стр. 1
(из 2 стр.)

ОГЛАВЛЕНИЕ

Следующая >>

cOCeeaeEau



eO‚?AIAII?E OO‰?O‰ I ‰E‡„IOOUEIA
E IA?AIE? UEIOAI?? ?‡OOU?OEOU‚ U ‰AUAE

u.A. iAOAIIO, ‰.·.I. a.a. aO?O‚, a.e. eU·EI‡
a.I.I.


nCa «NAUOI‡? OOE?E‡U?E?» E Ei caa ?IOOA?EIAIU‡I?IOE IA‰E?EI? eAac, e‡IIU–eAUA?·U?„



Введение раста (согласно некоторым авторам – у 4,5 – 23% детей в воз-
расте от 2 до 13 лет [1–4]). У мальчиков они встречаются в 2–4
Словом «тик» называются быстрые, непроизвольные, стерео- раза чаще, чем у девочек. Хотя и у взрослых людей могут возни-
типно повторяющиеся движения определенных мышечных групп или, кать тики, в большинстве случаев они появляются у детей. Часто
по–другому, разнообразные автоматизированные привычные элемен- тики усиливаются по мере приближения периода полового созрева-
тарные движения. Чаще это относится к мышцам лица: моргания, ния и постепенно уменьшаются с возрастом.
мигания, наморщивание, нахмуривание лба, шмыганье носом, раз- Первые упоминания в литературе датируются серединой VII ве-
дувание крыльев носа, облизывание губ, растягивание рта, чмо- ка, когда «тиками» назвали «привычку мышц к сокращению». В сле-
канье, «гримасы». Нередко отмечаются более сложные движения – дующем столетии появились термины «тикозный гиперкинез» и «бо-
подергивание головой, подергивания шеи, движения плечами, ко- левые тики», а Бабинский (1906) и Жане (1912) в начале XX ве-
нечностями, частями туловища, а также приседания, пританцовы- ка назвали тикозные движения «карикатурой на навязчивые движе-
вание, втягивание живота, покашливание, тяжелые вздохи, «хмы- ния» (цитируется по [5]). Одним словом, тики рассматривались,
кание», прерывистая, напоминающая заикание речь, «хрюкающие» как функциональное расстройство. И только в 50–х годах двадца-
звуки, попискивания (так называемые респираторные тики, иначе того столетия стали изучать органическую природу тиков. В 70–х
– фокальные тикозные движения), которые возникают в результате годах приоритетной научной гипотезой стали считать наличие си-
фиксации какого–либо защитного действия, имевшего сначала це- стемной слабости стриопаллидарных функциональных механизмов,
лесообразный защитный характер («смаргивание соринки», кашель которая может иметь как приобретенный характер в связи с оста-
при простуде и т.п.). Говоря иначе, развитие тиков можно пред- точными явлениями раннего органического поражения, так и врож-
ставить так: сначала они возникают по определенному поводу, к денный, в том числе семейно–наследственный [4–6]. В настоящее
примеру, появляются подергивания шеей, как бы освобождающие от время считается, что тики возникают при поражениях ядер экст-
тугого воротничка, галстука, или движения туловищем в связи со рапирамидной системы во внутриутробном периоде или в период но-
стягивающей резинкой трусов. Дети могут облизывать губы при их ворожденности.
сухости или нахмуривать лоб при длинных, закрывающих глаза во-
лосах. У детей очень быстро подобные действия закрепляются по Классификация тиков
типу патологической условной связи и в дальнейшем повторяются
уже без внешнего раздражителя. Иногда тики – это следствие оп- За прошедшие 300 лет активной заинтересованности проблемой
ределенных заболеваний. Например, моргание возникает в резуль- тиков было выдвинуто множество типологий, в которых их авторы
тате перенесенного конъюнктивита. Позже эти движения закрепля- ставили задачу упорядочить имеющиеся знания об этой сложной па-
ются и остаются надолго после того, как воспалительный процесс тологии [5].
в области глаз стихает. Конец XIX века:
Мировая практика и наш собственный опыт (обследовано более – привычный тик (обычные, но немотивированные движения);
1000 детей с тиками в возрасте от 3 до 15 лет) позволяет отне- – конвульсивный тик (быстрые, внезапные движения);
сти это заболевание в раздел серьезных нарушений деятельности – тонический тик (длительное сокращение мышц).
мозга, может быть, не менее серьезных, чем эпилепсия. Тикозные Конец 60–х годов XX–го столетия:
расстройства по международной классификации болезней отнесены в 1) локализованные;
раздел психических заболеваний и связаны с нарушением обмена в 2) распространенные;
блоке регуляции и контроля произвольных действий. 3) функциональные;
Пусковым механизмом в возникновении тиков могут стать ост- 4) выраженные с предполагаемой органической основой;
рая или хроническая психическая травма, неправильное воспита- 5) имеющие четкую органическую основу;
ние ребенка. Не исключено, что тики могут развиваться у детей 6) формы, связанные с периферическими поражениями нервной
по механизмам подражания: например, ребенок повторяет какие–то системы.
привычные действия взрослых или движения животных, что посте- Или: – невротические
пенно приобретает фиксированный характер. – энцефалитические (вялые энцефалиты)
Считается, что тики чаще встречаются в возрасте от 7 до 12 – резидуальные гиперкинетические синдромы.
лет и являются весьма распространенной патологией детского воз- Наиболее удачной признавалась классификация проф. Пушкова




