ОГЛАВЛЕНИЕ

Глава 40 Расследование экологических преступлений
§1. Уголовно-правовая характеристика экологических преступлений
В диспозициях норм УК, предусматривающих ответственность за экологические преступления, предусмотрены виды наказуемых деяний, их вредные последствия либо угроза наступления таковых. В большинстве статей рассматриваемой группы объективная сторона преступления обозначена как нарушение правил охраны окружающей среды. Имеются в виду правила: охраны окружающей среды при производстве работ (ст. 246 УК); безопасности при обращении с экологически опасными веществами и отходами — радиологическими, бактериологическими, химическими (ст. 247 УК); безопасности при обращении с микробиологическими, другими биологическими агентами или токсинами (ст. 248 УК); ветеринарные и установленные для борьбы с болезнями и вредителями растений (ст. 249 УК); выброса в атмосферу загрязняющих веществ, эксплуатации установок, сооружений и иных объектов (ст. 251 УК).
В двух случаях в качестве элементов объективной стороны составов преступлений предусмотрены факты загрязнения водных объектов: а) загрязнение, засорение, истощение поверхностных или подземных вод, источников водоснабжения или иное изменение их природных свойств (ст. 250 УК); б) загрязнение морской среды, независимо от способа загрязнения — вследствие неправильного захоронения или сброса загрязняющих веществ с берега, транспортных средств или морских сооружений на воде (ст. 252 УК). В ст. 246 УК под работами понимаются: проектирование, размещение, строительство, ввод в эксплуатацию и эксплуатация всевозможных объектов — промышленных, сельскохозяйственных, научных и иных. Таким образом, ответственность по данной статье может наступить за разработку заведомо дефектного проекта объекта, не обеспечивающего его экологическую безопасность, ввод в эксплуатацию объекта, вред-
ного для окружающей среды, и такую его эксплуатацию, которая вредит окружающей среде, разумеется, при наступлении вредных последствий, о которых говорится ниже.
В ст. 251 УК имеется в виду правила эксплуатации различных технических объектов, направленные на обеспечение безопасности последних для атмосферного воздуха. В ст. 250 УК под истощением водных источников следует понимать сокращение объема имеющихся в них вод, например, вследствие чрезмерного забора, а под иным изменением природных свойств воды уменьшение содержания в ней кислорода, минеральных солей, снижение ее растворяющей способности, например, в результате сброса в водоем воды из очистного сооружения, в котором использовались ненадлежащие биологические или химические средства очистки.
Ряд анализируемых норм УК предусматривает уголовную ответственность лишь при условии наступления определенных вредных последствий. Из обозначенных в диспозициях соответствующих статей УК в числе наиболее тяжелых последствий надо считать наступившую по неосторожности смерти человека (ч. 3 ст. 247 УК, ч. 2 ст. 248 УК, ч.З ст. 250 УК, ч. 3 ст. 251 УК; ч. 3 ст. 252 УК).
В ряде статей УК в качестве вреда, как условия уголовной ответственности, фигурируют «тяжкие последствия» (ст. 246, 248, 249 УК). К числу таких последствий надо отнести причинение вреда здоровью людей, гибель хотя бы одного человека, распространение эпидемии и эпизоотии, истребление флоры и фауны в масштабах, которые обусловливают подрыв материального благосостояяия определенного региона или заметно сказываются на снижении экономической мощи всего государства. К весьма серьезным последствиям закон относит массовые заболевания людей (ч. 3 ст. 247 УК). Практикой еще не выработан критерий, посредством которого заболевание можно считать
§ 1. Уголовно-правовая характеристика экологических преступлений
массовым. Не исключено, что им окажется заболевание не менее десятка граждан. Среди вредных последствий указаны причинение существенного вреда здоровью человека (ч. 3 ст. 252 УК) или простого вреда человеческому здоровью (ч. 1 ст. 246 УК, ч. 2 ст. 247 УК, ч. 1 ст. 248 УК, ч. 2 ст. 250 УК, ч. 2 ст. 251 УК). Представляется, что под существенным вредом здесь следует понимать как тяжкий, так и средней тяжести, а просто вред оценивать как имеющий тяжесть менее средней (причинение легкого вреда).
В качестве одного из достаточно серьезных вредных последствий предусматривается массовая гибель животных (ст. 246 УК, ч. 2 ст. 247 УК, ч. 2 ст. 250 УК). Критерий оценки массовости гибели животных должен, видимо, варьироваться в зависимости от общего количества животных, обитающих в определенном регионе или имеющихся в определенном хозяйстве, а также от того, насколько ценно и редко животное определенного вида. При их общем малом количестве массовой можно считать гибель нескольких десятков, а при значительном количестве — нескольких сотен и более животных. В качестве одного из негативных последствий упоминается существенный вред животному, растительному миру, рыбным запасам (ч. 1 ст. 250 УК, ч. 2 ст. 252 УК), а в ч. 1 ст. 250 УК говорится также о существенном вреде лесному и сельскому хозяйству.
Под этим следует понимать такое ухудшение окружающей среды, при котором заметно уменьшается численность животных, дикорастущих растений, рыб, становится обычным явлением усыхание деревьев, сокращение урожайности сельскохозяйственных культур.
Серьезным негативным последствием может быть распространение эпидемии и эпизоотии (ч. 1 ст. 248 УК). По точному значению данного выражения под ним надо понимать широкое распространение инфекционного заболевания людей или заразной болезни животных, значительно превышающее уровень обычной заболеваемости на данной территории.
Одним из последствий экологического преступления может быть существенное изменение радиологического фона (ст. 246 УК), имеется в виду повышение стабильного уровня радиации, при котором она становится опасной для здоровья людей и животных.
В ряде случаев ответственность обусловлена любой степенью негативного изменения окружающей природной среды, вызванного действием правонарушителей в зоне экологического бедствия либо чрезвычайной ситуации (ч. 2 ст. 247, ч. 2 250 УК) или на территории заповедника, заказника (ч. 2 ст. 250 УК).
Ч. 2 ст. 252 УК предусматривает ответственность за причинение вреда зонам отдыха либо другим охраняемым законом интересам. Под другими интересами здесь можно понимать, например, необходимость строительства дач, создания парка культуры и отдыха, устройства лодочной станции, постройки здания водноспортивного клуба на определенном участке береговой полосы, подвергаемом загрязнению.
Таким образом, ответственность за экологическое преступление должна наступать, как правило, при наличии вредных последствий для природной среды. Исключение составляют случаи нарушения правил: обращения экологически опасных веществ и отходов (ч. 1 ст. 247), за которое ответственность наступает даже при возникновении угрозы причинения существенного вреда здоровью человека или окружающей среде; охраны окружающей среды, следствием чего являются существенное изменение радиоактивного фона (ч. ! ст. 246 УК) либо негативное изменение природных свойств воздуха (ч. 1 ст. 251 УК), либо загрязнение морской среды веществами, вредными для людей и живых ресурсов моря (ч. 1 ст. 252 УК).
Надо полагать, что угроза для окружающей среды — это возможность такого ее изменения, при котором она становится опасной для представителей флоры и фауны.
