<< Предыдущая

стр. 2
(из 2 стр.)

ОГЛАВЛЕНИЕ

пояснительная записка с изложением сведений об изготовителе и характере производства бланков ценных бумаг; образец бланка;
копия договора (контракта) на изготовление бланков; копия документа, подтверждающего внесение платы за выдачу лицензии.
Сертификаты акций могут быть изготовлены любым полиграфическим предприятием, независимо от наличия у него лицензии на производство бланков ценных бумаг.
Акция должна содержать целый набор обязательных реквизитов, в числе которых фирменное наименование общества, выпустившего акцию, и его местонахождение, наименование ценной бумаги, ее порядковый номер, дата выпуска, категория акции, номинальная стоимость, имя держателя, размер уставного фонда и количество выпускаемых акций (на день выпуска), срок выплаты дивидендов, подпись руководителя организации. Другие реквизиты, в частности условия обращения, порядок регистрации новых владельцев, не являются обязательными и включаются в текст акции по желанию эмитента.
Наряду с акциями широко обращаются сертификаты акций. Если акция является представителем уставного капитала компании, то сертификат является представителем обозначенного на нем числа акций. В этом их отличие, в остальном же сертификат, как и акция, является ценной бумагой, обращается на рынке ценных бумаг, требует аналогичной защиты от подделки.
Во многих развитых странах созданы электронные каталоги обращающихся на рынке ценных бумаг. Физическая работа с ценными бумагами здесь отсутствует, все операции по купле-продаже и первичному размещению акций заложены в память компьютеров.
После того как проспект эмиссии зарегистрирован, начинает проявляться его третья функция — реклама выпускаемых ценных бумаг.
Эмиссионный проспект служит приглашением инвесторам к приобретению акций данной компании. Профессиональные финансисты, практикующие на рынке ценных бумаг, обладают специальным аналитическим аппаратом, позволяющим дать оценку финансового состояния компании на основе информации, представленной в эмиссионном проспекте, и тем самым помочь рядовому инвестору сделать свой выбор. При этом ими обязательно учитываются цели инвестирования, индивидуальные наклонности инвестора.
При регистрации проспекта эмиссии с эмитента взимается гербовый сбор в размере 0,5 % номинальной суммы эмиссии. В случае отказа в регистрации проспекта эмиссии гербовый сбор не возвращается. При повторном представлении документов на регистрацию эмиссии потребуется вновь уплатить регистрационный сбор. Таким образом, эмитенту выгоднее поручить подготовку эмиссионного проспекта профессионалам, чем терять средства в результате отказа в регистрации неквалифицированно составленного документа.

Первичное размещение ценных бумаг.