973
РУССКИЙ МЕДИЦИНСКИЙ ЖУРНАЛ
ТОМ 13, № 15, 2005
cOCeeaeEau
(НИИ им. Бехтерева): говых систем, т.е. до 3–х лет жизни ребенка [13]. В.В. Ковалев
1. Синдром Жиля де ля Туретта (по имени французского уче- [4], напротив, считал, что для возникновения резидуально–орга-
ного, впервые, 150 лет тому назад, описавшего эти явления. нических психических расстройств возрастных границ не сущест-
Французские врачи считали, что эта болезнь всегда приводит к вует и все органические поражения у детей переходят в резиду-
глубокой умственной отсталости. Позже выяснилось, что это не альную (остаточную) стадию.
так: интеллектуальные возможности больных большей частью не Распространенность этих расстройств, по данным разных ав-
страдают. К инвалидизации приводит невозможность продуктивной торов, достигает 17–25% детей в популяции. Не следует забывать,
деятельности из–за выраженных тиков: трудно писать, держать что резидуально–органические поражения головного мозга являют-
книгу, играть на музыкальных инструментах). ся одним из наиболее важных факторов в развитии неврозов, пси-
2. Генерализованный тик. хопатий, в возникновении эпилепсии. Они нередко изменяют клас-
3. Распространенный тик. сическое течение шизофрении.
4. Резидуально–органические тики. Все вышесказанное еще раз подтверждает, что тики, преиму-
5. Обсессивный (невротический) тик. щественно являясь неврозоподобными, требуют особо внимательно-
В современной МКБ–10 тики выделены как отдельная диагно- го отношения к себе как в плане диагностики, терапии, так и в
стическая группа – F 95 Тики, с разделением на диагностические отношении прогноза на будущее. Не случайно, что авторами при
категории: F 95.0 Транзиторные тики; F 95.1 Хронические мотор- электроэнцефалографическом обследовании детей с тиками было вы-
ные тики или вокализы; F 95.2 Синдром Жиля де ля Туретта; F 95.8 явлено следующее: пароксизмальная активность в фоновых записях
Другие тики; F 95.9 Тики неуточненные. наблюдается в 70% случаев, а ирритация в теменно–затылочной зо-
За 15–летний период наблюдения и терапии детей с тиками в не коры – в 36%. Судорожная готовность на проведение пробы с
Городском отделении неврозов у детей и подростков объединения гипервентиляцией отмечена у 60%, а в последействии 1,5–2 мин –
«Детская психиатрия» и в НИИ экспериментальной медицины РАМН у 22% детей.
авторы пришли к выводу, что преобладают три основные формы ти- Тики представляют собой конечное звено сложного болезнен-
ков: ного процесса. Немаловажная роль в нем принадлежит наследствен-
– неврозоподобные тики резидуально–органического происхож- ной передаче повышенной нервно–мышечной возбудимости и излиш-
дения (по аналогии с описанными ранее неврозоподобными заика- ней резкости движений (импульсивности) со стороны отца, у ко-
нием и энурезом [7–9]), основным критерием диагностики которых торого, как правило, тоже были тики в детстве. Можно даже ска-
служит обнаружение на электроэнцефалограммах больных грубых из- зать, что тики по своей передаче – это сугубо «мужской» тип па-
менений биоэлектрической активности головного мозга: ирритатив- тологии, хотя они могут появиться и у девочек, особенно у тех,
ных, очаговых, пароксизмальных, эпилептиформных; кто походит на отцов. Часто к тому же эти девочки значительно
– невротические тики (как один из симптомов невроза); крупнее и выше сверстников, т.е. у них наблюдается опережающее
