<< Предыдущая

стр. 4
(из 11 стр.)

ОГЛАВЛЕНИЕ

Следующая >>

Формула изобретения в этом случае составляется так же, как для группы изобретений.
За исключением срока действия свидетельства на полезную модель (5 лет с правом продления еще на 3 года по ходатайству в Патентное ведомство) правовые нормы этой формы защиты промышленной собственности такие же, как у патента в части прав на получение, использование, продажу, передачу преждепользование, а также в области нарушения прав обладателя собственности.
Весьма существенное отличие полезной модели в том, что она рассматривается в порядке "явочной" экспертизы, т.е. проходит лишь формальную экспертизу в Патентном ведомстве. Это означает, что Патентное ведомство не проводит экспертизу на соответствие полезной модели критериям патентоспособности - новизне и промышленной применимости (ст. 23 Закона). При проведении формальной экспертизы заявки на полезную модель применяются те же положения закона, что при формальной экспертизе заявок на изобретения (ст. 21 пп.1-5). Если в результате экспертизы будет установлено, что заявка подана на патентоспособное предложение и ее документы оформлены правильно, принимается решение о выдаче свидетельства.
Так же, как в случае изобретения, заявитель и третьи лица вправе ходатайствовать о проведении информационного поиска по заявке на полезную модель для определения уровня техники и новизны модели.
После выдачи свидетельства сведения об этом публикуются, после чего любое лицо вправе ознакомиться с материалами заявки.
Одновременно с публикацией Патентное ведомство вносит сведения о полезной модели в Государственный реестр полезных моделей Российской Федерации и выдает свидетельство на полезную модель лицам, на имя которых оно испрашивалось.
По ходатайству заявителя заявка на полезную модель до даты регистрации может быть отозвана, либо до принятия решения о выдаче свидетельства преобразована в заявку на изобретение. В последнем случае приоритет заявки сохраняется.
В течение всего срока действия свидетельство на полезную модель может быть оспорено и признано недействительным полностью или частично по тем же причинам, что патент на изобретение. Порядок рассмотрения возражения в этом случае также аналогичен.



Г Л А В А Т Р Е Т Ь Я

РЕГИОНАЛЬНЫЕ ПАТЕНТНЫЕ СИСТЕМЫ


1. Особенности региональных патентных систем

Работа патентных ведомств различных стран принципиально имеет один и тот же характер, поэтому вполне логичной является идея кооперации нескольких стран с целью организации единого патентного ведомства, обеспечивающего прием и регистрацию охранных документов, которые действуют на территориях кооперирующихся стран. Впервые эта идея была реализована после второй мировой войны в Европе.
Вслед за Европой в Африке были созданы две региональных системы охраны промышленной собственности. В 1962 г. двенадцать франкоговорящих стран Африки на основе Либервильского соглашения учредили Африканское и Малагасийское ведомство по промышленной собственности. Данное соглашение было пересмотрено позднее в соответствии с Бангийским соглашением, в котором было провозглашено создание Африканской организации интеллектуальной собственности (АОИС - французский акроним OAPI). Эта организация создана для регистрации таких объектов промышленной собственности, как патенты, товарные знаки и промышленные образцы. В настоящее время членами OAPI являются следующие государства: Бенин, Буркина-Фасо, Камерун, Центральноафриканская Республика, Чад, Конго, Габон, Кот-де’Ивуар, Мали, Мавритания, Нигер, Сенегал и Того. OAPI находится в г. Яунда (Конго). Все охранные документы, выданные OAPI, являются действительными на территории всех перечисленных стран.
С целью помощи англоговорящим странам Африки с 1973 г. ВОИС и Экономическая комиссия ООН по Африке выполнили комплекс работ, направленных на создание патентной системы англоговорящих стран. Решение о создании этой системы было принято в г. Лусака (Замбия) в декабре 1976 г. Соглашение о создании Африканской региональной организации промышленной собственности англоговорящих стран (АРОПСАС - английский акроним ESARIPO) вступило в силу 15 февраля 1978 г. С декабря 1985 года ESARIPO было переименовано в Африканскую региональную организацию промышленной собственности (АРОПС - английский акроним ARIPO). Государствами-членами этой организации являются: Ботсвана, Гамбия, Гана, Кения, Лесото, Малави, Сьерра- Леоне, Сомали, Судан, Танзания, Уганда, Замбия и Зимбабве, в столице которого Хараре находится штаб-квартира ARIPO. Эта организация ставит своей целью гармонизацию законодательств в области интеллектуальной собственности стран-участниц ARIPO, получает и регистрирует заявки на патенты и промышленные образцы.
Последней по времени создания региональной патентной системой является учрежденная странами СНГ Евразийская патентная система.


