ОГЛАВЛЕНИЕ

Уголовно-процессуальный аспект борьбы с групповой и организованной преступностью
№ 1
05.01.1998
Колдин В.А.
В период так называемой перестройки предпринимались неудачные попытки реанимировать прежний хозяйственный механизм путем привнесения отдельно взятых рыночных элементов (кооперативы, совместные предприятия и т. д.). Аккумулирование значительных денежных средств, полученных через подобные структуры в результате махинаций в сфере ценообразования, т. е. накопление первичного капитала, закономерно послужило питательной средой для появления и развития организованных преступных группировок (ОПГ).
Разумеется, организованная преступность оказывает очень сильное влияние на общественную жизнь. ОПГ не просто используют удобные для совершения преступления условия, но и преодолевают встречающиеся препятствия, целенаправленно приспосабливая социальную среду для реализации своих целей. Так, судя по анализу уголовных дел, они внедряются в официальные структуры общества и «глушат» такие их блоки, как контрольно-ревизионная служба, система рассмотрения жалоб и т. п., используют в своих целях планово-экономические подразделения и др.
Традиционно сложившиеся правоохранительные структуры, действующие изолированно друг от друга, мало что могут сделать для улучшения борьбы с ОПГ. Попытка объединить усилия различных ведомств правопорядка для искоренения проявлений организованной преступности нашла свое отражение в межведомственном нормативном документе — приказе Генеральной прокуратуры, МВД, ФСБ и Департамента налоговой полиции России № 32/199/73/78 от 22 мая 1995 года «Об утверждении Положения о совместных следственно-оперативных группах (бригадах) органов прокуратуры, внутренних дел, безопасности и налоговой полиции для пресечения и расследования деятельности организованных преступных групп». Но реальной правовой основой для борьбы с организованной преступностью может служить лишь уголовно-процессуальный закон, что вытекает из п. «о» ст. 71 Конституции РФ. Это необходимо не только для фактического, но и для юридического объединения усилий работников оперативных и следственных аппаратов, не зависимых от их ведомственной принадлежности в совместных следственно-оперативных группах.
Однако законодательное регулирование борьбы с ОПГ имеет серьезные изъяны. Так, ст. 118 УПК РСФСР (далее — УПК) наделяет оперативных работников как представителей органа дознания правом осуществления и оперативно-розыскных, и процессуальных мер. В то же время ст. 129 УПК предписывает, что в случае сложности дела или его большого объема предварительное следствие может быть поручено нескольким следователям, ограничивая их полномочия только процессуальными средствами.
В настоящее время юридическим основанием функционирования следственно-оперативных групп по расследованию преступлений, совершенных ОПГ, являются положения ст. 118 УПК, регламентирующей обязанности органов дознания по раскрытию преступлений, и ст. 129 УПК, позволяющей создавать бригады следователей по расследованию тяжких преступлений. Налицо пробел в законодательстве, заключающийся в том, что возникающие при этом общественные отношения, находясь в сфере уголовно-процессуального регулирования, не регламентированы какой-либо конкретной процессуальной нормой. В результате органы прокуратуры, уголовного розыска и следователи вынуждены применять норму, которая регламентирует другую, хотя и однородную (сходную), процессуальную ситуацию, и на основе этой нормы упорядочивать конкретное общественное отношение. Однако использование аналогии не ликвидирует существующий пробел.
С учетом требований сегодняшнего дня и практики работы на местах совместных следственно-оперативных групп1 представляется необходимым внести изменения в содержание ст. 129 УПК так, чтобы она регулировала создание следственно-оперативных групп с включением в их состав не только следователей, но и оперативных работников: «С целью быстрого и полного раскрытия и расследования совершенных тяжких и особо тяжких преступлений членами организованных преступных групп и пресечения их деятельности, а также в связи со сложностью таких дел и большим объемом оперативно-розыскных следственных действий расследование этих преступлений может быть поручено совместным следственно-оперативным группам (бригадам) органов прокуратуры, внутренних дел, ФСБ и налоговой полиции. Об этом выносится мотивированное постановление прокурором...» — и далее по тексту ст. 129 УПК.
* Кандидат юридических наук, доцент Саратовской Высшей школы МВД России.
1 Например, в Саратовской области в 1994 г. из работников прокуратуры и милиции была создана совместная следственно-оперативная группа по раскрытию преступлений, совершенных членами ОПГ. Двухлетний опыт ее работы обобщен прокуратурой Саратовской области и представлен в Генеральную прокуратуру РФ как успешный опыт борьбы с ОПГ на местах.



ОГЛАВЛЕНИЕ