– невропатические тики, появляющиеся на фоне невропатии, возраст физическое развитие при одновременно недостаточной ко-
так называемой «врожденной детской нервности», на фоне негру- ординации движении, общей неловкости и скованности. Эти девоч-
бых резидуально–органических изменений центральной и перифери- ки могут обладать как флегматическими, так и холерическими чер-
ческой нервной системы. тами темперамента. В последнем случае весом и ростом они не от-
Различные органические насильственные гиперкинезы (т.н. личаются от сверстников.
тик–эпилепсия, хореический и атетоидный гиперкинезы) не долж- Более часто, чем у девочек, тики наблюдаются у мальчиков,
ны, по нашему мнению, рассматриваться, как особой формы тики. в первую очередь при холерических чертах темперамента, а также
Несомненно, что здесь основные усилия надо направлять на у тех, кто отстает по росту и физическому развитию от сверст-
борьбу с основным заболеванием. Кроме того, не следует вообще ников. Несмотря на подвижность у этих мальчиков также выявля-
отождествлять тики с гиперкинезами, что нередко встречается в ется недостаточная координация движений.
литературе [10]. В отличие от мнения многих ведущих специали- Другим фактором, непосредственно способствующим появлению
стов в области неврозологии [3,11] и др., авторы не признают тиков, является внутреннее напряжение или возбудимость, кото-
приоритета невротической формы тиков. Более того, неврозоподоб- рые накапливаются исподволь, изнутри и в силу разных причин не
ные тики в современных условиях встречаются, как минимум в 4 могут быть выражены внешне, т.е. отреагированы. Источники вну-
раза чаще, чем невротические. треннего, болезненно заостренного напряжения разнообразны и от-
К неврозоподобным тикам следует относить и распространен- носятся к органически повреждающим мозг факторам (асфиксия в
ные (генерализованные) тики, и синдром Жиля де ля Туретта (хо- родах, воспаление, ушиб или сотрясение головного мозга), нев-
тя этот синдром требует обязательного выделения!), так как в их ропатии и неврозам. Часто эти источники сочетаются между собой,
основе лежат признаки резидуально–органического поражения цен- и выделение ведущей роли одного из них производится на основа-
тральной нервной системы, что позволяет отнести неврозоподоб- нии ряда ограничительных признаков.
ные тики к резидуально–органическим нервно–психическим рас- Тики, возникающие на почве резидуальной церебральной орга-
стройствам. нической недостаточности, отличаются упорным течением, мало за-
висящим от действий внешних, ситуативных или психологических
Этиология и патогенез тиков факторов. Более всего заметна связь тиков с органически проду-
цируемым, т.е. беспричинным, возбуждением, особенно у гиперак-
Причиной резидуально–органических нервно–психических рас- тивных, психически и двигательно–возбужденных и нередко растор-
стройств являются вредности, повреждающие мозг ребенка во вну- моженных детей (при синдроме нарушения внимания с гиперактив-
триутробном, перинатальном и раннем (до 2–х лет) постнатальном ностью – СНВГ или минимальной дисфункции мозга – МДМ) [8]. Эти
периодах развития [7,12]. С.С. Мнухин относил к ним ранние ор- тики характеризуются значительной иррадиацией, склонностью к
ганические поражения, возникавшие до полного формирования моз- генерализации. Здесь всегда есть так называемый «тикозный ак-




