<< Предыдущая

стр. 2
(из 2 стр.)

ОГЛАВЛЕНИЕ

ЛО.Д.Дэк-еж:, сяушагкяь Мойнжамя^ ннргйтутаМВД России
ПРОБЛЕМЫ ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОВ^ЩЕНИЯ НЕОТЛОЖНЫХ СЛЕДСТВЕННЫХ ДЕЙСТВИЙ ПО ДЕЛАМ Об ОРГАНИЗОВАЙНОЙ ПРЕСТУПНОСТИ
Прежде всего хотелось бы еще раз вспомнить oтoм,^xto щ ходе повседневной практической раб(лы аппараты по борьбе с организованной преступностью реализуют две группы функций: оперативно-розыскные h процессуальные. Указанные по^аэдедення, как известно, относятся к криминальной милиции, обяэанностжми которой как органа дознания являются предупреждение, обнаружение, пресечение и раскрыгиб преступлений, в том числе и по делам, по которым производсмо предварительною следслИя - (Обязательно. Помятуя об этоМ, следует прекдо всего обратиться к положениям статьи 119 Уголовно-прОцессуального кодекса РСФСР, которая и адресует производство неотложных следственных Действий оргаиу дознания, а зИачит и подразделениям по борьбе с организо ваниойпрсступностьювтомчислс.
Далее. Признавая настоящим резудьтатом работы onq)a тивных аппаратов всейсНЬтсмы ГУОПа по делам об организован ной преступности ни что иное, как вступление в законную силу об-винИмяьиых приговоров суда по уголовным делам; следует, очевидно, согласиться с тем, чти) Именно нмугло*ныс следственные! действия становятся "первыми Шагами" процессуальной деятель- f ности по указанным уголовным делам. Это значит, что исключи- f тельно их своевременность, качество проведения и результативность позволяют установШъ и закрепить следы преступленю;, то есть в значительной мере определить всюмоследующую перспективу развития каждого уголовного дела.
Наконец, нельзя не отметить и то, что непосредственно неотложные следственные действия ведут к хотя и законному, но ограничению важнейших прав и свобод граждан. Поэтому любые неточности в данных действиях организаторов и исполнителей возможно рассматривать как трубейшие нарушения законных прав и «нтсресов граждан страны. Последствиями этих нарушений явля- _ ются: i
- вступление в силу положения части 3 статьи 69 УПК РСФСР : о доказательствах, нс имеющих юридической силы:
- наступление уголовной ответственности лиц по статьям 176, 178, 179, 184, 185 УК РСФСР;
- невостребование результатов предшествующей оперативно-розыскной деятельности по выявлению и разработке преступных групп и сообществ.
Прежде чем рассматривать конкретные проблемы, связанные с организацией и проведением неотложных следственных дейсидий, хотелось бы лишь в общем виде классифицировать эти проблемы и причины их возникновения без дальнейшей детализации.
Итак, причины возникновения всего комплекса проблем можно разделить на следующие группы:
- объективно возникающие и вызванные субъективными факторами:
- обусловленные внутренними особенностями развития оперативно-розыскной деятельности и уголовного процесса и внешними социальными влияниями на эти виды деятельности:
- имеющие достаточно длительное хронологическое развитие и возникшие лишь в последнее время. Конкретизация данных групп требует отдельной работы. Классифицировать же сами проблемы можно по следующим группам: процессуальные: организационные: тактически" психо логические: проблемы исполнителя.
Рассмотрим лишь две группы проблем, я именно те, которые, с моей точки зрения, встречаются прежде других в профессиональной деятельности руководителей и штатных сотрудников наших подразделений.
Среди организдкмоммылс проблем выделим две главные. 1. Проблема привлечения и использования в качестве штатного сотрудника подразделения РУОПа (УОПа) бывших следователей ОВД. Какова сущность данной проблемы? Реализуя оперативные материалы, подразделения обычно следуют двумя путями либо реализация планируется и проводится совместно со следователем специализированного управления по расследованию преступлении организованных преступных структур, либо сам орган дознания, реализуя материалы, возбуждает уголовное дело и в дальнейшем действует в соот^етстдии со статьей 119 УПК РСФСР. Что касается последнего случая, то на практике по поручению начальника органа дознания одно из должностных лиц производит дознание по конкретному уголовному делу. Таким образом, конкретный оперативный сотрудник становится процессуальной фигурой и при определенных обстоятельствах производит неотлож-
93
ные слсдспзенные дейспмы. Разумеется, что лишь опытный, в бывшем кадровый сотрудник органов предварительного следствия может исполнить данную работу наиболее квалифицированно. При этом доптсльность таких сотрудников целесообразно о^ани-чивать в чеп(их рамках - от возбуждения уголовного дела до передачи дела следователю. Учитывая такого рода специализацию работы сотрудников и малое их число среди всего оперативного состава аппарата РУОПа (УОПа), очевидно, следует исключить из их функциональных обязанностей оперативно-розыскное направление работы. Действенность такого рода организации работы сотрудников вну1ри РУОПа на практике давала и даст значительные результаты.
2. Источник возникновения второй проблемы - нормативные положения самого УПК РСФСР. Известная часть 3 статьи 129 УПК РСФСР определяет: "В случае сложности дела или его большого объема предварительное следстъне может быть поручено нескольким следователям". Однако кодекс нс предусматривает возможности производства дознания по аналогичным делам несколькими лицами. Если же учесть, что на практике бозбуждемис органом дознания уголовного деда по преступлениям организованных преступных групп и сообществ сопряжено с большим ко лИчсством подлежащих одновременному производству неотложных сл^ственных действий, то такая проблема возникает.
Решение се возможно посредством регулирования самой воз можности, условий и порядка деятельности При производстве неотложных следственных дейспгий группы оперативных работников - Лиц, производящих дознание. Введение такой нормы в УПК позволило бы развивать самостоятельность оперативных сотрудни ков при организации и оровеДеиНи неотложных следственных действий.
Переходя к анализу второй группы проблем - прлбле.« ислол-мымкяя, необходимо отмсчтпъ, что каждый оперативный сотрудник подразделений по борьбе с организованной преступностью потенциально может выступать в следующих ролях - либо он по поручению начальника органа дознания выступает в качестве лица, производящего дознание, а следовательно, сам производит неотложные следственные действия, либо он действует как должностное лицо органа дознания в рамках исполняемого органом дознания поручения следователя. Именно во втором случае оперативный сотрудник сталкивается с проблемами исполнителя. Наиболее же актуальные проблемы нспилнителя таковы.
