ОГЛАВЛЕНИЕ

Регулирование трудовых отношений с иностранным элементом в Российской Федерации: Определение общих подходов
№ 1
05.01.1998
Давлетгильдеев Р.Ш.
Интеграция Российской Федерации в международное сообщество способствует более активному ее участию в общемировом процессе движения товаров, услуг, капиталов, а также рабочей силы и ставит перед ней задачу установления цивилизованного порядка в области нарождающегося рынка иностранной рабочей силы. Хотя в нашей стране количество трудящихся-мигрантов относительно невелико, оно уже измеряется десятками тысяч, и это порождает немало проблем, связанных с незаконной миграцией и с ущемлением трудовых и личных прав иностранных трудящихся. Ожидается, что существенно возрастет число наших граждан, выезжающих за пределы Российской Федерации в целях трудоустройства.
Правовые проблемы так называемого международного труда становятся сегодня весьма актуальными. Интернационализация жизни и провозглашение возможности свободного передвижения людей, приведение национального законодательства о правах человека в соответствие с международными стандартами, развитие внешнеэкономической деятельности предприятий и организаций влекут за собой появление и увеличение трудовых отношений с так называемым иностранным элементом, например: трудовые отношения местных граждан России и иностранных нанимателей за рубежом (трудовая эмиграция граждан); командирование трудящихся российскими нанимателями для выполнения определенной работы в другое государство; трудовые отношения иностранных граждан на территории России на различных основаниях и некоторые другие.
В науке международного частного права сложилась устойчивая позиция, согласно которой трудовые отношения с иностранным элементом относятся к предмету международного частного права.1 Но, к сожалению, в российском законодательстве до сих пор не сформулированы коллизионные нормы для установления применимого права в международных трудовых отношениях.
Тем не менее Российская Федерация участвует в международных соглашениях универсального, регионального и двустороннего характера, которые устанавливают коллизионные правила применительно к конкретным трудовым и связанным с ними отношениям. К таким соглашениям относятся конвенции Международной Организации Труда; соглашения государств — членов СНГ по вопросам охраны труда, взаимного признания прав на возмещение вреда, причиненного работникам увечьем, профессиональным заболеванием либо иным повреждением здоровья, связанным с исполнением ими трудовых обязанностей, и некоторые другие; а также многочисленные двусторонние соглашения, затрагивающие вопросы трудовой деятельности и социальной защиты граждан договаривающихся сторон, работающих за пределами границ своих государств. Для России особое значение среди международных соглашений имеют договоры, принимаемые в рамках СНГ, как на уровне Содружества, так и между отдельными государствами бывшего СССР.
Указанные международные соглашения в соответствии с положениями ст. 15 Конституции РФ являются частью правовой системы страны, и отдельные положения этих соглашений, в частности устанавливающие отсылочные нормы, могут применяться непосредственно, не требуют издания специального акта внутригосударственной трансформации.
Законодательство Российской Федерации, регулирующее правовое положение иностранных трудящихся, находится в процессе становления, что подтверждается многообразием категорий иностранных трудящихся и неясностью их правового положения.
Законодательство, касающееся охраны прав российских граждан, работающих за рубежом, нуждается в обновлении, так как в большей части состоит из актов Союза ССР, рассчитанных на специалистов только государственных организаций и устанавливающих большие ограничения их трудовых прав.
В международном праве в последнее время формируется тенденция к унификации правового статуса трудящихся, работающих за пределами государства своего гражданства, установлению общих международно-правовых гарантий для всех лиц, которые будут заниматься, занимаются или занимались оплачиваемой деятельностью в государстве, гражданами которого они не являются. Эта же тенденция должна, по моему мнению, найти свое отражение в российском законодательстве.
Первоочередными задачами Российской Федерации на современном этапе в области регулирования трудовых отношений с иностранным элементом являются: 1) установление в национальном праве коллизионных норм, позволяющих разрешать вопросы столкновения законов различных государств единообразно, при широком использовании принципа автономии воли сторон трудового договора; 2) упорядочение правового регулирования статуса иностранных трудящихся с целью предоставления всем категориям иностранцев национального режима в области трудовых отношений и социального обеспечения при условии соблюдения ими правил въезда и пребывания на российской территории; 3) более широкое участие в международном сотрудничестве государств по вопросам трудовой миграции, включая постепенное создание механизма свободного передвижения трудящихся в рамках региональных сообществ; 4) сохранение трудовых и связанных с ними прав в отношении российских граждан, работающих по найму за пределами России (командированных либо работающих у иностранных нанимателей).
* Аспирант Казанского государственного университета.
1 См., напр.: Международное частное право: Учебник / Под ред. Г.К. Дмитриевой. М., 1993. С. 131—132.



ОГЛАВЛЕНИЕ