974 РУССКИЙ МЕДИЦИНСКИЙ ЖУРНАЛ ТОМ 13, № 15, 2005
цент», «очаг», представляющий собой «любимое место» (например, моргание или «кхеканье»). Они крайне устойчивы, не исчезают (в
отличие от невротических) в летнее время, во время каникул, а часто и провоцируются солнцем и жарой. Для неврозоподобных тиков
даже характерно, что впервые они возникают на фоне отдыха ребенка. Типично, что возникают эти тики не от психогенных причин, а
наоборот, как бы вопреки ситуации.
В подавляющем большинстве случаев неврозоподобные тики начинаются с «моргательных» движений, а динамика их зависит от пове-
дения родителей. Если они выбирают путь упорного и длительного лечения у офтальмолога, то движения трансформируются: к «морга-
ниям» присоединяются подергивания носом, «гримасы», происходит переход на плечевой пояс (поводят плечами, поправляют лямочки и
т.п.). Может быть и дальнейшее распространение – появляются респираторные тики, диафрагмальные («хлопают животом»), пританцовы-
вание. Респираторные тики обычно характерны для детей с СНВГ, родители которых (или их родственники!) имели признаки гиперактив-
ного поведения в детстве, а в анамнезе – тики, заикание, энурез.
Необходимо отметить, что группе детей с неврозоподобной формой тиков присуще наличие страхов, которые существуют в виде свое-
образного эмоционального тика. Именно из–за страхов эти тики часто принимают за невротические. В.В. Ковалев [4] считает, что при
всей сложности отграничения невротических и неврозоподобных тиков следует помнить о свойственных только для последних стереотип-
ности, монотонности, а также проявлений психоорганического синдрома и очаговой неврологической симптоматики.
Первая тикозная атака, как правило, чем–то снимается (обычно – фитотерапией), но через короткий промежуток времени тики по-
являются вновь, причем родители отмечают «переливание» тиков («перестал покашливать, но стал поводить плечами»), что объясняет-
ся тем, что обычно пытаются лечить внешнее проявление (седативные средства), не воздействуя на органическую основу страдания.
Отдельно необходимо сказать о наиболее сложных формах неврозоподобных тиков: генерализованных тиках и, как самой тяжелой –
синдроме Жиля де ля Туретта.
Генерализованные тики – это распространенное заболевание. Оно встречается на всех континентах и во всех этнокультурных об-
разованиях. Исследователей беспокоит неблагоприятный прогноз и недостаточная эффективность всех используемых сегодня терапевти-
ческих методов и средств. Подтверждением этому служит образование ассоциаций и научных обществ по изучению этого заболевания в
Англии и во многих штатах США.
Причина заболевания относится к генетически обусловленным. Степень выраженности расстройств объясняется различной проявляе-
мостью гена. В семьях больных синдромом Туретта признаки этого заболевания, от тиков до серьезных психических расстройств, встре-
чаются как по прямой, так и по боковым линиям. В этих семьях чаще отмечается заикание, эпилепсия, шизофрения. Мальчики заболе-
вают в 4–5 раз чаще, чем девочки.
Синдрому Туретта предшествуют долго продолжающиеся тики, которые в конце концов начинают проявляться сложными движениями:
толчкообразными движениями рук или постоянными прикосновениями к чему–либо. Кроме того, наблюдаются тики голосовых связок. Они
проявляются непроизвольным лаем, свистом, повторением фраз и малопонятной речью. Имеют место т.н. фокальные тики – попискивания,
диафрагмальные тики и подпрыгивания. Генерализованный тик при синдроме Туретта имеет предельно выраженный характер, доходящий до
крайней степени в виде выкрикиваний и насильственной копролалии (выкрикивание бранных слов, непристойностей). Речевые стереоти-
пии появляются через несколько лет от начала заболевания. Чаще всего это отдельные слова, иногда короткие фразы. Например, маль-