Это, конечно же, недостаточная юридическая подготовка сотрудника Другая проблема - пренебрежение уголовно-процессуальными требованиями но халатности или якобы "в интересах деда". Самое яркое и очевидное проявление данной проблемы -это, ставшее привычным злом, нарушение порядка проведения неотложных следственных действий, в том числе: неразъяснение при допросе подозреваемым, свидетелям, потерпевшим права, предусмотренного частью 1 статьи 51 Конституции РФ: нарушения, допускаемые при составлении протокола задержания лица; нарушение порядка привлечения понятых к участию в следственных дей-сгвиях. Исключить указанные нарушения в работе, а значит и ре-шитъ данные проблемы, возможно лишь при комплексном самооб разовании и профессиональном обучении оперативных сотрудников. организации их работы в конкретном процессуальном качестве, четком и постоянном практическом контроле со стороны уполномоченных органов и должностных лиц за всем ходом проведения неотложных сл(дспвснных действий.
Еще одна проблема из этой же группы - обеспечение соответ-С19ия между юридически закрепленными и фактически исполняемыми процессуальными ролями лиц, участвующих в производстве данных действиА. В главах УПК, посвященных следственнчм действиям. законодатель употребляет определенные понятия ('производит", "выносит постановление", "вызывает", "уведомляет", "составляет" и тому подобные) исключительно в отношении следователя (согласно статьи 120 УПК по аналогии - в отношении органа дознания). К сожалению, на практике все эти функции выполняет и произвольно избранный оперативный сотрудник. Учитывая, что современный оперативный аппарат ОВД достаточ но молод, а теоретические процессуальные знания и практические навыки являются завидным достоянием только части сотрудников, сформулированная проблема на практике воплощается опять же в повторяемые безграмотные и противоправные, а поэтому неэффективные действия. Закономерно, что все чаще плохую информированность и подготовку сотрудников специализированных подразделений принято рассматривать нс как их частную проблему, а как их непосредслюнную вину. Тем не менее, обобщая мнения бывших практических сотрудников подразделений РУОПов (УОПов), систематизирующих знания в ходе серьезного юридического обучения, мо*но сделать вывод, что именно вышеуказанные проблемы вставали перед ними в ходе процессуальной деятельности наиболее остро.
Таким образом, суммируя все изложенное, необходимо и возможно сделать как минимум два вывода.
Можно до бесконечности совершенспвова-л» методику выяв лення и разработки организованных преступных структур. Но до тех пор; пока аппараты по борьбе с ними и оперативные уполномоченные этих аппаратов не будут обеспечивать своевременность, качество, а главное - законность процессуальных действий, и в первую очередь неотложных следственных действий, раскрытие преступлений, наказание виновных и пресечение деятельности ОПГ останутся лишь желанной целью работы.
7'.Д.ЛK'^'кoбд, слушатель Москиьского института МВД России
ОСОБЕННОСТИ ДОКАЗЫВАНИЯ ПО УГОЛОВНЫМ ДЕЛАМ О ПРЕСТУПЛЕНИЯХ, СОВЕРШАЕМЫХ ОРГАЩМОВАННЫММ ПРЕСГУПНЫМИ СООБЩЕСТВАМИ
Для проведения полного, всестороннего и объективного расследования необходимо правильно установить и исследовать все обстоятельства, подлежащие доказыванию по каэкдому уголовному делу. Совокупность таких обстоятельств называется предметом до казывания.
Предмет доказывания - это понятие теоретическое, нематери альное. Он находит отражение на всех этапах уголовного судопроизводства, что подтверждается ст.ст. 68, ЗОЭ, 392. "(04, 415 У11К РСФСР. Предмет доказывания в каждом случае материали)уется в зависимости от вида и состава преступления и при доказывинни ни уголовному делу отображается в постановлениях о B036y'ir(ii#it уголовною дела, о привлечении в качестве обвиняемо; n, u ii(ic кращении уголовного дела, в обвинительном заключении и п()иго-воре суда.
Преступления, совершаемые лицами в составе opi и пиван ных преступных групп, раэнообрачны. Чаще это щч ^нчения. предусмотренные ст.ст. 77, 78, 148. :Ш УК РСФГР Ими же и опрс дсляется конфетный предмет доказывания по эп'.: преступ^ниям
Например, по преступлениям, предусмотренным ч1 (ч 2.4 У1'. РСФСР подлежат доказыванию:
незаконное изготовление наркогическн' .ред»^ i iniemio сгпдин изготовчення, суть изготовления (Texni.!i)i"i&, харпкургш.к инс1руменп:1, использованные для нзгоговиснпи, онрсясленпе по лученных средсчв как наркотических:
нечаконние нриобрстснне - способ, время, место приобретс пня. количество приобретенною средчвя, явпяе&сч ли оно парко гнческим.
н^аконное хранение • фактически:.' данные о том, когда, где. кем оно осуществлялось, цель хранения (.бьп (иск.1110чение состан лмс1 ч.З С1.224 УК РСФСР);
HCjaKoiiHi.ie перевозка, пересылка - способ перевозки, нанр:1н пенис движения, конечный пункт приоьиия. отравшелипп). 't:iie'iii няр1\п1Нчрск"Н1 среДсгвя.
Кроме перечисленных выше обстоятслылз, подлежат доказы-ванию и другие, указанные в с(хУ1зег(лвукмцих частях статьи 224 УК РСФСР, обстоятельства преступных деяний, в том числе и совершение указанных действий по предварительному (говору группой лиц. Как представляется, по каждому уголовному делу о преступлениях, совершаемых организованными преступными группами, подлежат обязательному доказыванию следующие особенные и характерные для такого рода преступлений оботоятельслэа.
1. Обстоятельства формирования организованного преступного сообщества, его структура, схема распределения ролей, долго-срочность и устойчивость существования.
2. Характер связей преступного сообщества - вертикальных и горизонтальных, наличие правил внутреннего распорядка для членов сообщества, а также международные и межрегиональные связи.
3. Способы маскирования следов преступной деятельности, места встреч участников, каналы сбыга продуктов преступной деятельности (похищенного, изготовленного, собранного).
4. Обстоятельства взаимодействия с коррумпированными представителями государственной власти.
5. Материальная обеспеченность членов организованного преступного сообщества.
6. Обстоятельства, свидетельствующие о наличии борьбы преступных сообществ за сферы влияния, суть этой борьбы.
Именно эти положения хотелось бы проиллюстрировать на примере реального уголовного дела. возбужденного по признакам ч.2 ст.224 УК РСФСР по факту деятельности международной организованной преступной группы по незаконной перевозке, пересылке и хранению с целью сбыта и незаконному сбыту наркотических средств.
Международная организованная преступная группа состояла из шести человек. Организатор и руководитель группы - гражданин Польши Р. неоднократно присылал и перевозил на территорию России наркотики из Польши. Два других члена преступной группы Б. и Ф. приобретали наркотики у P., перевозили и хранили их с целью сбыта. Остальные участники группы - низшее звено -занимались непосредственным сбытом наркотиков в г.Москве.
