ОГЛАВЛЕНИЕ

Современная система защиты прав человека
№ 1
04.01.1999
Сальников В.П., Цмай В.В.
Современная система защиты прав человека является результатом длительного поэтапного исторического развития. Возникнув в глубокой древности как идея, квинтэссенцией которой является знаменитое выражение выдающегося софиста Протагора (ок. 480 — ок. 410 гг. до н.э.) «человек — мера всех вещей», она получила свое развитие в философско-правовых взглядах софистов, стоиков, рационалистов, представителей религиозной философской мысли и современной правовой науки и практики.
Древняя Греция была пропитана идеями фатализма, мыслью о невозможности изменить человеческую судьбу. Но с течением времени философы стали интересоваться человеческим бытием, его соотношением с религией и светскими городами-государствами (данный период обычно характеризуют как антропоцентрический). Софисты первыми занялись детальным изучением таких проблем; они считали (это впоследствии стало революционной мыслью), что человек не зависит от Бога, как полагали раньше, а сам является творцом своей судьбы. Тем не менее они не говорили о существовании в обществе каких-либо универсальных норм и ценностей.
Особо важен вклад в политическую мысль, сделанный Платоном и заключавшийся в четком разграничении идей, культуры и традиций. Это явилось предпосылкой для постепенного развития концепции о нормах и ценностях, имеющих универсальную и вечную силу. В дальнейшем пришло понимание того, что данные нормы основываются на достоинстве человека.
Позже стоики развили идею о естественном праве, утверждая, что созданные человеком законы представляют собой несовершенные аспекты вечного и неизменного закона, которые могли бы быть применены ко всему миру. Светское право, по их мнению, имело силу лишь тогда, когда соответствовало естественому праву.
«В целом, — отмечает С.А. Пяткина, — наследие государственности античного мира, несмотря на узкий слой носителей в нем прав и свобод, послужило теоретическим источником ценных идей в области прав для последующих этапов истории. Такие понятия, как “демократия” (“демос” — народ, “кратос” — власть) и “республика” (“общее дело народа”), были усвоены человечеством. Содержание прав граждан и их гарантии в древних республиках были экстраполированы на новый исторический опыт».1
Дальнейшее развитие эти идеи получили в христианской философской мысли периода средневековья. универсальные, вечные нормы и ценности, происходят из принципов, заложенных в десяти заповедях. Фома Аквинский полагал, что человек играет центральную роль в справедливом социальном и правовом порядке, и одновременно подчеркивал приоритет заповедей бога над светским правом.
Последующая эволюция идеи прав человека сопровождалась двойным конфликтом: между духовной и светской властью и между индивидом и государством. Но альянс менялся: со временем церковь перешла на сторону светской власти для того, чтобы усилить ее легитимность против непокорных индивидов; в другие же времена церковь или ее часть объединялась с народом в борьбе против деспотических правителей.
Рационалисты XVII—XVIII вв., основывающие свои мысли на аргументах, а не на откровениях, создали фундамент, на котором постепенно была сформирована доктрина личных прав. Они переформулировали теории естественного права, объясняя их как нечто вечное и неизменное, но не зависящее от воли Бога. Как утверждал Гуго Гроций, «естественное право столь незыблемо, что не может быть изменено даже самим Богом».2
Дальнейшее развитие эти идеи получили в концепции общественного договора, предполагавшего, что отношения между государством и его субъектами должны базироваться на договоре, который никакая из сторон не может изменить без согласия другой. Наиболее существенный вклад в данную концепцию внес Ж.Ж. Руссо работой «Общественный договор»,3 изданной в 1762 г. Общественный договор он понимал как соглашение, в соответствии с которым каждый индивид подчиняет свою собственную волю общей. Эта общая воля корпоративного лица устанавливает моральные стандарты, имеющие общеобязательную силу для всех его членов, а роль государства сводится по крайней мере к представителю или выразителю такой общей воли. Отсюда следует, что суверенитет принадлежит только народу как корпоративному лицу, которому должны подчиняться все индивиды.
В эпоху Просвещения, постепенно подготовившую американскую и французскую революции конца XVIII в., естественное право приобрело новое значение: внимание теперь было направлено больше на права индивида, чем на объективные нормы. Появившаяся в естественном законе «теория прав» заменила «теорию закона», предшествовавшую ей.
Универсальные принципы естественного права, которые легли в основу торжественных деклараций американской и французской буржуазных революций, были сформулированы в качестве вечных и нерушимых прав человека как гражданина.
Первым классическим представителем идеологии естественного права был англичанин Дж. Локк. Он придерживался естественной концепции происхождения государства, т.е. концепции его возникновения, развития до создания каких-либо национальных образований или государственной власти, где все люди в общем обладают одинаковыми правами и обязанностями и каждый имеет право защищать свои права на жизнь, свободу и собственность. Естественное состояние людей понималось им как состояние полной свободы. Волевые действия людей в этот период независимы, сдерживаются лишь «голосом природы», требующим не вредить друг другу.4 Организованная община создается посредством общественного договора, основными задачами которого являются согласование и защита личных прав. Личность отдает в пользу государства ровно столько своих прав, сколько необходимо для более полного и свободного пользования оставшейся их частью, и в случае их нарушения имеет право на восстание против деспотического правительства.
Концепция естественных прав завоевала много сторонников. Но были и противники, которые полагали, что равенство в правах и право на восстание являются причиной возникновения в обществе хаоса и всякого рода нарушений, противоречат историческому опыту и традициям. Естественные права подвергались критике со стороны немецкой исторической школы права, философско-правовых школ, а также марксистов.
Продолжавшиеся и в дальнейшем дебаты по поводу естественных прав среди философов и государственных деятелей показали глубокий интерес широких слоев общества к этой насущной проблеме. К тому же они определили на многие десятилетия направление политической борьбы, служа платформой перемен и постепенно материализуясь в торжественных декларациях и официальных документах.
Среди целого ряда документов, послуживших основой для современных деклараций по правам человека и созданных в данной области законодательных актов, можно назвать Великую Хартию вольностей 1215 г., Петицию о праве 1628 г., Habeas corpus act 1679 г., Билль о правах 1689 г., Американскую декларацию независимости 1776 г., считавшую «очевидными следующие истины: все люди сотворены равными и все они одарены своим создателем некоторыми неотчуждаемые правами, к числу которых принадлежат: жизнь, свобода и стремление к счастью»,5 и блестящую французскую Декларацию прав человека и гражданина 1789 г., которая и сегодня считается классической формулировкой естественных и неотчуждаемых прав человека.6 Декларация сформулировала в 17 статьях многие из тех прав, которые входят в международный инструментарий прав человека.
В XVIII—XIX вв. в различных странах было принято значительное количество деклараций, провозглашающих традиционный для периода буржуазных революций набор прав и свобод человека и гражданина. Все они, с одной стороны, отражали общую тенденцию — становление капиталистических отношений, а с другой — действуя в рамках отдельных государств и будучи рожденными национальной философско-правовой мыслью, отражали специфику отдельных государств и предназначались в качестве национального средства защиты прав человека.
