<< Предыдущая

стр. 2
(из 2 стр.)

ОГЛАВЛЕНИЕ

В лечении невротических тиков на первый план выступают пси- как такие дети близки к игре и ко всему, что с ней связано.
хотерапевтические методы, учитывая тот факт, что эта форма ти- Психиатрам известна та настороженность, какая возникает у них,
ков является лишь симптомом в общей картине невротического рас- если ребенок не играет или играет «странно» (перекладывает, к
стройства. Тем не менее, расценивая невроз как психогенное за- примеру, колпачки от авторучки с места на место, трясет коро-
болевание формирующейся личности ребенка, авторы предлагают ис- бочку с мелкими предметами внутри нее, выполняя все это моно-
пользовать в лечении комплексное применение психологических и тонно, «роботообразно» в течение нескольких часов). Любой пе-
биологических методов. Ведущим из них является психофармакоте- диатр знает, что отказ болеющего ребенка от привычных игр – про-
рапия. Значение медикаментозных средств состоит в обеспечении гностически неблагоприятный признак при любом заболевании.
необходимого биологического (психосоматического) фона для пси- Выбор игровых методик в психотерапии является приоритетным
хотерапии. Более того, как отмечалось в более ранних наших ра- методом при реабилитационной работе с детьми, страдающими ти-
ботах [7,8], подтверждается тот факт, что при невротическом ками различных форм, а также тиков, сочетающихся с синдромом
конфликте нередко в электроэнцефалограммах больных обнаружива- нарушения внимания с гиперактивностью (гиперкинетическим рас-
ются нарушения биоэлектрической активности головного мозга с стройством поведения). В наших прежних работах [7,8] мы косну-
различной степенью выраженности (особенно при неврозе навязчи- лись темы психотерапии пограничных психических расстройств,
вых состояний). В этом случае значение психофармакотерапии тру- упомянув и об игровой психотерапии. «Трудные» дети, к числу ко-
дно переоценить. торых специалисты без сомнения относят и детей, страдающих
На этапе невротической реакции (когда тики только что впер- СНВГ, очень сильно зависят от собственных эмоций и не умеют их
вые появились) психотерапевтическое воздействие наиболее эффе- верно проявлять или сдерживать. Они часто не отдают себе отче-
ктивно. Нередко тики исчезают при изъятии ребенка из психотрав- та в том, что делают, так как не могут предвидеть сложную жиз-
мирующей обстановки, либо при нормализации с помощью психоте- ненную ситуацию, обнаружить уже совершенную ошибку, разрядить
рапевта семейной обстановки, путем устранения или сглаживания внутреннее отрицательное напряжение социально приемлемым спосо-
психотравмирующих факторов. Важным часто оказывается создание у бом, выбрать адекватную конкретной ситуации роль. И как не па-
ребенка эмоционально значимых интересов и увлечений, где осо- радоксально это звучит, такие дети играют крайне мало! Причин,
бенно эффективны занятия спортом. объясняющих этот парадокс, много, но выделить надо основные: их
На этапе развернутого невротического состояния особое зна- игры (как правило, шумные и наносящие ущерб всему окружающему
чение приобретает индивидуальная психотерапия, во время кото- ) «всем уже до чертиков надоели» – ребенок попросту уже боится
рой активно применяются различные виды суггестии (прямой, кос- играть! Из–за боязни «навредить», играть они очень быстро ра-
венной), проводимой на фоне семейной психотерапии (важно уча- зучиваются.
стие в психотерапевтических сеансах всех значимых для ребенка Герой известного кинофильма сказал ставшую крылатой фразу:
людей). Семейная психотерапия рассматривается как способ вос- «Счастье – это когда тебя понимают!». Мы можем с большой долей
становления функционального единства семьи посредством нормали- вероятности назвать гиперактивного ребенка несчастным, посколь-
зации отношений и психического здоровья ее членов [3,8,18]. ку его не понимают ни сверстники, ни взрослые, и это пугающее
Этот процесс состоит из нескольких этапов: 1) обследование се- непонимание формирует вокруг гиперактивного жесткую капсулу,
мьи; 2) семейное обсуждение; 3) совместная психотерапия паци- внутри которой бушуют гиперстрасти (как правило негативно ок-
ента и его родителей. Целью семейной психотерапии является до- рашенные и агрессивно направленные), страсти, которые, не реа-
стижение того, что родители могут научиться более внимательно лизуясь положительно, усиливают и без того выраженные тикоид-
и адекватно относится к своим детям. Успешно проведенная тера- ные проявления (часто становящиеся предметом насмешек других
пия семьи позволяет как родителям, так и детям лучше предста- детей – еще один путь фиксации тиков!).
вить себя на месте другого, понять и изменить свое отношение к Задачи групповой игровой психотерапии, таким образом, вы-
другим членам семьи. текают из того запутанного клубка проблем, которые буквально
Огромное значение для формирования личности такого ребенка обволакивают больного ребенка. Вся работа в группе преследует
имеет воспитание по типу эмоционального отвержения. Э.Г. Эйде- цель воздействовать на основные составляющие отношений лично-
миллер [19] считает, что в основе такого отвержения лежит осоз- сти: познавательную, эмоциональную и поведенческую. Психотера-
наваемое или, чаще, неосознаваемое отождествление родителями пия в детском и подростковом возрасте (как никаком другом!)
ребенка с какими–либо отрицательными моментами в собственной всегда, при любом ее виде – это и семейная психотерапия. Поэ-
жизни. Дети в этой ситуации могут ощущать себя помехой в жизни тому в проводимых нами занятиях (сессиях, сеансах) принимают
родителей, которые невольно устанавливают в отношении с ними участие родители пациентов. Используются различные формы этого
большую дистанцию. участия – от пассивного наблюдения до исполнения роли в тренин-
Из вышесказанного становится понятным, что помимо метода гах.
психофармакокоррекции, крайне актуальной является семейная си- В качестве основных механизмов лечебного воздействия груп-
стемная психотерапия, подразумевающая комплекс психотерапевти- повой психотерапии могут рассматриваться: корригирующее эмоци-
ческих методов и приемов, направленных на лечение пациента в ональное переживание, конфронтация и научение [21; 22].