2. Европейская региональная патентная система

Идея создания европейской патентной системы возникла после второй мировой войны в связи с движением европейских стран к экономической интеграции, построению общего рынка. В 1947 г. в Гааге было подписано соглашение о создании Международного патентного института (аббревиатура на английском языке IIB), а в 1949 г. Совет Европы одобрил план создания Европейского патентного ведомства. Одним из наиболее сложных вопросов подготовки создания Европейского патентного ведомства (ЕПВ) являлась проблема разработки законодательной базы, серьезным шагом в этом направлении стало подписание в 1963 г. Страсбургской Конвенции об унификации определенных положений основного закона о патентах на изобретения. Ключевым пунктом создания Европейской патентной системы можно считать дипломатическую конференцию в Мюнхене в 1973 г., когда 16 из 21 представленных на конференции государств подписали Европейскую патентную конвенцию.
В 1977 г. названная Конвенция вступила в силу и было создано ЕПВ, которое уже со следующего года начало прием патентных заявок. Количество ежегодно подаваемых заявок на европейский патент быстро увеличивалось и достигло в 1988 г. более 50 тысяч. Через 15 лет после вступления Конвенции в силу в 1992 г. был выдан 200 тысячный европейский патент (первый патент был выдан в 1980 г.) и опубликовано 500 тысяч патентных заявок.
По состоянию на 1994 г. государствами участниками Европейской патентной конвенции являлись: Австрия, Бельгия, Швейцария, Германия, Дания, Испания, Франция, Великобритания, Греция, Ирландия, Италия, Лихтенштейн, Люксембург, Монако, Нидерланды, Португалия и Швеция. В 1994 г. Европейская патентная организация заключила соглашения о взаимодействии в области патентов со странами, которые не являются членами Конвенции. Это Словения, Румыния, Литва и Латвия. Суть соглашений состоит в том, что действие Конвенции распространяется на территорию этих стран в случае их указания заявителем. Практика показала эффективность этих соглашений. Так, в 1994 г. заявители сделали в отношении Словении 1032 указания о намерении получить европейский патент и в этой стране, аналогичная цифра для Литвы составляет 252. Интерес к заключению подобных соглашений с ЕПВ выразил ряд других восточно-европейских стран, например, Болгария.
В отличие от большинства патентных ведомств мира ЕПВ является организацией, находящейся на полном хозрасчете. В 1994 г. доходы ЕПВ составили 999,4 млн. немецких марок и полностью покрыли все расходы. Во главе ведомства стоит президент, которому помогают в работе пять вице-президентов. Каждый из вице-президентов отвечает за работу одного из главных директоратов. Главный директорат "Поиск" находится в Гааге (Нидерланды), а директораты "Экспертиза", "Жалобы", "Администрация" и "Международные отношения" находятся в Мюнхене (Германия). Президент ЕПВ и его аппарат находятся вместе с главными директоратами в Мюнхене. Кроме того, в Берлине находится филиал главного директората ?Поиск?, который занимается патентными поисками, а в Вене - филиал главного директората ?Международные отношения?, который отвечает за патентную информацию, публикации и исследовательские работы (бывший ИНПАДОК).
Общий штат ЕПВ (вместе с филиалами) в 1994 г. составлял 3717 человек, из них в Мюнхене находилось 1883 человека, в Гааге - 1634 человека, в Берлине - 163 и в Вене - 87 человек. Полноправными членами ЕПВ являются 17 государств, однако в штате ведомства граждане Германии составляют около 26%, Франции - примерно 16 %, Нидерландов (местонахождение главного директората ?Поиск?) - 15 %, Великобритании - 13 %, т.е. на долю четырех стран приходится около 70 % мест в штате ведомства, а на долю остальных 13 государств приходится 30 % мест.
Контроль за работой ЕПВ осуществляется Административным Советом, в состав которого входят представители государств - участников Европейской патентной конвенции. Главными функциями Административного Совета являются: пересмотр и внесение поправок к правилам Конвенции, которые готовятся президентом ЕПВ, принятие бюджета, утверждение изменений размеров патентных пошлин.
Считается общепризнанным, что заявителю использование европейской патентной системы дает следующие преимущества:
- экономия времени и средств на патентование, если охрана испрашивается не менее, чем в трех государствах;
- единственный вариант патента для всех указанных государств, что упрощает защиту прав;
- получение "сильного" патента, поскольку европейский патент выдается только после проведения экспертизы по существу, что особенно важно для стран, национальное патентное законодательство которых предусматривает явочную систему экспертизы.
Государства-участники Конвенции получают следующие преимущества:
- рационализация функционирования и избежание дублирования работ;
- кооперация в области патентной документации и информации.
В соответствии с Конвенцией заявитель подает одну заявку в ЕПВ, содержащую указание государств-участников Конвенции, в которых он испрашивает охрану. В случае выдачи европейского патента в каждой их названных стран европейский патент имеет автономный режим. Это означает, что аннулирование патента в одной из указанных стран никак не влияет на действие патента в других странах. Процедура в Европейском патентном ведомстве может проводиться на одном из трех официальных языков: на английском, французском или немецком. Конкретно язык делопроизводства определяется языком, на котором была подана заявка.
Следует отметить, что заявители из государств-участников Конвенции, официальным языком которых не являются официальные языки ЕПВ, имеют определенные преимущества в части размера уплачиваемых пошлин. Заявители из этих стран могут подать заявку на официальном языке своей страны. Однако в этом случае они должны представить перевод заявки на один из официальных языков в течение трех месяцев с даты подачи, но не позднее срока истечения тринадцатого месяца с даты наиболее раннего приоритета. Заявитель, подавший заявку на одном из официальных языков ЕПВ, обязан обеспечить перевод пунктов формулы заявки на два других официальных языка на окончательной стадии рассмотрения заявки в случае принятия решения о выдаче патента.
При подаче заявки заявитель обязан в заявлении указать страны, в которых испрашивается охрана (по состоянию на 1995 г. это 17 стран-участниц Конвенции, а также Латвия, Литва, Румыния и Словения). Указание любой страны может быть изъято на любой стадии делопроизводства по заявке, однако ни одно указание не может быть дополнительно введено по отношению к указаниям, приведенным в заявлении, сопровождающем заявку при ее подаче.
Заявление о выдаче европейского патента обязательно должно подаваться на бланке ЕПВ, который выдается бесплатно. Физические и юридические лица, имеющие место жительства или основного бизнеса на территории одного из государств-участников Конвенции, могут подавать заявку в ЕПВ и вести по ней делопроизводство без посредника. Все остальные физические и юридические лица также могут подавать заявку без посредника, но обязаны вести дальнейшее делопроизводство только через патентного поверенного, зарегистрированного в ЕПВ.
Документы заявки, содержащие описание изобретения, пункты формулы, чертежи и реферат, подаются в трех экземплярах. Европейские патенты выдаются на промышленно применимые изобретения, которые являются новыми и обладают изобретательским уровнем. Следует обратить внимание на то, что в настоящее время существует три области, на изобретения в которых европейские патенты не выдаются. Это, во-первых, программы для ЭВМ, во-вторых, методы хирургического или терапевтического лечения организма человека или животных, а также методы диагностики, осуществляемые непосредственно на организме человека или животного, в-третьих, сорта растений или породы животных, а также преимущественно биологические способы выведения растений или животных.
Если изобретение, связанное с реализацией программы для ЭВМ делает "технический вклад" в уровень техники, например в части хранения, обработки или поиска информации техническими средствами, то факт использования программы в изобретении не препятствует признанию его патентоспособным. Что касается сортов растений или пород животных, то эти объекты могут быть защищены в большинстве европейских стран национальными патентами.
Заявка на европейский патент может подаваться непосредственно в ЕПВ (Мюнхен, Гаага или Берлин) либо в национальные патентные ведомства, из которых она далее пересылается в ЕПВ. Исключительно в ЕПВ должны направляться только выделенные заявки. Как правило, в законодательстве большинства государств-участников Конвенции указывается, что заявки, содержащие государственные секреты, должны направляться в ЕПВ через национальные патентные ведомства. Законодательство ряда стран, например Франции, предписывает обязательное направление всех европейских заявок, не содержащих притязаний на приоритет и подаваемых лицами, имеющими постоянное место проживания или бизнеса во Франции, только через национальное патентное ведомство этой страны. Из национального патентного ведомства заявка пересылается в ЕПВ, которое информирует об этом заявителя. Если заявка не поступает в ЕПВ до конца четырнадцатого месяца с даты подачи заявки или наиболее ранней даты приоритета, то заявка рассматривается как отозванная. Все уплаченные заявителем пошлины возвращаются, и он может преобразовать свою европейскую заявку в национальную.
При подаче европейской заявки уплачиваются следующие пошлины:
- за подачу;
- за поиск;
- за каждый пункт патентной формулы свыше десяти;
- за указание государств, в которых испрашивается охрана (отдельно за каждое указание за исключением совместного указания Швейцарии и Лихтенштейна).
Пошлины за подачу и поиск уплачиваются в течение одного месяца с даты подачи заявки. Пошлина за указание государств должна оплачиваться в течение 12 месяцев с даты подачи или, если истребуется приоритет, в течение того же срока, но с даты наиболее раннего приоритета. Если заявитель не смог уплатить названные пошлины в установленный срок, то он может воспользоваться дополнительным сроком в один месяц. Однако в этом случае размер пошлины увеличивается на 10 %.
Процедура выдачи патента по европейской заявке является экспертной, она начинается с формальной экспертизы и подготовки обязательного отчета о поиске. Первая фаза процедуры заканчивается публикацией европейской патентной заявки и отчета о поиске. Вторая фаза процедуры (экспертиза по существу) ведется только по желанию заявителя.
Первая фаза выполняется Директоратом ?Поиск? ЕПВ, который находится в Гааге, и его филиалом в Берлине. Проверка полученных заявок и их формальная экспертиза выполняются получающим подразделением директората, а проведение поиска, подготовка отчета, а также публикация заявки и отчета о поиске выполняются одним из отделов поиска.