Применительно почти ко всем экологическим преступлениям субъектом преступления может быть любое вменяемое лицо, достигшее 16-летнего возраста. Исключение составляет лишь ст. 246 УК (нарушение правил охраны окружающей среды при производстве работ), которая предусматривает ответственность специального субъекта — лица, ответственного за соблюдение соответствующих правил. Отношение субъекта любого из экологических преступлений к своему поведению, означающему причинение уголовно наказуемого ущерба окружающей природной среде, может выражаться в форме умысла (прямого или косвенного) и неосторожности. По отношению же к последствиям вина
610
ГЛАВА 40. Расследование экологических преступлений
может быть только неосторожной. При наличии же умысла на последствие, например, причинение смерти человека или вреда его здоровью путем загрязнения природной сре-
ды, содеянное следует рассматривать как реальную совокупность преступлений, то есть как соответствующее экологическое преступление и, например, убийство.
§2. Возбуждение уголовного дела
Поводами к возбуждению дел об экологических преступлениях могут быть любые из числа предусмотренных уголовно-проиес-суальным законом. Во многих случаях они возбуждаются по сигналам органов экологического контроля. Положительный момент здесь заключается в том, что эти органы достаточно хорошо ориентируются в разграничении административной и уголовной ответственности за экологические правонарушения, помогая следователям избегать необоснованного возбуждения дел по фактам, относящимся к сфере административной ответственности.
Согласно письму Минприроды РФ от 31.08.92 г. «О требованиях к оформлению и направлению материалов в органы прокуратуры по фактам уголовно наказуемых нарушений природоохранного законодательства», — орган экологического контроля при обнаружении им признаков экологического преступления должен направить в прокуратуру следующие документы: 1) сообщение о нарушении природоохранного законодательства с указанием размера причиненного ущерба; 2) протокол о нарушении с указанием нарушенных нормативных актов, зоны,
источника загрязнения, фамилии, имени, отчества должностного лица, нарушившего экологические правила, обстоятельств, способствовавших нарушению; 3) заключение специалистов о характере нарушения, размере ущерба; 4) приложения (акты лабораторных исследований; акты ранее проводившихся проверок; документы о принятых мерах по устранению выявленных недостатков, наказаниях, наложенных на виновных; постановления о приостановлении или прекращении работ на объекте — источнике загрязнения; копии ведомственных нормативных актов, регламентирующих деятельность по обеспечению экологической безопасности, которые оказались нарушенными.
Аналогичные документы представляют органы Госсанэпиднадзора в случаях санитарных нарушений.
При ином повороте к возбуждению дела сомнения относительно достаточности для этого оснований могут быть разрешены в результате предварительной проверки, проводимой по поручению следователя органом экологического контроля, либо благодаря консультации, получаемой от соответствующего специалиста.
§ 3. Схема первоначального этапа расследования
Первоначальные следственные действия по делам рассматриваемой категории, последовательность их проведения зависят от исходной ситуации. В первой из них известны как место, так и источник загрязнения окружающей природной среды, во второй — лишь загрязненная зона, а в третьей — только источник загрязнения.
Во второй ситуации усилия следователя направляются на выявление источника (или нескольких источников) загрязнения, а в третьей — на установление зоны (зон) загрязнения. В поисках как объекта, причастного к загрязнению, так и загрязненных зон важное ориентирующее значение имеет состав загрязняющих веществ. В ходе расследования уста-
навливается тип допущенного загрйзнения хозяйственно-бытовое, производственное (промышленное). Кроме того, путем специальных анализов определяется природа загрязнения (за счет миненральных веществ, то есть кислот, щелочей, минеральных солей, песка, шлака; посредством органических веществ в виде органических кислот, остатков овощей, физиологических выделений; бактериального происхождения — с участием микроорганизмов, в том числе болезнетворных бактерий). Устанавливаются также состав и свойства загрязнений — химический состав взвешенных частиц и плавающих в воде примесей, активная реакция воды (водородный показатель), наличие возбудителей заболева-
§ 4. Следственный осмотр и эксперимент осмотра загрязненной зоны
ний: превышение предельно допустимых концентраций вредных веществ (ПДК), а также другие отклонения показателей состава и свойств воздуха либо воды от нормы.
Если источник загрязняющих веществ уже известен, получить представление о их составе можно путем ознакомления с технической документацией, в частности экологическим паспортом предприятия, разрешением органа экологического контроля на производство выбросов и стоков, допросами работников данного объекта природо-хранных органов. Зная состав и признаки этих веществ, можно быстрее обнаружить места их локализации. Если в начале работы по делу известен очаг загрязнения, получить информацию о характере загрязняющих веществ можно благодаря осмотру места происшествия, допросам свидетелей-очевидцев, экспертным заключениям.
Помощь могут оказать запрошенные следователем сведения органов экологического контроля о хозяйственных объектах, в промышленных выбросах и стоках которых присутствуют вредные химические элементы и соединения.
При загрязнении водоемов поиски зоны загрязнения от известного источника или поиск источника от известной загрязненной зоны ведутся вдоль водных путей, по которым могли распространиться загрязняющие вещества.
При загрязнении атмосферного воздуха поиски источника загрязнения ведутся в направлении, противоположном направлению распространения господствующих ветров, а также в направлении, откуда, по показаниям свидетелей, перемещалось облако загрязнения.
Косвенные указания на источник загрязнения дают установленные при проверках на предполагаемых объектах факты резкого увеличения объемов производства, ввода в эксплуатацию нового оборудования, нарушений технологического процесса, повышения количества бракованных изделий.
Важное значение на первоначальном этапе расследования имеют следственные осмотры, допросы свидетелей, особенно очевидцев, работа с документами и назначение некоторых экспертиз.
§ 4. Следственный осмотр и эксперимент осмотра загрязненной зоны
К участию в осмотре рекомендуется пригласить в качестве специалистов сведущих лиц соответствующих профилей, например, в случае утечки химикатов — химика; при наличии данных о гибели рыб — ихтиолога, работника рыбоохраны; при повреждении посевов — агронома; в случае радиоактивного заражения — дозиметриста.
К осмотру места аварийного сброса загрязняющих веществ целесообразно привлечь представителей объекта — источника загрязнения, если он уже известен (в частности, технического директора, старшего инженера по охране природной среды), лиц, прямо или косвенно причастных к загрязнению.
В ходе осмотра необходимо установить и зафиксировать внд осматриваемого объекта и все его особенности, могущие иметь значение для дела. Прежде всего определяются его наименование и другие общие данные, например: участок суши, озера, пруда, реки канала, сплавного рейда, сельскохозяйственного угодья, леса, луга или канализацион-
ная сеть, свалка и т.д.; примыкающие к зоне загрязнения сельскохозяйственные, лесные угодья, огороды, строения назначение, категория водоема: для питьевых, культурно-бытовых нужд населения; промышленных или сельскохозяйственных целей; нужд рыбного хозяйства (нагульная площадь, нерестилище, миграционный путь и пр.); нужд гидроэнергетики, водного транспорта, лесосплава, лечебно-оздоровительных целей. Если загрязненный участок суши приходится на объект со специальным режимом охраны, отмечается вид этого объекта (национальный парк, заповедник, заказник, водо-охранная зона и т.д.).
При осмотре загрязненного водоема отмечается степень прозрачности воды (слегка замутнена, полупрозрачна, непрозрачна в тонком слое). В случае загрязнения нагретым водотоком измеряется температура воды (ее повышение сверх определенного уровня может ухудшить условия жизнедеятельности водных организмов). Необходимо установить и указать в протоколе осмотра наличие за-
ГЛАВА 40. Расследование экологических преступлений
грязняюших веществ на поверхности почвы, травы, воды, льда, снега либо в придонном слое или на дне водоема, либо зацепившихся за камни, коряги, за свисающие над водой ветки кустарников, деревьев; их цвет, запах) размерные характеристики (например, обильная пена на воде с запахом моющего средства, высотой до 3м, на площади 50х30 м); структуру и копгистениию (в частности, масса пылеобразная, желеобразная, волокнистая; жидкость густая, клейкая); степень выраженности этих признаков (например, запах очень слабый, слабый, заметно выраженный, сильный, очень сильный).