Перевозка Р. наркотических средств доказывается: данными, содержащимися в показаниях Б. и Ф. о намерениях Р. выехать в Москву с очередной партией наркотических средств; данными личного обыска P.. в ходе которого в его куртке были обнаружены
500 доз наркотического средспаа; заключением эксперта, согласно которому изъятое при личном обыске у Р. средство является диэти-ламцдом лизергиновой кислоты (LSD) и согласно списка наркотических средств Постоянного комитета по контролю наркотиков Минздравмедпр^ма РФ его распространение запрещено.
Обстоятельства пересылки Р. наркотического средства из Польши в Москву доказываются данными, полученными при про-ведемии следующих операггивно-розыскных мероприятий и следственных действий: результатами обыска на квартире Ф., в ходе которого были обнарузкены почтовые пакеты "ЕМС Гарант Пост", наполненные наркотическим средством: контролем за поставками наркотических средств из Польши по Почте на Международный почтамт г.Москвы.
Руководящая роль р., то есть то, что он организовал группу, распределил роли в се структуре, руководил действиями участников этой группы и получал основную долю прибыли от незаконного оборота наркотиков, доказывается данными показаний участников международной организованной преступной группы и прослушивания телефонных переговоров между Б., Ф. и P., документами, изъятыми в банке "Российский кредит", о денежных переводах за 8 месяцев на сумму 29118 американских долларов нс счета Р. в банки Голландии и Польши.
В настоящее времА следстдие по делу продолжается, доказываются другие обстоятельства, имеющие значение по делу.
Определение всех обстоятельств предмета доказывания является очень важным, так как это в конечном итоге будет влиять на квалификацию каждого деяния, а стало быть повлияет и на соразмерное содеянному наказание, которое понесет каждый участник организованной преступной группы.
Af.r.Af(KOJwe#)(w, слушатель Московского института МИД России
ОСОБЕННОСТИ (ОБИРАХпМ ДОКАЗАТЕЛЬСТВ ^ 110 ДРЛАМ ОВ ОРГАНИЗОВАННОЙ ; ПРЕСТУПНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСЧН /
Собиранию доказате-чьств пб Делам об организованной нре-с1упной деятельности присуши особенности, обусловленные тем, "no путъ к HCiTUie, как правило, оказывается более трудным, чем обычно. Следователю протнвосто1+т устойчивая преступна)* группа со сложной внутренней организацией, подчас включающей звенья, функционально предназначенные для того. чтобм сделать Преступную деятельность нераскрывасмой.
Криминальный, а порой и Профессиональный опыт участников такой 1руппы позволяет Предпринимать продуманную силему по изощренной маскировке преступной деятельности, тщательной ликвидации следов преступления, осуществлению контрразведыва-тельных мероприятий с тем. чтобы упредить действия органов расследования.
Соответственно более гибком и изобретательной должна стать и система сбора Доказательств, ибо трудности в установлении истины не могут стать основанием к снижению стандарта до казанности. В конечном счете по каждому делу должно быть обеспечено достоверное и всестороннее установление существенных обстоятельств дела, составляющих предмет доказывания.
В проекте Федерального закона РФ "О борьбе с организован ной преступностью", разработанном Межведомстпенной рабочей комиссией Государственной Думы РФ в 1994 году. в ч.2, 3. 4 ст.39 отражено:
- собирание доказательств осуществляется посреди : вом про изводства следственных действий, Истребования предметов и доку ментов, имеющих значение для дела, проведения ревизий, аудитор скнх и иных проверок;
предметы и документы могут быть представлены для приобщения к делу органу дознания, следователю, прокурору, (.'уду любыми физическими и юридическими лицами, в том числе осу щсствляющими оператмвио-розыскную деятельность. Данные материалов оперативно-розыскной деягельности. после проверки их в
установленном Уголовно-процессуальным кодексом РФ порядке, могут при даваться доказательствами по уголовному делу.
Анализ данного законопроекта показывает, что в нем использован многолетний опыт ряда стран таких, как США и Италия, столкнувшихся с.феноменом организованной преступности. Зако нопроект предусматривает более широкий круг источников дока , затёльств по сравнению с УПК РФ. К таким источникам отнесены письменные объяснения физических лиц, видео- и аудиозаписи, кн но- и фотоматериалы, показания специалистов, документы, фикси рующие результаты оперативно-розыскных мероприятий, в том числе с использованием при их проведении информационных систем И технических срсдрл, документы, полученные путем проведения ревизий, аудиторских и иных проверок.
Некоторые дополнения в установленный уголовно-процессуальным законом РФ порядок сбора доказательств внес Указ Пре зидента России "О неотложных мерах по защите населения от бан ди^изма и иных проявлений организованной преступности" №1226 от 14 нюня 1994 года. В п.1 этого Указа записано: "Ввести в лей ствие систему неотложных мер борьбы с бандитизмом и иными тяжкими преступлениями, совершаемыми организованными пре ступными группами":
- при наличии достаточных данных о прИчастност лица к банде или иной организованной преступной 1руппе, подозреваемой в совершении тяжких преступлений, по согласованию с прокурором до возбуждения уголовного дела MOlyr быть проведены экспертизы, результаты которых рассматриваются в качестве доказательств по уголовным делам данной категории, назначены предварительные проверки финансово-экономической деятельности, имущественного и финансового положения не только дан ною лица, но и его родспьенников пни проживающих с ним в течение последних пяти лет других лиц, а также в отношении физичс ских и юридических лиц, общественных объединений, имуществом, средствами или именем которых подозреваемое лицо мо1Ло распоряжаться или пользоваться,
банковская и коммерческая тайна не является препятствием для получения органами прокуратуры, внутренних дел, контрразведки, налоговой полиции в установленном ими порядке сведений и документов о финансово-экономической деятельности, вкладах и операциях по счетам физических и юридических лиц, причастных к совершению бандитских нападений и других тяжких преступлений, совершенных организованными пресгупными группами;
- уполномоченные прсдставнтеям ОВД и контрразведки имеют право осматривать здания и помещения предприятий, учреждений и организаций независимо от форм соблвенности, ознакомиться с документацией, характеризующей ихдогкльиость, а также досматривать транспортные средства, их водителей и пассажную.
Конечно, с точки зрения конституционности Указ не безупречен, но сейчас главное то, что его нормы активно используются правоохранительными органами и они работают. Например, по данным статистической отчетности, в первом полугодии 1994 года в соотяегствии с Указом в 426 случаях прокуроры дали санкции на проведение экспертиз до возбуждения уголовного дела, а в г.Москве в ходе досмотра транспортных средств и их водителей изъято более 300 стволов огнестрельного оружия.
