ОГЛАВЛЕНИЕ

Защита прав человека — главное направление правовой политики России
№ 1
05.01.1998
Кабышев В.Т.
Для России с ее чрезвычайно богатой, удивительно интересной и трагичной историей проблема свободы личности всегда была тем оселком, который являлся стержнем общественного развития. Действующая Конституция РФ впервые за многолетнюю историю признает высшей ценностью человека его права и свободы. Это —единственная высшая ценность, все остальные общественные ценности по отношению к ней занимают иной конституционный уровень и не могут ей противоречить.
Конституционное закрепление обязанности Российского государства признавать, соблюдать и защищать права и свободы человека есть выражение сущности нового конституционного строя России, строя, в котором учредительная власть принадлежит суверену — многонациональному народу.
Конституция РФ термин «защита» использует применительно к различным «субстанциям»: к самой Конституции (ст. 82), основам конституционного строя (ст. 55, 56), к стране, Отечеству (ст. 59), национальным меньшинствам и малочисленным этническим общностям (п. «б» и «м» ст. 72), одной из форм осуществления власти народа — местному самоуправлению (ст. 133), денежной единице (ст. 75), формам собственности (ч. 2 ст. 8), к правам и свободам человека и гражданина, его чести, доброму имени, нравственности, здоровью, законным интересам (ст. 2, 23, 30, 37, 45, 61, 71, 72).
Среди юридических мер защита прав и свобод человека и гражданина занимает доминирующее место. К их числу, в первую очередь, относятся: конституционно-судебный механизм (деятельность Конституционного Суда РФ — ч. 4 ст. 125 Конституции РФ); судебная защита (деятельность судов общей юрисдикции по защите прав и свобод человека); действия органов исполнительной власти по защите прав человека; законодательная деятельность представительных органов государственной власти Российской Федерации и ее субъектов (ст. 71, 72 Конституции РФ); юрисдикционная роль института Президента в России как конституционного гаранта прав и свобод человека и гражданина (ст. 80), которую следует особо выделить. Сюда можно отнести и такие правовые средства, как законная самозащита человеком своих прав, находящая процессуальное выражение в праве обжаловать в суд решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц, что уже сегодня находит эффективное воплощение, однако встречает в ряде случаев сопротивление носителей власти. Нереализованный правовой потенциал заложен в международно-правовом механизме защиты прав человека (ч. 3 ст. 46 Конституции РФ). Вступление России в Совет Европы должно способствовать более эффективному применению данной конституционной нормы. Наконец, большие ожидания возлагает российское общество на деятельность Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации, который должен обеспечить гарантии государственной защиты нрав и свобод человека, их соблюдение и уважение государственными органами, органами местного самоуправления и должностными лицами.
Однако вышеназванные конституционные ориентиры правовой политики Российской Федерации в настоящее время реализуются с трудом, а зачастую оказываются просто декларацией. В силу каких причин Российское государство не может реализовать свою главную конституционную обязанность —защищать права и свободы человека? Следует назвать ряд факторов политического, социально-экономического, психологического и правового характера, которые противодействуют этому: смена конституционного строя, прежней политической и экономической систем, вызвавшая переоценку ценностей в общественном сознании, а зачастую и неприятие определенной частью российских граждан глобальных перемен; ошибки и просчеты в реализации нового курса реформирования российского общества и государства, вызванные некомпетентностью власти и нередко ее отдельных носителей; нарастающий вал преступности, коррумпированности в разных эшелонах власти и т. д. Все это привело к тому, что доверие граждан к власти в целом гигантски падает. И вернуть его можно прежде всего наведением порядка в самой власти, без чего государственная защита прав и свобод человека практически становится проблематичной.
Государство также не смогло в полной мере создать условия для реализации гражданином своих прав и возможностей в новых рыночных условиях. Конституционная обязанность РФ, вытекающая из смысла ст. 7 Конституции РФ, состоит в необходимости выработки такой политики, которая должна быть направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. Именно правовая политика Российского государства должна содержать комплекс юридических мер, направленных, в первую очередь, на корректировку результатов приватизации, исключающих криминальные аспекты, допущенные нарушения российского законодательства и другие негативные моменты.
В арсенале правовых средств, выражающих государственную защиту прав и свобод человека, несомненно, важное место занимает реальная юридическая ответственность (прежде всего — должностных лиц) за ненадлежащее исполнение (или бездействие) своих служебных обязанностей. Таковы отдельные аспекты этой чрезвычайно важной проблемы правовой политики Российского государства.
* Начало см.: Правоведение. 1997. № 4. С. 146—176. © A.B. Ильин (составление, научная редакция), 1998.
** Доктор юридических наук, профессор, академик Академии гуманитарных наук, заведующий кафедрой Саратовской государственной академии права.



ОГЛАВЛЕНИЕ