стр. 1
(из 4 стр.)

ОГЛАВЛЕНИЕ

Следующая >>

Международная защита авторских прав. Носов Игорь Николаевич, Казань, 1996 г.Международная
охрана авторских прав


Носов И.Н.
Казань 1996 г.
Содержание
Введение
Глава I «Развитие системы международной охраны авторских прав»
Глава II «Основные институты и понятия международного авторского права»
Глава III «Участие РФ в международной охране авторских прав»
Заключение
Список использованной литературы
Введение
В последнее время в отечественной и зарубежной прессе всё чаще и чаще стали
появляться статьи о нарушении прав интеллектуальной собственности, как правило
речь идёт о «пиратском» аудио и видео рынке. Если верить исследованию,
подготовленному находящейся в Лондоне Международной федерацией производителей
граммофонной продукции, то Россия сейчас является мировым лидером по незаконным
продажам музыкальных записей. По данным исследований этой организации, в 1995
году в России было продано 222 млн. штук таких записей на сумму более 363 млн.
долларов. Всего в мире в прошлом году размер несанкционированного сбыта
музыкальных записей достиг 2,1 млрд. Долларов, причём каждая пятая запись была
незаконной. Авторы исследования учитывали продажи аудио кассет, компакт дисков и
долгоиграющих пластинок в 68 различных странах мира. Второе место в мире по
незаконным поставкам компакт дисков занимает КНР, на которую приходится более 40
процентов сбыта таких записей. Кроме того в России огромные темпы набирает
незаконный оборот безлицензионных копий программных продуктов предназначенных
для вычислительной техники. Не для кого не секрет что сегодня во многих городах
России за совершенно смехотворные деньги (от 13 тыс. до 25 тыс. рублей) можно
приобрести «пиратские» копии программных продуктов фирм «Microsoft», «Symantec»
и многих других известных во всём мире фирм, хотя например во Франции один пакет
программ «Microsoft Office 7.0» стоит около 300 долларов США. Если подсчитать,
то можно понять что реальный владелец авторских прав теряет миллиарды(!)
долларов из-за деятельности Российских, Китайских и Болгарских производителей –
«Пиратов».
Если бы такая ситуация произошла в какой-нибудь европейской стране, то таких
«горе-производителей» давно ждала бы скамья подсудимых и огромнейшие штрафы,
зато у нас до недавнего времени не существовало даже статьи в уголовном законе,
которая предусматривала бы наказание за подобный вид противоправной
деятельности.
Специфика подобного рода нарушений состоит в том, что они выходят за рамки
внутригосударственного гражданского (частного) права и при рассмотрении этих
вопросов судам придётся опираться не столько на внутригосударственное
гражданское право, сколько на нормы международного права.
Глава I
Развитие системы международной охраны авторских прав
Международная система охраны авторского права представляет собой сложный
механизм, в основе которого лежит, прежде всего, Бернская конвенция «Об охране
литературных и художественных произведений» в её многочисленных редакциях.
До середины прошлого столетия понятия «Авторское право» не существовало как
такового, право собственности могло распространятся лишь на конкретные
овеществлённые произведения искусства (картины, скульптуры и т.п.). Но начиная с
середины 19 века авторское право становится самостоятельной формой
собственности. Создание университетов, публичных библиотек, развитие книжной
торговли, изучение иностранных языков, возможность свободного передвижения
внутри Европы, расширение циркуляции книг – всё это создало новые условия для
издательского дела, превратившегося в выгодное место помещения капитала, а
произведения интеллектуального труда стали отвечать всем признакам товара.
«Писатель является производительным работником не потому, что он производит
идеи, а потому, что он обогащает книготорговца, издающего его сочинения, то есть
он производителен постольку, поскольку является наёмным работником какого-либо
капиталиста.» К. Маркс[1]
Бернский союз
«Бернская конвенция» Об охране литературных и художественных произведений» 1886
года.
Кропотливая работа по созданию правового инструмента по охране авторского права
была начата в Брюсселе в 1858 году на состоявшемся там конгрессе авторов
произведений литературы и искусства. Затем последовали конгрессы в Антверпене
(1861 и 1877 гг.) и Париже (1878 г.), с 1883 года работа была продолжена в Берне
где в 1886 году после трёх дипломатических конференций было выработано
