ОГЛАВЛЕНИЕ

Уголовное законодательство Канады о преступлениях против государства
№ 1
01.01.1992
Ковалев М.И., Козаченко И.Я.
Комиссией законодательных реформ Канады подготовлен и представлен для широкого обсуждения специалистами проект Закона об уголовной ответственности за преступления против государства.1 Этот проект имеет большое познавательное значение с точки зрения не только его содержания, но и законодательной техники.
Характерной особенностью уголовного законодательства Канады является то, что, развиваясь по классическим канонам английского законодательства, оно воплотило в себя черты консерватизма (на сегодняшний день в Канаде действуют законы, принятые еще в XIV в.). Поэтому пересмотр основных положений норм" о государственных преступлениях стал весьма актуален в Канаде.
Проект предусматривает два вида преступлений против государства: основные и дополнительные.
В действующем Уголовном кодексе (УК) Канады к основным преступлениям против государства относятся государственная измена и тризн (измена), предусмотренные ст. 46. Диспозиция § 1 ст. 46 УК включает три вида государственной измены, которые были предусмотрены еще Статутом об измене 1351 г. Согласно § 1 ст. 46 УК государственную измену в Канаде совершает всякий, кто: а) лишает жизни или пытается лишить жизни «его Величество» или намеревается его убить, причинить ему телесные повреждения, или увечье, или ранение, либо Лишить его свободы или пленить; б) начинает военные действия против Канады или подготовку к таким действиям; в) оказывает помощь врагу в воине против Канады или вооруженным силам, ведущим войну против Канады в самой стране или за ее пределами.
Таким образом, деяния, входящие в перечень преступлений, составляющих государственную измену, объединяет общее начало—все они направлены против основ государственной самостоятельности, а именно: политической основы власти (посягательства на главу государства);2 территориальной неприкосновенности и государственного суверенитета (военные действия против Канады и оказание помощи в этом). Характерно то, что авторы проекта (в духе классических традиций буржуазного законодательства) определяют не конструктивные признаки конкретных преступлений, посягающих на интересы государства, а очерчивают лишь круг деяний, имеющих общую целевую направленность, вытекающую из смыслового значения описанных деяний. Однако привлекательная лаконичность текста закона таит в себе и опасность подведения под эти формулировки самого разнообразного круга деяний, не имеющих непосредственного отношения к посягательствам на государственные интересы.
Отмеченная специфика в еще большей степени проявила себя в описании деяний, охватываемых общим понятием тризн (измена). В соответствии с §2 ст. 46 УК тризн совершает в Канаде всякий, кто: а) прибегает к силе, насильственному ниспровержению правительства путем лишения жизни его членов в Канаде или в Провинции; б) без законного разрешения передает представителю иного государства официальные сведения военного, а равно научного характера, или передает чертежи, планы, модели, статьи, заметки или документы военного или научного характера, тогда, когда ему было известно или он должен был знать, что они секретны или их разглашение представляет опасность для защиты Канады; в) заключает соглашение с кем-либо для осуществления такого намерения; г) высказывает намерение совершить такое преступление и это намерение стало известно официальным властям.
Диапазон деяний, приравненных к понятию тризн, неоправданно широк—от «ниспровержения правительства» до «высказывания намерения совершить» какое-либо из преступлений, входящих в круг измены (обнаружение умысла). Любопытно подчеркнуть, что лишение жизни «его Величества» (английского монарха), намерение лишить его жизни или даже его пленение считается более опасным преступлением (государственной изменой), нежели насильственное ниспровержение правительства путем лишения жизни его членов. Очевидно, объяснение этому можно найти в былой военно-политической и экономической зависимости Канады от своей бывшей метрополии. Однако приведенный анахронизм —это не только внешний атрибут политической традиции, он в известной мере влияет на внешнюю и внутреннюю жизнь Канады, ущемляя ее государственный суверенитет. Субъектами перечисленных преступлений могут быть жители Канады, под которыми следует понимать как граждан Канады, так и лиц, находящихся на службе «его Величества» — главы государства, либо оказывающих ему содействие вне или в Канаде.
Исходя из смысла приведенных в ст. 46 УК преступлений против государства, подавляющее большинство их может быть совершено только с прямым умыслом; лишь некоторые из них допускают наличие косвенного умысла. Однако не исключается и неосторожное отношение к совершению отдельных из них. В § 2 ст. 46 УК ответственность за тризн наступает в том случае, если какое-либо лицо передаст представителю иного государства сведения военного или научного характера, когда оно «должно было знать, что они секретны или их разглашение представляет опасность для защиты Канады». Наказание за эти преступления — пожизненное заключение или лишение свободы на срок 15 лет — с одной стороны, достаточно сурово, с другой — абсолютно определено.
