стр. 1
(из 2 стр.)

ОГЛАВЛЕНИЕ

Следующая >>

Вопросы взаимодействия следователей и органов дознания по уголовным делам о преступлениях, совершенных организованными группами и преступными сообществами.

ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение ...........................................
1. Понятие взаимодействия ............................
2. Правовые основы взаимодействия .....................
3. Предпосылки и субъекты взаимодействия ..............
4. Принципы и задачи взаимодействия ...................
5. Формы взаимодействия...........................
Процессуальные формы взаимодействия............. Организационные формы взаммодейстмя.
Заключение. Литература


ВВЕДЕНИЕ
Становление новых государственно-правовых, общественно-политических отношений наряду с прогрессивными повлекло за собой и негативные стороны преобразований - нарушение устоявшихся экономических связей, безработицу, снижение уровня жизни населения, нестабильность в области общественных отношений.
Как одно из следствий происходящего - неуклонный рост преступности. Причем явно прослеживается тенденция к организации, объединению отдельных преступных индивидов в преступные группы, сообщества, их специализации - с целью не только выжить, но, что более характерно и опасно, утвердить свое положение в самых различных сферах жизнедеятельности государства и установить над ними жесткий контроль.
Государство согласно ст.2 Конституции РФ несет на себе обязанность соблюдения и защиты прав и свобод человека и гражданина. В настоящее время без согласованных усилий правоохранительных органов, направленных на противостояние организованной преступности, эффеетивное решение задач уголовного судопроизводства видится проблематичным.
Проблема взаимодействия сохраняет свою актуальность. При расследовании преступлений органы предварительного следствия могут взаимодействовать между собой согласно ч.З ст. 129, ч.З ст. 132 Уголовно-процессуального кодекса РСФСР' либо с органами дознания, круг которых определен ст. 117 У ПК РСФСР. Кроме того, не исключено взаимодействие органов дознания друг с другом при решении поставленных перед ними задач. Ломимо взаимодействия между указанными субъектами на территории Российской Федерации,, возможно их взаимодействие с судебио-следственными органами иностранных государств (СТ.32 УПК РСФСР), что не исключает производство согласованных действий на территории этих государств.
Как видим, спектр вопросов, касающихся взаимодействия следователей и органов дознания, очень широк, ввиду чего следует определить границы повествования относительно рассматриваемой темы
Применительно к расследованию организованной преступной деятельности в данной лекции предполагается осветить уголовно-процессуальные и некоторые организационные аспекты взаимодейст-
вия в рамках предварительного расследования преступлений, совершаемых организованными группами и преступными сообществами, производство по делам о которых осуществляется на территории Российской Федерации, между следователями органов внутренних дел, которые расследуют преступления данного вида, и органами дознания, в лице которых предлагается рассмотреть специализированные подразделения криминальной милиции по борьбе с организованной преступностью в системе органов внутренних дел Российской Федерации.
' Далее - УПК РСФСР.
1. ПОНЯТИЕ виИМОДЕЙСТВИЯ
Из смысла статей 119, 127, 196, 197 и др. У ПК РСФСР следует, что в ходе производства предварительного расследования по уголовному делу возможность согласованных действий, то есть взаимодействия, возникает между следователем, в производстве которого находится уголовное дело, и органом дознания.
Понятие взаимодействия следователя и органов дознания в процессуальном смысле давалось различными исследователями, причем по своему содержанию все они сходны в том, что взаимодействие представляет собой основанную на требованиях закона, согласованную по целям, месту, времени деятельность независимых субъектов уголовного процесса: следователя и органов дознания, направленную на решение задач расследования преступлений'.
"Взаимодействие", как следует из значения слов русского языка, означает взаимную поддержку^
Рассматривая взаимодействие следователей и органов дознания, следует отметить, что речь идет о согласованной деятельности прежде всего самостоятельных органов государства, которые наделены определенными полномочиями. Причем указанная деятельность осуществляется следователем и органом дознания в пределах своей компетенции. Единая цель достигается согласованными действиями следователя и органов дознания с использованием присущих каждому из них в отдельности методов и средств.
В связи с изложенным возникает вопрос о согласованности действий различных самостоятельных государственных органов прежде всего по цели, затем по месту и времени Цель совмесгных усилий следователя и органов дознания как итог, результат деятельности двух указанных органов, едина, ибо при наличии различных целей невозможен сам факт согласованных действий.
А.А. Чувшев. Вмишодействие следователя органов внутренних дел «; милицией - М.: МВШМ МВД СССР, 1981. С.6, А.Н.Пакшм Вчаимодейстеие следом-тлей и органов дознании при расследовании преступлений. - М: Юридическая литература, 1979. С.6. Н.Е.Пав-чм. Вмимодействие органов следствия и дознания при производстве предварительного расследования. Уголовный процесс: Учебник для иностранных слушателей вузов МВД СССР. Под ред. В.ПБожьсва. - М: Академи» МВД СССР, 1989. С. !81.
С.Ч.Ожегм. Словарь русского языка: Около 57000 слов. Под ред. Н.Ю Швецовой. М: Русский язык, 1984. С.71. Далее - Словарь русского языка.
Для достижения единой цели имеется необходимость в согласовании также места и времени действий (например,' при возникновении необходимости одновременного производства следственных действий и оперативно-розыскных мероприятий). Однако в отдельных случаях согласованность по месту и времени может не производиться (например, при производстве действий, отнесенных к исключительной компетенции субъекта взаимодействия - производство органом дознания каких-либо оперативно-розыскных мероприятий). При этом согласовывается цель производства тех или иных действий
В этой связи их деятельность регламентирована как уголовно-процеесуальным законом, так и ведомственными нормативными актами.
2. ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ
Правовые акты, регламентирующие взаимодействие следователя и органа дознания при производстве предварительного расследования по делам об организованной преступной деятельности, можно разделить на несколько групп, а именно:
1. Уголовно-процессуальный кодекс РСФСР.
2. Иные законодательные акты.
3. Акты органов исполнительной власти, в числе которых можно выделить ведомственные нормативные акты.
Следует отметить, что на уровне закона процессуальные отношения при расследовании преступлений регламентирует лишь УПК РСФСР, в связи с чем иные нормативные акты носят подзаконный характер и регламентируют деятельность оперативно-розыскного и иного, не процессуального, характера.
1. Уголовно-процессуальный кодекс РСФСР, как отмечено выше, является главенствующим.
Орган дознания, передав дело следователю, согласно ч.4 ст 119 УПК РСФСР может производить по нему следственные и розыскные действия только по поручению следователя. Если же не установлено лицо, совершившее преступление, то орган дознания по своей инициативе производит оперативно-розыскные действия, уведомляя об их ре зультетах следователя.
Следователь вправе согласно ч.4 ст. 127 УПК РСФСР по расследуемым им делам давать поручения и указания органам дознания о производстве розыскных и следственных действий, а также требован,
от органов дознания содействия при производстве отдельных следственных действий. Одновременно с этим данной нормой устанавливается обязательность исполнения органами дознания поручений и указаний следователя.
При необходимости производства следственных или розыскных действий в другом районе, отличном от места производства предварительного следствия, следователь согласно ч.З ст. 132 У ПК РСФСР вправе поручить их производство соответствующему органу дознания.
В ходе производства по уголовному делу в случае неявки обвиняемого без уважительной причины последний может быть подвергнут приводу, который согласно 4.5 ст. 147 УПК РСФСР по поручению следователя производится милицией, следовательно, и специализированными оперативно-розыскными подразделениями криминальной милиции по организованной преступности.
