<< Предыдущая

стр. 6
(из 11 стр.)

ОГЛАВЛЕНИЕ

Следующая >>

Помимо форм, рассмотренных выше, недобросовестная конкуренция принимает и иные формы, борьба с которыми становится все более и более актуальной, например, неправомерное использование "ноу-хау" конкурента. "Ноу-хау" является понятием, которое применяется к незапатентованной информации (независимо от того, является она патентоспособной или нет), которая содержит сведения о формуле, рецепте, устройстве или способе, а также каком-либо методе, применение которых делает возможным производство определенной продукции или оказание определенных услуг или обеспечивает решение конкретных практических вопросов, связанных с производством, включая уменьшение его затрат. "Ноу-хау" может состоять в добавочной информации, получаемой при использовании запатентованных технологий, которая, не будучи патентоспособная сама по себе, позволяет более эффективно использовать запатентованное устройство или способ.
Кроме того, "ноу-хау" может состоять из знания, которое будучи патентоспособным не патентуется по причине отсутствия возможности у собственника обеспечить получение патентов аналогов в нескольких иностранных государствах либо по причине желания сохранить свои монопольные права на срок больший, чем это обеспечивается патентом. Несмотря на всемирную распространенность термина "ноу-хау" (на английском "know-how"), до сих пор нет унифицированной концепции этого понятия. Оно по-разному определяется в документах международных организаций, в национальных нормативных актах и даже в трудах различных научных школ в пределах одного государства. Объем этого понятия пересекается с объемом понятия "торговый секрет". Многие полагают, что "ноу-хау" - это родовое понятие, а "торговые секреты" - видовое, которое является частью "ноу-хау".
Существовавшее ранее мнение о том, что "ноу-хау" связано исключительно с патентами (извлечение максимальной выгоды от их использования), в настоящее время устарело. Сейчас в понятие "ноу-хау" вкладывается гораздо более широкое содержание. Понятие "торговый секрет" не менее расплывчато, чем "ноу-хау", поскольку международно-признанного юридического определения этого термина не существует. В некоторых странах, например во Франции, торговые секреты делят на две составляющие: первая - промышленные секреты и вторая - коммерческие секреты. К промышленным секретам относят информацию чисто технического характера, а к коммерческим секретам - способы организации продажи изделий, методы распространения продукции, формы контрактов, расписание деловых совещаний и перечень деловых партнеров, детали торговых соглашений, стратегию рекламной кампании, списки поставщиков и клиентов, а также другие сведения конфиденциального характера.
В Японии в соответствии с Актом о предотвращении недобросовестной конкуренции к торговым секретам отнесена любая информация, касающаяся методов производства, торговли, а также любая другая информация, затрагивающая вопросы технологии или бизнеса, которые неизвестны публике. Аналогичное определение дано в Универсальном Акте о торговых секретах США, который принят в 20 штатах этой страны.
Общим между "ноу-хау" и "торговыми секретами" является желание их владельца сохранить всю полезную информацию в секрете. С субъективной точки зрения собственник должен иметь значительный интерес в сохранении в тайне всей информации, касающейся "ноу-хау" или "торгового секрета". Как правило, должны быть предприняты специальные меры по обеспечению режима секретности. В некоторых странах, например США и Японии, действия, предпринятые собственником информации по сохранению ее в тайне, рассматриваются судами как необходимое условие квалификации информации как составляющей коммерческую тайну.
С объективной точки зрения, информация может рассматриваться как содержащая коммерческую тайну, если она известна ограниченному кругу лиц, т.е. конкурент не должен обладать этими сведениями. В этой связи можно отметить, что заявки на патент до момента их публикации могут рассматриваться в качестве торгового секрета. Поэтому любые публикации или другие способы распространения информации лишают ее статуса "ноу-хау" или "торгового секрета".
В части сохранения "ноу-хау" и "торговых секретов" в тайне большое значение имеет характер взаимоотношений между работодателем и наемными служащими. Даже в тех странах, где существуют специальные правовые акты об ответственности за недобросовестное разглашение тайны, как правило в договоры о найме вводятся специальные указания, регламентирующие сохранение работником коммерческой тайны. Эти указания базируются на законе о недобросовестной конкуренции.
В РФ правовой основой для регламентирования отношений между работником и работодателем в области сохранения "ноу-хау" и коммерческой тайны может являться ст. 10 Закона РФ "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках". В соответствии с этой статьей не допускается недобросовестная конкуренция, к которой в частности относится "получение, использование, разглашение научно-технической, производственной или торговой информации, в том числе коммерческой тайны, без согласия ее владельца".
Наиболее сложным вопросом проблемы сохранения в тайне "ноу-хау" или коммерческого секрета является вопрос о том, должен ли наемный работник сохранять в тайне конфиденциальную информацию после своего увольнения. Сложность состоит в том, что во многих случаях трудно провести разделительную линию между опытом и знаниями, полученными работником в процессе его деятельности на предприятии (до увольнения) и незаконным разглашением конфиденциальной информации, принадлежащей бывшему работодателю.
Может ли рассматриваться поведение бывшего работника как сговор с конкурентом или как действие, равносильное воровству, - ответы на эти два вопроса могут быть использованы для квалификации поступка работника. В случае удовлетворительного ответа его поведение рассматривается как преднамеренное нарушение закона о пресечении недобросовестной конкуренции.
Законодательства западных стран позволяют в той или иной мере регламентировать правовые аспекты этой проблемы. В РФ эту проблему предстоит еще решить. Прецедентов в этой области уже достаточно, особенно это относится к случаям основания бывшим работником своей фирмы, что сопровождается часто не только использованием "ноу-хау" бывшего работодателя, но и переманиванием его клиентов. В связи с этим предпринимателям, действующим в РФ, целесообразно при заключении контрактов с наемными работниками уделять большее внимание обязательствам работника по неразглашению конфиденциальной информации.



Г Л А В А С Е Д Ь М А Я

ФИРМЕННЫЕ НАИМЕНОВАНИЯ


1. Введение

Предприятие может владеть множеством товарных знаков и использовать их для различения одних товаров и услуг от других. Однако вполне закономерно желание фирмы выделить непосредственно себя из среды других фирм, являющихся конкурентами. Обычно фирма принимает специальное наименование, которое может быть совершенно отличным от описания выпускаемой продукции как, например, товарный знак, а может почти полностью соответствовать роду деятельности фирмы, например "Morris Pumps Inc." (насосы Моррис, фирма производит насосы различного назначения и производительности). Фирмы часто сокращают свои наименования, например, вместе "British Petroleum Inc." используется аббревиатура "BP".
В соответствии со ст. 8 Парижской конвенции фирменное наименование подлежит правовой охране во всех странах, присоединившихся к Конвенции. В ней не оговаривается, какой вид защиты предоставляется фирменным наименованиям и каким образом обеспечивается эта защита. Отсюда - большое разнообразие правовых режимов охраны фирменных наименований в разных странах мира. Важно то, что охрана этого вида интеллектуальной собственности гарантируется национальным законодательством большинства стран. Та или иная форма охраны предопределяется положениями гражданского и торгового права, касающимися деятельности компаний и методов пресечения недобросовестной конкуренции.




2. Законодательство по фирменным наименованиям

В ряде стран существуют специальные законы о фирменных наименованиях. Существенно отличаются между собой и формы регистрации фирменных наименований. В основном эти отличия сводятся к территориальному охвату регистрации (на местном уровне или в масштабе страны), а также по правовым последствиям регистрации.
Необходимость защиты фирменных наименований непосредственно связана с пресечением недобросовестной конкуренции, поскольку использование известного фирменного наименования путем простановки его на "пиратских" изделиях приносит ущерб как потребителям, которых вводит в заблуждение ложное наименование, так и самой фирме, так как объем продаж фирмы падает и страдает ее престиж.
До недавнего времени в Российской Федерации не было специального законодательства, регулирующего правоотношения, связанные с использованием фирменных наименований. Проблемы, возникающие в этой связи решались на основе международных соглашений, участником которых является РФ, и прежде всего на основе Парижской конвенции, а также на основе отдельных положений ряда законов и решений высших судебных органов РФ. Среди российских нормативных документов можно назвать следующие: Закон "О собственности в РСФСР" от 24.12.90; Закон РСФСР "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках" (Антимонопольный закон) от 22.03.91; Постановление ВС РФ № 2335-1 от 14.02.92 "О порядке использования наименований "Россия", "Российская Федерация" и образованных на их основе слов и словосочетаний"; Решение Московского городского совета народных депутатов № 109-1763 от 08.10.90 "Об использовании в коммерческих и рекламных целях наименований "Москва" и производных от него, герба, архитектурных и исторических памятников города Москвы"; Положение "О едином Государственном реестре предприятий и организаций всех форм собственности и хозяйствования".
Гражданский Кодекс Российской Федерации в значительной мере определяет правовой режим регулирования фирменных наименований. В соответствии со ст. 51 ГК РФ для всех коммерческих организаций обязательным является включение их фирменных наименований в единый государственный реестр юридических лиц. Названный реестр открыт для всеобщего ознакомления, что создает предпосылки для предотвращения регистрации аналогичных или сходных (трудноотличимых) фирменных наименований. Ст. 54 (п. 4) предусматривается, что юридическое лицо, фирменное наименование которого зарегистрировано в установленном порядке, имеет исключительное право на его использование.
ГК РФ устанавливает правовую ответственность за нарушение исключительного права на использование фирменного наименования. Лицо, неправомерно использующее чужое зарегистрированное фирменное наименование, по требованию обладателя права на фирменное наименование обязано прекратить его использование и возместить причиненные убытки. Несанкционированное использование фирменного наименования в соответствии со ст. 10 Антимонопольного закона, является актом недобросовестной конкуренции. В отличие от исключительного права на патент или товарный знак исключительное право на фирменное наименование в принципе бессрочно, оно прекращается только в случае ликвидации предприятия как такового.
Право на фирменное наименование относится к числу имущественных прав. Оно не может быть отделено от предприятия, поэтому невозможна продажа фирменного наименования без продажи предприятия, равно как невозможно и лицензирование фирменного наименования.
В случае продажи предприятия другому собственнику фирменное наименование является предметом специального соглашения, в соответствии с которым фирменное наименование либо переходит к новому собственнику безоговорочно, либо может быть использовано им в течение оговоренного срока.