Кроме основных государственных преступлений б Канаде имеются и дополнительные государственные преступления. К дополнительным преступлениям против государства относятся: действия, беспокоящие «его Величество» и нарушающие публичный порядок (ст. 49); помощь вражеским подданным, оказываемая с целью покинуть Канаду или невоспрепятствование совершению тризн (ст. 50); любые действия, препятствующие работе парламента либо законодательного органа Провинции (ст. 51); саботаж (ст. 52). К вспомогательным (дополнительным) преступлениям против государства относятся и преступления, направленные на сохранение монополии отдельных лиц над вооруженными силами Канады. В их число включаются: подстрекательство к дезертирству и помощь в дезертирстве из вооруженных сил (ст. 57); уменьшение стойкости или дисциплины в вооруженных силах или использование военных в личных целях (ст. 71). Статьи 60, 62 предусматривают ответственность за действия, направленные на подстрекательство других лиц к совершению измены или иных преступлений против государства. Эти преступления охватываются общим названием— преступления, способствующие измене.
Критически анализируя действующее уголовное законодательство о государственных преступлениях, комиссия уделила должное внимание группе преступлений, хотя в полном объеме и не являющихся таковыми, но близко к ним примыкающих, а именно перечисленных в Законе3 об официальных секретах, составляющем содержание II главы действующего УК Канады.4 Согласно ему все преступления, посягающие на официальные секреты, подразделяются на основные и дополнительные. К основным относятся: шпионаж, оказание агентам иностранных государств помощи. б сборе сведений или передаче запрещенных для оглашения секретных сведений (ст. 3, 4 Закона). В группу дополнительных преступлений против государственных (официальных) секретов Закон включает: уничтожение или уменьшение безопасности (ст. 3,4 Закона); предоставление убежища шпионам (ст. 8); подстрекательство к совершению любого из этой группы преступлений (ст. 9); ношение запрещенной униформы, фальсификация сведений, распространение лживых сведений (измышлений)—ст. 5 Закона). Статья 13 Закона предусматривает ответственность за подобные преступления, но совершенные за пределами Канады.
Несовершенство многих положений действующего уголовного законодательства о государственных преступлениях (УК Канады) и Закона об официальных секретах послужило основной причиной, побудившей комиссию законодательных реформ к существенному изменению названных нормативных актов. Однако этому процессу способствовал и ряд новых обстоятельств.
Так, неудачным считается описание действующим законодательством преступлений, предусмотренных, в частности, ст. 3, 4, 5 и другими статьями Закона; ст. 46, 49, 52 УК, ограничивающихся лишь указанием на само деяние без раскрытия его содержательных и структурных элементов.
Нельзя не согласиться с авторами проекта в том, что отдельные преступления в своем описании страдают неопределенностью, неконкретностью, что может привести к подведению под них «сходных» деяний, совершаемых без антигосударственного умысла. К преступлениям подобного рода можно отнести такие, как уничтожение или уменьшение безопасности (ст. 3, 4); распространение лжи (ст. 5 Закона); действия, беспокоящие «его Величество» (ст. 49 УК); любые действия, препятствующие работе парламента либо законодательного органа Провинции (ст. 51), и т. д.
Правы авторы проекта и в том, что имеет место включение в текст Закона и УК терминов, обладающих многозначней (полисемантизмом) и неясностью содержательного характера: «уменьшение безопасности» (ст. 3, 4 Закона), «фальсификация сведений» (ст. 5), «высказывание намерения....»(§ 2 ст. 46 УК), «действия, беспокоящие....» (ст. 49), «любые действия...» (ст. 51), «уменьшение стойкости... в вооруженных силах» (ст. 71 УК) и т. п.
