ОГЛАВЛЕНИЕ

МОСКОВСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ ЮРИДИЧЕСКАЯ

АКАДЕМИЯ






РЕФЕРАТ

по предмету « конституционное (государственное) право

зарубежных стран »

на тему :

« Конституционный статус Президента в Германии и

Франции »


Студент 2 курса ОЦП , группа 19,

Потапов Константин Евгеньевич















МОСКВА 1997 г.


СОДЕРЖАНИЕ :

1. Введение................................................................................стр.3

Статус федерального президента как главы государства
в ФРГ.........................................................................................стр.6

3. Статус президента французской республики...................стр.9

Президент республики Франции ка к вершина в иерархии
государственных органов.......................................................стр.12

5.Заключение...........................................................................стр.19

6. Библиография.....................................................................стр.20






















1. Введение.
Актуальность, цели и задачи данного реферата определены следующими положениями. Форма правления всегда была и остается стержневым элементом конституционного устройства и вопросом фундаментального исторического выбора для каждой нации, ибо выбор формы правления предопределяет во многом русло всего дальнейшего политического развития, а часто и судьбы демократии на целую историческую эпоху. Иногда такой выбор в высокой степени детерминирован устоявшейся конституционно-правовой и политической традицией данной страны, но нередко он принимает характер мучительного и поистине драматического процесса, становясь линией раскола общества и предметом острого, ожесточенного противоборства различных политических сил. Форма правления является комплексным конституционно-правовым институтом и представляет собой систему высших органов государственной власти и способ (порядок) их взаимодействия. Таким образом, когда мы говорим о форме правления речь идет не только о республиканском или монархическом строе, но и конкретном типе каждого из них: президентской, полупрезидентской, парламентарной и т.д. республике, абсолютной, дуалистической, парламентарной монархии.
Президент избирается всеобщим голосованием граждан, что обеспечивает ему весьма значительную независимость от парламента и de facto более значительную роль в государственно-политической жизни, чем та, на которую он мог бы рассчитывать в "чисто" парламентарной системе, где круг конституционных полномочий у главы государства совершенно идентичный. Если в парламенте идет "война" между мелкими партиями, у президента еще есть простор для маневра, но если там господствует одна партия или сплоченная коалиция, а значит появляется сильное правительство, роль президента будет резко падать. Таким образом, возникает противоречие между сильной демократической легитимностью президента и слабой властью, предоставленной конституцией. Возникает дуализм исполнительной власти и треугольник властных структур: президент - правительство - парламент.
С учетом обзорного характера работы, а также большого количества объектов исследования (конституционные системы различных стран, различные конституционные документы), главным методом нашего исследования будет сравнительный метод. Именно этот метод позволяет, имея дело с большим количеством разнообразных и противоречивых фактов, выделить, с одной стороны, общее, закономерное и, с другой стороны, частное, национально специфическое.
Другим важным методом исследования, отражающим и раскрывающим динамику развития конституционных (государственных) систем, для нас будет являться исторический метод. В настоящей работе предполагается не только проводить сравнительный анализ современных конституционных систем и документов, но также и сопоставлять последние с аналогичными системами и документами предшествующих периодов.
Третьим важным методом, опять таки вследствие большого количества объектов исследования, является для нас статистический метод. Конституционные преобразования и различные тенденции и закономерности конституционного развития имеют количественное выражение в числах принятых за определенный период конституций, выбравших ту или иную модель конституционного развития стран и т.д. Эти цифры часто носят весьма противоречивый характер.
По форме государственного устройства ФРГ — федерация, в составе которой 16 земель. Федеративное устройство ни каких национальных оснований под собой не имеет. Каждая земля имеет собственную конституцию, выборный законодательный орган — однопалатный ландтаг (в Баварии — двухпалатный) и правительство во главе с премьер-министром.
По форме государственного правления ФРГ — парламентская республика. Высшие органы государства, в соответствии с Основным законом 1949 г., — Федеральный президент, Бундестаг и Бундесрат, Федеральное правительство и Федеральный конституционный суд.