Необходимо отметить признаки изменения естественной окраски растительности (коричневатые пятна на краях листьев, например от хлороводорода; темные гтятна — от сажи, окиси железа и пр.).
Фиксируется наблюдаемое иногда при осмотре ненормальное поведение животных или рыб, иных водных организмов. Например, сильное возбуждение рыб, их выскаки-вание из воды, опрокидывание на бок, судороги, открытость рта и жаберных крышек вследствие попадания в водоем значительных масс минеральных удобрений либо фенола, иных отравляющих веществ, веерообразные движения, опускание в толщу воды головой вниз, замедление дыхательного ритма, отсутствие реакций на внешние раздражители, плавание вверх брюхом, захват пузырьков воздуха на поверхности воды.
При осмотре погибшей рыбы отмечаются: а) вид; б) размеры; в) позы (наличие или отсутствие изогнутости тела); г) цвет и яркость наружных покровов (тусклые, блестящие); д) состояние различных частей: рта, жабер (открыты, закрыты), жаберного аппарата (цвет, побледнение, целостность жаберных лепестков, отеки жаберной ткани), глаз (выпучивание глазных яблок, кровоизлияния), плавников (целостность плавниковой каймы), че-шуйчатость покрова (целостность, ерошение); е) повреждения на теле (язвы и другие, их количество, локализация, форма, размеры, цвет); д) наличие наслоений — светло-серой слизи (появляющейся в результате отравления кислотой) или темно-коричневой (возникающей при отравлении гуминовой кислотой либо гидратом окиси железа), газовых пузырьков; е) потеря чешуи, травмы, кровоподтеки на жабрах; ж) нахождение инородных предметов между жаберными лепестками; з) запах, издаваемый рыбой.
Подсчитывается и указывается в следственном протоколе количество погибших рыб (в абсолютном или относительном выражении), отмечаются их размерные характеристики (например, на каждом из взятых выборочно двух участков пруда возле берега, на площади 1 кв. м оказалось в среднем по 35 экземпляров погибших карпов и карасей, а на каждом из трех участков в центре пруда— в среднем 27 экземпляров; вес погибших рыб составил от 50 г до 1,3 кг).
Рекомендуется принять меры к поиску: следов транспортных средств, с которых могли быть сброшены загрязняющие вещества; тары из-под загрязняющих веществ; кучи сваленных отходов, отбросов, мусора; следов отекания в водоем жидких загрязнителей, например навозной жижи.
При осмотре пораженных загрязнением сельскохозяйственных культур устанавливаются их вид и разновидность (зерновые —.рожь, пшеница, ячмень, овес, кукуруза и пр.; масличные, например подсолнечник; крупяные — гречиха, просо; бобовые — бобы, горох, вика; технические культуры — лен, конопля, джут; кормовые травы — клевер, люцерна; овощи — капуста, свекла, морковь и др.; посадки плодовых деревьев, ягодных кустарников).
Фиксируются: находящаяся под соответствующей культурой площадь, степень по-леглости стеблей (слабая, средняя, полная); загрязняющие вещества, их интенсивность, цвет и запах.
При осмотре загрязненной почвы на площадях, не занятых сельскохозяйственными культурами, устанавливаются и фиксируются в протоколе: вид угодья (луг, пар, вспаханное поле); тип почвы (чернозем, суглинок, песчаник, подзол, серозем, каштановая); наличие, характер, особенности загрязняющих веществ (твердые, жидкие отходы производства, иные вредные вещества, их цвет, запах); интенсивность загрязнения (сплошное, локальное); площадь, пораженная загрязнением; глубина проникновения жидких загрязняющих веществ в почву.
При обнаружении трупов животных, предположительно погибших от загрязнения природной среды, устанавливается и указывается в протоколе их вид (коровы, овцы, свиньи и т.д.); количество каждого вида; месторасположение трупов относительно источника загрязнения, предположительно загрязненного водоема или корма. Фиксируются
§ 4. Следственный осмотр и эксперимент осмотра загрязненной зоны
позы трупов, состояние рта, глаз, наличие рвотных масс.
При осмотре рекомендуется по возможности применить научно-технические средства: а) сфотографировать, запечатлеть посредством видеозаписи загрязненную территорию, следы загрязнения и его последствия (трупы животных, рыб, пораженную растительность); б) при помощи выдеозаписыва-юшей камеры зафиксировать продолжающийся выброс вредных веществ; в) применить газоанализатор, проверить степень чистоты атмосферного воздуха.
Необходимо взять пробы объектов, пораженных загрязнением.
Пробы воздуха берутся из разных мест загрязненной зоны (в населенных пунктах с интервалом 0,5—5 км, с учетом рельефа местности, количества и расположения источников загрязнения, на высоте 1,5—3,5 м), обычно при помощи электрического аспиратора.
Пробы воды отбираются в местах сброса в водоем сточных вод и нахождения погибшей рыбы, на 0,5—1 км выше предполагаемого источника загрязнения и на таком же расстоянии ниже загрязненного участка (в 5—7 пунктах, лучше на фарватере,' по 1,5— 2 л из каждого пункта).
При загрязнении водоема нефтью или нефтепродуктами специалист по поручению следователя пробоотборником изымает пробы вещества пленок (в 2—3 точках в центральной части загрязнения и в 2—3 пунктах на его краях).
Пробы планктона берутся с планктонной сетки после пропускания через нее 50—100 л воды.
Пробы почвы изымаются с пробных площадок, каждая размером: при однородном почвенном покрове — 1—5 га, при неоднородном покрове —0,5—1 га, из разных глубин (обычно до 2 см).
В пробы больных, недавно погибших рыб, птиц, а также растений включается по нескольку экземпляров каждого вида (не менее 5 штук). В качестве образца для сравнения желательно изымать здоровые рыбы того же вида и размера — из благополучного соседнего водоема или непораженного участка того же водоема. При невозможности немедленной доставки таких проб в лабораторию специалист консервирует их, например с помощью этилового спирта.
Целесообразно направлять изъятые пробы на анализ без промедлений (не позднее одних суток).
Анализы проб воды производятся в гидрохимических лабораториях, воздуха — в лабораториях химии атмосферы, почвы — в агрохимических лабораториях местных природоохранных органов.
Пробы химических, биологических, бактериологических веществ берутся вместе с образцами материалов, которые ими пропитаны или на которых они адсорбированы. Повышенный уровень радиации замеряется дозиметристом и результат фиксируется в протоколе осмотра.
Осмотр источника загрязнения и вещественных доказательств
По мере надобности к осмотру источника загрязнения следует привлечь соответствующих специалистов — проектировщика предприятия или очистного сооружения данного типа, инженера-технолога, работника инспекции по охране атмосферного воздуха или воды.
Необходимо присутствие при осмотре работников осматриваемого объекта, например, представителей предприятия, чья деятельность так или иначе связана с загрязнением.
