ОГЛАВЛЕНИЕ

Материалы конференции
В.П.Соловьев, старший преподаватель Тверского филиала Московского института МВД России
ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРЕСТУПЛЕНИЙ, СВЯЗАННЫХ С НЕЛЕГАЛЬНЫМ АВТОБИЗНЕСОМ
Борьба с угонами, кражами, автотранспортных средств в последнее время становится одной из наиболее актуальных проблем для правоохранительных органов не только России, но и других стран мира. Ежегодно краж автомашин регистрируется:
- В США и Великобритании - более 1,5 млн;
- Италии - более 300 тыс.;
- Германии и Канаде - около 200 тыс.;
- России - около 150 тыс.
По количеству уголовных преступлений мы пока не обошли развитые страны, но и транспортный парк у нас меньше. Кроме того, российский автобизнес значительно отличается от западного тем, что не ограничивается кражами, угонами, грабежами и разбойными нападениями на водителей, а несет в себе целый букет преступлений:
- кражи и угоны автотранспортных средств, в т.ч. строительной и сельскохозяйственной техники;
- кражи автомашин и запасных частей с предприятий-изготовителей;
- выпуск и реализация неучтенных автомашин и запасных частей;
- вымогательство, связанное с автомашинами;
- перепродажа краденых, в т.ч. в странах дальнего зарубежья, автомобилей;
- нарушение таможенных правил, совершение таможенных преступлений;
- нарушение налогового законодательства:
- коррупция;
- подделка документов.
Материалы комференции
В структуре уголовного розыска созданы специальные подразделения по борьбе с кражами и угонами автотранспортных средств, разбойными нападениями на водителей.
Надо ли заниматься этим еще и подразделениям по борьбе с организованной преступностью? Если да, то не будет ли дублирования в работе?
В зависимости от распространенности нелегальный автомобильный бизнес разделяют на две группы: малый и большой.
В качестве малого рассматриваются преступные действия группы лиц на определенной незначительной территории.
Преступные группы по количественному составу (без коррумпированных связей) не столь велики. Членами группы не всегда принимаются тщательные меры маскировки преступного поведения, особенно при легализации похищенного, что несколько облегчает раскрытие совершаемых ими преступлений. Такие группы обычно специализируются на: - разукомплектовании в ночное время оставленных без присмотра автомашин;
- кражах автомашин с целью полного демонтажа и реализации запчастей. Подобные кражи носят, как правило, характер региональный. Автомашины в этом случае перегоняются на небольшое расстояние в заранее подготовленное укрытие, в качестве которого могут использоваться как собственные, так и арендуемые гаражи, платные автостоянки, ремонтные мастерские, территории предприятий, отдельные участки местности, где их и разбирают. Реализация запчастей осуществляется через продавцов автомагазинов, станции технического обслуживания, иные предприятия, занимающиеся ремонтом автомашин, индивидуальные ремонтные пункты, авторынки;
- использовании примитивных форм легализации похищенного транспорта, когда все документы подделываются, а автомашина не проходит регистрацию в подразделениях ГАИ и используется покупателем до момента ее перепродажи;
- сбыте украденных автомашин без документов, как правило, криминально активным лицам или по предварительному сговору с покупателем, имеющим старый автомобиль. В данном случае похищается автомашина определенной модификации, на которой перебиваются или перевариваются номера агрегатов в соответствии с имеющимися у заказчика документами.
Материалы конференции
Именно этими видами преступлений, связанными с автотранспортом и должны заниматься сотрудники уголовного розыска.
Большой автомобильный бизнес бурными темпами начал развиваться с открытием границ в Восточной Европе. В некоторых странах эта проблема приобрела размеры национальной трагедии, а преступления данного вида носят транснациональный характер.
Угнанные в России автомобили пересекают границы стран Балтии, Беларуси, Украины и сбываются в государствах Восточной Европы, обратным маршрутом следуют машины, похищенные в Австрии, Германии, Голландии и Польше. Большинство нелегальных сделок, связанных с приобретением автомашин для жителей СНГ совершается в Финляндии, Германии и Польше. Согласно информации Федерального уголовного ведомства Германии Польша - не только крупный авторынок, она стала транзитной страной, через которую краденые автомашины переправляются в страны СНГ, Югославию, а в последнее время и в Румынию. В 1995 году контрабанда похищенных автомобилей велась также через пограничные пункты между Германией и Данией, а затем через Швецию в Россию. Нелегальная доставка осуществляется с использованием контейнеровозов и даже авиатранспортных средств.
Большое количество маршрутов перемещения похищенных автомобилей свидетельствует о систематических организованных действиях подпольных торговцев легковыми автомобилями. Практика показывает, что ведущее место в Восточной Европе по угону автомобилей принадлежит польским преступным сообществам. Конкуренцию им составляет преступные организованные 1руппи-ровки из России и Румынии. В преступном автобизнесе существуют "учебные" центры по подготовке угонщиков автомобилей. Слушатели таких курсов после сдачи экзаменов по вскрытию современных замков и отключению сигнальных противоугонных систем направляются на "работу" в различные страны Европы и Америки.
Современные способы завладения транспортными средствами определяются прежде всего целями совершения этих преступлений.
Наиболее распространенными в настоящее время являются кражи автомашин для их продажи целиком - около 60% и 18% - с целью использования автомашин в личных целях.
Материалы конференции
Кражи автомашин с целью сбыта потенциальному покупателю или заказчику целиком, как правило, совершают хорошо организованные преступные группы, в состав которых входят:
непосредственные угонщики; лица, их прикрывающие; специалисты по подделке техпаспортов и доверенностей; специалисты по переоборудованию автомобилей; перегонщики; сбытчики.