Кроме того, согласно п.7.2 ч.2 этого же Указа результаты оперативно-розыскных мероприятий используются в качестве доказательств по уголовным делам об организовЁМной преступной деятельности в порядке, установленном Законом РФ "Об оперативно- ; розыскной деятельностя в РФ" и УПК РСФСР. Согласно сТ. & 1 вышеуказанного Закона, результаты ОРД могут быть использованы для подготовки и осуществления следственных и судебных Действий, они могут служить поводом и основанием для возбуждения уголовного деда, предоставляться в орган Дознания, следователю или в суд, а также использоваться в доказыванни по уголовным делам в соответствии с положениями уголовно-процессуального за конодательства РФ, регламентирующими собирание, проверку и оценку доказательств.
Последнее не означает, что если в ходе доказывания по уголовному деду подтвердилась достоверность данных материалов, полученных оперативно-розыскным путем, то все они должны быть признаны доказательствами по расследуемому делу. Данные и материалы оперативно розыскного характера необходимо строго отличать от доказательств по уголовному делу. Предметом про' верки при производстве по уголовному делу являются уголовно-процессуальные доказательства, которые формируются в сферб уголовно-процессуальной деятельности, а не данные и материалы, полученные в результате оперативно-розыскной деятельности. Прц осуществлении же оперативно-розыскной деятельности обнаруживаются определенные следы преступления, то есть сведения о преступлении могут стать содержанием доказательств по уголовному делу. если воМд^т в уголовный процесс посредством законных ис-
точников и законными способами Никакие другие источники фактических данных и способы их получения, в том числе оперативно-розыскные, в уголовный процесс допущены быть не могут. 3h-o важнейший критерий для ограничений доказательств по уголовному делу от оперативно-розыскной и любой другой инфор мации.
В СТ.69 УПК РФ дается определение доказательств по уголовному делу и к числу самостоятельных их видов относятся вещественные доказательства. В ст.83 УПК РФ перечисляются предметы, могущие служить вещественными доказательствами. Перечень таких предметов не является исчерпывающим. К вещественным до-казаггельствам можно отнести видеозаписи, кино- и фотоматериалы, полученные в ходе оперативно-розыскных мероприятий. При использовании этих предметов в качестве доказательств не имеет значения, в результате чьих действий они проявлялись. Главное, чтобы с помощью технических средств обстоятельства совершения преступления были зафиксированы и стали доступны следователю и суду.
Органам предварительного расследования и судам следует неукоснительно соблюдать все требования процессуального закона, предъявляемые к Асщественным доказательствам. Они должны войти в уголовный процесс законными способами, быть 'смотрены в присутствии понятых и результаты осмотра должнь. быть отражены в соответствующих процессуальных докумстпях. След ствию и суду необходимо исследовать все обстоятельства, связан ные с возникновением рассматриваемых предметов в действительности. поэтому сотрудник оперативного подразделения или другое лицо, производившее оперативно-розыскные мероприятия, должно быть допрошено в качестве свидетеля. Допрос позволит выяснить происхождение примененных технических средсгв, установить их объективные связи С обстоятельствами расследуемого преступления.
Несомненно, что производство по делам об организованной преступности, связанное с деятельностью по сбору доказательств. должно определяться не только особыми нормами, но и общими правилами уголовно-процессуального законодательства. Было бы желательно, чтобы УПК РФ предусмотрел эти особые нормы в разделе "Производство по делам об организованной преступности", где находились бы статьи, связанные со сбором доказательств. По рассчиттлваггь на приняп(е какого-либо из проектов
Закома по борьбе с организованной преступностью Государственной Думой в ближайшей перспективе нс приходите».
На протяжении многих дссжтилспмй теории сбора доказа-тсяктв и доказатедьстзеннос право развивались по пути преодоления ошибочных пpcдcпlBJЮHHй о значении отдельных доказа тельств, расширения требований, определяющих их допустимость, усиления процессуальных гарантий, установления истины м прав участников процесса. В настоящее время и теория сбора доказа тслмтв и доказательственное 1фаво борьбы с организованной преступностью представляют собой сложно организованные системы с установившимися связями, что, разумеется, не исключает возможностей их дальнейшего развития и совершенствования.
Д.АСл«яоа, адъюнкт Московского института МВД России
HBKOTQPbU: АСПЕКТЫ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ КОРГУПЦИЙ Ж СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ
Проблемы противодействия коррупции приобрели особую актуальность и остроту. С одной стороны, это связано с се широким распространением и проникновением во все структуры об щеоза, с другой - с большой социальной опасностью этого нега тивного явления.
В то же время говорить о каких-то заметных результатах пока преждевременно, а незначительный рост раскрываемости в этой области обуслоален в основном ув^яичением числа зарегистриро ванных очевидных, не представляющих существенной опасности Преступлений.
Высокая степень латентносю объясняется двумя главными причинами. Во-первых, должностные лица, получающие взятки, стали более серьезно и тщательно скрывать эти преступления. Во вторых, сегодня премрпсло серьезные изменения само понятие взятки. Так, в виде оплаты своих "услуг" коррумпированные чиновники и другие должностные л*ща все чаще, помимо тр^дицион ных наличных денег, предпочитают получать открытый счет в банке, возможность дешево приобрести престижные товары, технику. например, автомобиль, р удобном месте - площадь или земельный участок под строительство дачи, гаража вместе с материалами, строительной техникой и рабочими, путевки для себя и чиснов семьи на зарубежные курорты, оплаченные места для детей в дорогих учебных заведениях, а для родственников - высокооплачи ваемые должности в различных фирмах и т.п. При этом для должностного лица риск быть привлечённым к уголовной ответственности сводится практически к нулю
Значительное число взяткополучателей вообще оказываются вне сферы применения закона и не рискуют ничем К ним относятся, в частности, руководители коммерческих структур, которые не признаются должностными лицами. Тем не менее степень опас ностм действий таких лиц и их разлагающее влияние на множество других людей от этого не становятся меньше. Главная причина такого положения - несовершенство законодательной базы, часто не успевающей за изменениями, происходящими в нашем обществе, и
нуждающейся в серьезной переработке. В первую очередь эгго касается Уголовного и Уголовно-процессуального кодексов, закона о
Но особую трсхюгу визываютмасиггабы коррупции в прядки охранительных органах, в частности, в подраэдеденнях Мими-сгерспда внутроших дел. ПоАышсннмй интерес к милиции со стороны организованной преступности вполне понятен и объясним. ЭЬго и режим наиболыыего благоприятслижання Для преступных групп в определенной сфере их дежтсдыюсти, и подавление конкурент!», оперативное решение многих своих проблем, в том числе и в обход закона, поручение доступа к важной закрытой информа ции, учетам, базам данных, влияние на работу органов дознания, ход предварительного расследования и мнотЬе другое.