Помимо неявки без уважительной причины по вызову следователя, обвиняемые могут скрываться, место вхождения их не всегда установлено, что характерно при совершении тяжких преступлений организованными группами и преступными сообществами. С целью установления места нахождения обвиняемых следователь принимает необходимые меры к их розыску, при этом вправе, основываясь на ч.1 ст. 196 УПК РСФСР, поручить производство розыска органам дознания, в качестве которых могут выступать и специализированные оперативно-розыскные подразделения криминальной милиции по организованной преступности.
Однако не всегда имеется возможность установить лиц, совершивших преступление, в особенности, если оно хорошо подготовлено, тщательно и продуманно спланировано, учтены возможные способы уничтожения либо сокрытия следов преступления. В этом случае ст. 197 УПК РСФСР прямо обязывает следователя как непосредственно, так и через органы дознания, принимать меры к установлению каждого конкретного лица, подлежащего привлечению в качестве обвиняемого
2. Иные законодательные акты представляют собой федеральные законы, в той или иной мере регламентирующие уголовно-процес-суальные отношения, определяющие и устанавливающие функциональные полномочия субъектов взаимодействия в производстве по уголовное делу. Одним из таких актов является Закон РСФСР от 18 апреля 1991 гола "О милиции"', где в ч.1 ст8 указаны в качестве основ-
ных задач криминальной милиции, одним из подразделений которой являются специализированные оперативно-розыскные подразделения по организованной преступности, - предупреждение, пресечение и раскрытие преступлений по делам, о которых обязательно производство предварительного следствия, а также организация и осуществление розыска лиц, скрывающихся от органов следствия.
Причем данные задачи указанные подразделения призваны решать, как требует того ч.2 ст.З Закона о милиции, во взаимодействии с другими государственными органами, к числу которых, в частности, относятся органы предварительного следствия по расследованию организованной преступной деятельности в лице следователей управлений (отделов) по расследованию организованной преступной деятельности (У(0)РОПД).
Кроме того, п.п. 4,6, 14 ст. 10 Закона о милиции обязывают милицию, следовательно, и специализированные оперативно-розыскные подразделения криминальной милиции по организованной преступности, выявлять и раскрывать преступления, разыскивать лиц, совершивших преступления, скрывающихся от органов следствия, исполнять в пределах своей компетенции письменные поручения следователя о приводе лиц, уклоняющихся от явки по вызову, о производстве розыскных, следственных и иных предусмотренных законом действий. оказывать им содействие в производстве отдельных процессуальных действий.
Федеральный Закон от 12 августа 1995 года "Об оперативно-розыскной деятельности"' в п.п. 1, 3 ст.7 одними из оснований для проведения оперативно-розыскных мероприятий указывает наличие возбужденного уголовного дела, а также поручение следователя по уголовным делам, находящимся в его производстве. При этом п.2 ст. 14 этого же закона обязывает органы, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность, к которым, несомненно, относятся рассматриваемые нами оперативно-розыскные подразделения, исполнять в пределах своих полномочий поручения следователя о проведении оперативно-розыскных мероприятий по уголовным делам, принятым им к производству.
Результеты оперативно-розыскной деятельности, полученные в ходе расследования преступлений, совершенных организованными группами и преступными сообществами, согласно ч.1 и ч.2 ст. 11 Зако-
Далее - Закон о милиции.
' Далее - Закон об ОРД.
на об ОРД, могут быть использованы для подготовки и осуществления следственных действий, розыска лиц, скрывшихся от органов следствия, для установления дни, подготавливающих, совершающих или совершивших преступления, могут использоватьс" в доказывании по уголовным делам в соответствии с положениями уголовно-процессуального законодательства Российской Федерации, регламентирующего собирание, проверку и оценку доказательств.
3 Акты органов исполнительной масти представлены прежде всею Указом Президента Российской Федерации № 1226 от 14 июня 1994 года "О неотложных мерах по защите населения от бандитизма и иных проявлений организованной преступности"', который определяет общие направления деятельности правоохранительных органов по защите граждан от организованных форм преступных посягательств. Также обозначены меры. призванные обеспечить решение задач выявления, пресечения и раскрытия организованной преступной деятельности. при этом указывается на необходимость создания следственно-оперативных групп по расследованию преступлений, совершаемых организованными группами я преступными сообществами.
О мерах, призванных осуществить положения названного Указа, гласит совместное указание Генеральной прокуратуры, МВД и ФСБ России от 24 июня 1994 года "О порядке реализации норм Указа Президента Российской Федерации № 1226 от 14 июня 1994 года "О неотложных мерах по защите населения от бандитизма и иных проявлений организованной преступности"^ в п.З которого предлагается создать следственно-оперативные группы (бригады) для разоблачения бандитских и других организованных преступных формирований, а также обеспечить специализацию на этом направлении следователей органов внутренних дел.
Указом Президента Российской Федерации №567 от 18 апреля 1996 года "О координации деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью" утверждено Положение о координации деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью'. Согласно п.1 данного Положения координация деятельности правоохранительных органов осуществляется в целях повышения эффективности борьбы с преступностью путем разработки и осуществления этими органами согласованных действий по своевременному выяв-
лению. раскрытию, пресечению и предупреждению преступлений, устранению причин и условий, способствующих их совершению. В Положении определены принципы согласованной деятельности, а также основные направления, формы координационной деятельности, полномочия ее участников, которые по своему содержанию носят более орган и-зационно-распорядительный характер.
Ведомственные нормативные акты регулируют вопросы организации взаимодействия следователей и органов дознания, функционирующих непосредственно в рамках одного ведомства.
Приказом МВД РФ № 334 от 20 июня 1996 года утверждена Инструкция об организации взаимодействия подразделений и служб органов внутренних дел в расследовании и раскрытии преступлений'.
В данной Инструкции указываются функции субъектов взаимодействия как в организационном, так и в уголовно-процессуальном аспекте. Причем не всегда в последнем случае указания Инструкции соответствуют требованиям норм уголовно-процессуального закона.
В п.1 Инструкции устанавливаются основные задачи, нормативно-правовая основа, принципы взаимодействия, а также указывается в качестве основной организационной формы взаимодействия - следственно-оперативная группа.
Пункт 2 Инструкции назван "Взаимодействие в расследовании и раскрытии преступлений", хотя его содержание в целом регулирует взаимодействие на стадии решения вопроса о возбуждении уголовного дела, акцент делается именно на регламентации действий сотрудников различных служб органов внутренних дел при выезде и осмотре места происшествия.
Тем самым определена тенденция, которая видна и в практической деятельности, осуществления взаимодействия лишь на первоначальном этапе расследования преступлений.
Организующей и координирующей роли начальников различных служб и подразделений органов внутренних дел, в том числе и начальника следственного отдела (отделения), начальника органа дознания в пределах своей компетенции, посвящен п.З Инструкции. Причем осуществляется координация дет-ельности сотрудников только вверенных им подразделений.
Пункты 4.2 и 4.3 Инструкции посвящены организации согласованного планирования следственных действий и оперативно-ро-
Собранне мконодательстте Российской Федерации. 1994. № 8 С 804 ' Российская газета. 1994,29 июня. ' Российсна» газста. 1996. 5 мая.
' Далее - Инструкция.
сыскных мероприятий, а также организации работы следственно-оперативных групп.
Заключительный п.5 Инструкции устанавливает порядок контроля и оценки результатов взаимодействия руководителями следственных я оперативных подразделений.