Вторая фаза процедуры выполняется в штаб-квартире ЕПВ, расположенной в Мюнхене, она состоит из экспертизы заявки по существу и процедуры выдачи патента. Решение по заявке принимается коллегиально тремя экспертами, имеющими техническое образование, которые в случае необходимости прибегают к помощи эксперта с юридическим образованием. Однако вся предварительная работа по заявке до принятия окончательного решения поручается одному эксперту с техническим образованием, который ведет необходимую переписку с заявителем, а также контактирует с ним по телефону. Именно этим экспертом подготавливается проект решения по заявке.
Если заявитель настаивает на проведении очного обсуждения делопроизводства по его заявке (или, в исключительных случаях, на таком обсуждении настаивает ведомство), то обсуждение проходит в составе всей коллегии со стороны ведомства.
На первой фазе процедуры рассмотрения заявки формальная экспертиза и патентный поиск ведутся одновременно. Требования, предъявляемые к заявке в процессе формальной экспертизы, не отличаются в принципе от требований, предъявляемых в соответствии с большинством европейских национальных законодательств. Европейский отчет о поиске готовится на основе пунктов формулы с учетом описания и чертежей. В отчете о поиске приводится библиографическая информация о документах, которые имеются в распоряжении ЕПВ и могут быть использованы для оценки новизны и изобретательского уровня технического решения, описанного в заявке. Отчет не содержит никаких письменных доводов, касающихся аргументирования вопроса патентоспособности заявки. Непосредственно после завершения поиска отчет вместе с копиями всех цитированных документов пересылается заявителю. После получения отчета заявитель может отозвать заявку, если он не видит смысла в продолжении процедуры в свете результатов поиска. Заявитель также может внести в заявку необходимые с его точки зрения изменения, которые однако не могут выходить за пределы первоначально поданной заявки.
Европейская патентная заявка публикуется по истечении 18 месяцев с даты подачи заявки или даты наиболее раннего приоритета. Опубликованный вариант заявки содержит описание, пункты формулы, чертежи и реферат. В приложении к заявке содержится отчет о поиске. Если к моменту публикации заявки отчет о поиске не готов, то он публикуется отдельно. Если заявитель изменил пункты патентной формулы в период между датой, на которую он получил отчет о поиске, и датой завершения технической подготовки заявки к публикации, то измененные патентные пункты публикуются в дополнение к первоначальным. После публикации заявки начинается временная правовая охрана изобретения. В тех странах, где официальным языком не является английский, французский или немецкий, временная правовая охрана наступает только тогда, когда будет выполнен перевод пунктов формулы на официальный язык этих стран и этот перевод станет доступен широкой публике или будет передан лицу, использующему изобретение.
Вторая фаза процедуры рассмотрения заявки на европейский патент наступает после получения ходатайства от заявителя о проведении экспертизы по существу. Данное ходатайство должно быть подано в течение шести месяцев с даты публикации сведений об отчете о поиске в европейском патентном бюллетене (European Patent Bulletin). Одновременно должна быть уплачена пошлина за проведение экспертизы. Ходатайство не может быть отозвано. Во всех случаях заявитель может оплатить пошлину за экспертизу по существу одновременно с подачей заявки. Это не доставляет ему никаких неудобств, так как пошлина возвращается целиком, если заявка отзывается или заявитель получает отказ в выдаче патента до поступления заявки в экспертный отдел.
После получения ходатайства эксперт ЕПВ начинает экспертизу заявки на соответствие критериям патентоспособности в свете результатов отчета о поиске. Еще несколько лет назад средняя продолжительность делопроизводства по заявке составляла от трех до пяти лет. Благодаря принятым мерам (как это утверждается в отчете Президента ведомства за 1994 г.) в настоящее время отчет о поиске готовится не позднее 6 месяцев с даты подачи заявки, а первое письмо по результатам экспертизы по существу направляется заявителю не позднее, чем через три месяца.
Перед вынесением решения эксперт консультируется по своему усмотрению с одним или более членами своей коллегии, а остальных предупреждает о дате заседания, на котором должно быть вынесено решение. Если на своем заседании коллегия принимает решение об отказе в выдаче патента, то это решение должно быть аргументировано, причем аргументы должны базироваться на фактах, по которым заявитель может представить свои комментарии.
В случае принятия коллегией решения о соответствии заявки требованиям патентоспособности, по заявке принимается решение о выдаче патента, которое вступает в силу только в случае согласия заявителя с текстом описания, уплаты им пошлины и перевода пунктов формулы на два официальных языка Конвенции, не являющихся языками делопроизводства по заявке. Процедура выдачи патента существенно убыстряется, если заявитель без промедления одобряет текст, с которым планируется выдача патента коллегией экспертов. Следует отметить, что после согласования всех вопросов между экспертной коллегией и заявителем по поводу текста будущего патента заявитель имеет три месяца для уплаты необходимых пошлин, причем этот срок не продлевается ни при каких условиях. Если заявитель не уплачивает необходимые пошлины в течение этого срока, заявка считается отозванной.
Европейский патент считается выданным с даты публикации сведений о его выдаче в европейском патентном бюллетене. Одновременно публикуется описание к европейскому патенту, содержащее чертежи и пункты патентной формулы. Патентообладатель получает грамоту европейского патента с приложенным к ней описанием патента.
Получив патентную грамоту, следует не забыть о требованиях национальных патентных законодательств указанных государств, поскольку в этих странах патент будет действовать только после перевода на официальные языки этих стран пунктов патентной формулы.
После публикации сведений о выдаче патента наступает третья фаза делопроизводства, связанная с заявкой. С этого момента в делопроизводстве могут принять участие третьи лица (конкуренты), которые могут подать протест против выдачи патента. Протест против выдачи патента должен быть направлен в ЕПВ в течение 9 месяцев с даты публикации сведений о его выдаче. За подачу протеста уплачивается пошлина. Протест распространяется на все указанные государства. В делопроизводстве по рассмотрению протеста принимают участие как патентообладатель, так и сторона, протестующая против выдачи патента. Решение по протесту принимает специальный отдел ведомства (Opposition Division) ЕПВ. Возможны три решения по протесту: аннулирование патента, сохранение патента в силе без каких-либо изменений и поддержание патента в силе в измененном объеме, при условии согласия с этим заявителя и уплаты им необходимых пошлин. В последнем случае заявитель обязан представить перевод изменений на два официальных языка, каждый из которых не являлся языком делопроизводства по заявке.
Решения секции приема заявок, экспертных отделов, специального отдела по рассмотрению протестов и юридического отдела могут быть обжалованы. Процедура обжалования такова: вначале жалобу подают в тот отдел, решение которого обжалуется; если этот отдел сочтет жалобу обоснованной, он пересматривает свое решение и выносит новое решение в течение месяца; если жалоба отклоняется, то она незамедлительно передается в Апелляционную палату ЕПВ.
Решение Апелляционной палаты является окончательным. Члены Апелляционной палаты независимы, при принятии решений они не связаны никакими внутренними инструкциями и обязаны руководствоваться только положениями Европейской Патентной Конвенции. Извещение о подаче жалобы должно быть направлено в течение двух месяцев с даты получения обжалуемого решения, а сама жалоба должна быть направлена в течение четырех месяцев с той же даты. Указанные сроки не продлеваются.
Апелляционная палата состоит из Большой Апелляционной палаты, Апелляционной палаты по правовым вопросам и Апелляционной палаты по техническим вопросам, которая содержит секцию по химии, секцию по физике, секцию по механике и секцию по электричеству. Если Апелляционная палата по правовым вопросам или палата по техническим вопросам не могут найти решения или считают целесообразным они передают рассматриваемую жалобу на решение в Большую апелляционную палату. Эта палата также ответственна за подготовку заключений по правовым вопросам, направляемым ей Президентом ведомства. В работе палат принимает разное количество специалистов, которые имеют различную специализацию (техническую или правовую). Детально процедурные аспекты работы палат регламентируются частью шестой Европейской Патентной Конвенции и Инструкцией к этой Конвенции.
Одной из особенностей делопроизводства по заявке на европейский патент является необходимость уплаты пошлины за поддержание заявки в силе за каждый последующий год рассмотрения, начиная с третьего по счету года после ее подачи. Пошлина должна быть уплачена не позднее последнего дня месяца, на который приходится соответствующая годовщина подачи заявки. Пошлина может быть уплачена и в течение 6 месяцев после указанной даты, но в этом случае размер пошлины увеличивается на 10 %. Последний раз эта пошлина уплачивается в году публикации сведений о выдаче европейского патента. Обычные годовые пошлины за поддержание европейского патента в силе уплачиваются в ведомства каждого из указанных государств. Размеры этих пошлин устанавливаются Правительствами государств-участников Конвенции. Учитывая специфику взаимоотношений заявителя с национальными ведомствами, ЕПВ издает специальное руководство (National law relating to the EPC) для заявителей относительно национальных законодательств в части их соотношения с Европейской Патентной Конвенцией. Следует отметить, что 50 % общей суммы этих пошлин национальные ведомства передают ЕПВ.
Практически параллельно с работами по созданию ЕПВ велись работы по созданию системы так называемого патента Сообщества, т.е. патента, который имеет одинаковое действие на территории всех государств, ратифицировавших Конвенцию о Европейском Патенте для Общего Рынка. Настоящая Конвенция была подписана 15 декабря 1975 г. в Люксембурге представителями девяти стран-членов Европейского Сообщества. В 1985 г. в Люксембурге состоялась вторая конференция по Патенту Сообщества, а в 1989 г. - третья конференция. Однако до практической реализации этой Конвенции еще достаточно далеко, поскольку к концу 1994 г. только пять государств из двенадцати, подписавших ее, ратифицировали Конвенцию. В соответствии со ст. 98 Конвенции она вступает в силу через три месяца после сдачи на хранение ратификационной грамоты государством, которое последним из подписавших ее осуществляет ратификацию.