Остановимся кратко лишь на некоторых проблемах, связанных со взяточничеством и продажностью работников ГАИ. В этой связи несомненный интерес представляет оцс^а эффективности действий московской ГАИ, данная водителями и владельцами аб-томобилей. Так, неудовлетворительную оценку дали $2% из 300 опрошенных рсспоцдснтов, оценку "плохо" - 20%, "удовлетворительно" - 9%, "хорошо" и "отлично" - менее 2%, затруднились ответить - 17%. Вообще работу ГАИ оцениважут на "неудоалст-воритсяьно" 16% водителей, "йлохо" - 21%, "удовлетворительно" -41%, "хорошо" - 13%, "отлично" - 3*/» и затрудня1отся дать оценку 6%. Еще более удручающую картину прнвод&гг социологический центр "Статус", проводивший опрос среди москвичей. На вопрос "Кого вы сходня боитесь больше?", 5*/» опрошенных ответили -милиции, 51% - преступников, 37% - и тех и других одинаково, 7*/о никого. Известно немало фактов прямого содействия организованным престуйным группам Со стороны работников ГАИ, предоставления ими важной операгп4вной информации, помощи А поста-нобке на у чет транспорпных средсю, числящихся в угоне.
Для предотвращения коррупции в среде сотрудников ГАИ необходимо, с одной стороны, исключить (или серьезно затруднить) возможность налаживания ими коррумпированных связей, с другой - вовремя эту связь нарушить. Для этого предлагается следующий комплекс мероприятий превентивного характера.
Во-первых, тщательный отбор кандидатов на службу в ГАИ с проверкой нс только самого кандидата, но и его близких родлвен янкор на предмет наличия связей с криминальными структурами
Во-вторых, прием на службу в ГАИ по лимиту с последующим предоставлением постоянного жилья, а также прием на альтернативную армейской службу мужчин, подлежащих призыву.
В-третьих, периодический обмен группами сотрудников ГАИ сроком на 10-20 дней в рамках одного УВД или на уровне Двух областей, а также периодическая ротация сотрудников на постах ГАИ и других учаспсах несения службы.
Натринятие должных мер в деле борьбы с коррупцией разла-гающедействуст на законопосдушнос население, что имеет далеко идущие последствия и делает и без того неустойчивое равновесие в сегодняшнем обществе еще более шатким.
Д.ДСЛюм^к, старший оперуполномоченный по особо важным делам ГУОП МВД России
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫХ ОРГАНОВ РОССИИ И ДРУГИХ СТРАН В АОРЬБЕ С ЛЕГАЛИЗАЦИЕЙ ПРЕСТУПНЫХ ДОХОДОВ И КОРРУПЦИЕЙ
История B03HHKHOBWIM, развития, формы проявления организованной преступности в разных странах имекут отличия, что обусловлено социальными, экономическими н иными особенностями. Это затрудняет возможность выраболп* ее единого понятия для мирового сообщества.
Однако учеными и практиками выделяются некоторыб общие закономерности. К ним относятся: организация или группа лиц, созданная для систематического противоправного Молучения доходов: использование для достижения своих целей системы социальных, экономических оттношений: широкая территориальная развспвленность влияния: легализация доходов, добытых преступным путем.
Легализация, то есть придание преступным доходам статуса доходов, полученных способами, нб запревценными законодательством, чаще всего осущеспияется 40)03 Госудщх^всмныс институты и нс может происходить без участия чиновников различного уровня. Поэтому организованная преступность стремится вовлечь нанболее "сговорчивых" из них в сферу своей деятельности.
Специфика российской организованной преступности в том, тго она получила толчок К развитию в результате непродуманных экономических, социальных, правовых реформ. Сл^цуст отметить отечественные "мафиози" проявляют повышенный Интерес к сфс рам приватизации и международной торговли. Именно отсюда пу тем противоправных действий извлекаются сверхприбыли. Зача стую международная торговля является основным каналом получения преступных доходов от торговли сырьевыми ресурсами. промышленной продукцией, потребнтельскимм товарами.
Несмотря на дебаты в СМИ, в Международных кругах, тезис о том. что средства, являющиеся доходами от преступной деятель ности. проникают из-за рубежа в Россию и впоследствии отмываются. с использованием переходного периода экономики, не подтверждается. В настоящее время происходит массовый от-гок
капитала из России. В связи с этим Россия более чем другие госу-дарспа заинтересована в сотрудничесйю по решению проблем борьбы с (уп^ыванием преступных доходов и соотвстсхвснно борьбы с коррурцией.
В (утличие от российского законодательства многими страна ци при*1ять# специальные законы, направленные на борьбу с кор рукцией. Как отмечено на Международном семинаре ООН по вопросам борьбь! с организованной преступностью (г.Суздадь, 21-25 октября 199) года), "Прогрессу в деле борьбы с этим явлением спо-собслаовало бы принятие к руководству всеми странами рекомендаций по борьбе с коррупцией Восьмого конгресса ООН по предупреждению преступности и обращению с правонарушителями и соответствующее использование руководства, одобренного на этом конгрессе ("Практические мероприятия по борьбе с коррупцией") Важно, чтобы страны предприняли меры для предотвращения кор-румпирования отдельных лиц и организаций организованными преступными группами в экономической н финансовой сферах, особенно в облает государственных контрактов и торговых услуг".
Российским законодательством предусмотрено проведение совместных с тугими государствами расследований фактов отмы-вания денег, включая замораживание, изъятие и конфискацию. Действующее законодательство России сфокусировано ни ipecryn-леннях, способствующих получению незаконных доходов Специ ального законодательства, предусматривйющсго о1ветственность за отмывание преступных доходов в России, не принято, такого рода законы находятся в разработке.
Представляется, что для международного сотрудничества в сфере борьбы с коррупцией приемлемо направление, которое так же должно име.ъ распространение и на борьбу с организованной преступностью, заключающееся в противодействии возможности легализации и последующего пользования средствами, добытыми преступным путем. С учетом того, что при легализации преступных доходов используются чаще всего транснациональные связи, развитие сотрудничества в эпом направлении может быть одним из ключевых в борьбе с коррупцией и организованной преступ ност1.ю. В масштабах одного государства противодействие легализации преступных входов не может дать ожидаемых результатов.
К сожалению, в основном международные соглашения в сфере борьбы с преступностью не содержат позиций о конфискации
имущссюа, добытого преступным путем и находжщсгосж в другой стране, и его возврате в страну, где совершено преступлемне.
Международное сотрудничество в сфере борьбы с отмьаани-ем преступных доходов может поступить развитие на двух уровнях: дипломатическом, посредсхвом взаимного исполнемхм междума-родныхсясдргвенныхпоруюмийвпредслахрассдедованижпоуго-ловным дедам, и на оперативном. В связи с тем, что до настоящего времени не подписаны двухсторонние соглашения по этому вопро су, российские правоохранительные органы, в частности МВД России, стремятся больше развивать контакты по обмену информацией на оперативном уровне.