Следующий нормативный акт, регламентирующий взаимодействие следователей со специализированными оперативно-розыскными подразделениями криминальной милиции, - Приказ МВД РФ № 107 от 8 апреля 1994 года "О дополнительных мерах по укреплению следственных подразделений органов внутренних дел'", пункт 6.1 которого обязывает начальников У(0)РОПД осуществлять мероприятия по взаимодействию со специализированными подразделениями по организованной преступности, совершенствовать при этом практику совместного планирования, взаимного обмена информацией, эффективного использования результатов оперативно-розыскной деятельности при расследовании дел в отношении преступных сообществ и коррумпированных лиц.
Следует учитывать, что оперативно-розыскные мероприятия могут проводиться органом дознания также по возбужденному уголовному делу, находящемуся 8 производстве у следователя, ввиду чего п.62 Приказа № 107 указывает, что реализацию материалов о деятельности преступных сообществ необходимо проводить, согласуя производство неотложных следственных действий с тактикой оперативно-розыскных мероприятий подразделений по организованной преступности, причем расследование таких дел обеспечивать силами следователей У(0)РОПД.
Приказ МВД РФ № 394 от 19 июля 1996 года "О совершенствовании деятельности подразделений по борьбе с организованной преступностью в системе МВД России"' в п.2.4 указывает на необходимость реализации материалов оперативно-розыскной деятельности в отношении преступных сообществ (организаций) и организованных групп с обязательным участием следователей.
Помимо этого, п.1.4 Приложения № 2 и п.1.5 Приложения № 3 к Приказу № 394 гласят, что для силовой поддержки проведения, в том числе следственных действий, в РУОП, У(0)ОП создаются специальные отделы быстрого реагирования^.
Требование п.3.9 Приложения № 3 к Приказу № 394 обязывает специализированные оперативно-розыскные подразделения криминальной милиции по организованной преступности обеспечивать проведение следственных действий, связанных с пресечением деятельности организованных групп, преступных сообществ (организаций), задержанием вооруженных преступников и другими обстоятельствами. требующими привлечения сотрудников СОБР.
Следователи У(0)РОПД и специализированные оперативно-розыскные подразделения криминальной милиции по организованной преступности в равной степени могут быть привлечены к расследованию фактов захвата заложников, задержанию особо опасных, вооруженных преступников, террористических актов согласно п.5 Приказа МВД РФ №20 от 12 января 1996 года "О совершенствовании подготовки органов внутренних дел и внутренних войск МВД России к действиям при чрезвычайных обстоятельствах"'. В указанных обстоятельствах они выступают в качестве субъектов взаимодействия не только с различными подразделениями органов внутренних дел, но и друг с другом, в частности, согласно П.7.1.5 Приказа № 20, действуя в рамках следственно-оперативных групп.
3. ПРЕДПОСЫЛКИ И СУБЪЕКТЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ
Согласно уголовно-процессуальному закону, а именно ч.1 ст. 126 УПК РСФСР, предварительное следствие обязательно по всем делам, за исключением некоторых составов преступлений, указанных в этой же норме закона, по которым предварительное следствие производится в случаях, когда необходимость данного производства будет признана судом или прокурором. Статья 125 УПК РСФСР прямо указывает на субъектов уголовного процесса, полномочных производить предварительное следствие по уголовным делам, - следователей различных правоохранительных органов, а именно: прокуратуры, органов внутренних дел, органов федеральной службы безопасности, федеральных органов налоговой полиции.
Уголовно-процессуальный закон не указывает следователям, каким конкретно следственным подразделениям органов внутренних дел подследственны дела о преступлениях, совершенных организованными
Далее - Приказ № 107. ' Далее - Приказ № 394. ' Далее - СОБР.
Далее - Приказ № 20.
группами и преступными сообществами. Данный вопрос разрешен на ведомственном уровне.
Приказом МВД РФ № 107 следственные части при Следственном Комитете МВД России, МВД, ГУВД, УВД. УЗДТ реорганизованы в управления (отделы) по расследованию организованной преступной деятельности при СК МВД РФ, МВД. ГУВД. УВД, УВДТ*
Следователями У(0)РОПД производится расследование преступлений, наиболее опасных по своему составу, совершенных организованными группами и преступными сообществами.
Имея в своем распоряжении все средства и методы, предоставленные уголовно-процессуальным законом для полного и объективного установления истины по каждому преступлению, следователь не всегда имеет возможность конкурировать с изощренными методами преступников, противодействующих вышеуказанной деятельности.
Организованные группы и преступные сообщества обладают достаточными силами и средствами для сокрыгия фактов подготовки преступлений. маскировки своих преступных действий и уничтожения следов уже совершенных Кроме того, участники преступных групп прилагают значительные усилия к тому, чтобы избежать привлечения к уголовной ответственности, скрыться от органов предварительного следствия. Оказание давления различного характера на свидетелей, потерпевших, вплоть до их физического уничтожения, с целью добиться благоприятных для преступников показаний, уничтожение документов, материальных следов преступлений, могущих в дальнейшем обрести статус вещественных доказательств, угрозы в адрес следователей, связанные непосредственно с его профессиональной деятельностью, - далеко не весь перечень приемов, призванных осуществить в реальности вышеозначенные действия преступных групп.
Анализируя изложенное, следует предположить, что для раскрытия преступлений и привлечения виновных к уголовной ответственности следователям У(0)РОПД не всегда достаточно наличия ограниченного перечня мер процессуального характера, в связи с чем возникает насущная потребность вовлечения в процесс расследования тех сил, средств и методов, которые способны дополнить имеющиеся уголовно-процессуальные и в совокупности позволят решить задачи расследования.
В отличие от полномочий следователей круг деятельности органов дознания несколько шире и охватывает административную, оперативно-розыскную, уголовно-процессуальную деятельность. Следовательно, и методы решения задач борьбы с преступными проявлениями у органов дознания несколько разнообразнее.
Указывая в ст.1 17 УПК РСФСР в качестве органа дознания милицию, уголовно-процессуальный закон не раскрывает, кто конкретно в милиции обладает процессуальными полномочиями органа дознания Согласно ч.1 ст.7 Закона РСФСР "О милиции" милиция подразделяется на криминальную милицию и милицию общественной безопасности (местную милицию). Рассматривая функцию борьбы с организованными группами и преступными сообществами, следует отметить, что данный вид правоохранительной деятельности в милиции как органе дознания полномочны осуществлять специализированные оперативно-розыскные подразделения криминальной милиции по борьбе с организованной преступностью - Главное управление по организованной преступности МВД РФ (ГУОП МВД РФ), региональные управления по организованной преступности при ГУОП МВД РФ (РУОП при ГУОП МВД РФ) и управления (отделы) по организованной преступности при министерствах, главных управлениях, управлениях внутренних дел субъектов Российской Федерации (У(0)ОП при МВД, ГУВД, УВД).
Согласно п.ЗЛ8 Положения о ГУОП МВД РФ (Приложение № 6 к Приказу МВД РФ №110 от 2 марта 1996 года "Об утверждении положений о подразделениях Центрального аппарата МВД России"') п.3.19 Положения о РУОП при ГУОП МВД РФ (Приложение № 2 к Приказу МВД РФ № 394), а также П.3.12 Положения об У(0)ОП при МВД. ГУВД, УВД субъекта РФ (Приложение № 3 к Приказу № 394) - данные подразделения реализуют в установленном уголовно-процессуальном порядке функции органа дознания.