Федеральный президент является главой государства. Он избирается специальным органом — Федеральным собранием на пять лет. Полномочия президента типичны для главы парламентской республики. Он промульгирует законы, участвует в заседаниях правительства, назначает и увольняет должностных лиц, осуществляет право помилования. Президент является представителем ФРГ в отношениях с другими государствами. От имени ФРГ он заключает с ними договоры, аккредитирует и принимает послов. Большинство актов президента нуждаются в обязательной контрасигнации главы правительства или соответствующих министров, которые несут за них ответственность.
Сравним Германию с Французской Республикой. Франция — унитарное государство. Страна разделена на 95 департаментов, департаменты — на коммуны. В департаментах действуют органы самоуправления — генеральные советы, избираемые населением сроком на шесть лет с обновлением состава наполовину каждые три года. Центральная власть представлена в лице префектов, назначаемых президентом. В коммунах местная власть осуществляется муниципальными советами, избираемыми населением на шесть лет. Муниципальные советы выбирают мэра.
По форме правления Франция — республика, в которой элементы парламентской республики сочетаются с элементами президентской. Действующая Конституция — Конституция Французской Республики вступила в силу 5 октября 1958 г. Она утвердила государственный строй, получивший название Пятой республики.
Центральное место в системе государственных органов Франции принадлежит президенту. Он избирается на семь лет путем всеобщих и прямых выборов. Полномочия президента во всех сферах государственной жизни чрезвычайно обширны. Некоторые из них требуют министерской контрасигнации, однако наиболее важные права осуществляются президентом лично. Статья 5 Конституции закрепляет за ним обязанность обеспечивать "своим арбитражем нормальное функционирование государственных органов, а также преемственность государства". В этой же статье провозглашается, что президент является "гарантом национальной независимости, территориальной целостности, соблюдения соглашений Сообщества и договоров". Президент обладает широкими прерогативами в области законодательства. Он наделен правом законодательной инициативы. Все законы, принятые парламентом, должны быть в течение 15 дней подписаны и промульгированы президентом. Если он не согласен с законом или какими-то его положениями, то может потребовать повторного обсуждения этого акта. Только после вторичного одобрения законопроекта президент обязан его подписать. По предложению правительства во время сессий парламента или по предложению палат президент может передать на референдум законопроект, касающийся организации государственной власти, содержащий одобрение какого-либо соглашения о Сообществе или имеющий целью разрешить ратификацию какого-либо договора" (ст.11). В случае одобрения законопроекта президент обнародует его в 15-дневный срок. Любой законопроект может быть передан президентом в Конституционный совет для проверки соответствия его Конституции.
Что касается отношений президента с парламентом, то здесь прежде всего необходимо отметить та кое важное его полномочие, как право роспуска нижней палаты парламента. Однако это решение он может принять только после консультации с премьер-министром и председателями палат парламента (ст.12). В двух случаях — в течение года с момента выборов и в период осуществления президентом чрезвычайных полномочий — роспуск Национального собрания невозможен.
Достаточно широки прерогативы президента и в сфере управления. Он председательствует на заседаниях Совета министров, подписывает обсуждавшиеся на них декреты и постановления, назначает премьер-министра и по его предложению — других членов правительства, принимает отставку премьер-министра и министров, в соответствии со ст. 13 "производит назначения на гражданские и военные должности". В области внешней политики президент представляет Францию в отношениях между государствами, заключает договоры, назначает послов Франции в другие страны, принимает иностранных послов. Он является главнокомандующим вооруженными силами. Наконец, президент — "гарант независимой судебной власти". Он осуществляет право помилования. Кроме перечисленных выше обширных прав, осуществляемых президентом в нормальных условиях, ст.16 Конституции предусматривает за ним чрезвычайные полномочия "в случае возникновения для Республики непосредственной угрозы". Решение о введении в действие чрезвычайных полномочий президент принимает после консультации с премьер-министром и информирует об этом население страны. В течение всего срока действия чрезвычайных полномочий в руках президента сосредоточена вся полнота власти.