Так, в проекте Межгосударственной программы совместных мер борьбы с организованной преступностью и иными видами опасных преступлений на территории государств-участников Со-дружесхва Независимых Государств на период до 2000 года, в рамках совершенствования гармонизации национальных законода-тедьств, предусматривается разработка и принятие законов "О борьбе с коррупцией", "Об (утвегспюнностн за легализацию про ступных доходов".
В качестве хорошо проработанного двухстороннего договора можно привести Соглашение между правительством Российской Федерации и правительством Соединенных Штатов Америки о сотрудничестве по уголовно-правовым вопросам. Этим соглашением предусматривается, кроме общих ддя такого рода форм оказания помощи, и конкретно направленные на борьбу с коррупцией и от мыванием преступных доходов: "осуществление мер, связанных с наложением ареста и конфискацией имущества, реституций и взысканием штрафов".
Таким образом, в международном сотрудничестве должно получить развитие такое направденис, как конфискация и возврат доходов, добытыу преступным путем и находящихся в другой стране, в страну, где совершено преступленне.
С.Д.Д^аксюиод, профессор, доктор юридических наук, Я).Г.А%сын, слушатель Московского института МВД России
ОБ ОСОБЕННОСТЯХ ПРОГНОЗИРОВАНИЯ ИОРМОТВОРЧЕСГВА Ж СФЕРЕ БОРЬБЫ С ОРГАНИЗОВАННОЙ ПРЕСТУПНОСТЬЮ И КОРРУПЦИЕЙ
Необходимость и возможность прогнозирования правовых явлений количественными методами обсуждается в научной литературе на протяжении двух с лишним десятков лет достаточно интенсивно. что объясняется в немалой степени развитием средств вычислительной техники'.
Нормоморчесло в сфере борьбы с организованной преступ ностью и коррупцией является процессом, обладающим разнородными причинно следственными характеристиками, объем и содер жанне которых не позволяет пока сгавюгь вопрос о создании об щей модели прогнозирования нормотворчества по вопросам борьбы с организованной преступностью н коррупцией.
Решение данной проблемы осложняется неопредед нностью соответствующих элементов статистических данных н самого нор молворчества, а также "прозрачностью" государственных границ РФ. В настоящее время задачу создания предпосылок для прогнозирования нормотворчесюа в области борьбы с организованной преступностью и коррупцией целесообразно решать по ее составляющим (убийство, умышленное причинение тяжкого вреда здоровью. получение.взятки и т.п.).
Можно предположить, что каждая из этих составляющих имеет по каждому из регионов РФ свои особенности, а следова тельно, должна характеризоваться присущей каждой из этих со ставляющих ор1анизованной преступности и коррупции совокуп ностью количеспвенных параметров и экспертных оценок.
Проиллюстрируем сказанное на 1аком элементе коррупции, как получение взятки Это одно из самых высоколатентных проявлений прес1упносги вообще, а тем более ее организованных форм.
' См Рабочая книга по прогмозиримнию. Под ред 11.П.Бес1ужсм-Л^да.-М. На^а. 1980.
По официальным сгатмсгичссжим данным, регистрация осущест-влактся в (усдисм на порядок реже, чем по таким преступлениям, как убийство, умышленное причинение тяжкого вреда здоровью, общий (*бъсм которых, по оценкам криминологии, оостааляет 1-3,3% от объема всей преступности в Х*Ф, а из этой величины на долю орханизованной преступности, по оценкам экспертов, приходится 5-20"^'. Такой болыпой разброс данных ставит перед реализацией процедур прогнозирования необычайно сложные задачи.
Опредеяснис эффективности нормолюрческой деятельности в виде: Л = (Л ( - До) ,где
Д о — количсспенная характеристика состояния цеди правовой нормы до правового воздействия на данные обществемные (уг-ношения,
Л ( - количсстзенная характеристика состояния цсян правовой нормы после правовм^) воздействия на данные общественные отношение предполагает наличие кояичеслкмных показатедей, получение которых и является основным при рассмотремни вопросов прогнозирования нормотворчества при помощи малгематиче^ ских методов
Использование в социологическом прогноэнрованни мстодот системного амиимза исходных факторов (морфологйчесжмй анализ, тс(фия граф(ж, факторный анализ, теория ркпозиавамня образов), определяющих фуикцйоннрованме обмжта прогнозирования, сопряжено со сбором w изучением большого объема самой разнородной информации. Этот процесс в частя функционирования органи зованной преступностя и коррупции начал югрвнснвно развиваться:, но предпосыдок .для создания общих моделей организованной преступности и коррупции методами системного анализа еще недостаточно
Применение методик по определению различных количе-спюнюыххарактсряспжспстоянияпрсступностн вообще, метода
'См Криммиодолю Г^АЖ^юя НФКужеиовоМнГММияысокжого МГУ. 1М4
'См С 4 Г<м1ркто« Матссятическис методы м 1модеямвсомнильио-пра-йоаомикслкдомммм -М 1Нж^к&1*80
' Сл: МоясА рсгмоиаяьиого кримимолопгкского и угожжмо-право жогопрогнозж Полрся А ААдсжсмю -М 1У*4
ми экстраполяции' и др требует устойчивой стагистипи за значительные интервалы времени
Поэтому на данном этапе разработок методик прогнозирования нормотворчества по вопросам борьбы с организованной пре ступностью и коррупцией авторами предлагается на основе имеющегося в наличии (латистмческого мат^иала состояния пре-стуЬности по одному из УВД Московской области по статье УК, предусматривающей уголовную ответственность за получение взятки, а для более рельефной демонстрации действия предлагаемой методики и по статьям УК, предусматривающим уголовную ответственность за убийство и умышленное причинение тяжкого вреда здоровью, попытаться на основе выборочного метода сбора информации предложить процедуру определения вероятностной модели прогнозирования нормотворческой деятельности по Э1им статьям в сфере борьбы с организованной преступностью и коррупцией на региональном уровне Для формирования количе-сгвенных показателей состояния объекта прсдла1астся использо вать такие интегральные оценки результаюв действия по указанным стагьям, как данные регистрации преступлений по ним и дан ные нормотворческой деятельности по этим же статьям в виде па раметров дифференциальных законов распределения плошости всроянюсгсй их рс1И(лрации и реализации нормотворчес ой деятельное: м^
1 п
S%= — Z (Х.-Х)2 , где п i=l
1 п
-Z х. п i=l
Х среднее значение выборки,
S - дисперсия выборки, п число событий в выборке, Х 1 событие в выборке.
чго позволиг применить к ним математический аппарат проверки с ы цинических гппогез, а затем и корреляционною анализа При эгом, представив сущес1вующую с моменга качественною изменения генденции фактическую совокупность данных как генераль-
' См ( Д W(iAfMW06 Эффекгирностъ общего прец^преждсния преступ ночи М 1992
См ^ САжн^е?!: 7 4 Омалодл Теория деромносгрЯ и ер инжcнq^ ппеириюА^ння М Няум 1988
ную совокупность, характеризуемую своими вероятностными ха рактсристиками и временным объемом, который обозначим т,, необходимо попытаться определить вид законов распределения плотноспн вероятностей, а по ним и указанные выше выборочные характеристики составляющих эту генеральную совокупность вы
борок, временной объем которых обозначим как т i.
