ОГЛАВЛЕНИЕ

Физическая защита ядерных материалов: Международно-правовые вопросы
№ 2
01.04.1998
Парамузова О.Г.
Физическая защита ядерных материалов является одним из важных аспектов проблемы безопасного развития атомной энергетики.1  По мере расширения возможностей использования энергии атомного ядра увеличивается количество опасных расщепляющихся материалов, ядерных установок и ядерного оборудования, а также число обладающих ими стран. Как следствие — возрастает потенциальная опасность незаконного завладения ядерными материалами и их использования в преступных целях.
Ядерные материалы, используемые в мирной атомной деятельности, обладают громадной разрушительной силой, радиационной опасностью и высокой токсичностью, что, по мнению В.Н. Мишарина, «настоятельно требует обеспечения их надежной физической защиты от преступных посягательств...».2 
Помимо того, что захват и незаконный оборот ядерных материалов несут в себе опасность глобального распространения и тем самым представляют угрозу здоровью людей и безопасности общества, они могут быть также использованы для создания простейших ядерных взрывных устройств. Многочисленные факты, свидетельствующие о возможности похищения гангстерскими группировками таких материалов, неоднократно приводились в мировой печати еще в 60—70 годы.3  Поэтому установление физической защиты ядерных материалов является одной из радикальных мер, направленных на предотвращение распространения ядерного оружия.4 
Осознание государствами глобальности, остроты и актуальности данной проблемы послужило причиной выработки целого ряда международно-правовых актов. Наиболее важные с практической точки зрения международные документы будут рассмотрены в настоящей статье. Однако прежде всего необходимо четко определить само понятие «физическая защита ядерных материалов».
Физическая защита — «комплекс мероприятий, призванных воспрепятствовать, в том числе и правовыми средствами, несанкционированному использованию, обращению с ядерными материалами и установками либо захвату, хищению, разрушению, диверсии в отношении ядерного материала или ядерных установок».5  Это определение, на наш взгляд, несет в себе большую смысловую нагрузку, ибо помимо ядерных материалов относит к объектам физической защиты не менее уязвимые для террористических актов ядерные установки. Тем не менее многие международные акты,6  принятые в данной области, затрагивают физическую защиту только ядерных материалов, в чем проявляется их существенный недостаток, поскольку они оставляют за пределами правового регулирования четыре категории объектов, к которым применяются гарантии МАГАТЭ, нацеленные на недопущение «растекания» по планете ядерного оружия, а именно:
— ядерные установки (nuclear instalations), к которым относятся: 1) реакторы,7  конверсионные заводы, заводы по производству ядерного топлива, перерабатывающие заводы, обогатительные заводы, заводы по отделению изотопов или хранилища изотопов либо другие хранилища, где ядерный материал находится в количестве большем, чем один эффективный килограмм; 2) другие хранилища ядерного материала — сооружения, где ядерный материал хранится, но не используется, т. е. временные хранилища или любые другие хранилища, где ядерный материал находится в количестве одного эффективного килограмма или меньше;8 
— неядерные материалы (тяжелая вода, ядерный графит);
— специальный материал (любой материал, который специально подготовлен для переработки, использования или производства специального расщепляющегося материала).9 
— заводы по производству тяжелой воды (heavy water production plants).10 
Ядерный материал — любой исходный или специальный расщепляющийся материал, как он определен в ст. XX Устава МАГАТЭ.11  Термин «исходный материал» означает: уран с содержанием изотопов в том отношении, в каком они находятся в природном уране; уран, обедненный изотопом 235; торий; любое другое из перечисленных веществ в форме металла, сплава, химического соединения или концентрата; какой бы то ни было другой материал, определенный Советом управляющих МАГАТЭ.12  В соответствии с Договором о нераспространении ядерного оружия 1968 г. к исходным материалам не относятся вышеуказанные вещества в форме руды или рудных остатков.13 
«Специальный расщепляющийся материал» — плутоний-239, уран-233, уран, обогащенный изотопами 235 или 233.14  Причем специальный расщепляющийся материал не включает исходного материала.15 
Помимо системы физической защиты ядерных материалов не менее важную роль в осуществлении нормального функционирования механизма нераспространения ядерного оружия и соблюдения гарантий МАГАТЭ играет государственная система учета и контроля за ядерными материалами (State’s System of Accounting for and Control of Nuclear Material — (SSAC). необходимо различать эти международно-правовые инструменты.