3. Выбор фирменного наименования

Фирменное наименование предприятия состоит из двух частей - произвольной, являющейся собственно фирменным наименованием, и обязательной части, которая должна однозначно характеризовать организационно-правовую форму предприятия.
В ГК РФ (ст. 48-65) подробно излагаются правила составления фирменного наименования полного товарищества, товарищества на вере, общества с ограниченной ответственностью, общества с дополнительной ответственностью, акционерного общества, производственного кооператива и унитарного предприятия (в том числе казенного).
При выборе слов для произвольной части фирменного наименования следует учитывать, что применение слов "Россия", "Российская Федерация" и образованных на их основе слов и словосочетаний является регламентированным Постановлением ВС РФ "О порядке использования наименований "Россия", "Российская Федерация" и образованных на их основе слов и словосочетаний". С учетом действующих нормативных актов следует применять для фирменного наименования слово "Москва" и слова, образованные на его основе.
На практике для эффективной защиты предпринимателя от возможной недобросовестной конкуренции целесообразно правильно использовать в коммерческих целях фирменное наименование и товарный знак. При их сходстве, с правовой точки зрения (абсолютное и исключительное право), они имеют и немаловажные различия.
Если регистрация товарного знака в РФ производится только после государственной экспертизы, предусматривающей проверку на новизну, которая предполагает сравнение с тождественными и со сходными (в том числе и фонетически) товарными знаками, то процедура регистрации фирменных наименований носит чисто административный характер.
Важным фактом для регистрации фирменного наименования и последующей возможной судебной процедуры по оспариванию права на фирменное наименование является то, что для фирменного наименования предметом регистрации и защиты является полное фирменное наименование, а не его произвольная часть. Таким образом, совершенно правомерным является существование наименований "Акционерное общество ?Сокол" и "Общество с ограниченной ответственностью ?Сокол".
Естественно, что любой предприниматель, который создал фирменное наименование с легко запоминающейся оригинальной произвольной частью, не заинтересован в том, чтобы его творческую находку использовал конкурент, причем на совершенно законных основаниях в случае другой организационно-правовой формы предприятия (у конкурента).
Чтобы избежать подобной ситуации, целесообразно защитить логотип, т.е. товарный знак, который полностью повторяет слово или словосочетание, образующее произвольную часть фирменного наименования. Возможно также включение произвольной части фирменного наименования в состав товарного знака как его составной части. Таким образом, одним из условий коммерческого успеха на рынке является правильный выбор фирменного наименования и сочетания этого фирменного наименования с товарными знаками, проставляемыми на продукции фирмы.



Г Л А В А В О С Ь М А Я

ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПО АВТОРСКОМУ ПРАВУ И СМЕЖНЫМ ПРАВАМ


1. Введение

Действующий в настоящее время Закон Российской Федерации "Об авторском праве и смежных правах" был принят Верховным Советом РФ в третьем чтении 9 июля 1993 г., а опубликован и вступил в силу 3 августа 1993 г.
Первый российский закон об авторском праве был принят в 20-е годы прошлого столетия. В середине прошлого века впервые в европейской истории указом Николая I срок охраны авторского права был увеличен до 50 лет после смерти автора. Одним из поводов для появления этого указа было ходатайство вдовы А.С.Пушкина о соответствующем увеличении этого срока. Последний закон об авторском праве в Российской империи был принят в 1911 г. По уровню охраны Закон 1911 г. вполне соответствовал нормам Бернской конвенции, а в ряде случаев даже опережал опыт других европейских стран.
После 1917 г. в советском авторском праве важное место занимала норма о возможности принудительного выкупа авторского права государством. Авторы по сути были лишены многих важных прав, таких, как право разрешать публичное исполнение выпущенного в свет произведения, его показ по телевидению или в кино, трансляцию по радио.
Более того, с принятием Основ гражданского законодательства и гражданских кодексов союзных республик в 1961-65 гг. авторское право даже утратило свое самостоятельное место в системе законодательства, превратившись в несколько статей особенной части Основ и Гражданского кодекса. Характерным для этого периода было и полное отсутствие охраны смежных прав. Основное внимание уделялось обеспечению охраны интересов государства и общества, результаты творчества всерьез предлагалось оценивать по критерию "общественной полезности".
Последние изменения в законодательство СССР об авторском праве были внесены в мае 1991 г. Однако принятые тогда Основы гражданского законодательства Союза ССР и республик (далее - Основы 1991 г.) фактически были введены в действие с 3 августа 1992 г. Основанием для этого было специальное постановление Верховного Совета РФ. Упомянутые Основы значительно расширили права авторов, ввели охрану смежных прав. Но десяти статей Основ оказалось явно недостаточно для эффективного и адекватного регулирования отношений в области авторских и смежных прав.


2. Структура Закона

Закон РФ ?Об авторском праве и смежных правах? состоит из пяти разделов. Раздел I содержит общие положения, раздел II включает нормы, относящиеся к авторскому праву, в разделе III регулируются смежные права, раздел IV посвящен коллективному управлению имущественными правами, а раздел V - защите авторских и смежных прав. Разделы III и IV содержат нормы, которые вводятся в наше авторское право впервые. Существенным нововведением является определение 27 наиболее значимых понятий авторского права в ст. 4 Закона. Всего Закон содержит 50 статей. Для сравнения можно отметить, что в Законе об авторском праве 1911 г. было 75 статей.


3. Общие положения Закона

Общие положения Закона относятся равным образом и к авторским, и к смежным правам.
Предметом регулирования нового Закона являются отношения, возникающие в связи с созданием и использованием произведений науки, литературы и искусства (авторское право), постановок, исполнений, фонограмм, передач организаций эфирного и кабельного вещания (смежные права) (ст. 1).
Источниками регулирования являются не только законы Российской Федерации и принимаемые на их основе законодательные акты республик в составе Российской Федерации, но и международные договоры, в которых участвует Российская Федерация (ст. 2 и 3). Если международным договором, в котором участвует Российская Федерация, установлены иные правила, чем те, которые содержатся в Законе, то применяются правила международного договора.
В настоящее время Российская Федерация является в качестве правопреемника СССР членом Всемирной конвенции об авторском праве в редакции 1952 г. (с 27 мая 1973 г.) и членом Конвенции 1974 г. о распространении несущих программы сигналов, передаваемых через спутники (с 20 января 1989 г.). Кроме того, принятие Закона позволило Российской Федерации присоединиться с 13 марта 1995 г. к другим важнейшим международным соглашениям в области охраны авторских и смежных прав, таким как Бернская, Фонограммная, Римская конвенции и Всемирная конвенция об авторском праве в редакции 1971 г.
Важным вопросом является соотношение нового Закона и Закона Российской Федерации "О правовой охране программ для электронных вычислительных машин и баз данных" (далее - Закон о ПрЭВМ), принятого Верховным Советом Российской Федерации 23 сентября 1992 г. и вступившего в силу 20 октября 1992 г. В ст. 2 Закона об авторском праве и смежных правах упоминается Закон "О правовой охране программ для электронных вычислительных машин и баз данных" как источник авторского права. В свою очередь, ст. 2 Закона о ПрЭВМ устанавливает, что программы для ЭВМ и базы данных относятся к объектам авторского права. Следовательно, в целом Закон об авторском праве и смежных правах выполняет роль общего закона по отношению к Закону об охране программ для ЭВМ как закону специальному.
Вместе с тем в Законе об авторском праве и смежных правах встречаются специальные нормы, как, например, декомпиляция (ст. 25) и другие. В свою очередь, в Законе о ПрЭВМ существуют некоторые авторско-правовые нормы общего характера, такие как: личные (ст. 9) и имущественные (ст. 10) права, использование программ для ЭВМ, защита нарушенных прав и другие. При этом полной корреляции между такими "совпадающими" статьями обоих законов нет, из чего следует вывод о необходимости приведения Закона о ПрЭВМ в полное соответствие с Законом об авторском праве и смежных правах.
Впервые в законодательстве России об авторском праве и смежных правах определены его основные термины (ст. 4 Закона). Термины касаются объектов авторского права и смежных прав (аудиовизуальное произведение, произведение декоративно-прикладного искусства, программа для ЭВМ, база данных, исполнение, передача организации эфирного или кабельного вещания, фонограмма, экземпляр произведения, экземпляр фонограммы); субъектов охраны (автор, изготовитель аудиовизуального произведения, изготовитель фонограммы, исполнитель, режиссер-постановщик спектакля); прав обладателей авторских и смежных прав (обнародование произведения; опубликование произведения; воспроизведение произведения; репрографическое воспроизведение; публичный показ произведения, публичное исполнение или сообщение для всеобщего сведения; сдача в прокат; передача в эфир; воспроизведение фонограммы и другие).