Помимо этого, как указывают приведенные выше нормативные акты, начальники данных подразделений осуществляют руководство этими подразделениями и несут персональную ответственность за надлежащее выполнение возложенных на данные подразделения задач и функций^
Следовательно, уголовно-процессуальными полномочиями органа дознания в специализированных оперативно-розыскных подразделени-
' У(0)РОГГ1
' Далее - Приказ № 1 !0. " Положение о РУОП П.5.2; Положение об У(0)ОП п.5.!.
^
их криминальной милиции обладают начальники данных подразделений. а именно: начальник ГУОП МВД РФ, начальники РУОП при ГУОп МВД РФ, начальники У(0)ОП при МВД, ГУВД, УВД.
Таким образом,' нами определены субъекты взаимодействия при расследовании преступлений, совершенных организованными группами и преступными сообществами: с одной стороны, это следователи У(0)РОПД при СК МВД РФ, МВД, ГУВД, УВД, УВДТ, с другой - это начальники ГУВД МВД РФ, РУОП при ГУОП МВД РФ, У(0)ОП при МВД, ГУВД, УВД.
Некоторые авторы' поддерживают точку зрения о том, что одним из субъектов взаимодействия в процессуальном смысле может выступать операгивный работник. Данная точка зрения кажется неубедительной, поскольку уголовпо-процессуальный закон однозначно устанавливает правоотношения в этой области между следователем и органом дознания.
Согласно П.2.2.4 Инструкции следователю предписывается давать поручения и указания оперативным сотрудникам и работникам других служб о производстве розыскных и поисковых мероприятий, что противоречит требованию ч.4 ст. 127 У ПК РСФСР о даче таких поручений и указаний органу дознания, а не его должностным лицам.
Поскольку рассматриваемые подразделения криминальной милиции имеют ведомственное определение как оперативно-розыскные^, следует отметить, что для них более характерна именно оперативно-розыскная деятельность, право на производство которой определено ri.l ч.1 ст. 13 Закона об ОРД. При этом, как следует из ст,1 указанного закона, данный вид деяяельности осуществляется как гласно, так и негласно, чем отличается от уголоано-процессуальной деятельности сле-чояателей, осуществляемой всегда гласно.
Основными направлениями деятельности специализированных оперативно-розыскных подразделений по организованной преступности являются предупреждение, выявление, пресечение и раскрытие фактов бандитизма, похищения людей, незаконного лишения свободы, вымогательств, захватов заложников, незаконного приобретения, пере-
Н.Н.Гапанович. И.И.Мартинивич. Основы взаимодействия следователя и органа дознания при расследовании преступлений. (Учебное пособие для вузов). -Мн.: изд. БГУ, 1983. С. 10-11: М.А^Рммткин. Взаимодействие органов предварительного следствия и дознания. - Вестник Московского университета, 1996, Серияя1 1 Право, № 4. С.95. ' Положение о РУОП п. 1.1, Положение об У(0)ОП и. II.
дачи, сбыта, хранения, перевозки или ношения оружияя боеприпасов, взрывчатых веществ и взрывных устройств, совершенных организованными группами'.
При этом данными подразделениями решаются задачи: - пресечения деятельности преступных сообществ (организаций), банд и организованных групп, в том числе имеющих региональные, межрегиональные и международные связи;
- изобличения в совершении преступлений их участников,
- выявления и привлечения к ответственности должностных лиц органов государственной власти, использующих свое служебное положение в интересах преступных формирований.
Таким образом, общие по своему содержанию задачи следователи У(0)РОПД и органы дознания в лице специализированных оперативно-розыскных подразделений криминальной милиции решают различными методами, имеяяперед собой единую цель - в частности, расследование преступлений, совершаемых организованными группами и преступными сообществами, изобличение виновных в совершении этих преступлений и привлечение их к уголовной ответственности; в дальнейшем, как результат этой деятельности, - наказание. Следовательно, возникает потребность в согласованности действий следователей и органов дознания обозначенных подразделений при расследовании преступлений.
Необходимость во взаимодействии следователя с органом дознания на стадии предварительного расследования, в том числе по преступлениям, подготавливаемым, совершаемым или совершенным организованными группами и преступными сообществами, возникает, как правило, в следующих случаях:
- при производстве осмотра места происшествия;
- при производстве по уголовному делу в случаях его сложности или большого объема;
- при розыске обвиняемого, когда его место нахождения не установлено;
- при не установлении лица, подлежащего привлечению в качестве обвиняемого.
Сочетание процессуальных действий следователей и оператквио-розыскной деятельности органов дознания, в частности, специализированных оперативно-розыскных подразделений криминальной милиции
Приказ №394 п.1.2.
iio организованной преступности, позволяет добиться более выыокого уровня эффективности и качества расследования преступлений, совершенных организованными группами и преступными сообществами.
Как нельзя лучше демонстрирует необходимость согласованных совместных действий практика расследования преступлений.
За период с января по июнь 1996 года всего по Российской Федерации зарегистрировано 1328785 преступлений.
За этот же период установлены 814545 лиц, совершивших преступления, что составляет 61,3% от общего числа зарегистрированных преступлений.
Из указанного числа лиц подразделениями криминальной милиции, к числу которых принадлежат также специализированные оперативно-розыскные подразделения по организованной преступности, ус-гановлены 326744 лица, совершивших преступления, что составляет 40% от общего числа установленных лиц, совершивших преступления, при этом специализированными оперативно-розыскными подразделениями по организованной преступности установлено 10240 лиц.
Органами предварительного следствия за указанный период установлено 63588 лиц, совершивших преступления, что составляет 7,8% от общего числа установленных лиц, совершивших преступления'
4. ПРИНЦИПЫ И ЗАДАЧИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ
Инструкцией определены принципы взаимодействия, которыми руководствуются следователи У(0)РОПД, а также специализированные оперативно-розыскные подразделенияякриминальной милиции по организованной преступности в этой деяяельности.
Прежде следует указать принципы^ взаимодействия, после чего будет изложено содержание каждого из них:
- соблюдение законности, конституционных прав и свобод граждан;
- комплексное использование сил и средств органов внутренних дел;
- персональная ответственность следователей, руководителей оперативных подразделений за проведение и результаты следственных действий и оперативно-розыскных мероприятий;
Сборник по Российской Федерации о работе по установлению яиц. совершивших преступления, за январь - нюнь 1996 г. - М.: ГИЦ МВД РФ, лист 2.
Инструкция п. 1.3.
- самостоятельность следователя в принятии, решений, за исключением случаев, предусмотренных уголовно-процессуальным законодательством;
- самостоятельность сотрудников оперативных подразделений в выборе средств и методов оперативно-розыскной деятельности в рамках действующего законодательства;
- согласованность планирования следственных действий и оперативно-розыскных мероприятий;
- непрерывность взаимодействия в организаторской деятельности, расследовании преступлений до принятия решения по уголовному делу.
1. Соблюдение законности, конституционных прав и свобод граждан - соответствие согласованной деятельности следователя и органа дознания нормам Конституции РФ, уголовно-процессуального закона, регламентирующим взаимодействие. Конституция РФ определяет основные, неотъемлемые права и свободы граждан Российской Федерации. Уголовно-процессуальный закон устанавливает общие условияявзаимодействия, подзаконные нормативные акты регламентируют его более частные вопросы, порядок организации взаимодействия.
