<< Предыдущая

стр. 2
(из 2 стр.)

ОГЛАВЛЕНИЕ

Генеральный прокурор РФ издал 21 февраля 1995 г. специальный Приказ "Об организации прокурорского надзора за расследованием и раскрытием преступлений", в котором важнейшей обязанностью прокуроров считает защиту прав и законных интересов потерпевших от преступлений. В связи с этим он требует от подчиненных ему прокуроров внимательно подходить к рассмотрению их жалоб и заявлений, принимать все необходимые меры к восстановлению нарушенных прав. Устанавливается, что в случае обнаружения бездействия органов дознания по находящимся в их производстве заявлениям и сообщениям о преступлениях прокурор вправе при наличии повода и оснований возбуждать уголовные дела своим постановлением и предписывать органам дознания расследовать преступление (пункты 1 и 3 ч.1 ст. 211).
Суде^дглЭ коял?рол& за рассмотрением заявлений и сообщений "о преступлениях выражаетой в следующем.
При разрешении судьей вопроса о назначении судебного заседания он должен выяснить нет ли обстоятельств, влекущих прекращение производства по делу (п.2 от. 222 УПК). В связи с этим судья обращает внимание на законность и обоснованность возбуждения уголовного дела, а значит и всего производства по нему. В случае установления нарушения уголовно-процеосуального закона (например, отсутствие законного повода к возбуждению уголовного дела, возбуждение уголовного дела не уполномоченным на то лицом и т.д.) судья направляет дело для дополнительного расследования (п.2 ч.1 ст. 232 УПК).
Указанные выше нарушения закона может обнаружить и суд в ходе судебного разбирательства, а также при производстве в кассационной или надзорной инстанции.
Ее^о^ствен.чьтО коялро^ за рассмотрением милицией заявлений, сообщений о преступлениях в соответствии со от. 37 Закона о милиции
осуществляют Министр внутренних дел Р3>, министры внутренних дел республик в составе России, вышестоящие органы милиции. Исполнение законов в указанной сфере деятельности контролируется руководителями органов внутренних дел, а также начальниками криминальной милиции.
Начальник органа внутренних дед осуществляет ежедневный контроль за соблюдением в подчиненных ему подразделениях порядка приема, регистрации и учета заявлений, сообщений о преступлениях (П.5.1. Примерной инструкции N415), устанавливает и устраняет обстоятельства, следствием которых явились нарушения, принимает меры воздействия к виновным (п.5.2. указанной Инструкции). Ежеквартально он должен организовывать проведение проверок полноты учета информации о преступлениях (п. 5.3. Примерной инструкции N415).
Рассматриваемый контроль возлагается и на руководителей служб криминальной милиции - уголовного розыска, борьбы с экономическими преступлениями, подразделений по организованной преступности (п.Б.б.).
Ведется он также информационными центрами (за полнотой учета и регистрацией преступлений, объективностью и достоверностью первичного '/чета и статистической отчетности), оргинспекторскими аппаратами.
В Приказе МВД Р@ от 26 февраля 1996 г. N129 констатируются "факты Формального рассмотрения жалоб и заявлений граждан, укрытия преступлений от учета, отказа в возбуждении уголовного дела по надуманным мотивам, фальсификация Материа^сз" и для укрепления Законности в органах внутренних дел предписиваесся:
- считать поддержание должного уровня безопасности и законности приоритетной задачей в деятельности руксвсдителей всех уровн-й;
- требовать от каждого сотрудника строго соблюдения законнссти з служебной деятельности как решающего у:лззид укрепления авторитета
органов внутренних дед и доверия к ним со стороны общества;
- по каждому выявленному правонарушению в обязательном порядке назначать служебные проверки, к виновным принимать действенные меры в соответствии о ваконом; . Д;
- начальникам глазных управлений МВД организовывать сиотемати-чеокий анализ состояния законности в подразделениях, обеспечить опе- ' ц ративное реагирование на все факты должностных проступков, совершен-
ных сотрудниках.