Обычно указанные категории исполнитялей не знакомы между собой и их преступные действия направляются одним из руководителей (организатором).
Резкое увеличение числа краж автомашин и запасных частей вынудило владельцев престижных марок более серьезно относиться к обеспечению их сохранности. Все это заставило перестроиться и преступников, занимающихся незаконным автобизнесом. Они устанавливают новые автомашины, ведут за ними наблюдение с целью выявления мест стоянки, изучения системы охраны, маршрутов передвижения. Изучают владельца, подыскивают место "отстоя" или покупателя и только после этого решают вопрос о способе завладения автомашиной.
Если нельзя украсть с места стоянки (бетонный гараж, надежная сторожевая охрана, мощное противоугонное устройство, хитрая сигнализация и т.п.), а владелец занимается извозом, то его несложно ограбить. Сейчас те, кто занимается извозом молодых, накаченных парней не подсаживают. В этом случае подставляют респектабельного пожилого мужчину или молодую симпатичную девушку, или женщину с ребенком.
Если это не помогает, то проводятся нехитрые, но безотказные комбинации. Например, при трогании задним ходом со стоянки наехал на человека. Встреча с ГАИ в такой ситуации крайне нежелательна, и водитель подвозит потерпевшего по указанному им адресу, где его встретят все те же "качки"...
Чаще всего угонщик или грабитель за определенную плату похищает конкретный автомобиль и перегоняет его в заранее обусловленное место. О дальнейшей судьбе машины ему ничего не известно. Сведения о нахождении похищенной машины или ключи (от замененного замка зажигания) передаются другим преступникам, которые уже имеют заготовленные заранее бланки доверенностей, справки, счета, приемо-сдаточные документы, в которые внесены установочные данные покупателя или лица из преступной 1руппы, либо в течение короткого срока подделывают на угнанную
Материалы конференции
автомашину технический паспорт, справку-счет, таможенное удостоверение путем изменений записей соответствующих реквизитов.
По поддельным документам автомобили регистрируются обычно в других регионах страны на подставных лиц, у которых преступники покупают или берут под каким-либо предлогом на время паспорта. В дальнейшем автомашины перепродаются по доверенностям, оформленным от имени этих же лиц. Иногда покупателю похищенный автомобиль сбывается по доверенности с правом продажи.
В целях исключения возможных "недоразумений" оформить поддельные документы стараются через свои связи. Для того чтобы в случае проверки по учетам разыскиваемого транспорта автомашина не была обнаружена, постановка на учет в подразделении ГАИ осуществляется сразу же после кражи или же в поддельных регистрационных документах в записи номеров кузова и двигателя автомашины делается расхождение на сходную по конфигурации цифру (3 и 8; 1 и 7 и т.д.), что позволяет даже в случае сверки не заметить несоответствия.
В качестве канала сбыта, а равно легализации похищенной автомашины преступники нередко используют коммерческие организации, имеющие право на осуществление сделок купли-продажи автотранспорта.
Часто такие организации создаются специально для реализации криминальных автомашин. Происходит это следующим образом:
- члены ОПС, отвечающие за сбыт, приезжают в какой-либо город и по подложным документам устраиваются в гостиницу;
- дают объявление в газету о том, что фирме требуется коммерческий директор, гарантируют высокую плату;
- по документам этого лица арендуют помещение, получают лицензию на продажу автомашин;
- в ГАИ им выдают бланки справок-счетов;
- реквизиты таможенных документов (направляющие штампы и печати инспекторов) легко подделываются. Бланки грузовых таможенных деклараций не имеют степеней защиты и их просто размножают на ксероксе;
- в случае выявления такой фирмы сотрудники правоохранительных органов знают лишь одного местного коммерческого директора, который часто представления не имеет о криминальной деятельности его "товарищей'
Материалы конференции
Представляется, что в сфере нелегального автобизнеса подразделения по борьбе с организованной преступностью во взаимодействии с другими подразделениями органов внутренних дел, ФСБ, таможенной службой, налоговой полицией России, правоохранительными органами зарубежных стран, используя возможности Интерпола, должны заниматься долгосрочными разработками организованных преступных сообществ, в том числе транснациональных, с поэтапной реализаций материалов на отдельных членов групп или структурных группировок по следующим основным направлениям:
- борьба с коррупцией в органах власти и управления, связанных срастаможиванием, регистрацией автомашин, выдачей лицензий на право совершения сделок купли-продажи, доверенностей на право управления и т.п.;
- организация специальных мероприятий с использованием машин-ловушек. Полиция большинства западноевропейских государств и США давно использует контролируемые поставки в борьбе с нелегальным автобизнесом, то есть машину-ловушку, оборудованную радиомаяком, радиозакладками и другими техническими средствами, подставляют угонщикам, вымогателям, бандитам и т.п. с целью наблюдения ее прохождения до заказчика. В сочетании с оперативно-техническими мероприятиями (наблюдение с видеозаписью, прослушивание телефонных и иных переговоров) это мероприятие дает возможность задокументировать деятельность всех звеньев преступного сообщества:
- выявление и конфискация краденых, не прошедших раста-моживанис автомашин, находящихся в пользовании у членов организованных преступных сообществ;
- проверка фирм, занимающихся продажей автомобилей;
- организация борьбы с преступлениями, связанными с нелегальным автобизпесом на заводах-изготовителях автомашин и прилегающих к ним территориях;
- привлечение виновных к ответственности за нарушение уголовного, таможенною и налогового законодательства.



ОГЛАВЛЕНИЕ