<< Предыдущая

стр. 8
(из 14 стр.)

ОГЛАВЛЕНИЕ

Следующая >>

общественное объединение юридических лиц может иметь в собственности
земельные участки, здания, строения, сооружения, жилищный фонд, транспорт,
оборудование, инвентарь, имущество культурно-просветительского и
оздоровительного назначения, денежные средства, акции и другие ценные
бумаги, и иное имущество, необходимое для материального обеспечения его
деятельности, определенной в уставах (ст. 30). Общественные и религиозные
объединения, будучи некоммерческими организациями, вправе осуществлять
предпринимательскую деятельность лишь для достижения целей, ради которых
они созданы и соответствующую этим целям (ст. 117 ГК). Поэтому в их
собственности могут находиться также учреждения, издательства, средства
массовой информации, другие объекты производственного, социального и
благотворительного назначения.
Имущество юридического лица имеет 2 основных источника образования: вклады
участников, учредителей, доходы от хозяйственной деятельности, а также
имущество, полученное по другим допускаемым законом основаниям.
С передачей имущества участниками, учредителями закон не всегда связывает
переход права собственности на переданное имущество юридическому лицу
(например, имущество унитарного предприятия остается государственным и
принадлежит унитарному предприятию на ограниченных вещных правах).
Однако в большинстве случаев, передавая имущество юридическому лицу, его
участники лишаются права собственности на это имущество, либо сохраняют
при этом право требовать возвращения переданного ими в собственность
организации имущества после ее ликвидации (так называемое право на
ликвидационную квоту участников хозяйственных обществ и товариществ), либо
не сохраняя такого права (в общественных организациях).
Удельный вес государственной и муниципальной собственности в общем объеме
собственности нашей страны весьма значителен.
Отрицательной чертой права государственной и муниципальной собственности
является принадлежность этих видов собственности не одному, многим
субъектам.
Согласно ст. 214 ГК государственная собственность, являлась достоянием
многонационального народа всей страны, принадлежит следующим субъектам:
государству, т.е. Российской Федерации (федеральная собственность),
субъектам РФ, т.е. республикам, краям, областям, городам федерального
значения, автономной области, автономным округам (собственность субъектов
федерации). Все названные субъекты права государственной собственности
независимы как собственники принадлежащего им имущества и не отвечают по
обязательствам друг друга. Распоряжение и управление государственным
имуществом осуществляют соответствующие органы государственной власти и
уполномоченные ими органы государственного управления.
Круг объектов права государственной собственности неограничен: государство
может иметь в собственности любое имущество, необходимое для осуществления
его функций. В числе объектов выделяются объекты, составляющие федеральную
собственность, т.е. собственность, принадлежащая исключительно
государству. К ним относятся имущество органов власти и управления РФ,
ресурсы континентального шельфа и морской экономической зоны, культурные и
исторические ценности общегосударственного значения, средства
государственного бюджета, имущество вооруженных сил, объекты оборонного
производства и др. В число объектов, составляющих государственную
собственность субъектов федерации, включается имущество их органов власти
и управления, культурные и исторические ценности народов, проживающих на
территории республики, краев, областей и др. субъектов федерации, средства
их бюджета. а также предприятия и учреждения, которым имущество передано
на праве хозяйственного ведения и оперативного управления.
Рассматривая государственную собственность как экономическую категорию,
обратите внимание на то, что субъект присвоения (общенародное присвоение)
и субъект права государственная собственность (Российская Федерация и
субъекты РФ) не совпадают.
Это объясняется тем, что государство от имени представительных органов по
своему усмотрению осуществляет правомочия собственника, однако
использование материальных ценностей, находящихся в его обладании носит
целевой характер.
Право пользования, в частности, означает закрепленную за государством