Подготовка эмиссионного проспекта является отнюдь не заключительным этапом в процессе первичного размещения ценных бумаг. Эмиссионный проспект — лишь шаг в достижении конечной цели: выпуска в открытое обращение акций. И здесь более полезным для нас может оказаться опыт западных компаний, который проверен на практике не один десяток лет и отшлифован до мелочей.
После того как акционерное общество определилось с величиной уставного капитала, видами выпускаемых акций, условиями их обращения, и эмиссионный проспект зарегистрирован финансовым органом, общество приступает к подписке на акции (андерайтингу).
В мировой практике первичная эмиссия акций корпорации осуществляется с помощью услуг инвестиционно-банковской фирмы либо брокерской фирмы-посредника. Отношения между эмитентом и андерайтером строятся на договорной основе либо на конкурсной, когда инвестиционные компании конкурируют между собой за право проведения первоначального предложения акций. При заключении договора о первичном размещении между корпорацией и инвестиционной фирмой возможны два варианта сделки:
инвестиционная компания принимает акции на комиссию и размещает их по принципу "приложения всех усилий"; роль андерайтера в этом случае состоит в том, чтобы приложить максимум усилий с целью продажи данных акций; риск остается на компании, выпускающей акции, а андерайтер берет комиссионные за то количество акций, которые он продал;
инвестиционная компания проводит операции по размещению ценных бумаг за свой счет и действует по принципу "твердого обязательства"; в этом случае андерайтер покупает у компании весь объем выпускаемых акций по одной цене и перепродает по другой, немного превышающей первоначальную.
На сегодняшний день аналогичные принципы заложены и в российском законодательстве по ценным бумагам. Действующие на фондовом рынке эмитенты и посредники — инвестиционные институты вправе избрать любую процедуру проведения выпуска, которая не противоречит требованиям законодательства Российской Федерации.
При этом инвестиционные компании вправе по соглашению с эмитентом выступать гарантами и организаторами выпуска ценных бумаг на следующих условиях:
инвестиционные компании обязуются выкупить за свой счет весь выпуск ценных бумаг по фиксированной цене с целью дальнейшей перепродажи сторонним инвесторам;
инвестиционные компании обязуются выкупить за свой счет недоразмещенную ими среди сторонних инвесторов в течение оговоренного срока часть выпуска ценных бумаг;
инвестиционные компании и финансовые брокеры могут принять на себя обязательства прилагать все усилия по продаже ценных бумаг от имени эмитента сторонним инвесторам без принятия на себя обязательств по выкупу недораспространенной части выпуска.
Инвестиционные институты могут создавать временные объединения (консорциумы или синдикаты) для совместной организации выпуска ценных бумаг одного эмитента. Порядок взаимодействия инвестиционных институтов в рамках консорциума (синдиката) определяется их многосторонним соглашением. Порядок взаимодействия 1 эмитента и консорциума (синдиката) определяется в соглашении между эмитентом и головным инвестиционным институтом временного объединения.
Однако пока наиболее широкое распространение получил иной способ размещения акций — своими силами. Это объясняется тем, что руководители многих акционерных компаний уверены в том, что справятся с этой задачей без помощи посредника, а значит, сохранят часть своих средств. Но брокерских фирм, умеющих профессионально организовать первичное размещение акций, еще мало, а те, которые имеются, пока не могут объединиться в синдикат для совместной деятельности.
Итак, вернемся к мировому опыту. После того как оговорен принцип размещения ценных бумаг, формируется эмиссионный синдикат. Главные цели создания подобного синдиката — распределение части ответственности по размещению ценных бумаг на несколько фирм и проведение первоначального предложения акций в максимально короткие сроки.
В зависимости от степени принятой на себя ответственности члены синдиката делятся на: брокерскую фирму-менеджера — организатора группы; брокерские фирмы-андерайтеры; брокерские фирмы-члены торговой группы (торговые агенты).
До того момента пока эмиссионный проспект не зарегистрирован, участники эмиссионного синдиката проводят определенную работу. Они связываются со всеми заинтересованными лицами и договариваются с ними о возможности приобретения акций. Речь идет пока лишь о заинтересованности и покупке такой ценной бумаги, и если да, то в каком количестве. Собранная таким образом информация является весьма важным показателем того, насколько успешным будет первоначальное публичное предложение.
В практике нашей страны в качестве основы для подписки используют подписные листы, хотя нет единой стандартной формы для этого документа. По крайней мере такой документ должен содержать исчерпывающую информацию о покупателе, а также четко отражать то количество акций, которое он хочет приобрести.
Заполненный подписной лист является основанием для приобретения акций. Система подписки может выглядеть следующим образом.
Подписной лист оформляется между юридическим или физическим лицом, желающим приобрести акции и именуемым "подписчик", и представителем компании—эмитента.
У подписного листа имеется отрывной талон (купон), который выдается на руки подписчику и служит основанием для оплаты приобретаемых акций. Подписной лист остается у представителя компании-эмитента. После полной оплаты купона подписчик обменивает его на акции.
Лицо, подписавшееся на акции, должно полностью их оплатить, как правило, не позднее чем через год после начала распространения акций (конкретные сроки первичной эмиссии определяются внутри общества). За время просрочки оплаты компания-эмитент имеет право назначить штрафные санкции с тем, чтобы получить неоплаченную часть. Время отсрочки не должно превышать 15 дней.
Акционеру выдаются на руки акции (сертификаты акций) только после полной оплаты их номинальной стоимости. При первичном размещении бланки акций (сертификаты акций) выдаются подписчику бесплатно. Дополнительный сертификат акций выдается, как правило, за плату, устанавливаемую финансовым отделом акционерного общества. Утерянный сертификат восстанавливается также за плату.
Другим важным моментом является установление цены на акцию. Естественно, что компания-эмитент желает установить цену настолько высокую, насколько это возможно. А инвесторы, напротив, хотят получить предельно низкую цену.
В экономически развитых странах цена акций почти не связана с той долей уставного капитала, которую она представляет. Определяющими на рынке ценных бумаг являются перспективы роста акционерного капитала компании, который в первую очередь пополняется из прибыли.
Немаловажную роль в определении цены акции играют размеры дивидендов, которые выплачивает акционерное общество по данной акции. Из соотношения ставки дивиденда и ссудного процента может складываться курсовая стоимость акции.
В нашей стране ориентиром для установления продажной цены акции является ее номинальная стоимость. Считается, что ценная бумага, которая оценена правильно, немного поднимается в цене, как только выходит на рынок. Если рыночная цена немного падает, то она была установлена слишком высокой.
Случается, что цена акции нового выпуска может резко возрасти после выхода на рынок. Тогда компания-эмитент теряет потенциально принадлежащую ему прибыль. В том случае, когда акции акционерного общества реализуются по цене, превышающей их номинальную стоимость, вырученная сумма разницы между продажной ценой и номинальной стоимостью учитывается обособленно и не подлежит какому-либо использованию.
Интересна мировая практика процедуры объявления в печати о предстоящем выпуске ценных бумаг. При первичном размещении этих бумаг единственным рекламным материалом может служить эмиссионный проспект, брокерская фирма в соответствии с законом не может вести кампанию поддержки нового выпуска. Брокерская фирма ограничивается небольшим объявлением о предстоящем выпуске.
В практике нашей страны реклама ценных бумаг в средствах массовой информации до регистрации проспекта эмиссии запрещается.