2. Комплексное использование сия и средств органов внутренних дел, то есть осуществление взаимодействия с использованием как уголовно-процессуальных средств, имеющихся в распоряжении следователяя так и с использованием оперативно-розыскных мер, которые полномочны принимать органы дознанияя в данном случае - специализированные оперативно-розыскные подразделения криминальной милиции по организованной преступности. Причем использование указанных сил и средств осуществляется наряду друг с другом в неразрывной взаимосвязи. Зиачитедьную организующую роль в данном случае выполняет начальник органа внутренних дед, который осуществляет координацию действий подчиненных ему самостоятельных подразделений, причем без вмешательства в процессуальную деятельность следо-вагеяя.
3. Перюнаяьная оименкзнвеююсть следователей, руководителей оперативных подревдемний за проведение и результаты следственных действий и оперативно-розыыкных мероприятий.
Именно на следоветеля согласно ет.ст. 3, 127 У ПК РСФСР возлагается ответственность за раскрытие преступления и достижение иных задач по находящемуся у него в производстве уголовному делу'. Следователь принимает решение о необходимости взаимодействия, опредс-
19
няя при этом, на каком именно этапе расследования и для достижения каких именно задач необходимо принятие данного решения. Причем следователь несет ответственность за законность производства уголовно-процессуальных действий, принятие решений по уголовному делу в целом, в том числе за полученный в ходе этих действий результат.
Руководитель оперативного подразделения - РУОП, У(0)ОП, несет ответственность за законность, правомерность действий, произведенных в ходе выполнения порученных следователем следственных действий должностными лицами данных подразделений, а также за полученные результаты оперативно-розыскных мероприятий и за законность и обоснованность их проведения.
4. Самостоятельность следователя в принятии решений, за нс-к.чючением случаев, предусмотренных уголоено'процессуапьным законодательством.
Следователь правомочен принимать самостоятельные решения по находящемуся у него в производстве уголовному делу (ст. 127 УПК РСФСР), за исключчнием тех случаев, когда для принятия решения требуется санкция прокурора или решение суда (см., например, ctct.i 1, 12, 89, 96, 168, 174 и др. УПК РСФСР)
5. Самостоятельность сотрудников оперативных подразделений в выборе средств и методов оперативно-розыскной деятельности в рамках действующего законодательства.
Данный принцип означает, что взаимодействующие стороны -следователь и орган дознания, действуют в пределах тех полномочий, которые предоставлены им законом и ведомственными нормативными актами. Производство оперативно-розыскных мероприятий не входит в компетенцию следователя, такой вид деятельности не предусмотрен для него уголовно-процессуальным законом. Каждая из взаимодействующих сторон независима в осуществлении своих функций и наделена свободой выбора присущих ей методов и средств достижения единой цели. Согласно ч.1 ст. 118 УПК РСФСР и п.1 ст. 13 Закона об ОРД именно орган дознания и его оперативные полразделения вправе и обязаны осуществлять оперативно-розыскную деятельность, следовательно, и самостоятельно выбирать те либо иные необходимые для решения задач взаимодействия средства и методы оперативно-розыскной деятельности, определенные Законом об ОРД.
6. Согласованностью планирования следственных действий и оперативно-розыскных мероприяяий достигается концентрация, последовательность согласованных действий следователя и органа дозна-
ния для достижения целей расследования. Планирование вчаимодейо-вия может быть как совместным, так и раздельным' СовмсстиыН план включает производство следственных действий и проведение оперативно-розыскных мероприятий. Он разрабатывается следователяяи и работниками органа дознанияя в некоторых случаях утверждас-гся руководителями органов дознания и следственных подразделений Раздельные планы составляютсяяотдельно следователями (планирование следственных действий) и отдельно работниками органа до^наияя (планирование оперативно-розыскных мероприятий). При этом «аж-ным условием, способствующим взаимодействию, является согласованность раздельных планов между собой.
7. Непрерывность взишодеЬствш в организаторской веяте.чь-нести, расследовании преступ.чений до принятия решения по y^n.w»-ному делу.
Следственные действия и оперативно-розыскные мероприяши должны составлять непрерывный процесс, единый процесс устаповлг-ния истины по делу - только так возможно достигнуть результатон во взаимодействии. И следственные действия, и оперативно-розыскные мероприятия должны дополнять друг друга, Речультаты, полученные при производстве следственных действий, влекуг нсобхолимость про ведения оперативно-розыскных мероприятий. В другом случче резуль таты оперативно-розыскной деятельности нуждаются в вовлечение их и производство по уголовному делу уголовно-процесмуальными методами. Не следует упускать из вида организаторскую деяяельное'! ь руководителей следственныя и оперативно-розыскных подразделений, направленную на организацию, в необходимых случаяя на обеспечение согласованных действий специальными силами и средствами, координацию деятельности субъектов взаимодействия, осуществление контроля за качеством и сроками выполнения заданий^
Решая задачи уголовного судопроизводства, определенные ст 2 УПК РСФСР, следователи У(0)РОПД и специэчизированные оперативно-розыскные подразделения криминальной милиции по организованной преступности в ходе производства по уголовным делам о преступлениях, совершенных организованными группами и преступными сообществами, вместе с тем решают и те задачи, на реализацию кото-
Инструкция 11.2.10, п 2.12, п.4
^ Инструкция п.п.3.2-3.5, 11.4.2.6, п.5. 21
рых направлена согласованная деятельность указанных субъектов уго-лопного процесса, а именно:
- обеспечение неотложных следственных действий и оперативно-розыскных мероприятий при совершении преступлений;
- всестороннее и объективное расследование преступлений;
- своевременное изобличение и привлечение к уголовной ответственности лиц, их совершивших;
- розыск скрывшихся преступников;
- осуществление мероприятий, направленных на обеспечение возмещения материального ущерба, причиненного гражданам и организациям (вне зависимости от формы собственности) преступными действиями виновных лиц'.
К издоженному следует добавить также еще одну задачу, решаемую рассматриваемыми субъектами, которая прямо вытекает из требований ет.31', ч.2 ст.б8, ст. 140 УПК РСФСР, а именно выявление причин к условий, способствовавших совершению преступления, и принятие мер к их устранению.
5. ФОРМЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ
В зааксимоети от тою, урегулирована ли та или иная форма взаимодействия а уголовно-проиессуальном законе или в ведомственном нормативном акте, как следует из их анализа, имеются два вида форм взаимодействия, о ччм ранее упоминали различные исследователи в теории уголовного процесса^
t. Процессуальные (установленные уголовно-процессуальным законом).
2. Организацирниые (установленные веаомствейньми нормативными аатами, а также Te, которые сложились в ходе практиччской деятельности, не противоречащие закону).
Значение указан лого доения форм взаимодействия обусловдено следующим:
Во-первых, любое нарушение процессуальной формы отрицательным образом влияет на соблюдена? закокности при производстве предварительного расследования. В то же время отступление от орга-• НИ311ЦИОННОЙ формы хотя и может причинить какой-.нибо ущерб рас-
Ииструкция п. Li. ' Гм. список JurrepaTypi».' к л.гкции.
следованию, однако не повлечет за собой отрицательные последстнп» процессуального характера.
Во-вторых, в зависимости от того, в какой форме вчаимодейству ют следователь и орган дознания, различается и компетенция этих субъектов.
Следует отметить, что под организационными формами взаимодействия следует понимать также комплексы различных видов деятельности (например, осуществление уголовно-процессуальной дея тельности наряду с оперативно-розыскной).
Процессуальные формы взаимодействия
1. Приняяие органом дознания оперативно-розыскных мер с целью установления лица, совершившего преступление.
Данная форма взаимодействияяследует из смысла ч.4 ст.1 19 УПК РСФСР и представляет собой "параллельное", согласованное действие по установлению лица, совершившего преступление, - процессуальная деятельность следователя и оперативно-розыскная деятельность органа дознания. Причем субъектами взаимодействия используются характерные для каждого из них методы и средства.