4. Авторские права

Сфера действия Закона распространяется на:
1) произведения, обнародованные (либо необнародованные, но находящиеся в какой-либо объективной форме) на территории Российской Федерации, независимо от гражданства авторов и их правопреемников;
2) произведения авторов-граждан Российской Федерации (и их правопреемников), обнародованные (либо необнародованные, но находящиеся в какой-либо объективной форме) за пределами Российской Федерации;
3) произведения авторов-граждан других государств (и их правопреемников), обнародованные (либо необнародованные, но находящиеся в какой-либо объективной форме) за пределами Российской Федерации - в соответствии с международными договорами Российской Федерации (ст. 5).
Кроме этого введены два новых положения. Во-первых, установлено, что произведение считается опубликованным в Российской Федерации, если в течение 30 дней после даты первого опубликования за пределами Российской Федерации оно было опубликовано на территории Российской Федерации. Во-вторых, при предоставлении на территории Российской Федерации охраны произведению в соответствии с международными договорами Российской Федерации автор произведения определяется по закону государства, на территории которого имел место юридический факт, послуживший основанием для обладания авторским правом.
Объектами охраны являются произведения науки, литературы и искусства, являющиеся результатом творческой деятельности, независимо от назначения и достоинства произведения, а также от способа его выражения. Факт обнародования (или опубликования) произведения не имеет значения для его охраноспособности. В Законе дается также примерный перечень объективной формы, в которой может быть выражено произведение: письменная, устная, звуко- или видеозапись (механическая, магнитная, цифровая, оптическая и так далее); изображение (рисунок, эскиз, картина, план, чертеж, кино-, теле-, видео или фотокадр и т.д.); объемно-пространственная (скульптура, модель, макет, сооружение и т.д.) (п. 2 ст. 6). Упоминание таких форм объективизации произведения как цифровая, оптическая и другие призваны приспособить Закон к современному уровню развития техники.
Важным и новым является положение о том, что авторское право не распространяется на идеи, методы, процессы, системы, способы, концепции, принципы, открытия, факты (п. 4 ст. 6). Тем самым подчеркивается, что авторское право охраняет форму выражения произведения, но не его содержание как таковое. Это указание Закона имеет важное значение для правоприменительной практики.
Подтвержден в Законе и принцип разграничения авторского права на произведение и права собственности на материальный объект, в котором произведение выражено. Передача права собственности на материальный объект или право владения материальным объектом само по себе не влечет передачи каких-либо авторских прав на произведение, выраженное в этом объекте (п. 5 ст. 6).
Перечень объектов авторского права, который не является исчерпывающим, дает обобщенную классификацию произведений, соответствующую международной практике. В ст. 7 Закона указаны литературные произведения (включая программы для ЭВМ); драматические и музыкально-драматические произведения, сценарные произведения; хореографические произведения и пантомимы; музыкальные произведения с текстом или без текста; аудиовизуальные произведения (кино-, теле- и видеофильмы, слайдофильмы, диафильмы и другие кино-, телепроизведения); произведения живописи, скульптуры, графики, дизайна, графические рассказы, комиксы и другие произведения изобразительного искусства; произведения декоративно-прикладного и сценографического искусства; произведения архитектуры, градостроительства и садово-паркового искусства; фотографические произведения и произведения, полученные способами, аналогичными фотографии; географические, геологические и другие карты, планы, эскизы и пластические произведения, относящиеся к географии, топографии и другим наукам.
По сравнению с Основами 1991 г. (ч. 2 ст. 13) в новом Законе не выделены радиопроизведения и сборники. Это вызвано тем, что радиопроизведения и сборники могут представлять собой различные виды произведений: литературные, драматические, музыкальные и т.д. В отличие от Основ 1991 г. программы для ЭВМ также указаны не как самостоятельный вид произведений, а приравнены к литературным произведениям.
Наряду с оригинальными произведениями к объектам авторского права отнесены производные произведения (переводы, обработки, аннотации, рефераты, резюме, обзоры, инсценировки, музыкальные аранжировки и другие переработки произведений науки, литературы и искусства) и составные произведения (сборники: энциклопедии, антологии, базы данных и другие составные произведения, представляющие собой по подбору или расположению материалов результат творческого труда). Производные произведения и составные произведения охраняются авторским правом вне зависимости от того, являются ли объектами авторского права произведения, на которых они основаны или которые они включают. Выделение двух категорий произведений, базирующихся на ранее созданных произведениях - производных и составных произведений - дано в авторском праве России впервые.
Разграничение между ними происходит по следующему критерию: производные произведения представляют собой переработку (включая перевод) одного или нескольких ранее созданных произведений, творческий вклад разработчика состоит именно в переделке произведения. Составные произведения являются подборкой уже известных материалов (включая произведения) без их переделки, творческий вклад составителя заключается в подборе или расположении материалов.
Среди произведений, отвечающих общим признакам объекта авторского права, Закон выделяет три категории произведений, не охраняемых авторским правом в силу прямого указания Закона:
официальные документы (законы, судебные решения, иные тексты законодательного, административного и судебного характера), а также их официальные переводы;
государственные символы и знаки (флаги, гербы, ордена, денежные знаки и иные государственные символы и знаки);
произведения народного творчества;
сообщения о событиях и фактах, имеющие информационный характер (ст. 8).
В новом Законе по сравнению с Основами 1991 г. (ч. 5 ст. 134) категория официальные документы дополнена официальными переводами таких документов, а категория официальные символы и знаки дана уже, чем прежде (в Основах 1991 г. указаны официальные символы и знаки, утвержденные государственными и общественными организациями). Закон ввел также новую категорию - "сообщения о событиях и фактах, имеющие информационный характер".
Регламентируя возникновение авторского права, новый Закон подтверждает свойственный российскому авторскому праву принцип отсутствия формальностей. Согласно ст. 9 Закона, авторское право на произведение науки, литературы и искусства возникает в силу факта его создания. Для возникновения и осуществления авторского права не требуется регистрации произведения, иного специального оформления произведения или соблюдения каких-либо формальностей. Вместе с тем, впервые вводится чрезвычайно важная для правоприменительной деятельности презумпция авторства. Ее суть заключается в том, что при отсутствии доказательства иного, автором произведения считается лицо, указанное в качестве автора на оригинале или экземпляре произведения. При опубликовании произведения анонимно или под псевдонимом (за исключением случая, когда псевдоним автора не оставляет сомнения в его личности) издатель, имя или наименование которого обозначено на произведении, при отсутствии доказательств иного считается представителем автора. В этом качестве издатель имеет право защищать права автора и обеспечивать их осуществление. Это положение действует до тех пор, пока автор такого произведения не раскроет свою личность и не заявит о своем авторстве.
Положение о соавторстве сформулировано в Законе традиционно. Относительно новым является указание: если произведение соавторов образует одно неразрывное целое, то ни один из соавторов не вправе без достаточных к тому оснований запретить использование произведения (ст. 10).
Принципиально новыми являются статьи об авторском праве на составные, аудиовизуальные и служебные произведения. При разработке Закона было решено отказаться от попыток сконструировать авторское право юридического лица в этих случаях. Однако необходимость обеспечения экономических интересов издателей газет, журналов и других составных произведений, изготовителей аудиовизуальных произведений, а равно любых работодателей в отношении служебных произведений потребовали необходимости компромисса.
В случае составных произведений была введена своего рода презумпция передачи издателю всех имущественных (экономических) прав на использование произведения. Согласно ст. 11 авторское право на составное произведение в целом признается за составителем. Авторы произведений, включенных в такие издания, сохраняют исключительные права на использование своих произведений независимо от издания в целом. Однако издателю энциклопедий, энциклопедических словарей, периодических и продолжающихся сборников научных трудов, газет, журналов и других периодических изданий, принадлежат исключительные права на использование таких изданий. Издатель вправе при любом использовании таких изданий указывать свое наименование либо требовать такого указания.
Иной подход был использован в случае аудиовизуальных произведений. Согласно ст. 13, авторами аудиовизуального произведения в целом признаются: режиссер-постановщик; автор сценария (сценарист); автор музыкального произведения с текстом или без текста, специального созданного для этого аудиовизуального произведения (композитор). Авторы произведений, вошедших составной частью в аудиовизуальное произведение, как существовавших ранее (автор романа, положенного в основу сценария, и другие), так и созданных в процессе работы над ним (оператор-постановщик, художник-постановщик и др.), пользуются авторским правом каждый на свое произведение.
Вместе с тем, заключение договора на создание аудиовизуального произведения влечет за собой передачу авторами этого произведения изготовителю аудиовизуального произведения исключительных прав на воспроизведение, распространение, публичное исполнение, сообщение по кабелю для всеобщего сведения, передачу в эфир или любое другое публичное сообщение аудиовизуального произведения, а также на субтитрование и дублирование текста аудиовизуального произведения, если иное не предусмотрено в договоре. Изготовитель аудиовизуального произведения вправе при любом использовании этого произведения указывать свое имя или наименование либо требовать такого указания.
В отношении служебных произведений в новом Законе отказались от традиционного для советского авторского права подхода, который заключался в установлении в законе предельного срока на использование служебного произведения работодателем в три года (ст. 140 Основ 1991 г.). Эта норма зачастую трактовалась как социальная гарантия прав авторов, но на самом деле она совершенно не учитывала существующее многообразие служебных произведений и прежде всего произведений, создание которых требует объединения значительного числа авторов и серьезных капитальных затрат (программы для ЭВМ, аудиовизуальные произведения, периодические издания и многие другие).
В Законе сформулировано положение, призванное согласовать интересы авторов и работодателей. Прежде всего подтвержден принцип принадлежности автору авторского права на произведение, созданное в порядке выполнения служебных обязанностей или служебного задания работодателя. Вместе с тем введена презумпция принадлежности работодателю исключительных прав на использование служебного произведения, если в договоре между ним и автором не предусмотрено иное. Одновременно сняты все ограничения на выплату вознаграждения автору за использование служебного произведения и подчеркнуто, что размер авторского вознаграждения за каждый вид использования служебного произведения и порядок его выплаты устанавливаются договором между автором и работодателем (ст. 14).
Авторские права, согласно традициям континентального европейского права, Закон четко делит на личные неимущественные (моральные права - droit moral) и имущественные (экономические) права. Такое деление в косвенной форме признавалось и ранее действовавшим советским законодательством. Но теперь виды и объем авторских прав существенно изменены.
Согласно ст. 15 автору в отношении его произведения принадлежат следующие личные неимущественные права: право признаваться автором произведения (право авторства); право использовать или разрешать использовать произведение под подлинным именем автора, псевдонимом либо без обозначения имени, т.е. анонимно (право на имя); право обнародовать или разрешать обнародовать произведение в любой форме (право на обнародование), включая право на отзыв; право на защиту произведения, включая его название, от всякого рода искажения или любого иного посягательства, способных нанести ущерб чести и достоинству автора (право на защиту репутации автора). Личные неимущественные права принадлежат автору независимо от его имущественных прав и сохраняются за ним даже после уступки исключительных прав на использование произведения.
