<< Предыдущая

стр. 5
(из 11 стр.)

ОГЛАВЛЕНИЕ

Следующая >>

Эти факты свидетельствуют о возрастании роли товарных знаков в деловом мире российского предпринимательство и подтверждают необходимость знания основ охраны интеллектуальной собственности бизнесменами.



15. Действие в России международных правовых актов
по товарным знакам

Россия является участником ряда международных соглашений, касающихся товарных знаков. Это в первую очередь Парижская конвенция по охране промышленной собственности и Мадридское соглашение о международной регистрации знаков. Основные положения, касающиеся товарных знаков, вытекающие из Парижской конвенции, сводятся к следующему:
- регистрация знака в одном из договаривающихся государств становится независимой от регистрации знака в любой другой стране, включая страну происхождения (ст. 6);
- знак, должным образом зарегистрированный в стране происхождения, должен приниматься для регистрации и охраняться в своем первоначальном виде в других договаривающихся государствах; в регистрации может быть отказано только в случаях: если эта регистрация приведет к нарушению прав третьих лиц, если знак лишен отличительных признаков, если знак противоречит морали, правопорядку или может ввести общественность в заблуждение (ст. 6quinquies);
- если использование зарегистрированного знака является обязательным, регистрация может быть аннулирована только по истечении справедливого срока и только тогда, когда владелец не может представить доказательств, оправдывающих его неиспользование (ст. 5С. -(1));
- каждое договаривающееся государство должно отказывать в регистрации и запрещать использование товарного знака, который представляет собой воспроизведение, имитацию или перевод другого знака, способного вызвать смешение с общеизвестным в этом государстве товарным знаком (ст. 6bis);
- каждое договаривающееся государство должно отказывать в регистрации и запрещать использование знаков или в качестве элементов этих знаков, которые содержат без соответствующего разрешения гербы, флаги или другие государственные эмблемы, официальные знаки, клейма контроля и гарантии, сокращенные и полные наименования международных межправительственных организаций (ст. 6ter);
- охрана распространяется на коллективные знаки и знаки обслуживания (ст. 7bis).
Россия, будучи участником Парижской rонвенции, гарантирует иностранным юридическим и физическим лицам равные права с юридическими и физическими лицами РФ. Кроме того, в соответствии со ст. 47 Закона, упомянутые иностранные лица могут получить названные права на основе принципа взаимности.