В этой же норме уголовно-процессуального закона установлено. что после передачи дела следователю орган дознания вправе производить по нему следственные и розыскные действия только по поручению следователя.
Следует также заметить, что при производстве расследованияяпреступлений, совершенных организованными группами и преступными сообществами, к уголовной ответственности привлекаются- от двух и более лиц. Однако не всегда по уголовным делам такой категории удается установить всех лиц, причастных к совершению преступления В этой связи возникают вопросы:
- вправе ли орган дознанияя установив отлого или нескольких участников преступления и передав дело следователю. » дальнейшем без поручения следователя, как того требует вышеупомянутая норма закона, производить оперативно-розыскные мероприятия с целью установления других участников преступления;
- вправе ли орган дознания производить именно оперативно розыскные мероприятия без поручения следователя по делу, переданному ему, в случае, если устанорчены все лица, причастью к совершению преступления?
23
Чтобы получить на них ответы, необходимо определить различия между "розыскными действиями" и "оперативно-розыскными мероприятиями". Розыскные действия вправе производить как следователь в холе производства следственных и иных уголовно-процессуальных, регламентированных уголовно-процессуальным законом действий, так и, по его поручению, орган дознания'. Что касается оперативно-роэыскных действий, то их полномочны производить только органы доэнанн>г, причем именно оперативные подразделения^ в том числе и специализированные оперативно-розыскные подразделения криминальной милиции по организованной преступности, как гласно, так и, в отличие от розыскных действий, негласно^.
Уюловно-процессуальный закон обязывает органы дознания производить розыскные действия в рассматриваемом нами случае только но поручению следователя, при этом не налагает запрета на производство оперативно-розыскных мероприятий по делу, переданному следователю,
Таким образом, уголовно-процессуальный закон не запрещает органу дознания производство именно оперативно-розыскных мероприятий по делу, переданному следователю, при отсутствии поручения последнего, указывая при этом, что данные оперативно-розыскные меро-гфиятия необходимо продолжать в случае неустановления лиц, совершивших преступление, и после передачи дела следователю.
Такое положение имеет место в практической деятельности специализированных оперативно-розыскных подразделений криминальной милиции по организованной преступности. Следует отметить, что при таком положении вещей нарушаются принципы взаимодействии, теряет смысл само взаимодействие как согласованная деятельность, поскольку следователь, будучи в полной мере ответственным за результат производства предварительного следствия, в указанном случае не всегда имеет возможность иметь объективную информацию о действиях второй стороны взаимодействия- органа дознания.
Ввиду изложенного представляется необходимым при производстве расследования преступлений, совершенных организованными группами и преступными сообществами, согласовывать оперативно-
розыскные мероприятия органа дознания с уюловно-процессуальиой деятельностью следователя.
Причем такая необходимость наглядно демонстрируется сгатн-стикой: из 862419 уголовных дел, расследованных следонателями органов внутренних дел в первом полугодии 1996 года по Российской Федерации, 404490 уголовных дел были приосгановлены проичводсгвом ввиду неустановления лица, подлежащего привлечению в-качсстге ор виняемого. что составляет 46,9% от общего числа расследованных дел'
Данная форма взаимодейстнуст в пределах: с момента передачи уголовного дела следователю и до установления лица, совершившею преступление.
2. Выполнение органаии дознании поручении и указании спкдмч-те-пя о производстве розыскных и следственных действий. "Поручение" представляет собой порученное кому-нибудь дело, возложение ня кого-нибудь исполнения чего-либо^ "Указание" - наставление, ральяс-нение, указывающее как действовать'.
Уголовно-процессуальным законом, а именно ч 4 01.127, ч^ ст. 132 УПК РСФСР, устанавливается, что такие поручения и указания могут даваться следователем по находящимся в его прошвож^ве !w!kw органу дознания.
Поручаться может как проичволство розыскных идя следствен ных действий, так производство одновременно и ропыскны^, и следе i венных действий, как одного, так и нескольких розыскных либо еле." ственных действий Укачанные поручения и указания даются н нись менном виде и согласно рассматриваемой нормы направляются на имя органа дознания, руководитель которого поручает их исполнение пои чиненным ему сотрудникам. Причем такие поручения н указания яв ляются обязательными для исполнения органами дочнания.
Таким образом, поручение и указание следовзгеля органам до1на-ния представляет собой обячательное для исполнения письменное предписание о производстве розыскных и следсте^нных действий
В таком предписании укачываегся: наименование органа ло^на ния, которому дается поручение, краткое изложение обстоятельств дела в объеме, необходимом для качественного исполнения поручения, фактические и правовые основания для дачи поручения, содержание адла-
' См. например, ст. 196 УПК РСФСР. ' См. например, ст.! 18 УПК РСФСР. ' См. ст 13 Закона об ОРД. ' См. ст. •> Ъкона об ОРД.
Сведения за 1 полугодие 1996 г. о следственной работе поаразделений ор-гаиов вкутрекних дел РФ. - М.: ГИЦ МВД РФ, листы 39, 40. 48
^ Словарь русского языка. С. 501 ' Словарь русского ячыка. С 737
пия, даваемого органу дознания, перечень следственных и розыскных действии, которые необходимо произвести органу дознания при исполнении поручения, срок исполнения поручения, наименование органа, коюрому должны быть направлены материалы исполненного поручения'.
К поручению могут прилагаться документы, необходимые для реализации органом дознания порученных действий (например, постановление о производстве обыска, выемки, наложения ареста на имущество, другие).
Следует отдельно оговорить поручения следователя органу дознания о производстве оперативно-розыскных мероприятий, направление которых для исполнения не регламентировано УПК РСФСР, а предусмотрено п.З ст.? Закона об ОРД, и является таким образом дополнительным видом поручений.
Дагая поручения о производстве оперативно-розыскных действий. следователь в общем виде ставит задачу по установлению обстоя-тсд1,ств, подлежащих выяснению по делу, органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность, в том числе специализированным оперативно-розыскным подразделениям криминальной милиции по организованной преступностк - ГУОП, РУОП, У(0)ОП. При этом начальники данных подразделений, реализуя процессуальные функции органа дознания, самостоятельно в пределах своей компетенции определяют перечень средств и методов, необходимых к применению для выполнения поставленного задания, а также подчиненного сотрудника, которому следует портить его выполнение.
Закон не содержит перечня бедственных действий, поручаемых органу дознания. Как правило, органу дознания не поручают производство следственных действий, составляющих исг^лючительную компетенцию следователя и являющихся его процессуальной обязанностью. Нецелесообразно также поручать производство следственных действий, требующих детального знания всех материалов уголовного дела, Мшуг поручаться органу дознания следственные действия, произзод-сгво которых связано с применен-ием наряду с уголовно-процес-с^альными действиями и оперативно-розыскных мер. При всем этом следует принимать во знимание возможность поручения производства следственных действий органу дознания лишь в случае чевозгложкости
их производства лично следователем. Кроме того, является педопуаи-мым перекладывание следователем на органы дознания обязанности по доказыванию'.