Тем временем ход мирового развития создает новые сферы социально-политических и правовых отношений, что в свою очередь потребовало иных наднациональных правовых актов и соответствующих политических институтов и правовых механизмов их реализации. Данные тенденции особенно усилились в период первой и второй мировых войн, породивших огромное количество проблем, которые требовали безотлагательного решения. Все это в полной мере касается и прав человека.
До второй мировой войны отношение государств к своим субъектам в области защиты их прав считалось чисто внутренним делом. Традиционное международное право понималось исключительно в качестве правового механизма, регулирующего межгосударственные отношения, определяющего соответствующие сферы влияния. Такая позиция была основательно поколеблена военно-политическими процессами второй мировой войны. Мировое сообщество пришло к решению создать надежную мировую систему защиты прав человека, которая бы оберегала основные ценности нашей цивилизации.
Современную систему защиты прав человека обычно подразделяют на три уровня: международный, региональный и национальный. Формирование международных механизмов защиты прав человека и международной правовой базы связывают с Организацией Объединенных Наций, Уставом ООН и Всеобщей декларацией прав человека.
Система защиты прав человека в рамках Организации Объединенных Наций возникла всего за три года: были созданы главные органы и специализированные учреждения, обладающие компетенцией в области прав человека, а также заключены необходимые конвенции.
Устав Организации Объединенных Наций, подписанный в Сан-Франциско 26 июня 1945 г., является первым международным договором, в котором указано, что его цели основаны на всеобщем уважении прав человека, и в котором заложены концептуальные и правовые основы для выработки в будущем международных мер по защите прав человека. статья 1 Устава объявляет уважение к правам человека основой и главным средством достижения целей Организации, а ст. 55—56 обязывают государства-члены и ООН содействовать всеобщему уважению и соблюдению прав человека и основных свобод. Для того чтобы ООН могла выполнять эту миссию, устав предоставляет ей определенные полномочия и предписывает некоторые методы. Такие полномочия соответствуют трем основным понятиям: «изучение», «обследование» и «рекомендации». В связи с этим следует сослаться на ст. 13, касающуюся Генеральной Ассамблеи; ст. 60 о выполнении функций, связанных с международным сотрудничеством в экономической, социальной областях и в области прав человека; ст. 62, определяющую функции Экономического и Социального Совета (далее — ЭКОСОС), и ст. 76 и 87, касающиеся системы опеки.7
Указанные полномочия позволяют ООН, в частности, рекомендовать государствам ратифицировать подготовленные в рамках ООН международные договоры о правах человека. В результате систематического использования данной процедуры, предусмотренной в п. 3 ст. 62, в настоящее время действует около 200 документов ООН о правах человека.8
Другим основополагающим документом является Всеобщая декларация прав человека, подготовленная Комиссией по правам человека менее чем за три года и принятая в Париже Генеральной Ассамблеей 10 декабря 1948 г. Декларация состоит из 30 статей, которые можно подразделить на блоки гражданских, политических, социальных, экономических и культурных прав. Концепция прав человека, изложенная в Декларации,9 прежде всего основана на «достоинстве, присущем всем членам человеческой семьи». Это достоинство и вытекающие из него права на свободу и равенство являются неотчуждаемыми и неотменяемыми; они имеют преимущество перед всеми полномочиями, включая полномочия государства, которое может их регулировать, но не отменять.
В Декларации признается необходимость социального «порядка», как внутригосударственного, так и международного, при котором «могут быть полностью осуществлены» права человека. Данные положения выражают воплощенную в Декларации идею отношений между людьми, обществом и государством, а именно мысль о том, что каждый должен подчиняться требованиям общего благосостояния, определенным организованным обществом, смысл существования которого в любом случае состоит в поощрении прав человека посредством демократии.
Статья 2 провозглашает важнейший принцип равенства и недискриминации «для всех, без различия расы, пола, языка и религии» и распространяет этот принцип на неограниченную сферу действия, запрещая проведение различий на основе какого-либо иного «положения».
Статья 3 провозглашает три взаимосвязанных основополагающих права, а именно: право на жизнь, право на свободу и право на личную неприкосновенность. Эта статья является первым столпом Декларации, открывая ряд статей (ст.4—21), в которых развиваются положения о гражданских и политических правах.
Статья 22, второй важнейший элемент Декларации, вводит ст. 23—27, закрепляющие экономические, социальные и культурные права каждого человека как «члена общества». В данной статье указывается, что права, о которых идет речь, необходимы для поддержания достоинства человека и для «свободного развития его личности»; предусматривается, что каждый человек имеет право на осуществление этих прав «через посредство национальных усилий и международного сотрудничества»; признается, что эффективное их осуществление зависит от ресурсов каждого государства и международного сообщества. В ст. 23—27 признается ряд экономических, социальных и культурных прав, таких, как право на социальное обеспечение, на труд, на отдых и досуг, на уровень жизни, необходимый для поддержания здоровья и благосостояния человека, на образование, право участвовать в культурной жизни общества и в научном прогрессе. Наконец, ст. 28—30 определяют «обязанности каждого человека перед обществом».
Два международных пакта о гражданских и политических и об экономических, социальных и культурных правах10 лежат в основе законодательной базы современной международной системы защиты прав человека, особенно если учесть, что они, в отличие от Декларации, имеют юридически обязательную силу. Они были приняты в 1966 г. и вступили в силу в 1976 г. Пакты составляют наиболее обширный свод международного договорного права по данной теме как с точки зрения сферы охвата, так и с точки зрения географической зоны действия. Сегодня участниками пактов являются 120 государств на всех континентах.
Международный Пакт о гражданских и политических правах содержит 27 нормативных статей, в отличие от Пакта об экономических, социальных и культурных правах, где их насчитывается 15. Оба пакта содержат некоторые идентичные или сходные положения.
В преамбулах подчеркивается общее мнение о достоинстве, присущем человеку, и о неотъемлемых правах на свободу и равенство.
Статьи 1 обоих пактов идентичны: они подтверждают принцип, согласно которому право на самоопределение является универсальным, и призывают все государства взять на себя два обязательства: «поощрять осуществление права на самоопределение» на своих территориях и уважать данное право в соответствии с положениями Устава ООН. В обоих пактах указывается, что «все народы имеют право на самоопределение», и отмечается далее, что «в силу этого они свободно устанавливают свой политический статус и свободно обеспечивают свое экономическое, социальное и культурное развитие».
Согласно ст. 3 пактов государства-участники обязуются обеспечить равное для мужчин и женщин право пользования всеми экономическими, социальными и культурными правами и всеми гражданскими и политическими правами, закрепленными в каждом документе.
Статьи 5 пактов содержат положения о гарантиях, призванных предупредить уничтожение или ограничение прав, признанных в других статьях, и сохранить права, признаваемые независимо от пактов.
Наряду с вышерассмотренными основополагающими международными актами в области прав человека существует большое количество и других правовых документов, разрабатывающих правовые нормы и учреждающих новые институты и механизмы в области защиты прав человека. Тексты их печатаются в международных сборниках по правам человека.