возможность целенаправленно извлекать из общенародных имущественных
ценностей максимальную выгоду в интересах всего народа в целях,
удовлетворения его материальных потребностей и создания условий,
обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие.
Касаясь вопроса о системе государственных органов, юридических и
физических лиц, через которую государство осуществляет правомочия
собственника необходимо остановиться на ряде нормативных актах,
определяющих компетенцию некоторых из них. Это постановление Правительства
РФ от 10 февраля 1994 г. "О делегировании полномочий Российской Федерации
по управлению и распоряжению объектами федеральной собственности".
Положение о Российском фонде федерального имущества, утвержденное Указом
Президента РФ от 17 декабря 1993 г.: Положение о федеральном казначействе
РФ, утвержденное постановлением Правительства от 27 августа 1993 г. и др.
законодательных актов, определяющих компетенцию некоторых из них. Это
постановление Правительства РФ от 10 февраля 1994 г. "О делегировании
полномочий Российской Федерации по управлению и распоряжению объектами
федеральной собственности", Положение о российском фонде федерального
имущества, утвержденное Указом Президента РФ от 17 декабря 1993 г.;
Положение о федеральном казначействе РФ, утвержденное постановлением
Правительства от 27 августа 1993 г. и др.
Хотелось обратить ваше внимание на специальные способы возникновения
государственной собственности, к ним относятся: национализация,
реквизиция, конфискация и другие случаи принудительного изъятия
государственного имущества из частного владения; налоги и другие
обязательные платежи (пошлины, сборы и т. д.); переход по праву
наследования имущества. Специальным способом прекращения является
приватизация, которая осуществляется на условиях и в порядке,
предусмотренном ФЗ РФ "О приватизации государственного имущества и об
основах приватизации муниципального имущества РФ" от 24 июня 1997г.
Муниципальная собственность является самостоятельной формой собственности,
об этом свидетельствуют положения ФЗ "Об общих принципах организации
местного самоуправления в Российской Федерации" от 28 августа 1995 г.,
закрепившие право органов местного самоуправления самостоятельно
распоряжаться средствами местных бюджетов. Сумма превышения доходов над
расходами местных бюджетов по результатам отчетного года не подлежат
изъятию федеральными органами государственной власти.
Проще говоря, муниципальная собственность -- это собственность
административно-территориальных образований: районов, городов, поселков и
т.п., а также других муниципальных образований. Распоряжение и управление
имуществом осуществляют администрация и другие органы местного
самоуправления. В состав объектов этой формы собственности входит
имущество органов местного самоуправления, средства местного бюджета и
внебюджетных фондов, жилищный фонд и нежилые помещения, предприятия
производственного назначения и сфера обслуживания, учреждения образования,
культуры, здравоохранения и др.
Имущество государственной и муниципальной собственности в значительной
своей части закрепляется за государственными и муниципальными
предприятиями, а также передается в ведение государственных и
муниципальных учреждений. В этих случаях предприятия самостоятельно
управляют полученным имуществом на основе вещного права -- права
хозяйственного ведения, а у учреждений возникает право на имущество,
закрепленное за ними, право оперативного управления (ст. 294, 296 ГК).Об
этом еще будет разговор в этой теме.
Содержание права собственности
Содержание права собственности как субъективного права лица составляют
правомочия владения, пользования и распоряжения.
Под правомочием владения понимается основанная на законе (юридически
обеспеченная) возможность иметь у себя данное имущество, содержать его в
собственном хозяйстве (числить на балансе и т.п.). Поскольку такая
возможность имеет предусмотренное законом основание или титул (например,
договор купли-продажи с предшествующим владельцем, переход по наследству),
она называется законным или титульным владением в противоположность
фактическому беститульному (то есть незаконному) владению (например, лица,
присвоившего находку, клад).
К титульным владельцам относят собственника, нанимателя, хранителя,