3. Евразийская региональная патентная система

Еще до фактического распада СССР в декабре 1991 г. была предпринята попытка создания региональной патентной системы на территории провозгласивших независимость стран бывших субъектов СССР. В октябре 1991 г. полномочные представители названных стран подписали протокол о намерении заключить Конвенцию по охране промышленной собственности. Учитывая невозможность разработки Конвенции в короткий срок, было принято решение о подготовке "Временного соглашения об охране промышленной собственности". Соглашение подписали уполномоченные представители делегаций шести государств на встрече в городе Минске в конце 1991 г., в связи с чем это соглашение довольно часто называют минским.
Соглашение так и не вступило в силу. Основной причиной этого явился заложенный в его основу постулат, что материально-техническая и информационная база Госпатента СССР и подведомственных организаций является совместной собственностью государств- бывших субъектов СССР. Фактически это означало раздел собственности, принадлежавшей Госпатенту СССР и находящейся на территории России, что несомненно привело бы к ослаблению российской национальной патентной системы. Учитывая, что вновь провозглашенные независимые государства (бывшие республики СССР) объявили своей собственностью все находящиеся на их территории объекты союзного значения, аналогичное решение было принято Российской Федерацией. На международном уровне такое разделение собственности СССР было закреплено на совместном заседании Совета глав государств и Совета глав правительств СНГ 9 октября 1992 г. в г. Бишкеке, которое приняло "Соглашение о взаимном признании прав и регулировании отношений собственности".
После вступления в силу данного Соглашения правовая и практическая основы реализации минского Соглашения исчезли и наступил новый этап работ по созданию региональной патентной системы на территории бывшего СССР. В соответствии с Соглашением о мерах по охране промышленной собственности, подписанным в 1993 г. главами правительств Армении, Беларуси, Казахстана, Киргизстана, Молдовы, Российской Федерации, Таджикистана, Узбекистана и Украины, в мае 1993 г. в Москве состоялось первое заседание Межгосударственного совета по вопросам охраны промышленной собственности. На заседании присутствовали представители ВОИС во главе с Генеральным директором этой организации, а также Президент Германского патентного ведомства, что указывало на значительный интерес государств дальнего зарубежья к вопросу облегчения процедуры патентования изобретений иностранными заявителями на территории бывшего СССР. На заседании было решено подготовить проект Патентной конвенции, для чего была образована постоянно действующая Межгосударственная рабочая группа экспертов. Состоялось несколько заседаний названной рабочей группы, причем на всех заседаниях активную роль играли представители ВОИС.
Окончательный вариант конвенции, которая получила название "Евразийская патентная конвенция" (ЕАПК), был подготовлен на третьем заседании Межгосударственного совета, проходившего при непосредственном участии Генерального директора ВОИС 14-17 февраля 1994 г. в Женеве. Подписание Конвенции состоялось на заседании глав правительств стран СНГ в г. Москве 9 сентября 1994 г. Конвенцию подписали 9 государств Содружества, за исключением правительств Узбекистана и Туркменистана. Далее наступила фаза ратификации Конвенции. Федеральный Закон о ратификации Евразийской патентной конвенции был подписан Президентом Российской Федерации в июне 1995 г.
Конвенцией учреждается Евразийская патентная система, которая организационно оформляется в виде межправительственной Евразийской патентной организации, состоящей из Административного совета и Евразийского патентного ведомства. Членами организации являются все Договаривающиеся организации. Штаб- квартира Организации и Евразийское патентное ведомство находятся в г. Москве. Депозитарием Конвенции является Генеральный директор ВОИС, который также выступает в качестве посредника при возникновении какого-либо спора по вопросам толкования или применения Конвенции.
Главной целью Конвенции является создание межгосударственной системы правовой охраны изобретений на основе единого патента, действующего на территории государств-участников Конвенции. Названный патент выдается Евразийским патентным ведомством (ЕАПВ) по результатам экспертизы по существу, проводимой по ходатайству заявителя, при условии соответствия изобретения критериям патентоспособности. Срок действия евразийского патента - 20 лет с даты подачи евразийской заявки.
В соответствии с Конвенцией Евразийская патентная организация является самофинансируемой. Никакое Договаривающееся государство не может быть обязано уплачивать взносы в Организацию. Однако Российская Федерация предоставляет Организации авансы, причем размеры этих авансов и условия являются предметом отдельных соглашений между Организацией и Правительством Российской Федерации.
Евразийский патент может быть получен любым физическим или юридическим лицом из государств - участников Конвенции, а также заявителями из других государств, подавшими заявку в установленном порядке. Лица, имеющие постоянное местожительство или постоянное местонахождение на территории какого-либо Договаривающегося государства, могут подавать заявки самостоятельно, остальные заявители обязаны действовать через патентного поверенного. Заявка подается на русском языке, который будучи официальным языком Организации, используется и для делопроизводства по заявкам. ЕАПВ выдает патент на изобретение при условии, что оно соответствует критериям новизны, изобретательского уровня и промышленной применимости. Выданные патенты обладают автономным правовым режимом в каждом из государств. Это означает, что споры относительно действительности патента или его нарушения разрешаются национальными судами в каждом из договаривающихся государств. Такие решения имеют силу лишь на территории конкретного договаривающегося государства.
Евразийская заявка может быть подана непосредственно в ЕАПВ или (для заявителей договаривающихся государств) через национальное патентное ведомство. При непосредственной подаче заявки в ЕАПВ уплачивается единая процедурная пошлина за подачу заявки, поиск, публикацию и другие процедурные действия. При подаче заявки через национальное патентное ведомство последнему уплачивается пошлина за проверку заявки на соответствие требованиям экспертизы по формальным признакам и пересылку. Единая процедурная пошлина уплачивается ЕАПВ при пересылке заявки в это ведомство.
ЕАПВ проверяет заявку на соответствие формальным требованиям и проводит по ней поиск. Заявка вместе с отчетом о поиске публикуется незамедлительно по истечении 18 месяцев с даты ее подачи или с даты конвенционного приоритета. После опубликования заявки заявителю предоставляется временная правовая охрана в соответствии с национальным законодательством договаривающихся государств. В течение 6 месяцев с даты публикации отчета о поиске заявитель может подать ходатайство о проведении экспертизы. При этом должна быть уплачена пошлина за проведение экспертизы.
Решение о выдаче или об отказе в выдаче патента принимаются от имени ЕАПВ коллегиями, состоящими каждая из трех экспертов, являющихся штатными сотрудниками ведомства и, если иной порядок не принят единогласно Административным советом, гражданами различных договаривающихся государств. При несогласии с решением об отказе в выдаче патента заявитель в трехмесячный срок может, уплатив пошлину, подать возражение, которое должно быть рассмотрено коллегией ЕАПВ. За выдачу патента ЕАПВ должна быть уплачена пошлина в течение 3 месяцев с даты получения заявителем уведомления о готовности ведомства выдать патент.
Для поддержания патента в силе уплачиваются ежегодные пошлины, причем для продолжения действия патента в каждом договаривающемся государстве патентовладелец должен указать название каждого из государств, в которых он желает продолжение действия патента. Размеры пошлин за поддержание патента в силе в отношении каждого договаривающегося государства устанавливаются этим государством. Валюта, в которой должна быть уплачена пошлина за поддержание патента в силе, устанавливается Административным советом. Пошлины за поддержание патента в силе уплачиваются ЕАПВ, причем одна часть пошлин остается в ЕАПВ, а другая передается национальному ведомству каждого из указанных договаривающихся государств.
Евразийское патентное ведомство начало прием заявок в январе 1996 г. и оценить количество этих заявок и соотношение между заявками, подаваемыми из стран СНГ и дальнего зарубежья, можно только в первом приближении. Однако ясно, что заинтересованность к механизму ЕАПВ со стороны заявителей из дальнего зарубежья достаточно высока, поскольку необходимо подавать только одну заявку, не требуется перевода на официальные языки договаривающихся государств, нет необходимости оплаты услуг патентных поверенных в каждом из договаривающихся государств. Учитывая экономию на оплате услуг патентных поверенных и отсутствие необходимости оплаты переводов патента на несколько официальных языков стран СНГ, заявители из дальнего зарубежья получают существенную экономию средств при патентовании в соответствии с механизмом ЕАПВ в сравнении с патентованием изобретений в нескольких странах СНГ на основе национальной процедуры.
Для заявителей из договаривающихся государств ситуация с применением ЕАПК иная. К настоящему времени во всех странах СНГ приняты патентные законы и созданы государственные органы, ответственные за обеспечение охраны промышленной собственности. С целью облегчения взаимного патентования между странами СНГ и, в первую очередь между Россией и остальными странами СНГ, заключен целый ряд соглашений в области промышленной собственности. Суть этих соглашений состоит в том, что заявки могут подаваться в договаривающиеся страны непосредственно заявителями (без посредства патентных поверенных), пошлины уплачиваются в национальной валюте и в размерах, предусмотренных для национальных заявителей. Кроме того ряд государств СНГ (Азербайджан, Беларусь, Казахстан, Киргизстан, Таджикистан, Туркменистан, Узбекистан и Украина) принимает заявки на русском языке. Учитывая, что пошлины для национальных заявителей, а следовательно и для российских (в соответствии с названными соглашениями), весьма невысоки, при патентовании в трех- четырех странах СНГ экономически выгоднее использовать национальные процедуры, а не процедуру ЕАПК.
Для примера можно привести только некоторые цифры. Так единая процедурная пошлина в соответствии с ЕАПК составляет 800 долл. США за одно изобретение, пошлина за экспертизу 800 долл. США и пошлина за выдачу патента 500 долл. США (в соответствие с проектом размеров пошлин). Итого, минимальные затраты на получение патента - 2100 долл. США. Анализ информации, приведенной в первых двух бюллетенях ЕАПВ, показывает, что из поданных непосредственно в ведомство 27 заявок только две заявки поданы из государств-участников ЕАПК (из России и Белоруссии). Можно предположить, что и в дальнейшем основной поток заявок будет поступать из стран дальнего зарубежья.
Вместе с тем следует учитывать, что физические лица, имеющие постоянное место жительства или постоянное местонахождение на территории какого-либо государства - участника Парижской конвенции по охране промышленной собственности, в котором уровень валового национального дохода, приходящегося на душу населения этого государства, составляет 3000 или менее долларов США, уплачивают пошлины по временному льготному тарифу. Льготным тарифом (20 % от сумм основных пошлин) пользуются граждане всех государств, являющихся в настоящее время членами ЕАПК. Следует еще раз подчеркнуть, что юридические лица из указанных государств льгот по уплате пошлин не имеют.
Таким образом, выбор процедуры патентования (ЕАПК или национальная процедура) должен делаться любым заявителем из стран СНГ только после сопоставительного анализа затрат на патентование.



