ОГЛАВЛЕНИЕ

Международная организация труда и международное трудовое право (к 80-летнему юбилею МОТ)
№ 3
02.08.1999
Кривой В.И.
В этом году исполняется 80 лет Международной организации труда (МОТ) — одной из старейших международных организаций. Она была создана в 1919 г. в соответствии с Версальским мирным договором, заключенным после первой мировой войны. В 1946 г. МОТ стала на основе специального соглашения первым специализированным учреждением ООН.
В настоящее время членами МОТ состоят более 170 государств, в которых проживает 98 % населения мира. МОТ является уникальной всемирной организацией в том смысле, что в ее работе с самого начала принимают участие не только представители правительств, как происходит в обычных международных организациях, но и представители трудящихся и предпринимателей, причем все они обладают одинаковым правом голоса. Впоследствии этот организационный принцип воплотился в целую систему социального партнерства (трипартизма) не только на международном уровне, но и в национальном законодательстве и практике.
Главная цель деятельности МОТ сформулирована в преамбуле к ее Уставу — обеспечение всеобщего и прочного мира на основе социальной справедливости. Она опирается на понимание того, что условия труда, влекущие за собой несправедливость, нужду и лишения для большого числа людей, порождают такое недовольство, которое подвергает опасности мир и согласие во всем мире. Такой вывод был сделан и с учетом революционных потрясений, произошедших, в частности, в 1917–1918 гг. в России и Германии, где основной движущей силой выступал рабочий класс, доведенный до нужды и отчаяния несправедливой социальной политикой и трудовым законодательством.
В дальнейшем главная цель МОТ была детализирована с учетом новых тенденций и явлений, появившихся в трудовых отношениях, в Филадельфийской декларации 1944 г. «О целях и задачах Международной организации труда», вошедшей в качестве приложения к Уставу МОТ, и Декларации 1998 г. «Об основных принципах и правах в сфере труда и их развитии».
Важнейшей функцией МОТ является принятие конвенций и рекомендаций, предназначенных реализовывать цель, поставленную перед данной организацией. Конвенции налагают на государства-члены, которые ратифицировали их, прямые обязательства по исполнению и претворению в жизнь соответствующих норм, в то время как рекомендации представляют собой ориентиры для национальной политики, законодательства и практики. Со времени основания МОТ было принято свыше 370 конвенций и рекомендаций, в том числе 181 конвенция, которые и образовали основу современного международного трудового права. Из них на сегодняшний день Россией ратифицировано 55, а Беларусью — 45 конвенций, причем 40 из них ратифицированы и тем и другим государством.
В этих документах закреплены и развиты многие трудо-правовые принципы и нормы, без которых сегодня уже не мыслится национальное законодательство любого государства. В качестве важнейших получили всеобщее признание такие основополагающие принципы международного трудового права, как свобода труда и недопустимость его принудительности; содействие занятости; равенство возможностей и обращения в сфере труда, включая недопустимость дискриминации; создание справедливых и благоприятных условий труда; свобода объединения; социальное партнерство.
В советские времена вопросам международного трудового права по разным причинам не уделялось серьезного внимания. Достаточно сказать, что в основных учебниках того периода вообще отсутствовали главы либо разделы о международном трудовом праве как о реальном явлении мировой жизни.1 Лишь одно очень краткое учебное пособие представляло этот предмет.2 Между тем и Советский Союз, и Белорусская ССР состояли членами МОТ и ратифицировали несколько десятков ее конвенций.
В научной литературе вопросы международно-правового регулирования труда изредка поднимались, но они почти исчерпывались публикациями Э. М. Аметистова и С. А. Иванова.3
Причем поднимаемые проблемы находились «как бы в исключительной компетенции» международников — трудовиков, а не внутригосударственников, которые в принципе в любой стране и определяют идеологию (концепцию, стратегию) соответствующего направления общественной жизни.