Существовавшее ранее право на неприкосновенность произведения и имени автора (ст. 480 ГК РСФСР) формулировалось как право автора запрещать без его согласия вносить какие бы то ни было изменения в само произведение, в его название, в обозначение имени автора, а также снабжать произведение иллюстрациями, предисловиями, послесловиями, комментариями и какими бы то ни было пояснениями. Как любое неимущественное право оно было бессрочным и непередаваемым: согласно ст. 481 ГК РСФСР к наследникам переходило только право на охрану неприкосновенности произведения.
Однако на деле право на неприкосновенность включало не только моральный элемент, но и имущественное право на переделку произведения. Это, в частности, приводило к практическому тупику: экономический элемент права на неприкосновенность, тем самым, не мог передаваться другим лицам и не мог переходить по наследству после смерти автора. Обстоятельства реальной жизни, конечно, признавали возможность снабжения произведения иллюстрациями или внесения в него каких-либо изменений после смерти автора с согласия его наследников и другую передачу имущественной части права на неприкосновенность, однако в строгом юридическом смысле подобная практика шла в разрез с положениями закона. В новом Законе моральный и экономический элементы права на неприкосновенность разделены на право на уважение репутации автора и право на переработку произведения, что корреспондирует с соответствующими положениями Бернской конвенции (ст. 6bis).
Новым является и введение права на отзыв произведения.
Существенно обновлен и модернизирован перечень имущественных прав автора. Если ранее эти права были сведены к праву на воспроизведение и распространение произведения, то теперь ст. 16 предусматривает, что автору в отношении его произведения принадлежат исключительные права на использование произведения в любой форме и любым способом, которые означают право осуществлять или разрешать следующие действия: воспроизводить произведение (право на воспроизведение); распространять экземпляры произведения любым способом: продавать, сдавать в прокат и так далее (право на распространение); импортировать экземпляры произведения в целях распространения, включая экземпляры, изготовленные с разрешения обладателя исключительных авторских прав (право на импорт); публично показывать произведение (право на публичный показ); публично исполнять произведение (право на публичное исполнение); сообщать произведение (включая показ, исполнение или передачу в эфир) для всеобщего сведения путем передачи в эфир и (или) последующей передачи в эфир (право на передачу в эфир); сообщать произведение (включая показ, исполнение или передачу в эфир) для всеобщего сведения по кабелю, проводам или с помощью иных аналогичных средств (право на сообщение для всеобщего сведения по кабелю); переводить произведение (право на перевод); переделывать, аранжировать или другим образом перерабатывать произведение (право на переработку).
В новом Законе не упоминается право на вознаграждение как имущественное право автора, ранее существовавшее в советском законодательстве (ст. 479 ГК РСФСР, ст. 135 Основ 1991 г.), а содержится положение о том, что размер и порядок исчисления авторского вознаграждения за каждый вид использования произведения устанавливаются в авторском договоре, а также в договорах, заключаемых организациями, управляющими правами авторов на коллективной основе, с пользователями.
Введено отсутствовавшее ранее положение о ?первой продаже" ("first sale"): если экземпляры правомерно опубликованного произведения введены в гражданский оборот посредством их продажи, то допускается их дальнейшее распространение без согласия автора и без выплаты авторского вознаграждения. Однако право на распространение экземпляров произведения путем их сдачи в прокат принадлежит автору независимо от права собственности на эти экземпляры.
Закреплены также и неизвестные ранее советскому законодательству право следования (droit de suite) и право доступа в отношении произведений изобразительного искусства (ст. 17).
Изъятия из авторских прав определены четко, детально и в соответствии с требованиями Бернской конвенции. В качестве преамбулы к статьям, устанавливающим ограничения авторских прав, дано общее положение о том, что ограничения прав авторов устанавливаются при условии, если они не наносят неоправданного ущерба нормальному использованию произведения и не ущемляют необоснованным образом законные интересы автора.
Допускается без согласия автора и без выплаты авторского вознаграждения воспроизведение правомерно обнародованного произведения исключительно в личных целях. Это положение не распространяется на репродуцирование книг и нотных текстов, воспроизведение программ для ЭВМ и баз данных, а также произведений архитектуры в форме зданий и аналогичных сооружений (ст. 18).
Однако применительно к воспроизведению в личных целях аудиовизуального произведения или звукозаписи в Законе устанавливается лицензия. Согласно лицензии авторам произведений, исполнителям и производителям фонограмм выплачивается вознаграждение изготовителями или импортерами оборудования (аудио- и видеомагнитофоны и иное оборудование) и материальных носителей (звуко- и (или) видеопленки и кассеты, лазерные диски, компакт-диски и иные материальные носители), используемых для такого воспроизведения через организации, управляющие имущественными правами авторов, производителей фонограмм и исполнителей на коллективной основе (ст. 26).
Допускается без согласия автора и без выплаты авторского вознаграждения, но с обязательным указанием имени автора, произведение которого используется, и источника заимствования: цитирование в оригинале и в переводе в научных, исследовательских, полемических, критических и информационных целях; использование произведений и отрывков из них в качестве иллюстраций в изданиях, в радио- и телепередачах, звуко- и видеозаписях учебного характера; воспроизведение в газетах, передача в эфир или сообщение по кабелю для всеобщего сведения газетных и журнальных статей, речей, обращений, докладов и других аналогичных произведений; воспроизведение или сообщение для всеобщего сведения в обзорах текущих событий произведений, которые становятся увиденными или услышанными в ходе таких событий; воспроизведение без извлечения прибыли произведений рельефно-точечным шрифтом (ст. 19). При этом речь идет только о правомерно обнародованных или опубликованных произведениях и о таком объеме использования произведения, который оправдан соответствующей целью.
Установлены также случаи и условия репродуцирования произведения в единичном экземпляре без согласия автора и без выплаты авторского вознаграждения библиотеками и архивами, а также образовательными учреждениями для аудиторных занятий (ст. 20); свободного использования произведений (архитектуры, фотографии и изобразительного искусства), постоянно расположенных в местах, открытых для свободного посещения (ст. 21); свободного публичного исполнения во время официальных и религиозных церемоний (ст. 22); свободного воспроизведения для судебных целей (ст. 23); свободной записи произведения краткосрочного пользования организациями эфирного вещания (ст. 24). Детально и в соответствии с европейской Директивой о правовой охране программ для ЭВМ урегулированы случаи свободного воспроизведения программ для ЭВМ и баз данных и декомпилирования программ для ЭВМ (ст. 25).
Часть Закона, касающаяся ограничений прав авторов, коренным образом отличается от Основ 1961 г. и ГК РСФСР,. Ст. 138 Основ 1991 г., с одной стороны вводит ряд изъятий в слишком широкой формулировке (например, допускается "репродуцирование в единичных экземплярах изданных произведений в научных, учебных и просветительских целях без извлечения прибыли"), с другой стороны, не устанавливает таких важных ограничений как декомпиляция программ для ЭВМ или других, установленных ст. 22-25 нового Закона.
По новому Закону срок действия авторского права устанавливается в течение всей жизни автора и 50 лет после его смерти. Право авторства, право на имя и право на защиту репутации автора произведения охраняются бессрочно (ст. 27). Авторское право на произведение, обнародованное анонимно или под псевдонимом, действует в течение 50 лет после даты его правомерного обнародования. Авторское право на произведение, созданное в соавторстве, действует в течение всей жизни и 50 лет после смерти последнего автора, пережившего других соавторов. Авторское право на произведения, впервые выпущенные в свет после смерти автора, исчисляется в 50 лет с даты его выпуска (posthumous publications). Исчисление сроков начинается с 1 января года, следующего за годом, в котором имел место юридический факт, являющийся основанием для начала течения срока.
Истечение срока действия авторского права на произведения означает их переход в общественное достояние (ст. 28). В общественное достояние попадают также произведения, которым на территории Российской Федерации никогда не предоставлялась охрана. Произведения, перешедшие в общественное достояние, могут свободно использоваться любым лицом без выплаты авторского вознаграждения. При этом должно соблюдаться право авторства, право на имя и право на защиту репутации автора произведения.
Передача (переход) авторских прав осуществляется в порядке наследования и по авторским договорам. Авторское право переходит по наследству, за исключением права авторства, права на имя и права на защиту репутации автора произведения. Наследники автора вправе осуществлять защиту указанных прав. Эти правомочия наследников сроком не ограничиваются. При отсутствии наследников автора защиту указанных прав осуществляет специально уполномоченный орган Российской Федерации.
Положения об авторских договорах в новом Законе существенно сокращены, чтобы предоставить большую свободу сторонам при их заключении. Вместе с тем, установлен целый ряд норм, позволяющих восполнить возможные пробелы в определении существенных условий авторских договоров. Ст. 30 устанавливает, что авторский договор может предусматривать передачу как исключительных, так и неисключительных прав. В первом случае авторский договор разрешает использование произведения определенным способом и в установленных договором пределах только лицу, которому эти права передаются, и дает такому лицу право запрещать подобное использование произведения другим лицам. Во втором случае пользователю разрешается использование произведения наравне с обладателем исключительных прав, передавшим такие права, и (или) другим лицам, получившим разрешение на использование этого произведения таким же способом. Права, передаваемые по авторскому договору, считаются неисключительными, если в договоре прямо не предусмотрено иное.
В ст. 31 устанавливаются существенные для авторского договора условия: способы использования произведения (конкретные права, передаваемые по данному договору); срок и территорию, на которые передается право; размер вознаграждения и (или) порядок определения размера вознаграждения за каждый способ использования произведения, порядок и сроки его выплаты, а также другие условия, которые стороны сочтут существенными для данного договора. При отсутствии в авторском договоре условия о сроке, на который передается право, договор может быть расторгнут автором по истечении пяти лет с даты его заключения, если пользователь будет письменно уведомлен об этом за шесть месяцев до расторжения договора. При отсутствии в авторском договоре условия о территории, на которую передается право, действие передаваемого по договору права ограничивается территорией Российской Федерации. Все права на использование произведения, прямо не переданные по авторскому договору, считаются не переданными.
Предметом авторского договора не могут быть права на использование произведения, неизвестные на момент заключения договора, и права на использование произведений, которые автор может создать в будущем. Условие авторского договора, ограничивающее автора в создании в будущем произведений на данную тему или в данной области, является недействительным. Условия авторского договора, противоречащие положениям настоящего Закона, являются недействительными.
В новом Законе зафиксирован отказ от системы государственного нормирования авторского вознаграждения в любом его виде. Установлено правило, что вознаграждение определяется в виде процента от дохода за соответствующий способ использования произведения или, если это невозможно осуществить в связи с характером произведения или особенностями его использования, - в виде зафиксированной в договоре суммы либо иным образом.