Мадридское соглашение о международной
регистрации знаков

Широкий обмен товарами между государствами после начала периода индустриализации обусловил необходимость для производителя товаров или их продавца регистрации своих товарных знаков в целом ряде государств, которые предъявляют различные требования к процедуре регистрации и поддержания товарных знаков в силе. Естественно, что подача заявки на регистрацию товарного знака в национальные ведомства требует перевода заявки на официальный знак государства, выплату гонораров патентным поверенным и уплату пошлины в каждое из государств в соответствии с различными требованиями.
Для преодоления указанных трудностей было разработано специальное соглашение, подписанное 14 апреля 1891 г. в Мадриде и получившее название "Мадридское Соглашение о международной регистрации знаков". По мере необходимости соглашение пересматривалось, а именно в 1909 г. (Брюссель), в 1911 г. (Вашингтон), в 1925 г. (Гаага), в 1934 г. (Лондон), в 1957 г. (Ницца), в 1967 г. (Стокгольм). Последние изменения в Соглашение были внесены в 1979 г. Основная суть соглашения состоит в том, что заявители из любой страны - участницы Соглашения для того, чтобы получить регистрацию в других странах, подают только одну заявку в Международное бюро ВОИС на одном языке - французском, причем уплата пошлины производится только один раз в Международное бюро. Одинаковым является и срок охраны - 20 лет для всех стран, в которых обеспечивается охрана знаков.
Для того чтобы страна могла присоединиться к Мадридскому соглашению, эта страна обязательно должна быть участником Парижской конвенции.
Для практической реализации Соглашения страны-участницы образовали специальный союз, что отражено в ст. 1 Соглашения. Требования к содержанию заявки, называемой международной, изложены в ст. 3 и предусматривают обязательность подтверждения ведомством страны происхождения, что данные, приводимые в международной заявке, соответствуют данным национального реестра. Таким образом, международная заявка может быть подана только после того, как национальное ведомство страны зарегистрирует соответствующую национальную заявку. При подаче международной заявки заявитель должен указать товары или услуги, для которых испрашивается охрана знака, а также, если возможно, соответствующий класс или классы согласно классификации, установленной Ниццким соглашением о Международной классификации товаров и услуг для регистрации знаков.
В качестве даты международной регистрации считается дата подачи заявки на международную регистрацию в стране происхождения. Однако, если заявка поступает в Международное бюро позднее, чем через два месяца с даты подачи в национальное ведомство, то в этом случае датой международной регистрации будет дата поступления заявки в Международное бюро. Все зарегистрированные знаки публикуются на французском языке в журнале "Les Marques Internationales", который выходит ежемесячно. Таким образом, национальным ведомством нет необходимости производить специальную публикацию о действующих на их территории знаках, зарегистрированных в соответствии с Мадридским соглашением.
Однако следует учитывать, что в странах-участницах Соглашения действуют как явочная, так и проверочная система экспертизы товарных знаков. Поэтому, если в странах с явочной системой регистрации товарных знаков подача правильно оформленной заявки в национальное ведомство равнозначна ее регистрации, а следовательно сразу не может быть подана международная заявка, то в странах с проверочной системой экспертизы подаче международной заявки должна предшествовать экспертиза товарного знака и только в случае соответствия знака критериям охраноспособности и его национальной регистрации возможна последующая подача международной заявки.
При подаче заявки заявитель указывает страны, в которых он испрашивает охрану. В случае необходимости увеличения числа стран, в которых обеспечивается охрана знака, например, в случае экспорта в эти страны товаров, он может сделать заявление о "территориальном расширении".
Такое заявление, сделанное через национальное ведомство международной регистрации, незамедлительно публикуется в журнале "Les Marques Internationales". Действует территориальное расширение с даты записи о нем в Международном реестре, а прекращает по истечении срока действия международной регистрации.
Подробные правила по подаче и делопроизводству в МБ ВОИС по международным заявкам изложены в инструкции к Мадридскому соглашению. Национальное ведомство с проверочной системой экспертизы заявок на товарные знаки вправе отказать в регистрации знака в виду несоответствия его критериям, предъявляемым к охраноспособности товарных знаков в соответствии с национальным законодательством. В этом случае национальное ведомство уведомляет о таком решении МБ ВОИС. После получения такого решения из национального ведомства МБ ВОИС незамедлительно пересылает полученное решение об отказе в регистрации товарного знака в ведомство страны происхождения знака. Заявитель имеет право опротестовать решение об отказе в регистрации товарного знака в соответствии с национальным законодательством данного государства.
Решение об отказе в регистрации международного товарного знака должно быть вынесено ведомством в течение одного года с даты регистрации. Если ведомство не укладывается в указанный срок, МБ ВОИС решения об отказе в регистрации товарного знака не принимает. Следует отметить, что правом на отказ в признании международного знака (он может быть полным или частичным - по отдельным группам товаров и услуг) национальные ведомства пользуются весьма часто.
Несмотря на то что международному знаку предоставляется охрана на 20 лет, его действие может быть прекращено досрочно, поскольку правомерность его регистрации может быть оспорена любым лицом на общих с национальным товарным знаком основаниях (в патентном ведомстве, апелляционной палате или Патентном суде).
Следует учитывать также, что международная регистрация товарного знака утрачивает силу, если в течение пяти лет, считая с даты международной регистрации, национальный знак, ранее зарегистрированный в стране происхождения, аннулируется. В случае исключения товарного знака из национального реестра ведомство страны происхождения обращается в МБ ВОИС с требованием исключения знака из международного реестра.
Таким образом, в течение пяти лет, считая с даты международной регистрации, статус международного товарного знака зависит от его статуса в национальном ведомстве. По истечении этого срока его международная регистрация становится независимой от национальной.
Международная регистрация может быть продлена на период в двадцать лет, считая с момента истечения предшествующего периода. Для этого достаточно уплатить основную и при необходимости дополнительную и добавочную пошлины. Чтобы заявитель не пропустил срока уплаты пошлины за продление, МБ ВОИС за шесть месяцев до указанной даты истечения срока направляет заявителю соответствующие уведомление.
Для осуществления международной регистрации заявитель обязан уплатить пошлины. Во-первых, ведомство страны происхождения имеет право устанавливать по своему усмотрению и взимать в свою пользу национальный сбор с владельца знака, для которого испрашивается международная регистрация или продление.
Во-вторых, заявитель обязан уплатить международную пошлину в МБ ВОИС, которая состоит из:
- основной пошлины;
- дополнительной пошлины за каждый класс Международной классификации сверх трех, к которому отнесены товары или услуги, для которых применяется знак;
- добавочную пошлину за каждое заявление о расширении охраны (заявление о "территориальном расширении").
Размер международной пошлины периодически увеличивается. органов Международные пошлины, действующие с 1994 г. таковы.
Основная пошлина за 20 лет действия регистрации - 846 швейцарских франков. Если заявитель предпочитает выплатить эту пошлину в два приема, то он должен заплатить за первые десять лет 556 шв. франков и 706 шв. франков за вторые десять лет (если к этому времени не увеличатся пошлины).
Дополнительная пошлина за каждый класс сверх трех уплачивается в размере 94 шв. франков, кроме того, 94 шв. франка уплачивается за указание каждой страны. Если в товарном знаке присутствуют изобразительные элементы, то необходимо оплатить пошлину в размере 70 шв. франков. Использование цветного изображения товарного знака облагается пошлиной в 428 шв. франков.
Если заявитель намерен испрашивать расширение защиты, то за дополнительное указание каждой страны он обязан заплатить 94 шв. франка.
Ведомство страны происхождения имеет право взыскивать национальный сбор в свою пользу. В настоящее время сбор, взимаемый ВНИИГПЭ за подачу заявки, составляет 40000 руб., кроме того, заявитель обязан уплатить ВНИИГПЭ по 60000 руб. за каждый класс товаров и услуг.
Мадридский союз как правило заканчивает финансовый год с прибылью, поэтому участие в Мадридском соглашении обеспечивает государствам-участникам получение доходов. В соответствии с п. 4 ст. 8 Соглашения годовой доход от различных поступлений за международную регистрацию, за некоторыми исключениями, распределяется МБ ВОИС в равных частях между странами-участницами. Кроме того, суммы, образующиеся от дополнительных пошлин и добавочных пошлин, распределяются между рядом стран пропорционально количеству знаков, на которые была направлена охрана или по которой было испрошено территориальное расширение, соответственно, в каждой из этих стран в течение истекшего года. Для стран, проводящих экспертизу, сумма выплаты по данной части увеличивается на величину коэффициента, установленного Инструкцией к Соглашению. Распределение размеров сумм, подлежащих выплате государствам, осуществляется службой международной регистрации Международного бюро. В 1992 г. 18338645 швейцарских франков было перечислено странам-участницам за счет вышеуказанных пошлин. Эти страны также получили около 3,6 млн. шв. франков за счет прибыли в 1990-1991 гг. Так, Российская Федерация получила в 1992 году от участия в Мадридском соглашении 655123 шв. франка в счет дополнительных и добавочных пошлин. Число международных регистраций, осуществленных в соответствии с Мадридским соглашением, в целом растет. Если в 1980 г. в соответствии с Соглашением было сделано 12338 международных регистраций, то в 1993 г. число таких регистраций составило 20762. Увеличивается число международных товарных знаков, которые поддерживаются в силе - 247000 в 1980 г. и более 290000 в конце 1993 г. Среднее число стран, в которых испрашивается охрана международного знака, - 10.
В ст. 10 Мадридского соглашения подробно излагается статус Ассамблеи Специального союза и правила ее работы.
Согласно статье 9quater, если несколько стран союза договариваются осуществить унификацию своих национальных законов о знаках, они могут уведомить Генерального директора о том, что единое ведомство заменяет национальное ведомство каждой из этих стран и что совокупность принадлежащих им территорий должна рассматриваться как одна страна для применения всех или части положений, предшествующих настоящей статье. Данная статья может представлять интерес с точки зрения возможности создания единого ведомства по товарным знакам стран субъектов бывшего СССР.
На 1 января 1994 г. 41 государство являлось участником Соглашения: Алжир, Австрия, Беларусь, Бельгия, Болгария, Китай, Хорватия, Куба, Чехия, КНДР, Египет, Франция, Германия, Венгрия, Италия, Казахстан, Лихтенштейн, Люксембург, Монако, Монголия, Марокко, Нидерланды, Польша, Португалия, Республика Боснии и Герцеговины, Молдова, Румыния, Россия, Сан-Марино, Словакия, Словения, Испания, Судан, Швейцария, Таджикистан, бывшая Югославская республика Македония, Украина, Узбекистан и Югославия.
Вместе с тем такие индустриально развитые государства, как США, Япония и Великобритания не подписали Мадридское Соглашение.


Протокол к Мадридскому соглашению
о Международной регистрации знаков (1989 г.)

Протокол к Мадридскому соглашению был разработан с целью совершенствования отдельных положений названного соглашения. Протокол не может действовать независимо от соглашения. Основное отличие протокола от соглашения состоит в том, что заявитель может основывать свою заявку на международную регистрацию не только на регистрации товарного знака в национальном ведомстве, но и на заявке на национальную регистрацию, поданной в национальное ведомство. Т.е. заявитель направляет в МБ ВОИС заявку на товарный знак, оформленную в соответствии с правилами, изложенными в Инструкции к Протоколу. Национальное ведомство при этом должно дать подтверждение, что материалы национальной заявки соответствуют материалам международной заявки. Кроме того, национальное ведомство должно привести дату подачи и номер национальной заявки, указав при этом дату подачи международной заявки.
Каждая договаривающаяся сторона, на территории которой заявитель испрашивает охрану, может в течение 18 месяцев или даже при определенных условиях более длительного срока в случае оспаривания международного знака объявить о неохраноспособности данного международного знака на ее территории. МБ ВОИС по получении извещения об отказе в регистрации незамедлительно направляет копию отказного решения владельцу международной регистрации.
В соответствии со ст. 9quinquies возможно преобразование международной регистрации в национальные или региональные регистрации. Так, в случае аннулирования международной регистрации по запросу ведомства страны происхождения знака заявитель имеет право направить заявку на регистрацию того же знака в любую из стран, которые подписали протокол. При этом приоритет подачи заявки при определенных условиях сохраняется по дате ее поступления в МБ ВОИС.
По сравнению с Мадридским соглашением сумма пошлин, которую может получать каждое национальное ведомство, является более высокой.
Протокол к Мадридскому соглашению пока не действует, так как для этого необходимо, чтобы на хранение Генеральному директору ВОИС были сданы четыре ратификационные грамоты, документы о принятии, одобрении или присоединении, среди которых по меньшей мере одна грамота или документ должен быть сдан на хранение государством-участникам Мадридского соглашения и одна грамота или документ - государством, не являющимся участником этого Соглашения, или межправительственной организацией.
Участником протокола может быть любое государство, являющееся участником Парижской Конвенции. Таким образом, например, США, не являющиеся участником Мадридского соглашения, подписав протокол, смогли бы войти в систему кооперации по международной регистрации товарных знаков. Поэтому интенсивность подписания протокола в значительной мере зависит от подписания протокола Японией, США и Великобританией, которые на сегодня не являются странами-участницами Мадридского соглашения.