SSAC — это административный контроль за владением, пользованием и передачей (включая импорт и экспорт) ядерного материала и за организацией, функционированием и использованием национальных систем учета и контроля.16  Договор о нераспространении ядерного оружия обязывает государства-участники устанавливать и применять SSAC ко всему ядерному материалу, поставленному под гарантии МАГАТЭ.17 
Первый документ о физической защите — Рекомендации по физической защите ядерного материала18  был создан в рамках МАГАТЭ в 1972 г. Стоит отметить, что Агентство, являясь авторитетной международной атомной организацией универсального характера, наделенной широкими полномочиями в области мирного использования атомной энергии,19  всегда занимало и продолжает занимать ключевую позицию в разработке и обеспечении эффективного соблюдения мероприятий по физической защите.
В 1975 г. Рекомендации были пересмотрены с учетом последних достижений. В документе, названном «Физическая защита ядерного материала»,20  были определены элементы, из которых должна состоять национальная система такой защиты, проведена четкая классификация ядерных материалов и выработаны рекомендации по уровням защиты при их перевозках. В 1977 г. в этот документ были внесены дальнейшие изменения, касающиеся, главным образом, классификации ядерных материалов.21 
В 1978 г. в Лондоне была достигнута договоренность между основными странами — экспортерами ядерного материала, оборудования и технологий (СССР, США, Англия, Франция, Австралия, ФРГ, ГДР, Польша и др.) в отношении принципов ядерного экспорта. В соответствии с договоренностью страны-экспортеры разрешают экспорт предметов, входящих в согласованный список, в страны, не обладающие ядерным оружием, только при наличии заверений со стороны этих стран по обеспечению ими необходимой физической защиты таких предметов. Страны-получатели обязаны обеспечить физическую защиту получаемых ими ядерных материалов с целью предотвращения их незаконного использования или неразрешенного доступа к ним. В зависимости от вида материалов, оборудования и установок, с учетом международных рекомендаций в данной области ответственность за физическую защиту предметов, входящих в согласованный список, должна быть оговорена и четко определена при каждой конкретной поставке.22 
Вопрос о международной конвенции о физической защите ядерного материала впервые рассматривался в секретариате МАГАТЭ в 1974 г. Дальнейшую поддержку эта идея получила на первой Конференции по пересмотру Договора о нераспространении ядерного оружия 1968 г. в мае 1975 г.23  и 19-й Генеральной Конференции МАГАТЭ в сентябре 1975 г.24  В начале 1977 г. Консультативная группа по физической защите ядерного материала рекомендовала Генеральному директору МАГАТЭ предпринять первые шаги для подготовки Конвенции по защите ядерного материала во время международной транспортировки.25  Генеральный директор учредил секретариат рабочей группы по подготовке проекта и предложил провести его предварительное обсуждение в июне 1977 г.
Важность заключения конвенции не вызывала сомнений, поскольку все рекомендации Агентства в данной области по своей юридической природе не носили обязательного характера и приобретали юридическую силу только посредством включения их в национальное законодательство или административное регулирование. В случае же принятия международной конвенции государства, должным образом подписавшие и ратифицировавшие оную, связывали себя обязательствами, вытекающими из текста конвенции. Кроме того, выработка подобного акта была объективно необходимой для упорядочения и кодификации многочисленных документов по физической защите, созданных к тому времени.
С 1977 по 1979 г. представители правительств 58 государств и Евратома обсуждали проект будущей конвенции.26  Были созданы следующие рабочие группы: а) рабочая группа по техническим вопросам; б) рабочая группа по юридическим вопросам; в) рабочая группа по сфере действия конвенции; г) проектный комитет.27 
При обсуждении проекта одним из сложных и противоречивых вопросов оказалась проблема сферы действия конвенции, а именно: следует ли ее применять только к международной перевозке ядерного материала, либо она должна действовать и в отношении ядерного материала при его использовании, хранении и перевозке внутри государства.28 
В сентябре 1978 г. в Вене на неофициальных консультациях был принят меморандум к встрече 5 февраля 1978 г.,29  в соответствии с которым положения об обоюдном сотрудничестве и помощи государств в области физической защиты, а также положение о возвращении похищенных или незаконно присвоенных ядерных материалов возможно применять также и при национальном использовании, хранении и транспортировке.30 
Заключительный акт встречи подписали представители правительств 53 государств. Сама Конвенция о физической защите ядерного материала была принята в 1979 г.,31  а 3 марта 1980 г. в штаб-квартире МАГАТЭ в Вене и в штаб-квартире ООН в Нью-Йорке она была открыта для подписания.
