ОГЛАВЛЕНИЕ

Оптимизация соотношения федерального и регионального законодательства — необходимое условие совершенствования российской правовой системы
№ 1
05.01.1998
Петелина И.В.
Правовая система федеративного государства включает в себя систему правовых актов Федерации и ее субъектов. Их соподчинение, логическая взаимосвязь призваны обеспечивать стабильность правовой ситуации в стране и, в конечном счете, — устойчивость самой Федерации. В этой связи проблема соответствия общефедерального и регионального законодательства имеет важнейшее значение как элемент правовой политики.
К сожалению, анализ соотношения нормативно-правовых актов, изданных правотворческими органами Российской Федерации, и нормативных актов субъектов Федерации не внушает оптимизма.
В первую очередь, обращает на себя внимание деформация системы конституционного законодательства в Российской Федерации. Конституции республик—субъектов Федерации не соответствуют федеральной Конституции. Несоответствие касается вопросов определения статуса республик, регулирования республиканскими конституциями гражданства и государственных языков, действия на территории республик Конституции РФ и федеральных законов, разграничения предметов ведения Федерации и ее субъектов, регулирования прав человека и гражданина и др. Такое положение влечет нарушение, а порой невозможность выполнения государственных функций, достижения общественного согласия.
Федеративная правовая система включает структурно-функциональную совокупность федеральных правовых актов, правовых актов субъектов Федерации и актов местного самоуправления. Нарушение связей между названными актами снижает эффективность правового регулирования, порождает юридический хаос в системе законодательства.
Федерация сильна тогда, когда законодательство субъектов является продолжением федерального законодательства, детализируя и трансформируя его сообразно интересам Федерации и ее субъектов. Отход от этого принципа ведет к нарушению привычных соотношений законов, постановлений и иных актов между собой, осложняет применение права и решение практических задач развития экономической, политической и социальной сфер.
Для решения данной проблемы необходимо усилить контроль, в том числе предварительный, за конституционностью нормативно-правовых актов Российской Федерации, определяемой их соответствием закрепленному Конституцией РФ разграничению предметов ведения между Федерацией и ее субъектами; добиваться неукоснительного соответствия любой юридической нормы Конституции России. Для обеспечения соответствия нормативно-правовых актов Конституции РФ учрежден специальный орган — Конституционный Суд, который имеет право признавать не соответствующими федеральной Конституции нормы республиканских конституций, уставов и других законов субъектов Российской Федерации.
Работа но приведению в соответствие уровней конституционной системы должна проводиться совместно федеральным Центром и субъектами Федерации. Это — двусторонний процесс, и субъекты Федерации обязаны пройти свою часть пути по приведению республиканских конституций и уставов в соответствие с федеральной Конституцией. Хорошей базой для этого является Договор об общественном согласии, подписанный и политическими партиями, движениями, и парламентами, и субъектами Федерации: он закрепляет создание единого правового пространства в Российской Федерации.
Большую помощь в работе должно оказать модельное законодательство, которому свойствен рекомендательный характер, не исключающий, однако, императивных норм, признаваемых в порядке добровольных самообязательств.1 Опыт показывает, что в случае подготовки модельных законодательных актов совместно с субъектами Российской Федерации или по их просьбе, как правило, две трети норм этих актов воспроизводится в нормативных актах субъектов.
Не нужно исключать и возможность изменения и трансформирования Конституции РФ с учетом превращения России в реальную Федерацию. Действующая Конституция недостаточно четко регламентирует федеративные отношения, включающие в себя такие вопросы, как суверенитет субъектов Федерации, разграничение предметов ведения и полномочий между федеральной властью и властями субъектов, асимметрию конституционного статуса субъектов и др., что свидетельствует о необходимости продолжения конституционной реформы.
Договоры о разграничении полномочий, заключаемые сегодня между Федерацией и ее отдельными субъектами, следует рассматривать как меру вынужденную и временную, нацеленную на снижение напряжения, устранение противоречий, коллизий.
Также следует отметить, что содержание нормативно-правовых актов не должно противоречить международно-правовым стандартам и общепринятым принципам.
* Кандидат юридических наук, старший преподаватель Астраханского государственного технического университета.
1 См. подробнее: Тихомиров Ю.А. Модельные законы: Новое в теории и практике // Проблемы законотворчества Российской Федерации. М., 1993. С. 42—50.



ОГЛАВЛЕНИЕ