Переход к освещению основных институтов по защите прав человека, а не продолжение анализа международных правовых документов связан не с их малой значимостью, а с избранной темой и установленными рамками работы.
В рамках ООН существует ряд органов, занимающихся защитой прав человека. условно их можно подразделить на две категории, к одной из которых следует отнести органы общего назначения, а к другой — специализированные,11 т.е. предназначенные только для защиты прав человека. Основными органами по защите прав человека, относящимися к первой категории, являются Генеральная Ассамблея, Совет Безопасности, ЭКОСОС, Совет по опеке, Международный Суд и Секретариат.
Компетенция Генеральной Ассамблеи является почти неограниченной, поскольку ст. 10 уполномочивает ее «обсуждать любые вопросы или дела в пределах настоящего Устава» и давать государствам-членам «рекомендации» по таким вопросам. В частности, согласно п. 1b ст. 13 Устава она «организует исследования и дает рекомендации» в целях «содействия осуществлению прав человека и основных свобод для всех, без различия расы, пола, языка и религии». Генеральная Ассамблея с начала своей деятельности приняла целый ряд резолюций, включая резолюцию о провозглашении Всеобщей декларации прав человека в 1948 г., и международные пакты о гражданских и политических и об экономических, социальных и культурных правах в 1966 г.
Совет Безопасности в соответствии со ст. 34 Устава «уполномочивается расследовать любой спор или любую ситуацию, которая может привести к международным трениям или вызвать спор, для определения того, не может ли продолжение этого спора или ситуации угрожать поддержанию международного мира и безопасности».12 Слишком часто подобные «ситуации» бывают обусловлены массовыми и постоянными нарушениями прав человека либо сопровождаются ими. Это — главная причина, по которой Совет Безопасности может заняться проблемами прав человека. Решения Совета по данным вопросам являются окончательными. На международные нормы в области прав человека Совет ссылается прежде всего в связи с проблемой апартеида, и в частности в случаях массовых убийств, совершающихся при апартеиде.
ЭКОСОС, учрежденный согласно Уставу как межправительственный орган и действующий под руководством Генеральной Ассамблеи, предпринимает исследования и выносит рекомендации по широкому кругу вопросов, включающему в себя не только «уважение и соблюдение прав человека... для всех», но и вопросы «в области экономической, социальной, культурной, образования, здравоохранения и других сопредельных сфер».13 ЭКОСОС принадлежат и важные организационные функции: так, в 1946 г. в соответствии со ст. 68 Устава он учредил Комиссию по правам человека. Кроме того, ЭКОСОС рассмотрел ряд таких важных проблем, как геноцид, предупреждение безгражданства, дискриминация, защита меньшинств, организация Конференции 1948 г. по вопросу о свободе информации, учреждение Ежегодника прав человека и т.д.
Совет по опеке был учрежден согласно ст. 75 Устава ООН как международная система «опеки для управления теми территориями, которые могут быть включены в нее последующими индивидуальными соглашениями». Одна из основных задач системы опеки, указанных в ст. 76, — «поощрять уважение прав человека и основных свобод для всех, без различия расы, пола, языка и религии». Система призвана также обеспечивать равенство в экономической и социальной областях и «равное отношение в отправлении правосудия».
Международный Суд — судебный орган ООН, который учрежден согласно Уставу и руководствуется своим Статутом. Он состоит из 15 независимых судей, избираемых Генеральной Ассамблеей и Советом Безопасности. Как гласит п.1 ст.34 Устава Суда, «только государства могут быть сторонами по делам, разбираемым Судом». Это означает, что частные лица, юридические лица и международные неправительственные организации не могут быть сторонами в спорах, рассматриваемых Судом. Учитывая то обстоятельство, что два упомянутых международных пакта о правах человека не предусматривают вынесения решений Судом, последний рассматривал лишь несколько дел, связанных с правами человека. Тем не менее выносимые Судом решения — в судебном или консультативном качестве — представляют значительный интерес, поскольку сыграли существенную роль в определении международного права в области прав человека.
Секретариат во главе с Генеральным секретарем имеет единую административную структуру, которой было поручено защищать и поощрять права человека и распространять информацию об их уважении. С годами Секретариат уточнял порядок решения этой жизненно важной проблемы. Данная работа продолжается по мере того, как международное сообщество достигает прогресса в области прав человека, о чем свидетельствует недавнее учреждение института Верховного комиссара ООН по правам человека, являющегося специализированным органом по защите прав человека.
К специализированным органам по правам человека следует прежде всего отнести Комиссию ООН по правам человека. Она была создана в 1946 г. в качестве вспомогательного органа ЭКОСОС. Комиссия, первоначально состоявшая из 18 членов, теперь насчитывает 53 члена, назначаемых ЭКОСОС согласно правилам географического распределения. Она проводит свои сессии (продолжительностью шесть недель) один раз в год. С 1990 г. имеет возможность созывать и специальные сессии при согласии большинства ее членов. Она представляет ежегодные доклады ЭКОСОС, который может вырабатывать инструкции или руководящие принципы для Комиссии.
Основные задачи Комиссии можно сформулировать следующим образом:
— выработка стандартных положений или инструментария прав человека. Именно Комиссия разработала Всеобщую декларацию прав человека (1948 г.) и Международные пакты о гражданских и политических и об экономических, социальных и культурных правах (1966 г.), которые были впоследствии приняты Генеральной Ассамблеей ООН;
— совершенствование прав человека, что выражается в улучшении существующих и принятии новых пактов, изобретении новых, более эффективных механизмов защиты прав человека;
— реагирование на массовые нарушения прав человека. В тех случаях, когда обнаружен рост и систематичность нарушений, Комиссия ООН по правам человека создает специальные группы для проверки фактов, составления отчетов и осуществляет публичную критику нарушений прав человека при помощи процедур «1235» и «1503», получивших такие названия от номеров соответствующих резолюций ЭКОСОС.14
В рамках ООН функционирует Комиссия по положению женщин. Первоначально, в феврале 1946 г., ЭКОСОС постановил учредить этот орган как одну из подкомиссий Комиссии по правам человека. Однако на своей второй сессии, в июне 1946 г., ЭКОСОС придал ему статус межправительственной комиссии, представляющей доклады непосредственно ему. Основной обязанностью Комиссии по положению женщин является «подготовка рекомендаций и докладов ЭКОСОС о защите прав женщин в политической, экономической, социальной и просветительской областях». Она также «дает рекомендации Совету по срочным проблемам». Согласно рекомендации, вынесенной Комиссией по положению женщин на ее первой сессии (1947 г.), ЭКОСОС расширил мандат Комиссии, включив в него поощрение гражданских прав женщин. Совет прямо заявил, что рекомендации по «срочным» проблемам, относящиеся к правам женщин, должны быть направлены на проведение в жизнь принципов равенства между мужчинами и женщинами и что Комиссия должна предложить способы выполнения таких рекомендаций. Членами Комиссии (в составе 45 чел.) являются правительственные эксперты; они избираются Советом согласно критериям географического представительства, аналогичным тем, которые регулируют избрание членов ЭКОСОС и Комиссии по правам человека. Сессии Комиссии до 2000 г. будут проводиться ежегодно, хотя с 1971 по 1989 г. проводились один раз в два года.