Конвенция явилась первым многосторонним документом в области физической защиты, в котором государства-участники признали исключительную важность международного сотрудничества при осуществлении мирной атомной деятельности с целью «предотвращения незаконного завладения и использования ядерного материала; принятия эффективных мер по обнаружению и раскрытию подобных инцидентов и наказанию преступников».32  Помимо этого, государства особо подчеркнули целесообразность применения мер физической защиты в отношении ядерного материала, используемого в военной атомной деятельности, ввиду того, что подобный материал в случае захвата его экстремистскими группировками может быть непосредственно использован в военных целях, в частности для создания ядерного оружия.
Основное назначение Конвенции — способствовать обеспечению безопасности международных перевозок ядерных материалов.33  В соответствии с Приложением 1 условия охраны относятся только к международной транспортировке. Однако из этого положения вряд ли правильно делать вывод о регулировании внутренних перевозок исключительно национальным правом.34  Руководствуясь решением, принятым на неофициальной консультации в Вене в сентябре 1978 г., государства-участники обязались применять Конвенцию также к ядерному материалу «при использовании, хранении и перевозке внутри государства», что и было закреплено в тексте Конвенции.35 
Государства, использующие ядерные материалы и установки, должны создавать национальные системы физической защиты для предотвращения незаконного доступа, захвата и использования ядерных материалов, а также террористических актов в отношении ядерных установок. На основании ст. 3 Конвенции каждое государство-участник обязано принимать в рамках своего национального права меры, гарантирующие, что в течение международной транспортировки ядерный материал, находящийся на его территории или на борту его судна, охраняется в соответствии с требованиями по уровням защиты, содержащимися в Приложении 1.36 
При разработке текста Конвенции государства попытались предусмотреть и предупредить наиболее вероятные возможности незаконного завладения исходными и опасными расщепляющимися ядерными материалами. Так, например, § 1, 2, 3 ст. 4 запрещает государствам-участникам экспортировать или разрешать экспортировать ядерный материал; импортировать или разрешать импортировать ядерный материал из страны, не участвующей в Конвенции, или позволять осуществлять транзит через свою территорию до тех пор, пока они не будут уверены, что такой материал в процессе транспортировки будет защищаться в соответствии с согласованными стандартами, определенными в Приложении 1. Однако Конвенция не определяет, кто должен давать такие гарантии.37  В соответствии с § 4 ст. 4 каждая сторона должна также применять согласованные уровни защиты к материалам, которые во время транзита из одной части ее территории в другую будут перевозиться через международные воды или международное воздушное пространство.
Статья 5 предусматривает создание в государствах-участниках центрального органа и пункта связи, главными задачами которого являются координация мер по физической защите с другими государствами и международными организациями; принятие ответных действий в случае любого незаконного перемещения, использования или изменения ядерного материала, а также информирование других государств и международных организаций о таких незаконных действиях. Стороны обязаны сотрудничать друг с другом и оказывать необходимую помощь любому государству, даже если это государство не является участником Конвенции о физической защите ядерного материала. Для МАГАТЭ отведена роль координирующего органа. Каждое государство информирует Агентство о своих законах, принятых во исполнение Конвенции.
Статья 7 содержит перечень противоправных мероприятий в отношении ядерных материалов38  и обязывает наказывать лиц, совершивших подобные преступления, в соответствии с национальным правом государства-участника, осуществляющего уголовную юрисдикцию. Существенно важным является положение о том, что эти преступления, субъекты которых подлежат выдаче, должны включаться в любой договор о выдаче (ст. 11).
Каждое государство-участник обязано принимать меры, необходимые для осуществления юрисдикции над преступлениями, упомянутыми в ст. 7, в следующих случаях:
— когда преступление совершено на территории этого государства или на судне, зарегистрированном в данном государстве;
— когда подозреваемый в совершении преступления является гражданином данного государства.
Каждая сторона должна принимать меры, необходимые для осуществления юрисдикции над такими преступлениями, если подозреваемое лицо находится на его территории и оно не выдает его любому другому государству.
Помимо того, государство-участник может в соответствии с международным правом осуществлять юрисдикцию над преступлениями, перечисленными в ст. 7, если оно осуществляет экспорт или импорт ядерного материала.
Конвенция содержит широкий спектр требований безопасности, которые государства обязаны соблюдать при осуществлении ядерных перевозок: время нахождения груза в пути должно быть минимальным; временное складирование на остановочных пунктах, число перегрузок в пути должны быть сведены к минимуму; необходимо отказаться от регулярности перевозок ядерных материалов, менять их маршруты, остановки; сообщения о перевозках должны передаваться секретными каналами связи с использованием шифров и др.39 
Конвенция о физической защите ядерного материала вступила в законную силу в феврале 1988 г. и с этих пор является главным универсальным международно-правовым документом в данной области. Все последующие акты и инструменты, так или иначе связанные с обеспечением физической защиты, отражают общий дух Конвенции 1979 г. и призывают ко всеобщему присоединению к ней.40 
Важным элементом физической защиты, как уже было отмечено, является обеспечение безопасной перевозки радиоактивных грузов, поскольку в момент передачи таких грузов чрезвычайно велика опасность незаконного завладения ядерными материалами в преступных целях.