международное соглашение получившее название Бернской конвенции об охране
литературных и художественных произведений. Это соглашение было подписано
десятью государствами: Бельгией, Великобританией, Испанией, Италией, Либерией,
Гаити, Тунисом, Францией и Швейцарией. В сентябре 1887 года делегаты этих стран
(за исключением Либерии) обменялись ратификационными грамотами, и в соответствии
со статьёй 20 конвенция вошла в силу спустя три месяца, т.е. 5 декабря 1887
года.
Бернская конвенция 1886 года содержит наравне с так называемыми основными, то
есть материально-правовыми, и административные правила. Все её основные
положения подлежали обязательному включению в национальные законодательства
стран-участниц в тех случаях, когда национальные законодательства обеспечивали
менее благоприятный режим для обладателей авторских прав. В этом проявилось
стремление создателей конвенции к унификации основных положений авторского
права.
Одним из наиболее существенных правил, выработанных в Берне в 1886 году, было
предоставление владельцу авторского права возможности не выполнять формальности
в странах, где ищется защита, при условии, что он выполнил таковые у себя в
стране (ст.2-3).
На конференции 1886 года было объявлено о создании Бернского союза из
стран-участниц и избрано международное бюро этого союза. Также были
предусмотрены правила присоединения новых государств к конвенции, порядок её
изменения и т.п. Одновременно были приняты дополнительная статья и окончательный
протокол. Дополнительная статья сохранила в силе все двусторонние договоры,
которые устанавливали более высокий уровень охраны авторских прав. В протоколе
же содержались пояснения некоторых положений конвенции.
Парижская конференция 1896 года.
15 апреля 1896 года в Париже состоялась первая конференция по изменению
конвенции 1886 года. К тому времени к конвенции присоединились четыре страны:
Люксембург (1888), Монако (1889), Черногория (1893) и Норвегия (1896). На
конференции присутствовали кроме государств членов наблюдатели от 14 стран:
Аргентины, Болгарии, Боливии, Бразилии, Дании, Гватемалы, Греции, Колумбии,
Мексики, Перу, Португалии, Румынии, США и Швеции.
К числу нововведений 1896 года прежде всего следует отнести включение в
конвенцию понятия публикации и определение его как «выпуск копий». Таким образом
представление и исполнение драматических, драматическо-музыкальных и музыкальных
произведений, выставки произведений искусства к публикации не относились. К
числу важнейших изменений следует отнести также и уточнение к статье 3, в
соответствии с которым охрана предоставлялась произведению, впервые
опубликованному в стране-участнице конвенции, даже в том случае, когда автор
являлся гражданином страны, не входящей в Бернский союз. Таким образом,
территориальный принцип конвенции оставался неизменным, однако акцент был
перенесён с издателя на автора произведения.
Берлинская конференция 1908 года
Следующим этапом развития Бернской конвенции была Берлинская конференция 1908
года. К этому времени к конвенции присоединились ещё четыре государства: Япония
(1899), Швеция (1901), Дания (1903) и Либерия (1908). Кроме государств- членов
на конференцию прислали своих делегатов ещё 19 стран (в том числе и Россия).
Результатом работы конференции явился почти полный пересмотр всех основных
положений предыдущих конференций.
Новая редакция содержала 30 статей, и основные её новеллы относились к четырём
проблемам:
1) Текст конвенции 1886 года ставит охрану авторского права в зависимость от
условий и выполнения формальностей, предусмотренных в стране первой публикации.
На Берлинской конференции было решено отказаться от всех формальностей, даже в
том случае, если в стране первой публикации они существуют.
2) Берлинский текст конвенции боле полно определил и расширил круг объектов
охраны, включив в него произведение хореографии и пантомимы, кинематографии,
фотографии и архитектуры. Более того, новый текст признал права композиторов на
разрешение адаптировать их произведения для исполнения аппаратами механического
воспроизведения и публичное исполнение этими инструментами. Это правило
содержало оговорку, что законодательства стран участниц могут устанавливать
специальные условия его применения.
3) Правила регламентирующие право перевода были расширены. Берлинская
конференция признала их действительность на протяжении всего срока действий
авторского права без всяких ограничений. Правила конвенции 1896 года отменялись,