чик обращается к матери: «Скажи – нет». Встречается сочетание стереотипных действий с речевыми стереотипиями: мальчик говорит
«Нет, нет, нет!» и стереотипно бьет рукой о косяк двери. Иногда кричит матери: «Останови меня, я сам не могу!». Копролалия в
структуре генерализованных тиков встречаются только на поздних стадиях развития, чаще в юношеском возрасте.
Этот синдром – наиболее тяжелый и известный своей печальной славой судорожных движений, которые возникают до 21 года. У лиц,
страдающих синдромом Туретта, также могут отмечаются явления гиперактивности. По данным научных исследований, синдром Туретта
встречается только у 2 из 10000 человек.
Тики на почве невропатии менее устойчивы, зависят от действия климатических, погодных факторов, в том числе духоты, жары,
изменения барометрического давления; усиливаются в ситуации повышенного звукового фона, яркого света, мелькания перед глазами
(особенно при просмотре телепередач). Характерно и нарастание тиков при утомлении, что говорит о невыносливости, ослабленности
организма. Обычно это имеет место после длительно или часто протекающих соматических и инфекционных заболеваний, свидетельствуя
о недостаточно надежных защитных силах организма.
Синдром невропатии, или «врожденной детской нервности», «конситуциональной нервности» следует признать наиболее распростра-
ненным синдромом психических заболеваний в раннем детском возрасте (до 3–х лет). Основными симптомами этого синдрома являются
повышенная возбудимость, выраженная неустойчивость вегетативных функций, которые сочетаются с повышенной аффективной и психомо-
торной возбудимостью, быстрой истощаемостью и чертами тормозимости в поведении в виде страхов всего нового, непривычного, либо,
наоборот, бытовых звуков, воды, чрезмерной пугливости. Видные специалисты, изучавшие невропатию, указывали на то [2,14,15], что
проявления ее типично в первые 2 года жизни, а нивелирование симптомов происходит к 4–5 годам. Однако они считали, что невропа-
тия может проявляться в той или иной степени в дошкольном и раннем школьном возрасте, а у некоторых детей вплоть до пуберталь-
ного периода. Отмечается, что в более старшем возрасте ослабевает интенсивность соматовегетативных расстройств, сохраняются дис-
пептические нарушения, а на первый план выходят психические нарушения: повышенная аффективная возбудимость, большая впечатли-
тельность, истощаемость, боязливость. Г.Е. Сухарева [2] выделяла 2 клинических варианта невропатии: при одном (астеническом) де-
ти робки, застенчивы, тормозимы, повышенно впечатлительны, легко истощаются; при втором (возбудимом) – аффективно возбудимы, раз-
дражительны, двигательно расторможены.
Авторы, соглашаясь с таким выделением двух форм невропатии, считают, что у детей дошкольного и раннего школьного возраста
возбудимый вариант по Г.Е. Сухаревой необходимо рассматривать уже не как собственно невропатию, а как отмеченный выше синдром
нарушения внимания с гиперактивностью или синдром МДМ (помимо симптомов, отмеченных Сухаревой, у этих детей присутствуют и все
те симптомы, которые характерны для СНВГ– синдрома нарушения внимания с гиперактивностью), а астенический вариант – как прояв-
cOCeeaeEau
ление невроза, как правило, неврастении, а при присоединении Причем сознательная задержка тиков далеко не безразлична и обо-
навязчивых тиков – невроза навязчивых состояний (обсессивного рачивается резким нарастанием внутреннего напряжения, проявля-
невроза). ющимся головными болями, раздражительностью и агрессивностью.
В целом надо отметить, что синдром невропатии довольно ча- Если тики при органических нарушениях, как уже отмечалось,
сто входит в структуру резидуально–органических нервно–психиче- обусловлены перевозбуждением, при невропатии – переутомлением,