Транспортировка любых опасных грузов, и тем более ядерных материалов, не должна ограничиваться национальными рубежами, так как последствия инцидентов (хищений, диверсий, террористических актов) представляют серьезную угрозу не только для соседних (пограничных) государств, но и для всего мирового сообщества в целом. Повышенная опасность радиоактивных грузов состоит, по мнению С.А. Малинина и В.А. Мусина, в том, что они могут обладать не только свойствами обычных опасных грузов (взрывоопасность, самовозгорание, огнеопасность и т. д.), но и «специфическими, только им присущими свойствами, из которых наиболее значимы: ионизирующее излучение, критичность и теплоизлучение».41  Учитывая данные обстоятельства, ЭКОСОС поручил в 1959 г. МАГАТЭ создать рекомендации по обеспечению безопасной перевозки ядерных материалов.
Первое издание Агентства в данной области — Правила по безопасной транспортировке ядерного материала42  — было одобрено в сентябре 1960 г. Советом управляющих и Генеральной конференцией. В июне 1964 г. Правила были пересмотрены Советом управляющих МАГАТЭ (впоследствии они также неоднократно пересматривались). Правила претендуют на роль мировых стандартов по важнейшим критериям безопасности при перевозке делящихся материалов (требования, предъявляемые к упаковочному комплексу, методы проверки безопасности стандартных упаковок, порядок самой перевозки и др.); являются основой для эффективного обеспечения безопасности при перевозках всеми видами транспорта. Кроме этих изданий МАГАТЭ создало целый ряд других не менее важных документов.43 
Вообще говоря, деятельность Агентства в сфере обеспечения безопасной транспортировки ядерных материалов заключается в следующем:
— создание Правил (издание, пересмотр, обновление Series № 6 и других документов);
— имплементация Правил (оказание помощи государствам-членам и другим международным организациям);44 
— разработка скоординированных научных программ для решения первых двух задач.
В практике осуществления международных перевозок радиоактивных грузов имеется целый ряд проблем. Так, в одних государствах используются различные редакции Правил МАГАТЭ, в других – приняты дополнительные требования, не до конца унифицированы национальные правила по оформлению сертификатов соответствия нормам безопасности упаковочных комплектов и упаковок и др.45 
В марте 1995 г. состоялась встреча Консультативной группы по безопасной транспортировке ядерного материала (Standing Advisory Group for the Transport of Radioactive Material — SAGSTRAM) с целью определить приоритеты в работе над программой по безопасной транспортировке. На встрече было принято решение об объединении системы радиологической защиты с новыми основными стандартами безопасности (Basic Safety Standarts — BSS). Всего было проведено шесть встреч группы SAGSTRAM, на которых рассматривались такие вопросы, как требования, применяемые к упаковке урана; критическая безопасность и альтернативная упаковка материалов низкой радиоактивности и др.46 
В результате прекрасно скоординированной политики и хорошо продуманной работы пересмотр Правил по безопасной транспортировке ядерного материала был завершен в 1995 г. И на сегодняшний день эти Правила, одобренные в 1996 г. Советом управляющих МАГАТЭ, являются основным документом, регулирующим национальную и международную перевозку радиоактивных веществ, осуществляемую сухопутным, морским и воздушным транспортом.
Стоит особо отметить, что международные транспортные организации системы ООН — ИМО и ИКАО тесно сотрудничают с Агентством в разработке транспортных правил и норм.47 
В последние десятилетия участившиеся случаи незаконного перемещения ядерных материалов стали предметом пристального внимания государств и международных организаций. Число таких инцидентов на конец 1995 г. составляло 163.48  В 1995 г. Агентство учредило специальную Программу, нацеленную на обеспечение физической защитой ядерных материалов и других радиоактивных источников, на предотвращение актов незаконного перемещения ядерных материалов и обеспечение их своевременного возврата.49  К концу 1995 г. 25 стран приняли решение об участии в Программе.
