водителя при движении ТС, переводя его в состояние неуправляемости (например, выступающая крышка канализационного колодца вырвала рулевые тяги автомобиля). Этот элемент играет решающую роль, если, например, водитель не мог и не должен был увидеть выступающий канализационный люк в пределах расстояния, позволяющего предотвратить ДТП;
внезапное ощущение выхода из строя важного для движения узла транспортного средства (рулевого управления, элементов ходовой части, тормозной системы). В данном случае исследуется вопрос, что, когда и почему испортилось в машине и насколько именно эта поломка повлияла на дальнейшее движение машины и действия водителя по предотвращению ДТП.
По мнению специалистов ВНИИСЭ Н.М. Кристи, Г.А. Терехова, К.Е. Элина, обязанность предотвратить ДТП наступает не с момента возникновения опасности, а с момента, когда водитель ее обнаружил, либо должен был или мог предвидеть ее возникновение, то есть появления препятствия.
Аварийная ситуация характеризуется следующими параметрами:
конкретно сложившаяся дорожная обстановка, в которой водитель уже объективно или субъективно лишен возможности эффективно воздействовать на процесс движения в целях предотвращения ДТП;
динамика движения транспортного средства в зоне технической невозможности предотвращения ДТП;
расстояние (пространство) меньше остановочного пути данного ТС в конкретной дорожной ситуации;
последствия несвоевременных или неэффективных действий водителя в опасной ситуации;
непредвиденные действия иных участников движения, которые создали эффект ава-
рийности в зоне технической невозможности предотвратить ДТП, а также которые водитель не должен был и не мог предвидеть при движении по данному участку пути.
2. Возникновение и понятие опасной ситуации
Опасная ситуация — это дорожно-транспортная ситуация, характеризующаяся следующими факторами: движением транспортного средства; наличием источника опасности (препятствия) на полосе движения транспортного средства;
прогнозной возможностью предвидения последствий при непринятии необходимых мер в ответ на воспринятую опасность;
обязанностью выполнения действий по предотвращению ДТП;
нарушением Правил ДД со стороны одного из участников движения, хотя возможны казусы, когда Правила не нарушаются ни кем из участников ДТП (тогда ответственность не наступает).
пространственно-временной возможностью водителя своевременно воспринять опасность и выполнить действия по предотвращению ДТП.
Опасная ситуация — это явление, которое имеет две стороны:
опасная ситуация объективна, то есть она возникает независимо от того, воспринимал ее водитель или нет. Она может быть скрыта от водителя препятствием, ограничивающим обзор и видимость;
опасная ситуация субъективна, то есть она воспринимается водителем с учетом его личностных возможностей, способностей к интерпретации сигналов опасности. Кроме того, источник опасности может быть воспринят, но не осознан как сигнал к действию по предотвращению ДТП, хотя и должен быть осознан. В данном случае может идти речь о вине водителя, опосредованной нарушением Правил ДД.
Опасная ситуация имеет пространственно-временные характеристики: остановочный путь; опасная ситуация при однонаправленном движении;
опасный интервал при параллельном движении;
обзорность с места водителя и величина видимости.
ГЛАВА41. Расследованиедорожно-транспортныхпроисшествий
Остановочный путь складывается из времени реакции водителя, времени запаздывания срабатывания тормозного привода, времени нарастания замедления, времени замедления автомобиля до полкой остановки.
Безопасная дистанция при однонаправленном движении — это расстояние между следующими друг за другом в попутном направлении транспортными средствами, позволяющее исключить столкновение с впереди идущим ТС, водитель которого осуществляет экстренное торможение.
Безопасный интервал при параллельном движении — это ( как правило, малое) расстояние между боковыми частями транспортных средств, предотвращающее боковое столкновение.
Обзорность с места водителя — это возможность видеть (воспринимать) дорожную обстановку на полосе его движения и по обеим полосам от него и на некоторой высоте над транспортным средством.
Время реакции водителя — это система действий водителя, состоящая из следующих периодов:
1) сенсорного, который состоит: из поисковых и познавательных движений глаз из фиксации и различения объектов опасности, из различения частных признаков объектов опасности. Объем зрительного восприятия позволяет одновременно фиксировать 4—8 элементов внешней среды в единицу времени. Надежность расшифровки водителем зрительной информации зависит от места и удаления объекта от центральной части сетчатки глаза. В сенсорном периоде водитель принимает информацию и через органы слуха;
2) центрального, который состоит из следующих элементов:
осознание опасности воспринимаемого объекта (ситуации);
оперативное моделирование процессов развития ситуации; перебор в памяти аналогичных ситуаций; формирование цели действия; борьба мотивов при формировании решения о выходе из опасной ситуации. Содержание принятого водителем решения включает в себя: учет развития дорожной ситуации, предвидение конечного результата действий, определение средств и способов принятия решения, преднастройку к выполнению действий по предотвращению ДТП;
3) моторного, который состоит из системы действий по реализации принятого решения. Водитель переносит ногу с педали подачи топлива йа педаль тормоза, переключает ручку коробки передач, производит манипуляции рулем, одновременно принимая информацию о результативности производимых действий.
3. Типовая программа допроса водителя, применяемая при расследовании всех видов ДТП
Программа допроса водителя, применяемая при расследовании всех видов ДТП (требует развития с учетом частных особенностей^
1. Сколько лет вы водите машину (мотоцикл)?
2. Были ли перерывы в вождении?
3. Сколько часов ежедневно проводите за рулем?
4. Каково ваше состояние здоровья (качество зрения, слуха, наличие хронических заболеваний, особенности организма, влияющие на качество вождения, и т.д.)?
5. Как себя чувствовали перед происшествием?
6. Как спали ночью перед происшествием?

<< Предыдущая

стр. 3
(из 4 стр.)

ОГЛАВЛЕНИЕ

Следующая >>