Мадридское соглашение о пресечении ложных
или вводящих в заблуждение указаний происхождения
на товарах (1891 г.)

Еще в конце прошлого века проблема ложных указаний на поддельных товарах приобрела большую остроту. Появление на рынке поддельных товаров с незаконно проставленными указаниями наносит урон как покупателю, так и фирме, имеющей законное право на использование указания происхождения. Покупатель, введенный в заблуждение неправомерно проставленным указанием, приобретает некачественный товар, что, естественно наносит материальный и моральный ущерб производителю, обладающему правом простановки указания происхождения.
Для борьбы с этим злом в международном масштабе в Мадриде в 1891 г. было заключено Мадридское соглашение о пресечении ложных или вводящих в заблуждение указаний происхождения на товарах. Это Соглашение несколько раз пересматривалось: в 1911 г. в Вашингтоне, в 1925 г. в Гааге, в 1934 г. в Лондоне и в 1967 г. в Стокгольме. По состоянию на 1 января 1994 г. участниками Соглашения являлось 31 государство, а именно: Алжир, Болгария, Бразилия, Венгрия, Германия, Доминиканская республика, Египет, Израиль, Ирландия, Испания, Италия, Куба, Ливан, Лихтенштейн, Марокко, Монако, Новая Зеландия, Польша, Португалия, Сан-Марино, Сирия, Словацкая республика, Великобритания, Тунис, Турция, Франция, Чехия, Швейцария, Швеция, Шри-Ланка и Япония.
Суть Соглашения состоит в том, что на все товары, содержащие ложные или вводящие в заблуждение указания происхождения, которые прямо или косвенно указывают на одно из договаривающихся государств или место происхождения (в государстве - участнике Соглашения), должен быть наложен арест при их ввозе, либо должен быть запрещен вывоз этих товаров. Возможно применение и других санкций в отношении товаров, содержащих ложные или вводящие в заблуждение указания происхождения на товарах.
Государства-участники Соглашения должны запрещать использование в связи с продажей, демонстрацией или предложением к продаже товаров любых обозначений, имеющих рекламный характер и способных ввести общественность в заблуждение относительно происхождения этих товаров. К ложным обозначениям относятся и те, в которых отдельные компоненты могут ввести в заблуждение (например, географическая карта или известное место страны).
В соответствии со ст. I Соглашения санкции за использование ложных обозначений должны быть аналогичны тем, которые предусматриваются ст. 9 Парижской конвенции. Вместе с тем, по сравнению с Парижской конвенцией новым является положение о том, что органы таможенной администрации обязаны сообщать заинтересованной стороне о факте задержки товаров, на которых проставлены ложные или вводящие в заблуждение обозначения. Эта информация необходима для того, чтобы заинтересованная сторона имела возможность для принятия мер по предотвращению дальнейшего незаконного использования обозначений.
Однако Мадридское соглашение не предоставляет значительных преимуществ в отношении объекта охраны по сравнению с Парижской конвенцией. Это объясняется тем, что в соответствии со ст. 4 вопрос о том, какие указания происхождения не попадают под охрану в связи с тем, что являются видовыми наименованиями товара, решают уполномоченные органы каждого отдельного государства-участника Соглашения. Исключением из этого правила являются только обозначения, которые сопровождают вина.
В отличие от большинства Соглашений, находящихся под эгидой ВОИС, данное Соглашение не предусматривает учреждения союза, какого-либо руководящего органа и бюджета.


Лиссабонское соглашение об охране наименований мест
происхождения и их международной регистрации (1958 г.)

Целью соглашения является обеспечение охраны наименования мест происхождения, т.е. географических названий, которые в сознании потребителей связываются однозначно с одним из товаров, производимых в данной географической местности. Например, географическое название французской провинции Шампань имеет ярко выраженную понятийную связь с игристым вином, производимым в данной местности.
Таким образом, географические названия такого типа, имеющие дополнительную смысловую нагрузку в сфере потребления, называются наименованиями мест происхождения товаров. В ст. 2 (1) Соглашения наименование места происхождения определяется как географическое название страны, региона или местности, служащее для указания места происхождения продукта, который произведен в этом месте, и качество и характеристики которой обусловлены в существенной степени местными условиями, включая природный и человеческий фактор.
В соответствии со ст. 5 Соглашения такие наименования регистрируются МБ ВОИС в Женеве на основе заявки компетентного органа страны-участницы Соглашения. Важной функцией МБ ВОИС является уведомление о регистрации наименования места происхождения других договаривающихся государств. Все договаривающиеся государства обязаны обеспечить правовую охрану любому зарегистрированному наименованию места происхождения до тех пор, пока данное наименование охраняется в стране происхождения. Однако из этого правила есть исключение. Любое из государств-участников имеет право в течение года заявить об отказе в охране какого-либо международного зарегистрированного наименования.
На 1 января 1994 г. было проведено 730 международных регистраций наименований мест происхождения.
В настоящее время членами Соглашения являются 17 государств: Алжир, Болгария, Буркина-Фасо, Венгрия, Габон, Гаити, Израиль, Италия, Конго, Куба, Мексика, Португалия, Словацкая Республика, Того, Тунис, Франция, Чешская Республика.
Готовится к присоединению к Соглашению Российская Федерация. Для вступления в Соглашение государство должно быть участником Парижской конвенции и сдать ратификационные грамоты или акты о присоединении на хранение Генеральному директору ВОИС.
Исторически соглашение возникло в 1958 г., было пересмотрено в Стокгольме в 1967 г., и в его текст были внесены поправки в 1979 г.
В рамках Лиссабонского соглашения создан Союз, который имеет Ассамблею. Наиболее важными задачами Ассамблеи является принятие двухлетней программы и бюджета Союза.