При осмотре очистного сооружения рекомендуется установить и зафиксировать в протоколе осмотра: а) вид сооружения (общезаводское, цеховое, его назначение); б) местоположение водоочистного сооружения относительно ближайшего населенного пункта (выше, ниже по течению реки); в) метод очистки (химический, физический, биологический, смешанный); г) конструктивное оформление (наличие фильтров, их вид, песколовок, решеток, отстойников, полей фильтрации, биологических прудов, иловых площадок, биокоагуляторов, осветителей, ограждений, освещения, контрольно-измерительной аппаратуры (в частности, используемой для замеров расхода воздуха и активного ила), автоматизированных устройств (например, для дозированной подачи реагентов, механического обезвоживания осадков); д) состояние, исправность (особенно фильтров); е) соответствие проекту, технологическому регламенту (соблюдение времени пребывания воды в отстойнике, проектной нагрузки, необходимого времени аэрации сточных вод, равномерности подачи воды на фильтры в течение суток, дозировки и раномерности подачи хлора, времени его контакта с очи-
ГЛАВА 40. Расследование экологических преступлений
щаемыми водами,-своевременности удаления ила, шлама из контактных резервуаров); ж) скорость движения очищаемых вод через сооружение и его отдельные звенья; з) наличие следов ремонта, дооборудования.
Очень важно осмотреть газоочистную пылеулавливающую установку. Перед осмотром принимаются необходимые меры безопасности (установка отключается от газового потока, охлаждается до температуры не более + 50°С). При осмотре отмечаются исправность или дефектность установки, вид, состав очищающего агента, соответствие фактических показателей работы регламентным. Состав воздуха на входе в установку и выходе из нее определяет специалист с помощью газоанализатора.
В случае загрязнении атмосферного воздуха определяются и фиксируются местоположение газово-пылевых выбросов; границы санитарно-защитной зоны и по возможности территории, на которой осели загрязняющие вещества; присутствие и характер посторонних запахов; наличие застроек возле источника загрязнения; метеорологические условия в момент осмотра (температура воздуха, осадки, направление ветра).
В месте наибольшей концентрации загрязняющих веществ отбираются образцы воздуха.
При осмотре загрязненных сточных вод следует отметить: цвет воды, степень ее прозрачности — до поступления на водоочистное сооружение и по выходе из него.
Рекомендуется взять пробы воды из мест перед очистным сооружением и после него, а также из канализационной системы и водоема, в который сбрасываются сточные воды (в пределах 500 м от места впадения сточных вод).
Целесообразно запечатлеть объект осмотра путем серии фотосъемок (ориентирующей, обзорной, узловой).
В протоколе осмотра необходимо указать: а) наименования, виды осматриваемых объектов (производственный участок, цех, оборудование, очистное сооружение, канализационная сеть, двор для хранения отходов); б) назначение объектов осмотра, то есть выполняемые ими функции (производство, хранение, транспортировка определенных изделий, сырья, материалов, перевозка, складирование отходов, эвакуация нечистот); в) особенности состояния осматриваемых объектов, которые могли обусловить загряз-
нение окружающей среды (например, неисправность оборудования, очистного сооружения); г) характер загрязняющих выбросов (фаза жидкая или газообразная, объем значительный или небольшой, цвет, площадь участка, на который выпали загрязняющие вещества).
В ходе осмотра передвижного источника загрязнения необходимо установить и зафиксировать прежде всего вид передвижного источника (нефтеналивное или иное судно, баржа, автомашина, прицеп, полуприцеп, железнодорожный вагон или платформа и т.д.), его номерной знак. Скрупулезному обследованию надо подвергнуть все наружные и внутренние поверхности передвижного объекта, который, согласно предположению, явился источником загрязнения. При этом отмечаются имеющиеся наслоения, остатки загрязняющих веществ, а также их следы в виде потеков, брызг, капель, иных помарок с указанием их локализации (например, на дне, внутренних поверхностях бортов кузова автомашины). Определяются их структура (твердое монолитное, порошкообразное, вязкое, жидкое вещество и т.д.), окраска и запах. Последний обозначается по аналогии с каким-либо широко известным запахом (например, напоминает запах гашеной извести, тухлых яиц, гнилого сена). В иных случаях может быть отмечено, что ощущается запах, характерный для определенного химического соединения (бензина, керосина, ацетона, аммиака и т.д.) или «ощущается неприятный запах». Указывается сила воздействия запаха (запах слабый, средней силы или острый, резкий).
При обнаружении на передвижном объекте загрязняющих веществ изымается образец каждого из них. Твердое монолитное и порошкообразное вещество, вязкая масса отделяются с помощью лезвия ножа и помещаются в чистую стеклянную посуду с плотной укупоркой. В такую же посуду помещается образец жидкого загрязняющего вещества, изымаемый либо по возможности чистой ложкой (лучше из химически нейтрального материала — пластмассы), либо путем пропитывания им стерильной марли, не разрушаемой изымаемой жидкостью.
В качестве вещественных доказательств по делам рассматриваемой категории иногда используются загрязненные предметы одежды, головные уборы, обувь лиц, причастных к загрязнение природной среды. Чаще всего
§ 5. Допрос свидетелей
ими являются водители транспортных средств, с которых производился сброс загрязняющих веществ, а также грузчики и разнорабочие, участвовавшие в сбросе. Вещественными доказательствами могут оказаться и инструменты, в частности лопаты, вилы, ломы, применявшиеся для сброса загрязняющих веществ.
В протоколе осмотра отражается факт наличия на осматриваемых предметах каких-либо веществ, отмечаются консистенция последних, их цвет и запах.
Образцы загрязняющих веществ по возможности отделяются от предметов-носителей и упаковываются так же, как в случае осмотра передвижного источника загрязнения. При малых количествах приставших веществ, их прочном сцеплении с воспринимающим материалом (например, пропитывании ткани одежды) они изымаются без предварительного отделения, вместе с предметами, на которых обнаружены.
Следственный эксперимент
Следственный эксперимент по делам данной категории обычно связан с проверкой работы производственного оборудования, очистных сооружений, иных технических средств для установления, опасны ли они с точки зрения загрязнения окружающей среды и если да, то в какой мере.
Необходимо предварительно ознакомиться с инструкцией по эксплуатации соответствующего технического средства и строго руководствоваться ею в процессе опытных действий. Существенная роль в подготовке и проведении такого эксперимента отводится специалистам. В качестве специалистов следует приглашать лиц, компетентных в устройстве и применении техники, подлежащей проверке, а также лиц, сведущих в определении кондиционности, степени загрязненности выбрасываемых проверяемыми механизмами сточных вод, паро-, газопылевых образований или уровня излучаемой ионизирующей радиации.
Приведение в действие соответствующей техники может осуществить достаточно опытный производственник (инженер, тех-
ник, высококвалифицированный рабочий), а произвести замеры загрязняющих факторов — не заинтересованный в исходе дела сотрудник заводской аналитической лаборатории (например, с родственного предприятия) или лаборатории госинспекиии нужного профиля. Так, например, к определению кондиционности газопылевых выбросов можно привлечь работника санэпидстанции или Государственной инспекции по охране атмосферного воздуха, а к проверке степени загрязненности сточных вод — гидрохимической лаборатории, которые имеются в системе Министерства охраны окружающей среды и природных ресурсов.
Полезно предварительно с участием специалистов осмотреть место предстоящего эксперимента и составить план его проведения.
Понятых следует подбирать из числа граждан, знакомых с оборудованием и технологией производства на проверяемом объекте. Это предоставляет дополнительные гарантии достаточной точности действий при эксперименте и объективности его результатов.
К числу критериев допустимости эксперимента по делам рассматриваемой категории относятся обеспечение безопасности для жизни и здоровья участников опытных действий, недопустимость причинения существенного материального ущерба предприятиям или отдельным гражданам, а также исключение серьезного, крупномасштабного загрязнения окружающей среды.