ских расстройств, возникающих, как уже говорилось ранее, в ре- то тики при неврозах связаны прежде всего с беспокойством, тре-
зультате внутриутробных и перинатальных органических поражений вогой и страхом, а затем уже с переутомлением и возбуждением.
головного мозга, что позволило одному из основоположников оте-
чественной детской психиатрии С.С. Мнухину назвать этот синдром Основные подходы к лечению тиков
«органической» или «резидуальной» невропатией [16].
Тики, возникающие при неврозах, в большей степени обусло- Лечение тиков – это длительный и непрерывный процесс. Го-
влены действием психологических факторов, и в первую очередь товых схем нет. Наш опыт показал, что подбор лекарственных
беспокойством. Возникают они на протяжении всего детского воз- средств должен производится в строгом соответствии не только с
раста (чаще от 3 месяцев жизни и старше: с того момента, когда ведущим направлением болезни, но и с обязательным учетом всех
у ребенка появляется дифференцированное восприятие и эмоция патогенетических механизмов основных и дополнительных симпто-
страха, особенно до одного года, и объясняется невротической мов. Кроме того, необходимо предвидеть активизацию прошлых па-
реакцией на пережитое эмоциональное потрясение), т.е. всегда тологических систем. Особенная тщательность и осторожность нуж-
связаны с психотравмой. Способствуют тикам всевозможные волне- на при лечении больных с повышенной судорожной готовностью. На-
ния, связанные с непривычной ситуацией общения, ожидания че- значение так называемого общеукрепляющего лечения с использо-
го–либо, испугом или внутренними противоречиями и конфликтом. ванием электропроцедур или назначение пирацетама усиливают про-
Но это не означает, что тики при неврозах носят исключительно явления тиков и могут вызвать эпилептический припадок.
функциональный характер, так как психогенный фактор может при- Прерывистое течение тиков и их самопроизвольное исчезнове-
водить и к усилению лежащих в основе тиков церебрально–органи- ние в течение первого года заболевания не означает выздоровле-
ческой, или конституционально–невропатической, недостаточно- ния. У большинства больных отмечается летнее исчезновение или
сти. В.И. Гарбузов отмечает, что невротические тики в рамках ослабление тиков. Однако тики могут возобновляться через не-
невроза навязчивых состояний «при сохранении известных особен- сколько лет с той же или более тяжелой картиной. Другими сло-
ностей имеют несомненную и выраженную близость к навязчивым со- вами, лечение тиков, как и других неврозоподобных синдромов,
стояниям, являясь в одних случаях этапом развития навязчивых должно продолжаться до момента нормализации ЭЭГ–показателей, на
движений и действий, в других – дополняя их. Невротические ти- что авторы обращали внимание читателей в своих предыдущих ра-
ки предшествовали навязчивым движениям и действиям либо отме- ботах [7–9].
чались одновременно с ними у 73,3% и имели место в клинической Все случаи тиков нуждаются в тщательном исследовании боль-
картине у 44% всех больных, страдающих неврозом навязчивых со- ного и незамедлительном назначении лечения. Повторим, что тики
стояний» [3]. – весьма непростое явление и бороться с ними прямо (используя
Невротические тики (в отличие от неврозоподобных и невро- симптоматическую терапию) практически невозможно. Вначале нуж-
патических) осознаются ребенком. Он сообщает, что «их хочется но определить клиническую форму тиков. Если мы имеем дело с ти-
делать». Дети предчувствуют лишние движения, могут их регули- ками на почве органических нарушений или невропатии, то боль-
ровать (например, задерживать, подавлять «усилием воли» в оп- шую роль здесь следует отвести медикаментозному и общеукрепля-