Теперь остановимся подробнее на той особенности проявления организованной преступности и коррупции, которая связана с указанным выше идеологическим ее отрицанием и поэтому состоя ние статистических данньА нс обладает достаточной глубиной по времени. А этот факт довольно значим, так как именно количеяво выборок определяет дисперсию оценок математического ожидания и дисперсии дифференциальных законов распредедсяия вероятно стей, а следовательно, точность их оценок. Этм зависимости определяются в виде':
% 3% % 114-^
П 4У-п
0% - дисперсия оценки математического ожидания, (У^ - дисперсия оценки дисперсии,
S ^ - дисперсия рассматриваемого закона плотносю вероят ностей,
114 - центральный момент отклонений веротностей рассматриваемого закона от среднего выборочного четвертого порядка.
Регистрация деяний организованной преступности в РФ на чалась практически в 1992 году». То есть, до настоящего времени имеем статистические данные на глубину в 4 года, тго определяет значение дисперсии выборочных оценок на достаточно высоком уровне. Кроме этого, необходимо учесть следующее.
Любая генеральная совокупность по своему определению в силу центральной предельной теоремы теории веротностей стремится к нормальному распределению и тем самым поглощает все особенности законов распределения, составляющих эту генсраль-
' См. С С.Вгнткель. Л.^.Ожчя/хмо Теория вероятноскй и се инженерные прнло^еми*. - М Наука. 1988.
^ OpiaHHjOMHHM пресгупность - 2. Под ред А И Долговой и С ВД1.Я-кои-М .1993
ную совокупность. Поэтому чрезвычайно важно для повышения точности оценок выборочных среднего и дисперсии вышеуказанных составляющих (то есть данные по отделам УВД) как можно детально определить все особенности законов распределения плотности вероятностей на начальных этапах регистрации, то есть на этапах формирования их в каждом из УВД регионов с рассмотре-нибм возможности их распределения по нормальному закону распределения, биноминальному, закону равномерного распределения, закону Пуассона, определяемой по критерию ^, по которым в математической статистике разработаны соотдетстзующие анали-гическне разработки.
Рассмотрим регистрацию вышеуказанных преступлений за 1993-95 год.: Принимая годовую и двухгодовую регистрацию за
генеральную совокупность, то есть т g ' = 365 суток и т;^= 730 суток, попытаемся увеличить точность оценки путем применения выборок по ведущейся отчетности по полугодиям, кварталам, месяцам, декадам и неделям с определением вида законов распределения плотности вероятностей по этим же временным интервалам, которые обозначим соотастственно Т i " = 188 суток, т z^= 90 суток, т ^ "* = 30 суток, т'4 * = 10 суток, т э ** = 7 суток. В конечном c^"jтc это приводиг к повышению точности прогноза за счет уменьк ;ния его глубины, но при отсутствии устойчивых тенденций это применимо.
Ориентировочные расчеты, произведенные в среде "SuperCalc", показали, что особенности функционирования организованной преступности и коррупции определяют и особенности процедур прогнозирования по этим вопросам.
Для рассмагриваемых данных регистрации величина ^ имеет для Ti^-Ti" минимальное значение для биноминального закона и закона Пуассона, а диапазоны применения этих законов совместно с т;' и т,z определяются величиной npq, где
р су гочная вероя гность регистрации за интгервал т;, q= 1-р
с учетом приемлемых значений уровней доверительной вероятности.
Таким образом, величина т, определяет в конечном счете i дубину прогноза, а сочетание ^ и npq - его точность. Так, при npq < 2 и при т 2 ^ можно обеспечить достаточную точность про-гнота с величиной не менее т:' и при т;/т, ^4. При увеличении
npq до 4 (4 > npq ^ 2) возможно появление %z с выходом за уровень довсршсльной в^оятности 0.5, что означает, «гго при т: ' необхо-димоумсньшение т: доТэ", прикотором Ti/Ti ^ 12. Придаль-нейшем увеличении npq до 5 5 (5.5 > npq ^ 4) для обеспечения достаточной точности прохноза необходимо увеличивать величину
т: до т,^,обеспсчнваятемсамым т,/т: ^8.
Дальнейшее увеличение Т: до 3-4 лет и более для прогноза нормотворческой деятельности по вопросам организованной преступности и коррупции нежелательно, так как после августа 1991 года произошло качественное изменение тенденций развития правовых вопросов и использование статистических данных до этого момента может быть реализовано только с введением существенных весовых коэффициентов, определяемых по методу экспертных оценок, снижающих значимость этой информации, что приведет и к уменьшению точности при корреляционном анализе.
Дальнейшее увеличение npq свыше 5.5 потребует перехода на закон нормального распределения, причем ддя обеспечения той же точности при прочих равных условиях для этого закона необходима будет большая величина п, то есть меньшая т i, что приведет к дальнейшему уменьшению глубины прогноза.
Те же самые допустимые соотношения npq и Tg/Ti,а также условия перехода на нормальный закон распределения приемлемы идля Т1",атемболседля тэ", т*» и т;^'.
Таким образом, для всех рассмотренных вариантов повыше ние точностн прогноза возможно за счет уменьшения его глубины. но на это нужно идти при отсутствии устойчивых тенденций'.
Далее необходимо остановиться на еще одной особенности функционирования организованной преступности и коррупции Дело в том, что мы рассматриваем суточную вероятность реги страции. Но за одни сутки применительно к организованной пре ступности и коррупции может произойти два и более событий (убийства^ Возможны два подхода к этой проблеме Первый уменьшить суточную вероятность на полусуточную или почасовую с одновременным увеличением недельной, декадной, месячной.
' Гм Рабочая книга по прогнозированию Под pei ИНБес^лсем Лада -М На\ка. 1980
^ Cw fCApM»iifpTK .7 4 O^vd/ioan Теории вероятное гей и ее инАСпер-ныепрИ1('л,е11:1Я М Наука 19R8
квартальной и полугодовой т:, что значительно увеличивает объем вычислительных работ и уменьшает чувствительность методики
Второй: искусственно разносить регистрацию, произошедшую в одни сутк(# на двое, трое и более суток с анализом этой ситуации и оценкой такого допущения. Методика выбора каждого из подходов будет рассмотрена в практической работе по прогнозированию далее
Следующей особенностью процедуры прогнозирования функционирования организованной преступности и коррупции является то, «гто в (угличие от достаточно разработанных технических приложений теории вероятностей, где использование методик точных наук требует высоких уровней доверитальных вероятностей, в нашем случае вычисления происходят с малым количеством выборок Поэтому предлагается для прогнозирования нормотворчества в вопросах борьбы с организованной преступностью и коррупцией использовать не только высокие уровни доверительной вероятности, но и для повышения чувствительности эначимосги отклонений использовать также и низкие уровни доверительной вероятности, в том числе критерий Стьюдента (t q: п) до уровней q в 70°/о, 50°/о и 30°/о, что Определит уровень (tq: п) соответственно (1. 0,675, 0,385), и применят критерии F и G. вычисляемые с уровнями до-аеригельных вероятностей до этих же пределов.