До начала эксперимента необходимо опросами работников проверяемого объекта установить, что условия намеченных опытных действий соответствуют тем, в которых осуществляется обычная производственная деятельность. По мере надобности условия варьируются, например, работа очистных сооружений проверяется при различных количествах фильтров.
Кроме выяснения надежности очистных сооружений, путем следственного эксперимента приходится устанавливать концентрацию вредных веществ в выбросах на конкретном объекте, объем выбросов с вредными веществами за некоторый отрезок времени и др.
§ 5. Допросы свидетелей
У свидетелей-очевидцев загрязнения природной среды, в связи с которым возбуждено
дело, выясняются обстоятельства этого факта: когда, на каком месте, при каких обсто-
616
ГЛАВА 40. Расследование экологических преступлений
ятельствах свидетель наблюдал процесс загрязнения или обнаружил его признаки; что представляет собой место загрязнения (участок озера, пруда, реки, поля, леса, луга и т.д.); каковы были характер, интенсивность, масштабы загрязнения (примерная площадь пораженной территории, признаки загрязняющего вещества, в том числе его структура, консистенция, цвет, запах, толщина слоя).
Важное значение могут иметь показания свидетелей-очевидцев относительно того, откуда, в каком направлении распространялись вредные вещества, из какого источника они происходили, в частности, из какого передвижного источника произведено загрязнение и кем в таком случае осуществлен сброс загрязняющих веществ; как вели себя работники объекта — источника загрязнения (принимали меры к прекращению загрязнения, предотвращению его вредных последствий или бездействовали, скрывали следы содеянного и т.д.).
Для последующего установления источника загрязнения важны показания очевидца о метеорологических условиях во время происшествия (осадки, ветер, его сила и направление).
У руководителей предприятия — источника загрязнения, его цехов, смен, мастеров, рядовых рабочих выясняется порядок организации рабочего процесса, его соответствие нормативным требованиям; степень оснащенности производства очистными сооружениями и установками, качество последних, режим их эксплуатации, его соответствие рег-
ламентным нормам; что свидетелю известно о нарушении природоохранных правил на данном объекте, из каких источников; когда, при выполнении каких работ, каким образом нарушены правила, кто являлся очевидцем этого; каково качество технической оснастки объекта, являются ли экологически надежными применяемое на объекте оборудование, технологический процесс, очистные устройства; на кого возложена ответственность по эксплуатации очистных установок, имели ли место сверхнормативные выбросы вредных веществ и если да, то по какой причине.
На допросах работников природоохранной службы объекта — источника загрязнения наряду с обстоятельствами происшествия, по которым ведется расследование, выясняется состояние объекта с точки зрения безопасности для окружающей среды, степень ее обеспеченности собственной природоохранной службой.
Пристальное внимание при допросах свидетелей должно быть уделено выяснению состояния контроля за экологической безопасностью производства на данном объекте, в какой мере объект оснащен Контрольно-измерительной аппаратурой, приборами для определения степени загрязненности атмосферного воздуха, сточных вод.
При установлении факта загрязнения окружающей среды в результате деятельности данного хозяйственного объекта у свидетелей выясняется, какова, по их мнению, причина загрязнения и по чьей вине оно произошло.
§ G. Судебные экспертизы
По делам рассматриваемой категории проводятся самые различные экспертизы. Ниже указываются основные задачи, решаемые в рамках каждой из них.
Вопросы, касающиеся природы, концентраций вредных веществ, решаются в рамках судебно-химической экспертизы. С ее помощью можно получить ответы на вопросы о том, имеются ли в данных образцах (воды, воздуха, почвы) загрязняющие вещества (компоненты, не присущие их нормальному составу), и если да, какие именно и в каких концентрациях, превышают ли они предельно допустимые; относится ли данное вещество к разряду токсичных химических препаратов, активно воздействующих на
организм человека и окружающую природную среду; воздействующих на озоновый слой земли. Эксперт-химик способен определить вид массы, компонентом которой могло быть данное вещество (минеральное удобрение, животноводческий сток и т.дя); ответить на вопрос о времени, в течение которого может сохраниться то или иное вещество в определенной среде (воде, почве); установить, какие химические соединения могли образоваться в результате реакции с вредными веществами, содержащимися в данных газово-пылевых выбросах или сточных водах; определить, однородны ли данное вещество, изъятое с места загрязнения, и образец вещества с такого-то объекта.
§ 6. Судебные экспертизы
617
Посредством токсикологической экспертизы устанавливается содержание в представленных объектах (пробах воздуха, воды, почвы) ядовитых веществ, вредных для здоровья людей, животных, птиц, рыб.
Радиологическая экспертиза позволяет обнаружить в представленных объектах радиоактивные изотопы и определить их вид.
Благодаря биологической экспертизе определяется наличие в исследуемых объектах вредных биологических, бактериологических веществ, устанавливается их вид и концентрация.
В результате производства технической экспертизы можно установить непосредственные технические причины загрязнения окружающей среды. Кроме того, эксперт-техник может установить соответствие требованиям экологической безопасности технической документации, оборудования, очистных сооружений, процесса очистки выброса, сточных вод, используемых сырья, материалов, топлива.
Эксперт может установить, исправно ли определенное техническое средство, а если нет, то в чем неисправность выражается, по какой причине возникла, как влияет на экологическую безопасность; имелась ли техническая возможность для ее своевременного обнаружения и устранения.
Разновидностью технической является технологическая экспертиза. Круг решаемых ею вопросов обычно таков: а) соответствует ли технологический режим (технология очистки газово-пылевых выбросов, сточных вод) утвержденному проекту (нормативным требованиям), а если нет, в чем несоответствие выражается и как влияло на экологическую безопасность производства; б) соблюдены ли в данном случае технологические нормы водопользования, и если нет, в чем выразились отклонения от нормативного расхода воды; в) каковы причины отклонения технологического процесса от нормативных требований; г) обоснованны ли такие-то изменения технологического процесса с точки зрения обеспечения^экологической безопасности производства; д) каковы технологические причины газово-пылевых выбросов (или сброса сточных вод) в объеме (либо с концентрацией вредных веществ), превышающем предельно допустимые.
На разрешение гидротехнической экспертизы ставятся следующие основные вопросы: а) соответствуют ли проекту водные ком-
муникации предприятия, данное водоочистное сооружение и фактический режим оборотного водоснабжения, обеспечивают ли они экологическую безопасность; б) исправно ли данное водоочистное сооружение, и если нет, в чем неисправности заключаются и как они влияют на экологическую безопасность; в) не нарушены ли правила экологической безопасности при выполнении таких-то работ (ликвидации закупорки, прорыва, устранении дефектов водных коммуникаций и т.д.).
При назначении стронтельно-технической экспертизы перед экспертами ставятся обычно следующие основные вопросы: а) насколько правильно проведены проектные и изыскательские работы; правильно ли выбраны места под поля орошения, фильтрации, станцию почвенной очистки; б) допущены ли при производстве строительно-монтажных работ отступления от проекта, и если да, в чем они выразились и могли ли негативно повлиять на качество объекта в отношении его экологической безопасности; в) соответствуют ли строительно-монтажные работы, произведенные при возведении такого-то объекта, требованиям экологической безопасности (в том числе строительным нормам и правилам, нормативным требованиям сбрасывания сточных вод и газово-пылевых выбросов), обеспечено ли строительство надежной системой канализации, иными средствами отведения, очистки сточных вод, а если нет, в чем несоответствие требованиям выражается.
