ОГЛАВЛЕНИЕ

Защита прав соотечественников — конституционный принцип государственной политики России
№ 1
05.01.1998
Мамонов В.В.
Положение наших соотечественников в государствах ближнего зарубежья можно назвать, мягко говоря, неудовлетворительным. Это вызвано, в первую очередь, тем, что новые независимые страны формируются как национальные государства самоопределившихся титульных наций. Во многих странах бывшего СССР были резко ограничены возможности получить образование на русском языке, сокращены информационные связи с Россией, введены жесткие ограничения для русскоязычного населения на рынке труда, жилья, в области приватизации, в предпринимательской деятельности, существует религиозная дискриминация. Все это вынуждает наших соотечественников покидать обжитые места, где многие родились или прожили значительную часть жизни, и переезжать в Россию. Приток мигрантов в нашу страну составил в последние годы около миллиона человек в год и очевидно, что миграционный поток в Россию со временем будет возрастать.1
По данным переписи 1989 г., за пределами России в СССР проживало 25,3 млн. русских, а вместе с другими российскими национальностями — свыше 28 млн. человек.2 Такой большой количественный состав российской диаспоры за пределами страны вынуждает Россию считать защиту прав соотечественников одним из принципов государственной политики. О важности данной проблемы и серьезности отношения к ней говорит тот факт, что пути решения этого вопроса были освещены в Послании Президента РФ Федеральному Собранию РФ «Об укреплении Российского государства (Основные направления внутренней и внешней политики)», в «Концепции государственной национальной политики РФ» от 15 июня 1996 г. Были приняты Указ Президента РФ «Об основных направлениях государственной политики РФ в отношении соотечественников, проживающих за рубежом» от 11 апреля 1994 г., Постановления Правительства РФ «О мерах по поддержке соотечественников за рубежом» от 31 августа 1994 г. и «О программе мер по поддержке соотечественников за рубежом» от 17 мая 1996 г. В этих нормативных актах были утверждены основные направления государственной поддержки соотечественников за рубежом. К ним относятся: формирование условий для реального соблюдения прав и свобод, финансовая и экономическая поддержка, содействие сохранению среды распространения и функционирования русского языка, среднего и высшего образования на русском языке, поддержка в решении культурных и социальных проблем и т.д.
Одной из важных возможностей защиты прав соотечественников является развитие интеграционных процессов в СНГ. Несмотря на высказывания о бесперспективности Содружества, нужно отметить, что именно сохранение этого межгосударственного объединения дает возможность России наиболее эффективно защищать права своих соотечественников. Одними из целей СНГ как раз и являются «развитие и укрепление отношений дружбы, добрососедства, межнационального согласия, доверия, взаимопонимания между государствами-членами» (ст. 1 Устава СНГ), «содействие гражданам государств-членов в свободном общении, контактах и передвижении в Содружестве» (ст. 2 Устава). Важным шагом в деле защиты прав россиян за пределами России стало подписание договора между Российской Федерацией, Республикой Белоруссия, Республикой Казахстан, Киргизской Республикой об углублении интеграции в экономической и гуманитарной областях. Именно путем переговоров, выработки взаимовыгодных решений со странами бывшего СССР можно добиться улучшения положения русскоязычного населения в этих государствах.
Совершенствуя государственную политику России по отношению к своим соотечественникам, проживающим за рубежом, во-первых, необходимо дать юридическое определение понятия «соотечественник» и закрепить его в законодательстве. Можно было бы использовать определение, данное С.И. Ожеговым: «Соотечественник — человек, имеющий общее отечество с кем-нибудь».3
Во-вторых, нужно решить проблему признания двойного гражданства тех граждан государств ближнего зарубежья, которые считают себя нашими соотечественниками, и внести соответствующие изменения в ст. 3 Закона «О гражданстве РФ». При этом следует добиваться скорейшего подписания договоров с государствами СНГ и Балтии об упрощенном порядке взаимного предоставления гражданства и выхода из него.
В-третьих, необходимо путем предоставления дотаций, льгот поддерживать российские заводы и фирмы, которые размещают свои заказы на тех предприятиях ближнего зарубежья, где работают в основном наши соотечественники. Это позволило бы создать дополнительные рабочие места, снизить уровень миграции и т. д.
В-четвертых, Россия должна создать своим гражданам условия для получения образования, гарантированного Конституцией, как внутри государства, так и за его пределами (п. 2 ст. 19, п. 2 и 4 ст. 43). Вместе с вопросами поддержки образования необходимо рассматривать проблему сохранения сферы распространения и функционирования русского языка, продолжив переговоры с государствами СНГ и Балтии о придании русскому языку статуса второго государственного языка; оказывая школам с преподаванием на русском языке техническую и финансовую помощь; подготавливая и повышая квалификацию кадров этих школ; поддерживая зарубежные средства массовой информации и издательства, выпускающие литературу на русском языке.
В-пятых, в соответствии со ст. 61 Конституции РФ в целях формирования условий для реального соблюдения прав россиян в странах ближнего зарубежья необходимо: учитывать интересы соотечественников при проведении политики в отношении государств СНГ и Балтии, оказывать содействие средствам массовой информации в освещении правового положения соотечественников за рубежом, формировании объективного общественного мнения о проблемах соотечественников в странах их проживания и в России; привлекать внимание мировой общественности с целью оказания воздействия на государства бывшего СССР, в которых нарушаются права и свободы человека, общепризнанные принципы и нормы международного права; интенсифицировать культурные связи с российской диаспорой за рубежом.
Осуществление этих мер требует должного финансирования.
* Аспирант Саратовской государственной академии права.
1 Федеральная миграционная программа // Российская газета. 1996. 20 авг.
2 Известия. 1996. 12 дек.
3 Ожегов С.И. Словарь русского языка. М., 1986. С. 650. 126.



ОГЛАВЛЕНИЕ