5. Охрана смежных прав

Отсутствие охраны смежных прав в СССР не давало возможности обеспечивать права артистов-исполнителей и изготовителей фонограмм. Сложилась парадоксальная ситуация, когда за воспроизведение песни на пластинке гонорар выплачивался автору музыки (композитору) и автору слов, а певец-исполнитель никакого вознаграждения не получал. То же самое относилось и к изготовителям фонограмм. Однако передачи организаций радио- и телевещания пользовались охраной нормами авторского права. Согласно ст. 486 ГК РСФСР авторское право на радио- и телепередачи принадлежало передающим их радио- и телевизионным организациям. Это находилось в противоречии с важнейшими международными соглашениями об охране смежных прав (Римская и Фонограммная конвенции), в которых СССР не участвовал.
В Основах 1991 г. была предусмотрена охрана смежных прав в ст. 141-143. Однако эти статьи страдали целым рядом недостатков. Во-первых, устанавливались только права субъектов смежных прав, а регламентация изъятий из них давалась на откуп будущему законодательству; во-вторых, вводилось смежное право не только создателя звукозаписи, но и создателя видеозаписи, без проведения разграничений между видеозаписью и видеофильмом, который являлся объектом авторского права. И, наконец, сам ограниченный объем - всего три статьи - не позволял сколько-нибудь полно урегулировать смежные права.
Субъектами смежных прав по новому Закону являются исполнители, изготовители фонограмм, организации эфирного и кабельного вещания. Для возникновения и осуществления смежных прав не требуется соблюдения каких-либо формальностей.
Права исполнителей охраняются в соответствии с новым Законом, если исполнитель является гражданином Российской Федерации; если исполнение, постановка впервые имели место на территории Российской Федерации; если исполнение, постановка записаны на фонограмму, охраняемую в соответствии с Законом; если исполнение, постановка, незаписанные на фонограмму, включены в передачу в эфир или по кабелю, охраняемую в соответствии с Законом.
Права изготовителя фонограммы охраняются в соответствии с новым Законом, если изготовитель фонограммы является гражданином Российской Федерации или юридическим лицом, имеющим официальное местонахождение на территории Российской Федерации; или если фонограмма впервые опубликована на территории Российской Федерации.
Права организации эфирного или кабельного вещания признаются за ней в соответствии с настоящим Законом в случае, если организация имеет официальное местонахождение на территории Российской Федерации и осуществляет передачи с помощью передатчиков, расположенных на территории Российской Федерации (ст. 35).
Права исполнителей включают следующие исключительные права: право на имя; право на защиту исполнения или постановки от всякого рода искажения или посягательства, способного нанести ущерб чести и достоинству исполнителя; право на использование исполнения или постановки в любой форме, включая право на получение вознаграждения за каждый вид использования исполнения или постановки (ст. 37).
Исключительное право на использование исполнения или постановки означает право осуществлять или разрешать: передачу в эфир или сообщение для всеобщего сведения по кабелю исполнения или постановки; запись ранее незаписанных исполнения или постановки; воспроизведение записи исполнения или постановки; передачу в эфир или по кабелю записи исполнения или постановки; сдачу в прокат опубликованной в коммерческих целях фонограммы, включающей исполнение или постановку с участием исполнителя.
Права изготовителей фонограмм означают исключительные права на использование фонограммы в любой форме, включая право на получение вознаграждения за каждый вид использования фонограммы. Исключительные права на использование фонограммы означают право осуществлять или разрешать: воспроизведение фонограммы; переделку фонограммы; распространение экземпляров фонограммы; импорт экземпляров фонограммы в целях распространения (ст. 38).
Введено положение о "первой продаже" ("first sale") также для фонограмм: если экземпляры правомерно опубликованной фонограммы введены в гражданский оборот посредством их продажи, то допускается их дальнейшее распространение без согласия изготовителя фонограммы и без выплаты вознаграждения. Однако право на распространение экземпляров фонограммы путем сдачи их в прокат принадлежит изготовителю фонограммы независимо от права собственности на эти экземпляры.
Установлена также законная лицензия на использование опубликованной в коммерческих целях фонограммы путем публичного исполнения, передачи в эфир, сообщения для всеобщего сведения по кабелю без согласия изготовителя фонограммы и исполнителя, но с выплатой вознаграждения в установленном Законом порядке (ст. 39).
Права организаций эфирного или кабельного вещания включают исключительные права использовать передачу в любой форме и давать разрешение на использование передачи, в том числе право на получение вознаграждения за предоставление таких разрешений. Исключительное право давать разрешение на использование передачи означает право организации вещания разрешать ее трансляцию в эфир другой организации; сообщение передачи для всеобщего сведения по кабелю; запись передачи; воспроизведение записи передачи; сообщение передачи для всеобщего сведения в местах с платным входом (ст. 40 и 41).
Ограничения смежных прав прямо устанавливаются в Законе (ст. 42) при условии их применения без ущерба нормальному использованию фонограммы, исполнения, постановки, передачи в эфир или по кабелю и их записей, а также включенных в них произведений литературы, науки и искусства и без ущемления законных интересов исполнителя, изготовителя фонограммы, организации эфирного или кабельного вещания и авторов указанных произведений.
Допускается без согласия исполнителя, изготовителя фонограммы, организации эфирного или кабельного вещания и без выплаты вознаграждения использование исполнения, постановки, передачи в эфир, передачи по кабелю и их записей, а также воспроизведение фонограмм:
1) для включения в обзор о текущих событиях небольших отрывков из исполнения, постановки, фонограммы, передачи в эфир или по кабелю;
2) исключительно в целях обучения или научного исследования;
3) для цитирования в форме небольших отрывков из исполнения, постановки, фонограммы, передачи в эфир или по кабелю при условии, что такое цитирование осуществляется в информационных целях;
4) в иных случаях, которые установлены положениями Закона в отношении ограничения имущественных прав автора произведений литературы, науки и искусства (ст. 42).
Срок действия смежных прав установлен в ст. 43 в отношении исполнителя в течение 50 лет после первого исполнения или постановки. Права исполнителя на имя и на защиту исполнения или постановки от всякого искажения или любого иного посягательства охраняется бессрочно.
Права изготовителя фонограммы действуют в течение 50 лет после первого опубликования фонограммы либо в течение 50 лет после ее первой записи, если фонограмма не была опубликована в течение этого срока. Права организации эфирного (кабельного) вещания действуют в течение 50 лет после осуществления такой организацией первой передачи в эфир (по кабелю). Течение сроков охраны смежных прав начинается с 1 января года, следующего за годом, в котором имел место юридический факт, являющийся основанием для начала течения срока.
Передача (переход) смежных прав допускаются в порядке наследования (физические лица), правопреемства (юридические лица) и по договорам. К наследникам (в отношении юридических лиц - правопреемникам) исполнителя, производителя фонограммы, организации эфирного или кабельного вещания переходит право разрешать использование исполнения, постановки, фонограммы, передачи в эфир или по кабелю и на получение вознаграждения в пределах оставшейся части срока охраны смежных прав.


