ОГЛАВЛЕНИЕ

Защита земельных прав граждан
№ 1
05.01.1998
Чмыхало Е.Ю.
Российское земельное законодательство предусматривает два способа защиты земельных прав граждан: административный и судебный. В судебном порядке могут быть восстановлены любые земельные права, т. е. разрешены любые земельные споры.1
В целях единообразного разрешения судебных споров, защиты прав собственников земельных участков, землевладельцев, землепользователей и предотвращения случаев необоснованного отказа в правосудии Верховным Судом и Высшим Арбитражным Судом России проводится изучение судебной практики по делам данной категории, на основе которых принимаются соответствующие постановления. По указанной категории дел Пленумом Верховного Суда РФ 22 апреля 1992 г. принято Постановление «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении законодательства о земельной реформе»,2 а также совместно с Высшим Арбитражным Судом — Постановление от 19 августа 1992 г. «О некоторых вопросах подведомственности дел судам и арбитражным судам».3
Указанными постановлениями определены категории земельных споров, которые могут быть разрешены в судебном порядке. Такими спорами, в частности, являются: требования о признании неправомерным отказа органа местного самоуправления в предоставлении земельного участка; требования о признании неправомерным прекращения прав на земельный участок; требования о возмещении убытков, причиненных в результате нарушения прав собственников земельных участков, землевладельцев, землепользователей; требования о возмещении убытков, причиненных изъятием, выкупом и временным занятием земельных участков для государственных или общественных нужд, ограничением прав собственников земельных участков, землевладельцев, землепользователей или ухудшением качества земель. В постановлениях приводится перечень земельных споров, которые возникают наиболее часто при использовании земельных участков.
Кроме того, в Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 22 апреля 1992 г. содержатся разъяснения по порядку рассмотрения отдельных споров, связанных с земельными правоотношениями. Особое внимание уделено порядку рассмотрения споров, возникающих в связи с отказом органов местного самоуправления в предоставлении земельных участков. На момент принятия постановления данная категория споров являлась наиболее распространенной, поскольку в этот период происходил процесс создания крестьянских (фермерских) хозяйств, и предоставление земельных участков гражданам для этих целей являлось наиболее значимым при проведении земельной реформы.
Анализ указанных выше постановлений позволяет сделать вывод, что основной целью их принятия являлось разъяснение судам того, какие споры им подведомственны. Данные постановления фактически не содержат разъяснений по порядку рассмотрения конкретных споров, за исключением рассмотрения требований об отказе в предоставлении земельных участков.
Следует иметь в виду, что с принятием Постановления Пленума Верховного суда РФ от 22 апреля 1992 г. не перестало действовать и Постановление Пленума Верховного Суда РСФСР от 20 декабря 1983 г. «О практике применения судами земельного законодательства»,4 разъяснения которого могут применяться при рассмотрении земельных и имущественных споров, связанных с земельными отношениями в той части, в которой они не противоречат Конституции РФ, Земельному кодексу и Постановлению Верховного Суда РФ от 22 апреля 1992 г.
В частности, при разрешении споров, связанных с возмещением вреда, причиненного загрязнением или порчей земель, может быть использовано разъяснение, содержащееся в п. 5 Постановления Верховного Суда РСФСР от 20 декабря 1983 г.
В настоящее время в связи с проведением инвентаризации земельных участков наиболее часто возникают споры о разделах земельных участков между собственниками индивидуальных жилых строений, об установлении границ участков, определении порядка пользования ими.
Как правило, сроки рассмотрения этих споров затягиваются на несколько лет, поскольку решения, принятые судом первой инстанции, неоднократно отменяются затем кассационными и надзорными инстанциями.
Ошибки, допускаемые судами при рассмотрении дел данной категории, объясняются не только отсутствием соответствующих разъяснений Пленумов Верховного Суда и Высшего Арбитражного Суда РФ, но и правовым «вакуумом», существующим в земельном законодательстве. Следовательно, необходимо активизировать законодательство в этой сфере права.
* Старший преподаватель Саратовской государственной академии права.
1 Указ Президента РФ от 27 октября 1993 г. «О регулировании земельных отношений и развитии аграрной реформы в России» // Собрание актов Президента и Правительства РФ. 1993. №44. Ст. 4191.
2 Бюллетень Верховного Суда РФ. 1992. № 7. С. 9—11.
3 Там же. № 11. С. 3—5.
4 Бюллетень Верховного Суда РСФСР. 1984. № 3. С. 8—13.



ОГЛАВЛЕНИЕ