Г Л А В А Ч Е Т В Е Р Т А Я

ТОВАРНЫЕ ЗНАКИ

1. Введение

С товарными знаками мы сталкиваемся ежедневно, когда совершаем мелкие и крупные покупки, будь то пакет молока или автомобиль. Товарный знак представляет собой символ, предназначенный в первую очередь для идентификации производителя. Товар одного и того же вида, например мыло, может производиться различными фирмами, причем каждая из них проставляет на этом продукте свой товарный знак. Потребители, руководствуясь этими знаками, делают покупки. Если ранее приобретенный ими товар полностью удовлетворил их, то повторно аналогичный продукт покупается, как правило, с запомнившимся товарным знаком. Совершенно необязательно, чтобы покупатель точно знал кому принадлежит товарный знак. При покупке потребитель делает выбор между аналогичными по назначению товарами, производимыми фирмами-конкурентами, ориентируясь исключительно на товарный знак. Очевидно, что товарные знаки должны быть не только разными, но и отличаться друг от друга с первого взгляда, т.е. необходимо, чтобы они обладали высокими различительными свойствами.
История товарных знаков уходит в века и точно зафиксировать дату появления первых товарных знаков не представляется возможным. Однако примерно с 5000 года до нашей эры человечество начинает массовое по тем временам производство и продажу глиняной посуды. Именно на этой посуде и появились обозначения, которые в наше время классифицируются как товарные знаки. Посуда, произведенная в Китае в период царствования императора Хонг-То, была маркирована первыми (из обнаруженных к настоящему времени) отчетливыми обозначениями, которые указывали имя правящего императора и имя производителя или место производства.
Еще более широкое распространение получили товарные знаки в средние века, когда возникли первые гильдии ремесленников и купцов. Каждый ремесленник отвечал за качество производимого им товара и потому ставил на него свое клеймо (товарный знак). Часто несколько ремесленников участвовали в производстве одного продукта, например, нож производился кузнецом, который ковал лезвие, плотником, который делал рукоятку, и кожевенником, изготовлявшим чехол. В этом случае каждый из них мог проставлять свое клеймо на результате своего труда.
Первый законодательный акт, касающийся Товарных знаков, был принят английским Парламентом в 1266 г. В соответствии с этим актом каждый пекарь обязан был проставлять свой знак на хлебе, чтобы, "если хлеб выпечен недостаточного веса, было известно, кто является виновным". Однако до начала промышленной революции товарные знаки имели довольно ограниченное применение так как товары часто были трудноразличными, отпускались на вес из ящиков или сосудов.
С началом промышленной революции стала широко использоваться индивидуальная упаковка. Это дало возможность использовать товарные знаки как средство идентификации продукта и как средство рекламы.
Примером широкого практического использования товарного знака, начиная с прошлого века, является американская компания "Проктор и Гембл". До 1880 г. мыло производилось дома или покупалось на вес. В магазине продавец по просьбе покупателя отрезал кусок мыла подобно тому как это делается с маслом. Технология производства мыла была крайне несовершенна, поэтому качество мыла отличалось от партии к партии. Уильяму Проктору и Джеймсу Гемблу удалось создать технологию, обеспечивающую получение мыла постоянного качества. Проктор и Гембл выбрали для производимого ими мыла наименования "IVORY", которое и было зарегистрировано как товарный знак. Этот товарный знак не только идентифицировал производителя, но и использовался и используется до настоящего времени в рекламных целях как символ качества и чистоты.
Товарные знаки выполняют три основных функции.
Первой функцией является идентификационная, обеспечивающая выделение товара среди других подобных и указывающая на источник его происхождения. Покупатель, приходя в магазин и покупая товар с предпочитаемым им товарным знаком, тем самым выбирает конкретного производителя среди конкурентов. Особенно велико значение этой функции сейчас, когда большинство магазинов в мире используют принцип самообслуживания и продавец в принципе не имеет возможности "навязать" тот или иной товар покупателю. Если бы не было идентификации, у производителя не было бы оснований гордиться своей продукцией, а у покупателя не было бы возможности винить конкретного производителя за плохое качество или, напротив, хвалить за высокое качество продукта. Без товарных знаков продукты становятся как бы анонимными, а анонимность в условиях конкуренции скорее приведет к ухудшению качества, чем к улучшению, поскольку за счет снижения затрат на производство, проводимых в ущерб качеству, можно повысить прибыль.
Второй функцией товарных знаков является донесение до потребителя информации о качестве продукта. Даже если товарный знак не гарантирует высокое качество, он гарантирует его стабильность. Кроме того, потребитель привыкая к тому, что продукты, маркированные определенным товарным знаком, удовлетворяют его по качеству и цене, часто готов покупать и другие товары, снабженные тем же товарным знаком.
Третьей функцией товарного знака является рекламная функция. Товарный знак сам по себе может быть выполнен в виде этикетки товара, или присутствовать на этикетке, проставляться на упаковке. С учетом этого обстоятельства упаковка товара становится четко выделяемой среди других и начинает нести функцию товарного знака, в том числе и рекламную.
Активная законотворческая деятельность по товарным знакам началась с середины XIX в. С 1857 по 1900 гг. сначала во Франции, а затем еще в 7 странах были приняты национальные законы, касающиеся товарных знаков. В 1883 г. одиннадцатью странами была подписана Парижская Конвенция, содержащая основные международные нормы по товарным знакам. В настоящее время подготовлен международный документ, регламентирующий вопросы гармонизации законодательств по товарным знакам различных стран мира.


