ОГЛАВЛЕНИЕ

Лицензирование как способ обеспечения прав и законных интересов граждан
№ 1
05.01.1998
Мильшин Ю.Н.
Одним из способов обеспечения прав и законных интересов граждан является лицензирование отдельных видов деятельности государством, связанных с удовлетворением определенных общественных потребностей. Назначение лицензирования обусловливает сбалансирование публичного (общественного) и частного интересов.
Лицензирование как форма государственной исполнительной деятельности в настоящее время осуществляется в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации № 1418 от 24 декабря 1994 г. «О лицензировании отдельных видов деятельности», а также нормативными актами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
В то же время в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации перечень лицензируемых видов деятельности должен определяться законом. Причем глава четвертая ГК РФ (далее — ГК), содержащая указанную норму, введена в действие с 8 декабря 1994 г. Изданные до введения в действие Части первой Кодекса нормативные акты Президента и Правительства РФ и применяемые на ее территории Постановления Правительства СССР по вопросам, которые согласно ст. 49 ГК должны регулироваться федеральными законами, действуют впредь до введения в действие соответствующих законов.
Упомянутое Постановление Правительства РФ принято после введения в действие Части первой ГК. Оно существенно расширило перечень лицензируемых видов деятельности. Следовательно, вызывает сомнения легитимность введения лицензирования новых видов деятельности актами Правительства РФ.
Кроме того, отдельные ведомственные нормативные акты, регламентирующие лицензирование, противоречат Постановлению Правительства РФ № 1418. В частности, данным Постановлением определен срок действия лицензии (три года), и уменьшен он может быть только по желанию самого заявителя. Вместе с тем срок действия лицензии на осуществление деятельности по оценке недвижимости паевых инвестиционных фондов определяется в один год (п. 5.2 Временного положения о лицензировании деятельности по оценке недвижимого имущества паевых инвестиционных фондов). Такой же годичный срок действия лицензии определен и в инструкции о порядке лицензирования фармацевтической деятельности аптечных учреждений и предприятий в Российской Федерации.
Указанное выше противоречие отрицательно сказывается на имущественном положении лицензиата, которому чаще приходится платить и без того высокие лицензионные сборы.
В связи с тем, что процесс лицензирования аккумулирует в себе правовой статус человека и гражданина, законодателю целесообразно подвести под него нормативную базу, в которой не должно быть пробелов и коллизий.
Граждане, юридические лица и органы исполнительной власти обладают широким кругом прав и обязанностей (полномочий) в сфере лицензионной деятельности, и основы правового положения гражданина в рамках данных отношений должны быть отражены в унифицированном правовом акте. В законе необходимо закрепить, в частности, право лицензиата на судебное обжалование принятых решений. Необходимо также установить, какими административно-процессуальными мерами обеспечивается исполнение решения о лишении юридического лица специального права.
В настоящее время позитивная роль института лицензирования очевидна. Лицензирование является, с одной стороны, действенным механизмом реализации права граждан на занятие не запрещенными законом видами деятельности, с другой — одним из способов обеспечения законности.
На практике зачастую определенными видами деятельности занимаются неспециалисты, что негативно сказывается на интересах личности, общества и государства. Поэтому требуется более широкое применение ступенчатого производства по выдаче лицензий, связанного с предварительной аттестацией физических лиц, деятельность которых подлежит лицензированию, что позволит объективно оценивать квалификационный уровень лицензиата и даст возможность избежать обезличивания ответственности за профессиональное ведение работ.
Введение института лицензирования позволяет осуществлять контроль со стороны органов государственного управления за объектами лицензионной системы. К сожалению, эффективность работы контрольных органов невысока ввиду отсутствия законодательной базы, регламентирующей деятельность лицензионных органов в части применения экономических санкций к нарушителям.
Считаю необходимым ввести в законодательство институт принудительных мер восстановительного характера, связанных с компенсацией убытков лицензиату (соискателю) в связи с необоснованным отказом в выдаче, с приостановлением, аннулированием, отзывом лицензии. К сожалению, в законодательстве эти меры восстановления не предусмотрены, хотя довольно эффективным было бы положение, обязывающее государство возместить ущерб, который причинен лицензиату, с последующим взысканием его в полном объеме с виновного должностного лица.
Учитывая вышеизложенное, при разработке порядка и условий лицензирования требуется прежде всего исходить из интересов личности, общества и государства в целом.
* Преподаватель Саратовской Высшей школы МВД России.



ОГЛАВЛЕНИЕ