Г Л А В А П Я Т А Я

ПРОМЫШЛЕННЫЕ ОБРАЗЦЫ


1. Введение

Под промышленным образцом понимается декоративное или эстетическое решение внешнего вида изделия, т.е. то, что называется английским словом ?дизайн? (design). Соответственно, на новый, оригинальный и декоративный дизайн изделия выдается патент на дизайн или, как это трактуется в Патентном законе РФ, патент на промышленный образец. Слово "промышленный" не является случайным, поскольку патент может быть выдан только на изделия, которые могут воспроизводиться промышленным путем. Если это условие не удовлетворяется, то объект относится скорее всего к произведениям искусства и охраняется авторским правом, например, произведения скульптуры или ручная роспись на утилитарных предметах.
Пока промышленность не была механизирована и не использовались поточные методы производства, каждое изделие в художественном плане было нередко уникальным. Вместе с тем запросы покупателей, влияние моды и культуры зачастую вынуждали ремесленника изготавливать партию одинаковых или похожих изделий. Однако он не был обязан делать эти вещи абсолютно идентичными, каждой он мог придать индивидуальные черты, и так продолжалось довольно долго в истории человечества.
С развитием индустриального производства внешний вид изделий не утратил своей важности, а приобрел еще большее значение, так как он оказывал влияние на спрос со стороны массового потребителя. Чем точнее вкусам потребителя соответствует товар, тем активнее он покупается, тем выше прибыль фирмы-производителя.
Удовлетворение требований потребителя -непростая задача. На рынке идет острая конкурентная борьба между аналогичными товарами. Выбирая для покупки изделие из ряда однотипных, покупатель отдает предпочтение тому, которое имеет привлекательный для него внешний вид. Примером может служить выбор, который делает покупатель, приобретая обувь, ткань или посуду. Помимо утилитарных качеств - прочности, удобства в эксплуатации они должны соответствовать вкусам потребителя.
Разработка дизайна изделий требует затрат, поэтому естественно желание производителей защитить внешний вид производимых изделий, используя законодательство о промышленных образцах. Охрана промышленного образца должна быть достаточно длительной, чтобы разработчик мог возместить затраченные на его разработку средства и получить достаточную прибыль. Это также необходимо, чтобы оправдать риск, с которым сопряжено внедрение нового образца.
Учитывая, что новый образец может использоваться более чем для одного типа изделий, компания может захотеть продать или передать по лицензии свои права на образец. Следовательно, компании-разработчики заинтересованы в том, чтобы охрана промышленных образцов способствовала передаче или лицензированию четко определенного "пакета" прав на промышленный образец другим субъектам.
Потребители заинтересованы в создании новых образцов изделий, равно как в обеспечении охраны, направленной на содействие использованию новых образцов.
Общество в целом заинтересовано в том, чтобы охрана не длилась дольше срока, достаточного для получения владельцем образца определенной прибыли.


2. Законодательство России по патентной охране
промышленных образцов

"Промышленный образец" является одним из объектов Патентного закона Российской Федерации, введенного в действие с 14 октября 1992 г. В соответствии с ним к промышленному образцу относится та часть художественно-конструкторского решения, которая визуально проявлена во внешнем виде изделия.
Юридическое определение объекта охраны дано через общепринятые в мировой практике условия патентоспособности промышленного образца. Норма, изложенная в п. 1 ст. 6 регулирует возможный объект охраны через понятие "художественно-конструкторское решение", являющееся в определенной степени синонимом понятия "дизайн".
Промышленные образцы могут быть объемными (модели), плоскостными (рисунки) или комбинированными. Поскольку действие закона распространяется на все виды образцов, их разновидности не оговариваются.
Объемные образцы представляют собой композицию, в основе которой лежит развитая трехмерная объемно-пространственная структура (форма), например, художественно-конструкторские решения, определяющие внешний вид кресла, автомобиля, телефонного аппарата и т.д.
Плоскостные промышленные образцы характеризуются двухмерным линейно-цветографическим соотношением элементов (конфигурация, орнамент, сочетание цветов) и фактически не обладают объемом, например, решения, определяющие внешний вид ковра, косынки, галстука, ткани и т.д.
Комбинированные промышленные образцы характеризуются признаками, присущими как объемным, так и плоскостным промышленным образцам, например, художественно-конструкторские решения, определяющие внешний вид посуды, на которой выполнен рисунок, обуви, упаковки, строительной отделочной плитки и т.д.


3. Критерии охраноспособности

Согласно закону, промышленному образцу предоставляется правовая охрана, если он является новым, оригинальным и промышленно применимым (ст. 6). Все эти критерии общепризнаны в мировой практике.


Новизна образца

Критерий "новизна" как отсутствие тождества с известными решениями необходим для использования в случаях, когда решение до подачи на него заявки уже было опубликовано или использовано. Из содержания ст. 6 (п. 1) Патентного закона следует признание новизны образца при условии, если совокупность его существенных признаков, определяющих эстетические и (или) эргономические особенности изделия (к которому применен образец), не известна из сведений, общедоступных в мире, до даты приоритета промышленного образца. При установлении новизны образца учитываются все ранее поданные в РФ другими лицами заявки на промышленные образцы (кроме отозванных, которые не вошли в "уровень дизайна"), а также запатентованные в РФ промышленные образцы. Тождество устанавливается путем сопоставления существенных признаков заявленного и известного образца, признанного наиболее близким аналогом. Полное совпадение совокупности существенных признаков означает тождество и заявленный образец не соответствует условию "новизны". Подделкой образца при этом будет считаться точное и во всех существенных признаках сходное производство образца, даже если и были сделаны в нем некоторые маловажные и к существу образца не принадлежащие изменения. Таким образом, патентная форма охраны обеспечивает юридическую охрану образца не только от копирования (как в авторском праве), но и попытки имитировать образец.
Если в источниках информации (глубина поиска не менее 15 лет) не выявлен образец, тождественный заявленному, экспертиза констатирует новизну образца. Таким образом, образец не считается новым, если на момент поступления заявки в Ведомство такие же (идентичные) или весьма схожие с ним (тождественные) образцы открыто применялись на территории РФ или были достаточно ясно описаны в течение 15 предшествующих лет.



Оригинальность образца

Сущность этого критерия в том, чтобы предоставить заявителю полновесную, надежную охрану. Оригинальный промышленный образец нельзя "обойти" путем незначительных изменений. В соответствии с Патентным законом РФ образец признается оригинальным, если его существенные признаки обуславливают творческий характер его эстетических особенностей (п.1 ст. 6).
Из определения следует, что требование оригинальности не выполняется, если:
- изменено лишь количество известных элементов;
- пропорционально изменены размеры известного;
- изменена только технология и материалы;
- известная модель реализована в виде рисунка (трехмерный образец переведен в двухмерный).
При этом, если все элементы образца заимствованы, но их комбинация творчески своеобразна, то образец признается новым и оригинальным.


Промышленная применимость образца

Законодательство РФ определяет это условие патентоспособности образца как возможность многократного воспроизведения путем изготовления соответствующего изделия (п. 1 ст. 6).
Критерий "промышленная применимость" обеспечивает правовую охрану лишь тех образцов, которые по своему существу поддаются воспроизведению промышленным способом и в любом требуемом количестве могут быть введены в хозяйственный оборот.
Из определения следует, что по этому критерию правовая охрана патентом не распространяется на решения, используемые в изделиях, не являющихся предметами потребления, относящихся к сферам культуры, т.е. уникальных.


