ОГЛАВЛЕНИЕ

Повышение эффективности российского законодательства как одно из приоритетных направлений правовой политики
№ 1
05.01.1998
Зелепукин А.А.
Необходимо признать, что в настоящее время государство не справляется с задачей по обеспечению и защите провозглашенных прав и свобод человека и гражданина. Среди причин такой ситуации — недостаточность нормативной базы, отсутствие механизмов реализации действующего законодательства. Низкая правовая культура должностных лиц усугубляется отсутствием реальной ответственности за неисполнение правовых предписаний. Права человека — категория, чуждая правосознанию большинства, тех, кто согласно Конституции призван обеспечивать их незыблемость. Наиболее наглядным доказательством этому является отношение к самой Конституции как к некоему «фасаду», необходимому в обществе, провозгласившем себя демократическим и правовым. Низка и юридическая культура самих граждан, которые не привыкли отстаивать свои права, использовать правовые формы судебной защиты. Однако приоритет прав человека требует усилий всех граждан России, которые должны способствовать утверждению в обществе «идеи права».
Расширение и углубление правового регулирования привели к неоправданному увеличению числа законов и других нормативных актов, отчего упала эффективность законодательства в целом. Количественный рост не всегда сопровождается качественным. Законопроекты готовятся без должной проработки, они внутренне противоречивы, содержат пробелы и дублирования. Правовое регулирование заменяется порой политическими решениями без соответствующих юридических механизмов их реализации. Правовое сознание должностных лиц и населения не успевает за стремительным и порой трудно объяснимым процессом изменения законодательства, напоминающим шарахание из стороны в сторону.
Изменение методов правового регулирования повлекло за собой побочные негативные последствия. Как известно, общедозволительный метод «незапрещенное — разрешено» стал восприниматься определенными субъектами как своего рода приглашение к вседозволенности: «теперь можно все».
В условиях отказа от тоталитарных методов правления и попыток в два шага преодолеть пропасть между беззаконием и правовым государством отчетливо проявились низкий уровень правовой культуры общества и десятилетия царившие в нем пренебрежение и недооценка права. Социальная напряженность, дезинтеграция, морально-психологическая неустойчивость общества не только не способствуют преодолению правового нигилизма, но, напротив, постоянно воспроизводят его.
В связи с этим повышение качества и эффективности законодательства как в сфере правотворчества, так и в сфере его реализации следует рассматривать в качестве приоритетного направления правовой политики государства,
Становление новой правовой системы в России протекает довольно сложно и противоречиво. В этих условиях было бы преждевременно говорить о всех устоявшихся направлениях развития российского законодательства. Однако уже в данный момент видны определенные приоритеты правовой политики в сфере законодательства.
1. Основная цель современного законодательства состоит в провозглашении и защите прав и свобод человека, создании механизмов для их реализации. Ограничение произвола государства рамками закона, ликвидация бесправия человека — внутренние условия функционирования гражданского общества и правового государства. В связи с этим необходимо создать условия, чтобы Конституция РФ с ее ориентацией на личность стала реально действующим актом.
2. Происходят расширение сферы правового регулирования и возрастание роли закона. Несомненно, для повышения эффективности правового воздействия необходимо наличие во всех областях, требующих правовой регламентации, достаточно полной системы законов и основанных на них подзаконных актов. Полнота правового регулирования приобретает в настоящее время особое значение для укрепления конституционной законности и правопорядка.
3. Одно из главных назначений российского законодательства в современный период — быть инструментом экономических преобразований. Внимание законодателя к экономическим проблемам неслучайно и объясняется тем, что экономика является определяющим фактором совершенствования и повышения эффективности государственной и правовой системы. Новации законодательства в этой сфере направлены прежде всего на установление и развитие нормальных рыночных отношений, конкуренции, личной инициативы, свободного предпринимательства.
4. Обращает на себя внимание изменение методов правового регулирования. Налицо трансформация в соотношении между дозволениями и запретами, стимулами и правоограничениями. Идея о том, что именно человек, его интересы должны быть в центре праворегулятивной политики, привели к широкому применению общедозволительного метода «разрешено все, что не запрещено законом».
5. Новые подходы к решению проблем государственного устройства повлекли за собой повышение роли законодательства в данной сфере. Конституция РФ закрепила основные принципы федерализма, в соответствии с которыми субъектам Федерации должна быть предоставлена вся полнота государственной власти вне пределов ведения и полномочий РФ по предметам совместного ведения Федерации и ее субъектов. Реализация этих принципиальных положений невозможна без определения предметов ведения и полномочий федеральных органов государственной власти и органов власти субъектов Федерации, а также разграничения полномочий в сфере их совместного ведения.
* Преподаватель Саратовской Высшей школы МВД России.



ОГЛАВЛЕНИЕ