977
РУССКИЙ МЕДИЦИНСКИЙ ЖУРНАЛ
ТОМ 13, № 15, 2005
cOCeeaeEau
стройства у детей// Труды Ленинградского педиатрического мед.
Преимущество патогенетической психотерапии, к которой от- ин–та// Под ред. С.С. Мнухина. Т. 51. – Л., 1968, с. 5–22.
носится и групповая игровая психотерапия, состоит в ее откры- 17. Гарбузов В.И. Нервные дети. Л., 1990. – 112 с.
18. Гарбузов В.И. Практическая психотерапия. СПб, «Наука»,
тости к интеграции с другими психотерапевтическими подходами,
1994. – 160 с.
что отражает современную тенденцию в развитии психотерапии. Это
19. Эйдемиллер Э.Г., Юстицкий В.В. Семейная психотерапия. – Л.,
особенно относится к методам когнитивно–поведенческого, фемено-
«Медицина», 1990. – 206 с.
логического, альтруистического подходов (когнитивная психотера- 20. Ожегов С.И. Словарь русского языка. М., «Русский язык»,
пия А. Бека [23], позитивная психотерапия Х. Пезешкиана [24], 20–е издание, 1988. –750 с.
21. Александров А.А. Современная психотерапия. СПб, «Академи-
рационально – эмотивная психотерапия А. Эллиса [25], геш-
ческий проект», 1997. – 335 с.
тальт–терапия Ф. Перлза [26], альтруистическая психотерапия В.
22. Александров А.А., Карвасарский Б.Д., Исурина Г.Л. и др.
Гарбузова [27,28]).
Личностно– ориентированная интегративная психотерапия. Методи-
Гипносуггестивная психотерапия и аутогенная тренировка ческие рекомендации. СПб, 1992. – 48 с.
также с успехом применялась нами в лечении детей с тиками (как 23. Beck A.T., Weishaar M.E. Cognitive Therapy // Corsini
R.J.Current psychotherapies,
правило, у ребят школьного возраста), причем предпочтение от-
1989, Р. 285–320.
давалось групповым сеансам. Относительным противопоказанием для
24. Пезешкиан Х. Основы позитивной психотерапии. Висбаден– Ар-
этих методов терапии может служить наличие выраженной судорож-
ханг., Арх. Гос. Универс., 1993. –118 с.
ной готовности и эпилептиформной активности в фоновой записи, 25. Ellis A. Rational– Emotive Therapy // Corsini R.J. Current
выявленных при электроэнцефалографическом обследовании пациен- psychotherapies (4 ed.), 1989, Р. 197–238.
26. Perls F. Gestalt therapy verbatim. Lafayette, CA: Real
та. У детей дошкольного возраста неплохо зарекомендовал себя
Peaple Press, 1969. – 325.
метод материнской суггестии, применяемой мамой ребенка при его
27. Гарбузов В.И. Концепция инстинктов и психосоматическая па-
засыпании вечером.
тология. СПб,
Признавая полностью приемлемыми для лечения неврозоподоб- “Сотис”, 1999. – 456 с.
ных тиков все описанные выше психотерапевтические методики, не- 28. Гарбузов В.И. Неврозы и психотерапия. СПб, «Сотис», 2001.
– 412 с.
обходимо отметить, что и в этом случае приоритетными все же яв-
ляются биологические методы терапии, на фоне которых психоте-
рапия дает значительно более высокие результаты излечения. Бо-
лее подробно с методами терапии тиков и СНВГ можно познакомить-
ся в монографии авторов «Плохой хороший ребенок» [8].