Посредством агротехнической экспертизы решаются вопросы: какова причина гибели (или повреждения) сельскохозяйственных культур; нарушены ли обеспечивающие экологическую безопасность агротехнические правила при выполнении таких-то работ (хранении, транспортировке, применении удобрений, ядохимикатов, использовании воды для полива); правилен ли установленный в данном хозяйстве порядок хранения, транспортировки, использования удобрений (или ядохимикатов), в чем заключаются отступления от надлежащего порядка; могли ли данные загрязнения вызвать вредные последствия для сельскохозяйственного производства.
Аналогичные вопросы применительно к лесному хозяйству решаются в рамках лесотехнической экспертизы.
В некоторых случаях следователю приходится обращаться к зоотехнической экспер-
ГЛАВА 40. Расследование экологических преступлений
тизе. С ее помощью можно установить причины и степень порчи кормов для животных (или воды для питья), не связана ли порча с воздействием на корма (или воду) определенных загрязняющих веществ. При версии о наличии связи между экологическими нарушениями и уменьшением продуктивности животных перед экспертом-зоотехником может быть поставлена задача установить, не является ли снижение упитанности определенных животных (или удойности коров) результатом нарушения экологических правил и, в частности, вызванного им загрязнения кормов (или воды для питья), не нарушены ли обеспечивающие безопасность зоотехнические правила при выполнении определенных работ поуходуза животными, и если да, то какие именно.
Гидрометеорологическая экспертиза назначается при необходимости решить примерно следующие вопросы: а) в каком направлении и на какой площади могли распространиться определенные загрязняющие вещества отданного источника выбросов при таких-то метеорологических условиях; б) какова должна быть концентрация выброшенных данным объектом загрязняющих веществ на такой-то территории в зависимости от таких-то условий (расстояние от объекта до зоны загрязнения, высота выводных труб, объем выбросов, направление и скорость ветра, температура воздуха); в) в какое время года и за какой промежуток времени такие-то загрязняющие вещества могли переместиться на определенное расстояние на данном водоеме; г) могли ли ядохимикаты с такого-то объекта попасть на данную территорию воздушным путем.
Задачами судебно-медицинской экспертизы являются установление причины, механизма заболевания или смерти человека, действительных или возможных последствий для людей загрязнения природной среды, создания реальной угрозы для здоровья людей вследствие нарушения правил обращения экологически опасных веществ и отходов, факта нарушения санитарных норм при выполнении определенных работ.
В компетенцию судебно-ветеринарной экспертизы входит решение вопросов о непосредственных причинах, механизме, обстоятельствах гибели или заболевания животных, действительных или возможных последствиях для животных загрязнения природной среды определенным хозяйственным объектом (каковы непосредственные
причины гибели или заболевания животных, птиц; не является ли причиной этого попадание таких-то веществ в таких-то концентрациях в воду или воздух, пищу; не могло ли вызвать гибель или заболевание животных попадание в их организм вредных веществ в связи с выполнением определенных хозяйственных операций.
На разрешение ихтиологической экспертизы чаще всего ставятся вопросы: а) каковы непосредственные причины гибели (или заболевания) рыб в данном водоеме; не явилось ли причиной этого наличие в воде таких-то вредных веществ в таких-то концентрациях; б) содержатся ли в представленных экземплярах рыб вещества, вредные для их жизнедеятельности; в) причинен ли ущерб рыбокормовым организмам, и если да, в какой степени; каковы перспективы восстановления микробиологической среды в данном водоеме.
В рамках рыбохозяйственной экспертизы чаще всего решаются вопросы: а) нарушены ли в данном случае правила охраны рыбных запасов и если да, какие именно; б) существует ли угроза причинения вреда рыбным запасам вследствие таких-то действий (отведения в водоем сточных неочищенных вод и др.); в) вызвано ли сокращение мест нагула, нереста, обитания рыб загрязнением воды, пробы которой предоставлены для исследования: г) не лишился ли данный вод-'ный объект рыбохозяйственного значения в результате загрязнения.
В результате производства экологической экспертизы решаются в основном следующие вопросы: а) соответствует ли технический проект данного предприятия требованиям экологической безопасности, если нет, в чем несоответствие выражается; б) присущи ли данному региону признаки зоны экологического бедствия и при утвердительном ответе, в чем они выражаются; в) относится ли данный регион к числу нуждающихся в особой экологической защите, если да, к какой категории он относится (заповедник, заказник, национальный природный парк, памятник природы, зеленая зона); г) представляет ли данный вид хозяйственной деятельности угрозу для здоровья людей, представителей животного или растительного мира; д) создало ли угрозу причинения существенного вреда окружающей среде нарушение правил обращения экологически опасных веществ и отходов.
§ 7. Работа с документами
619
§7. Работа с документами
Работа с документами включает в первую очередь ознакомление с нормативными документами, регламентирующими деятельность по охране окружающей среды на хозяйственных объектах. В частности, целесообразно ознакомиться с документами по контролю за газоочистными н пылеулавливающими установками: инструкциями по составлению отчетов по охране воздуха и воды (ф. № 2-ТП-воздух и ф. №2 ТП-водхоз.), экологическим паспортом предприятия. Консультации о соответствующих нормативных актах можно получить у работников объекта — источника загрязнения и сотрудников органа экологического контроля.
Изучение документов) отражающих состояние различных объектов в экологическом отношении и позволяющих выяснить важные для дела обстоятельства, могут значительно облегчить расследование.
Ниже приводятся вопросы и относящиеся к их решению документы (данные).
1. Какие объекты связаны с коммуникациями, через которые произведено загрязнение окружающей среды — карты и схемы канализационных путей населенного пункта.
2. Какова локализация участка территории, подвергшегося загрязнению, и путей распространения загрязняющих веществ — схемы: участка реки (полученная в инспекции рыбоохраны), канализационной сети города или предприятия) мазутного хозяйства.
3. Каков режим региона и проверяемого объекта в природоохранном отношении — а) решения администрации региона об отводе санитарно-защитной зоны вокруг предприятия, водоема) переселении жителей из нее; б) разрешение природоохранного контролирующего органа на водопользование и сброс сточных вод (данные об условиях сброса, времени спуска, допустимой концентрации вредных веществ, требования к очистным сооружениям).
4. Не явился ли определенный объект источником загрязнения: а) журнал учета водо-потребления(ф. ПОД-ПиПОД-12); б) журнал учета стационарных источников загрязнения; в) журнал учета качества сбрасываемых вод (ф. ПОД-13); г) журнал операций со сточными водами и мусором; д) журнал эффективности очистки сточных вод; е) журнал учета работы газоочистных и пылеулавливающих установок.
5. Имеются ли на объекте очистные сооружения н установки; каковы их состояние, данные о работе, действия по очистке выбросов, стоков — а) проекты предприятия) водоочистных сооружений, газоочистных и пылеулавливающих установок; паспорта на них (данные о их надежности); б) акты-предписания по форме №2, акты о приемке установок) удостоверения о качестве монтажа (данные о состоянии установок и лицах, работающих в них); в) справки (акты) о дефектах очистных сооружений, канализационных объектов; наряды, акты о их ремонте; г) журналы операторов очистных сооружений, энергетических объектов — котельных, теплоцентралей и др. (данные о нарушениях в работе соответствующих установок); д) журналы производственных участков и механизмов) отражающие действия по очистке) в том числе журналы сменных инженеров, наряды на работу газоспасательных отрядов (данные о времени сброса воды, ее качестве после очистки, времени ее выпуска, выбросах в атмосферу) газспасательных операциях, лицах, производивших соответствующие работы).