8. Заключение.
В заключение несколько слов о результатах первичного размещения. На сегодняшний день в законодательстве не оговорен срок первичной эмиссии акций при увеличении размеров уставного капитала (при учреждении общества уставный капитал должен быть оплачен в течение года, из которого 50 %—в течение первых 30 дней после регистрации общества). Следовательно, возможна ситуация, когда часть акций общества останется неразмещенной. Такие акции находятся в распоряжении совета директоров общества и могут быть использованы им в качестве резерва для последующей эмиссии. Дивиденды по неразмещенным акциям не начисляются.
Отчет об итогах выпуска ценных бумаг эмитент составляет ежеквартально. Годовые итоги эмиссии публикуются вместе с очередным годовым отчетом.
















Библиография:

1. Алексеев М.Ю. Рынок ценных бумаг. М., 1995.
2. Алехин Б.И. Рынок ценных бумаг. Введение в фондовые операции. М., 1996.
3. Мансухани Г.Р. Золотое правило инвестирования. М., 1996.
4. Мозолин В.П. Корпорации, монополии и право в США. М., 1996.
5. Рид Э. и др. Коммерческие банки. М., 1983.
6. Роде Э. Банки, биржи, валюты современного капитализма. М., 1986.
7. Фондовые рынки США. Основные понятия, механизмы, терминология. М., 1989.
8. Положение об акционерных обществах (25.12.90) // Собр. постановлений правительства РСФСР. 1991. No 6. Ст. 92.
9. Положение о выпуске и обращении ценных бумаг и фондовых биржах в РСФСР (28.12.91) // Экономика и жизнь. 1992. № 5.
10.Закон РСФСР "О налоге на операции с ценными бумагами" (12.12.91) // Экономика и жизнь. 1992. № 13.
11.Инструкция Министерства финансов Российской Федерации "О правилах выпуска и регистрации ценных бумаг на территории РФ" (№ 2) (3.03.92) // Экономика и жизнь. 1992. № 14.
12.Положение о переводном и простом векселе (24.06.91) // Бизнес и банки. 1992. № 3.
13.Положение о порядке выплаты дивидендов по акциям и процентов по облигациям (10.01.92) // Финансовая газета. 1992. № 4.
14.Основные положения программы приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации на 1992 г. (29.12.91) // Экономика и жизнь. 1992. № 2.
15.Указ Президента Российской Федерации "Об ускорении приватизации государственных и муниципальных предприятий" (29.12.91) // Российская газета. 1992. 20 февраля.
16. Закон Российской Федерации "О внесении изменений и дополнений в Закон РСФСР "О приватизации государственных и муниципальных предприятий в РСФСР" // Экономика и жизнь. 1992. № 29.
17. Указ Президента Российской Федерации "Об организационных мерах по преобразованию государственных предприятий, добровольных объединений государственных предприятий в акционерные общества" (1.07.92) // Российская газета. 1992. 7 июля.
18.Постановление правительства Российской Федерации "О мерах по реализации Указа Президента Российской Федерации от 1 июля 1992 г. № 721" "Об организационных мерах по преобразованию государственных предприятий, добровольных объединений государственных предприятий в акционерные общества" (4.08.92) // Экономика и жизнь. 1992. № 33.
19. Положение о коммерциализации государственных предприятий с одновременным преобразованием в акционерные общества открытого типа // Российская газета. 1992. 7 июля.
20. Указ Президента Российской Федерации "О введении в действие системы приватизационных чеков в Российский Федерации" (14.08.92) // Экономика и жизнь. 1992. № 35.
21. Условия выпуска внутреннего государственного валютного облигационного займа. Постановление правительства РФ (№ 222, 15.03.93)// Экономика и жизнь. 1993. № 17.
22. О сборах, взимаемых при лицензировании инвестиционных институтов, фондовых бирж (фондовых отделов бирж) и аттестации специалистов указанных организаций на право совершения операций на рынке ценных бумаг. Письмо Министерства финансов РФ (№ 39, 31.03.93) // Экономика и жизнь. 1993. № 15.


<< Предыдущая

стр. 2
(из 2 стр.)

ОГЛАВЛЕНИЕ