6. Коллективное управление имущественными
правами авторов

До 1973 г. в СССР не было организаций, управлявших имущественными правами авторов на коллективной основе. Существовавшие творческие союзы, например, Союз писателей СССР, Союз композиторов СССР, Союз художников СССР и др. по существу этими проблемами не занимались.
Функции осуществления имущественных авторских прав на коллективной основе и сбора вознаграждения за использование произведений начиная с 1973 г. были возложены исключительно на Всесоюзное агентство по авторским правам (ВААП). ВААП занималось сбором вознаграждения за публичное исполнение произведений, за их механическую запись, за использование произведений изобразительного искусства и фотографии в промышленных изделиях без согласия авторов (ст. 104 Основ 1961 г., ст. 495 ГК РСФСР). ВААП было единственной организацией, которой авторы могли доверить свои имущественные права. И хотя ВААП создавалось как общественная организация, на него был возложен целый ряд государственных функций.
В 1992 г. ВААП был трансформирован в Российское агентство интеллектуальной собственности - федеральный орган управления. И хотя правовые основания для сбора вознаграждения без согласия авторов (ст. 104 Основ 1961 г., ст. 495 ГК РСФСР) отпали с введением в силу на территории Российской Федерации Основ 1991 г., в Положении о РАИС сохранялись функции сбора авторского вознаграждения как с согласия автора, так и без такового. Вскоре Указом Президента Российской федерации от 7 октября 1993 г. было одобрено создание авторами на базе РАИС Российского авторского общества (РАО) с целью реализации и защиты авторских прав.
Принципы деятельности организаций по коллективному управлению имущественными правами авторов, исполнителей, производителей фонограмм и иных обладателей авторских и смежных прав состоят по новому Закону (ст. 44-45) в следующем:
во-первых, эти организации создаются непосредственно обладателями авторских и смежных прав и действуют только в пределах полученных от них полномочий;
во-вторых, такие организации не вправе заниматься коммерческой деятельностью;
в-третьих, полномочия на коллективное управление имущественными правами передаются непосредственно обладателями авторских и смежных прав добровольно на основе письменных договоров, а также по соответствующим договорам с иностранными организациями, управляющими аналогичными правами;
в-четвертых, указанные организации не вправе осуществлять использование произведений и объектов смежных прав, полученных для коллективного управления; и другие.
Функциями организаций по коллективному управлению имущественными правами являются: предоставление лицензий пользователям; согласование с пользователями размера вознаграждения и других условий, на которых выдаются лицензии; сбор предусмотренного лицензиями вознаграждения; распределение и выплата собранного вознаграждения обладателям авторских и смежных прав; совершение любых юридических действий, необходимых для защиты прав, управлением которых занимается такая организация; и другие (ст. 46). Установлены в Законе также и обязанности организаций по коллективному управлению, в частности, предоставление отчетов обладателям авторских и смежных прав, использование собранного вознаграждения исключительно для распределения и выплаты обладателям авторских и смежных прав и тому подобные (ст. 47).


7. Защита авторских и смежных прав

Меры по защите авторских прав в соответствии с ранее действовавшим законодательством отличались слабостью и отсутствием реального механизма их применения. Например, при бездоговорном использовании произведений нарушитель ограничивался лишь выплатой вознаграждения в соответствии с утвержденными ставками, которое он выплатил бы, если бы произведение было использовано правомерно. Таким образом, для пользователя не было различий между договорным и бездоговорным использованием произведений. Не было в советском авторском праве и таких мер воздействия на нарушителя как конфискация материалов и оборудования, использованного для изготовления незаконных экземпляров произведения, изъятия самих незаконных экземпляров и многих других. Существовавшая в Уголовном Кодексе РСФСР ст. 141, предусматривающая уголовную ответственность за нарушение авторских прав, практически не применялась.
Новый Закон об авторском праве и смежных правах как закон гражданско-правовой не содержит норм об уголовной и административной ответственности за нарушение авторских и смежных прав. Соответствующие нормы внесены в Уголовный Кодекс Российской Федерации (ст. 146) и в Кодекс об административных правонарушениях Российской Федерации (ст. 150.4).
В общей форме в новом Законе установлено, что за нарушение авторских и смежных прав наступает гражданская, уголовная и административная ответственность. Контрафактными являются экземпляры произведения и фонограммы, изготовление или распространение которых влечет за собой нарушение авторских и смежных прав. Контрафактными являются также экземпляры охраняемых в Российской Федерации произведений и фонограмм, импортируемые без согласия обладателей авторских и смежных прав в Российскую Федерацию из государства, в котором эти произведения и фонограммы никогда не охранялись или перестали охраняться (ст. 48). За защитой своего права обладатели исключительных авторских и смежных прав вправе обратиться в установленном порядке в суд, арбитражный суд или третейский суд в соответствии с их компетенцией.
Новый Закон предусматривает целый комплекс мер, которые обладатель авторских и смежных прав может применить против нарушителя его прав, используя государственное принуждение. Сюда относятся следующие требования:
1) о признании прав;
2) о восстановлении положения, существовавшего до нарушения права, и прекращении действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушению;
3) о возмещении убытков, включая упущенную выгоду;
4) о взыскании дохода, полученного нарушителем вследствие нарушения авторских и смежных прав, вместо возмещения убытков;
5) о выплате компенсации в сумме от 10 до 50000 минимальных размеров оплаты труда, устанавливаемых законодательством Российской Федерации, определяемой по усмотрению суда или арбитражного суда, вместо возмещения доходов или взыскания прибыли;
6) о принятии иных, предусмотренных законодательными актами мер, связанных с защитой их прав.
Указанные в подпунктах 3-5 меры применяются по выбору обладателя авторских и смежных прав (ст. 49). Важно подчеркнуть введение непривычной и новой для российского права формы ответственности нарушителя в виде выплаты компенсации в пределах размеров, установленных Законом, по усмотрению суда (арбитражного суда), которая в определенной степени аналогична statutory damage и позволяет обладателю авторских и смежных прав обойтись без трудоемкого и сложного доказывания его убытков или доходов нарушителя.
Важной новеллой Закона является норма о том, что помимо возмещения убытков, взыскания дохода или выплаты компенсаций в твердой сумме, суд (арбитражный суд) может вынести решение о конфискации контрафактных экземпляров произведения или фонограммы, также материалов и оборудования, используемых для их воспроизведения. Контрафактные экземпляры произведения и фонограммы по требованию обладателя авторских и смежных прав могут быть переданы последнему (ст. 49). Предусмотрены в Законе и меры, связанные со способами обеспечения по делам о нарушении авторских и смежных прав (ст. 50).


8. Переходные нормы по введению в действие Закона

Эти нормы содержатся в Постановлении Верховного Совета Российской Федерации "О порядке введения в действие Закона Российской Федерации "Об авторском праве и смежных правах". В нем указано, что Закон вступает в силу со дня его опубликования и применяется к отношениям по созданию, а также по использованию объектов авторского права и смежных прав, возникающим после введения в действие указанного Закона.
П.3 Постановления содержит крайне важную норму о том, что сроки охраны прав, предусмотренные ст. 27 (авторские права) и 43 (смежные права) Закона, применяются во всех случаях, когда 50-летний срок действия авторского права или смежных прав не истек к 1 января 1993 г. Иными словами, Закон будет охранять произведения и объекты смежных прав, выпущенные в свет до даты его вступления в силу, если не истек 50-летний срок с момента смерти автора (авторское право), выпуска в свет фонограммы (смежные права) и тому подобное. Тем самым, Закону придана обратная сила в отношении ранее созданных произведений и объектов смежных прав.
Поскольку новый Закон вообще не предусматривает авторского права юридических лиц, то Постановление решает вопрос об авторских правах юридических лиц, возникших по ранее действовавшему законодательству. Установлено, что авторское право юридических лиц, возникшее до введения в действие указанного Закона, прекращается по истечении 50 лет с момента правомерно обнародованного произведения или его создания, если оно не было обнародовано. В отношении радио- и телепередач (передач в эфир), авторскими правами на которые ранее пользовались соответствующие юридические лица (ст. 486 ГК РСФСР), предусмотрено следующее: если с момента их правомерного обнародования (создания, если они не были обнародованы), не истек 50-летний срок, то они с даты введения в действие указанного Закона охраняются в течение оставшегося срока как объекты смежных прав.
Новый Закон об авторском праве и смежных правах отменяет действие всех ранее принятых законодательных и нормативных актов, противоречащих его положениям, и прямо устанавливает, что раздел об авторском праве Основ 1991 г. более не применяется.