В практической деятельности возложение следователем на орган дознания не свойственных последнему функций, в том числе сложных следственных действий, становится распространенным явлением. Работники органа дознания, не обладая необходимым уровнем шаний уголовно-процессуального законодательства, выполняют эти следе i-венные действия с многочисленными нарушениями, что порождая недопустимость доказательств. Так, по уголовному делу о покушении группы лиц на хищение автомашин все подозреваемые были задержаны в ночное время возле гаражей, на которых были спилены замки По поручению выехавшего на ме то происшествия следователя работники милиции допросили задержанных. Допрошены они были не в качестве подозреваемых, а в качестве свидетелей с предупреждением об уголовной ответственности за отказ от дачи показаний и за дачу завслош) ложных показаний, чем была нарушена ст.51 Конституции РФ Тем самым работниками органа дознания было впустую потрачено время. первоначальные показания подозреваемых в данной ситуации не имеют доказательственной силы. Нередко по делам даже о тяжких насядь ственных преступлениях следователи поручают органам дознания допрашивать потерпевших. Как правило, допросы эти носят крайне по-верхностний характер, что позволяет потерпевшему в дальнейшем, в силу различных причин, менять свои показания. С самого начала предварительного следствия утрачивается важнейший источник доказательств^
Отличие поручений от указаний, как видится, состоит в том, что - поручение обязывает выполнить те или иные розыскные или следственные действия, определяя, что конкретно выполнить:
- указание определяят, каким образом выполнить эти действия, на что обратить особое внимание при их выполнении, каким обратом ед-фиксировать полученный результат, какие действия необходимо прел^ принять при получении определенного результата
Комменгар!?" к Уго.товно-пропес<;уально.»лу кодексу РСФСР. - М. яя'1!5рк». 1995. Комментарий к статье !27ii.l3.
.4.Н.1{ан1шев Вздимо.тейсгвие следовавшей и органов дознания при расследовании преступлений • М : Юри^чнеская лигература, 1979 С.38-.19.
' MCf.wiHe». Вмимодействие следователей и органов дознания. - Законность. 1996. № 6. С. 10-II.
27
1 вручения и указания следователя органам дознания по своему «.о^ержанию определяют цели, характер, пределы взаимодействия и, к(!омс тою. сроки исполнения задания.
Часть 4 ст 127 УПК РСФСР не устанавливает сроков исполнения Hupy'lCHHil и указаний следователя органам дознания. Частью 3 ст. 132 У11К РСФСР устанавливается срок исполнения поручения следователя о производстве розыскных или следственных действий, данного органу дознания в другом районе, отличном от места производства предварительного следствия, в течение не свыше 10 суток.
Применение по аналогии установленного данной нормой срока исполнения поручений и указаний следователя органам дознания применительно к положениям ст. 127 УПК РСФСР нецелесообразно, поскольку в некоторых случаях выполнение того или иного задания следова геля органом дознания в срок 10 суток нереально, тогда как в других случаях требуется более короткий срок исполнения поручения. Ввиду изложенного видится более целесообразно самому следователю с учетом конкретных обстоятельств расследуемого дела устанавливать ерик исполнения поручений и указаний в ходе предварительного следствия.
Рассматриваемая форма действует с момента получения органом дознания поручения или указания следователя и до момента его выполнения.
3. Оказание органом дознания следователю по его требованию содешмвяя при производстве отдельных следственных действий.
"Требование" - выраженная в решительной, категорической форме просьба о том, что должно быть выполнено, на что есть право; правило, условие, обязательное для выполнения. "С действие" - помощь, поддержка в какой-либо деятельности'.
Данная форма взаимодействия предусмотрена ч.4 ст. 127 УПК РСФСР и возникает в том случае, когда производство следственного действия требует усилия нескольких лиц, а именно - следователя и органа дознания.
Указанная форма взаимодействия реализуется путем: - непосредственного участия работников органа дознания в производстве следственных действий (например, наблюдение за поведением присутствующих при обыске лиц);
' Словарь русского языка. С. 718, 661.
- содействия следователю в осуществлении мер процессуальною принуждения (например, задержание лица, подозреваемого в совершении преступления, в том числе с участием сил и средств СОВР, оцепление и охрана места производства обыска, пресечение сопротивления следователю отдельных лиц);
- участия в производстве следственных действий специалнсгов (ст.133' УПК РСФСР), в качестве которых могут прив^е^ься pisool-ники экспертно-криминалистических подразделений органа дочпапия.
Закон не определяет форму требования следователя органам дознания о содействии при производстве отдельных следственных действий - устная она или письменная в отличие от прямого указания чакона о письменной форме поручений и указаний. При этом все же более целесообразна письменная форма данного требования, позволяющая органу дознания точно и объективно воспринять требования следователя о содействии, кроме того, письменная форма требования являет собой основание участия работника органа дознания в производстве того или иного следственного действия.
Требование, как и поручение следователя, направляегся непосредственно органу дознания. В рассматриваемом нами аспекте - начальнику ГУОП, РУОП или У(0)ОП, который исходя из содержания требования определяет непосредственных работников подрамелйння, силы и средства, которые необходимы для решения задач содействия следователю при производстве им следственных действий.
Отмечая отличие требования о содействии от поручения следователя, следует отметить, что в первом случае следователь лично производит определенные следственные действия, при этом работники органа дознания в его производстве участвуют, обеспечивая его производство своими действиями, которыми руководит следователь.
Во втором случае следователь, давая поручение органу дознания о производстве розыскных и следственных действий, делегирует тем самым процессуальные полномочия органу дознания на производство поручаемых розыскныы или следственных действий
Данная форма взаимодействия существует с момента получения органом дознания требования следователя о содействии и до момента окончания следственного действия
4. Выполнение органом дознания поспюноыений следователя о приводе лиц. ук-чоняющихся от явки по еыюву.
В случае неявки по вызову без уважительной причины свидетеля, потерпевшего, подозреваемого, обвиняемого следователь вправе при-
39
mcukii. к нему припуднгельпый привод согласно требованиям ч.2 ст.73, ', 3 ci 75. ч ! ст 123. ст 147 УПК РСФСР.
О принятии подобного решения следователь выносит постановление, при этом он вправе возложить выполнение данного решения на милицию, в том числе и на специализированные оперативно-розыскные подразделения криминальной милиции по организованной пре-ciyiino'-гп, как указано в законе'
Период взаимодействия - с момента получения начальником специализированного оператипно-розыскного подразделения по организованной преступности постановления о приводе и до момента выполнения привода.
5 Выполнение органом дознания постанов-пения следователя о розыске мтмнемого.
Как о (ом указывает ст. 196 УПК РСФСР, при производстве пред-Btipine.liuHOlo следствия следователь принимает меры к розыску обвиняемою в случае, когда неизвестно его место нахождения. При этом t.'iv.iOHait-'Jib вправе поручить производство розыска органу дознания, в том числе и специализированным оперативно-розыскным подразделениям по организованной преступности - как органу дознания и само-стояге.пьному подразделению криминальной милиции^ Об объявлении ' розыска обвиняемого и поручении розыска органу дознания следователь выносит посгановление, один экземпляр которого направляется начильнику, в данном случае специализированного оперативно-розыскною подразделения криминальной милиции по организованной пре-«лупности для организации розыска.
Из расследованных в первом полугодии 1996 года по Российской Федерации 862419 уголовных дел 20303 из них были приостановлены производством именно ввиду неустановления местонахождения обвиняемого, что составляет 2,4% от общего числа расцелованных за данный пфнод'
Взаимодействие в данной форме осуществляется с момента получения органом дознания постановления следователя о розыске обвиняемого до установления его места нахождения.
6. Уведомчение следователя оргиним домонш о реп.чьтимих оперативно-розыскных мероприяяий по устинов:ч.'нию лици, смер-шившего престуменш.