Наряду с комиссиями существуют и Подкомиссии по предупреждению дискриминации и защите меньшинств и свободе информации и печати, а также Комитеты.
Исследование деятельности Комитета ООН по правам человека и комитета ООН по экономическим, социальным и культурным правам, сходных по своему составу и полномочиям, созданных с целью помочь осуществлению требований, т.е. имплементации, международных пактов о гражданских и политических и об экономических, социальных и культурных правах, также дает достаточно полную картину международного контроля в области прав человека на универсальном уровне. Комитеты, состоящие из 18 экспертов, действующих в личном качестве, а не как представители государств, являются одними из наиболее авторитетных международных органов в области прав человека.15 При избрании обоих Комитетов участники голосования должны учитывать, что в каждый из них может входить не более чем по одному представителю от каждого государства и что их членский состав должен представлять различные формы цивилизации и основные юридические системы, а также отвечать принципу справедливого географического представительства. Комитеты собираются трижды в год на двухнедельные сессии. У каждого из них есть свои функции: так, Комитет по правам человека «изучает доклады государств, формулирует замечания общего порядка, рассматривает жалобы государств-участников (называемые сообщениями государств) и рассматривает жалобы отдельных лиц на государства-участники (называемые индивидуальными жалобами или сообщениями)».16 Функции Комитета по экономическим, социальным и культурным правам дублируют функции Комитета по правам человека, связанные с рассмотрением докладов и с выработкой замечаний общего характера, касающихся содержания прав, признаваемых в документе.
Еще одним важным органом защиты прав человека в рамках ООН является институт Верховного комиссара ООН по делам беженцев. Должность Верховного комиссара ООН по делам беженцев (далее — ВКООНДБ) была учреждена Генеральной Ассамблеей ООН в 1951 г. для защиты беженцев и обеспечения долгосрочных программ для решения их проблем.
Основной обязанностью ВКООНДБ является расширение международной защиты тех беженцев, которые не могут воспользоваться защитой своей страны. ВКООНДБ стремится решить проблемы с питанием, одеждой, а также гарантировать этим беженцам приют и получение официального статуса беженца в предоставившей приют стране. Краеугольным камнем международной защиты беженцев является общепризнанный принцип, запрещающий изгнание или насильственный возврат беженца в родную страну или место прошлого проживания, где он может быть подвергнут преследованиям. ВКООНДБ прилагает усилия по обеспечению гарантии лицам, претендующим на статус беженца, а также использует возможности предъявления обоснованных требований, которые должны быть рассмотрены, право пользования стандартами поведения, содержащимися в официальном инструментарии или в нормах международного права.
Официальный статус беженцев более подробно отражен в двух международных правовых актах — в Конвенции 1951 г., касающейся статуса беженцев, и в Протоколе к ней 1967 г. В этих документах указаны права и обязанности беженцев, а также положения по таким вопросам, как защита от выдачи, незаконного изгнания, приостановка прав на труд, общее образование и социальную помощь, собственность, право на обращение в суд, свободу передвижения. Исходя из вышеперечисленного беженцы должны пользоваться теми же правами, которыми пользуется коренное население.
Решение современных проблем беженцев возможно только при взаимодействии с международными и национальными органами. ВКООНДБ работает в тесном контакте с соответствующими органами ООН, Международной Продовольственной Программой, Программой Развития ООН, Детским Фондом ООН и т.д.
В 1954 и 1981 гг. ВКООНДБ был удостоен Нобелевской премии Мира, что, безусловно, говорит о важности этого института, большом объеме выполняемой им работы и объективной необходимости его функционирования.
К числу наиболее важных и значимых органов по защите прав человека необходимо отнести институт Верховного комиссара ООН по правам человека (далее — ВКООНПЧ). Этот пост был учрежден Генеральной Ассамблеей 20 декабря 1993 г. на 48-й сессии после острой дискуссии и обсуждения различных предложений.17 «Это решение, — отмечает В.А.Карташкин, — было результатом компромисса сторонников абсолютизации принципов государственного суверенитета и невмешательства во внутренние дела государств, с одной стороны, и тех, кто выступал за наделение Верховного комиссара по правам человека широкими полномочиями, — с другой».18
В принятой резолюции отмечается, что ВКООНПЧ назначается Генеральным секретарем ООН на четырехлетний срок, который может быть возобновлен только один раз, и является его заместителем.19 Он считается «должностным лицом ООН» и несет «под руководством и эгидой Генерального секретаря основную ответственность за деятельность ООН в области прав человека». Фактически же ВКООНПЧ, как подчеркивается в резолюции Генеральной Ассамблеи, осуществляет «общее руководство деятельностью Центра по правам человека». При ВКООНПЧ имеется небольшой аппарат квалифицированных экспертов, которые представляют различные географические районы мира и отвечают за определенные направления деятельности.
Мандат ВКООНПЧ распространяется на шесть общих областей, среди которых: поощрение и защита прав человека во всем мире; укрепление международного сотрудничества в области прав человека; налаживание диалога с правительствами с целью обеспечить уважение прав человека; координация усилий, предпринимаемых в данной области различными органами ООН; приспособление механизмов ООН к нынешним и будущим потребностям и контроль за деятельностью Центра по правам человека.
Согласно резолюции Генеральной Ассамблеи ВКООНПЧ, непосредственно подчиняясь Генеральному секретарю ООН, должен отчитываться перед Комиссией по правам человека, а через ЭКОСОС — перед Генеральной Ассамблеей. Его ежегодный доклад этим органам с подробным изложением состояния дел в области защиты прав человека как в мире в целом, так и в отдельных странах должен сопровождаться описанием конкретных проблем, принятых мер, предложенных рекомендаций и реакции на них соответствующих правительств.
Среди институтов в рамках ООН, занимающихся защитой прав человека, следует отметить и уже упомянутый Центр ООН по правам человека: с 1982 г. он является главным инструментом ООН в области прав человека. Среди его основных функций — оказание помощи в области прав человека Генеральной Ассамблее и ее Третьему комитету, ЭКОСОС, Комиссии по правам человека, Подкомиссии по предупреждению дискриминации и защите меньшинств, Комиссии по ликвидации расовой дискриминации, Комитету против пыток и комитету по правам ребенка. Кроме того, Центр составляет доклады о реализации международных актов по правам человека.
Международную систему защиты прав человека, рассмотренную выше в рамках ООН, существенно развивают и дополняют региональная и национальная системы. На региональном уровне действуют только американская, африканская и европейская системы защиты прав человека, других пока еще нет или они находятся на стадии формирования.
Согласно ст. 52—53 Устава ООН региональные системы должны были создаваться для мирного разрешения «местных споров», а также для применения принудительных мер под руководством Совета Безопасности.