2. Товарные знаки и знаки обслуживания.
Виды товарных знаков

В соответствии с Законом Российской Федерации "О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров" к товарным знакам и знакам обслуживания относят обозначения, способные отличать соответственно товары и услуги одних юридических или физических лиц от однородных товаров и услуг других юридических или физических лиц.
Как товарные знаки могут быть зарегистрированы словесные, изобразительные, объемные и другие обозначения или их комбинации. В ряде стран как знаки обслуживания могут быть зарегистрированы звуковые символы, передаваемые радио и телестанциями.
Наиболее распространенными являются словесные товарные знаки, причем в качестве таковых могут регистрироваться существующие слова, искусственные слова, а также сочетания букв и цифр.
Например: существующие слова - "Лада", "Triumph" - для автомобилей;
искусственные слова, которые конструируются, в основном, по принципу хорошей запоминаемости - "Coca-Cola" (Кока-Кола), "Xerox" (Ксерокс);
имена - "Ford" (Форд), Peogeot (Пежо);
сочетания букв (аббревиатура) - "ЗИЛ", "КАМАЗ", BMW (БМВ);
числа - 555 (сигареты), 4711 (одеколон).
В качестве изобразительных товарных знаков используются рисунки и символы. Например, фирма по производству готовой одежды "Лакост" в качестве товарного знака использует изображение крокодила, фирма ?Мерседес? применяет товарный знак в виде трехлучевой звезды.
Комбинированные товарные знаки состоят из словесных и изобразительных элементов. Такие знаки при их удачном выполнении сочетают достоинства словесных и изобразительных знаков. Наиболее эффективными, как правило, являются комбинированные товарные знаки, сочетающие словесные и изобразительные элементы тождественного содержания. Эти знаки лучше запоминаются, их легче защищать в случае регистрации за рубежом (возможны коллизии при переводе словесного элемента). К числу комбинированных товарных знаков относятся известные в нашей стране знаки "Пума", "Ягуар", "Кристалл".
Следует сразу же указать, что в качестве товарного знака могут регистрироваться далеко не любые обозначения. В соответствии с пп.1,2 ст. 6 Закона РФ "О товарных знаках..." (далее в настоящей главе - Закон) не допускается регистрация товарных знаков, состоящих только из обозначений:
не обладающих различительной способностью;
представляющих собой государственные гербы, флаги и эмблемы, официальные названия государств, эмблемы, сокращенные или полные наименования международных межправительственных организаций, официальные контрольные, гарантийные и пробирные клейма, печати, награды и другие знаки отличия или сходных с ними до степени смешения. Такие обозначения могут быть включены как неохраняемые элементы в товарный знак, если на это имеется согласие соответствующего компетентного органа или их владельца;
вошедших во всеобщее употребление как обозначения товаров определенного вида;
являющихся общепринятыми символами и терминами;
указывающих на вид, качество, количество, свойства, назначение, ценность товаров, а также на место и время их производства или сбыт;
являющихся ложными или способными ввести в заблуждение потребителя относительно товара или его изготовителя;
противоречащих общественным интересам, принципам гуманности и морали.
К обозначениям, не обладающим различительной способностью отнесены: отдельные буквы, буквенные сочетания, цифры, их сочетания, аббревиатуры, не имеющие словесного характера, такие, к примеру, как СКБ, СКТБ, НИИ, КБО, УПП.
Не подлежат регистрации также геометрические фигуры, названия товаров (видовые или родовые обозначения) и их простые (натуралистические) изображения.
Вместе с тем перечисленные выше обозначения могут быть зарегистрированы, если они исполнены в оригинальной графической манере.
Положения ст. 6 не позволяют регистрировать общепринятые символы и термины, применяемые в различных областях науки и техники ("Ампер", "Люкс", "Ватт") или указывающие на определенные виды деятельности: шестерня для машиностроения, игла для швейной промышленности, шлем Меркурия с крыльями для торговли, скрещенные молоточки для угольной и других отраслей горнодобывающей промышленности, чаша вместе со змеей для медицины.
Особую группу обозначений, не подлежащих охране, составляют описательные обозначения, например, такие как "Creme-22" для косметических товаров, "Monolith" для конструкции из железобетона.
Не регистрируются в качестве товарных знаков обозначения, указывающие исключительно на время, способ, место производства товара, на вид, качество, свойства, количество, состав, весовые соотношения, назначение, ценность товара или другие данные, имеющие исключительно описательный характер.
К категории описательных обозначений относятся и такие, которые не могут в достаточной степени индивидуализировать товар и его производителя из-за отсутствия отличительных признаков: "Мособувь", "Азмехшуба", "Укрниисхом", а также обозначения, носящие хвалебный характер: "Экстра", "Люкс".
Товарные знаки, состоящие частично или полностью из географических обозначений, не подлежат регистрации, если они могут восприниматься потребителем только как указания на место нахождения изготовителя товара. Однако географические обозначения могут быть зарегистрированы, если по своему характеру они воспринимаются потребителем как фантазийные по отношению к товару, не вызывая ассоциаций с местом их изготовления. Например, слово "Эверест", предназначенное для сигарет, или малоизвестные широкому потребителю географические обозначения, как, например, название озера в Рязанской области - "Свитязь" или небольшой реки на Урале - "Агидель".
Следует отдельно остановиться на так называемых знаках обслуживания, которые в настоящее время получают все большее распространение. Если традиционно товарные знаки были связаны с готовым продуктом, на упаковку которого они проставлялись, то по мере расширения сферы услуг началось использование индивидуальных знаков предприятиями этой сферы. Такие знаки применяются авиакомпаниями, гостиницами, сетью предприятий химчисток и т.д. Хотя такие знаки не являются товарными (в буквальном смысле), они выполняют все три основных функции товарных знаков (идентификации, качества и рекламы). В российском законодательстве знаки обслуживания упоминаются непосредственно в Законе, в законодательствах ряда стран, где нет термина "знак обслуживания", понятие "товарный знак" толкуется в расширительном смысле, что позволяет использовать этот термин применительно к услугам.




3. Коллективные товарные знаки

Коллективные товарные знаки используются в связи с товарами или услугами. Однако в отличие от товарных знаков или знаков обслуживания они могут проставляться различными предприятиями, которые входят в Ассоциацию. Последняя создается в общем случае для того, чтобы гарантировать соблюдение всеми входящими в нее предприятиями определенного качества производимых товаров. Коллективный знак может быть использован любым предприятием Ассоциации при условии соблюдения им заданного стандарта качества товара и условий пользования товарным знаком. В условиях использования коллективного товарного знака указывается, какие из характеристик продукта должны выдерживаться и каким образом они контролируются, а также указываются санкции, применяемые в случае неправомерного использования товарного знака. Правила использования коллективного товарного знака должны оговариваться в заявке на его регистрацию, любые изменения в правилах его использования необходимо доводить до сведения ведомства по охране товарных знаков. Любое предприятие Ассоциации наряду с коллективным товарным знаком может использовать свой товарный знак. В отличие от индивидуального товарного знака коллективный знак и право на его использование не могут быть переданы другим лицам.
Вследствие специфики коллективного товарного знака его регистрация производится в специальной части Государственного реестра.
Имеется существенная разница между обычными и коллективными товарными знаками. Во-первых, коллективные товарные знаки могут содержать описание характеристик товаров. Во-вторых, регистрация обычных знаков связана с негативным правом, т.е. правом на запрет его использования другими. В то же время регистрация коллективного товарного знака предполагает наложение на его обладателей позитивных обязанностей - поддержание высокого качества. В-третьих, обычные знаки идентифицируют предприятие, ответственное за производство и продажу товаров или услуг (используется так называемый принцип происхождения, а коллективные знаки идентифицируют товары как таковые (используется так называемый принцип продукта). В-четвертых, качество товаров и услуг, с которыми связаны коллективные товарные знаки, поддерживается и контролируется. Качество товаров с обычным знаком может изменяться (в сторону ухудшения), причем какой-либо ответственности при этом владелец знака не несет.
Закон РФ предусматривает регистрацию коллективных товарных знаков, причем в соответствии со ст. 21 в Патентное ведомство вместе с заявляемым обозначением и описанием товарного знака должен направляться устав коллективного знака. Примером коллективного товарного знака, выданного отечественному заявителю, является знак "Домохим", который проставляется на товарах бытовой химии.


4. Предупредительная маркировка

Владелец товарного знака может проставлять рядом с товарным знаком предупредительную маркировку, указывающую на то, что применяемое обозначение является товарным знаком, зарегистрированным в Российской Федерации. Как правило, в качестве такой маркировки применяется взятая в кружок буква "R" латинского алфавита.


5. Исключительное право на товарный знак
и продолжительность охраны

Владелец товарного знака имеет исключительное право пользоваться и распоряжаться товарным знаком, а также запрещать его использование другими лицами. Никто не может использовать охраняемый в Российской Федерации товарный знак без разрешения его владельца.
Нарушением прав владельца товарного знака признается несанкционированное изготовление, применение, ввоз, предложение к продаже, продажа, иное введение в хозяйственный оборот или хранение с этой целью товарного знака или товара, обозначенного этим знаком, или обозначения, сходного с ним до степени смешения, в отношении однородных товаров.
В РФ регистрация товарного знака действует в течение десяти лет, считая с даты поступления заявки в Патентное ведомство. Однако в отличие от патента срок действия товарного знака может быть продлен на десять лет по ходатайству владельца, которое подается в течение последнего года действия. Количество продлений не ограничивается, поэтому известны знаки (в мировой практике), которые действуют более сотни лет. Процедура продления действия товарного знака весьма проста - достаточно подать заявление и заплатить установленную пошлину. Более того, в некоторых странах достаточно уплатить пошлину за перерегистрацию, не подавая заявление. Сообщение о возобновлении публикуется в официальном бюллетене, поэтому просмотр этого документа необходим для определения правового статуса знака, который представляет интерес. Специальных сообщений об утрате права на товарный знак в связи с отсутствием его перерегистрации не публикуется.