4. Исключения из охраны

Из охраны по закону исключены решения, используемые в объектах неустойчивой формы из жидких, газообразных, сыпучих и им подобных веществ. Имеются в виду образцы, предназначенные для использования в пневмооболочках, фонтанах, аттракционах и других объектах садово-парковых и зрелищно-массовых сооружений. Эстетическое впечатление от использования такого рода решений связано с гидродинамическими, цветооптическими, светодинамическими и кинетическими эффектами. В этом случае затруднительно визуально зафиксировать новый и оригинальный внешний вид изделия, возникший от использования такого рода решений. По сути они и не связаны с коммерческими намерениями, так как их широкомасштабное тиражирование затруднительно. Оно и бессмысленно, поскольку эстетическая ценность от использования такого рода решений в их уникальности.
Это касается и стационарных архитектурных объектов, как правило, оригинально "привязанных" к ландшафту. Образцы типовых промышленно применимых фрагментов архитектурных объектов не входят в перечень исключений. Исключение не касается и сборно-разборных садово-дачных домиков, коттеджей, передвижных вахтовых сооружений.
Не признаются патентоспособными промышленными образцами решения печатной продукции как таковой (т.е. внешний вид книжной страницы), но конфигурация шрифта является объектом охраны.
Не предоставляется правовая охрана образцам изделий, противоречащих общественным интересам, принципам гуманности и морали.
Заявка на промышленный образец может относиться как к единичному изделию, так и комплекту (набору) изделий.
К одному изделию может относиться целое изделий (например, автомобиль) или любая его часть (например, бампер, фара, рисунок протектора и т.п.).
Часть изделия может быть заявлена в случае, когда эта часть обладает самостоятельной функцией, завершенностью композиции, предназначена для унифицированного применения и может быть использована в целом ряде изделий.
Состав документов заявки на промышленный образец определен п. 2 ст. 18 Закона. Обязательный минимум включает:
- заявление о выдаче патента с указанием автора (соавторов) промышленного образца и заявителя, а также их местожительства и местонахождения;
- комплект изображений промышленного образца в виде макета, рисунка или изделия, дающих полное визуальное представление о новизне и оригинальности внешнего вида изделия;
- описание промышленного образца, включающее перечень существенных признаков образца;
- документ, подтверждающий уплату пошлины или освобождение от уплаты пошлины, либо наличие оснований для уменьшения ее размера.


5. Патент на промышленный образец

Патентное ведомство проводит проверку (экспертизу) заявленного образца на соответствие критериям охраноспособности и в случае ее положительного результата после уплаты пошлины производит регистрацию промышленного образца и выдачу патента.
Патент означает право собственности на образец, принадлежащее лицу, указанному в патенте. Патент может быть выдан автору промобразца (или его правопреемнику), творческим трудом которого он создан, или работодателю, если образец создан работником в связи с выполнением его служебных обязанностей или полученного от работодателя конкретного задания (п. 2 ст. 8).
Исключительное право по патенту на использование промышленного образца закрепляет за патентообладателем возможность осуществлять по своему усмотрению производство и продажу товаров с применением охраняемого промышленного образца, равно как и запрещать другим лицам осуществлять такое производство и продажу. Запрет распространяется также на ввоз товаров, содержащих промышленный образец, из-за рубежа и подготовку к перечисленным действиям - хранение товаров с целью последующей продажи и т.п. (п. 3 ст. 10). Он один может в установленное время пользоваться запатентованным образцом как неотъемлемой исключительной собственностью, употреблять, дарить, завещать, сдавать в залог, аренду и иным образом уступать другому лицу как сам объект, так и право на него, преследовать судом всякую подделку образца, требовать от нарушителя возмещения прямых убытков и упущенной выгоды.
Патент на промышленный образец действует в течение 10 лет, считая с даты поступления заявки в патентное ведомство (Роспатент). По инициативе (ходатайству) патентообладателя действие патента продлевается Роспатентом на срок до 5 лет. Действие патента с даты приоритета, как это предусмотрено законом (п. 3 ст. 3), во многом соответствует интересам заявителя (автора).
Закон предусматривает режим временной охраны образца. Получив положительное решение, заявитель может начинать производство, которое в начальный период, когда конкуренты позади, принесет ему максимальную прибыль. Кроме того, уведомив конкурента о том, что им подана заявка, заявитель может по сути запрещать ему коммерческую деятельность. Конкурент будет оштрафован, если использование образца не будет прекращено. До момента публикации образца в бюллетене Ведомства целесообразна маркировка товара (законом не нормируется). Маркировка предостерегает конкурентов и информирует потребителя об отсутствии контрафакции.
ДЕЙСТВИЯ, НЕ ПРИЗНАВАЕМЫЕ НАРУШЕНИЕМ ИСКЛЮЧИТЕЛЬНОГО ПРАВА ПАТЕНТООБЛАДАТЕЛЯ (ст. 11), представляют собой обычные исключения, какие предусмотрены Парижской конвенцией по охране промышленной собственности, в частности использование образца в средствах сообщения, при транзите и т.п., а также действия для осуществления НИР, экспериментов и при чрезвычайных обстоятельствах без санкции его владельца, не считаются противоправными. Имеются в виду случаи катастроф (землетрясения, аварии ядерных реакторов и т.п.). Это означает, что оказание помощи не приостанавливается из-за нарушения права на образец при использовании спасательной техники, содержащей такой образец. С точки зрения законодателя, такое регулирование является разумным, хотя оно и не является общепринятым в других национальных патентных законодательствах.
ПРАВО ПРЕЖДЕПОЛЬЗОВАНИЯ (ст. 12) регулируется по аналогии с изобретениями. Преждепользование предусмотрено законодательством ряда стран с патентной формой охраны образцов. Общий смысл в том, что всякий, кто, не зная о существовании заявки на регистрацию образца, создает такой же или подобный образец, начнет в стране регистрации образца производство такого образца, либо сделает приготовления к такому производству до подачи заявки на образец - приобретает исключительную лицензию в отношении зарегистрированного образца и может продолжить использование его в объеме осуществляемой или подготовлявшейся им деятельности.
В тех странах, где промышленные образцы охраняются по системе авторского права, преждепользование не имеет места. Передача права на использование запатентованного промышленного образца осуществляется по лицензионному договору (ст. 13).
ЛИЦЕНЗИОННЫЙ ДОГОВОР регистрируется в Роспатенте, без чего считается недействительным. Право на патент и права, вытекающие из патента, а также право на доходы от использования запатентованного образца, переходят по наследству (ст. 10). Лицензионный договор является одной из форм включения дизайнера в отношения собственности. В полной мере это реализуется через правомочия исключительного права.


6. Международные соглашения,
касающиеся промышленных образцов

К этим соглашениям относятся Парижская конвенция, Гаагское соглашение о международном депонировании промышленных образцов и Локарнское соглашение об учреждении Международной классификации промышленных образцов.
В соответствии с Парижской конвенцией промышленные образцы получают охрану, аналогичную изобретениям и товарным знакам, т.е. конвенция гарантирует прежде всего национальный режим охраны для промышленных образцов, созданных гражданами стран-участниц конвенции, и регистрация образцов обеспечивает приоритет охраны, предоставляемый ст. 4С Конвенции.
Промышленные образцы отдельно упоминаются в ст.5quinquies, где оговариваются обязанности стран-участниц, касающиеся защиты промышленных образцов, и в ст. 5B, которая предусматривает, что охрана промышленных образцов не может быть прекращена вследствие их неиспользования или из-за ввоза изделий, сходных с охраняемыми образцами.
Локарнское соглашение - многосторонний международный договор, введенный в действие с 27 апреля 1971 г. Этим Соглашением учрежден специальный союз (Локарнский союз), куда входят все страны-участницы Соглашения.
Согласно ст. 2(3) Локарнского соглашения, ведомства по охране промышленных образцов стран-участниц Локарнского союза должны включать в официальные документы о регистрации образцов и в официальные публикации сведений об образцах номера классов и подклассов по локарнской классификации, к которым принадлежат те или иные промышленные образцы.
Каждая страна может дополнить Локарнскую классификацию, если считает это необходимым. В частности, данная классификация не предполагает каких-либо ограничений для стран Локарнского союза в отношении природы и объема охраны образцов в этих странах (ст. 2(1)).
Далее, ст. 2(2) Локарнского соглашения предусматривает, что каждая из стран Локарнского союза резервирует право на использование локарнской классификации как основной или вспомогательной системы, т.е. страны союза могут принять эту классификацию как единственную для промышленных образцов либо сохранить существующую национальную и использовать локарнскую в качестве дополнительной, что также должно отражаться в официальных документах и публикациях, относящихся к заявке или регистрации промышленного образца.
Локарнская классификация состоит из трех частей:
1) перечня классов и подклассов (всего 31 класс и 211 подклассов);
2) алфавитного перечня товаров, изготовленных по промышленным образцам, который содержит примерно 6000 наименований товаров;
3) разъяснений.
Членство в Локарнском союзе позволяет странам принимать участие в периодических пересмотрах Локарнской классификации и максимально адаптировать ее с учетом национальных интересов и технических возможностей.