с точки зрения интеграционных процессов Европейский континент значительно обогнал другие континенты, в том числе и в области создания современной системы защиты прав человека. Поэтому наиболее логичным представляется рассмотрение региональных систем защиты прав человека именно на примере Европы. Существующую в Европе систему защиты прав человека можно считать своеобразным эталоном. Она сформировалась в рамках Совета Европы — старейшей региональной организации; 5 мая 1949 г. — день подписания десятью западноевропейскими государствами Устава Совета Европы – считается датой образования первой межгосударственной организации регионального характера, положившей в основу своей деятельности защиту прав человека.20
Двумя важнейшими органами Совета Европы являются Комитет министров, включающий министров иностранных дел государств-членов, и Парламентская ассамблея, представляющая национальные парламенты. Основная форма нормотворческой деятельности Совета Европы — создание конвенций и соглашений, главными из которых считают Европейскую конвенцию о защите прав человека и основных свобод и Европейскую социальную хартию.21 Конвенция была принята 4 ноября 1950 г. в Риме 15 членами Комитета министров Совета Европы и вступила в силу 3 сентября 1953 г. Этот документ был первым международным договором на региональном уровне, трансформировавшим принципы, провозглашенные Всеобщей декларацией прав человека 1948 г., в конкретные юридические обязательства. Однако ценность конвенции состоит не в зафиксированных правах, а в созданных механизмах их имплементации. На основании этой Конвенции были образованы два органа — Европейская комиссия по правам человека и Европейский суд по правам человека, которые наделены полномочиями по рассмотрению жалоб как государств, так и отдельных лиц. Жалобы рассматриваются в том случае, если государство, против которого они поданы, признало компетенцию Комиссии (ст.25). В настоящее время все члены Совета Европы признали компетенцию не только Комиссии, но и Суда.
Механизм рассмотрения жалоб, поданных в Комиссию, довольно сложен, так как они при определенных обстоятельствах могут быть объявлены неприемлемыми. Если жалоба приемлема, Комиссия приступает к ее рассмотрению по существу в присутствии заинтересованных сторон и в случае необходимости может проводить расследование, для эффективного осуществления которого заинтересованные государства должны обеспечить все необходимые условия, предварительно обменявшись мнениями по этому вопросу с Комиссией. В то же время Комиссия предоставляет возможность для примирения и разрешения спора в духе уважения прав человека. При мирном урегулировании спора Комиссия составляет доклад, который направляется заинтересованным государствам, Комитету министров и Генеральному секретарю Совета Европы для его публикации. Содержание доклада ограничивается кратким изложением фактов и принятого решения. Если такое решение не достигнуто, Комиссия направляет Комитету министров Совета Европы доклад, содержащий ее заключение по вопросу о нарушении Конвенции, а также рекомендации. После получения доклада Комиссии Комитет министров первоначально решает вопрос о том, была ли нарушена Конвенция (п. 1 ст. 32). В случае нарушения он обязывает соответствующее государство принять в течение определенного срока меры, предписанные ему решением Комитета. По истечении этого периода в случае невыполнения государством вынесенных предписаний Комитет решает вопрос о том, какие дополнительные меры должны быть приняты для выполнения его первоначального решения. Это решение Комитета принимается большинством в две трети голосов его членов (п. 3 ст. 32). Комитет министров рассматривает жалобы лишь в том случае, если они не были переданы в Европейский суд по правам человека. Дела эти в Суд передаются как Комиссией по правам человека, так и государством-участником.
Европейский суд представляет собой второй базовый элемент контрольного механизма, созданный в рамках Совета Европы Конвенцией о защите прав человека и основных свобод в сентябре 1958 г. Число судей в Европейском суде должно соответствовать числу членов Совета Европы, а не числу государств — членов Конвенции. Члены Суда избираются на девять лет (и могут быть переизбраны) Парламентской Ассамблеей большинством голосов из списка кандидатов, представленных государствами — членами Совета Европы. Каждое государство имеет право включить в список трех кандидатов, из них не менее двух должны быть ее гражданами. Руководство работой Суда осуществляется избранными им на три года Председателем и его заместителем. Для рассмотрения дел Суд образует палату из семи судей, в число которых обязательно должен входить судья, представляющий заинтересованное государство; остальные определяются жребием.22
Компетенция Суда распространяется на дела, касающиеся толкования и применения Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод и переданные на его рассмотрение или государствами — участниками Конвенции или Комиссией. Суд правомочен принять дело только после того, как Комиссия не смогла достичь урегулирования спора, и по истечении трех месяцев, необходимых для разбирательства дела Комитетом министров.
Если Суд заявит, что принятое национальными властями решение или меры полностью или частично противоречат обязательствам, вытекающим для данного государства из Конвенции, и если внутреннее право не может должным образом устранить последствия вышеозначенного решения или принятых мер, то Суд удовлетворяет иск потерпевшей стороны. Решение Суда является окончательным и обжалованию не подлежит; оно передается Комитету министров, который наблюдает за его исполнением.
Еще одним важным элементом в европейской региональной системе защиты прав человека является хельсинский процесс, в основе которого лежит Совещание по безопасности и сотрудничеству в Европе (СБСЕ). СБСЕ объединяет все государства Западной Европы, а также США и Канаду. Начало работы этой европейской региональной организации было положено в Хельсинки 3 июля 1973 г. В 1975 г. в Хельсинки был подписан Заключительный акт, ознаменовавший завершение важного этапа работы организации. Значительное место в упомянутом документе занимают проблемы прав человека и гуманитарного сотрудничества. В нем также были определены основные направления и конкретные формы сотрудничества государств в различных областях, относящихся к правам человека, включая образование, культуру, информацию, контакты между людьми. «Он является той основой, — отмечает В.А. Карташкин, — на которой вот уже много лет развивается плодотворное сотрудничество государств Европы, США и Канады в области прав человека».23
СБСЕ является постоянно действующим региональным органом, прошедшим несколько этапов в своем развитии и создавшим целый ряд нормативных актов и механизмов защиты прав человека. Так, на Общеевропейской встрече в верхах в Париже (1990 г.), а также на встречах представителей государств — участников СБСЕ, состоявшихся в Белграде (1977—1978 гг.), Мадриде (1980—1983 гг.), Вене (1986—1989 гг.), Копенгагене (1990 г.), Москве (1991 г.) и т. д., были разработаны и приняты конкретные решения по развитию сотрудничества европейских государств в сфере прав человека.
В феврале 1987 г. произошло важное событие в деятельности СБСЕ: именно тогда на Общеевропейской встрече в Вене 17 западных стран приняли предложение (названное «трехступенчатой ракетой») о создании многоступенчатого постоянно действующего механизма контроля за выполнением уже достигнутых договоренностей в области прав человека и контактов между людьми.