Г Л А В А Д Е В Я Т А Я

ПРАВОВАЯ ОХРАНА ПРОГРАММ ДЛЯ ЭВМ И БАЗ ДАННЫХ


1. Историческая справка

Впервые в мире программа ЭВМ в качестве объекта правовой охраны была зарегистрирована в ноябре 1961 г. в США. В результате практического рассмотрения ряда заявок Регистр США по авторскому праву выпустил циркуляр № 61 о регистрации программ ЭВМ. В качестве необходимого условия регистрации для предоставления правовой охраны этот документ исходил из наличия оригинальных особенностей элементов компоновки, выбора, расстановки и текстовых выражений.
В мае 1964 г. Ведомство по охране авторских прав (Copyright Office) объявило, что начинает принимать на регистрацию программы ЭВМ. Несмотря на сомнения в эффективности подобной охраны, такая известная фирма как IBM, зарегистрировала многие свои программы. В апреле 1965 г. была организована Президентская комиссия, в задачи которой входила разработка рекомендаций по изменению патентной системы. В 1966 г. эта комиссия сделала вывод о непатентоспособности программ ЭВМ. В этом же году патентное ведомство опубликовало временные указания, согласно которым некоторые алгоритмы были признаны патентоспособными. В 1967 г. в Конгресс был внесен законопроект, в котором были учтены рекомендации комиссии, однако проект встретил серьезные возражения и не был принят.
Соответствующая поправка к закону об авторском праве была принята в США лишь в 1980 г. Важно отметить, что многие программы в США признаются охраноспособными по нормам патентного права и существует даже специальный класс в национальной патентной классификации. Однако, отношение к патентоспособности программ для ЭВМ имеет явно выраженный периодический характер, т.е. критерии их патентоспособности то ужесточаются, то существенно смягчаются. Не в последней степени это определяется и прецедентным характером англо-саксонской правовой системы, когда судебные решения являются не менее важными источниками права, чем законодательные акты конгресса.
На международном уровне вопрос о возможности и целесообразности правовой охраны программ (программного обеспечения) для ЭВМ впервые рассматривался в 1971 г. Консультативной группой правительственных экспертов Всемирной организации интеллектуальной собственности (ВОИС). Затем работы в этом направлении были продолжены Международным бюро ВОИС и Консультативной группой неправительственных экспертов в течение 1974-1977 гг. Параллельно эта проблема обсуждалась в рамках Международной ассоциации промышленной собственности (АИППИ). На конгрессе АИППИ в Сан-Франциско в 1975 г. было решено до разработки норм специальной охраны программного обеспечения пользоваться возможностями, которые предоставляет национальное законодательство (преимущественно в форме авторского права).
В 1978 г. ВОИС были одобрены Типовые положения по охране программного обеспечения вычислительных машин. Эти Положения состояли из девяти разделов, содержащих определения основных терминов, основных прав на программное обеспечение и условий их возникновения, а также срока действия, возможной компенсации и т.п. Дополнительно рассматривалась возможность заключения соответствующего многостороннего международного договора по охране программного обеспечения. Однако ни в одной из стран-участниц ВОИС эти Положения не послужили фактической основой для принятия специального законодательства. В результате оправдалось предвидение авторов Положений о том, что они (Положения) будут использоваться преимущественно для уточнения существующих правовых норм, законов и соответствующей терминологии. Положения представляли собой на тот период просто полное изложение всех проблем и путей их решения в области правовой охраны программного обеспечения.
В 1980-1985 гг. в США, Великобритании, Франции, Венгрии, Японии и других странах мира были приняты поправки к законодательству об авторском праве, которые обеспечивали достаточно эффективную защиту программного обеспечения. Таким образом, с повестки дня ВОИС и АИППИ был фактически снят вопрос о введении специальной охраны программного обеспечения, вытекающий из Положений 1978 г. В связи с этим оказалось неактуальным и заключение соответствующего международного договора, т.к. охрана прав авторов программ обеспечивается в соответствии с положениями Всемирной (Женевской) и Бернской конвенций.
Как показывает дальнейший опыт работ ВОИС по разработке многосторонних международных договоров (таких как Вашингтонский договор 1989 г. о правовой охране топологий интегральных микросхем) договоры такого рода не обеспечивают на деле гармонизацию интересов развитых и развивающихся стран. Поэтому Вашингтонский договор не ратифицирован основными странами-участницами и до сих пор не вступил в силу.
Гораздо более продуктивный подход был заложен в отчет Комиссии ЕЭС по авторско-правовой охране ("Green Paper on Copyright"), подготовленный в июне 1988 г. Глава 5 этого отчета была посвящена авторско-правовой охране программ ЭВМ. В результате анализа состояния правовой охраны этих объектов на национальном уровне Комиссия предложила Совету ЕЭС принять соответствующую директиву (директива Совета 91/250/ЕЭС от 14.05.91). По существу Директива 1991 г. устанавливала минимальный перечень норм, которые должны быть отражены в национальном законодательстве стран-участниц ЕЭС по авторскому праву не позднее января 1993 г. И именно такой подход был принят большинством европейских стран при доработке своего национального законодательства.
Той же Комиссией ЕЭС подготовлен проект директивы о правовой охране баз данных, которая была принята в качестве официального документа ЕЭС в марте 1996 года. Впрямую правовая охрана баз данных регулируется в законах об авторском праве немногих стран. Классическим примером такого законодательства является закон об авторском праве Японии. В США и многих европейских странах электронные базы данных рассматриваются как сборники (наряду с энциклопедиями, различными каталогами и т.п.).
В бывшем СССР обсуждение теоретических основ возможных форм правовой охраны программ для ЭВМ началось в 1971 г. Однако эти работы до конца 70-х гг. ограничивались рамками немногих научно-исследовательских организаций и соответствующими публикациями в трудах национальной группы АИППИ. В 1979 г. было принято постановление ГКНТ № 581 (от 10.12.79) "О повышении эффективности функционирования и использования ГосФАП". Этим постановлением создавалась единая система Государственного фонда алгоритмов и программ (ГосФАП) на базе многочисленных отраслевых и территориальных фондов, которые были в свое время учреждены постановлениями ГКНТ № 28 (1966 г.), № 443 (1969 г.) и № 258 (1975 г.). В соответствии с постановлением № 581 создавался центральный информационный фонд ГосФАП и отраслевые фонды, которые аккумулировали все программы (программные средства, или ПС), разработанные бюджетными организациями и предприятиями.
Указанные фонды обязывали разработчиков программных средств проводить их испытания в трехмесячный срок после завершения разработки, сдавать ПС в фонд вместе с текстовой и эксплуатационной документацией и обеспечивать постоянное сопровождение и обновление. Фонд имел право тиражировать ПС по запросам любых пользователей за чисто символическую плату (по стоимости затрат на тиражирование магнитного носителя и документации). Авторы этих программ не получали никакого дополнительного вознаграждения, т.к. считалось, что их трудозатраты вполне компенсированы заработной платой по основному месту работы. Естественно, что такой принцип организации фондов не стимулировал ни организации, ни авторов к новым разработкам и сопровождению ранее разработанных программных средств.
В феврале 1984 г. было принято постановление ГКНТ № 41, согласованное с рядом заинтересованных министерств и ведомств. Одним из основных последствий принятия указанного постановления явилось приравнивание программ для ЭВМ к объектам новой техники, т.е. разработчики программных средств могли получать премии в размере до шести должностных окладов в год. Однако постановление № 41 рассматривало программы для ЭВМ как продукцию производственно-технического назначения, а не как объект авторского права. Именно в этом постановлении был впервые введен официально термин "программный продукт" (который впоследствии был включен в ГОСТ 28806-90).
Работы по созданию нормативной базы и практической реализации правовой охраны программных средств на ведомственном уровне значительно активизировались после создания в 1987 г. Государственного комитета СССР по вычислительной технике и информатике (ГКВТИ). По инициативе ГКВТИ было принято постановление Совета Министров СССР от 22 апреля 1988 г. № 511 "Об улучшении работ в области программного обеспечения вычислительной техники и информатики". В соответствии с этим постановлением в 1988 г. было разработано до 30 различных нормативных документов, в том числе "Положение об учете и охране авторских прав разработчиков программных средств вычислительной техники и информатики".
Основными недостатками этого пакета документов являлись их внутриведомственный уровень и отношение к программным средствам как объектам одновременно и авторского права и вещного права. В 1989-90 гг. в СНПО "Алгоритм" при ГКВТИ был проведен цикл НИР, в результате которых было сформулировано новое положение о правовой охране программ для ЭВМ как объектах авторского права. Но это положение не было утверждено на уровне Совета Министров СССР в связи с распадом СССР в конце 1991 г.
Эти работы нашли свое логическое завершение в Законе Российской Федерации "О правовой охране программ для электронных вычислительных машин и баз данных" (вступившем в силу с 20 октября 1992 г.). Указанный закон вошел в блок из четырех законов об охране объектов интеллектуальной собственности, принятие которых было предусмотрено статьей VIII российско-американского (советско-американского) торгового соглашения, подписанного в июне 1990 г. и ратифицированного в июне 1992 г. Упомянутая статья и обменные письма к Соглашению (1990 года) предусматривали унификацию российского национального законодательства с европейским и американским законодательством об охране интеллектуальной собственности. И наконец, в августе 1993 г. вступил в силу Закон Российской Федерации "Об авторском праве и смежных правах", который окончательно зафиксировал, что программы для ЭВМ и базы данных являются объектами авторского права и их использование регулируется соответствующим Законом РФ. При разработке этих двух законов были учтены основные положения директивы ЕЭС 1991 г. и соответствующие нормы законодательства ведущих стран в области вычислительной техники.


