ОГЛАВЛЕНИЕ

Конституционные проблемы государственной политики национального возрождения малочисленных народов России
№ 1
05.01.1998
Заметина Т.В.
Национальная политика представляет собой законодательно регламентированную, многоаспектную по содержанию, конституционно-правовую по характеру деятельность органов государственной власти в сфере реализации экономических, политических, социальных и культурных прав как отдельных представителей этнических общностей, так и этносов в целом.
Приоритетным направлением национальной политики в современных условиях является не политизация этнического, а гармоничное национальное развитие всех этнических общностей в рамках федеративного государства и «множественной, многоуровневой этнической идентичности».1
С учетом новых ориентиров государственной национальной политики в Российской Федерации требует уточнения вопрос о соотношении национальной и региональной политики в государстве. Принципиальные различия, лежащие в основе их формирования (национальный фактор в первом случае и территориальный — во втором), предопределяют необходимость поиска оптимальных форм координации национальной и региональной политики с целью комплексного и гармоничного развития этнических общностей на соответствующих территориях. Положения, содержащиеся в Концепции государственной национальной политики Российской Федерации (утверждена Указом Президента РФ от 15 июня 1996 г.),2 должны стать основой дифференцированного подхода к формированию и осуществлению национальной политики в конкретных регионах. Отдельные элементы построения национально-этнических отношений в региональном аспекте указаны в Основных положениях региональной политики в Российской Федерации от 3 июня 1996 г.3 Развитие этих базовых положений применительно к этнической специфике отдельной территории, разработка региональной национальной политики составляют ключевые направления деятельности органов государственной власти на уровне субъектов Российской Федерации. Обеспечение максимального участия представителей этнических общностей, национальных ассоциаций, местных органов самоуправления — необходимое условие процесса формирования региональной национальной политики.
Вследствие закрепления в ст. 69 Конституции РФ 1993 г. особого статуса коренных малочисленных народов государственная национальная политика в отношении этих этнических общностей, по нашему мнению, нуждается в корректировке. Народы, этносы России — это не только пассивные «объекты» национальной политики государства; деятельность некоторых национальных объединений, организаций, ассоциаций (в том числе и коренных малочисленных народов), граждан, выразителей интересов той или иной этнической общности, оказывает непосредственное влияние на процесс формирования и практической реализации национальной политики государства.
Включение в сферу предметов ведения РФ полномочий по установлению «основ федеральной политики... в области... национального развития Российской Федерации» (п. «е»ст. 71 Конституции РФ) обусловливает возможность постепенного перехода со стороны государства от политики «патернализма» в отношении коренных малочисленных народов к политике «партнерства» в национальных отношениях.
Национальное возрождение коренных малочисленных народов России на сегодняшний момент зависит в значительной степени от экономических (материальных, финансовых) и организационных гарантий. Государственная программа развития экономики и культуры малочисленных народов Севера в 1991—1995 гг. была практически сорвана из-за низкого уровня обеспечения финансовыми ресурсами, задержек в их перечислении и отсутствия собственных источников финансирования.4
Фиксация Основным Законом основных прав и свобод граждан Российской Федерации в сфере экономической деятельности, а именно: свободы экономической деятельности (ст. 34 Конституции РФ), права частной собственности (ст. 35), в том числе — на землю (ст. 36), свободы выбора рода деятельности и профессии (ст. 37), создает благоприятные условия для развития всех самобытных форм хозяйствования коренных малочисленных народов — оленеводства, рыболовства, пушного промысла и т. п., признания различного рода этнических образований (семья коренных малочисленных народов, кочевая, родовая община) в качестве самостоятельных субъектов экономической, хозяйственной деятельности. В числе первоочередных вопросов, требующих решения, стоит и вопрос о праве собственности малочисленных этнических общностей на земли, территории традиционного расселения.
* Аспирантка Саратовской государственной академии права.
1 Тишков В.А. Стратегия и механизмы национальной политики в Российской Федерации // Этнографическое обозрение. 1993. № 5. С. 22.
2 Концепция государственной национальной политики Российской Федерации // Российская газета. 1996. 10 июля.
3 Основные положения региональной политики в Российской Федерации // СЗ РФ. 1996. №23. Ст. 2756.
4 Федеральная целевая программа «Экономическое и социальное развитие коренных малочисленных народов Севера до 2000 года» // Там же. № 39. Ст. 4566.



ОГЛАВЛЕНИЕ