за исключением тех случаев, когда какая-либо страна выскажет пожелание сохранить
их.
4) Конференция 1908 года установила срок охраны авторского права в 50 лет,
исчисляемых со дня смерти автора. Однако это правило не носило обязательный
характер, так как допускались различия в сроках охраны авторских прав,
определяемые законом страны, где ищется защита, с условием, что срок охраны не
должен превышать тот, который установлен в стране происхождения произведения.
Конвенция определила более чётко понятие литературного и художественного
произведений и закрепила положение о том, что они должны охраняться во всех
странах-участницах с обязательным отражением этого в национальных
законодательствах, если таковое не было сделано раньше. И, наконец, в конвенции
1908 года были признаны права автора на воспроизведение, публикацию и
представление его работ в кинематографе.
Бернский дополнительный протокол 1914 года
К этому времени ещё два новых государства присоединились к конвенции: Португалия
(1911) и Нидерланды (1912).
Дополнительный протокол 1914 года текст которого был предложен Великобританией,
имел своей целью некоторое ограничение режима, установленного конвенцией. Здесь
была создана так называемая «Клаузула о репрессалии», нашедшая место в
последующих текстах конвенции. Клаузула устанавливала возможность для стран
участников ограничивать охрану прав авторов, не являющихся и не проживающих на
её территории, при условии, что государства гражданами которых эти авторы
выступают, не состоят в Бернском союзе и не предоставляют достаточной охраны
авторам стран-участниц конвенции.
Это положение на практике было применено лишь однажды, во время второй мировой
войны, когда Великобритания применяла его в отношении граждан тех стран, с
которыми она находилась в состоянии войны.
Римская конференция 1928 года
За период с 1914 по 1928 год к конвенции присоединились следующие государства:
Австрия, Болгария, Бразилия, Венгрия, Греция, Ливан, Марокко, Польша, Румыния,
Сирия, Чехословакия, Эстония, а также получившие независимость доминионы
Великобритании: Австралия, Ирландия, Новая Зеландия и Южно-Африканская
Республика.
Римская конференция проходила в период бурного развития средств массовой
информации и коммуникаций, характерных для начала двадцатого века. Это в
частности нашло отражение в признании охраны прав авторов при трансляции по
радио их произведений (ст.11 bis), расширении объектов охраны, признания так
называемых личных прав автора и т.п.. Уровень охраны авторского права по
конвенции заключённой в Риме, был повышен в связи с включением устных
литературных произведений (лекций, речей, проповедей и т.п.) в круг
произведений, охраняемых по ст.2. Правда в дополнительной статье (2 bis)
государствам предоставлялись права исключать полностью или частично из объектов
охраны политические доклады и речи, произнесённые во время законодательных или
общественных собраний или в судах, а также определять условия, при которых
лекции, проповеди и речи могут быть использованы в прессе.
К числу наиболее важных новелл Римского текста Бернской конвенции следует
отнести признания так называемых личных прав автора, которые сохраняются за ним
и при отчуждении имущественных прав (издание, публикация, постановка и т.п.).
Следует заметить, что признание личных прав Бернской конвенцией было воспринято
без энтузиазма представителями кинематографической промышленности, а в
последствии и телевиденья, особенно в США. Это было связано с тем, что эти
индустрии в основном используют самостоятельные произведения для создания кино-
и телефильмов и, таким образом заинтересованы в возможности более свободно
изменить чьё-либо произведение, приспосабливая его к своим нуждам.
Брюссельская конференция 1948 года
После второй мировой войны в Европе возобновились работы в области
международного авторского права. Бернская конвенция вновь существенным
изменениям в Брюсселе в 1948 году. Основной целью конференции было стремление
добиться более полной унификации правил конвенции и национальных
законодательств, а также учесть новые условия научного и технического развития.
Унификация правил применения конвенции была достигнута путём усиления принципа
её главенства над национальными законодательствами.
Стокгольмская конференция 1967 года
В числе конференций, изменявших и дополнявших Бернскую конвенцию, Стокгольмская
конференция 1967 года занимает особое место.