2. Основные положения


Система источников права

Международные соглашения Российская Федерация является участником ряда многосторонних соглашений в области правовой охраны интеллектуальной собственности. Применительно к правовой охране программ для ЭВМ и баз данных это прежде всего Всемирная (Женевская) конвенция об авторском праве (1952 г.) и Конвенция, учреждающая Всемирную организацию интеллектуальной собственности (Стокгольм, 1967 г.). К первой из этих конвенций Российская Федерация (СССР) присоединилась 27 мая 1973 г., а ко второй - с 12 октября 1967 г.
30 ноября 1994 г. опубликовано и вступило в силу постановление Правительства Российской Федерации от 3 ноября 1994 г. № 1224, которое предусматривает присоединение Российской Федерации к Бернской конвенции об охране литературных и художественных произведений в редакции 1971 г., Всемирной конвенции об авторском праве в редакции 1971 г. и дополнительным Протоколам 1 и 2, Конвенции 1971 г. об охране интересов производителей фонограмм от незаконного воспроизводства их фонограмм. Пунктом 2 этого Постановления дано поручение Министерству иностранных дел РФ оформить присоединение Российской Федерации к указанным конвенциям и протоколам. В части Бернской конвенции в постановлении содержится оговорка, что ее действие не распространяется на произведения, которые на дату вступления этой Конвенции в силу для Российской Федерации уже являются на ее территории общественным достоянием. Эта оговорка основана на п. 4 ст. 18 Бернской конвенции. Присоединение к упомянутым конвенциям окончательно состоялось 13 марта 1995 г.
Значение указанных конвенций состоит в том, что они обеспечивают реальную правовую охрану объектов авторского права в странах-участницах соответствующих союзов путем предоставления охраны произведениям национальных и иностранных авторов на основе национального режима. Конвенции устанавливают перечень охраняемых произведений и соответствующих исключительных прав, минимальные требования к сроку охраны и т.п. Произведения иностранных граждан пользуются в странах-участницах соответствующих союзов охраной, которую эти страны предоставляют своим гражданам при условии, что эти произведения впервые выпущены в свет на территории любой страны-участницы такого союза. Применение знака охраны авторского права © регламентируется ст. 3 Всемирной конвенции.
При разработке российского законодательства в полной мере были учтены положения директивы Совета ЕЭС 1991 г. В части правовой охраны программного обеспечения эти положения сводятся к следующему:
правовая охрана должна распространяться в отношении программ ЭВМ, зафиксированных в любой форме и на любом носителе информации;
программы должны охраняться, если они оригинальны, т.е. предполагается, что они являются результатом собственной интеллектуальной деятельности их создателя и не являются общеизвестными среди разработчиков программного обеспечения;
протоколы доступа, средства сопряжения и способы их реализации (т.е. правила и средства интерфейса как таковые) должны исключаться из охраны;
право разрешения выполнять определенные действия должно с одной стороны включать право на использование (в возможно более широкой трактовке этого понятия), с другой - право на копирование, сдачу в аренду, адаптацию и перевод;
должно предоставляться право на адаптацию программы законным пользователем исключительно в личных целях и в объеме предоставленной им лицензии;
копирование программы ЭВМ в личных целях не должно осуществляться без разрешения правообладателя, а изготовление резервных копий законным пользователем должно производиться без получения такого разрешения;
срок охраны должен начинаться с даты создания программы и продолжаться 50 или 20-25 лет;
вопрос об авторстве в отношении программ ЭВМ, исключающий вопрос об авторстве на программы, создаваемые с помощью ЭВМ, должен решаться на национальном уровне стран-членов ЕЭС;
охрана должна предоставляться создателям, являющимся гражданами стран-членов Бернской или Всемирной конвенций или предприятиям этих стран, а также по возможности, всем физическим и юридическим лицам, независимо от места происхождения или гражданства (подданства);
в случаях правонарушения бремя доказывания в отношении копирования должно возлагаться на подозреваемого правонарушителя, если истец представил в суд доступные ему версии своей программы и показал сходство и подтвердил факт доступности своей программы для подозреваемого правонарушителя.
Кроме перечисленных международных конвенций появились документы, регламентирующие отношения на уровне стран-участниц Содружества Независимых Государств (СНГ). В частности, одиннадцать республик бывшего СССР 24 сентября 1993 г. подписали "Соглашение о сотрудничестве в области охраны авторского права и смежных прав", которое относится к числу так называемых рамочных соглашений и устанавливает лишь общие принципы взаимодействия в данной области. Единственное двустороннее соглашение, подкрепляющее данное многостороннее соглашение стран СНГ, подписали 23 июня 1993 г. Армения и Российская Федерация. Кроме того на заседании Межпарламентской Ассамблеи 23 мая 1993 г. был принят "Рекомендательный законодательный акт о принципах регулирования информационных отношений в государствах-участниках межпарламентской ассамблеи". Однако этот документ регламентирует лишь принципы информационного обмена между странами СНГ и соответствующей защиты информации.
Российско-американское торговое соглашение, ратифицированное в июне 1992 г., устанавливает принципы двусторонних отношений и в части правовой охраны объектов интеллектуальной собственности. С другими странами двусторонние соглашения в области правовой охраны программ для ЭВМ и баз данных или авторского права в последние несколько лет не подписывались. Ранее СССР подписал ряд соглашений о взаимной охране авторских прав с бывшими европейскими странами СЭВ и Австрией (1975 - 1983 гг.). Но в этих соглашениях регулировались в основном вопросы о порядке сбора авторского вознаграждения и избежания его двойного налогообложения.


Законы РФ Правовая охрана программ для ЭВМ и баз данных впервые в полном объеме введена в Российской Федерации Законом "О правовой охране программ для электронных вычислительных машин и баз данных".
Статьи Закона сгруппированы в четыре главы. В первой главе сформулированы основные понятия, применяемые в данной области. Они включают определения обоих объектов охраны, условий признания авторского права, срока охраны и сферы действия Закона. В первой статье Закона особо выделены понятия адаптации, модификации и декомпилирования программы для ЭВМ или базы данных. С помощью этих понятий разграничиваются действия, которые можно и нельзя осуществлять без согласия автора (правообладателя). Не менее важно гнездо понятий, относящихся к использованию программы для ЭВМ или базы данных и включающих их воспроизведение, распространение, выпуск в свет и иные действия по введению в хозяйственный оборот.
Во второй главе приведены нормы, регулирующие исключительные авторские права. В отдельных статьях этой главы однозначно разграничены личные и имущественные права автора, определен порядок передачи имущественных прав, в том числе и на программы для ЭВМ и базы данных, созданные в порядке выполнения служебных обязанностей (по заданию нанимателя). Специальная статья, посвященная праву на регистрацию программы для ЭВМ и базы данных, устанавливает требования к регистрации данных объектов в Российском агентстве по правовой охране программ для ЭВМ, баз данных и топологий интегральных микросхем (РосАПО).
В третьей главе конкретизированы особенности использования программы для ЭВМ и базы данных по договору с правообладателем, а также особенности их свободного воспроизведения и адаптации и условия свободной перепродажи отдельных экземпляров. В четвертой главе приведены нормы, обеспечивающие защиту прав автора (правообладателя) программы для ЭВМ или базы данных.
Впервые программы для ЭВМ и базы данных были упомянуты как объекты интеллектуальной собственности еще в ст. 2 Закона РСФСР "О собственности в РСФСР", принятом 24 декабря 1990 г. Однако в этом законе не было дано определения программы для ЭВМ и базы данных, сроков охраны, режима использования, т.е. отнесение программ для ЭВМ и баз данных к охраняемым объектам в упомянутом законе лишь декларировалось.
Частично эта задача была решена 3 августа 1992 г., когда вступило в силу постановление Верховного Совета Российской Федерации от 14 июля 1992 г. № 3301-1. П.1 этого постановления предусматривал временное применение (до принятия нового гражданского кодекса Российской Федерации) "Основ гражданского законодательства Союза ССР и республик". Раздел IV Основ содержал ряд норм, регулирующих вопросы авторского права. В частности, в ст. 134 Основ программы для ЭВМ и базы данных были прямо отнесены к охраняемым объектам, а в подпункте 6) п. 2 ст. 138 определялись случаи свободного использования программ для ЭВМ. В соответствии с разделом IV Основ регулировались объем исключительных прав, режим использования и защита прав авторов программ для ЭВМ и баз данных.
Окончательно отнесение программ для ЭВМ и баз данных к объектам авторского права зафиксировано в ст. 2 Закона Российской Федерации "Об авторском праве и смежных правах", который был принят 9 июля, а вступил в силу 3 августа 1993 г. В этой статье в числе законодательных актов, образующих законодательство РФ об авторском праве, прямо указан и Закон "О правовой охране программ для электронных вычислительных машин и баз данных". В Законе об авторском праве и смежных правах содержится также ряд норм, уточняющих и развивающих отдельные положения Закона о правовой охране программ для ЭВМ и баз данных. Это прежде всего относится к различным видам авторских договоров и договоров заказа, территории действия договора, определению автора произведения по закону государства, на территории которого имел место юридический факт, послуживший основанием для обладания авторским правом, уточнению определения свободного использования программ для ЭВМ и баз данных.
Чтобы пояснить смысл последней из упомянутых норм Закона об авторском праве, приведем конкретный пример. Известно, что в США все права на произведение (например, программу для ЭВМ), созданное по заданию работодателя, принадлежат последнему. Работодателю принадлежит не только исключительное имущественное право использовать это произведение, но и все личные неимущественные права, включая право считаться автором произведения и право на форму указания имени автора при выпуске произведения в свет. Поэтому, если программа была разработана в США, например, по заданию фирмы Microsoft, и впервые выпущена в свет также на территории США, то в качестве автора этой программы на территории Российской Федерации также будет признана фирма Microsoft, а не ее конкретный разработчик.
В налоговом законодательстве Российской Федерации предусмотрены немногочисленные льготы для объектов авторского права и их авторов и правообладателей. Так, в подпункте 1к ст. 5 Закона "О налоге на добавленную стоимость" предусмотрено, что не облагается НДС "получение авторских прав". В соответствии со ст. 11 Закона "О правовой охране программ для ЭВМ и баз данных" исключительные авторские права могут быть переданы только по договору, заключаемому как правило в письменной форме. Следовательно основанием для освобождения от уплаты НДС является авторский договор, содержащий существенные условия, перечисленные в упомянутой статье, а также ст. 31 Закона об авторском праве и смежных правах.
В ст. 11 (абзац 5) Закона "О подоходном налоге с физических лиц" предусмотрено, что при выплате авторских вознаграждений, а также при исчислении налога по совокупному годовому налогу учитываются документально подтвержденные расходы. Там же сказано, что, если они не могут быть подтверждены документально, они учитываются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации. Такой порядок установлен постановлением Правительства Российской Федерации от 28 мая 1992 г. № 355. В приложении к постановлению предусмотрены нормативы для различных объектов, если расходы не могут быть подтверждены документально. В частности, для программ для ЭВМ и баз данных такой норматив составляет 20 % от суммы выплаченного вознаграждения.


Основные понятия

Под "программой для ЭВМ" в Законе понимается объективная форма представления совокупности данных и команд, предназначенных для функционирования электронных вычислительных машин (ЭВМ) и других компьютерных устройств с целью получения определенного результата. Данный термин включает также подготовительные материалы, полученные в ходе разработки данного объекта и порождаемые ею аудиовизуальные отображения. При этом каждое аудиовизуальное отображение, взятое в отдельности (например, заставка к игровой программе и т.п.), может рассматриваться и как художественное произведение (т.е. как отдельный самостоятельный объект авторского права).
Под "базой данных" понимается объективная форма представления и организации совокупности данных (статей, расчетов и т.д.), систематизированных таким образом, чтобы эти данные могли быть найдены и обработаны с помощью ЭВМ.
Под "воспроизведением программы для ЭВМ или базы данных" понимается изготовление одного или более экземпляров этих произведений в любой материальной форме, а также их запись в память ЭВМ.

<< Предыдущая

стр. 6
(из 11 стр.)

ОГЛАВЛЕНИЕ

Следующая >>