Первоначально государствам-участникам, неправительственным организациям и отдельным лицам предоставлялось право обращения с запросами к любому правительству по поводу нарушения основных прав и свобод человека. На второй стадии предусматривалось проведение специального совещания СБСЕ в целях оценки функционирования этой процедуры. На третьей — предполагался созыв общеевропейской конференции по правам человека.24 Полезность предпринятых шагов подтвердили последующие форумы, в частности Московское совещание конференции по человеческому измерению СБСЕ в 1991 г.
Московское совещание является лишь частью общеевропейских интеграционных процессов. «В перспективе, по-видимому, — отмечает В.А.Карташкин, — возможно и объединение существующих в Европе региональных органов в единую организацию, в которую войдут все государства Европейского континента… Глубинные различия в западноевропейских и восточноевропейских государствах стали стираться. Постепенно зреют политические предпосылки интеграции всей Европы, что неизбежно приведет к созданию единого европейского правового пространства».25 Мнение В.А.Карташкина можно подтвердить вступлением в Совет Европы практически всех восточноевропейских государств (Россия вступила в Совет Европы 39-м членом в феврале 1996 г.), созданием единой евровалюты и т. д.
В отличие от Европы степень интеграции других континентов значительно ниже. Тем не менее там тоже были созданы свои системы защиты прав человека, хотя во многом скопированные с европейской системы.
Межамериканская система защиты прав человека была создана в рамках Организации американских государств (ОАГ). В Боготе в мае 1948 г. на Девятой международной конференции американских государств был принят Устав, в преамбуле которого подчеркнуто, что исторической «миссией Америки является предоставление человеку земли и свободы, а также окружающей среды, способствующей развитию личности и ее устремлений». Что же касается Американской декларации прав и обязанностей человека, то она была принята на той же конференции, предшествуя, таким образом, Всеобщей декларации прав человека более чем на полгода. 20 ноября 1969 г. на Межамериканской дипломатической конференции в Коста-Рике была принята американская конвенция по правам человека, которую подписали 12 из 19 латиноамериканских государств, участвовавших в конференции. Удивляет, что среди стран, не подписавших Конвенцию, оказались США — традиционный лидер в создании и организации международно-правовых институтов. Только почти через 10 лет, в 1978 г., Конвенция вступила в силу, так как лишь по истечении этого срока ее ратифицировали 11 государств. Согласно американской конвенции по правам человека полномочия по контролю за выполнением обязательств, взятых государствами-участниками, возложены на Межамериканскую комиссию (1960 г.) и Межамериканский суд по правам человека (1978 г.). Их функции во многом заимствованы из Европейской конвенции.
Африканская региональная система защиты прав человека была основана в 1981 г., когда Африканская ассамблея глав государств и правительств приняла Хартию прав человека и прав народов (вступила в силу в 1986 г.). В этом документе на первый план выдвигаются вопросы самоопределения, борьбы с колониализмом, с иностранным господством, вопросы социально-экономического и культурного развития, осуществления суверенных прав над природными богатствами и ресурсами и т. д. Хартия предусмотрела создание только Комиссии прав человека и народов. Она состоит из 11 экспертов, действующих в личном качестве.26 Функции Комиссии четко не определены, тем не менее потенциально они очень широки, а некоторые из них можно сравнить с функциями Комиссии по правам человека ООН. Она может получать информацию как от государственных, так и от негосударственных организаций и частных лиц. Но это не позволяет ей взаимодействовать с последними, исключая те случаи, когда они пытаются предотвратить серию серьезных массовых нарушений прав человека (ст. 58). По поручению Ассамблеи Комиссия проводит расследование таких случаев и представляет ей свой доклад с выводами и рекомендациями. Все сообщения рассматриваются конфиденциально до тех пор, пока Ассамблея глав государств и правительств не примет иного решения. Сообщения, свидетельствующие об отдельных нарушениях прав и свобод человека, Комиссия не принимает. таким образом, по состоянию на сегодняшний день африканская система не дает таких возможностей жертвам нарушений прав человека, как европейская и американская.
Современную систему защиты прав и свобод человека невозможно представить без национального уровня. В последние годы многие страны стали участниками основных договоров по правам человека, которые влекут за собой правовые обязательства по их осуществлению на международном уровне. Практическая задача защиты прав человека является прежде всего национальной, и ответственность за ее решение должно нести каждое государство. На национальном уровне защита прав может быть наилучшим образом обеспечена с помощью соответствующих законодательств, независимой судебной власти, а также создания демократических правовых институтов.
Ратифицировав тот или иной договор в области прав человека, государства включают его положения непосредственно в свое внутреннее законодательство или обязуются выполнять содержащиеся в нем обязательства иным путем. Поэтому общепризнанные стандарты и нормы в области прав человека находят сегодня отражение во внутренних законодательствах большинства стран. Однако наличия закона о защите конкретных прав далеко не всегда достаточно, если он не обеспечивает наличия правовых механизмов для действенной реализации данных прав. Проблема эффективной их реализации на национальном уровне вызывает в современном мире, особенно в последнее время, немалый интерес и побуждает государства к конкретным действиям. Появление или возрождение демократических форм правления во многих странах подчеркивают значение этих механизмов для обеспечения правовых и политических основ, составляющих фундамент прав человека.
Таким образом, становится все более очевидным, что результативное осуществление прав человека требует создания национальных структур их защиты. В последние годы во многих странах были созданы органы (учреждения), на которые возложена конкретная функция защиты прав человека.
Вопрос о национальных органах по правам человека впервые обсуждался ЭКОСОС в 1946 г. в качестве «задачи, к выполнению которой должны стремиться все народы и все государства». На второй сессии в 1946 г. ЭКОСОС предложил государствам-членам рассмотреть вопрос о желательности учреждения информационных групп или местных комитетов по правам человека в пределах своих стран для сотрудничества в развитии деятельности Комиссии по правам человека. По мере активизации нормотворческой деятельности в области прав человека в 60—70-х годах дискуссии по вопросам национальных органов все в большей степени концентрировались на определении путей, с помощью которых эти учреждения могли бы содействовать эффективной реализации указанных международных норм.
в Женеве 18—29 сентября 1978 г. проходил семинар по национальным и местным учреждениям, занимающимся защитой прав человека, с целью выработки руководящих принципов в отношении структуры и функционирования национальных учреждений. Он принял ряд руководящих принципов, согласно которым национальные учреждения должны выполнять следующие функции:
— «действовать в качестве источника информации о правах человека для правительства и народа всей страны;
— оказывать помощь в просвещении общественности и содействии осознанию и уважению ею прав человека;
— рассматривать, обсуждать и давать рекомендации в отношении положения какого-либо конкретного дела, которое может сложиться в той или иной стране и рассмотрение которого правительство может передать им;
— консультировать по любым вопросам, касающимся прав человека, предписываемым им правительствами;
— изучать и следить за состоянием законодательства, судебными решениями и административными распоряжениями, направленными на поощрение прав человека, а также готовить доклады по этим вопросам для соответствующих органов;
— выполнять любые функции, которыми правительства могут наделить их в связи с обязательствами данного государства по тем международным соглашениям в области прав человека, участниками которых они являются».27
Что касается структуры таких органов, то руководящие принципы предусматривали рекомендации, согласно которым они должны:
— «в своем составе отражать широкие слои общественности, вовлекая тем самым различные слои населения в процесс принятия решения в отношении прав человека;
— функционировать регулярно при обеспечении беспрепятственного доступа к ним любого члена общества или представителя государственного органа;
— в соответствующих случаях иметь местные или региональные консультативные органы для оказания им помощи в осуществлении своих функций».28
Функционирование национальной системы защиты прав человека можно рассмотреть на примере России, которая начиная с 90-х годов идет по пути создания и совершенствования законодательной базы и правовых механизмов защиты прав человека. в данной области в России не все проблемы еще решены, так как прошло мало времени и сама социально-политическая и экономическая ситуация в стране в силу целого ряда факторов достаточно непроста.