2. Статус федерального президента как главы государства в ФРГ.

Главой государства в ФРГ является федеральный президент. Он избирается Федеральным собранием (орган, состоящий из членов Бундестага и такого же числа членов, избираемых народными представительствами земель на началах пропорциональности) сроком на 5 лет. Президентом может быть избран гражданин ФРГ (по формулировке основного закона — "каждый немец"), обладающий избирательным правом и достигший 40 лет. Непосредственное переизбрание допускается только 1 раз (ст. 54).
Согласно основному закону федеральный президент не может входить ни в состав федерального правительства, ни в состав законодательной корпорации какой-либо земли. Он также не может занимать какую-либо другую оплачиваемую должность, работать по профессии или иметь занятие, входить в состав руководства или наблюдательного совета предприятия, имеющих целью получение прибыли (ст. 55).
Федеральный президент представляет государство в международно-правовых отношениях, он заключает от имени ФРГ договоры с иностранными государствами, аккредитует и принимает послов (ст. 59).
Федеральный президент назначает и увольняет федеральных судей, федеральных чиновников, офицеров и унтер-офицеров (если законом не установлено иное). В отдельных случаях он осуществляет от имени федерации право помилования (ст. 60).
Для действительности актов федерального президента необходима их контрассигнатура федеральным канцлером или компетентным министром (за исключением актов об увольнении федерального канцлера, о роспуске Бундестага).
Федеральный президент обладает иммунитетом, отменить его вправе только Бундестаг в установленных основным законом случаях (ст. 60 и ст. 46).
Полномочия федерального президента в случае каких-либо препятствий или досрочного освобождения от должности осуществляются председателем Бундесрата (ст. 57).
Согласно основному закону. Федеральный президент может быть лишен должности, если Федеральный конституционный суд установит, что он виновен в умышленном нарушении основного закона ФРГ или иного федерального закона. Обвинение в этом могут выдвигать перед Федеральным конституционным судом Бундестаг или Бундесрат (предложение о предъявлении обвинения должно быть представлено от имени не менее 1 /4 депутатов Бундестага или 1/4 части голосов Бундесрата, а решение о предъявлении обвинения требует большинства 2/3 депутатов Бундестага или 2/3 голосов Бундесрата). После предъявления обвинения Федеральный конституционный суд может своим приказом временно отстранить президента от должности (ст. 61 основного закона).
Особо нужно отметить специфику отношения и разделения полномочий между федеральным президентом и канцлером. Важнейшую роль в жизни германского государства играет Федеральное правительство; особое положение занимает его глава — федеральный канцлер. Германию вследствие этого нередко именуют «канцлерской республикой». Федеральное правительство, согласно основному закону, состоит из федерального канцлера и федеральных министров (ст. 62). Федеральный канцлер избирается Бундестагом по предложению федерального президента. Избранным считается получивший большинство голосов депутатов Бундестага. Если предложенное лицо не избрано, то в течение 14 дней после выборов Бундестаг может избрать федерального канцлера абсолютным большинством голосов. Если в течение этого срока избрание не состоялось, незамедлительно проводится новый тур голосования, где избранным считается тот, кто получил наибольшее число голосов. Если это лицо собрало голоса большинства депутатов, федеральный президент в течение 7 дней после выборов должен его назначить. Если оно не получило такого большинства, то федеральный президент должен в течение 7 дней либо назначить его, либо распустить Бундестаг (ст. 63).
Федеральные министры назначаются федеральным президентом по предложению федерального канцлера. Они увольняются в том же порядке. Основной закон ФРГ устанавливает принцип несовместимости должностей. Федеральный канцлер и федеральные министры не могут занимать никакие другие оплачиваемые должности, работать по профессии, иметь занятие или входить в состав руководства, а без согласия Бундестага — в состав наблюдательного совета какого-либо предприятия, имеющего целью получение прибыли (ст. 66).
Роль федерального канцлера в руководстве страной очень велика. Он в соответствии с конституцией определяет основные направления политики и несет за них ответственность; в рамках этих основных направлений каждый федеральный министр ведет дела своей отрасли самостоятельно под свою ответственность; при расхождении мнений между федеральными министрами вопрос решается правительством. В основном законе подчеркивается особая роль федерального министра обороны, который наделен правом издавать приказы и командовать вооруженными силами в мирное время; при объявлении состояния обороны командование вооруженными силами переходит к федеральному канцлеру.
Федеральное правительство принимает свой регламент, который нуждается в одобрении федерального президента. В настоящее время действует регламент 1951 г. в редакции 1987 г. В этом акте урегулированы вопросы о полномочиях федерального канцлера и порядке его замещения, о правах и обязанностях федеральных министров, о порядке работы правительства.
В ФРГ установлены юридические правила для обеспечения устойчивого положения федерального канцлера: он может быть смещен только в результате вынесения ему конструктивного вотума недоверия. Ответственность за деятельность правительства целиком несет канцлер; оно уходит в отставку со сменой федерального канцлера (ст. 69 основного закона).

3. Статус президента французской республики.