ределенных ситуациях). Если тики задерживаются на долгий пери- ющему лечению. Если речь идет о тиках при неврозах, лечить нуж-
од времени, то у ребенка появляется чувство дискомфорта («хо- но невроз и использовать для этого главным образом медико–пе-
чется делать»), и после длительного отсутствия тикоидных дви- дагогическое и психотерапевтическое воздействие. Необходимо
жений происходит бурное восполнение их. Если ребенок занят проводить с родителями соответствующую разъяснительную работу с
чем–то интересным, то эти тики отсутствуют. Учащаются же они целью изменения их неправильного восприятия тиков как распущен-
при волнении, а также при переутомлении и в период пассивного ности, баловства или упрямства, и по возможности коррекции их
внимания (просмотр телепередач и т.д.). Невротические тики не излишне напряженных, а нередко и конфликтных отношений с деть-
отличаются стабильностью, очень часто одно движение сменяется ми.
другим, нет описанного выше «акцента». Субъективно дети оцени- Мы предлагаем руководствоваться первым и непреложным для
вают их как своеобразную «привычку», нередко считают ее болез- любых форм страдания правилом: тики должны быть невидимыми для
ненной (относятся критически), но в отличие от больных с навяз- родителей. Их нет, даже если они есть. Говорить о них можно
чивыми движениями обычно не пытаются активно эту «привычку» только в кабинете врача, который упоминание о тиках может ис-
преодолеть. При тиках навязчивого характера ребенок осознает их пользовать в терапевтических целях (в виде прямого или косвен-
чуждость, он борется с ними («надоели, устал от них»). Эти ти- ного внушения). Фиксация тиков – самое опасное, чем «грешат»
ки часто носят ритуальный и более сложный, чем обычные, харак- родители больного ребенка.
тер (в форме координированного двигательного акта), почти все- Не менее важное, чем первое второе правило: следует «ожи-
гда можно выявить их «психозащитный смысл». При задержке их по- вить» ребенка, вдохнуть в него струю жизнерадостности и опти-
являются массированные страхи, повышается тревожность и усили- мизма. Сходить вместе с ним лишний раз в кукольный театр, по-
вается эмоциональное напряжение. Нередко тики расцениваются играть в совместные подвижные игры, типа пятнашек, сражений,
взрослыми как гримасы, нарочитое кривлянье и баловство. Поэто- дать вволю покататься на велосипеде, санках, погонять мяч.
му они пытаются беспрерывными замечаниями, запретами или нака- Пусть войдет в азарт, поозорничает, покричит, будет непосред-
заниями устранить их. Но если ребенок и может на некоторое вре- ственным, раскованным, веселым, как все мальчишки. Для этого и
мя задержать тики, то затем они возобновляются с большей силой. созданы игры и забавы. Это нужно, как отдушина в монотонной,




976 РУССКИЙ МЕДИЦИНСКИЙ ЖУРНАЛ ТОМ 13, № 15, 2005
cOCeeaeEau
однообразной жизни, где все разложено по полочкам, предусмот- семье и при помощи семьи. Цель этого вида психотерапии – опти-
рено, просчитано. мизация семейных взаимоотношений, роль которых в борьбе с по-
Принцип лечения невропатической формы тиков схож с таковым граничными психическими расстройствами не вызывает сомнений.
при неврозоподобной, но с одной поправкой – широко применяются Игра – одна из самых насущных потребностей ребенка. В сло-
общеукрепляющие методы терапии. Кроме того, применяются седа- варе С.И. Ожегова [20] дается определение слову «игрун»: «Тот,
тивные препараты в дневное время («Разумный баланс общеукреп- кто любит играть, резвиться, шалун». Дети – самые активные, де-
ляющих и успокаивающих средств» [17]). Особое внимание уделя- ятельные, подвижные. А если речь идет о гиперактивных, какими
ется здесь профилактике простудных заболеваний. преимущественно и бывают дети с тиками, то становится понятным,

стр. 1
(из 2 стр.)

ОГЛАВЛЕНИЕ

Следующая >>