б. Каковы на объекте источники загрязненных выбросов, объемы и интенсивность загрязнений — а) отчеты: по форме «2 ТП-воздух» (данные об источниках выбросов, количестве задерживаемых и выбрасываемых загрязняющих веществ, работе газоочистных установок) и по форме «2ТП-водхоз» (данные о забираемых и сбрасываемых водах, аварийных сбросах, мощности водоочистных сооружений); б) журналы учета на объекте используемой воды, сточных вод, жидких промышленных отходов, газообразных выбросов; в) книги (журналы) учета промышленных отходов; акты о принятии отходов на свалки (данные о характере и количестве отходов, концентрации в них загрязняющих веществ); г) журналы регистрации анализов заводской санитарной лаборатории; карты отбора проб (данные о санитарном состоянии объекта) концентрации ядовитых веществ в сточных водах или атмосферном воздухе, условиях произведенных анализов).
7. Насколько существующая на объекте нормативная регламентация деятельности обеспечивает безопасность производства для ок- . ружающей среды: а) инструкции по эксплуатации оборудования, очистных сооружений;
620
ГЛАВА 40. Расследование экологических преступлений
б) приказы и распоряжения, устанавливающие права и обязанности должностных лиц, ответственных за безопасное для окружающей среды ведение работ; в) технологические карты и регламенты; г) соответствующие ГОСТы и ТУ (данные о допустимом уровне загрязненности окружающей среды, сопряженном с определенными техническими средствами и технологическим процессом); д) разрешение на складирование (захоронение) загрязняющих веществ.
S. Насколько фактический порядок деятельности, а также используемые оборудования, очистные сооружения соответствуют требованиям охраны окружающей среды: а) документы, отражающие техническое обеспечение экологической безопасности: положение о предупредительном ремонте очистных сооружений; график ремонтов; график проведения химических анализов; журнал технических осмотров очистных сооружений; журнал эффективности очистки сточных вод и работы участка обезвоживания; вахтовый журнал промышленной установки; б) акты реконструкции, ремонта, сдачи в эксплуатацию и послеремонтных работ сооружений, в том числе очистных, приложения к ним в виде схем и чертежей; в) приказы, распоряжения на сброс сточных вод (данные о степени безопасности сбросов с точки зрения охраны окружающей среды от загрязнений); г) книги учета дежурств; докладные записки обслуживающего персонала (данные об отклонениях от установленного порядка работы, вызвавших или способных вызвать за-
грязнение окружающей Среды, и причинах отклонений); д) журналы учета внесения в почву удобрений, использования пестицидов, иных ядохимикатов.
9. Имелись ли ранее на объекте факты загрязнения окружающей среды; принимались ли меры для их предотвращения; каковы были отрицательные последствия загрязенений: а) решения администрации региона, жалобы населения и работников в связи с фактами нарушения природоохранного законодательства на объекте; 6} материалы специальных проверок, проведенных природоохранными, иными контролирующими органами: акты специального расследования, заключения инспекторов (например, о количестве и стоимости погибшей вследствие загрязнения рыбы); приложенные к ним фотоснимки, схемы, объяснения должностных лиц: протоколы о нарушении порядка сброса сточных вод; акты-предписания, отражающие ежегодные технические осмотры очистных установок; протоколы о наложении админимстра-тивных взысканий за нарушение природоохранных правил'; журналы регистрации анализов, проведенных в лаборатории химии атмосферы местного экологического органа; акты обследований атмосферного воздуха в местном центре Государственного санитарно-эпидемиологического надзора; приказы, распоряжения о ликвидации последствий загрязнения окружающей среды, мерах по предотвращению попадания загрязняющих веществ в канализационную сеть, сточные воды предприятия; в) материалы проверок, проведенных природоохранной службой предприятия.
§ 8. Последующий этап расследования Дополнительные допросы свидетелей
Основная задача этих допросов— установить, какие экологические нарушения выявлялись на предприятии — источнике загрязнения ранее и как реагировали должностные лииа на результаты проверок и соответствующие предписания. Наряду с этим могут быть выяснены и другие важные для дела обстоятельства.
Работники местных органов Министерства охраны окружающей среды и природных ресурсов допрашиваются обычно по следую-
щим вопросам: а) когда, при каких обстоятельствах обнаружены экстремальные загрязнения природной среды, по каким причинам, по чьей вине это было допущено; б) какие объяснения дали лица, ответственные за безопасность окружающей среды, и что доказала их проверка; в) бывали ли ранее случаи загрязнения природной среды данным хозяйственным объектом, если да, то когда) как часто, в чем они выражались, по каким причинам происходили, что этому способствовало; г) какие меры принимал орган
Хранятся а местных органах и учреждениях Государственной санитарно-эпидемиопогической службы, иных местных органах экологического контроля, статистическом управлении.
§ 8. Последующий этап расследования
экологического контроля в связи с этими нарушениями, как реагировало на них руководство хозяйственного объекта.
Иногда возникает необходимость допросить в качестве свидетелей работников ведомства, вышестоящего по отношению к объекту — источнику загрязнения (сотрудников природоохранной ведомственной службы, лиц, проводивших соответствующие проверки). Их допросы способствуют решению двух основных следственных задач — установлению, в какой мере экологическая безопасность хозяйственного объекта обеспечивалась материально и насколько эффективным был ведомственный контроль за соблюдением на объекте природоохранного законодательства. Применительно к первой задаче выясняется: обеспечивают ли применяемые на объекте технические средства, в том числе очистные сооружения, соблюдение требований экологической безопасности, и если нет, то почему и что надо предпринять на объекте для защиты природной среды: имелись ли финансовые возможности для обеспечения экологической безопасности данного объекта. Относительно другой задачи рекомендуется выяснять: проводились ли ведомством проверки соблюдения природоохранного законодательства на данном хозяйственном объекте, если да, то кем и когда за последние 2—3 года, в каких документах они отражены, где эти документы находятся; имели ли место в прошлом факты сверхнормативных выбросов вредных веществ на данном объекте, если да, то когда, каковы были характер, причины, последствия загрязнений; какие меры воздействия применялись к виновным; какие профилактические меры были запланированы и как они реализованы.
В случаях, когда эксцессы, приведшие к загрязнению природной среды, обусловлены дефектами проектирования хозяйственного объекта, его возведения или ввода в эксплуатацию, приходится прибегать к допросу в качестве свидетелей работников проектных, строительных организаций, членов комиссий по приемке готовых объектов. При допросах работников проектных организаций наиболее характерны следующие вопросы: а) отвечает ли проект объекта (новой техники, технологии) требованиям экологической безопасности, если нет, то в чем несоответствие выражается; б) правильно ли заключение, составленное по результатам экологической экспертизы проекта; в) имелись ли замечания по
качеству проекта и если да, то какие, чьи, как они были учтены; г) на основе чьего проектного задания разработан проект, кем произведено проектирование; д) было ли проектное задание достаточно обоснованным, учитывались ли в нем требования экологической безопасности; е) допущены ли отступления от проектного задания; ж) были ли своевременно изготовлены все необходимые чертежи и другие документы.