Пассивное избирательное право предоставляется для избрания в Национальное собрание в 23 года, в Сенат — с 35 лет. Избирательный залог существует на всех выборах. При выборах президента республики сумма залога равна 10 тыс. франков, при избрании депутатов — 1 тыс. с кандидата, сенаторов — 200 фр. По официальной версии, внесение залога объясняется необходимостью хотя бы частично покрыть расходы на избирательную кампанию и в некоторой мере воспрепятствовать выдвижению кандидатов- "фантазеров", т.е. лиц, выдвигающих свою кандидатуру не с целью избрания, а с другими целями. Кроме того, кандидаты на пост президента должны представить в Конституционный совет декларацию о своем имущественном положении, а в случае избрания — обязательство, что это лицо обязуется представить новую декларацию перед истечением своего мандата. Декларация публикуется в официальном органе страны.
Важным этапом является выдвижение кандидатов. Согласно закона всякий французский избиратель, обладающий необходимыми квалификациями, может быть кандидатом в представительное учреждение. Фактически же кандидаты выдвигаются политическими партиями и организациями. Лишь опираясь на политическую партию, можно рассчитывать на избрание. На парламентских выборах кандидат не может быть выдвинут более чем в одном округе. Французской истории известны случаи проведения голосования по одной кандидатуре во многих округах. Они напоминают плебисцит о доверии одному человеку. В 1871 г. Тьер был избран депутатом в 26 департаментах, а другая не менее известная личность — генерал Буланже на выборах 1889 г. намеревался выставить свою кандидатуру во всех округах. После этой неосуществленной угрозы был принят действующий до сих пор закон от 17 июля того же года. Не возбраняется члену одной палаты баллотироваться в другую; в случае избрания он прекращает членство в первой. Парламентарии могут выдвигать свои кандидатуры в другие представительства. Особенностью генеральных и муниципальных советов является членство в них многих парламентариев и членов правительства. Установленная конституцией несовместимость членства в правительстве и парламенте в таких случаях не применяется.
Порядок избрания президента республики за всю историю Пятой республики претерпел единственное изменение — вместо коллегии выборщиков, избиравших президента до 1962 г., был в том же году установлен принцип прямых выборов. Новый порядок избрания послужил укреплению и без того лидирующего положения президента. Ни конституция, ни другое законодательство не устанавливают минимального возраста для кандидатов на этот пост. От Четвертой республики был сохранен и семилетний срок полномочий с той, однако, разницей, что теперь ничего не говорится о невозможности переизбрания, т.е. молчаливо предусмотрена возможность занимать этот пост неограниченное число раз.
Для представления кандидатуры на пост президента (они представляются в Конституционный совет) требуется 5 тыс. подписей лиц, занимающих определенные выборные должности, а именно, членов парламента, генеральных советов, совета Парижа, территориальных ассамблей и мэров — причем все подписавшиеся под заявлением о выдвижении должны представлять по меньшей мере 30 департаментов и заморских территорий; имена подписавшихся публикуются. Избрание президента проводится по двухтуровой мажоритарной системе. Если в первом туре ни один из кандидатов не получает абсолютного большинства голосов, то через две недели проводится второй тур. В нем участвуют только два кандидата, набравшие наибольшее число голосов в первом туре. Избрание нового президента происходит не менее чем за двадцать и не более чем за тридцать пять дней до истечения срока полномочий президента, состоящего в должности. В такие же сроки избирается президент в случае вакантности этого поста.
Во Франции на национальном и на местном уровне (и коммунах) в настоящее время известен только один вид непосредственной демократии— референдум. В конституции 1958 г. референдум представлен достаточно широко и в нескольких видах. На национальном уровне он предусмотрен трижды . Прежде всего, на основании статьи 89 основного закона может проводиться конституционный референдум для ратификации поправок. По смыслу статьи 89 такой референдум должен проводиться только в случае, когда авторами поправок будут парламентарии. Если же проект пересмотра имеет правительственное происхождение, то от президента республики зависит выбор способа ратификации. Референдумы о пересмотре конституции на основе антиконституционного использования статуса проводились генералом Ш. де Голлем. Референдум на основе этой статьи — вторая возможность, предоставленная избирателям принять участие в решении важнейших государственных дел. Эта статья ввела референдум как инструмент в руках президента республики. Голосование может проводиться по следующему кругу проблем: 1) организация государственных властей; 2) соглашения о Сообществе (этот пункт в связи с распадом Сообщества в настоящее время утратил силу); 3) уполномочие на ратификацию международного договора, который, не противореча конституции, отразился бы на функционировании государственных институтов. Применение статьи 11 очерчено тремя условиями:
голосование может проводиться по предложению правительства или по совместному предложению палат парламента, а не по собственному почину президента республики;
2) если референдум проводится по предложению правительства, то оно должно быть сделано во время сессии парламента; и
3) если проект принят на референдуме, то он должен быть промульгирован в 15-дневный срок, Другими словами, принятый закон не обладает какой-либо особой силой по сравнению с простым законом. Установленный конституцией 1958 г. правопорядок исключил какой-либо контроль за действиями президента. Конституционный совет в решении о конституционности референдума 28 октября 1962 г. объявил о собственной некомпетентности в рассмотрении актов, принимаемых на референдуме на основании статьи 11 основного закона. Таким образом, ни один орган не может заставить президента соблюдать указанный в названной статье круг вопросов, по которому он имеет право передавать законопроекты на народное голосование.
Конституционная реформа, проведенная 4 августа 1995 г. изменила некоторые положения статьи 11 основного закона. Была расширена сфера применения референдурной процедуры (включен вопрос о реформах в экономической и социальной политике, которого раньше не было). Возможность передавать на голосование вопросы экономической и социальной политики ведет к изъятию из компетенции парламента (ст. 34 конституции) акты, принимавшиеся этим органом в порядке простого законодательства. Расширение полномочий главы государства было встречено оппозиционными выступлениями ряда депутатов и сенаторов, увидевших в таком расширении посягательства на права и свободы граждан. Вопрос об институтах, относящихся к публичным службам, может затрагивать право граждан на забастовку в государственных учреждениях, а также организацию государственных учреждений.
Центральные органы государственной власти, в принципе, строятся на основе разделения властей, при некотором преимуществе исполнительной власти по отношению к законодательной.
Центральная исполнительная власть — не особенно удачный термин, поскольку эти органы не только исполняют законы, но являются и основным двигателем государственного механизма, предлагая парламенту принятие каких-либо мер; эти органы обладают самой полной информацией о положении дел внутри страны и за рубежом. В Пятой республике к числу таких органов относятся Президент республики и правительство. Эти два органа не являются совершенно отделенными друг от друга; правительство, заседающее в статусе Совета министров находится под председательством Президента республики, который, следовательно, составляет часть этого Совета. Однако, Президент и правительство конституируются разными способами, имеют различную продолжительность полномочий и весьма разные права. Соотношение этих полномочий в различные периоды Пятой республики было весьма различным и зависело от партийного состава Национального собрания. Например, с 1986 по 1988 гг. большинство мест в нижней палате парламента принадлежало правым буржуазным партиям, которые были политическими противниками президента — социалиста Ф.Миттерана. Такое же положение сложилось и после выборов в Национальное собрание в 1993 г. В такие периоды Президент обладает точно очерченными в конституции полномочиями; если же в Собрании большинство мест занимают сторонники Президента, то его фактическая власть возрастает — Президент может предлагать меры, входящие в собственную компетенцию правительства.

