ОГЛАВЛЕНИЕ

Конституционно-правовые аспекты демократизации политического режима в России
№ 1
05.01.1998
Киреева С.А.
Первостепенной задачей современного Российского государства, связанной с совершенствованием его политической системы и демократизацией политического режима, является проведение правовой реформы.
Указ Президента РФ от 6 июля 1995 г. № 673 «О разработке концепции правовой реформы в Российской Федерации» обосновывает необходимость ее осуществления с целью «реализации положений Конституции Российской Федерации и укрепления на ее основе российской государственности и правовых основ российского общества, а также обеспечения системности, плановости и скоординированности законотворческого процесса».
Среди основных факторов, объективно обусловливающих предпосылки реализации правовой реформы, можно выделить следующие: а) заложенные в Конституции РФ основы демократической правовой государственности с присущими последней учреждениями и институтами публичной власти (закрепление принципа разделения властей, организация местного самоуправления, образование Конституционного Суда, проведение судебной реформы); б) переход к рыночной экономике; в) легализацию многопартийной политической системы; г) возрастающую потребность в нормативно-правовой базе, соответствующей современному развитию России.
Преобразование общественно-политических отношений посредством права непременно включает в себя также и преобразование самого права. Постепенно в российском обществе должны сформироваться новые представления о праве, согласно которым оно будет рассматриваться не только как результат деятельности государственной власти, но и как непременная основа для построения и успешного функционирования самой этой власти.
Вполне естественно, что подлинно демократический политический режим не исключает борьбы за обладание политической властью. Однако в данном процессе роль права сводится к созданию и обеспечению упрочения справедливых политико-государственных институтов, юридических норм, которые соответствуют естественным правам и свободам граждан, предусматривают ненасильственные, легальные формы разрешения конфликтов и ведение цивилизованной политической дискуссии. Именно поэтому сейчас требуют детальной проработки такие вопросы, как систематизация законодательства, упорядочение и обновление его структуры, определение основных направлений развития и совершенствования процесса подготовки и принятия законов, создание механизма их реализации.
Федеральная Конституция предоставила субъектам Российской Федерации право издавать свои законы и иные нормативно-правовые акты (п. 2 ст. 5; ст. 104), зафиксировав тем самым положение, при котором на территории каждого субъекта Федерации существуют два уровня законодательства — общефедеральный и собственный. В силу этих обстоятельств зачастую возникает проблема, когда действие тех или иных актов не согласовано либо прямо нарушает положения Конституции РФ, что, естественно, не способствует укреплению законности и затрудняет правоприменительную практику. Для преодоления названных противоречий необходимо проведение систематизации законодательства, в том числе и по отраслевому признаку путем создания кодексов.
Начало обновлению кодификации отраслей российского права уже положено. Приняты новые Гражданский, Арбитражный процессуальный, Уголовный кодексы Российской Федерации, Закон о судебной системе.
Решение проблемы упорядочения законодательства немыслимо без установления четкой иерархии нормативно-правовых актов в зависимости от их юридической силы, обусловленной конституционной компетенцией органов, их издавших, а также спецификой общественных отношений, регулируемых ими. Это предполагает детальное выяснение и уточнение взаимосвязи федеральных законов и указов Президента РФ, четкое разграничение полномочий законодательных и исполнительных органов государственной власти как на федеральном уровне, так и на уровне субъектов Федерации.
Центральным пунктом преобразований правовой системы необходимо признать реальную правовую защиту естественных прав и свобод личности, поддержку самостоятельной и независимой судебной системы, развитие институтов прямой и представительной демократии.
Огромное значение в построении правового государства приобретает принцип разделения властей.
Собственно, организационное оформление данного принципа было начато в 1989г., когда формировался высший законодательный орган страны — Верховный Совет РСФСР. Следующим этапом явилось избрание 12 июня 1991 г. Президента РСФСР как главы исполнительной власти. И, наконец, завершенный характер принципу разделения властей придачи принятый 6 мая 1991 г. Закон о Конституционном Суде России и избрание его судей в октябре 1991 г.
Статья 10 ныне действующей Конституции РФ законодательно закрепила данный принцип. В то же время ст. 3, 5 Конституции РФ указывают на единство власти в Российской Федерации и ее главный источник — многонациональный народ России.
Таким образом, принцип разделения властей, обеспечивая функционирование демократического политического режима, не допуская диктаторской концентрации власти, должен сопровождаться еще и взаимодействием всех ее ветвей во имя достижения общих целей: государственного благополучия, гражданского согласия, защиты прав человека, приоритета общегуманитарных ценностей. Все это предполагает активное сотрудничество властей, их борьбу не за объем властных полномочий, а за выбор разумных и компетентных решений.
* Старший преподаватель Астраханского государственного технического университета.



ОГЛАВЛЕНИЕ