Однако следует отметить и значительные успехи: Россия присоединилась к подавляющему большинству международных договоров и пактов в области прав человека, является членом практически всех международных организаций, провозгласивших защиту прав человека в качестве главной цели, и, наконец, в течение последних десяти лет в стране создана своя национальная система защиты прав человека, отвечающая мировым стандартам. Сначала была создана законодательная база, включающая в себя прежде всего Конституцию РФ, вызвавшую изменения почти во всех отраслевых законодательствах в плане закрепления прав и свобод человека, а также Декларацию прав и свобод человека и гражданина 1991 г.
В новой Конституции РФ можно увидеть целый ряд принципиальных различий, касающихся конституционных прав и свобод, по сравнению с теми положениями, которые были закреплены в предшествующих конституциях. К.Ф. Шеремет выделяет шесть отличительных черт: «Во-первых, совершенно по-иному определена роль института прав и свобод человека в обществе и государстве. В ст. 2 Конституции установлено, что человек, его права и свободы являются высшей ценностью, а обязанность государства составляют признание, соблюдение и защита прав и свобод. При этом новая Конституция отказалась от абсолютного приоритета прав и интересов государства по отношению к правам и интересам личности. Во-вторых, права и свободы получили новое теоретико-правовое обоснование: отвергается их трактовка как исключительно дарованных государством, права и свободы человека признаются неотчуждаемыми и принадлежащими каждому от рождения. В-третьих, новая Конституция содержит иную систему прав и свобод, отвечающую сложившимся международным стандартам их классификации во Всеобщей декларации прав человека, Международных пактах о гражданских, политических, социальных, экономических и культурных правах, на первое место выдвинуты личные права и свободы: право на жизнь, достоинство личности, личная неприкосновенность, неприкосновенность жилища, свобода передвижения, свобода мысли и слова. Это не умаляет экономических и культурных прав, но служит необходимой предпосылкой их полной реализации. В-четвертых, существенно расширена связь национального законодательства о правах и свободах с международным правом: общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры объявлены составной частью правовой системы России (п.4 ст.15). В-пятых, новый Основной Закон формулирует конституционно-правовые принципы реализации прав и свобод. Они касаются как действий государства, так и поведения граждан. Принципы, которые обязано соблюдать и обеспечивать государство, весьма значительны: права и свободы гражданина являются непосредственно действующими; не должны издаваться законы, отменяющие или ущемляющие установленные права и свободы; они могут быть ограничены только законом; нормативные акты, затрагивающие права, свободы и обязанности гражданина, подлежат обязательному опубликованию. Неукоснительным является принцип: осуществление прав и свобод не должно нарушать права и свободы других лиц. В-шестых, современное конституционное регулирование прав и свобод отличается широкими возможностями использовать юридические средства защиты: судебной, обжалованием не только действий и актов, но и бездействия; право выбора юридического средства защиты; институт Парламентского уполномоченного по правам человека; право обращения в международные органы. Предстоящее вступление России в Совет Европы и присоединение к Европейской конвенции о защите прав и основных свобод 1950 г., признание компетенции Европейской комиссии по правам человека и юрисдикции Европейского суда по правам человека расширит международные гарантии и правовые возможности защиты прав человека и гражданина».29
Еще одним основополагающим актом в области прав человека является Декларация прав и свобод человека и гражданина, принятая Верховным Советом РФ 22 ноября 1991 г.,30 во имя утверждения прав и свобод человека, его чести и достоинства как высшей ценности общества и государства.
«В декларации, — отмечает Б.С.Эбзеев, — предпринята прямая позитивная разработка проблемы прав и свобод человека. Речь при этом идет о нечто большем, чем развитие и углубление прав человека или их обогащение с учетом общедемократических течений общественной мысли; категория прав человека выступает в качестве сердцевины идеологии и практики демократического переустройства общества. Это не просто подтверждение развивавшейся ранее концепции прав человека, а новое по существу концептуальное решение проблемы взаимоотношений личности и государства, придающее проблеме прав человека современный характер».31 Права человека являются выражением целей, ценностей и интересов, присущих не отдельным социальным слоям или классам, а всему обществу. Это положение представляется актуальным, так как в недавнем прошлом в советской государственно-правовой теории акцент делался не на ценностях, присущих всему обществу, а на пролетарско-классовом подходе к объяснению сущности прав личности.32
Декларация базируется на признании естественных и неотъемлемых прав человека, которые не могут нарушаться государством в принимаемых им законах и порождают обязательства для законодательной, исполнительной и судебной власти как непосредственно действующее право. основами декларации являются признание равенства всех перед законом и судом; запрет под страхом ответственности по закону всякой дискриминации; последовательная гуманизация общественных отношений и утверждение человеческого измерения как главного критерия конституционности государственной деятельности; усиление юридических гарантий прав и свобод, закрепленных в Декларации и других законодательных актах. Важной характеристикой декларации является то, что она сама основывается на международных стандартах и предусматривает осуществление прав и свобод человека и гражданина на уровне признанных международным обществом норм и принципов. Это обусловлено прежде всего интернационализацией прав человека, которые не являются только внутренним делом суверенных государств, а становятся в современных условиях предметом заботы международного сообщества.
Закрепленные в Конституции РФ и российской Декларации прав и свобод человека и гражданина международно признанные нормы и принципы в области прав человека побудили государство к созданию механизмов и органов, которые обеспечивали бы их безусловную реализацию. Прежде всего была создана Комиссия по правам человека при Президенте РФ, утвержденная Указом Президента РФ «О Комиссии по правам человека при Президенте РФ»33 от 26 сентября 1993 г. и действующая в соответствии с Указом Президента РФ «Об обеспечении деятельности Комиссии по правам человека при Президенте РФ» от 1 ноября 1993 г.,34 а также на основе Положения, которое, в частности, устанавливает ее основные задачи по соблюдению прав и свобод человека в России, защите прав и покровительству гражданам России, находящимся за ее пределами, укреплению международного сотрудничества в этой области.
Особенностью правовых механизмов защиты прав человека в России является одновременное функционирование Комиссии по правам человека и Парламентского уполномоченного по правам человека. Учреждение последнего в ранге депутата парламента было предусмотрено ст. 40 Декларации прав и свобод человека и гражданина,35 пунктом «д» ст. 103 Конституции и Законом «О Парламентском уполномоченном по правам человека РФ».