Литература
1. Александровский Ю.А. Пограничные психические расстройства. –
М., «Медиц–
цина», 1993. – 399 с.
2. Сухарева Г.Е. Лекции по психиатрии детского возраста. – М.,
«Медицина»,
1974. – 320 с.
3. Гарбузов В.И. и др. Неврозы у детей и их лечение. – Л., 1977.
– 272 с.
4. Ковалев В.В. Психиатрия детского возраста. – М., «Медицина»,
1995. – 560 с.
5. Лис А.Д. Тики. М., 1989. – 234 с.
6. Антонов В.В., Шанько Г.Г. Гиперкинезы у детей. М., 1976. –
212 с.
7. Лохов М.И., Фесенко Ю.А. Заикание и логоневроз, диагностика
и лечение. – С.–П., «СОТИС», 2000. – 288 с.
8. Лохов М.И., Фесенко Ю.А., Рубин М.Ю. Плохой хороший ребенок.
– С.–П., «ЭЛБИ–СПб», 2003. – 320 с.
9. Фесенко Ю.А., Лохов М.И. Энурез у детей: традиционные и не-
традиционные методы терапии. – С.–П., «ЭЛБИ–СПб», 2003. – 136
с.
10. Карвасарский Б.Д. Неврозы. – М., «Медицина», 1990. – 576 с.
11. Захаров А.И. Неврозы у детей. – СПб., «Дельта», 1996. – 480
с.
12. Исаев Д.Н. и др. Психиатрия детского возраста. Л., ЛПМИ,
1983,. –93 с.
13. Мнухин С.С., Богданова Е.И., Сахно Т.Н. К вопросу о психо-
генных реакциях у де– тей.– В кн.: Вопросы детской психоневро-
логии. Л.,1961, с. 327–333.
14. Кириченко Е.И., Журба Л.Т. Клинико – патогенетическая диф-
ференциация форм невропатии у детей раннего возраста.– В кн.:
4–й симпозиум детских психиатров социалистических стран.– М.,
1976, с. 223–237.
15. Исанова В. А. Кинезиотерапия в реабилитации неврологических
больных с двигательными нарушениями. Казань, 1996. –234 с.
16. Мнухин С.С. О резидуальных нервно– психических расстрой-
ствах у детей. – В кн.: Резидуальные нервно– психические рас-




978 РУССКИЙ МЕДИЦИНСКИЙ ЖУРНАЛ ТОМ 13, № 15, 2005

<< Предыдущая

стр. 2
(из 2 стр.)

ОГЛАВЛЕНИЕ