Две основные причины лежали в основе этого. Во-первых, господство в советской науке и законодательстве принципа примата внутригосударственного права над правом международным,4 а во-вторых, оценка деятельности МОТ как инструмента «в руках правых социалистов, социал-демократов и профсоюзных лидеров, а также правящих кругов капиталистических государств для реализации реформистской идеи сотрудничества труда и капитала, призванной отвлечь трудящихся от классовой борьбы за свои интересы»,5 и мнение, что «международное регулирование труда никогда не являлось причиной серьезных изменений условий жизни и труда; такой причиной в конечном итоге всегда были и остаются внутренние национальные факторы (классовая борьба пролетариата, экономическая необходимость и т. д.)».6
По данному поводу А. С. Пашков писал: «Долгое время наша страна была отделена от государств Запада железным занавесом, при котором обмен опытом государственного и хозяйственного строительства почти исключался... Хотя СССР в лице правительства и профсоюзов являлся членом МОТ и даже ратифицировал некоторые международно-правовые акты о труде, в национальном законодательстве это находило слабое отражение. Сейчас ставится задача согласовать трудовое законодательство с международными нормами о труде и тем самым использовать достижения мировой науки и практики в правовом регулировании трудовых отношении в нашей стране».7
Реальный интерес к международному трудовому праву в науке как российского, так и белорусского трудового права возник по сути только после принятия в России 22 ноября 1991 г. Декларации прав и свобод человека и гражданина и конституций Российской Федерации и Республики Беларусь, провозгласивших приоритет международных норм о правах человека перед национальным законодательством. В Беларуси этот принцип нашел непосредственное отражение в ст. 4 КЗоТ, в которой регламентировано, что «если международным договором (соглашением, конвенцией), в котором участвует Республика Беларусь, установлены иные правила по сравнению с предусмотренными в ее законодательстве о труде, то применяются правила этого договора (соглашения, конвенции)».
С 1993 г. почти во всех учебниках, выходящих в России и Республике Беларусь (первым был учебник «Трудовое право России» под ред. А. С. Пашкова, изданный в Санкт-Петербурге, где раздел о международном трудовом праве написал О. В. Смирнов), стали находить отражение вопросы международно-правового регулирования труда,8 вышло и специальное учебное пособие, подготовленное И. Я. Киселевым.9 Международные трудо-правовые нормы получили также широкое использование в научных работах и законопроектной деятельности, началось их применение исполнительно-распорядительными и судебными органами, прежде всего конституционными.
Таким образом, назрела ситуация, которая требует глубокого теоретического и прикладного анализа проблем международного трудового права, включая определение его понятия, роли и места как в системе международного публичного, так и национального трудового права.

От редакции. Учитывая большое значение международных трудовых стандартов в совершенствовании регулирования трудовых и связанных с ними отношений и в ознаменование 80-летнего юбилея Международной организации труда, публикуем перечень соответствующих конвенций и рекомендаций, ратифицированных Российской Федерацией и Республикой Беларусь.
В ближайших номерах журнала планируется поместить серию публикаций о различных проблемах международного трудового права. Приглашаем к участию заинтересованных ученых и специалистов.
ПЕРЕЧЕНЬ КОНВЕНЦИЙ,
ратифицированных Республикой Беларусь и Российской Федерацией
(на 14 февраля 1999 г.)**
Конвенции, ратифицированные Республикой Беларусь и Российской Федерацией
 10  1921 г.  о минимальном возрасте допуска детей на работу в сельском      хозяйстве;
 11  1921 г.  о праве на организацию и объединение трудящихся в сельском
   хозяйстве;
 14  1921 г.  о еженедельном отдыхе в промышленности;
 15  1921 г.  о минимальном возрасте допуска подростков в качестве грузчиков
   угля или кочегаров во флоте;
 16  1921 г.  о медицинском освидетельствовании подростков на борту судов;
 27  1929 г.  об указании веса грузов, перевозимых на судах;
 29  1930 г.  о принудительном труде;
 32  1932 г.  о защите докеров от несчастных случаев;
 45  1935 г.  о применении труда женщин на подземных работах;
 47  1935 г.  о сорокачасовой рабочей неделе;
 52  1936 г.  о ежегодных оплачиваемых отпусках;
 58  1937 г.  о минимальном возрасте допуска детей на работу в море;
 59  1937 г.  о минимальном возрасте приема детей на работу в промышленности;
 60  1937 г.  о минимальном возрасте приема детей на непромышленные работы;
 77  1946 г.  о медицинском освидетельствовании подростков в промышленности;
 78  1946 г.  о медицинском освидетельствовании подростков на непромыш-
   ленных работах;
 79  1946 г.  о ночном труде подростков на непромышленных работах;
 81  1947 г.  об инспекции труда в промышленности и торговле;
 87  1948 г.  о свободе объединения и защите права на организацию трудя-
   щихся и предпринимателей;
 90  1948 г.  о ночном труде подростков в промышленности;
 95  1949 г.  об охране заработной платы;
 98  1949 г.  о праве на организацию и коллективные переговоры;
 100  1951 г.  о равном вознаграждении мужчин и женщин за труд равной
   ценности;
 103  1952 г.  об охране материнства;
 105  1957 г.  о принудительном труде;
 106  1957 г.  о еженедельном отдыхе в торговле и учреждениях;
 108  1958 г.  об удостоверении личности моряков;
 111  1958 г.  о дискриминации в области труда и занятий;
 115  1960 г.  о защите трудящихся от радиации;
 116  1961 г.  о пересмотре заключительных статей;
 119  1963 г.  об обеспечении машин защитными приспособлениями;
 120  1964 г.  о гигиене труда в торговле и учреждениях;
 122  1964 г.  о политике в области занятости;
 123  1965 г.  о минимальном возрасте допуска на подземные работы в шахтах и
   рудниках;
 124  1965 г.  о медицинском освидетельствовании молодых людей для подзем-
   ных работ;
 138  1973 г.  о минимальном возрасте при поступлении на работу;
 142  1975 г.  о развитии людских ресурсов;
 149  1977 г.  о занятости и условиях труда и жизни сестринского персонала;
 150  1978 г.  о регулировании вопросов труда;
 160  1985 г.  о статистике труда.