комиссионера и других лиц, у которых вещь находится во владении на
основании договора или иных предусмотренных законом основаниях.
Незаконное (беститульное) владение может быть добросовестным или
недобросовестным.
Владелец признается добросовестным, если он не знал и не должен был знать,
о незаконности своего владения (ст.302 ГК). Например, презумпция
добросовестности продавца в соответствии с п.3 ст.10 ГК позволяет
причислить владельца купленной на рынке краденой вещи к добросовестным
владельцам.
Владелец признается недобросовестным, если он знал или должен был знать,
что его владение незаконно (ст. 303 ГК). Например, покупка с рук
автомобиля без передачи продавцом технического паспорта выходит за границы
разумных действий покупателя с точки зрения соблюдения правил торговли на
данный вид товара. Неправомерное владение возникает при покупке имущества,
которое продавец не имел права отчуждать (ст. 302 ГК), самовольном захвате
земельного участка и самовольной постройке на нем (222 ГК).
Закон охраняет добросовестного нетитульного владельца, предоставляя ему
ограниченное право на защиту своего владения (п. 2 ст. 234 ГК).
Правомочие пользования -- (ч. 3 п. 1 ст. 2 ГК) основанная на законе
возможность эксплуатации, хозяйственного или другого использования
имущества путем извлечения из него полезных свойств, его потребления (для
производственных или личных нужд). Оно тесно связано с правомочием
владения, ибо собственник может пользоваться своим имуществом только при
условии одновременного владения им.
Правомочие распоряжения означает возможность определения юридической
судьбы имущества путем изменения его принадлежности, состояния или
назначения (в форме отчуждения по договору, передачи по наследству,
уничтожения, передачи в доверительное управление).
Понятие и виды вещных прав
Как известно, одна из важных классификаций гражданских прав
предусматривает их деление на вещные и обязательственные.
Вещные права -- одна из правовых форм реализации отношений собственности.
Вещные права предоставляют их обладателю возможность непосредственного
(независимого от какого-либо другого лица) воздействия на вещь, то есть
абсолютное господство над вещью.
Субъект вещного права может осуществлять в своем интересе действия по
владению, пользованию, во многих случаях и по распоряжению вещью, не
обращаясь за содействием к кому-либо.
В этом коренное отличие вещных прав от обязательственных. Лицо, имеющее
обязательственное право на вещь, например, из договора аренды,
безвозмездного пользования, может реализовать свои полномочия по владению
и пользованию ею только тогда, когда фактически получит ее от
собственника, по договору.
Право собственности отличается от других вещных прав полнотой содержания.
Никто из субъектов других вещных прав не имеет такой полноты правомочий на
принадлежащее имущество. Объем их прав ограничен законом и собственником.
Это объясняется тем, что другие вещные права производны от права
собственности. Так, собственник, передавая часть своего имущества в
оперативное управление или хозяйственное ведение другому лицу, сохраняет
за собой права собственности на это имущество. Поэтому никто кроме
собственника не может обладать всей совокупностью правомочий собственника.
Право собственности всеобъемлюще, по сравнению с ним любое иное вещное
право является ограниченным по объему. Выделяя группу вещных прав,
принадлежащих несобственникам, закон именует их "вещные права лиц, не
являющихся собственниками".
Все входящие в эту группу вещные права характеризуются общими
отличительными признаками.
1) Круг вещных прав, в отличие от обязательственных, очерчен самим законом
(ст. 209, 216 ГК).
Помимо права собственности и прав перечисленных в ст.216, к разряду вещных
прав относятся также:
право залога (ст.334 ГК);
права членов семьи собственника жилого помещения (ст. 292 ГК);
право учреждения по распоряжению доходами и имуществом, полученными в
результате разрешенной хозяйственной деятельности (ст. 298 ГК).
2) Вещное право в отличие от обязательственного является разновидностью
абсолютного права, то есть обладателю вещного права (права собственности,
сервитута и т.п.) противостоит неограниченный круг субъектов, обязанных не
нарушать его права на вещь.
3) Продолжение этой особенности вещного права -- наличие у его владельца
правомочий следования и преимущества.