Гаагское соглашение о депонировании
промышленных образцов

В рамках Парижской конвенции промышленные образцы отдельно рассматриваются в ст. 5quinquies и 5B. Первая относится к национальному режиму промышленных образцов, а вторая гласит, что "охрана промышленных образцов не может быть прекращена вследствие неиспользования или ввода объектов, сходных с охраняемыми объектами".
С целью упрощения процедуры получения одновременной охраны промышленных образцов в ряде стран в 1925 г. в Гааге было заключено специальное соглашение о депонировании промышленных образцов. Это соглашение затем было пересмотрено в Лондоне в 1934 г. и в Гааге в 1960 г. В 1961 г. соглашение было дополнено Дополнительным Актом, подписанным в Монако, а в 1967 г. Добавочным актом, подписанным в Стокгольме. Кроме того, в 1975 г. в Женеве был подписан Протокол к Гаагскому соглашению, а в 1979 г. был изменен Добавочный акт.
Суть соглашения состоит в том, что заявитель или его патентный поверенный может испрашивать в государствах-участниках соглашения правовую охрану промышленного образца, подав лишь одну заявку в МБ ВОИС. При этом в соответствии со ст. 4 заявка на международное депонирование может подаваться либо непосредственно в МБ ВОИС, либо через национальную Администрацию государства-участника соглашения. Заявка на международное депонирование содержит заявление, фотографии или рисунки, документ, подтверждающий уплату пошлин. Кроме того, заявка может содержать краткое описание отличительных признаков образца, заявления об отсрочке публикации, как это предусмотрено в ст. 6. МБ ВОИС ведет международный реестр промышленных образцов и производит регистрацию международных заявок на депонирование.
Датой подачи заявки на международное депонирование считается дата получения МБ ВОИС правильно оформленной заявки и документов, подтверждающих уплату пошлин. Если какое-либо из этих требований не соблюдено, то датой подачи будет считаться та, на которую будет получен последний из требуемых документов. По выполнению указанных процедур МБ ВОИС производит регистрацию международной заявки и осуществляет публикацию о депонировании в периодическом бюллетене "International Designs Bulletin/Bulletin des dessins et modeles internationaux", который выходит ежемесячно. В этом бюллетене по каждому депонированию производится публикация промышленного образца в черно-белом, цветном (по просьбе заявителя) или графическом изображении.
Особенностью соглашения является то, что в соответствии со ст. 6 публикация в бюллетене по требованию заявителя может быть отложена на срок, указанный им. Однако этот срок не может превышать 12 месяцев, начиная с даты международного депонирования. В случае испрашивания приоритета началом отсчета этого срока считается дата приоритета.
В соответствии со ст. 7 любая заявка на депонирование, зарегистрированная в МБ ВОИС, имеет в каждом из договаривающихся государств, указанных заявителем в его заявке, то же действие, как если бы все формальности, предусмотренные национальным законом для получения охраны, были выполнены заявителем и как если бы все административные акты, предусмотренные для этой цели, были выполнены Администрацией этого государства.
Однако международная регистрация не во всех случаях означает начало автоматической охраны промышленных образцов в государствах, указанных заявителем. В соответствии со ст. 8 национальная Администрация договаривающего государства, законодательство которого предусматривает проведение экспертизы промобразцов по существу, имеет право отклонить заявку. В этом случае названная Администрация должна сообщить об отклонении заявки в МБ ВОИС в шестимесячный срок, исчисляемый с даты, когда национальная Администрация получила номер периодического бюллетеня, в котором произведена публикация о международном депонировании. Если в шестимесячный срок не будет сообщено об отклонении заявки, международное депонирование вступает в силу. Заявитель имеет право обжаловать решение об отклонении регистрации. Международное депонирование может продлеваться через каждые 5 лет, причем срок действия охраны не может составлять менее 5 или 10 лет в случае его продления. Вместе с тем, любое договаривающееся государство может ограничить в своем национальном законодательстве срок действия охраны промышленных образцов, являющихся объектами международного депонирования, 5 или 10 годами.
В рамках соглашения заявитель обязан уплачивать пошлины МБ ВОИС и пошлины для договаривающихся государств, указанных в заявке. Ежегодно МБ ВОИС распределяет часть суммы полученных пошлин между государствами-участниками Соглашения.
Участие государства в Гаагском соглашении упрощает для заявителей процедуру получения охраны промышленного образца в нескольких странах, поскольку достаточно подавать всего одну заявку на одном языке в МБ ВОИС. Одновременно достигается экономия от сокращения затрат на выплату гонораров патентным поверенным. Упрощена процедура (по сравнению с традиционной) перерегистрации полезных моделей. Поскольку охрана промышленных образцов тесно связана с импортом товаров, Гаагское соглашение содействует развитию торгово-экономических связей между странами.
С каждым годом число международных депонирований растет. Если в 1980 г. число международных депонирований составляло 2392, то в 1993 г. их было уже 5117. На конец 1993 г. в международном реестре числилось около 23000 регистраций. Среднее количество стран, охватываемых каждым депонированием - 10.
По состоянию на 1994 г. в Гаагском соглашении участвуют следующие 24 государства: Бельгия, Бенин, Кот-дэ'Ивуар, КНДР, Египет, Франция, Германия, Ватикан, Венгрия, Индонезия, Италия, Лихтенштейн, Люксембург, Монако, Марокко, Нидерланды, Республика Молдавия, Румыния, Сенегал, Испания, Суринам, Швейцария, Тунис, Югославия. В настоящее время изучаются возможность присоединения Российской Федерации к Гаагскому соглашению.



Г Л А В А Ш Е С Т А Я

НЕДОБРОСОВЕСТНАЯ КОНКУРЕНЦИЯ


1. Введение

Защита от недобросовестной конкуренции рассматривается как часть промышленной собственности на протяжении почти столетия. Этот объект промышленной собственности впервые появился в международном праве, когда на Дипломатической Конференции по пересмотру Парижской Конвенции в Брюсселе в 1900 г. в текст Конвенции была введена ст. 10bis. В ней говорится:
"(1) Страны Союза обязаны обеспечить гражданам стран, участвующих в Союзе, эффективную защиту от недобросовестной конкуренции.
(2) Актом недобросовестной конкуренции считается всякий акт конкуренции, противоречащий честным обычаям в промышленных и торговых делах.
(3) В частности, подлежат запрету:
1) все действия, способные каким бы то ни было способом вызвать смешение в отношении предприятия, продуктов или промышленной или торговой деятельности конкурента;
2) ложные утверждения при осуществлении коммерческой деятельности, способные дискредитировать предприятие, продукты или промышленную, или торговую деятельность конкурента;
3) указания или утверждения, использование которых при осуществлении коммерческой деятельности может ввести общественность в заблуждение относительно характера, способа изготовления, свойств, пригодности к применению или количества товаров.
На первый взгляд имеется коренное различие между защитой таких объектов промышленной собственности как патенты, товарные знаки и т.п. и защитой от недобросовестной конкуренции. Защита объектов первой группы обеспечивается путем подачи заявок в патентное ведомство и выдачи заявителю охранных грамот. Защита от недобросовестной конкуренции обеспечивается не путем получения охранной грамоты, выданной государственным органом, а на основе сопоставительного анализа последствий, вызванных тем или иным действием, связанным с промышленной собственностью, и существующим законодательством, направленным на поощрение честного предпринимательства и запрещение действий, противоречащих честному бизнесу. Связь между этими объектами промышленной собственности легко просматривается на конкретных примерах нарушения принципов честной конкуренции. Например, простановка известных товарных знаков на поддельных товарах является типичным примером недобросовестной конкуренции. В соответствии с законодательством большинства стран мира, в том числе и РФ, подобные действия преследуются по Закону.