4. Президент республики Франции ка к вершина в иерархии государственных органов.

Президент республики занимает вершину в иерархии государственных органов. Институт президента прошел значительную эволюцию, на понимание роли Президента накладывает отпечаток и личность обладателя этого поста. В соответствии со статьей 19 конституции формально-юридические полномочия Президента подразделяются на осуществляемые им лично и на полномочия, требующие контрассигнации премьер-министра, а в случае необходимости и ответственных министров. Практически существуют и другие личные полномочия, не указанные в статье 19 (например, без контрассигнации назначается премьер-министр).
Президенту принадлежат весьма важные обязанности по наблюдению за установленным конституционным правопорядком. Содержащаяся в ст. 5 основного закона формула о наблюдении Президентом за соблюдением конституции и об обеспечении своим арбитражем нормального функционирования государственных органов и преемственности государства давно была оставлена, и высказывания всех президентов не оставляют сомнений в их собственном каждый раз понимании духа и буквы основного закона. Влияние Президента на такое понимание проявляется и в косвенной форме — путем назначения трех членов в высшей орган конституционной юстиции — в Конституционный совет.
Наиболее важным личным полномочием Президента (наряду с использованием ст. 16 конституции) является право роспуска Национального собрания, которое ограничено лишь тремя условиями: 1) не может быть произведен роспуск в течение года, следующего после предыдущего роспуска; 2) во время действия чрезвычайного положения (ст. 16 конституции); 3) временным президентом республики, т.е. председателем Сената, замещающего вакантную должность главы государства до избрания нового президента. Роспуск всегда производится а благоприятный момент; вновь избранный Президент, если он получает "в наследство" враждебный ему парламент также использует это оружие. Свое право использовал Ф.Миттеран в 1981 г. и с меньшим успехом в 1988 г. Роспуск Национального собрания может применяться и как средство вывода страны из национального кризиса (в 1968 г. Ш. де Голль распустил Собрание). Однако, использование этого права всегда связано с риском для Президента, и применение этого права во многом зависит от популярности среди населения главы государства. О праве Президента проводить национальный референдум на основании ст. 11 конституции мы уже говорили.
Особенно возрастает роль главы государства, когда он решает ввести в стране чрезвычайное положение. Статья 16 конституции позволяет Президенту ввести настоящую единоличную диктатуру, во время осуществления которой он принимает все меры, которые, по его мнению, диктуются обстоятельствами. Важнейший инструмент в реализации политической функции государства, не имеющий аналогов во французской конституционной истории, эта статья стала "оружием политической борьбы". Правда, в статье оговариваются два условия введения такого положения, при одновременном совпадении которых такое положение может быть введено. Первое — должно наличествовать одно из четырех требований, а именно: серьезная и непосредственная угроза либо институтам республики, либо независимости нации, либо целостности ее территории, либо выполнению международных обязательств. Второе — должно быть нарушено нормальное функционирование органов государственной власти, созданных в соответствии с конституцией. Эта статья не может быть использована при других обстоятельствах, и глава государства не может ее вводить тогда, когда он этого хочет. Однако отсутствие достаточных юридических и политических гарантий, а также весьма призрачный контроль за Президентом в это время делает право введения чрезвычайного положения наиболее грозным оружием в его арсенале. Сам момент введения такого положения не контролируется; глава государства лишь обязан получить «официальную консультацию» у премьер-министра, председателей парламентских палат и Конституционного совета и обратиться к нации с посланием. Полученные "мнения" названных лиц не являются обязательными. Сдерживающим органом по букве основного закона должен был бы стать парламент, который собирается по праву. Практически он не обладает контрольными функциями (правом отменять акты Президента, например), хотя и может высказываться по этим актам. Правда, парламент в это время не может быть распущен и он вправе передать дело о государственной измене Президента в Высокую палату правосудия. Понятие государственной измены весьма расплывчато и не существует официального толкования этого термина. Свободной интерпретации конституционных положений способствуют употребляемые в них выражения. Так, понятие "нормальное функционирование конституционных государственных органов" весьма эластично и может пониматься весьма широко. В 1961 г. такое "нормальное функционирование" было прервано лишь на одной части территории (в Алжире), но чрезвычайное положение было введено и в метрополии. Более чем дискуссионным явилось применение этого положения в течение 5 месяцев и 8 дней, хотя "нормальное функционирование" властей было восстановлено в Алжире через несколько дней.