Закону об официальных секретах и УК Канады присуща чрезмерно широкая криминализация таких деяний, которые либо вообще трудно признать преступлениями, либо, если можно их признать таковыми, то нельзя отнести к разряду государственных преступлений, например, ношение запрещенной униформы, распространение лжи в отношении каких-либо событий или официальных лиц (ст. 5 Закона). Тем более, вряд ли справедливо отнесение подобных действий, но совершенных за пределами Канады, к рангу государственных преступлений (ст. 13 и др.). Правы авторы Проекта, утверждая, в частности, что отдельные статьи Закона (ст. 3 и 4) в своей основе противоречат Канадской Хартии прав и свобод.5 Авторы Проекта сделали серьезную попытку приведения уголовного законодательства по борьбе с наиболее тяжкой формой преступности «в соответствие с новыми принципами, которые применяются в современной Канаде».6
Уголовное законодательство о государственных преступлениях направлено на выполнение трех основных функций. Прежде всего—на защиту общества, под которым авторы понимают «различное состояние человеческих групп, связей между ними для их совместного существования и взаимодействия». Далее—на защиту демократии, на которой зиждется «справедливость режима в Канаде». При таком положении право берет на себя исполнение политических решений в отношении граждан через посредство избранных ими и ответственных перед ними представительных органов, в которых действует исполнительная «власть большинства», подчиняющаяся конституционным установлениям, что гарантирует меньшинству пользование определенными правами и свободами. И наконец, уголовное законодательство направлено на защиту государства, которое, по мнению авторов, является основным гарантом нормальной жизнедеятельности и укрепления демократических начал общества. Такое видение взаимосвязи указанных категорий позволило авторам Проекта провести мысль о том, что уголовно-правовая защита государства означает одновременно защиту и общества, и демократии. Уголовный закон о государственных преступлениях преследует три основные цели: защиту граждан, образующих общество, которое, в свою очередь, образует государство, требующее защиты от преступных нападений на него как извне, так и изнутри; защиту законодательной, исполнительной и судебной деятельности государства от преступных посягательств; охрану демократических начал государства и его институтов.
В этом плане заслуживает внимания позиция авторов Проекта, согласно которой в истинно демократическом государстве должны существовать разумные ограничения в установлении объектов, подлежащих уголовно-правовой охране. В качестве объекта подобного типа авторы указывают на попытку сменить правительство со стороны политической оппозиции, которая «действует также в пределах демократии» (ст. 44 Проекта). В этом кажущемся демократическом лабиринте рассуждений кроется, однако, простая и ничем не закамуфлированная возможность, характерная не только для Канады, а именно выступления народных масс (стачки, забастовки, митинги, демонстрации и т. д.) с требованием восстановить их нарушенное право (на труд, отдых, жилье и т. д.) в ряде случаев расценивать как государственные преступления со всеми вытекающими отсюда последствиями.
Чтобы поставленные перед уголовным законом задачи по борьбе с государственными преступлениями были выполнены, авторы Проекта предлагают открыть Особенную часть УК новой главой «Преступления против государства», в которую должны войти основные преступления, посягающие на соответствующие интересы. К основным преступлениям против государства — тризн (измене) — они предлагают отнести: 1) ведение войны; 2) помощь врагу; 3) использование силы или совершение насилия против правительства; 4) шпионаж.
В этой связи имеет смысл высказать ряд замечаний. Прежде всего понятие «использование армии, военной силы против интересов государства» входит структурным элементом во все перечисленные четыре вида государственных преступлений. А шпионаж, совершенный во время военных действий, автоматически превращается в одну из форм оказания помощи врагу (ст. 50 Проектов). В свою очередь, случаи добровольного участия в военном конфликте против Канады или содействия такому участию в Проекте закона расцениваются как шпионаж.
Такая «взаимозаменяемость» преступлений легко объяснима, так как авторы исходят из того постулата, что содействие противной стороне в военное время (в том числе и шпионаж) приравнивается к оказанию помощи врагу.
Из этого общего правила авторы Проекта делают лишь одно исключение — дача согласия содействовать врагу сама по себе не должна расцениваться как государственное преступление. Она должна влечь ответственность в соответствии с иными нормами.
Особое внимание в Проекте уделено составу шпионажа. И это не случайно, если учесть активную деятельность в первую очередь американских служб разведки против своих же партнеров, в том числе и против Канады. Предметом шпионажа выступают сведения, составляющие национальные секреты. К ним, в частности, относятся сведения, в отношении которых, согласно их классификации, секретность необходима в интересах национальной безопасности и национальной защиты и не подлежит оспариванию в суде. Поскольку весьма трудно задержать шпиона в момент передачи секретных сведений иностранному агенту, авторы проекта предлагают считать шпионаж оконченным с момента собирания или храпения этих сведений с целью их последующей передачи. Сбор сведений без цели передачи иностранному агенту не составляет содержания шпионажа.