2. Необходимость защиты от недобросовестной конкуренции

Переход России к рыночной системе экономических отношений способствует возникновению конкуренции между производственными и коммерческими предприятиями. Конкуренция рассматривается как один из наиболее эффективных механизмов обеспечения гармонии между спросом и предложением. Однако постоянным спутником свободной конкуренции во всех государствах при всех политических режимах всегда была и остается недобросовестная конкуренция.
Каковы возможности контроля за конкуренцией при свободной игре рыночных сил? Теоретически потребитель может выполнять роль судьи на рынке, отказываясь от покупки товаров, появившихся в результате недобросовестных действий производителя или продавца. На практике это невозможно. И чем более напряженная ситуация складывается на рынке, тем в меньшей степени потребитель может выполнять функцию судьи. Как правило, потребитель просто не в состоянии обнаружить, что имеет место недобросовестная конкуренция и действовать соответствующим образом, например, отказываясь от приобретения товара. Таким образом, потребитель выступает в данной ситуации на рынке как субъект, требующий защиты так же, как и честный производитель товаров или услуг.
Поскольку, что система саморегулирования рынка не обеспечивает полную защиту от недобросовестной конкуренции, эта система должна быть усилена определенными государственными институтами путем принятия специального законодательства, базирующегося на антимонопольном законе и законе о пресечении недобросовестной конкуренции. Оба эти акта содействуют установлению честных правил поведения на рынке, но действуют они с разных направлений. Антимонопольный закон призван гарантировать свободную конкуренцию, закон о пресечении недобросовестной конкуренции предназначен для обеспечения соблюдения честных правил в условиях свободной конкуренции. Таким образом, оба закона дополняют друг друга. Мировая практика показывает, что одного антимонопольного закона недостаточно для установления честной свободной конкуренции на рынке. Для этого необходимо принятие специальных мер и закона о добросовестной конкуренции.
Особенностью последнего должна быть большая гибкость, поскольку в его рамках нецелесообразно введение регистрационных процедур как в Законах о патентах или товарных знаках. Закон о добросовестной конкуренции должен обеспечивать механизм принятия защитных мер не только в случае нарушения прав на патенты или товарные знаки, но и при нарушении коммерческих секретов и секретов производства, недобросовестной рекламы и т.п.
В соответствии со ст. 10bis (2) Парижской Конвенции, "Актом недобросовестной конкуренции считается всякий акт конкуренции, противоречащий честным обычаям в промышленных и торговых делах". Следует отметить, что термин "честные обычаи" достаточно неопределен, поскольку в приложении к конкуренции он отражает моральные, социальные и экономические традиции, существующие в конкретном обществе и поэтому трактовка данного термина может быть различной в разных странах. Кроме того, эти традиции в каждой из стран могут изменяться с течением времени. Более того, всегда есть вероятность появления новых форм недобросовестной конкуренции, так как нет пределов в развитии форм конкуренции как таковой. Таким образом, невозможно дать исчерпывающую формулировку недобросовестной конкуренции, которая охватывала бы все существующие и будущие ее варианты. Вместе с тем ряд вариантов недобросовестной конкуренции однозначно следует из ст. 10 Парижской Конвенции. Наиболее часто распространенным вариантом недобросовестной конкуренции является случай, когда недобросовестный предприниматель стремится добиться успеха в конкуренции, опираясь не на свои достижения в повышении качестве продукта (или услуги) и в понижении его цены, а неправомерно используя результаты труда других или воздействуя на потребителя путем простановки фальшивых обозначений или вводящими в заблуждение заявлениями.
Однако существуют варианты таких действий предпринимателя на рынке, которые на первый взгляд не являются предосудительными и не наносят ущерба потребителю, вызывая в то же время отрицательное влияние на экономику в целом. Примером таких действий является длительная продажа какого-либо товара по демпинговой цене. Результатом такого действия будет разорение мелких и средних предпринимателей, что повлечет за собой установление на рынке монополии и нарушение принципа свободной конкуренции, что скажется на всем обществе. Вот почему наиболее современные законы о недобросовестной конкуренции, например, Закон Швейцарии от 1986 г. или Испании от 1991 г., обеспечивают решение одновременно трех задач: защита частного предпринимателя, защита потребителя и защита интересов общества в целом.


3. Действия, квалифицируемые, как приводящие к смешению
в отношении предприятия, продуктов, промышленной
или торговой деятельности конкурента

Приведенная формулировка из ст. 10bis (3) I Парижской Конвенции - очень широка по смыслу и охватывает товарные знаки, символы, этикетки, фирменные девизы, упаковку, форму и цвет товаров или любые другие отличительные обозначения, которые используются предпринимателем. Под действие настоящей статьи подпадает непосредственно внешний вид товара и все рекламно-информационные аспекты оказываемых услуг. Существуют две основных области, в которых смешение наиболее вероятно: указания торгового (промышленного) происхождения и внешний вид товаров. Указание торгового происхождения может быть в форме двух или трехмерного знака, этикетки, девиза, упаковки, цветов, звуковых сигналов и т.п. Защита от смешения с другими товарами в этом случае обеспечивается специальным законодательством по товарным знакам, знакам обслуживания и фирменным наименованиям. Однако довольно часто охрана, обеспечиваемая этим законодательством, носит ограниченный характер, поскольку некоторые из обозначений не подпадают под действие упомянутых законов. В этом случае может применяться закон о недобросовестной конкуренции.
В рамках защиты от недобросовестной конкуренции несколько особняком находится вопрос охраны общеизвестных товарных знаков, регистрация которых в данной стране не является обязательной. Ст. 6bis Парижской Конвенции предусматривается, что государства-участники обязаны обеспечить защиту таких товарных знаков, но это обязательство справедливо лишь в отношении идентичных или сходных товаров. Однако применяемые без разрешения товарные знаки при их использовании с другими товарами или услугами могут тем не менее ввести потребителей в заблуждение. На практике у потребителя, пользующегося широким спектром продуктов и услуг, которые маркируются общеизвестным товарным знаком, возникает ассоциативная связь не между знаком и конкретным товаром, а между знаком и качеством как таковыми. Такая ассоциация легко вводит потребителя в заблуждение, если общеизвестный товарный знак какая-либо фирма без разрешения владельца знака начинает проставлять на продукты, для которых данный знак не зарегистрирован. В такой ситуации воспользоваться нормами ст. 6bis для целей защиты потребителя невозможно. Однако вопрос может быть решен путем применения положений закона о предотвращении недобросовестной конкуренции. Наиболее деликатной проблемой является определение общеизвестности товарного знака. Определяющими факторами при этом являются репутация и имидж знака в торговой среде и у широкого круга потребителей в данной стране и в конкретный период времени. В различных странах используются различные способы определения "общеизвестности" товарного знака.
Относительно новой для практики применения промышленной собственности в РФ является проблема, связанная с введением в заблуждение потребителя формой продукта. Здесь можно привести пример с бутылкой "Кока-Кола" емкостью 0,33 л. Такая форма может рассматриваться как подпадающая под подлежащее защите обозначение.
В большинстве стран мира форма продуктов охраняется как промышленные образцы. В соответствии с законодательством о промышленных образцах запрещается применение идентичных или сходных форм продукта, его упаковки для идентичных или сходных товаров. К сожалению, как и в случае с товарными знаками, защита промышленных образцов имеет ограниченный характер. Например, если как промышленный образец защищен плоскостной рисунок на продукте, для которого он зарегистрирован, то его охрана в случае применения этого рисунка на другом продукте может быть обеспечена уже только в рамках закона о недобросовестной конкуренции. Еще более сложной является ситуация, если продукт или товар, имеющий, например, оригинальную форму, не защищен как промышленный образец. В этом случае защита от недобросовестной конкуренции строится на основе прецедентного права, причем ссылка делается на ?рабское копирование? (англ. slavish imitation). При этом необходимо учитывать, что непосредственно в законах (о недобросовестной конкуренции) многих стран мира декларируется, что принципом, характерным для свободной рыночной системы, является свобода имитации дизайна, внешнего вида и других визуальных характеристик продукта, если последние не защищены в соответствии с законами об охране интеллектуальной собственности.