Президент практически снизу доверху формирует исполнительную власть. Он назначает министров, всех высших чиновников; лишь мелкие государственные служащие назначаются декретами министров. Президент — глава вооруженных сил, он председательствует в высших советах и комитетах национальной обороны. Чрезвычайно важным является не урегулированное конституцией право Президента вводить в действие стратегические ядерные силы. Это право было предусмотрено простым декретом от 14 января 1964 г. В области международных отношений Президент заключает и ратифицирует международные договоры, за исключением тех, которые требуют обязательной ратификации парламента. Ратификация требует контрассигнации членов правительства. Президент информируется о всех переговорах, ведущих к заключению соглашений, не требующих ратификации. Наиболее ярким примером роли Президента во внешнеполитической области явился выход Франции из военной организации НАТО в 1966 г., осуществленного по личной инициативе Ш. де Голля, без ведома парламента.
В судебной области Президент — обладатель традиционного права главы государства — права помилования. Президент находится на вершине судебной власти, являясь "гарантом" ее независимости (ст. 64 конституции).
Вторая часть полномочий главы государства, требующая контрассигнации премьер-министра или министров, также весьма значительна. Он председательствует в Совете министров, подписывает декреты и ордонансы, принятые в нем; принимает участие в рассмотрении законопроектов правительства; назначает на гражданские и военные должности, аккредитует послов и чрезвычайных посланников в иностранных государствах. С контрассигнацией министров осуществляется право созыва парламента на чрезвычайные сессии; по его решению палаты образуют Конгресс для ратификации поправок.
На практике Президент обладает большими правами, чем то следует по букве закона. Так, он принимает решения в областях, относящихся к компетенции правительства, когда в парламенте имеется "одноцветное" с Президентом большинство. Президенты обыччо расширительно толкуют статью 13 конституции и присвоили себе право подписывать регламентарные акты, не рассматривавшиеся в Совете министров. Эти акты, имеющие нормативное значение, регулируют важные стороны государственной деятельности — полномочия некоторых членов правительства, статус военнослужащих, организацию обороны, статус супрефектов, чченов административных судов и др. Президент порою открыто вторгается в компетенцию премьер-министра. Так, издание ордонансов на основе делегации, полученной от парламента, постановка вопроса о доверии и некоторые другие не обходятся без санкции Президента.
Президенту помогает в его деятельности личный аппарат, достигающий несколько сот человек. В состав аппарата входят кабинет, генеральный секретариат, военный штаб, несколько чиновников для особых поручений; все сотрудники этих служб лично назначаются Президентом.
Правительство — коллегиальный орган, состоящий из премьер-министра и министров. В сответствии с конституцией различчются: Совет министров — собрание министров под председательством Президента республики, и кабинет министров — собрание министров под председательством премьер-министра. Именно Совет министров осуществляет полномочия, принадлежащие по конституции правительству. Все акты, исходящие от этого органа, подписываются Президентом республики. Премьер-министр может председательствовать в Совете министров в очень редких случаях и только по специальному уполномочию Президента и по определенной повестке дня. Позиция премьер-министра, как и Президента республики, на практике весьма неоднозначна и его роль в управлении зависит от партийного состава Национального собрания.
Правительство назначается следующим образом: Президент республики подбирает кандидатуру на пост премьер-министра и назначает его. Последний подбирает министров и представляет Президенту, который их назначает. При выборе кандидата на пост премьер-министра Президент обладает значительной свободой. Это его личное право. Важно лишь то обстоятельство, ччобы при голосовании в Национальном собрании премьер-министру не было отказано в доверии. Другими словами, Президент должен уччтывать расстановку партийных сил в нижней палате парламента. Вопрос о получении доверия весьма важен, поскольку он отражает взаимоотношения органов государственной власти. Новация Пятой республики состоит в том, что необязательно получать доверие в момент образования правительства, хотя статья 29 конституции предусматривает такую возможность.
Полномочия правительства делятся на осуществляемые им коллегиально и на осуществляемые лично премьер-министром. В первом случае они находятся под прямым воздействием Президента республики. Нововведением стало учреждение института несовместимости должности ччена правительства с обладанием парламентского мандата, с какой-либо должностью профессионального представительства общенационального характера, а также со всякой государственной службой или профессиональной деятельностью. Конституцией и органическим законодательством не запрещается совмещать членство в правительстве с обладанием мандата коммунального советника, с должностью мэра, члена и даже председателя генерального и регионального совета. Учрежденная статьей 23 конституции несовместимость министерской должности и парламентского мандата привела к усилению независимости исполнительной власти и подчинению министров прямому контролю главы государства (особенно, когда Президент и большинство мест в Национальном собрании принадлежат к одной и той же партийной группировке).