Часть 4 cr.l 19 УПК РСФСР обжыпает орган дочнання Г-чп киких-либо указаний со стороны следоиитсля » ^;.•tу'la^.^ передачи слсл<)»пи'Я10 дела, по которому не установлено лицо, совершшяиее нр^ступлсти'. уведомлять его о результатах проводимых лпя решения 'этой ючичи оперативно-розыскных мероприятий.
Закон не устанавливает срок, периодичность уиедомл^ния о (аки^ результатах. По всей видимости, уведомлять следователя надл^жш н случае получения таковых. В свою очередь, со стороны слсдова)учяятакже надлежит доводить до сведения органа дознания данные, пилу-ченные в ходе производства уголовно-процессуальных действий, в необходимом объеме с тем, чтобы орган дознания мог исхояя и) пи^ данных принимать адекватные оперативно-розыскные меры no ycia иовлению лиц, совершивших преступления.
Соблюдение условия двустороннего уведомления следоишепя и органа дознания о результатах оперативно-розыскных мгронриятий и следственных действий особенно важно при расследовании пре^чупле' ний, совершенных организованными группами и преет) п^ыми сооощс ствами, когда необходимо быстро и 8 соответствии со склалынаюшсй^я обстановкой, предугадывая дальнейшие (лаги преступ^икон. принимать верные оперативно-розыскные и уголонно-проиессуалип.^ (ичпе-ния.
Закон не предусматривает устную или письменную форму \мг' домления следователя органом дознания о результатах мкрмимю розыскной деятельности в рассматриваемом аспекте Однако, ^ма^^я, что такие уведомления надлежит оформлять письменно, поскольпу они послужат в необходимых случаях основой а,чя осуществления с.мцвяа' телом уголовно-процессуальных действий. Также они фиксируют результаты деятельности органа дознания по уголовному делу, как того требует рассматриваемая нами норма закона
Указанная форма взаимодействия существует с момеша передачи уголовного дела следователю и до установления лица, совершившею преступление.
' См. ч.5 статьи 14" УПК РСФСР, п. 14 статьи i0 Закона о милиции. ' См. 11.6 ст-<пьи !0 Закона об ОРД.
' Сведения sa ! полутчлие 199о г. о с.телст-яенной работе лодразделекий ор-iani'!. ипутренипх де.г РФ. - VI.: ГИЦ МВД РФ, .1ИС1Ы 36. оО.
31
Оргатиацнонные формы вчянмпаействия
1 Основной организационной формой взаимодействия является следственно-оперативная группа (СОГ)', которая подразделяется на следующие виды:
- дежурная СОГ, которая создается при дежурных частях и призвана обеспечить немедленное реагирование на сообщения о преступлениях, а также производить неотложные следственные действия и оперативно-розыскные мероприятия по горячим следам. Причем сотрудники подразделений по организованной преступности включаются в состав данного вида групп по предложению руководства этих подразделений^
- целевая СОГ, создаваемая для расследования и раскрытия преступлений по конкретному уголовному делу";
- специализированные СОГ создаются для расследования и раскрытия определенной категории преступлений, в том числе по которым лица. их совершившие, не установлены^ (например, по расследованию вымогательства, захвата заложников, незаконного оборота оружия, взрывчатых веществ);
- совместные СОГ создаются для расследования и раскрытия тяжких преступлений, в том числе совершенных организованными преступными группами, либо для расследования сложных уголовных дел с большим объемом работы'.
Огветственность за организацию взаимодействия в данной форме возлагается в том числе и на руководителей следственных подразделений и подразделений по борьбе с организованной преступностью".
Указанные СОГ создаются на основании приказа начальника соответствующего органа внутренних дел по решению руководителей следственных и оперативных подразделений.
СОГ формируются в составе следователх, сотрудников оперативных и экспертно-криминалистических подразделений, кинолога.
Руководителем назначается следователь, принявший дело к производству. Он, помимо личного производства следственных действий,
определяет направления расследования, распределяет, координирует и контролирует работу участников группы, знакомится с относящимися к делу оперативно-розыскными материалами и лично отвечает за надлежащее их использование в производстве по делу'.
2. Совместное планирование следственных дейстаий и onepain» но-розыскных мероприятий^
План следственных действий и онератявно-ро^ыскны.х м^роприя тий, составляемый совместно следователем и оперативным рабогни-ком, включает в себя. розыскные и слеяс-гм^ччм нерсни, данные, под лежащие установлению для их проверки, перечень следе «ценных леД-ствий, обстоятельства, подлежащие установлению операгинпым п^см. сроки и исполнители'. Согласованное планирование должно охшпы-вать также все этапы расследспания преступления.
План согласовывается начальниками следственного к cnepinH.'iHi.-розыскного подразделений и утверждался иачальникс-.м соопк^С!-вующего органа внутренних дел"
В ходе расследования план может изменяться и до11«.11ня!ьса кнк гю инициативе следователя, так и оперативного работника'
Контроль за исполнением согласовашюго fi.'iana, а тикже пракэн-ческую помощь в его реализации осуществляю! начальники слсипнг'! кого и оперативного подразделений".
3. Совместный аналич результатов с.чедсгвенных дейстний я !)!п; ративно-розыскных мероприятий - выражается в иепосредовенш.м «)<• накомлении следователя и оперативного рабо1ника с полученными данными оперативно-рочыскного характера и доказательствами я пределах компетенции каждого из них с целью дальнейшего согласонаи ного осуществления мероприятий, направленных на расследование преступления'
4. Взаимное информирование следователей, начальникоп снециа' лизированкых оперативно-розыскных подразделений крямннильной милиции по организованной преступности о ходе расслелова.пия преступлений nут'.'м участия в заслушивачич начальниками следственных
' Инструкция п. 1.4. " Инструкция п. 1.4.1. ' Инструкция п. 1.4.2. ' Инструкция п. 1.4.3. ' Инструкция п. 1.4.4. *' Инструкция 11.1.4.5.
Инструкция !i43. Ияструкция п.2.10, п.4.2 ' Инструкция п 4 2.2 'Лнс1р)киня 4.4.2.1 Инструкция П.4.2.4. '' Инструкция п.4.2.6. ' Инструкция п.2 2.3, П.2.10.
33
и онсрагивных подра велений на оперативных совещаниях, коллегиях о) четов следователей и оперативных работников о результатах работы по раскрытии) и расследованию преступлений'. 5 Контроль и оценка результатов взаимодействия^. Руководители следственных и оперативных подразделений еже-кнартально производят совместный анализ результатов расследования, определяют меры по устранению недостатков в организации работы следователей и оперативно-розыскной деятельности^.
6. Непосредственное участие следователей и работников специализированных подразделений по организованной преступности в подготовке и осуществлении специальных операций (например, при освобождении заложников, производство следственных действий и оперативно-розыскных мероприятий при расследовании массовых беспорядков, пресечении террористических актов, захватов самолетов) в составе сил. привлекаемых при чрезвычайных обстоятельствах, а именно: в составе групп следственных действий^
В ходе операции по пресечению массовых беспорядков, например, участники следственно-оперативной группы:
- организуют наблюдение обстоятельств массовых беспорядков;
- организуют документирование поведения толпы и ее лидеров, действий войсковых подразделений с применением кино- и фотосъемки, видеозаписи, звукозаписи, протоколирования;
- организуют и проводят следственные действия с лицами, задержанными в ходе массовых беспорядков;
- проводят осмотр места массовых беспорядков и проведения операции сразу же после вытеснения участников беспорядков;

стр. 1
(из 2 стр.)

ОГЛАВЛЕНИЕ

Следующая >>