4. Действия, квалифицируемые как вводящие
общественность в заблуждение

Действия, вводящие в заблуждение потребителя, в общем виде определяются как действия предпринимателя, создающие у потребителя ложное впечатление о его собственных продуктах или услугах. Это, вероятно, наиболее распространенная форма проявления недобросовестной конкуренции. Последствия этой формы недобросовестной конкуренции могут быть самыми серьезными, поскольку потребитель, полагаясь на некорректную информацию, может серьезно пострадать в материальном и моральном отношении. Поэтому законы о пресечении недобросовестной конкуренции имеют своей основной целью защиту потребителя, а не конкурирующих сторон, причем общей тенденцией является ужесточение мер пресечения недобросовестной конкуренции. В вопросе о введении потребителя в заблуждение, как правило, в этих законах делается различие между "нормальным" введением в заблуждение, которое может быть допущено несознательно, и "специальным" введением в заблуждение, имеющим особо тяжелые последствия. Для наиболее серьезных случаев "специального" введения в заблуждение, например, в отношении лекарств, которые опасны для здоровья, в некоторых странах помимо гражданской предусматривается уголовная ответственность.
В настоящее время идет постепенный процесс гармонизации национальных законодательств в этой области, вызванный интернациональным характером торговли и средств массовой информации, в первую очередь телевидения. Мировой охват телевидением потребителей приводит к тому, что вводящую в заблуждение информацию невозможно остановить на границе одной конкретной страны. Процесс экономической региональной интеграции вызывает необходимость согласования национальных законодательств. Так, в 1984 г. Европейское сообщество выпустило директиву о вводящей в заблуждение рекламе. Целью директивы является выработка объективного критерия относительно того, является или нет реклама вводящей в заблуждение потребителя.
Общепринятым является мнение, согласно которому вводящим в заблуждение может быть не только заведомо ложное заявление или заявление, которое приведет к обману потребителя, но и заявление, которое вероятно может ввести потребителя в заблуждение. Например, такая реклама, как например "Хлеб фирмы "X" не содержит химических ингредиентов", являющаяся фактически верной, рассматривается как вводящая потребителя в заблуждение, поскольку он может предположить, что хлеб фирмы "Y" содержит такие ингредиенты. При этом в данной стране существует закон, запрещающий добавку химических ингредиентов в хлеб. Более того, если население страны предпочитает импортные товары отечественным, то заявление о том, что продаваемый продукт (отечественный) является импортным, хотя он и более высокого качества, чем импортный, рассматривается как ложное.
Вообще вопрос о том, имеет или не имеет место обман потребителя, решается на основании его реакции, а не намерений продавца или производителя товара. Проблема состоит в том, как определить потребителя и его реакцию, поскольку реакция потребителя зависит от степени его образованности и ряда других факторов. Как правило, анализ ситуации ведется после получения ответов на следующие вопросы:
Приведет ли запрет вводящего в заблуждение заявления к защите среднего или менее образованного, менее критически мыслящего потребителя?
Как определить общественную реакцию? Эмпирически или на основании оценки, которую субъективно делает лицо, принимающее решение;
Как много лиц могут быть введены в заблуждение, если заявление может рассматриваться как ложное?
В Бельгии, Голландии, Италии, США и Франции в качестве базы, которая принимается для оценки, берется понятие "среднего потребителя". В Германии упор при подобных исследованиях делается на менее образованных потребителей, которые составляют 10-15 % от всего числа потребителей.
При анализе рекламы, а также каких-либо заявлений и утверждений принимаются во внимание все методы и формы передачи информации - письменные, устные или символьные, которые передаются по радио, телевидению или публикуются. Для определения факта введения потребителя в заблуждение важен сам факт, а не способ его доведения до потребителя. Утаивание части информации также рассматривается как факт введения в заблуждение, поскольку полуправда наполовину содержит ложь. Так, заявление о том, что данная упаковка масла содержит меньшее число калорий, чем другая (просто потому, что имеет меньший вес), вводит потребителя в заблуждение, поскольку. в данном заявлении отсутствует часть необходимой информации.
Вопрос о том, кто обязан доказывать ложность рекламы или заявления, является наиболее важным в проблеме недобросовестной конкуренции. В соответствии с законодательством большинства стран эта проблема должна решаться истцом, который несет бремя доказывания. Однако в сфере борьбы с недобросовестной рекламой существует ряд исключений. Например, Директива Европейского экономического сообщества о недобросовестной рекламе, обязывает государства - члены Сообщества требовать от рекламодателя, чтобы он приводил доказательства точности заявлений, если такие требования являются обоснованными с учетом существующих обстоятельств. Некоторые государства идут еще дальше, вводя поворот бремени доказывания, либо ставя рекламодателя в положение, когда он обязан представлять основания заявлений, приводимых в рекламе.


5. Дискредитация конкурента

Дискредитацию конкурента определяют как любое ложное заявление относительно конкурента, которое наносит ущерб его коммерческому благосостоянию. Подобное заявление, как правило, делается не в отношении собственных продуктов или услуг (как в случае введения в заблуждение), а в отношении продуктов или услуг конкурента. Таким образом, дискредитация представляет собой прямое "нападение" на конкретного предпринимателя. Однако последствия дискредитации выходит за рамки интересов предпринимателя, в роли пострадавшей стороны выступает и потребитель. Дискредитация несовместима с понятием частной конкуренции. Учитывая, что в первую очередь от дискредитации страдает индивидуальный предприниматель, в его защиту предпринимаются прежде всего гражданские санкции. Однако в наиболее серьезных случаях, когда допускается злонамеренная диффамация, возможно применение уголовных санкций (часто в рамках уголовного кодекса).


6. Действия, связанные с недобросовестной конкуренцией и не
упомянутые непосредственно в ст. 10bis Парижской Конвенции

<< Предыдущая

стр. 5
(из 11 стр.)

ОГЛАВЛЕНИЕ

Следующая >>