Главная задача Программы — развитие и укрепление технического сотрудничества государств в области физической защиты посредством заключения двусторонних и многосторонних договоров. МАГАТЭ отведена особая роль в поощрении и координации процесса сотрудничества, оказании необходимой помощи по просьбе заинтересованных государств. Резюмируя основные положения этого международного документа, можно выделить четыре направления деятельности Агентства в данной сфере:
— предотвращение незаконного перемещения ядерного материала (помощь государствам в укреплении их атомного законодательства; создании и применении систем учета, контроля, физической защиты и безопасности ядерного материала и радиоактивных источников; повышении эффективности контроля за экспортом и импортом ядерных веществ);
— оказание помощи государствам в своевременном обнаружении незаконного перемещения через границы исходных и опасных расщепляющихся материалов; предоставление информации об инцидентах;
— создание обучающих и тренировочных программ для государств и персонала ядерных установок;
— обмен информацией посредством проведения международных встреч и конференций.
В апреле 1996 г. был создан новый орган МАГАТЭ — Международная консультативная служба по физической защите (International Phisical Protection Advisory Service — IPPAS) для оказания помощи запрашивающим ее государствам. Помощь состоит в пересмотре национальных программ по физической защите ядерных материалов и проведении в жизнь мер такой защиты на отдельных ядерных установках.
Важность обеспечения физической защиты подчеркивалась на московской встрече по вопросам ядерной безопасности, состоявшейся в апреле 1996 г., где присутствовали главы восьми ведущих промышленно развитых европейских стран. Была принята Декларация по вопросам ядерной безопасности,50  III раздел которой целиком посвящен проблеме обращения с ядерными материалами. Прежде всего, государства «восьмерки» призывают правительства всех государств присоединиться к Программе противодействия незаконному обороту ядерных материалов, принятой на данной встрече.
При принятии Декларации по вопросам ядерной безопасности участники встречи опирались на основные положения Конвенции о физической защите ядерного материала 1979 г. и другие рекомендательные документы. В соответствии с Декларацией государства должны отвечать за создание национальных систем учета, контроля и физической защиты ядерных материалов (нормативная база, лицензирование и инспектирование). Декларация призывает к двустороннему и многостороннему сотрудничеству и взаимодействию в рамках МАГАТЭ в создании систем контроля за ядерными материалами; ратификации Конвенции о физической защите и соблюдению рекомендаций МАГАТЭ.
Все чувствительные ядерные материалы (выделенный плутоний, обогащенный уран) должны храниться под защитой и на них должны распространяться гарантии МАГАТЭ. В ядерных государствах гарантии осуществляются в соответствии с добровольными соглашениями о гарантиях, заключенными с Агентством.51 
Безопасное и эффективное обращение с оружейными расщепляющимися материалами, заявленными как не являющиеся более необходимыми для обороны, является сложным и пока еще до конца не решенным вопросом проблемы обеспечения безопасности таких материалов. В соответствии с Программой противодействия незаконному обороту ядерных материалов ядерные материалы, высвобождающиеся в результате демонтажа ядерного оружия, должны надежно храниться и обеспечиваться эффективной защитой и контролем до тех пор, пока они не смогут быть использованы в невзрывных целях или безопасно утилизированы. Далеко не последнюю роль с точки зрения безопасности играет обеспечение транспарентности (прозрачности) в обращении с высокообогащенным ураном и плутонием, в отношении которых заявлено, что они более не требуются для целей обороны. Помимо того, исключительно важным является строгое и неуклонное соблюдение Договора о нераспространении ядерного оружия 1968 г.52  и Конвенции о физической защите ядерных материалов 1979 г.
Для успешного решения данной проблемы государства «восьмерки» обязались проводить совместные разведывательные, таможенные и правоохранительные мероприятия для предотвращения международной перевозки и продажи похищенных материалов; развивать национальные системы экспортного лицензирования и контроля; содействовать началу и скорейшему завершению переговоров по недискриминационной и универсальной конвенции, запрещающей производство расщепляющихся материалов для ядерного оружия или других ядерных взрывных устройств.
В Декларации приветствуются шаги России и США в деле переработки высокообогащенного урана в низкообогащенный; положительно оцениваются программы сотрудничества Канады, Франции, Германии, Италии, Великобритании, США и других государств в области обеспечения безопасного хранения и мирного использования расщепляющихся материалов, высвобождающихся в результате демонтажа ядерного оружия, их надежной транспортировки.
Государства–участники московской встречи исполнены решимости определить стратегию хранения расщепляющихся материалов (остекловывание, окончательное захоронение, конверсия). Было принято решение о регулярном обмене опытом и специальными знаниями.