Это значит, что обладатель вещного права продолжает его сохранят и тогда,
когда вещь переходит к новому владельцу. Например, собственник вещи,
выбывший из владения помимо его воли, продолжает оставаться собственником
и вправе истребовать вещь из чужого незаконного владения (ст. 301 ГК).
Другой пример -- Право залога.
В соответствии со ст. 353 ГК в случае перехода права собственности на
заложенное имущество право залога в отношении имущества также сохраняется.
Общее правило о том, что переход права собственности на имущество к
другому лицу не является основанием для прекращения иных вещных прав на
это имущество, закреплено в п. 3 ст. 216 ГК.
4) К признакам, позволяющим отграничить вещные права от других абсолютных
прав (на имя в авторском праве, на жизнь, свободу передвижения и др.)
относится его объект.
Объектом вещных прав служит индивидуально-определенное имущество, в
обязательственных правах -- действия.
Этим объясняется существование специфических способов защиты вещных прав.
Они (вещные права) защищаются от нарушения любым лицом в порядке,
предусмотренном в п. 4 ст. 216, ст. 301 -- 305 ГК.
Сделаем вывод:
Вещное право -- субъективное право, имеющее абсолютный характер,
обладающее специфическим объектом и способом защиты, включающее в себя
помимо прав владения, пользования и распоряжения имуществом правомочия
следования и преимущества.
К вещным правам в соответствии со ст. 216 ГК, наряду с правом
собственности отнесены следующие -- право пожизненного наследуемого
владения земельным участком, право постоянного (бессрочного) пользования
земельным участком, право хозяйственного ведения, право оперативного
управления имуществом и сервитуты. Этот перечень не является
исчерпывающим. Иные, признанные таковыми законом, перечислены выше.
Ограниченные вещные права
Ограниченные вещные права -- абсолютные правомочия по владению,
пользованию и распоряжению чужим имуществом, производные от прав
собственника и возникшие по прямому указанию закона, имеющие ограниченное
по сравнению с правом собственности содержание, но защищаемые законом
наравне с ним.
Их можно разделить на две группы прав:
1. Ограниченные вещные права на использование чужих земельных участков:
право пожизненного наследуемого владения;
право постоянного (бессрочного) пользования;
сервитуты, которые могут обременять также здания и сооружения.
2. Ограниченные вещные права юридических лиц на хозяйствование с
имуществом собственника:
право хозяйственного ведения;
право оперативного владения.
Рассмотрим их поподробнее.
Права юридических лиц на хозяйствование с имуществом собственника
Права хозяйственного ведения и оперативного управления составляют особую
разновидность вещных прав, неизвестную развитому законодательству.
Это -- вещные права юридических лиц по хозяйственному и иному
использованию имущества собственника. Они призваны оформить имущественную
базу для самостоятельного участия в гражданских правоотношениях
юридических лиц несобственников.
Субъектами прав хозяйственного ведения и оперативного управления могут
быть только юридические лица и притом не любые, а лишь существующие в
специальных организационно-правовых формах -- "предприятия" и
"учреждения".
Субъектом права хозяйственного ведения по действующему законодательству
могут быть только государственное или муниципальное унитарное предприятие
(ст. 113 - 114 ГК) как разновидность коммерческих организаций.
Субъектом права оперативного управления могут быть как унитарные
(казенные) предприятия (ст. 113 ГК), принадлежащие к категории
коммерческих организаций, а также и учреждения (ст. 120 ГК), относящиеся к
некоммерческим структурам, принадлежащие частным собственникам.
При этом учреждения могут создаваться как государственными и
муниципальными образованиями, так и другими (частными) собственниками --
гражданскими и юридическими лицами. Они в определенных рамках могут
заниматься хозяйственной деятельностью, приносящей доходы, что влечет
появление и у них особого права на полученное имущество, которое можно
квалифицировать как право хозяйственного ведения (п. 2 ст. 298 ГК).
Различие прав хозяйственного ведения и оперативного управления состоит в
содержании и "объеме" правомочий, которые они получают от собственника на

<< Предыдущая

стр. 8
(из 14 стр.)

ОГЛАВЛЕНИЕ

Следующая >>