Особая роль в правительстве принадлежит премьер-министру. Он координирует работу министерств, контролирует ее, дает указания о составлении важнейших актов (бюджет, экономиччские планы и др.). Он председательствует в межминистерских комитетах; может председательствовать и в Совете министров. Премьер-министр несет ответственность за национальную оборону. Эти полномочия должны, однако, рассматриваться в совокупности с очень важными правами Президента республики. Полномочия премьер-министра в назначении военных и гражданских чиновников носят остаточный и делегированный характер. Важное значение имеет деятельность премьер-министра в области управления. Он "обеспечивает исполнение законов" (ст. 21 конституции). С соблюдением условий статьи 13, т.е. касающихся главы государства, он осуществляет регламентарную власть и издает декреты, не рассматриваемые в Совете министров. Эти декреты менее высокого уровня, чем принимаемые в Совете министров, издаются премьер-министром с контрассигнацией соответствующего министра. Различче между двумя названными видами регламентарных декретов весьма туманно и зависит от политических отношений между Президентом республики и премьер-министром. Если большинство мест в Национальном собрании принадлежит к той же партийной коалиции или партии, что и Президент, то премьер-министр, назначаемый без особых помех нижней палатой, как, впроччм, и сменяемый Президентом, становится первым советником и сотрудником Президента.
Премьер-министр обладает значительными правами в отношении парламента, некоторые из них он осуществляет лично, другие — в сотрудничестве с Президентом республики. Он может предлагать Президенту созвать парламент (ст. ст. 29, 30 конституции), когда тот не заседает; он обладает правом законодательной инициативы, лично участвует в подготовке законопроектов, может участвовать в работе парламентских комиссий и в пaлатах; в любое время он должен быть выслушан в них.
Премьер-министру принадлежит право созыва смешанных пaритетных комиссий при разногласиях парламентских палат в от-ношении какого-либо законопроекта (ст. 45 конституции); он может просить Президента, чтобы тот предложил парламенту повторно рассмотреть законопроект; ему принадлежит важное право ставить в Национальном собрании вопрос о доверии. Премьер-министр обладает личным правом передачи в Конституционный совет законопроекта с требованием признать его неконституционным, во-первых, и требовать вынести решение о разграничении законодательной и регламентарной власти. Последним правом он широко пользуется. Премьер-министру помогает внушительный вспомогательный аппарат: его собственный комитет, генеральный секретариат планирования, генеральный секретариат национальной обороны, юридическая и технические службы и т.д. В его распоряжении находится генеральный секретариат правительства с его многочисленными службами.
Парламент состоит из двух палат: нижней — Национального собрания и верхней — Сената. Парламент собирается на одну сессию в году: она открывается в первый рабочий день октября и заканчивается в последний рабочий день июня. Причем число дней, в течение которых палаты могут заседать, не должно превышать ста двадцати. Впрочем, могут быть введены дополнительные дни заседаний. Кроме того, он собирается по полному праву во время чрезвычайного положения и после переизбрания Национального собрания, если второй четверг после выборов не приходится на обычную сессию. Чрезвычайные сессии парламента созываются с определенной повесткой дня либо по требованию премьер-министра, либо большинства членов Национального собрания. Всякий раз открытие и закрытие таких сессий осуществляется декретом Президента республики.
Для руководства работой каждая палата создает бюро. Помимо председателя палаты, играющего значительную роль в нижней и (особенно в верхней палате, в бюро входят вице-председатели, секретари и кветоры. Председатель Сената в случае вака-нтности поста Президента республики временно исполняет его.
Статья 34 конституции строго ограничила законодательную компетенцию парламента. Премьер-министру теперь принадлежит право отменять и изменять законы и ордонансы, действовавшие до издания конституции 1958 г. в областях, относящихся теперь к регламентарному регулированию, т.е. премьер-министр может выступать как бы в роли "второго" законодателя. Он даже может отменять и изменять законы, принятые парламентом после 1958 г., если они изданы в областях, относящихсяяк регламентарной власти при условии, что при их издании правительство не возражало против них. В последнем случае лишь необходимо, чтобы такой закон был рассмотрен в Конституционном совете, который подтвердил бы, что он относится к области регламентарного регулирования.
Каждый председатель назначает по три члена в Конституционный совет; председатель Собрания председательствует в Конгрессе, когда ему для ратификации переданы поправки к конституции. С председателями должен консультироваться Президент республики, когда он намерен ввести в стране чрезвычайное положение. Председатели вправе решать вопрос о неприемлемости предложений законов и поправок, когда правительство заявляет, что сфера этих актов относится к регламентарной области. Оба председателя обеспечивают порядок и работу палат. Им принадлежит право вызова вооруженных сил.