На прошедшем в июне 1996 г. саммите в Лионе был утвержден статус ядерной безопасности как глобальной проблемы, одной из важных составляющих всеобъемлющей международной безопасности. В этой связи был намечен широкий круг первоочередных задач: а) создание новой культуры безопасности, ориентированной на решение проблем безопасности XXI в. (отвержение самоизоляции; взаимодополняемость интернациональных и национальных усилий через международное сотрудничество; осознанный, подтвержденный наукой и практикой выбор стратегии устойчивого развития и др.); б) ратификация Конвенции о ядерной безопасности 1994 г.;53  в) укрепление режима нераспространения ядерного оружия; г) совершенствование правовой базы, охватывающей топливно-энергетический цикл; д) жесткий контроль за предотвращением незаконного оборота ядерных материалов, присоединение к Программе противодействия незаконному обороту ядерных материалов, принятой на московской встрече в 1996 г.; е) предотвращение международного ядерного терроризма, и др.54 
Важно подчеркнуть, что проблеме терроризма в последние годы уделяется большое внимание. Терроризм, особенно в его трансграничных формах, «на современном этапе превратился в фактор, серьезно дестабилизирующий нормальное развитие международных отношений».55  Террористические акты с использованием исходных и опасных расщепляющихся ядерных материалов представляют особую опасность.
В 1994 г. была принята Декларация Генеральной Ассамблеи ООН о мерах по ликвидации международного терроризма. Осенью 1996 г. на 51-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН было принято решение о разработке международной конвенции о борьбе с актами ядерного терроризма. Существенную роль будет играть международный центр по борьбе с ядерным терроризмом. Механизм создания и функционирования этого центра в данный момент находится в стадии разработки. В рамках ОБСЕ на Лиссабонском саммите в декабре 1996 г. была принята Декларация о модели общей и всеобщей безопасности для Европы XXI в., а также составлен перечень угроз безопасности, в котором на одном из первых мест стоит международный ядерный терроризм.
Сейчас открыто заговорили о российском «черном атомном рынке». Слухи возникли после того, как в российскую и западную печать просочились сведения о хищениях низкообогащенных ядерных материалов в Федеральном ядерном центре России — Арзамасе-16 (Сарове). В феврале 1995 г. на одном из подмосковных заводов было украдено 3 кг высокообогащенного урана. Известны и другие случаи.56  Развал СССР и нынешние тяжелые экономические условия в стране вызывают обоснованные сомнения по поводу эффективности функционирования в России и бывших советских республиках системы физической защиты ядерных материалов. Поэтому не случайно международная конференция по учету, контролю и физической защите ядерного материала была проведена в феврале 1997 г. в Обнинске.
Резюмируя вышесказанное, представляется необходимым еще раз подчеркнуть, насколько важной и целесообразной явится выработка нового международного менталитета в отношении обеспечения физической защиты ядерных материалов и предотвращения террористических актов, касающихся опасных расщепляющихся материалов, и прежде всего отработанного ядерного топлива, а также высвобождающихся оружейных ядерных веществ. Хочется верить, что в ближайшем будущем при участии всех стран международного сообщества будет создан соответствующий юридический механизм.
* Аспирантка Санкт-Петербургского государственного университета.
 1 Иойрыш А.И., Мостовец А.И. Международный режим безопасного развития ядерной энергетики. М., 1986. С. 28—31.
 2 Мишарин В.Н. Мирное использование атомной энергии. Правовые вопросы. М., 1986. С. 45.
 3 Международное атомное право / отв. ред. А.И. Иойрыш, А.М. Петросьянц, В.Ф. Петровский. М., 1987. С. 384—385.
 4 IAEA Safeguards. Glossary. International Atomic Energy Agency. Vienna, 1980. P. 71.
 5 Вавилов А.И., Иойрыш А.И., Молодцова Е.С. МАГАТЭ: политико-правовой статус. М., 1992. С. 392.
 6 См., напр.: Рекомендации МАГАТЭ по физической защите ядерных материалов; Конвенция по физической защите ядерного материала 1979 г.
 7 Под реактором понимается любое устройство, в котором происходит контролируемая самоподдерживающаяся ядерная реакция по делению атомного ядра. Существуют следующие виды реакторов: ядерные, научно-исследовательские, критические ядерные реакторы (суда, оборудованные ядерными силовыми установками, атомные электростанции) (см.: IAEA Safeguards. Glossary. International Atomic Energy Agency. P. 14.)
 8 Там же. P. 12—13.
 9 INFCIRC/237, Article 1(b).
 10 См., напр.: INFCIRC/251, Section 1(b).
 11 INFCIRC/153/para 112; INFCIRC/66/Rev. 2/para 77.
 12 IAEA Safeguards. Glossary. International Atomic Energy Agency. P. 7.
 13 INFCIRC/153/para 112.
 14 IAEA Safeguards. Glossary. International Atomic Energy Agency. P. 7.
 15 Устав МАГАТЭ. Вена, 1973. С. 46—47.