И. наконец, при практической реализации предлагаемых ве-роягностных методов некогорые элементы функционирования ор ганизованной прелупиости и коррупции так же, как укачанные выше выбор пу1ей определения исходных значений "р", опроделе ние весовых коэффициентов при возможном использовании ин формации ранее 1992 года, мохуг определяться с применением ме-годов индивидуачьных или коллективных экспертных оценок.
Точно :аким же образом предлагаегтся обработать имеющиеся в наличии по району статистические данные по уточнению и предложениям по изменению этих статей по инициативам ретио-нив, 1де возможная ноля экспертных оценок должна существенно возраст.
Порченные резулыаты обраболки решстрационных данных и данных нирмогворческой деятельпосш на регионапьном уровне во;чпжпо fiудe^ обработан; с применением ьоррепяционного аналиэа с определением коэффициентов корреляции выборок (Гху) и коэффициентов приближенной регрессии (Ьу/х) в видр':
ЬуЛ = Гну
S&: Sy- выборочные дисперсии процессов рят1страции и нормотворческой деггельности,
^2
Sxy - выборочная ковариация процессов регистрации и нор-^отворческой деятельности и проекций их на предстоящие периоды времени, определяемые величиной ^,, а по ним и применение элементов регрессионного анализа с постоянным уточнением результатов при получении новой информации.
Кроме вышеуказанной обработки данных по регистрации преступлений и нормотворческой деятсльносхи в алгоритм прогнозирования должны быть включены блок визуализации результаггов прогнозирования и связанные с ним блоки уточнения (обрапные связи), производящие по получению конкретных результатов прогнозирования уточнение меггодами экспертных оценок процедур определения параметров законов плотности вероапностей данных регипрации и нормотворческой деятельности и, следовательно, уточнение всех последующих прогнозных параметров.
После осуществления аипараггурной обработки информации по указанным статьям по ряду УВД Московской области по данному алгоритму, отработки его и соответствующей коррехгюровки можно будет апробировать предлагаемую методику на статиспле-ских данных подразделений по организованной преступности.
Следующим этапом создания предпосылок для прохнозирова-ния на региональном уровне должно быть создание аналогичных процедур прогнозирования по другим составляющим организованной преступности и коррупции по Московской области, при этом в наибольшей степени это относится и к таким составляющим организованной преступности, как преступления в экономической
сфере, новые компьютерные формы которой рождаются буквально в текущее время*.
В заключение необходимо отмелль, что эффективность предлагаемого алгоритма процедур прогнозирования будет определяться и степенью автоматизации всех се блоков, включая блок подготовки исходных данных, блок введения оперативных исходных данных и каналы их трансляции в аппаратуру обработки и предоставления результатов прогнозирования. Обработку всей информации по этому алгоритму предлагается осуществлять в законодательных органах субъектов федерации, аппаратурное обеспечение которых различные типы ПЭВМ и существующее ПМО) позволит произвести обработку, включая визуализацию результатов прогнозирования в оперативном режиме в масштабе реального времени.
' См Ржбочм книга по прогно1иромнию Под ред И П Бесгужеи Лада - М : Наука, 1980. С.С.Вемя^АЯ), ЛЛ 0@чд^(мо Теория верожтнолсй н ее инженерные приложения - М: Наука, 1988.
' См ЛД/я* кман. СД AfoKCMJWoa Уголовно-правоваж охрана финамсо-аой сферы новые виды преступлений и их квалификащм - М, Учебно-кон-с\№Юципнный центр ЮрИнфоР, 1М5
СОДЕРЖАНИЕ
ЛО.Г.Ак-ым. О немугорых аспектах использования результатов оперативио^юзыскной дептсльности в дожазывании по уголовным делам на стадии предварительного расследования . . . .3 С./^ДоякмАНскоггорыепроблсмыборьбысорганйэованной преступно(яыо в системе кр(диппм)-банковских учреждений. . . ..10 АД.Л^иы^мко. Некоторые особенносги оператмвной разработки организованных преступных групп, занимающихся Кражами автотранспорта ..........................................15 Г. У. ТЗтегсмод. Вопросы обеспечения безопасности учаяников уголовного процесса по дедам об организованной преступносйи .............................................20 Л.77.^Г<)дмоа. Взаимодействие следователя и оперативных работижов аппаратов ОВД по борьбе с организованной преступностью при расследовании фактов взяточничества. . . .27 Л.Л.ДУыыжо@. К вопросу о процессуальных гарантиях повышения эффектявности производсхва по дедам об организованной преступной дежгельности. . ... . . . ... . ... . . . .36 Л^.Д.Джесысым. Соврсмемные проявления организованной преступносп» и коррупции в местах лишения свободы. . ... . . . ..39 Д.Д.Лухарук. Некоторые особенности применения тактических комбинаций при подготовке к допросу членов организованных преступных сообществ.. . . ... . . .. . . .... . . .. .43 Д.Д.Ахмймо*. Проявления коррупции в сфере преступного оборота огнестрельного оружия, боевых припасов и взрывчатых веществ.. . ...... .... . .... . . .... . .... . . ... . . . ..47 Ю.Д.Еэккль. Проблемы организации и проведения неотложных следственных дейсмий по делам об организованной преступности.. . . ... . . ... ..... . . ... . . . .. . . .52 Г.ЛЛК^кода. Особенности докаэываюм по уголовным делам о преступлениях, совершаемых организованными преступными сообщестзами........... . ...... . . . ..... . . . . . .57 Af.r.Afa20Jwe)og. Особенности собирания доказательств подсламоборгаНнзованнойпрсступнойдсятсльности .........60 Я.АОмежм. Некоторые аспекты предупреждения коррупции всовременных условиях... . . .... . . ... . . . ... . . .65 B.jV.^•f8aыo'к. Взаимодействие правоохранительных органов России и других сц)ан в борьбе с легализацией преступных доходов и коррупцией. ... . .. ..... ..... . . ..... . .... . . . .... . 68 C.AAfoKCMJWOg, ЛО.Г.Дасым. Об особенностях прогнозирования иормотворчества в сфере борьбы с организованной преступностью и коррупцией . . .... . . ... . . .... . . .... . . .... . . 71

<< Предыдущая

стр. 2
(из 2 стр.)

ОГЛАВЛЕНИЕ