К тому времени на международной арене появилось большое количество развивающихся
стран с их специфическими нуждами и проблемами, требовавшими неотложного
решения. Они стремились понизить в Бернской конвенции уровень охраны авторских
прав, для того чтобы получить более свободный доступ к необходимым им
произведениям науки и культуры. Добившись высокого уровня охраны авторских прав
в Брюсселе, их владельцы в развитых капиталистических странах, боялись этой
тенденции и всячески противились ей. Более того, они были готовы на сужение
границ Бернского союза при сохранении прежнего уровня охраны авторского права,
так как иное грозило им явным экономическим проигрышем.
Результатом сложной борьбы сложной борьбы на конференции между двумя основными
тенденциями в международном авторском праве явился протокол, отразивший в
определённой мере насущные проблемы развивающихся стран и предоставивший им
значительные преимущества по сравнению с ранее действовавшим текстом. Более
того, целый ряд его предложений представлял собой новый подход к авторскому
праву, неведомый до Стокгольма.
К наиболее существенным изменениям достигнутым во время Стокгольмской
конференции следует отнести:
1) усовершенствование критериев применения конвенции и определение понятий
страны происхождения и публикации;
2) признание права на воспроизведение;
3) особый режим Кинематографических и приравненных к ним произведений
(Телефильмы и т.п.);
4) расширение личных прав автора (личные права существуют независимо от
имущественных прав и даже после их отчуждения);
5) расширение сроков охраны авторских прав (Конференция не пошла по пути прямого
увеличения 50-летнего срока охраны. Но вместе с этим она одобрила специальную
резолюцию, поощряющую стремления некоторых стран выработать особое соглашение о
применении между ними срока продолжительности свыше установленных пятидесяти
лет, исчисляемых со дня смерти автора);
6) конвенция впервые установила охрану произведений фольклора.(ст. 15, п. 4, п\п
«а»);
Межамериканские конвенции1
Бернский союз объединивший много стран, действительно превратился в достаточно
мощную международную структуру защиты прав авторов, а также промышленников и
торговцев действовавших в этой сфере. Но его нельзя было назвать всемирным. Дело
в том, что в мире одновременно с Бернским союзом развивался другой
межгосударственный союз по охране авторских прав. Несмотря на имеющиеся
различия, принципиальных разногласий между Бернской и американской системами
международной охраны авторских прав в общем почти нет.
Основа развития межамериканской системы охраны авторского права была заложена
Конвенцией о литературной и художественной собственности которая была заключена
в Монтевидео в 1889 году.
Кроме неё были также заключены:
Конвенция об охране литературной и художественной собственности (Мехико,1902).
Конвенция об охране патентов на изобретения, промышленных рисунков и образцов,
товарных знаков, торговых марок и литературной, и художественной собственности
(Рио-де-Жанейро, 1906).
Конвенция об охране литературной и художественной собственности (Буэнос-Айрес,
1910).
Конвенция об охране литературной и художественной собственности, пересмотренная
на VI панамериканской конференции (Гавана, 1928).
Межамериканская конвенция об авторском праве на литературные, научные и
художественные произведения (Вашингтон 1946).
Главным недостатком всех этих конвенций можно назвать отсутствие США. Хотя эта
страна принимала активное участие в подготовке Межамериканской конвенции об
авторском праве на литературные, научные и художественные произведения, принятой
в Вашингтоне в 1946 году, она так и не ратифицировала этот текст, скорее всего
это было связано с нежеланием Соединённых штатов вносить изменения в свое
внутреннее законодательство. Которое обеспечивало выгодную государству позицию
по отношению к охране авторских прав.
Государства-участники обоих союзов высказывали свою заинтересованность в
объединении обеих союзов. В связи с этим ещё на Римской конференции 1928 года
возник вопрос о желательности выработке единой конвенции для всех континентов.
Это стремление нашло своё отражение и в решениях IX сессии Лиги Наций, в
соответствии с которыми было начато изучение вопроса о возможности выработки
единого соглашения о международной охране авторского права путём сравнения
Бернской и американских систем. Аналогичные меры были приняты и американским

стр. 1
(из 4 стр.)

ОГЛАВЛЕНИЕ

Следующая >>