 16 IAEA Safeguards. Guidelines for State’s System of accounting for and Control of Nuclear Material. International Atomic Energy Agency. Vienna, 1980. P. 3. — За рамки данного документа выходит контроль за ядерным материалом в целях защиты здоровья и обеспечения безопасности персонала установки и контроль за ядерным материалом с помощью мер физической защиты.
 17 INFCIRC/153 (Corrected), paragraph 7.
 18 INFCIRC/225.
 19 Парамузова О.Г. Проблема нераспространения ядерного оружия на современном этапе // Вестник СПбГУ. 1997. № 4.
 20 INFCIRC/225.
 21 INFCIRC/225/Rev. 1.
 22 Международное атомное право С. 390.
 23 Final Declaration on the Review Conference of the Parties to the Treaty on the Non-Prolifetation of Nuclear Weapons (NPT/CONF/30/Rev. 1).
 24 GC (XIX) /RES/ 328; Analysis of Attitudes of Member States Expressed at the NPT Review Conference in May 1975 and in Official Statements and Consultations During the General Conference of the IAEA in September 1975 (Secretariat note by W. Morawiecky of 17 October 1975).
 25 Report of the Advisory Group on Phisical Protection. March 1977 (document A.G. — 117, Section II(a)).
 26 Встречи представителей правительств проводились в штаб-квартире МАГАТЭ в Вене с 31 октября по 11 ноября 1977 г.; c 10 апреля по 20 апреля 1978 г.; в феврале и октябре 1979 г. Неофициальные консультации проходили в Вене с 4 по 7 сентября 1978 г. и с 24 по 25 сентября 1979 г. (см.: The Law and Practices of the International Atomic Energy Agency 1970—1980. Supplement 1 to the 1970 Edition of Legal Series № 7—S1. IAEA. Vienna, 1993. P. 448—456).
 27 Статья 8 Заключительного акта встречи представителей правительств по рассмотрению текста Конвенции по физической защите ядерного материала (см.: Convention on the Phisical Protection of Nuclear Material // IAEA. Legal Series. № 12. Vienna, 1982. P. 383).
 28 CPNM/27. P. 3.
 29 CPNM/53.
 30 The Law and Practices of the International Atomic Energy Agency. 1970—1980. Supplement 1 to the 1970 Edition of Legal Series № 7—S1.
 31 Текст Конвенции о физической защите ядерного материала см.: Международная жизнь. 1980. № 8. С. 153—160.
 32 Convention on the Physical Protection of Nuclear Material // IAEA. Legal Series. № 12. Vienna, 1982. P. 386.
 33 В соответствии с целями Конвенции «международную перевозку ядерных материалов» следует понимать так: «перевозка ядерного материала любым транспортным средством за пределы территории государства; перевозка начинается со сдачи грузоотправителем груза с его ядерной установки и заканчивается по прибытии груза в конечный пункт назначения на установку грузополучателя» (article 1(с)).
 34 Атом — только мирный. М., 1985. С. 70.
 35 Статья 2.2 основного текста Конвенции.
 36 Понятие «ядерный материал» определяется в ст. 1 пунктах (a) и (b) Конвенции: это — плутоний-238; уран-233; уран, обогащенный изотопами 233 или 235; уран, содержащий смесь изотопов в таком количестве, в каком они содержатся в природном уране (за исключением руды и ее остатков), любой материал, содержащий один или более из перечисленных выше элементов. В Приложении 2 ядерный материал подразделяется на три категории в зависимости от степени потенциальной опасности того или иного исходного или специального расщепляющегося материала. В Приложении 1 определены условия хранения ядерного материала для каждой из трех категорий (см.: Convention on the Phisical Protection of Nuclear Material // IAEA. Legal Series. № 12. Vienna, 1982. P. 386, 396—397).
 37 В соответствии с российскими Правилами физической защиты ядерных материалов, ядерных установок и пунктов хранения ядерных материалов от 7 марта 1997 г. в случае экспорта или импорта ядерного материала через территорию третьих стран грузоотправитель и грузополучатель определяют во внешнеторговом контракте «государство, ответственное за получение международных гарантий от третьих стран, в том, что будут приняты необходимые меры по обеспечению физической защиты груза при транспортировке по их территории». (Ст. 39).
 38 «Умышленное совершение: (а) действий без законных оснований для получения, обладания, использования, передачи, изменения, рассеивания ядерных материалов, которые причиняют или могут причинить серьезный ущерб любому лицу или существенный ущерб собственности; (b) кража или грабеж; (с) хищение или мошенничество; (d) требование ядерных материалов при использовании силы или угрозы силой либо другой формы запугивания; (e) угроза:
(i) использовать ядерный материал, чтобы вызвать смерть или серьезные повреждения либо существенный ущерб собственности;
(ii) совершить преступление, определенное в параграфе (b), чтобы заставить физическое, юридическое лицо, международную организацию или государство совершить или отказаться от совершения любого акта.