Конвенции, ратифицированные Российской Федерацией
 13  1921 г.  о применении белил в малярном деле;
 23  1926 г.  о репатриации моряков;
 69  1946 г.  о выдаче судовым поварам свидетельств о квалификации;
 73  1946 г.  о медицинском освидетельствовании моряков;
 92  1949 г.  о помещениях для экипажа на борту судов;
 112  1959 г.  о минимальном возрасте для принятия на работу рыбаков;
 113  1959 г.  о медицинском осмотре рыбаков;
 126  1966 г.  о помещениях для экипажа на борту рыболовных судов;
 133  1972 г.  об условиях труда моряков;
 134  1973 г.  о предупреждении производственных несчастных случаев среди
   моряков;
 147  1976 г.  о минимальных нормах на торговом флоте;
 148  1977 г.  о защите трудящихся от профессионального риска, вызываемого
   загрязнением воздуха, шумом и вибрацией на рабочих местах;
 155  1981 г.  о безопасности и гигиене труда;
 156  1981 г.  о трудящихся с семейными обязанностями;
 159  1983 г.  о профессиональной реабилитации и занятости инвалидов.
Конвенции, ратифицированные Республикой Беларусь
 26  1928 г.  о процедуре установления минимальной заработной платы;
 88  1948 г.  об организации службы занятости;
 144  1976 г.  о трехсторонних консультациях;
 151  1978 г.  о трудовых отношениях на государственной службе;
 154  1981 г.  о содействии коллективным переговорам.
* Доктор юридических наук, независимый консультант-эксперт по трудовым, социальным и правовым вопросам (Беларусь, г. Минск).
1 См., напр.: Советское трудовое право: Учебник / Под ред. Н. Г. Александрова. М., 1972; Советское трудовое право: Учебник / Под ред. В. С. Андреева и В. Н. Толкуновой. М., 1976; Советское трудовое право: Учебник / Под ред. А. С. Пашкова и О. В. Смирнова. М., 1988.
2 Москаленко Г. Международно-правовое регулирование труда: Учебное пособие. М., 1967.
3 См., в частности: Иванов С. А. 1) Международная организация труда и профсоюзные права в капиталистических странах. М., 1959; 2) Проблемы, международного регулирования труда. М., 1964; Аметистов Э. М. 1) Международное трудовое право и рабочий класс. М., 1970; 2) Международное право и труд. М., 1982. — Обратим здесь также внимание на статью Л. Х. Мингазова «К вопросу о понятии отрасли современного международного права (на примере международного трудового права)» в «Советском ежегоднике международного права» за 1976 год (М., 1978).
4 См., напр.: Иванов С. А. Вопросы, международного регулирования труда // Советский ежегодник международного права. 1963. М., 1965. С. 243–247. — «Во всех своих разновидностях теория примата международного права над внутригосударственным правом является антинаучной» (Курс международного права: В 6 т. Т. 1. М., 1967. С. 204). «Теория примата международного права над внутригосударственным, будучи сугубо реакционной в политическом отношении, несостоятельна и с теоретической, и с практической точек зрения» (Левин Д. Б. Актуальные проблемы теории международного права. М., 1974. С. 207). На практике же это наиболее ярко выражалось в том, что хотя СССР и ратифицировал в 1956 г. Конвенцию МОТ № 47 «О сорокачасовой рабочей неделе», но вплоть до распада государства в 1991 г. в трудовом законодательстве была установлена в качестве основной рабочая неделя в 41 час.
5 Трудовое право. Энциклопедический словарь. 2-е изд. М., 1963. С. 232.
6 Иванов С. А. Вопросы международного регулирования труда. С. 246.
7 Трудовое право России. СПб., 1993. С. 45.
8 См., напр.: Толкунова В. Н., Гусов К. Н. Трудовое право России: Учебное пособие. М., 1995. С. 405–438; Трудовое право: Учебник / Под ред. О. В. Смирнова. М., 1997. С. 417–439; Российское трудовое право: Учебник / Под ред. А. Д. Зайкина. М., 1997. С. 394–410; Трудовое право: Учебник / Под ред. В. И. Семенкова. Минск, 1997. С. 548–543.
9 Международно-правовое регулирование труда (Международные трудовые стандарты). М., 1995.



ОГЛАВЛЕНИЕ