Новый подход в социально-политической оценке преступлений против государства, как утверждают члены комиссии, предполагает включение в их перечень определенных преступлений второстепенного (дополнительного) порядка, значение и роль которых в силу этого повышаются, что и должно найти отражение в соответствующих санкциях.
Предлагается включить в перечень второстепенных (дополнительных) преступлений против государства пять их видов.
1. Противодействие государственным органам. Авторы обоснованно ставят вопрос о недопущении отождествления посягательства на безопасность государства с посягательством на Суверена, предлагая последнее выделить в самостоятельное преступление.
2. Саботаж, под которым предлагается понимать любое умышленное действие, направленное на подрыв безопасности или зашиты государства, в частности, на уничтожение чего-либо, причинение ему вреда либо уменьшение его ценности и т. д. Саботаж, сопровождаемый вандализмом или поджогом, должен рассматриваться как совершенный с отягчающими ответственность обстоятельствами.
3. Невоспрепятствование в совершении измены (тризн) во время войны или несообщение о факте измены органам власти лицом, обязанным это сделать. Ответственность наступает за несообщение о готовящемся или совершенном против Канады преступления. Однако бездействие лица наказуемо лишь в том случае, если оно могло предупредить готовящееся преступление без серьезного риска для себя или для других.
4. Запрещение разглашения официальных сведений. В отличие от действующих ст. 4 Закона об официальных секретах предлагается ввести ответственность за разглашение за границей или внутри страны: а) сведений о государственной безопасности; б) сведений личного характера, которые требуют конфиденциальности в интересах безопасности, интимности или в отношении финансово-имущественного положения лица; в) сведений правительственного характера, которые требуют конфиденциальности в интересах безопасности и его нормального функционирования либо воплощаются в выработке определенной политики или государственной программы (ст. 58 Проекта).
5. Подстрекательство других лиц к совершению измены или иных преступлений против государства.
Характер субъектов, которые могут нести ответственность за преступления против государства, авторы Проекта, ссылаясь на Венскую конвенцию о дипломатических сношениях, ставят в зависимость от того, где совершаются эти преступления. За преступления против Канады, совершенные на территории этого государства, уголовную ответственность могут нести все лица, добровольно оказавшиеся в Канаде и пользующиеся канадской защитой (граждане Канады, проживающие в ней, лица, временно находящиеся в Канаде, — визитеры и т. д.). Если же преступление совершается против Канады, но за ее пределами, ответственность могут нести все канадские граждане и все иные лица, которые находятся под канадской юрисдикцией и защитой.
Проект предлагает внести ряд других изменений в содержание и структуру статей УК и Закона об официальных секретах. Так, из главы УК «Преступления против государства» предлагается изъять п. 1 а) ст. 46, ст. 49 УК (убийство и ранение короля) и предусмотреть за него ответственность как за убийство с отягчающими обстоятельствами. Статью 71 УК (незаконный въезд) перенести в главу «Преступления против общественного порядка". Ряд преступлений, направленных против законной деятельности иностранных организаций или лиц в Канаде, предлагается включить в раздел УК «О преступлениях международного характера».
Выдвинуты предложения об отмене ст. 48 УК (давность относительно тризн), ст. 57 УК (преступления против служащих королевской жандармерии, королевской конной полиции), ст. 60, 61, 62 УК (преступление участников мятежа или бунта), ст. 53 УК (подстрекательство к неповиновению или бунту), ст. 54 УК (содействие дезертирству), ст. 63 УК (преступление, касающееся дисциплины в вооруженных силах). Перечисленные преступления рекомендуется перевести в особый закон о национальной защите.
В настоящее время Комиссия законодательных реформ Канады внесла в Парламент проект нового УК Канады, и, естественно, проект закона о государственных преступлениях вписывается в него как раздел Особенной части УК, поскольку он основан на одних и тех же принципах и постулатах современной криминальной теории.
* Доктор юридических наук, профессор Свердловского юридического института.
** Доктор юридических наук, профессор того же института.
1 В дальнейшем — Проект.
2 Канада входит в Содружество (брит.) и поэтому по Конституции Канады главой государства является английская королева, представленная генерал-губернатором.
3 В дальнейшем — Закон.
4 Law Reform Commission of Canada, 15-th Annual Report. Canada, 1985—1986. P. 14.
6 Charte Canadienne des droits et libertes, Loi Constitutio nelle de 1982, Canada (R. U.) chap. 11.
6 Law Reform Commission of Canada. Crimes against the State, Working Paper 49. "Canada", p. 3.



ОГЛАВЛЕНИЕ