6. Прекращение действия

Кроме прекращения действия товарного знака по истечении срока регистрации, знак может терять силу по следующим причинам: от знака может отказаться владелец; ведомство или суд могут признать регистрацию недействительной. В РФ процедура прекращения правовой охраны товарного знака предусматривается в ст. 28 Закона. Регистрация может быть признана недействительной в течение всего срока ее действия, если она была произведена с нарушением абсолютных оснований для отказа в регистрации (ст. 6) или в течение 5 лет с даты публикации сведений о регистрации товарного знака, если она была произведена с нарушением иных оснований для отказа в регистрации (ст. 7). Кроме того, действие регистрации товарного знака может быть досрочно прекращено полностью или частично на основании решения Высшей патентной палаты, которое является результатом рассмотрения заявления любого лица, в котором утверждается, что знак не используется в течение 5 лет с даты регистрации или 5 лет, предшествующих подаче заявления. Владельцу товарного знака предоставляется возможность представить доказательства того, что знак не использовался по независящим от него обстоятельствам.


7. Регистрация товарного знака

Нормы, касающиеся регистрации товарного знака, содержатся в ст. 8-13 Закона о товарных знаках РФ. Они охватывают вопросы подачи заявки, проведения экспертизы, обжалования решений по заявкам на регистрацию товарного знака.
Закон упрощает процедуру рассмотрения заявки и сокращает перечень документов, которые представляют для установления приоритета. Заявка должна относиться к одному товарному знаку и в соответствии с п. 4 ст. 8 должна содержать:
заявление о регистрации обозначения в качестве товарного знака с указанием заявителя, а также его местонахождения или местожительства;
заявляемое обозначение и его описание;
перечень товаров, для которых испрашивается регистрация товарного знака, сгруппированных по классам международной классификации товаров и услуг для регистрации знаков (далее МКТУ). Речь идет о МКТУ, учрежденной соглашением о международной классификации товаров и услуг в г. Ницца.
К заявке должны быть приложены:
- документ, подтверждающий уплату пошлины в установленном размере;
- устав коллективного знака, если заявка подается на коллективный знак.
В п. 1 ст. 9, Закона определено, что приоритет товарного знака устанавливается по дате поступления заявки в Ведомство. Кроме этого, заявитель имеет возможность истребовать конвенционный и выставочный приоритеты, предусмотренные соответственно положениями ст. 4С и ст. 11 Парижской конвенции.


8. Экспертиза заявки, решение о регистрации

В соответствии с положениями ст. 10-12 процесс экспертизы заявки на товарный знак включает два этапа: предварительную экспертизу и экспертизу заявленного обозначения.
В ходе проведения предварительной экспертизы проверяется содержание заявки и ее соответствие установленными требованиями. По результатам экспертизы заявителю сообщается о принятии заявки к рассмотрению либо об отказе в принятии ее к рассмотрению.
На втором этапе проверяется соответствие заявленного обозначения определению товарного знака и устанавливается, не является ли оно обозначением, которое не может быть зарегистрировано по основаниям, содержащимся в ст. 6 ("Абсолютные основания для отказа в регистрации") или в ст. 7 ("Иные основания для отказа в регистрации").
По результатам экспертизы принимается решение о регистрации товарного знака или об отказе в его регистрации.
Известно, что в зависимости от экспертной проверки имеются государства с явочной и проверочной экспертизой. Явочная - предполагает лишь проверку формальных признаков заявки (по существу это предварительная экспертиза, предусмотренная российским Законом).
В подавляющем большинстве государств действует проверочная система, предполагающая проведение после предварительной экспертизы исследование самого обозначения. Однако и в этих странах такая проверка бывает различной глубины: ограниченная или полная.
Страны с ограниченной экспертизой проверяют заявленное обозначение с точки зрения требований, которые определены ст. 6 Закона РФ, исключая новизну (Италия, Швейцария, Аргентина).
Такие страны, как США, Великобритания, Австрия, Япония, осуществляют полную экспертизу, включая проверку на новизну. Закон России предполагает проверочную и полную экспертизу заявки на товарный знак.


9. Обжалование решения по заявке

Принципиально изменена по сравнению с ранее действовавшей система обжалования решения по заявке (ст. 13).
Законом предусмотрена процедура, аналогичная той, которая определена Патентным Законом Российской Федерации. В отличие от существовавшего административного порядка, когда окончательное решение принималось Председателем Госпатента или его заместителем, заявитель в случае несогласия с решением по заявке, вправе подать возражение в Апелляционную палату Патентного ведомства, решение которой может быть обжаловано в Высшую патентную палату. Решение последней является окончательным.


10. Использование товарного знака

Закон Российской Федерации (ст. 22) устанавливает принцип обязательного использования товарных знаков. При этом под "использованием" понимается "фактическое" (реальное) применение знака на товарах, для которых товарный знак зарегистрирован, и их упаковке владельцем товарного знака или лицом, которому такое право предоставлено на основе лицензионного договора.
Использование знака на основе лицензии рассматривается как использование владельцем в соответствии с законодательствами, в частности, таких стран, как Япония, Великобритания, Франция.
Подавляющее большинство государств составляют те, в которых принцип обязательного использования является условием сохранения и защиты исключительного права на знак. Владелец знака должен его применять, не допуская перерывов, превышающих определенные Законом сроки. Нарушение этой обязанности может привести к досрочному прекращению действия регистрации товарного знака.
В соответствии с Законом России основанием для аннулирования знака может стать его неиспользование непрерывно в течение пяти лет не только с даты регистрации, как это имело место в ранее действовавшем законодательстве, но и пяти лет, предшествующих подаче заявления об аннулировании заинтересованного лица.
Сравнение данной нормы с аналогичными нормами законодательств других стран показывает, что сроки непрерывного неиспользования знака, которое может явиться причиной его аннулирования, различны. Так, например, в США они составляют 6 лет; во Франции, Австрии, ФРГ, Великобритании и Испании - 5 лет; Италии, Португалии, Швейцарии, Японии, КНР - 3 года.
Исходя из принципа фактического использования, в ст. 22 Закона предусматривается, что "номинальное" применение товарного знака может быть признано использованием лишь в случае, когда у владельца имеются уважительные причины неиспользования товарного знака непосредственно на продукции или ее упаковке.
В отличие от существовавшего ранее порядка аннулирования знака в виду его неиспользования, учитывая значимость последствий такого аннулирования, Закон относит решение этого вопроса к компетенции Высшей патентной палаты.
Эта статья также содержит положение о том, что юридические и физические лица, осуществляющие посредническую деятельность, могут на основе договора использовать свой товарный знак наряду с товарным знаком изготовителя товаров, а также вместо товарного знака последнего.


11. Передача товарного знака

Ст. 25, 26 и 27 Закона определяют порядок передачи товарного знака, включающий уступку товарного знака и предоставление лицензии на его использование.
Особенно большое практическое значение сегодня приобретает заключение лицензионных соглашений. Сейчас количество лицензий, предоставленных отечественными предприятиями, непрерывно растет и составляет несколько сотен, включая внутренние лицензии на такие знаки как "ЛОМО", "Байкал", "Спутник-11", "Регенкур".
Известно, что за лицензию на модели одежды В.Зайцева американская фирма "Интерторг" заплатила 2 млн. 080 тыс. долл. США, при этом 1 млн. долл. США - за товарный знак, зарегистрированный в США, представляющий собой факсимиле фамилии известного советского модельера.
В связи с положениями ст. 26 и 27, следует отметить, что лицензии могут быть:
- исключительные, когда в течение определенного периода товарный знак использует только лицо, получившее лицензию;
- простые, когда право на использование имеет лицензиар и лицензиат. При этом владелец знака - лицензиар может заключать лицензии с другими предприятиями;
- сублицензии, когда лицензиат может сам предоставлять третьим лицам лицензию.
Кроме этого, различают лицензии:
- полные, когда право на использование товарного знака касается всех товаров, в отношении которых зарегистрирован знак;
- частичные, когда право на использование товарного знака касается только части товаров, для которых зарегистрирован товарный знак.