институт Парламентского уполномоченного создается для защиты прав отдельных лиц, которые считают себя жертвами несправедливых действий со стороны государственной власти. Главная функция этого института заключается в том, чтобы следить за справедливостью и законностью действий органов государственной власти. Соответственно Парламентский уполномоченный выступает в качестве беспристрастного посредника между пострадавшими гражданами и правительством.
Комиссия, в отличие от Уполномоченного, обычно в большей степени занимается вопросами нарушений прав человека, особенно проблемой дискриминации. В этом отношении в Комиссии по правам человека нередко предпринимаются расследования действий юридических и физических лиц, а также правительства. Однако, как показывает мировая практика, такие различия начинают все больше и больше стираться, поскольку омбудсмены (уполномоченные) вовлекаются в широкий круг деятельности по поощрению и защите прав человека.
В России их функции разграничиваются. Как сказано в Федеральной программе действий в области прав человека (проект), Комиссия «должна существенно изменить свои функции после принятия Закона и создания института Уполномоченного по правам человека. Рассмотрение индивидуальных жалоб и проведение расследований должны быть отнесены к компетенции Уполномоченного по правам человека. Соответственно Комиссия должна претерпеть существенную реорганизацию и стать консультативно-координационным органом при Президенте Российской Федерации. К задачам Комиссии следует отнести:
— консультирование Президента РФ и структурных подразделений Администрации Президента по вопросам прав человека;
— подготовку инициатив Президента РФ в области прав и свобод личности;
— подготовку заключений по принятым Государственной Думой и направленным на подпись Президенту законам, затрагивающим права человека;
— участие совместно с другими ведомствами в выработке позиции Российской Федерации в области прав человека».36
Дополнительную поддержку осуществлению международных норм в области прав человека на национальном уровне оказывают соответствующие общественные неправительственные организации, которые возникли и официально действуют в России. Например, центр «Мемориал», Московская Хельсинкская группа, Центр содействия реформе уголовного правосудия, Проектная группа по правам человека, фонд «Право матери» и другие помогают конкретным лицам, занимаются просветительской деятельностью, оказывают большое влияние на формирование общественного мнения в стране и за рубежом, а также на государственную политику в сфере прав человека. Неправительственные организации уже в силу своего характера обладают свободой выражения мнений, гибкостью действий и свободой передвижения, что в определенных условиях позволяет им осуществлять задачи, которые не способны решить (возможно, даже не пытаются это сделать) правительства и межправительственные организации.
Такова в общих чертах современная система защиты прав человека. необходимо подчеркнуть, что она, как и само право, представляет собой не раз и навсегда установившуюся структуру, а живой, постоянно эволюционизирующий организм. Следовательно, по прошествии некоего отрезка времени мы увидим более совершенную, как и само общество, систему защиты прав человека, этапом (каким — покажет время) в развитии которой станет ныне функционирующая система.
** Кандидат исторических наук, доцент Санкт-Петербургского университета МВД России.
1 Пяткина С.А. К истокам теории и практики прав человека в их развитии до антифеодальных революций // Права человека. История, теория и практика: Учебное пособие / Отв. ред. Б.Л. Назаров. М., 1995. С. 66.
2 Гроций Гуго. О праве войны и мира. М., 1950. С. 45; История политических и правовых учений: Учебник / Под ред. В.С. Нерсесянца. М., 1996. С. 238.
3 Руссо Ж.Ж. Об общественном договоре, или Принципы политического права: Трактаты. М., 1969.
4 Локк Д. Два трактата о правительстве. Соч.: в 2 т. Т.2. М., 1967. С.173.
5 Хрестоматия по истории государства и права зарубежных стран / Под ред. З.М. Черниловского. М., 1984. С. 182.
6 Подробный анализ французской Декларации прав человека и гражданина 1789 г. в ее исторической ретроспективе см.: Даниленко В.Н. Декларация прав и реальность. К 200-летию Декларации прав человека и гражданина. М., 1989.
7 Бутрос-Гали Б. Организация Объединенных Наций и права человека. ООН, 1995. С. 10—11.
8 Там же. С. 11.
9 Текст Всеобщей декларации см.: Права человека: Сборник универсальных и региональных международных документов / Сост. Л.Н. Шестаков. М., 1990. С.28—34.
10 Текст Международных пактов о гражданских и политических и об экономических, социальных и культурных правах см.: Там же. С. 34—66.
11 Такая классификация приводится в работе бывшего Генерального секретаря ООН Бутроса Бутрос-Гали «Организация Объединенных Наций и права человека».
12 Права человека: Сборник универсальных и региональных международных документов. С. 27.
13 Бутрос-Гали Б. Организация Объединенных Наций и права человека. С. 17.
14 International protection of human rights. Strasburg, 1989. P. 29.
15 Мюллерсон Р.А. Права человека: идеи, нормы, реальность. М., 1991. С. 95.
16 Бутрос-Гали Б. Организация Объединенных Наций и права человека. С. 64.
17 Подробнее см.: Тихонов А.А. Верховный комиссар ООН по правам человека // Московский журнал международного права. 1995. № 1.
18 Карташкин В.А. Права человека в международном и внутригосударственном праве. М., 1995. С. 65.
19 Российский бюллетень по правам человека. Вып. 2. М., 1994. С. 139.
20 Тихонов А.А. Совет Европы и права человека // Советское государство и право. 1990. № 6. С. 121.
21 Текст Европейской конвенции и Европейской социальной хартии см.: Права человека: Сборник универсальных и региональных международных документов. С. 85—137.
22 Тихонов А.А. Совет Европы и права человека. С.126.
23 Карташкин В.А. Региональное сотрудничество в области прав человека // Общая теория прав человека. М., 1996. С. 483.
24 Карташкин В.А. Права человека в международном и внутригосударственном праве. С. 92—93.
25 Там же. С. 94.
26 International protection of human rights. P. 31.
27 Национальные учреждения по правам человека. ООН. Нью-Йорк; Женева, 1995. С. 22.
28 Там же. С. 23.
29 Шеремет К.Ф. Новая Конституция России и права человека // Государство и право. 1994. № 11. С. 81—82.
30 Текст Декларации см.: Преступление и наказание. 1992. № 4. С. 2—5.
31 Эбзеев Б.С. Конституция. Демократия. Права человека. М., 1992. С. 155.
32 См., напр.: Марксистско-ленинская концепция прав человека и современная идеологическая борьба // Советское государство и право. 1980. № 7. С. 7.
33 Собрание актов Президента и Правительства РФ. 1993. № 40. С. 4089—4090.
34 Там же. № 45; Права человека в России — международное измерение: Сб. документов. Вып. 1. М., 1995. С. 14.
35 Текст Декларации и комментарии к ней см.: Эбзеев Б.С. Конституция. Демократия. Права человека. С. 155—165.
36 Права человека в России — международное измерение. С. 261.



ОГЛАВЛЕНИЕ