Допросы подозреваемых (обвиняемых}
Обычно по уголовным делам рассматриваемой категории допросам тех или иных лиц в качестве подозреваемых (обвиняемых) предшествуют их допросы в качестве свидетелей, как работников объекта — источника загрязнения. К этому моменту в деле уже имеются их показания относительно: должностного статуса (специальность, должность лравовое оформление возложения обязанностей по охране окружающей среды); известных им обстоятельств расследуемого события и изменений, внесенных в производственную обстановку после происшествия; степень опасности данного хозяйственного объекта для окружающей среды (наличие экологического паспорта, очистных сооружений, их надежность, степень безопасности для природной среды оборудования, технологического процесса, порядка производства различных работ); наличие разрешений соответствующих органов на выполнение определенных производственных операций; состояния экологического контроля на объекте.
Если эти сведения ранее не устанавливались, их надо выяснять при допросах соответствующих лиц в качестве подозреваемых или обвиняемых.
Кроме того, очень важно выяснить ряд других вопросов. Прежде всего — считает ли допрашиваемый себя причастным к нарушению правил охраны природной среды; признает ли правильными выводы комиссии, проводившей специальное расследование, и если нет, то почему. На допросе выясняется, входит ли в обязанности допрашиваемого руководство работой, в процессе которой были нарушены природоохранные правила; знал ли он о производстве работ с нарушением правил; давал ли указания о выполнении производственных операций с отступлением от экологических правил и если давал, то чем при этом руководствовался; если
ГЛАВА 40. Расследование экологических преступлений
такое указание было дано кем-то другим, то кем именно и в какой форме; находился ли допрашиваемый во время залпового выброса, сброса загрязняющих веществ на месте случившегося, и если это так, принимал ли какие-либо меры к прекращению действий с отступлением от природоохранных правил; каков мотив нарушения правил охраны окружающей среды; кто кроме допрашиваемого участвовал в недозволенном загрязнении природной среды и каковы были мотивы этого; какие обстоятельства способствовали нарушению экологических правил; предвидел ли он возможность наступления вредных последствий нарушения экологических правил, и если да, как рассчитывал их предотвратить; когда узнал об обстоятельствах, которые могли привести к загрязнению среды, за сколько времени до загрязнения; считывает ли допрашиваемый свои квалификацию и опыт достаточными для обеспечения соблюдения экологических правил, а если нет, какие пробелы в экологической подготовке имеет и чем это объясняет.
Следует учитывать возможность дачи подозреваемым или обвиняемым недостоверных показаний в силу добросовестного заблуждения. Ошибки в показаниях могут быть обусловлены наличием у допрашиваемого физических недостатков (в том числе дефектов зрения, слуха), препятствующих нормальному восприятию окружающего, а также неблагоприятными условиями, в которых наблюдались выясняемые факты (плохие обзорность, освещенность и др.). Существенную роль играют также уровень общего развития допрашиваемого, степень его профессиональной квалификации, знание правил охраны окружающей среды.
При добросовестном заблуждении допрашиваемого следует разъяснить ему содержание нормативных источников, произвести анализ технических ошибок в его объяснениях, ознакомить с доказательствами по делу, достоверность которых не вызывает сомнений.
При скованности обвиняемого, его нежелании давать исчерпывающие показания: надо сначала выяснить обстоятельства, не имеющие прямого отношения к действиям, вменяемым в вину допрашиваемому, например, касающиеся обстановки на объекте (технические и экономические трудности, обеспеченность оборудованием, материалами, кадрами, состояние технологической и трудовой дисциплины и др.), а затем продемонстрировать хорошее знание следователем обстоятельств допущенных нарушений.
При наличии нескольких подозреваемых (обвиняемых) первыми следует допросить тех, на ком лежит меньшая ответственность, кто занимает менее значительную должность и потому может быть подвержен влиянию другого обвиняемого, занимающего более высокий пост.
При обнаружении установки обвиняемых на дачу ложных показаний целесообразно обратиться к их положительным качествам, воззвать к гражданскому долгу и таким образом попытаться расположить к откровенности.
Дня преодоления неправдивости надо сделать допросы как можно более детальными, сопоставить подробные показания нескольких лиц для выявления имеющихся в них расхождений, которые затем использовать при повторных допросах с целью склонения допрашиваемых к даче правдивых показаний.
Если обвиняемый связан своими неправдивыми объяснениями, данными при проведении (служебного) расследования, необходимо разъяснить ему, что признание ранее допущенной неточности достойно похвалы и способствует смягчению ответственности.
Для преодоления отказа от показаний и неправдивости можно предъявить имеющиеся в деле доказательства (протокол осмотра места происшествия, протоколы допросов свидетелей, заключения судебных экспертов).
§9. Возмещение материального ущерба
Материальный ущерб, причиненный преступным нарушением природоохранного законодательства, складывается из прямых и косвенных убытков. К числу прямых убытков относятся: стоимость уничтоженного
имущества или его поврежденных частей, погибших животных, рыб, растений; затраты на очистку загрязненных участков суши, водоемов, помещений; стоимость погребения людей, захоронения трупов животных,
§ 9. Возмещение материального ущерба
птиц, погибших вследствие воздействия загрязняющих веществ; расходы по спасению, лечению пострадавших, уходу за ними, выдаче единовременных пособий, по исцелению пораженных загрязняющими веществами животных; расходы по восстанвлению условий землепользования, водопользования отдельных предприятий, учреждений и граждан, а также прежнего состояния земель, водных объектов, поголовья животных, рыбных запасов.
К категории косвенных убытков относятся убытки от сокращения службы оборудования, снижения биологической продуктивности водного объекта, потери ценных видов животного и растительного мира; упущенная выгода, в частности доходы, которые могли быть при отсутствии загрязнения окружающей природной среды, стоимость урожая, недополученного в результате снижения плодородия почвы, недополученная прибыль вследствие дополнительных расходов хозяйства, например, по доставке воды из более отдаленного источника, чем подвергшийся загрязнению; вынужденная перемена образа жизни, профессии, затраты на необходимый переезд к новому месту жительства.
Причиненный ущерб возмещается разными способами.
Возмещение вреда, причиненного здоровью человека, осуществляется с учетом: а) степени утраты трудоспособности; б) необходимых затрат на лечение и восстановление здоровья, уход за больным; в) упущенных профессиональных возможностей; г) расходов, связанных с переменой места
жительства, изменением образа жизни, профессии; д) потерь, обусловленных невозможностью иметь детей, риском рождения детей с врожденной патологией, а также моральными травмами.
Факт причинения ущерба здоровью лиц, пострадавших вследствие загрязнения окружающей среды, подтверждается документально, с помощью больничных листков нетрудоспособности и заключений судебно-медицинских экспертов о возникновении заболеваний под влиянием загрязнения окружающей природной среды, а стоимость затрат на лечение пострадавших — справками соответствующих лечебных учреждений.
Величина причиненного материального ущерба устанавливается посредством различных действий и средств доказывания, в том числе путем допросов, при помощи документов и судебных экспертиз.
Так, экономист с участием зоотехника может определить размер ущерба, причиненного вследствие гибели животных, с помощью агротехника — ущерб от повреждения посевов сельскохозяйственных культур, во взаимодействии с ихтиологом — ущерб рыбным запасам. Расходы на мероприятия по очистке загрязнённой территории могут быть подтверждены сметой организации, обеспечившей очистку, подписанной руководителем учреждения, главным бухгалтером и заверенной печатью. Рекомендуется к смете приложить перечень механизмов, список работников, участвующих в очистных работах.
Расходы на очистные работы устанавливаются также допросами участников этих работ.



ОГЛАВЛЕНИЕ