12. Нарушение прав на товарный знак

Нарушение прав на товарный знак может осуществляться различными путями. Наиболее грубым нарушением является подделка, когда знак, являющийся идентичным или сходным с зарегистрированным знаком, проставляют без разрешения его владельца на продукте с целью создания впечатления, что поддельный продукт произведен фирмой - владельцем знака. Таким образом, в этом случае имеет место обман покупателя, который предполагает, что он купил товар известной фирмы, которая обладает товарным знаком, проставленном на продукте. К случаям подделки следует относить использование без разрешения идентичных товарных знаков, например, простановку знака "Пепси-Кола" на бутылках с безалкогольным напитком, произведенным другой фирмой. К подделкам можно отнести и использование не идентичных, но сходных знаков, которые могут ввести покупателя в заблуждение. Например, если на спортивной обуви вместо товарного знака Рибок (Reebok) проставлен знак Рибак (Reebak).
К сожалению, в настоящее время незаконный бизнес на подделках приобрел чрезвычайно широкое распространение. Это связано с тем, что производитель поддельных товаров не тратит средства на научные исследования, маркетинг и рекламу, которые уже были израсходованы владельцем товарного знака. Более того, производитель поддельного товара получает рынок, завоеванный усилиями законного владельца товарного знака.
Среди других видов недобросовестной конкуренции подделка рассматривается как наиболее тяжелое преступление как с точки зрения нанесения ущерба владельцу знака, как и с точки зрения степени эффективности мер, применяемых в борьбе с подделками и лицами, отвечающими за появление на рынке поддельных товаров.
Борьба с незаконным использованием товарных знаков в различных странах ведется по трем направлениям, которые относятся к следующим категориям действий: гражданские, уголовные и административные.


13. Рассмотрение споров, связанных с товарными знаками

В соответствии со ст. 45 Закона РФ все споры, связанные с товарными знаками, в зависимости от своего характера, рассматриваются судом, арбитражным судом или третейским судом.
Споры же, относящиеся к приобретению права на товарный знак и распоряжению им, отнесены Законом к компетенции Высшей патентной палаты. Такая процедура способна обеспечить объективность принимаемых решений, направлена на исключение проявления ведомственности и субъективизма и, в конечном счете, на поднятие авторитета выносимых решений для отечественных и иностранных заявителей. Кроме того, принципиально важно, что аналогичная процедура предусмотрена для рассмотрения споров, относящихся к другим объектам промышленной собственности.


14. Ответственность за незаконное использование
товарных знаков

В законе норма, определяющая средства защиты прав владельцев товарных знаков с учетом интересов потребителей, содержится в ст. 46. В ней, в частности, предусматривается, что "использование товарного знака или сходного с товарным знаком обозначения для однородных товаров, противоречащее положениям... Закона, влечет за собой гражданскую и(или) уголовную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации". При этом в соответствии с п. 2 ст. 4 "Нарушением прав владельца товарного знака признается несанкционированное изготовление, применение, ввоз, предложение к продаже, продажа, иное введение в хозяйственный оборот или хранение с этой целью товарного знака или товара, обозначенного этим знаком, или обозначения, сходного с ним до степени смещения, в отношении однородных товаров".
Указанное выше положение позволяет удовлетворить требование о прекращении незаконного использования товарного знака и возмещения причиненных владельцу убытков, исходя из Гражданского кодекса России.
Кроме этого, в соответствии с п. 2 ст. 46 Закона защита гражданских прав от незаконного использования товарного знака осуществляется также посредством:
"публикации судебного решения в целях восстановления деловой репутации потерпевшего;
удаления с товара или его упаковки незаконно используемого товарного знака или обозначения, сходного с ним до степени смешения, либо уничтожения изготовленных изображений товарного знака или обозначения, сходного с ним до степени смешения".
Одновременно с этим к лицу, незаконно использующему товарный знак, или обозначение, сходное с ним до степени смешения в отношении однородных товаров, могут быть применены уголовные санкции, предусмотренные статьей 180 Уголовного кодекса России.
Наряду с упомянутыми выше санкциями, "лицо, производящее предупредительную маркировку по отношению к незарегистрированному в Российской Федерации товарному знаку несет ответственность в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации".
В случае незаконного использования товарного знака могут быть применены административные санкции, предусмотренные Законом РФ "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках" от 22 марта 1991 г. В соответствии со ст. 10 указанного закона, не допускается недобросовестная конкуренция, в том числе самовольное использование товарных знаков, фирменных наименований или маркировки.
Комментируя положения, устанавливающие меры ответственности за незаконное использование товарных знаков и сопоставляя их с соответствующими нормами, содержащимися в законодательствах других стран, можно отметить, что подобные санкции предусматриваются практически всеми странами, охраняющими этот объект, независимо от системы возникновения его правовой охраны.
Например, в США в связи с ростом случаев подделки товаров в 1984 г. принят специальный Закон о нарушении товарных знаков, в котором впервые были введены уголовно-правовые санкции за умышленную торговлю товарами, маркированными поддельными знаками. Согласно этому Закону, такими санкциями являются: штраф до 250 тыс. долл. США или тюремное заключение на срок до 5 лет или оба наказания одновременно. Если преступление этого вида ранее судимым лицом совершается повторно (рецидив), то это лицо подвергается штрафу в размере 1 млн. долл. США или тюремному заключению до 15 лет. Оба наказания могут накладываться одновременно.
Уголовные санкции предусматриваются законодательством Японии, Канады, Мексики и других стран.
Рассмотрим два случая из с нарушением прав на товарные знаки, которые принадлежат американским фирмам.
Натан Битек и Маркос Битек через свои компании "Marnatech Enterprises" и "Conatech S.A." (далее называемые ответчиками) экспортировали, импортировали, распространяли и продавали поддельную обувь "Reebok" (Рибок) из Кореи в Мексику, Чили и США.
В августе 1989 г. представители фирмы Рибок во взаимодействии с другими производителями обуви (далее называемыми истцами) подали иск против ответчиков на основании информации, полученной ими в результате предварительного исследования. Таможенная служба США захватила в порту груз с поддельным товаром, предназначаемым для поставки в Мексику. Истец постоянно координировал свои действия с коллегией адвокатов и таможенной службой США. Для проведения соответствующих действий было запрошено правительство Мексики.
В результате предпринятых действий 18 лиц, включая ответчиков из Мексики, Кореи и США, были привлечены к суду (федеральный суд в г. Туксон, штат Аризона) за подпольную торговлю поддельной обувью в объеме нескольких миллионов пар.
Усилиями истца был обеспечен захват 10.000 пар поддельной обуви с товарными знаками "Reebok", "Converse" и VANS в г. Тихуана (Мексика), а также арест Натана и Маркоса Битек 14 сентября 1991 г. По решению суда обвиняемые были приговорены к одному году тюремного заключения.
Параллельно истец начал дело против ответчика в Федеральном окружном суде Калифорнии. Федеральное правительство конфисковало имущество ответчика на сумму 4,5 млн. долл. США, причем меры по конфискации и аресте имущества были проведены еще до окончания судебного процесса.
В итоге Натан Битек признал свою вину в подпольном импорте поддельных товаров, а также в том, что импорт осуществлялся на основе фальшивых документов. Битек выплатил истцу в виде компенсации 685 тыс. долл. США, а также заплатил 50 тыс. долл. США Таможенной службе, Министерству юстиции и полиции. Кроме того, судебные дела в Корее, начатые истцом, завершились осуждением обвиняемых на тюремное заключение сроком от 6 до 10 месяцев.
Следует отметить, что не всегда возникает необходимость обращаться в суд для разрешения конфликтной ситуации. Так, американская фирма "Kraft General Foods, Inc." продает во всем мире кристаллический порошок для приготовления безалкогольного напитка под торговым знаком TANG. В Сирийской Арабской Республике местная фирма А1 Amin Corporation начала производство напитка, на упаковке которого был проставлен товарный знак TANG.
В ответ на это американской фирмой сирийскому нарушителю было направлено предупредительное письмо с угрозой обращения в суд. Получив письмо, сирийская фирма прекратила маркировку своего продукта знаком TANG.
В СССР из-за отсутствия конкуренции между предприятиями в условиях планового хозяйства сколько-нибудь громких судебных дел, связанных с товарными знаками, не было.
Возникновение конкуренции в России привело к появлению крупных коллизий, связанных с товарными знаками. Широко известен спор между американской компанией Хьюблайн, являющейся владельцем фирмы "St Pierre Smirnoff Fils", и российской фирмой "П.А. Смирнов и потомки в Москве" за право обладания товарными знаками "Петр Смирнов" и "Смирнов" (Pierre Smirnoff, Smirnoff).
Крупные споры велись вокруг товарного знака "Аспирин" и ряда товарных знаков, проставляемых на табачной продукции.

<< Предыдущая

стр. 4
(из 11 стр.)

ОГЛАВЛЕНИЕ

Следующая >>