(f) попытка совершить преступление, описанное в параграфах (a), (b) или (с), и (g) акт, который основывает участие в любом преступлении, определенном в параграфах от (a) до (f)» (см.: Convention on the Phisical Protection of Nuclear Material // IAEA. Legal Series. № 12. Vienna, 1982. P 389—390).
 39 См. подробнее: Бирюков П.Н. Международное право. Воронеж, 1996. С. 257.
 40 См., напр.: Convention on Nuclear Safety (см.: IAEA. Legal Series. № 16. Vienna, 1994. P. 35); Документы, принятые на московской встрече по ядерной безопасности в апреле 1996 г. (См.: Международная жизнь. № 6. 1996) и др.
 41 Малинин С.А., Мусин В.А. Правовые проблемы морской атомной деятельности. Л., 1974. С. 28.
 42 Regulations for the Safe Transport of Radioactive Material 1985. IAEA. Safety Series. № 6. Vienna, 1990.
 43 См. подробнее: IAEA. Yearbook 1993. International Atomic Energy Agency. Vienna, 1993. Р. 55—59.
 44 Ряд задач МАГАТЭ по имплементации транспортных норм был завершен в 1994 г.: в частности, разработаны тренировочные руководящие программы; обучающая видеопродукция по безопасной перевозке ядерных материалов; произведена электронная адаптация соответствующих публикаций; создана компьютерная программа INTERTRAN-2 для оценки риска транспортировки ядерных материалов (см.: Safe Transport of Radioactive Material // IAEA. Highlights of Activity. 1995. Vienna, 1995. P. 63).
 45 См. подробнее: Международно-правовые вопросы транспортировки радиоактивных веществ // Бирюков П.Н. Международное право. С. 256—257.
 46 IAEA. Highlights of Activity. 1996. Vienna, 1996. P. 44.
 47 См., напр.: Международный кодекс морской перевозки опасных грузов, разработанный Международной морской организацией на основании рекомендаций Конвенции СОЛАС 1960 г. в 1965 г. (см.: Малинин С.А., Мусин В.А. Правовые проблемы морской атомной деятельности. С. 39—40); МАГАТЭ/ИМО. Кодекс по безопасной транспортировке излучающегося топлива, плутония и высокорадиоактивных отходов — IAEA/IMO. Code of Irradiated Nuclear Fuel, Plutonium and High Level Waste on Board Ships (см.: IAEA. Highlights of Activities. 1995. Vienna, 1995. P. 65; Quarterly Journal of the IAEA. IAEA. Bulletin. Vol. 38. № 1. 1996. P. 52), и др.
Воздушные перевозки радиоактивных грузов регулируются Чикагской конвенцией о международной гражданской авиации 1944 г., к которой имеется Приложение 18 «Безопасная перевозка опасных грузов по воздуху» (Текст Конвенции см.: Международное публичное право: Сборник документов. Т. 2. М., 1996. С. 412) и др.
 48 Информация о всех случаях незаконного перемещения ядерных материалов содержится в базе данных, учрежденной Секретариатом МАГАТЭ в 1995 г. (Datebase of Trafficking incidents). – IAEA. Highlights of Activity. 1996. Vienna, 1996. P. 55; Safeguards and Illicit Nuclear Trafficking Towards More Effective Control // Quarterly Journal of the IAEA. IAEA. Bulletin. Vol. 38, № 4. 1996. P. 29—31.
 49 Extrabudgetary Programme Resourses Utilized. $ 478824 (IAEA. Highlights of Activity. 1996. Vienna, 1996. P. 55).
 50 Текст документов московской встречи см.: Международная жизнь. 1996. № 6.
 51 См., напр.: Voluntary offers (nuclear-weapon states): United Kingdom (INFCIRC/263), USA (INFCIRC/228), France (INFCIRC/290).
 52 Текст Договора см.: INFCIRC/153.
 53 См.: IAEA Legal Series. № 16. Vienna, 1994 (Конвенция вступила в силу в 1997 г.).
 54 См. подробнее: Конев М. Москва — Лион. Ядерная безопасность // Международная жизнь. 1996. № 8.
 55 Международное право / Отв. ред. Ю.М. Колосов, В.И. Кузнецов. М., 1994. С. 388.
 56 Energy and National Security in the 21 st. Century / Ed. by Patric L. Clawson. Washington, 1995. P. 99—101.



ОГЛАВЛЕНИЕ