Данным Приказом утверждена Временная инструкция о порядке осу-щестзл-:":::я контроля -за состоянием собственной безопасности и законности в органах внутренних дел и-проведения служебных проверок по правонарушениям, совершенным сотрудниками органов внутренних дел. В соответствии с нею начальники горрайлинорганов и других подразделений, в том числе начальники Региональных управлений по организованной преступности (РУОП), несут персональную ответственность за обеспечение законности в целом по органу, подразделению, учреждению и организуют работу по выявлению и пресечению правонарушений, совершаемых подчиненными сотрудниками; организуют проведение служебных проверок по всем выявленным фактам или поступившим заявлениям о должностных проступках, а также преступлениям, связанным с нарушением законности.
КОНТМЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ
1. Что понимается под заявлением и сообщением о преступлении, каковы их виды и юридическая природа?
2. Что представляет собой рассмотрение заявления, сообщения о преступлении, каковы его обязательные элементы?
3. Какова компетенция криминальной милиции в рассмотрении заявлений, сообщений о преступлениях?
4. Из чего состоит принятие заявления, сообщения о преступлении?
5. Какие обязанности возлагаются на оперативного работника криминальной милиции при поступлении к нему заявления или сообщения о преступлении?
6. Кто и в каком порядке регистрирует заявления, сообщения о преступлении? Для чего это делается?
7. В каких случаях, кто в криминальной милиции и в каком порядке принимает решение о возбуждении уголовного деда?.
8. Что служит основаниями к возбуждению уголовного дела?
9. В каких случаях и в каком порядке отказывается в возбуждении уголовного дела?
10. В каких случаях криминальная милиция принимает решение о направлении заявления, сообщения о преступлении по подследотвенности или подсудности? Кто принимает это решение и как оно оформляется?
II. Какова юридическая природа и значение принятого криминальной милицией решения по заявлению, сообщению о преступлении?
12. Кто и в каком порядке в криминальной милиции сообщает заявителю о принятом решении?
13. В каких случаях, кто и в каком порядке осуществляет проверку [вдения, сообщения о преотуцлении?
14. В чем состоит прокурорский надзор за исполнением законов при юмотрении заявлений, сообщений о преступлении?
15. Кто и в каком порядке осуществляет судебный контроль за ио-[неннем законов, регламентирующих рассмотрение заявлений, сообще-[ о преступлениях?
16. В чем состоит ведомственный контроль за указанной деятедь-"тью?
ЛИТЕРАТУРА
Д.Я.Белозероз, ^.В.Ря^омояд Законность и обоснованность возбуждения уголовных дед органами внутренних дед. Учебное пособие. - М.: МССШМ МВД СССР, 1988.
Д.Я.Гризордед.' Об^аружеб^е признаков преступления органами внутренних дел. Учебное пособие.- Ташкент, 1986,
Дознание в органах в^тд^них дел, Учебное пособие. -М.: МВШМ МВД СССР, 1886. ^-.
Комментарий К Х^йЁЦ^процессуальному кодексу РСФСР. - М.: Из-
" "'^^•:'^^."'. • -дательотво"СПАРК'\Ю95. .'.. .'••'-' ..
^.П.^оАдрадов, Д?.Д.Содо9@а, В.5.?еряикоз. Российский закон о
милиции. - М^: ЫП "Вердикт", 1992.
Я.Е.Дав^од. Обнаружение преступлений (угодовно-процеосуальный аспект). Лекция. - М., 1996. "
Я. Е*. Павлов. Проблемы правового регулирования рассмотрения заявлений и сообщений о преступлениях. Актуальные проблемы расследования преступлений. Труды Академии МВД Российской Федерации. -М., 1995. С. 59-71.
Уголовно-процессуальные основы деятельности органов внутренних дел. - М., 1988.
С.П.^е^а, Г.Д./Уи^^ева, Я.Я.^оя^ов^ев, Л.Л.^увшгев. Рассмотрение органами дознания заявлений я сообщений о преступлениях. Би6.!1И2-^ека дознавателя. Учебное пособие. - М.: ВНИИ МВД СССР, 1937. голозный процесс: Учебних для студентов юридичезких вузов.^
факультетов. - М.: Зерцало, ТЕИС, 1996.
Л.Я.Маследникода. Процессуальное значение результатов проверочных действий в доказывании по уголовному делу. Учебное пособие. -М., 1993.
^.Я.Белогерог, Л.Г.А/ар^иция. Обеспечение прав и законных интересов личности в стадии возбуждения уголовного дела. Учебное пособие. -М.: УМЦ при ГУК МВД Ю, 1994.

<< Предыдущая

стр. 2
(из 2 стр.)

ОГЛАВЛЕНИЕ