5.Заключение.


Конституции регулируют несколько блоков общественных отношений. Одним из таких блоков является организация высшей власти, в том числе статус главы государства. Последний складывается из следующих основных компонентов (институтов): места в системе разделения властей, порядка замещения должности, конституционной ответственности, круга полномочий.
Сравнение конститутционного статуса главы государства в Германии и Франции представляет большой интерес, поскольку наиболее ярко иллюстрирует многообразие форм организации власти в современном демократическом государстве.
Конституционный статус главы государства закреплен соответственно в Основном законе ФРГ 1949 г.и Конституции Франции 1958 г. Однако и там, и там конституционный статус главы государства складывается не только из скупых норм писанной конституции, но также из сложившихся конституционных обычаев.
Большое сходство обнаруживает та часть статуса главы государства, которая относится к полномочиям. Круг полномочий главы государства в совремернном мире сложился исторически и в самых общих чертах примерно одинаков: формирование правительства, назначения ряда высших чиновников и судей, представительство страны во вне, присвоение званий, жалование наград, издание подзаконных актов. Критическая разница состоит лишь в том, что в одних государствах перечисленные выше полномочия осуществляются главой государство самостоятельно, реально, а в других - являются всего лишь юридической фикцией, скрывающей подлинные отношения, основанные на конституционном обычае (или же вполне конкретной конституционной норме).
Следует отметить, что в Западной Европе процесс интеграции к 2000 году окончательно перейдет из международно-правовой в конституционно-правовую плоскость. К этому времени или чуть позже Европейский Союз может превратиться в федеративное государство нового типа со своей Конституцией, десятки проектов которой уже обсуждаются не один год.
В самих "старых" государствах Западной Европы могут произойти крупные конституционные перемены. Франция уже давно собирается вернуться к нормальной для Европы парламентской системе вместо полупрезидентской. Может быть принят новый Основной закон в Германии.

БИБЛИОГРАФИЯ:

1. Энциклопедический юридический словарь. М., 1996 г.
Институт президенства в современном мире. М., “Юридическая лит-ра”, 1993 г.
Конституционное (государственное) право. Словарь справочник. М., “Юрист”, 1995 г.
Конституции современных государств. Сборник документов, М 1992.
Конституционное право зарубежных стран. Т.1, М., изд. БЕК 1993.
Guillaume-Hofnung М. Le referendum. Paris, 1995.
Voisset М. L'artide 16 de la Constitution du 4 octobre 1958. Paris,- 1969.
Ардан Ф. Франция: государственная система. М.: ЮЛ, 1994.
Брэбан Г. Французское административное право. М.: Прогресс, 1988.
Государственное право Германии. T.I и II. М.: ИГП РАН, 1994.
Иностранное конституционное право. М.: Юристь, 1996.
Крутоголов М.А. Президент Французской Республики. М.:Наука, 1980.
Крылова И.С. Аппарат управления современной Франции. М.:Наука, 1980.
Урьяс ЮЛ. Механизм государственной власти ФРГ. М.: Наука, 1988.
ХессеК. Основы конституционного права ФРГ. М.: ЮЛ, 1981.
Люшер Ф. Конституционная защита прав и свобод личности. М.: Прогресс-Универс, 1993.
Маклаков В.В. Государственный строй Франции. М.: ВЮЗИ, 1977.
Боботов С.В. Правосудие во Франции. М.: ЕАВ, 1994.
Серебренников В.П. Конституционное право Франции. Минск, 1976.
Мячин И.Ф. Проблемы государства в современной французской политической науке // Вестник Московского университета. Серия II. Право. 1994. № 5.
Ковлер А.И. Франция: партии и избиратели. М.: Наука, 1984.
Крутоголов М.А. Парламент Французской Республики. М.: Наука, 1988.
Конституционный совет Франции. М.: Наука, 1993.
Боботов С.В., Васильев Д.И. Французская модель правового государства // Советское государство и право. 1990. № I.
Туманов В.А. Пятая Республика. М.: МО, 1989.
Керимов АД. Французские политические деятели, юристы — за расширение полномочий парламента// Государство и право. 1995. № 2.
Демишель А., Демишель Ф., Пикемаль М. Институты и власть во Франции. М.: Прогресс, 1977.



ОГЛАВЛЕНИЕ